Златоглазка кусается или нет?

Живая природа Крыма весьма богата, в ней есть необычные по типу и привычкам разновидности. К сожалению, многие далекие от биологии люди путаются в «народных» и неточно переданных названиях, смешивают в воображении несколько подвидов в один и приписывают мирным обитателям ужасающие свойства. Крымский богомол – жертва подобной несправедливости. Чем же он опасен для человека? Кусается или нет? Чем питается? Ответы на эти вопросы – ниже!

Виды крымских богомолов

Дело в том, что в Крыму обитает не один, а минимум пять видов богомолов (многие специалисты полагают, что 7). Среди них есть и удостоенный названия «крымский» (Ameles taurica). Но это далеко не наиболее распространенный и наименьший в отряде на полуострове. Туристы же и непосвященные местные жители обычно замечают другую разновидность, обыкновенного (Mantis religiosa), полагая его «крымским».

Крымский богомол – наименьший в отряде на просторах Крыма (менее 3 см), водится также в Краснодарском крае, на юге Украины. Он сероватого или коричневатого цвета. Самцы имеют развитые прозрачные крылья и хорошо летают. У противоположного пола более полное брюшко, крылья сильно укорочены, летать они не могут. У этого вида мужские особи огромней самок, что нетипично для богомолов.

Обычный богомол гораздо больше (самочки бывают крупнее 7 см), хорошо летает, цвета попадается серовато-коричневого или зеленого. Он традиционен во всей Европе, исключая полярные и приполярные регионы, крупнейший в отряде в этой части света.

Как видим, описание не позволяет перепутать два типа, но несведущие в биологии люди полагают, что разные размеры – показатель различного возраста насекомых. Маленькие личинки богомолов действительно относительно похожи на взрослых, но дело все же не в этом.

Кроме названных, в Крыму живут и другие богомолы, включая такой экзотический по облику, как эмпуза полосатая. Туристы, которым посчастливилось ее встретить, обязательно делают фото – попугать знакомых. Некоторые занесены в Красную книгу. Но все они, кроме «обыкновенного», встречаются относительно редко.

Ареол обитания и чем питается

Встретить богомола можно в любой части Крыма. Не живет он только на камнях и пляжах – ему нужна богатая растительность. Но в степи встречается.

Богомол – активнейший хищник. Питается он любыми насекомыми, червями, даже маленькими ящерицами и лягушатами, не стесняясь нападать на существа больше себя по габаритам. Однозначно установить, вредны или полезны богомолы для человека не получится – у них нет пищевой специализации, они с одинаковым аппетитом скушают полезнейших шмеля или божью коровку и вреднейшую бабочку-пяденицу.

Но богомолы – не сторонники скоростных погонь за добычей. Они хладнокровные, порой часами сидят в засаде, поджидая, пока потенциальный обед приблизится на дистанцию броска шипастых передних ног. Впрочем, хоть и выглядят умильно сложенными для молитвы, обладают огромной силой и надежно удерживают добычу. Мимикрирующая (маскирующая) окраска и форма тела позволяет им надежно прятаться среди травы и веточек.

Какую опасность несут богомолы человеку?

Чем опасен для человека крымский богомол? Если речь идет именно об Ameles taurica, то он вовсе не представляет угрозы. Как все хищники, кусается, но не может заметно повредить плотный и толстый человеческий покров. Насекомые эти не ядовиты.

Но более габаритный обыкновенный богомол иногда причиняет людям неприятность. Реальной опасности в этом нет, но кусается он довольно больно. Но что еще хуже – он легко хватает за палец сильными передними ногами, а длинные колючие шипы на них с высокой вероятностью пробьют кожу. В результате ножки «заякорятся» на «добыче», а разжать их вовсе не просто – это неприятно, да и выглядит, как правило, пугающе.

Меры предосторожности

Но этой страсти не случится, если не пытаться ловить богомола. Человек должен обладать определенной выдержкой, хорошей координацией и некоторыми знаниями, чтобы суметь поймать крупную особь без последствий.

Неловкие же охотники потом долго отдирают от себя храбро обороняющегося «противника» и жалуются на боль в искусанных и исколотых пальцах. Сам же он, даже оказавшись на месте привала туристов, нападать на людей не станет.

Особенно внимательно следует отнестись к «антибогомольной» профилактике среди детей. Их надо убедить, что живых существ в природе нельзя как попало хватать. У ребенка кожа нежнее, чем у взрослых – богомол может причинить им сильную боль и напугать.

Никаких особенных медицинских мер при укусе принимать не нужно. Если кожа повреждена, достаточно смазать ее любым обеззараживающим средством. Боль пройдет через пару минут. Аллергии на укус богомола не возникает – он не вводит в ранку никаких веществ.

Крымский богомол, как и другие представители этого семейства, – украшение природы, проявление ее богатства и разнообразия. Не стоит тревожить его просто потому, что он существуют и забавно выглядит. Тогда не нужно будет беспокоиться и о проколах на пальцах. Интересный факт – богомолов успешно содержат как домашних животных. В заключение – как всегда, познавательное видео, приятного просмотра!

Вчера местные жители испугались массового нашествия неизвестных маленьких насекомых. Кадры природной аномалии оперативно распространились по соцсетям.
Астраханцы предположили, что улицы города оккупировала златоглазка обыкновенная. Эти насекомые свойственны нашим местам, но, правда, в таком количестве они раньше не встречались. И уж тем более в конце августа. Непонятно также, что повлияло на массовый захват улиц города.

Апокалиптичную картину сегодня нам прокомментировал бессменный ведущий рубрики «Записки астраханского натуралиста» Владимир Паньков. По его словам, нашествие «зеленых» — явление, скорее, ненормальное для нашего региона. Занесло насекомых, вероятно, ветром, поспособствовать их появлению могло и глобальное потепление.

Кстати, то, что астраханцев атаковала златоглазка обыкновенная, Владимир сильно сомневается. По его словам, это не кто иной, как мокрецы. Только они способны так рьяно проникнуть в москитные сетки, да и к тому же они кусаются, о чем и пишут местные жители в соцсетях. Последствия от их укусов могут быть серьезными, ведь они входят в состав сибирского гнуса.
Теперь остается только надеяться, что мокрецы у нас не приживутся.

Насекомые

О насекомых сохранилось несколько легенд. Когда Сатана в подражание Богу стал тоже лепить из глины человека (как мы уже знаем, в результате у него получился козел или волк), то сделанное им существо вышло таким большим, что его пришлось обстругивать. Вот из этих-то стружек и пошли на свете комары, мухи, оводы и прочие вредные насекомые. Другая легенда так объясняет происхождение насекомых и пресмыкающихся: когда Сатана в подражание Богу решил сделать своего человека, он пригласил себе в помощники ангелов. Отправились они и стали мутить озера и реки, но, сколько ни старались, человека сделать не смогли. А в результате их работы появились разные мухи, оводы, змеи, ящерицы и другая мелкая нечисть.

Легенды по-разному рассказывают о появлении пчел. Самые древние связывают происхождение пчелы с творением мира. Бог создал пчелу одной из первых и сказал ей: «Будешь жить столько, сколько будет свет стоять». Следовательно, когда все пчелы на земле изведутся, наступит конец света. Белорусы приписывают пчелам человеческое происхождение.

Существовало некогда царство рогатых людей с железными зубами. Народ этот не знал веры в Бога. Когда им стало тесно в своем царстве, они пошли войной на православных и отняли у них много земли. Те взмолились Богу, и Он велел царице рогатых людей вернуть землю православным, однако она не послушалась. Тогда Бог в наказание сделал ее пчелиной маткой, а ее народ — пчелами .

В других легендах о сотворении пчел хорошо виден дуалистический мотив соперничества Бога и дьявола:

Бог создал шмелей, а черт — пчел, но в его рое не было пчелиной матки. Видит Бог, что мало ему проку от шмелей — меда нет. Зашел он к черту, а тот накормил его медом. Понравился Богу мед, и Он захотел поменяться с чертом. Черт, разумеется, отказался.

— Хорошо, — говорит Бог, — подари мне хотя бы одну пчелу.

Черт подумал и согласился. Бог дунул на эту пчелу и превратил ее в матку. Пчелиная матка поднялась вверх, и пчелы поднялись за ней и улетели. Черт пустился в погоню, а Бог ему говорит:

— Это, черт, не для тебя пчелы, это пчелы для крестьян, а я тебе покажу твоих пчел.

Повел дьявола к осине и показал ему больших гудящих шершней. Так черт получил шершней, а пчел Бог отдал людям.

Согласно еше одному сказанию, пчел сотворил Бог на благо человеку. Черт позавидовал и стал приставать к Богу, чтобы Он подарил ему несколько пчел. Наконец, нечистый так надоел Богу, что Он швырнул несколько пчел ему в лицо. От удара о черта пчелы стали крупнее, чернее и научились жалить. Из них произошли шершни.

Еще одна легенда рассказывает, откуда взялись осы.

Когда Бог создал пчел, дьявол выследил его и решил сделать то же самое. Пчелу он сделать не смог и смастерил осу, но меда от нее не получил. В гневе он переломил осу на две половинки, но потом решил, что осу можно использовать во вред людям: пусть она их жалит, и снова слепил обе половинки осы вместе. Поэтому у осы такая тонкая «талия» .

Похожая легенда повествует о появлении мухи: черт, из зависти подражая Богу, создал не пчелу, а муху. В легендах мухи и пчелы часто тесно связываются. Например, о происхождении пчел из мух повествует следующая украинская легенда.

Бог однажды пахал поле парой волов. Прилетели две мухи. Одна из них села на вола по кличке Гедз (укр . «овод») и укусила его. Вторая муха, которая села на другого вола по кличке Бджола (укр . пчела), не стала его кусать. Бог благословил эту муху и превратил ее в пчелу, а первую сделал оводом.

Мухами пчел называет и другая легенда:

Когда Христос с апостолами ходили по земле, одна жадная баба не пожелала пустить их на ночлег и дать хлеба, а в апостола Петра даже запустила хлебной лопатой и поранила ему голову. В ране завелись черви. Бог вычистил их из раны и поместил в дупло старого дерева. На обратном пути они заглянули в дупло и увидели там каких-то мух, которые вырабатывали сладкое вещество. Эти мухи и стали пчелами.

Сами мухи считаются нечистыми насекомыми, они произошли из пепла.

Народные пересказы евангельских сюжетов объясняют, почему пчела считается святой, а воск, который она вырабатывает, используется для изготовления церковных свечей.

Когда Христа распинали на кресте, Его мучители приказали цыгану-кузнецу выковать пять гвоздей — для рук, ног и головы. Кузнец выковал только четыре, жалея того человека, для которого они предназначались. Ему приказали забить гвозди в руки, ноги и голову Христа. Цыган руки и ноги прибил, а голову — нет. Пришли мучители и спрашивают:

— Ты голову прибил?

— Да, — отвечает цыган.

— А ну, покажи!

А в это время на лоб Христа села пчела.

— Вот, — отвечает цыган, — видите, гвоздь чернеет.

За то, что пчела спасла Христа от еще больших мучений, ее в народе называют святой. Бог дал ей право собирать нектар со всех цветов и обещал, что ее воск будут использовать для свечей. Цыганам же, в отличие от остальных людей, лгать не грех в память о том цыгане, который своей ложью пытался облегчить муки Христа.

С евангельскими сюжетами связаны и рассказы о появлении меда. Святой Павел бросил кусок сухого хлеба и нечаянно поранил руку Христа. Капля крови Спасителя упала на хлеб. «Из этого хлеба и крови моей, — сказал Иисус, — будет самая сладкая пища для человека». И в тот же момент хлеб превратился в мед.

Появление на свете овода — это наказание людям за то, что они проявили неуважение к Богу или к св. Петру. Как гласит легенда, раньше оводов не было, скотина не мучилась от их укусов и не разбегалась в разные стороны, чтобы избавиться от этих злых насекомых, и поэтому у пастухов жизнь была спокойная и привольная — не надо было собирать разбежавшихся животных в стадо.

Однажды пастухи сидели и ели хлеб, а стадо спокойно паслось рядом. Бог в это время ходил по земле в образе нищего. Подошел он к пастухам и попросил у них хлеба, но пастухи Ему отказали. «Ну, — сказал Господь, — раз так, то пусть ваш скот мучается от оводов». Поскольку это все произошло во время Петровского поста, то наибольшее количество оводов бывает именно в это время.

Другая легенда объясняет, почему оводы мучают коров и почти не трогают овец.

В те времена, когда Бог вместе со святыми ходил по земле, оводы кусали овец, а рогатый скот не трогали. Поэтому коровьим пастухам не было никаких хлопот со стадом, а овечьи сильно мучались, собирая разбегающихся овец. Однажды св. Петр странствовал по земле и захотел пить. Он подошел к пастуху, пасшему коров, и попросил воды. Пастух от безделья совсем обленился, он не захотел вставать и ногой показал св. Петру на кувшин с водой. Св. Петр подошел к овечьему пастуху. А тот из-за тучи оводов, кусавших овец, никак не мог согнать их в стадо. Святой попросил воды и у него. Пастух ответил, что он с радостью дал бы ему воды, но в кувшине вода закончилась, а дойти до колодца он не может, боится, что овцы разбегутся. «Иди, — сказал ему Петр, — овцы будут стоять спокойно». Пастух быстро сходил за водой и поднес ее Петру. Петр напился, поблагодарил овечьего пастуха и сказал: «С этих пор оводы не будут трогать овец, а рогатый скот будет так беситься из-за их укусов, что его и не соберет никто». С этого дня оводы перестали нападать на овец и кусают только рогатый скот.

Вшей и блох, по украинским и белорусским сказаниям, у Бога выпросили бабы, которым нечем было заняться. От скуки они попросили Бога дать им какое-нибудь развлечение. Бог разгневался и кинул бабам за пазуху горсть вшей и блох. По другой легенде, Христос, проходивший в воскресенье по земле, увидел людей, которые сидели и бездельничали, вместо того чтобы быть в церкви. Христос поднял с дороги пригоршню пыли и бросил ее в людей, сказав им: «Вот теперь вам будет чем заняться». Из этой пыли и произошли блохи .

Довольно долго вшивость расценивалась как нормальный и даже необходимый признак каждого живого человека. Полное отсутствие вшей украинцы считали признаком скорой смерти или приближающегося несчастья. По мнению русских, человек, у кого много вшей, счастливый. В народных поверьях вши связаны с деньгами и богатством. Согласно русским и белорусским поверьям, на кого нападают вши или у кого их много, тот будет богатым, получит деньги. Также широко распространено мнение, что вши снятся к деньгам, к богатству. Этот мотив сохранили русские и украинские пословицы и поговорки: «Есть вошь, так будет и грош»; «Богата, как вошь рогата»; «Чужая вошь если за воротник не залезет, так и не разбогатеешь».

Представления о пауке в народной традиции полны противоречий. С одной стороны, паука боятся, им брезгуют как существом поганым, противным Богу. Известна, например, легенда, в которой паук выступает как враг Богоматери, он ее всю оплел своей паутиной. И потому убить паука — полезное дело, за которое простятся сорок грехов. С другой стороны, с пауком связан очень древний мифологический мотив «снования» (то есть тканья) мира: паук «снует паутину, как Бог сновал небо». В Полесье по этой причине нельзя сновать основу для полотна в субботу, потому что в этот день «свет сновался». Здесь никогда не бьют паука, говорят, что паук свет сновал. Созидательная роль паука как творца вселенной основана на архаических индоевропейских представлениях о том, что мир выткан высшим божеством, наподобие полотна. В легендах паук выступает как посредник между небом и землей. Если люди не берегут хлеб и бросают крошки на землю, паук подбирает их, взбирается по своей паутине на небо и предъявляет эти крошки Богу в доказательство того, что у людей достаточно хлеба и им не надо посылать большие урожаи. За то, что паук возводит на людей такую напраслину, в народе его зовут «брехуном».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Когда я увидел эту зверюгу, первая мысль была, что это палочник — такие-же медленные движения, без суеты. Абсолютно не было никаких попыток укусить, того кто держит… спокойно ползала по руке. Но какие нафиг палочники в Саратовской области? Да и видно же, что это кто-то из прямокрылых. Ну не встречался я с ними раньше, не знал что есть такие кузнечики)
Дыбка степная (Saga pedo Pall.) самый крупный кузнечик в России. В длинну достигает примерно 110 мм (самка вместе с яйцекладом). Крылья имеют вид рудиментов. В отличие от других кузненчиков, у дыбки задние ноги не фига не прыгательные. Хотя небольшие прыжки она все таки может делать.
Почти за неделю, что мы там были, лично мне встретились 3 особи (другим не знаю). Учитывая, что данный вид занесен в Красную книгу России (категория 2 — сокращающийся в численности вид), здесь у него похоже более-менее высокая численность. Хотя могу и ошибаться, так как не знаю численность в других местах. 2 особи просто ползало по траве, а одна сидела на травинках в охотничей позе.
Все фотографии сделаны в окр. с. Апалиха, Хвалынский р-н, Саратовская обл.

Златоглазка кусается или нет?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *