Животные холодных районов

Содержание

>Как живут животные в холодных районах

Хозяин севера — белый медведь

Самым крупным хищником холодной Арктики по праву является полярный медведь. По своим размерам и мощи белые медведи уступают лишь бурым родственникам и медведям на Аляске. Чаще всего такие медведи живут на территории пакового льда, а также на территории прибрежных районов.

Основной добычей белых медведей являются рыбы, более маленькие животные, а также планктон, находящийся в полосе прилива. Однако чаще всего белые медведи предпочитают охотиться на небольших тюленей. Тем более, что на территории Арктики их достаточно много.

Во время охоты на других животных, которых белые медведи могут почуять за километр, белые медведи обычно подползают к ним на брюхе. Кто-то также отмечает, что во время охоты белые медведи закрывают черный нос лапой, чтобы, что не выдать себя во время охоты и преследования. После выбора жертвы белый медведь старается схватить его во время броска, а после этого отойти с добычей подальше и насладиться трапезой.

В более теплый период этот хищник перемещается поближе к тундре, чтобы там разнообразить рацион леммингами, птицами, а также лишайниками и ягодами. Что же касается жилища, то самый часто встречающийся вид дома – это дом, создаваемый медведями во льду. Самки белых медведей способны за один раз родить как одного, так и нескольких медвежат.

Тундровая куропатка

Эту птицу можно смело назвать самым настоящим коренным жителем тундры Арктики. Куропатка живет оседло и достигает 33 сантиметров в длину. Питается куропатка листьями, почками и ягодами различных видов низкорослой растительности. После того, как в тундру приходит зима, оперение птицы белеет, а для того, чтобы защититься от морозов, куропатка прячется под снегом.

Интересна семейная жизнь куропатки. В кладке обычно 10-15 яиц, причем их воспитанием занимаются сразу два родителя, что необычно для подобных ей птиц.

Самцы защищают свое потомство самоотверженно, причем иногда для этого пользуется хитростью. Если они видят хищника, то стараются слиться с местностью и выжидают, пока зверь подойдет. После этого самец куропатки резко подпрыгивает перед самым носом хищника, кричит, хлопает крыльями и старается ударить врага по голове. Пока хищник приходит в себя, птенцы уже успевают убежать, а родители – улететь.

Лемминги

И еще один вид живых существ холодных регионов – это лемминги. Сегодня они являются самыми многочисленными млекопитающими грызунами. Питаются эти родственники полевок травой, мхом, а также веточками деревьев и ягодами. Живут они колонами, создавая систему из гнездовых камер и нор.

Периодически происходит массовое размножение этих млекопитающих, что связано с тем, что в период с весны по осень одна самка может родить 20-25 малышей.

>Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме: Холодные районы земли: Северный Ледовитый океан и Антрактида. Животный мир холодных районов

Поделитесь с коллегами:

>»Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов.» >ФИО учителя: Мельникова Татьяна Анатольевна >Тема урока: Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов. >Планируемые результаты учебного занятия: развитие личностных, регулятивных, познавательных учебных действий >- находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их, осуществлять самоконтроль; >- устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями; >- уметь работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир». >- активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; >- уметь осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. >- освоить способы решения проблем поискового характера; >- овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; >- овладеть начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, природных процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; >- овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; >- развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения; >Используемая технология: игровая, здоровьесберегающая, обучение в сотрудничестве, метод проектов.

Режим доступа: kinelschool9.ru/122-metodicheskaya-kopilka-nashih-uchiteley.htm

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Создать благоприятный психологический настрой на работу

— С хорошим настроением мы начинаем урок, на котором узнаем много интересного и удивительного.

Ученики настраиваются на работу.

  • позитивное отношение к предстоящей деятельности;

  • включение в учебную деятельность.

(коммуникативные, познавательные)

2.Этап актуализации и пробного учебного действия

Актуализация опорных знаний и способов действий

  1. Графический диктант

— Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду читать предложение, если вы согласны с тем, о чем в нем говорится, то на смайлике нарисуете улыбку, если не согласны переверните улыбку:— ДА — НЕТ

  1. Беседа на основе имеющихся знаний учащихся по подготовке к постановке цели урока

-В нашей местности происходит смена времён года? — А меняется ли у нас погода с переходом одного времени года к другому?

— Ребята, а как думаете, есть ли на нашей планете Земля такие места, где всегда холодно?

Ученики работают индивидуально

Ученики отвечают на вопросы учителя

  • овладеть логическим действием обобщения;

  • уметь строить рассуждения на основе известных понятий.

(коммуникативные, познавательные)

3.Этап выявления места и причины затруднения

Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока

  1. Инсценирование — А знаете ли вы, что…

Десятки тысяч лет назад весь наш мир был не таким как сейчас. Вечные снега и нетающие льдины покрывали всю Землю. Всегда одинаково холодно, пустынно и печально было здесь. Никогда не заглядывало сюда веселье. А звери и птицы жили на одной огромной льдине.

Ученики высказывают свои мнения, анализируют ситуацию.

  • умение осознавать и формулировать

цель работы на уроке с помощью учителя;

  • понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог;

  • уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • уметь использовать анализ, сравнение для выявления общих и различных свойств понятий (регулятивные, познавательные, коммуникативные)

4.Этап построения проекта выхода из затруднения

Включение учащихся в целенаправленную деятельность

Практическая работа с использованием глобуса

— Отгадайте загадку:

На ноге стоит одной,

Крутит-вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.

— А что такое глобус?

(У учителя на столе демонстрационный глобус). — Рассмотрите глобус и попробуйте догадаться, где же постоянно холодно? Что вам помогло? (Учитель показывает на демонстрационном глобусе Северный и Южный полюс). — Итак, Северный и Южный полюсы расположены в противоположных частях нашей планеты Земля.

Южный

полюс
— Теперь сравним: что общего между Северным Ледовитым океаном и Антарктидой? — А какое отличие между ними? — Итак, скажите, так куда же мы сегодня отправимся в путешествие?

— Тема урока: Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов.

Высказывание предположений, гипотез

(У каждой группы — глобус). Ученики высказывают свои мнения.

  • находить на глобусе Северный Ледовитый океан, Антаркти­ду, Северный и Южный полюса.

(регулятивные)

5.Этап реализации построенного проекта

Организация самостоятельной работы учащихся с источниками информации по поиску новых знаний

Групповая работа, фронтальная беседа на основе презентации и выступлений учащихся — Итак, отправляемся в путешествие, но путешествовать будем группами. Каждая группа получит сейчас конверт с заданием и узнает, что или кого они будут исследовать. Вместе с заданием прилагается план, по которому вы будете строить свое выступление.

Северный Ледовитый океанФизминутка (Каждой группе выдается печатный материал, иллюстрации, энциклопедии, план выступления) — Итак, отправляемся на Северный Ледовитый океан. Покажите его ещё раз на своих глобусах.
Учитель корректирует высказывания детей, демонстрирует слайды по ходу выступления детей.
— Какие холодные районы Земли вы теперь знаете? — Правильно, на нашей планете Земля есть два холодных района — это Северный Ледовитый океан и Антарктида. — Могут ли в природе встретиться белый медведь и пингвин? Почему?

Ученики рассказывают о правилах поведения при работе в группах.

1 группа: Северный Ледовитый океан

Учащиеся совещаются в группе и озвучивают свое выступление по плану.

2 группа: Животный мир Арктики.

Учащиеся совещаются в группе и озвучивают свое выступление по плану.

Белый медведь

3 группа: Антарктида

Учащиеся совещаются в группе и озвучивают свое выступление по плану.

4 группа: Животный мир Антарктиды.

Учащиеся совещаются в группе и озвучивают свое выступление по плану.

Пингвины

  • овладеть начальными сведениями о холодных районах Земли и их животном мире;

  • овладеть базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  • установить причинно — следственные связи между строением, образом жизни животных и природными условиями и на основе этого уметь строить рассуждения;

  • активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

(коммуникативные, познавательные)

Ответы детей

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы:

Групповая работа Физминутка

Бело-чёрные пингвины Далеко видны на льдинах. Вот они шагают дружно, Для порядка это нужно. Оттопырили ладошки И попрыгали немножко. Руки вверх чуть приподняли

И быстрее побежали
— Сейчас каждая группа получит набор карточек с изображением животных и листы с районами Арктики или Антарктиды. Задание: расселите жителей на своих полюсах. (Учитель проходит по группам, проводит текущую проверку).

Представитель от каждой группы выходит к доске и защищает свой проект.
Дети выполняют движения
Группы самостоятельно выполняют задание и сигнализируют поднятыми руками.

Ученики в группах при необходимости исправляют допущенные ошибки.

  • овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

  • формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью;

  • рассматривать и сравнивать иллюстрации, осуществляя проверку группового задания;

  • уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

  • осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • умение работать с раздаточным материалом как средством передачи иллюстративной информации;

  • готовность слушать собеседника.

(познавательные, коммуникативные)

7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

Игровая ситуация — А сейчас игра: «Может ли такое быть?» — Каждый из вас берёт сигнальные карточки. Внимательно слушайте стихи, если вы согласны, показываете зелёный цвет, если не согласны — красный цвет. Будьте внимательны!

Дети, прослушав каждое стихотворение, показывают сигнальные карточки.

  • становление познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, а также мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения.

(коммуникативные, регулятивные, познавательные)

8.Этап включения в систему знаний и повторения

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Фронтальная беседа на основе полученных знаний — Скажите, есть ли такое место, где могут встретиться белый медведь и пингвин? (в зоопарке, в цирке.) — Итак, подведём итог нашего урока. — Какие холодные районы нашей планеты вы знаете? — Чем похожи эти районы? — Можно ли встретить животных в холодных районах нашей Земли? — Как они приспособились к условиям жизни?

Дети отвечают на вопросы учителя.

  • уметь решать проблемные вопросы на основе имеющихся знаний;

  • оценивать результаты работы

(познавательные, коммуникативные)

9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе Оценить свою работу на уроке вам поможет игра «Сели — встали — встали выше».

— Ребята, вы отлично работали на уроке, узнали много нового и интересного, работали дружно в группах.

Спасибо за урок!

Своими действиями ученики дают ответы на вопросы учителя.

  • уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • осознать личностный смысл учения;

  • закрепить положительную мотивацию на учебную деятельность.

(регулятивные)

10. Внеурочное творческое задание (по желанию)

Создание условий для активизации познавательной деятельности через внеурочное творческое задание. — Ребята, предлагаю вам дома, кто желает, выполнить одно из заданий:

  1. Сочинить стихотворение или найти и выучить стихотворение про жителей северного и южного полюсов.
  2. Нарисовать рисунок на тему:

«Мы на Северном полюсе» или «Мы на Южном полюсе»

Найти интересные факты о белых медведях или пингвинах (проиллюстрировать)

Дети выбирают задание по желанию

  • уметь самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, создавать модель для выполнения задания.

(коммуникативные, познавательные)

Заместитель руководителя ОО __________________/Самаркина Н.Ю./

Тема «Животные полярных районов Земли (Арктики)» план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром

на тему: «Животные полярных районов Земли (Арктики)»

Дата провидения:__________

Реализация содержания программы в образовательных областях :Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие.

Виды детской деятельности: Коммуникативная, игровая, двигательная,познавательная.

Цель: закрепление представлений о диких животных крайнего Севера.

Задачи:

  1. Обучающие

— формирование представлений о диких животных Крайнего Севера по их внешнему виду, образу жизни и повадках;

— формирование умения классифицировать животных Арктики;

— Расширение кругозора детей.

  1. Развивающие

— Развитие внимания и зрительного восприятия.

— Расширение словарного запаса, уточнение и активизация словаря по теме «Животный мир крайнего Севера»:

  1. Воспитательные

— формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, инициативности.

— Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Активизация словаря: ( Арктика, айсберг, белый медведь, континент, ласты, ледяной, льдина, морж, олень, песец, полярный волк, полярная сова, рога, северный, север, тюлень и т.д. ).

Предварительная работа: рассматривание картинок по теме.

I. Содержание организованной деятельности детей

Вводное слово воспитателя:

Воспитатель: Ребята, почтальон Печкин принес нам музыкальное письмо. Но вот незадача! Для кого это письмо известно, для нас, а от кого – нет! Давайте прослушаем это письмо, может тогда это нам станет понятно. (Ответы детей)

Звучит музыка.

Где-то на белом свете

Там, где всегда мороз,

Трутся спиной медведи

О земную ось.

Мимо плывут столетья,

Спят подо льдом моря.

Трутся об ось медведи —

Вертится Земля.

Воспитатель: Ребята, вы догадались, из какого края Земли к нам прилетело это письмо? (Ответы детей)

II. Основная часть

Беседа:

Воспитатель: Сегодня мы отправимся на Северный полюс и сделаем фоторепортаж о животных Севера. Но прежде, чем пуститься в путь, мы должны узнать, в какой точке земного шара находится это необыкновенное место.

Воспитатель: Посмотрим на глобус (показываю). Здесь находится Северный полюс – Арктика. Почему это место окрашено белым цветом? Арктика – центральная часть Северного Ледовитого океана с островами и прилегающими побережьями материков. Часть суши, которая прилегает Северному Ледовитому океану, называются тундрой. Здесь холодная и долгая зима и холодное, короткое лето. Летом снег и лед в тундре тают, появляются растения: мхи и лишайники. Правда, у них очень короткие корни, т.к. под верхним слоем оттаявшей почвы земля еще остаётся замороженной и называется вечной мерзлотой. Всё белым-бело здесь до боли в глазах. Но вдруг попадается зеленая льдина. Откуда она здесь? Оказывается, есть мельчайшие растения, которые могут жить в снегах и во льдах. Это снежные водоросли. Зимой наступает долгая полярная ночь: темным-темно и совсем холодно. На чём мы можем отправиться на Северный полюс? На самолёте. А на поезде мы можем туда поехать?

Воспитатель: На чём мы можем передвигаться по Северному ледовитому океану? (На ледоколе) Ледокол – это огромный мощный корабль, который раскалывает льдины, прокладывает путь себе и другим кораблям по океану.

Воспитатель: Вы готовы? Одеваемся очень тепло, не забудьте взять фотоаппараты. Итак, надеваем на себя тёплые комбинезоны, сапоги, шапки, варежки и отправляемся (Имитация одевания).

Физкультминутка

Руки в стороны – в полёт отправляем самолёт.

Правое крыло вперёд, левое крыло вперёд.

Раз, два, три, четыре – полетел наш самолёт.

Воспитатель: Ну вот, ребята, мы с вами и на месте. Кругом большие льдины, плавают айсберги. Очень холодно в Арктике, но, несмотря на огромные льдины и вечную мерзлоту, там есть такие обитатели, которые больше нигде не встречаются. Кого же мы можем встретить здесь в таких суровых, условиях?

Воспитатель предлагает отгадать загадки:

Толстый в складку богатырь —

В ластах и безухий.

Ковыряет со дна морского

Раковин покушать.

У него клыки, как сабли,

Мех короткий, но густой.

Угадайте-ка, ребятки,

Что за богатырь такой. (Морж).

Воспитатель: Морж – крупное хищное животное. Питается рыбой, охотясь на неё в море. Посмотрите, ребята, у него нет лап, а есть ласты. Морж прекрасный пловец, не смотря на то, что выглядит неуклюжим и неповоротливым на суше. У них два клыка, которые используются в боях и чтобы выбираться на лед для отдыха. Морж может съесть 3000 моллюсков в день. Вес достигает 1000 кг, а длина 4м.

Включается запись звуков, которые издаёт тюлень.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, кто издаёт эти звуки? (Тюлени)

Воспитатель: Тюлени живут как в Арктике, так и в Антарктиде. Тюленям не даёт замерзнуть толстый слой подкожного жира. Они приспособлены к жизни в воде, поэтому у них удлинённое обтекаемое тело, покрытое мехом, удобное для плавания, а все четыре конечности превращены в ласты. Эти животные быстро и проворно плавают в воде, а на суше неуклюже передвигаются, ползая на брюхе. Как вы думаете, чем питаются тюлени? Кто охотится на тюленей?

Воспитатель: Слушайте следующую загадку.

Длинный мех бел, как снег.

Ест тюленей и рыб на обед.

Он отличный пловец —

И заботливый отец.

Трёхметровый великан,

Весит тысячу кило (белый медведь)

Воспитатель: Белый медведь дикое хищное животное. Он больше, крупнее бурого медведя. Питается рыбой, моржами, нерпами. У него широкие могучие лапы, которые позволяют ему не только передвигаться по суше, но и в воде. Белый медведь – превосходный пловец и ныряльщик. Не смотря на то, что вода в северных морях очень холодная, медведь может находиться в ней очень долго и проплывать большие расстояния потому, что под кожей у него толстый слой жира, который не позволяет замёрзнуть.

Воспитатель: А вот, ещё каких животных и птиц можно встретить на просторах Арктики (северный олень, полярный волк, песец, белые гуси, различные чайки).

Воспитатель предлагает отгадать последнюю загадку о северном сиянии. Показывает слайд с изображением северного пейзажа.

Воспитатель: Отгадайте загадку и узнайте, какое явление природы можно наблюдать в Арктике?

Что за чудо, чудеса:

Загорелись небеса!

Ой, горит-пылает пламя

Над сверкающими льдами!

Кто зажег огонь чудесный,

Золотой костер небесный?

Никого за тучей нет.

Это с неба льется свет. (Северное сияние)

Воспитатель: Ребята, такое явление неживой природы на территории нашей страны можно наблюдать только на крайнем севере, в Арктике. Скажите, правда, похоже на радугу?

Дидактическая игра «Узнай по контуру»

Педагог демонстрирует слайд с контурами животных Севера. Дети узнают и называют животных. Затем составляют предложения с этими словами. Можно усложнить игру и попросить детей назвать детенышей этих животных (олень, тюлень, медведь, морж).

Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться (физкультминутка):

Руки в стороны – в полёт отправляем самолёт.

Правое крыло вперёд, левое крыло вперёд.

Раз, два, три, четыре – полетел наш самолёт.

Воспитатель: Вот мы и дома. Давайте посмотрим, какие фотографии у нас получились.

III. Итог занятия:

Воспитатель вместе с детьми приклеивает фотографии в альбом.

  • Где мы побывали? (На Северном полюсе)
  • Какое необычное явление в небе мы увидели на Северном полюсе? (приклеивается фотография северного сияния)
  • Чем покрыт Северный Ледовитый океан?
  • Что происходит со сменой дня и ночи на Северном полюсе?

(полгода длится полярный день, полгода полярная ночь)

  • Каких животных мы встретили? (Белого медведя, тюленя, моржа)

(Приклеиваются фотографии животных)

  • Почему эти животные не мёрзнут? Чем покрыто тело медведя, тюленя, моржа?
  • Чем питаются эти животные?

Дети вам понравилось делать фоторепортаж? Наш следующий репортаж будет о животных Антарктиды.

Занятие на тему : «Животный мир полярных районов»

Конспект НОД по образовательной области » Познавательное развитие»

Тема: «Животный мир полярных районов»

Проблема: многие животные и птицы Арктики находится под угрозой исчезновения.

Цель: Расширить и углубить представления о животных холодных стран, их повадках, образе жизни. Систематизировать представления детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания.

Задачи:

1)Образовательные

-формирование представлений о диких животных Крайнего Севера по их внешнему виду, образу жизни и повадках;

-формирование умения классифицировать животных Арктики;

-расширение кругозора детей.

2)Развивающие

-развитие внимания и зрительного восприятия;

-развитие мелкой и артикуляционной моторики, речевого дыхания;

-расширение словарного запаса, уточнение и активизация словаря по теме «Животный мир крайнего Севера».

3)Воспитательные

-формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, инициативности;

-воспитание любви и бережного отношения к природе.

Здоровьесберегающие задачи:

Использовать смену деятельности детей, следить за осанкой.

Словарная работа:

Активизация словаря (Арктика, Антарктика, айсберг, белый медведь, гренландский кит, кашалот, касатка, континент, ласты, ледяной, льдина, морж, олень, песец, полярный заяц, полярный волк, полярная сова, рога, северный, север, синий кит, тюлень и т.д.);

-обогащение словаря признаков (толстокожий, огромный, клыкастый)

-словарь наречий (быстро, холодно, ловко).

Предварительная работа: чтение литературы, рассматривание иллюстраций, репродукций, беседы, просмотр фильмов и презентаций о северных районах.

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие.

Оборудование: презентация с изображением полярных районов, животных, обитающих там. Музыкальное сопровождение.

Методы и приёмы:

Игровые: игровая ситуация, загадки, игра, сюрпризный момент;

Словесные: загадки, стихи, беседа, объяснения;

Наглядные: иллюстрации.

Ход занятия

Воспитатель:

-Ода ямаран җилин цаг? (ʏвл)

-Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?

-Назовите приметы зимы.

— А как вы думаете, где всегда бывает много снега, холодно, морозно?

-Ребята, а вы знаете, что такое север? Как вы думаете, на чем можно путешествовать по северному полюсу? Посмотрим на глобус (слайд). Это уменьшенная модель Земли.

Наша планета – это огромный – преогромный шар. Такой большой, что нужно много – много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг.

Короной снежной с двух сторон

Наш шар прекрасный окружен!

Два полюса, два братика-

Антарктика и Арктика.

Вот здесь находится Северный полюс, добраться до него можно на самолете или ледоколе. Люди на Северном полюсе не живут постоянно, они проводят научно- исследовательскую работу, изучают климат, жизнь животных.

Физминутка

Здесь всюду холод, лед и тень (дети обнимают себя за плечи)

Полгода – ночь (закрывают глаза ладонями)

Полгода – день (выпрямляются, поднимают руки вверх)

Из льда здесь люди строят дом ( соединяют руки над головой – крыша)

И океан покрыт весь льдом (разводят руки в стороны)

Зверей ты здесь почти не встретишь (ставят ладонь козырьком над глазами)

И птиц ты в небе не заметишь (делают махи руками)

Лишь мишка, белый, словно иней, (подражают походке медведя)

Хозяин ледяной пустыни (руки на поясе, стоят смирно)

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что у нашей Баи живет маленький медвежонок.

— Бая, скажи, пожалуйста, как зовут твоего медвежонка? (Умка)

— Как ты за ним ухаживаешь?

— Ребята, Умке понравилось жить у Баи, но он для нас приготовил сюрприз – загадки, через которые Умка хочет показать, какие у него есть друзья.

— Кто же они?

Слайды с загадками из презентации

1.Длинный мех бел, как снег. Есть тюленей и рыб на обед

Он отличный пловец – и заботливый отец.

Трехметровый великан, весит тысячу кило (белый медведь – цаhан аю)

2.Толстый в складку богатырь – в ластах и безухий.

Ковыряет со дна морского раковин покушать.

У него клыки, как сабли, мех короткий, но густой.

Угадайте – кА ребятки, что за богатырь такой? (морж)

3.Что за хищник за такой, с шерстью бело – голубой?

Хвост пушистый, мех густой, в норы ходит на постой.

Птицы, яйца, грызуны – для него всегда вкусны.

На лису похож немного, тоже псовая порода. (песец)

4.Словно царскую корону, носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный.

Любит снежные луга (олень).

5. Головка и хвост, вместо лап – плавники, ленив он на льду и проворен в водице, детишек его называют «Бельки».

Скажи, что за зверь возле льдины резвится? (тюлень)

Воспитатель: Кого можно встретить из животных в Арктике? (полярного волка, северного оленя, белого медведя, моржей, тюленей, полярную сову, песца, нарвала, касатку, белух, китов).

— Почему эти животные живут в Арктике? (питаются рыбой, имеют толстый слой подкожного жира, умеют хорошо плавать, отлично нырять. У многих животных густой белый мех, делает их незаметными на снегу).

— Что помогает этим животным выживать в таких суровых условиях? (толстый слой жира, густой мех)

Опыт:

Давайте проведем опыт: возьмите полоски бумаги прищепками, окуните в воду. Посмотрите, намокла бумага? (да, намокла)

А теперь опустите бумажку в жир и опустите потом в воду. Что вы заметили? Намокла бумага? (нет)

Теперь вы, ребята, убедились, для чего нужен животным толстый слой жира, который помогает им не только спастись от холода, но и не промокает, когда животное находится в воде.

Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру…

Дидактическая игра «Узнай по контуру»

Воспитатель демонстрирует слайд с контурами животных Севера. Дети узнают и называют животных. Можно усложнить игру и попросить детей назвать детенышей этих животных.

«Детеныши» — дети должны изобразить каждого животного.

Смотрите, милые друзья, (дети разводят руки в стороны)

Да тут их целая семья:

У медведя – медвежонок, (загибают пальчики, начиная с большого)

У тюленя – тюлененок,

У пингвина – пингвиненок,

У оленя – оленёнок,

У моржа – моржонок,

Детям северной лисицы дома вовсе не сидится!

Игра » Сложи пазлы» (животные Севера)

Воспитатель: А теперь, ребята, давайте построим зоопарк и поселим туда друзей Умки.

Практическая часть. Из бросового материала (пенопласт) строят льдины, айсберги, из пластилина – животных.

Рефлексия деятельности на занятии.

Итак, давайте подведем итог.

— Где находится Арктика? (на Северном полюсе)

— Что вы можете рассказать об Артике? (там очень холодно, вечная мерзлота, снег, лед, полярная ночь, северное сияние)

Воспитатель: Давайте теперь попробуем ответить на вопросы.

(воспитатель читает вопросы, дети отвечают. За каждый правильный ответ воспитатель выставляет на магнитную доску букву, выкладывая слово «молодцы»)

Вопросы:

— Как называются острова Северного Ледовитого океана? (Арктика)

— Назови ластоногих животных? (морж, тюлень)

— Как называется земля на крайнем юге Земного шара? (Антарктика)

— Какая птица не умеет летать? (пингвин)

— Чем питается белый медведь? (рыбой, моржами, тюленями)

— Как называют детенышей тюленя? (Белёк)

— чем питается олень? (ягелем, травой, лишайником)

— Почему моржи не замерзают в холодной воде?

Воспитатель: Молодцы! На все вопросы смогли ответить. А что же здесь у нас получилось? (дети читают слово «Молодцы»)

Рефлексия. Игра «Журналист».

Интервью детей.

— Что вам понравилось на занятии?

— Какая игра вам запомнилась?

— Что было трудно для вас?

Самые холодные места на планете – в зонах арктических и антарктических льдов, Южного и Северного Ледовитого океанов. Жизнь в этих областях существует в условиях катастрофически низких температур, достигающих -70 градусов Цельсия. Однако все это не лишает ледяные районы планеты удивительного разнообразия фауны, которая существенно отличается от животного мира жарких стран.

Особенности животных холодных районов мира

Фауна северных регионов мира существенно отличаются от своих собратьев с юга – у них есть невероятно плотный мех с подшерстком, который удерживает тепло. Подкожный жир – еще один неотъемлемый атрибут большинства обитателей полюсов.

Некоторые животные, например моржи и нарвалы, имеют огромные зубы и бивни, помогающие им перебираться по толстому льду, а порой – колоть его.

Если спуститься чуть ниже, в регионы, где температура редко опускается ниже -50 градусов (например, в сибирской тундре), то животные будут иметь меньшую прослойку жира. Однако у них сохраняется прекрасный мех с подшерстком – обычно серый или белоснежный.

Императорские пингвины

Императорский пингвин

Птицы, совершенно не умеющие летать, но безупречно плавающие, питаются рыбой и считаются рекордсменами по выживанию в экстремально низких температурах. Пропорции жира в их теле превосходят даже моржей! А сверху их защищает плотный слой меха и перьев.

Рост императорского пингвина достигает 120 см при весе до 40 кг – это одна из крупнейших птиц мира. А живут они огромными стаями – до 10 000 особей. Размножаются пингвины в суровую арктическую зиму, а яйца родители высиживают по очереди. В отличие от большинства других птиц, императорский пингвин не формирует гнезд.

Удивительная кольчатая нерпа

Самый маленький представителей полярных тюленей, обитающих в Ледовитом океане. Длина ее тела не превышает 100 см, а питается нерпа полярной сайкой, хотя иногда не против полакомиться и другими рыбами. Большую часть времени проводит под ледяным покровом. На передних ластах у нее расположены огромные когти, с помощью которых она создает проруби в постоянно намерзающих льдах. Для выведения потомства самки создают норы в снегу, в которые попадают через воду.

Лемминги – самый многочисленный зверек

Эти грызуны похожи на полевых мышей, но отличаются от них размером и окрасом. Длина их тела не превышает 15 см, а хвост – самая короткая его часть, до 2 см. Селятся большими колониями, питаются мхом и ветками, а также ягодами. Зимой шерсть у них становится светлой. На передних лапах при приближении земли образуются крупные когти, похожие на копыта, которые помогают им разрывать замерзшую землю в поисках пищи.

Снежный барс

Один из немногих представителей хищников из семейства кошачьих – снежный барс – обитает в холодных горах. Его шерсть отличается серебристым оттенком с черными пятнами. Он крупнее рыси, но мельче ягуаров и леопардов, либо соответствует их размерам. У барса маленькие, плотные ушки и очень длинный, пушистый хвост. Охотятся они преимущественно на горных козлов и баранов.

Северные олени

Единственный в своем виде олень, у которого и самки носят рога. Они отличаются массивным телосложением, плотным, длинноватым мехом. Выделяют лесных северных оленей, которые крупнее, и тундровых, размеры которых более сдержанные. У них маленькие хвосты – до 21 см в длину. А общий вес редко превышает 130 кг, тогда как в холке они достигают 140 см.

Снежные козы

Парнокопытное млекопитающее, покрытое густым белым мехом, обитает высоко в горах. У снежных коз небольшие рога, загнутые назад. Длина их тела может достигать 180 см, самки незначительно мельче самцов. Вес от 60 до 130 кг. Обитают в основном на западе Северной Америки, в горах Монтаны, Аляски и Айдахо. Также селится в горах Канады. Легко переносит морозы до -40 градусов Цельсия.

Полярный песец

Животное из рода лисиц, обладающее ярким, белоснежным мехом. В весе едва достигает 9 кг, тогда как самки намного мельче – до 3 кг. В длину – до 75 см, а в высоту всего лишь 30 см максимум. Подошвы лапок у них покрыты плотным, жестким мехом. Также встречается голубой песец, у которого окрас меха от песочного до темно-серого с голубым отблеском.

Морж

Единственный представитель семейства моржовых с огромными, длинными бивнями. Вес взрослого моржа достигает 2 тонн! Это самое крупный представитель ластоногих в мире. Длина тела моржа бывает от 2,2 до 3,6 м.

Белый медведь

Северные мишки – ближайшие родственники бурых, в размерах уступают только камчатским медведям, но нередко встречаются и более крупные особи. Длина белого медведя достигает 3 м, а вес – 1 тонны. Самки в 1,5-2 раза мельче самцов. В холке их высота обычно не более 150 см. Самые крупные представители встречаются на островах в Беринговом море. В отличие от других медвежьих, у белых медведей длинная шея и плоская голова, а кожа – черная. Подошвы лап подбиты плотной шерстью, которая защищает от скольжения по льду и мороза.

Горностай

Представитель семейства куньих с мелкой головой, крупными круглыми ушами и лапами. Длина самцов находится в пределах 17-38 см, а вес – до 260 г. Зимой горностаи обладают белоснежным цветом шкурки, а летом становятся буро-рыжими.

>Белуха

Самый холодолюбивый из отряда зубатых китов, семейства нарваловых. Достигает в весе 2 т, отличается белым окрасом и округлой головой.

Птицы ледяных районов мира

На полюсах проживает множество птиц, не считая оригинальных пингвинов. Вот лишь часть этих представителей:

  • Тундровая куропатка. В длину достигает 33 см, обладает белыми перьями, а питается низкорослой растительностью. Для защиты от ветров и морозов делают норки в снегу и живут в них.
  • Полярная чайка. Большая птица с черным клювом и белыми перьями, а также длинными лапами. В длину чайка достигает 66 см, а в весе – 1,1 кг. Обитает в Гренландии, в арктических регионах Канады, а также на Британских островах, встречается в регионе Великих озер.

Многообразие животного мира самых холодных районов Земли завораживает. Часть представителей антарктической и арктической фауны находится под угрозой исчезновения и нуждается в охране.

Понравилась статья? Поделись с друзьями:

Окружающий мир 1 класс

Животный мир холодных районов

К самым холодным районам нашей планеты относятся Арктики и Антарктиды.
Арктика — это северная полярная область Земли, примыкающая к Северному полюсу, включающая в себя окраины Северной Америки и Евразии, а также почти весь Северный Ледовитый океан с многочисленными островами.
Антарктида — континент, расположенный на самом юге Земли, центр Антарктиды примерно совпадает с южным географическим полюсом.

А теперь давайте познакомимся с животными которые обитают в холодных районах и совсем не боятся холода. Первым мы рассмотрим животный мир арктики, мир который осмелился бросить вызов могущественой вечной мерзлоте.

Животные Арктики

Самыми многочисленными жителями Арктики являются птицы. Суровый край, но птиц это не отпугивает. Здесь их количество составляет половину всех береговых птиц мира. В Арктике обитает 150-290 видов птиц. Самой крупной среди птиц является полярная сова. Длина тела может достигать 70 см. вес 3кг. Размах крыльев составляет в среднем 142-166 см. Это безжалостный хищник с жёлтыми глазами и белым опереньем. Она нападает и на птиц, и на грызунов. За год одна сова съедает более 1600 леммингов. Может полакомиться и детёнышем более крупного зверя — к примеру песца.

Северный олень

Эти большие животные не так грациозны , как другие олени, но зато отлично приспособлены к суровым условиям, в которых им приходится жить. Северные олени ближе всех остальных копытных подошли к арктической зоне. От морозов оленей защищает густая шерсть. Особенностью северных оленей являет то, что рога есть как у самцов, так и у самок. В условиях нехватки пищи самкам необходимо такое оружие, чтобы отвоевать право на свой участок выпаса. Основная пища оленей летом — травы, ягоды, листва и грибы, а зимой — лишайник — ягель.

Белый медведь

Белый медведь это самый крупный хищник на земле. Вес взрослого самца доходит до 1000кг, а рост вставшего на задние лапы медведя может достигать 3,5м. У медведя белая шуба с густым подшерстком, не промокающим в воде. Медведи отлично плавают и могут заплывать на десятки километров в море. Большую часть жизни они кочуют на дрейфующих льдах в поисках добычи. Обитая во льдах, где нет растительной пищи, белые медведи перешли к хищному образу жизни. Их основная добыча — нерпы.

«Белое королевство» (животные холодных стран)

«Белое королевство» (животные холодных стран)

Педагог дополнительного образования:

Кинсфатер Юлия Михайловна

Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?

А как вы думаете, где всегда бывает много снега, холодно, морозно?

Наша планета — это огромный-преогромный шар. На Земле есть 2 места,

где очень холодно – это Арктика и Антарктида.

Арктика из космоса

Плывем в Арктику.

Это Арктика. Почему здесь так темно? В Арктике сейчас полярная ночь.

Северное сияние

В переводе с греческого Арктика означает «медведь».

Как вы думаете, почему так назвали этот край?

Арктика – это владение белого медведя.

Белый медведь – один из самых крупных хищников. Окрас меха этого животного от снежно-белого до желтоватого, благодаря этому медведь почти не заметен на снегу. Белые медведи очень выносливы и могут преодолевать быстрым шагом большие расстояния. Их стопы покрыты шерстью, что придаёт большую стабильность при движении по льду и снегу. Белые медведи могут бегать, но обычно они передвигаются пешком.

Белые медведи отлично плавают. Умеют ловить рыбу.

Во время охоты белый медведь закрывает лапой свой черный нос.

Зимой, когда стоят сильные морозы и полярная ночь, медведь может залечь в спячку.

Медведица тоже залегает на зиму в ледяную берлогу вместе с медвежатами .

Полярный волк считается одним из самых красивых животных Арктики.

Хищник. Питается мелкими животными.

Песец, или полярная лисица.

Вот о ком наслышан весь мир, так это о северных оленях.

Красивое и быстрое животное имеет на голове не менее красивые ветвистые рога.

Олень разгребает широкими копытами глубокий снег и достает

себе жухлую растительность, тем и живет.

Морж — крупное ластоногое животное. Толстая кожа этого животного

покрыта редкими жёсткими волосами рыжеватого цвета. Вместо лап ласты.

Сильный голос моржа напоминает одновременно и рев льва,

и мычание быка; во время сна, на льдине или в воде, он звучно похрапывает.

Может часами отдыхать, развалившись на солнце.

Морж добывает себе пищу на морском дне, охотясь на различных червяков,

рачков и моллюсков. Он обнаруживает их своими чувствительными усами

и выкапывает бивнями. (Занесен в Красную книгу).

Арктические беляки имеют толстый слой меха, что позволяет им выдерживать холод.

Полярная сова — очень крупная птица . Она — активный хищник. Охотится на мышей и зайцев.

Полярная сова занесена в красную книгу.

Антарктида из космоса.

Антарктида не похожа на другие материки. Это царство льда.

Плывем в Антарктиду.

Айсберги – это огромные горы льда, которые откололись от ледяных берегов и течением их вынесло в море.

Кто нас встречает?

Пингвины – коренные жители Антарктиды.

А как вы думаете, пингвин животное или птица? Пингвины – это птицы,

хотя и не умеют летать. На суше они неуклюжие, а в воде очень ловкие.

Питаются рыбой.

Пингвины греются.

Кто эти необычные животные, с маленькой узкой головой

и большими глазами, лежат, изогнувшись, как лодочки? Да это тюлени!

Тюлени питаются рыбой.

Альбатрос

Пора домой

Красноярск

Большое спасибо

за внимание!

Самые холодные места на нашей планете ‒ это Арктика и Антарктика. Антарктика ‒ континент, покрытый слоем льда и снега. Арктика ‒ частично замёрзший океан, окружённый тундрой. Эти два края во многом схожи между собой: летом солнце круглые сутки не садиться за горизонт ‒ продолжается полярное лето, а зимой наступает длинная и очень холодная полярная ночь. На суше практически нет пищи, поэтому большинство животных селится на побережье, добывая из океана планктон и другую пищу.

Южный и Северный Ледовитый океан также являются одними из самых холодных мест на земле, но, несмотря на это, они богаты на живую природу. Большая часть Северного Ледовитого океана круглогодично покрыта толстым слоем льда. Летом, когда вода богата планктоном, рыбы, тюлени, киты и морские птицы собираются в стаи для охоты.

Все полярные жители, каждый по-своему, приспособились к суровым условиям жизни: белые медведи обзавелись долгим и тёплым мехом, а самцы нарвалов ‒ гигантским зубом, с помощью которого они могут пробивать лёд, образуя отдушины через которые дышат все члены стада.

Чемпионами по выносливости низких температур следует признать антарктических пингвинов, в частности императорских. Сохранять достаточное количество тепла пингвинам помогает несколько шаров плотного перья и толстый шар жира.

Императорский пингвин имеет рост до 120 см и массу около 40 кг. Это крупнейшая морская птица в мире. Питается крилем и мелкой рыбой. Птица общественная, живёт многочисленными группировками до 10000 особей. Образование пар и размножение приходится на строгий период антарктической зимы.

Гнёзд не строит. Колония располагается прямо на льду. В мае-июне самка откладывает одно яйцо массой до 450 г и передаёт его самцу. Мужчина принимает яйцо на лапы, прикрывая его специальной сумкой ‒ особой кожной складкой живота. После этого самка сразу спешит в океан питаться. Возвращается она аж через два месяца. Самец всё время ничего не ест и ни на минуту не прерывает насиживания. Если птенец вылупится раньше, чем вернётся мать, то самец подкармливает его питательной жидкостью, которую выделяют железы пищевода. Возвращаясь, самка находит свою пару в многотысячной колонии по голосу и принимает яйцо или птенца. Мужчина, похудевший более чем на треть своего веса, направляется к океану питаться.

Животный мир холодных районов также представляют несколько видов тюленей. Кольчатая нерпа ‒ наименьшая среди полярных тюленей, распространённая в Северном Ледовитом океане. Имеет длину тела не более одного метра. Питается рыбой, преимущественно полярной сайкой. Большую часть года находится в воде подо льдом. Для сохранения доступа к атмосферному воздуху нерпа постоянно контролирует состояние проруби. Ей часто приходится разгрызать или разрывать сильными когтями передних ласт намёрзший лед.

Кольчатая нерпа ‒ единственный из тюленей, который рождает потомство в подснежных норах. Для этого самка из проруби снизу прорывает под снегом нору с камерой. Здесь её беленькому малышу не холодно и вполне безопасно.

Животным тундры также приходится переносить очень низкую температуру до — 70̊ С. Среди постоянных жителей холодных районов сокол сапсан, краснозобая казарка, северный олень, песец, овцебык, белая сова, пуночка, рогатый жаворонок, лемминг и др.

Настоящий коренной житель тундры Арктики ‒ тундровая куропатка. Она осело живёт даже на заполярных островах Северного Ледовитого океана. Птица достигает длины 33 см и имеет крепкое телосложение. Питается почками, листьями и ягодами низкорослой растительности. С наступлением зимы оперение куропаток белеет. Для защиты от морозов и сильных ветров зарываются в снег. Весной во время токования самцы издают удивительно громкие и пронзительные крики. В кладке бывает 10-15 яиц. Птенцов воспитывают оба родителя ‒ необычная черта для представителей семьи Тетерукових.

Самец куропатки самоотверженно защищает потомство. Часто прибегает к опасному для жизни приёму: увидев какого-нибудь хищника, он распластывается на земле и подпускает его ближе. Затем неожиданно прыгает с громким криком прямо на голову врага, хлопая при этом крыльями. Пока хищник отходит от неожиданной атаки, птенцы успевают скрыться, а куропатки-родители ‒ улететь на безопасное расстояние.

Самые многочисленные млекопитающие тундры ‒ это лемминги, близкие родственники полёвок. Обитающие на равнинной и в горной тундре Евразии, Северной Америки и Гренландии. Размеры тела до 15 см, хвоста ‒ до 2 см. Питаются лишайниками, мхом, травой, ягодами и веточками полярной ивы и берёзы. Лемминги селятся колониями, поселение образуют систему нор и гнездовых камер. В тундре с определённой периодичностью наблюдаются массовые размножения леммингов. Самка с весны до осени даёт три-четыре помета, а это около двух десятков малышей. При благоприятных условиях часто размножаются и в зимнее время. Шерсть на зиму светлеет. Удивительная особенность у этих зверьков ‒ разрастание когтей. На пальцах передних лап с приближением зимы образуются своеобразные «копытца», которые помогают разрывать мёрзлую землю в поисках пищи.

Животный мир холодных районов находится в очень суровых климатических условиях. И главной задачей животных остаётся сохранить тепло своего тела. В этом им помогает толстый подкожный слой жира, шерсть и пух. Низкие температуры, пронзающие ветра и слабая растительность не становятся помехой интересного и разнообразного животного мира холодных районов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Самые холодные места на планете – в зонах арктических и антарктических льдов, Южного и Северного Ледовитого океанов. Жизнь в этих областях существует в условиях катастрофически низких температур, достигающих -70 градусов Цельсия. Однако все это не лишает ледяные районы планеты удивительного разнообразия фауны, которая существенно отличается от животного мира жарких стран.

>Белуха

Самый холодолюбивый из отряда зубатых китов, семейства нарваловых. Достигает в весе 2 т, отличается белым окрасом и округлой головой.

На полюсах проживает множество птиц, не считая оригинальных пингвинов. Вот лишь часть этих представителей:

  • Тундровая куропатка. В длину достигает 33 см, обладает белыми перьями, а питается низкорослой растительностью. Для защиты от ветров и морозов делают норки в снегу и живут в них.
  • Полярная чайка. Большая птица с черным клювом и белыми перьями, а также длинными лапами. В длину чайка достигает 66 см, а в весе – 1,1 кг. Обитает в Гренландии, в арктических регионах Канады, а также на Британских островах, встречается в регионе Великих озер.

Многообразие животного мира самых холодных районов Земли завораживает. Часть представителей антарктической и арктической фауны находится под угрозой исчезновения и нуждается в охране.

Урок окружающего мира по теме «Холодные и жаркие районы Земли»

Цели урока:

  • Образовательные — формирование представлений о холодных (Арктика, Антарктида) и жарких (тропические леса и саванны) районах Земли, о разнообразии жизни в этих районах; познакомить с нахождением данных районов на карте и глобусе; отличительными признаками растительности и животных;
  • Воспитательные – воспитывать любознательность, любовь к животным, формировать чувство любви к родине;
  • Развивающие – развивать память, мышление, воображение, общеучебные умения и навыки.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, конверты с заданием, цветные карандаши, глобус, слайдовая презентация и мультимедийное оборудование.

Ход урока

Презентация.

I . Организационный момент:

— Поздоровайтесь с гостями. Проверьте свое рабочее место. Садитесь. № 1 – тема

II. Объяснение нового материала:

1. Вступительная беседа. Актуализация начальных знаний учащихся.

— Сегодня на уроке мир вокруг нас мы с вами отправился в большое путешествие.

А откуда мы начнем свой путь, вы узнаете, посмотрев фрагмент мультфильма. № 2 – мультфильм

(Показ начала мультфильма “Мадагаскар”)

— Итак, ребята, скажите, откуда же мы отправляемся в путь? (Нью-Йорк)

— Где живут герои мультфильма? (В зоопарке)

— Кто главные герои мультфильма? (зебра, жираф, лев и бегемот, пингвины)

— О чем они мечтают? (Попасть на родину)

— А где находится их родина? (В жарких странах, на Мадагаскаре)

— А каких еще животных можно встретить в зоопарке? (слона, тигра, белого медведя)

— А вы знаете, где живет белый медведь или морж, где их родина? (На севере)

— Вот сегодня мы и отправимся в путешествие, чтобы точно узнать, где живут белые медведи, слоны, зебры и многие другие животные. А поможет нам в этом путешествии модель нашей планеты Земли

— Что это такое? (Глобус) и учебник.

2. Работа с учебником, глобусом и картой — холодные районы Земли № 3 — глобус

— Откройте учебник Мир вокруг нас на 72-й странице.

Рассмотрите иллюстрацию и подумайте, в какие районы Земли мы отправимся сначала? (В холодные)

— Прочитайте текст на 72-й странице.

— Как называются холодные районы Земли? (Северный Ледовитый океан и Антарктида)

— Чем покрыта большая часть Северного Ледовитого океана? (Льдом и снегом)

— Какой полюс здесь расположен? (Северный полюс)

— Кто может показать Северный полюс на глобусе? (Ученик показывает) № 4 – северный полюс на карте

— Огромное пространство Северного Ледовитого океана вместе с морями и островами (показываю по слайду-карте) называется Арктика. На островах Арктики расположена ледяная зона. Солнце в Арктике никогда не поднимается высоко над горизонтом. Не только сам океан, но и острова покрыты толстым ледяным панцирем. Лишь кое-где на островах его нет, но и здесь суша промерзает на несколько метров в глубину. Здесь находится точка Северного полюса (показываю)

— Как вы думаете, многие ли живые существа могут выжить в таких условиях? (нет) № 5 – картина Арктики

— Какими они должны быть? (приспособленными)

— Наши знатоки приготовили небольшие рассказы о жителях Северного полюса.

Ваша задача внимательно их послушать и ответить на вопросы знатоков.

— Белый медведь – самый крупный хищный зверь на Земле. Он живет только в Арктике. Всю жизнь он проводит во льдах. Питается тюленями, рыбой, птицами. Его вес около 700 килограммов. Медведь – прекрасный пловец, он может проплывать по 100-150 километров. № 6 – белый медведь

— Внимание вопрос! Почему белого медведя называют хищником? (он охотится на других животных)

— Морж – представитель отряда ластоногих. Вес большого моржа 1000-1500 килограммов. Он избегает открытого моря и предпочитает мелководье. № 7 – моржи

Питается моллюсками, червями и ракообразными. Лежбища устраивает на берегу или на плавучей льдине.

— Внимание вопрос! К какому отряду животных относится морж? (ластоногих)

— Как вы думаете, почему?

— Еще несколько представителей ластоногих обитают в Арктике: тюлени, № 8 — ластоногие котики, нерпы, детенышей которых называют бельки (показываю).

— А теперь сами прочитайте текст на 73-ей странице. № 9 – южный полюс на карте

— О какой части света идет речь? — Что такое Антарктида? (огромный участок суши, покрытый льдом)

— Какой полюс здесь расположен? (Южный)

— Кто может показать Южный полюс на глобусе? (ученик показывает)

— Антарктида или Антарктика – это обширная пустыня на Южном полюсе (показываю) почти целиком покрыта толстым слоем льда, наибольшая глубина которого составляет 4800 метров. В летний период лед вокруг побережья тает, и от ледника откалываются массивы различной формы – айсберги. № 10 — айсберги

Их размеры достигают 60 метров в высоту и нескольких километров в длину.

— Давайте познакомимся с жителями Южного полюса.

— В Антарктиде обитает 8 видов пингвинов. Самые распространенные – № 11 — пингвины

небольшие пингвины Адели (показать). Самые большие – императорские пингвины (показать). Когда императорский пингвин стоит на суше, ссутулившись, его рост равен примерно 90 см, но когда он бодр и движется 110-120 см. Свое потомство они выводятв суровую зиму. Гнезд не делают, а яйца держат в лапах, прижимая к пуху теплого живота. Пингвины не летают, но прекрасно плавают, питаются рыбой, моллюсками и рачками.

— Внимание вопрос! Охотятся ли белые медведи на пингвинов? (нет)

— Почему? (Белые медведи живут на Северном полюсе, а пингвины – на Южном. Они не могут встретиться.)

— Помимо пингвинов в Антарктиде встречается огромное количество птиц: странствующие альбатросы, антарктические и снежные буревестники, бакланы, чайки -поморники. Все они питаются рыбой. № 12 — птичьи базары

— В Антарктиде также встречаются представители отряда ластоногих: № 13 – морские леопарды и слоны

морские леопарды и южные морские слоны. Морской леопард нападает на пингвинов, а также на других птиц и рыб. Птиц морской леопард ловит, подплывая к ним под водой. Южный морской слон – самое крупное животное среди всех ластоногих. Конец морды у самца вытянут в хобот из губчатой ткани, обычно свисающей в виде мешка.

— Внимание вопросы! Где живут морские леопарды и морские слоны? (В Антарктиде).

— Как вы думаете, смогут ли жить на Южном полюсе настоящие леопарды и слоны? (нет) Почему? (Для них на Южном полюсе очень холодно и недостаточно или совсем нет пищи)

3. Физминутка

— Прежде чем мы отравимся искать, где же живут слоны и леопарды, давайте испробуем различные виды транспорта: № 14 — физминутка

Карусели, карусели,
Мы с тобой в машину сели
И поехали. Поехали!
Карусели, карусели,
В вертолет с тобой мы сели
И поехали, поехали!
Карусели, карусели
На лошадку с тобой сели
И поехали, поехали!
Карусели, карусели,
Мы на поезд потом сели
И поехали, поехали!
Карусели, карусели
Мы за парты тихо сели.

4. Работа с учебником, глобусом и картой — жаркие районы Земли. № 15 – карта мира

— Откройте 74-ую страницу учебника. Рассмотрите иллюстрации.

— В какие страны мы попали? (В жаркие)

— Как вы догадались? (Много зелени, нет снега и льда, другие животные)

— Если мы найдем на глобусе в центре земного шара воображаемую линию (экватор), то по обе стороны от экватора мы увидим жаркие районы Земли. (показываю на глобусе и на слайде)

— Прочитайте текст учебника. № 16 – жаркие страны

— Как называются расположенные в жарких районах территории? (саванны, тропические леса)

— Что такое саванны? Найдите и прочитайте в учебнике. (Поросшие травой открытые пространства)

— Чем отличаются от саванн тропические леса? (Они густые и влажные)

— Рассмотрите, какие звери живут в саванне? (Носорог, зебра, африканский слон, павиан, мартышки, лев ….)

— А теперь слово нашим знатокам.

— Самые крупные слоны – африканские. Их рост 4 метра, а вес 7000 кг. № 17 — слоны

Слоны могут бесшумно передвигаться, превосходно плавают. Имеют бивни.

Питаются слоны листьями, травами, плодами. Продолжительность жизни велика – от 60 до 70 лет.

Мой вопрос: Как вы думаете, почему слоны выбрали для жизни саванны? (богатая растительность дает пищу)

Носорог. Его длина 2-4 метра, высота 2 метра, вес 2-3 тонны. Рог у носорога № 18 — носороги

70 см в длину. Днем носорог спит, но если его разбудить, он разгневается и может сокрушить кого угодно. Видит носорог плохо. Ночью животное пасется, ест листья, траву, корни.

Вопрос: Является ли носорог опасным зверем? (да) Почему? (его рог 70 см).

— В жарких странах живет очень много разных видов обезьян. № 19 — обезьяны

Самая большая обезьяна – горилла (показать) Сложение горилл массивное, с сильно развитой мускулатурой. Эти животные обладают огромной силой.

Питаются гориллы исключительно растительной пищей. Они спокойные и миролюбивые животные.

Внимание вопрос: Каких обезьян вы видите на слайде? (горилла, павиан, мартышки). Какая самая большая из них? (горилла)

— А еще на Африканском континенте можно встретить крупные табуны № 20 — копытные

зебр, антилоп, мирно пасущихся жирафов и плавающих бегемотов, и, конечно, множество хищников. Назовите их? (львы, гепарды, леопарды) №21 – жирафы

№ 22 — бегемоты

№ 23 – хищники

— Почему им так хорошо живется в Африке?

— Рассмотрите иллюстрацию в учебнике и скажите, каких птиц мы встречаем в саванне? (птицу-секретаря, страуса)

— Я хочу рассказать об одной из самых необычных в мире птиц – о страусе. Рост страуса – до двух с половиной метров, вес – до 136 кг. № 24 — страусы

Вес одного яйца страуса – 2 кг. У птицы большие сильные ноги с когтями.

Своей ногой страус может легко сбить человека. Питаются страусы растениями, зверьками, мелкими птицами, насекомыми. Страусы хорошо разводятся в неволе. Есть целые страусиные фермы. Недалеко от нас в городе Фокино есть такая ферма.

— Прочитайте на слайде об особенностях страуса. (читают)

— Мой вопрос: Чем страус и пингвин отличаются от других птиц? (не летают).

— А если мы из саванны переедем в тропические леса, кого здесь встретим? Рассмотрите иллюстрацию на 75-й странице учебника. (Индийского слона, крокодила, павлина, питона, черепаху)

— Да, в тропических лесах тоже живут слоны, но называют их индийскими.

Рассмотрите обоих слонов и найдите отличия? (Африканский слон крупнее, у него больше уши).

— Индийский слон – очень умное животное, он легко поддается дрессировке, № 25 – инд. Слон выступает в цирке и выполняет множество тяжелой работы.

— Тропические леса очень опасны для путешественников. Объясните, почему? № 26, 27 – питон, тигр, крокодилы

(В них живут крокодилы, питоны, тигры)

— А еще тропические леса очень густы и в них живет одна из самых красивейших птиц на Земле. Как она называется? (павлин). № 28 — павлин

— Благодаря своей красоте павлины повсеместно превратились в домашних птиц. В Индии павлин – птица священная. Крик павлина переводят как “Дождь, иди!”. Перед дождем павлины много кричат, и получается, будто они призывают дождь.

Вопрос: Как переводится крик павлина с индийского языка? В каких районах Земного шара живет эта птица?

III. Итоги урока:

— В каких районах Земли мы сегодня побывали?

— Как называются холодные районы Земли?

— Где они расположены на глобусе? № 29 – полюс, тропики

— Как называются жаркие районы Земли?

— А где они расположены?

— Какие животные живут в Арктике? В Антарктиде? № 30, 31- ответы на вопросы

— А где живут слоны? Какие еще животные живут в саваннах?

— А какие животные живут в тропических лесах?

— Какой знак препинания стоит в конце перечисления названных нами животных? (многоточие)

— Что он обозначает? (предложение может быть продолжено)

— Да, ребята, за один короткий урок невозможно узнать все о мире вокруг нас. Но! Вы уже можете читать и сами познакомиться с особенностями многих других животных в самых различных книгах. (показываю)

IV. Практическая работа:

— А теперь посмотрите на слайд и определите на кого похожа скала? А где на самом деле живет слон? № 32 – каменный слон

— А теперь вам предстоит самостоятельно поселить различных животных каждого на свою родину. Откройте рабочую тетрадь на 30-й странице и найдите задание № 3. Прочтите его: “Помести каждое животное в его природный дом”. № 33 — инструктаж

— Откройте конверты. Соберите из деталей животное. Приклейте его в тетрадь и нарисуйте вокруг него тот район Земного шара, в котором живет данное животное.

— Индивидуальная помощь, если успеем – проверка. № 34 — спасибо

— Оценка работы учащихся на уроке.

В Антарктиде обитает 8 видов пингвинов. Самые распространенные – № 11 — пингвины

небольшие пингвины Адели (показать). Самые большие – императорские пингвины (показать). Когда императорский пингвин стоит на суше, ссутулившись, его рост равен примерно 90 см, но когда он бодр и движется 110-120 см. Свое потомство они выводят в суровую зиму. Гнезд не делают, а яйца держат в лапах, прижимая к пуху теплого живота. Пингвины не летают, но прекрасно плавают, питаются рыбой, моллюсками и рачками.

— Внимание вопрос! Охотятся ли белые медведи на пингвинов? (нет)

— Почему? (Белые медведи живут на Северном полюсе, а пингвины – на Южном. Они не могут встретиться.)

— В жарких странах живет очень много разных видов обезьян. № 19 — обезьяны

Самая большая обезьяна – горилла (показать) Сложение горилл массивное, с сильно развитой мускулатурой. Эти животные обладают огромной силой.

Питаются гориллы исключительно растительной пищей. Они спокойные и миролюбивые животные.

Внимание вопрос: Каких обезьян вы видите на слайде? (горилла, павиан, мартышки). Какая самая большая из них? (горилла)

Животные холодных районов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *