Японский ландшафтный дизайн

Японский сад – это в первую очередь, олицетворение японского национального характера, без понимания особенностей которого восприятие этого вида ландшафтного искусства будет неполным. Кроме того, японский сад – это отражение уникальной природы Японии, которая очень живописна. Холмы, горы, заливы и водопады – все это причудливо переплетается в пейзажах удивительной страны, долгое время закрытой от европейцев, и воплощается в ландшафтном дизайне сада, выполненного в японском стиле.

Японское садовое искусство развивалось на протяжении более чем тысячи лет, а оторванность страны от внешнего мира обусловила его исключительную самобытность и оригинальность. Основные черты японского характера – склонность к созерцанию, сосредоточение не на внешней форме вещей, а на их внутренней сути, глубокий символизм японской культуры в сочетании с минимализмом – все это гармонично воплощается в проекте японского сада. Созерцая этот сад, человек погружается в мир фантазий, познает окружающую природу и определяет свое место в ней, а сознание его при этом следует за причудливой игрой линий и света, которую предоставляет ему японский сад.

В настоящее время искусство создания садов в Японии переживает период расцвета, находясь на пике своего развития. Вдохновленные природой страны, мастера ландшафтного искусства создают удивительные композиции, которые сочетают в себе не только требования эстетики, но и требования религии. Умение это передавалось из поколения в поколения, и сегодня мы можем наблюдать результаты интеграции современных возможностей и многовековых традиций, воплощенные в произведениях ландшафтных дизайнеров.

Популярность японского сада у нас обусловлена во многом его необычностью и экзотичностью. Созданный по совершенно иным принципам, чем традиционный европейский ландшафт, он привлекает внимание строгостью линий и выверенностью очертаний, отсутствием лишнего и в то же время необходимостью каждого его элемента, который несет на себе выраженную смысловую нагрузку. И для того, чтобы лучше понять принципы построения композиций японского сада, необходимо иметь хотя бы самое общее впечатление о восприятии мира японцами.

Первый принцип, который ложится в основу японского сада – это принцип «очарования вещей» — способность ощутить их душу, скрытую под внешней оболочкой. Человек, который руководствуется этим принципом, способен в любом элементе окружающего его мира найти что-то особенное и удивительное. Японская религия – синтоизм – считает, что в красоте выражается божественная сущность мира, а красота вещей не всегда бывает явной. Но любая вещь обладает этой красотой, ибо является частью божественного промысла, и цель каждого человека – увидеть эту красоту за обыденностью привычных вещей. Для японца подобный подход к явлениям окружающего мира является стилем жизни, привитым с детства. И такого мироощущения пытаются добиться те, кто решает обустроить свой участок в стиле традиционного японского сада.

Важнейшим принципом, по которому строится японский сад, является чувство гармонии. Эта гармония проявляется и в слиянии элементов живой и неживой природы, и в слиянии человека с природой, в ходе которого стирается грань между объективным и субъективным. Гармония проявляется в соответствии состояния души человека состоянию природы, именно поэтому построение ландшафта должен соответствовать определенным принципам и вызывать соответствующие чувства у созерцающего его человека. При этом важной составляющей душевного настроя является чувство бренности и мимолетности бытия. Поэтому в японском ландшафте вы, как правило, не увидите ярких красок и праздничных элементов. Сюда же нужно добавить аскетизм, характерный для японского стиля жизни. В японском саду вы не найдете ничего лишнего, но каждый его элемент будет находиться точно на своем месте и выполнять строго определенную для него функцию.

Главное отличие японского сада от европейского заключается в том, что композиция европейского сада преследует целью воздействие на органы чувств. Созерцая же японский сад, человек погружается в глубь своей души, отрешившись от всего земного и обретая, таким образом, душевное равновесие.

Существуют определенные каноны построения композиции японского сада. Он может быть подчинен одной идее – так рождается сад камней, сад времен года, сад воды. В настоящее время, однако, наибольшей популярностью пользуются смешанные сады, где все эти элементы находятся в гармонии, отражающей естественную красоту японской природы. В японском саду сочетаются, как правило, три стихии – растения, вода и камень. Камень воплощает в себе горы и холмы Японии, ее скалистую прибрежную линию. Водоемы напоминают о ее речках, ручейках и водопадах. А низкорослые растения формируют композиции, напоминающие традиционный японский пейзаж.

Главным в создании японского сада является искусство размещения камней. Каждый камень при этом должен иметь свое особое лицо, свой характер, которые задаются его расположением и положением относительно других элементов композиции. Чаще всего камни располагаются по принципу «слева направо», так как именно по этому принципу происходит восприятие любого произведения изобразительного искусства. В этом же направлении организуется движение по японскому саду. Камни в японском понимании являются воплощением силы. Неподвижный камень символизирует покой, а камень, расположенный так, чтобы создавать иллюзию его движения, символизирует вечное развитие природы и человека. Когда со временем валун покрывается мхом, он является воплощением зеленых холмов Японии, а окруженный песком, напоминает об утесах, омываемых гладью океана.

В японском саду должна обязательно присутствовать вода, подвижная, как ход времени, и изменчивая, как сама жизнь. Вода символизирует энергию и создает общее настроение композиции как ее единственный подвижный элемент. Чаще всего в традиционном японском саду можно увидеть водопад, который устраивается с таким расчетом, чтобы шум его не мешал повседневной активности. Вода ниспадает с большого камня или валуна, а русло потока формируют камешки поменьше. Пруд, который также часто встречается в японском ландшафте, зрительно расширяет небольшое пространство, придавая ему недостающий объем. Динамичность саду может придать и небольшой ручей. Большое внимание уделяется оформлению берегов водоема, а также сооружению небольших мостиков, которые могут соединять между собой островки, расположенные в пруду.

Если нет возможности организовать водоем, его может заменить небольшая площадка, засыпанная песком, на который наносятся волнистые линии, напоминающие водную рябь. Подобная площадка оказывает такое же успокаивающее действие, как и водная гладь.

Растения японского сада придают ему детальность и форму. Главенствующим здесь является зеленый цвет, поэтому часто используются вечнозеленые растения. Одно из самых распространенных растений в японском саду – сосна, символизирующая постоянство и долговечность. Часто используется и бамбук – символ стойкости. Японскому саду свойственна приглушенность цвета, который не должен отвлекать внимание от созерцания, кроме этого, для него характерны постоянство и неизменность.

Поэтому цветущие растения, которые меняют свой облик в течение года, используются редко. Встречающиеся пионы, ирисы, магнолии и бересклет, как правило, немногочисленны. Неизменность композиции достигается регулярной стрижкой растений, которая сохраняет их постоянную форму, а определенный ритм в жизнь сада вносят естественные изменения окраски растений в течение года. С наступлением нового сезона картина сада медленно изменяется, а акценты в ней могут слегка сдвигаться, обращая внимание на тот или иной его уголок. Цветущие сакура или азалия привлекут к себе внимание на некоторое время весной, осенью внимание сконцентрируется на красных листьях клена. Каждый сезон имеет свою притягательность, и очарование сада не зависит от времени года.

Сад пронизывают извилистые дорожки, с каждым поворотом которых взору открывается новый элемент ландшафтной композиции. При этом ритм его изменения примерно соответствует ритму неспешной прогулки, так что каждый шаг открывает сад в несколько ином ракурсе. Дорожка выводит к мостику, перекинутому через водоем, выполненному с нарочитой небрежностью. В японском саду вы обязательно встретите миниатюрную пагоду или живописный фонарь, к которым незаметно подведет вас дорожка.

Ассиметрия и обилие свободного пространства, которое только подчеркивает эстетическую ценность немногочисленных элементов сада – вот характерные черты японского садового искусства.

Возможно, создание ландшафта участка полностью в японском стиле – это не совсем то, что вам нужно. Тогда специалисты компании ПозитивПроект предлагают выделить отдельный тихий уголок, созданный по его канонам. И именно сюда вы будете приходить в поисках душевного спокойствия и чувства единения и общности с природой.

Японский забор станет идеальным решением для сада, разбитого в восточном стиле, с дорожками для прогулок, мостом над прудом и площадкой для медитации.Как его сделать самому, что для этого потребуется и какие разновидности этого типа ограждения бывают?

Пример забора в классическом японском стиле

Чем японский забор отличается от остальных

В Стране Восходящего Солнца традиция разграничивать пространство — древняя и общепринятая. Частный сад огражден палисадником, а внутри него дорожки огорожены забором. Храм в саду тоже имеет свою границу, четко обозначенную на местности. Защита личного пространства важна для японцев. Поэтому они так старательно подходят к делу разделения окружающего мира на зоны. Но, в отличие от европейцев, здесь не ставят высокие глухие заборы. Палисады или, скорее, высокие изгороди — вот настоящие японские ограды для дома и сада.

Плетеная изгородь в японском стиле

Отметим, что все элементы комплекса построек должны быть единым целым. Это древняя традиция, которой придерживаются все поклонники японского стиля жизни. Поэтому и ограждения для территории сада, заборчики для дорожек и разделения участков между собой тоже должны органично вписываться в общую композицию.

По своей конструкции ограда в японском стиле делается простой и функциональной. Никаких излишеств, отягощающих украшений и ярких декораций.

Забор не должен выделяться на общем фоне. Однако это вовсе не означает, что ограда не может быть ничем украшена. Но делается это лаконично, едва ли не скрытно. Чаще всего это простой геометрический рисунок
Отметим, что уникальный стиль построек для ограждения садов сложился в результате двухвековой изоляции Страны Восходящего Солнца.

Декор забора и ландшафтный дизайн сада в японском стиле

Отказавшись от контактов с остальным миром, жители островов смогли создать неповторимые постройки, которыми теперь восхищается и копирует весь мир.

Практичность и безопасность

Япония — очень бедная ресурсами страна. Поэтому здесь было принято брать от материалов все, что они могли дать человеку. В местностях, богатых лесом, для ограды использовали доски, в горных районах — камень, а жители болотистых низин использовали бамбук.
Поскольку металл был дефицитом, для крепления деревянной или бамбуковой ограды использовали веревки из растительных волокон. Блоки каменного забора фиксировались при помощи простого известкового раствора.

При строительстве упор делался на практичность и безопасность конструкции. Последнее для страны, в которой землетрясения являются нормальным явлением, весьма немаловажно. С одной стороны, падая, элементы конструкции не должны были причинить сколько-нибудь ощутимого вреда людям и животным.

Вариант конструкции ограды в японском стиле из бамбука

С другой, постройка должны быть легко восстановимой. Причем так, чтобы для работы можно было повторно использовать имеющиеся материалы. Для облегчения конструкции в поверхности забора делались пустоты. Ограда или ее часть принимала вид решетки. Легкость и воздушность конструкции сочетается в ограждении для сада в японском традиционном стиле. Все это обеспечивает ее безопасность для окружающих. А простые и доступные материалы легко заменить в случае необходимости.

Где ставится забор в японском стиле

Кроме ограждения периметра участка в таком месте принято обозначать границы следующих элементов дизайна:

  • дорожки;
  • мостики;
  • площадки для церемоний;
  • чайные домики;
  • места для отдыха;
  • водоемы.

По большому счету, японцы стремятся поставить ограждение вокруг всего, что можно хоть как-то ограничить.
Ограды для внутреннего пространства обычно невысокие, ведь им не нужно выполнять функцию препятствия. Они разделяют зоны, подчеркивая их функциональное назначение, или же выделяя философское содержание, которым хозяин сада хочет наполнить ту или иную его часть.

Как устроен палисад

Традиция предписывает соблюдать традиционную конструкцию для японского забора, окружающего сад. В основании камень или земляная насыпь, обложенная камнями. Поверх нее ставится деревянная ограда или же каменные блоки. В последнем случае поверхность штукатурится.

Пример устройства палисадника в японском стиле

Следует принять во внимание, что полностью каменные ограды в Японии являются крайне редкими. Во-первых, из-за дороговизны материалов, во-вторых, из-за частых землетрясений. Чаще встречаются комбинации камня и дерева. Завершает традиционную ограду участка крыша из черепицы с коньком.

Для надежности вдоль забора устанавливаются деревянные подпорки. Они являются непременным атрибутом, поскольку частые незначительные сотрясения почвы расшатывают забор. Современные жители Японии ставят у себя более простые заборы из дерева и разных отделочных материалов.

Материалы для японского забора

Культура Страны Восходящего Солнца построена на культе естественности и натуральности. Поэтому для изготовления ограждений в стиле, характерном для островной традиции, используются исключительно природные материалы. Это:

  • дерево;
  • камень;
  • бамбук;
  • веревки из природного волокна.

Дерево берут твердых пород, как следует просушенное и подготовленное.
В некоторых случаях для отделки ограды используют керамическую черепицу. Она защищает стену от дождя и снега, кроме того, служит декоративным завершением для каменного палисада.
Кроме этого материала для покрытия ограды используется также медь или склеенная в несколько слоев древесная кора, а также обработанные особым образом доски.
Следует сказать, что в стремлении создать красивые композиции, японские мастера использовали для изготовления заборов нетрадиционные формы исходных материалов.

Устройство и дизайн забора и беседки в японском стиле

В частности, шестигранные элементы из каштана, которые набивались на кедровые доски основания забора.
Не менее популярным является способ, когда поверх досок ограды крепятся продольно распиленные бамбуковые стволы. Следует принять во внимание, что полностью бамбуковое ограждение делается только в случае, если забор должен стать единым целым с ландшафтом сада. Ограда отделяет его от внешнего мира и одновременно является мостиком, по которому совершается переход извне внутрь.

Инструменты и принадлежности

Работы состоят из нескольких этапов. Для постройки фундамента потребуются лопата, трамбовка, бетономешалка и мастерок. Если хозяин намерен использовать при постройке песчано-цементную смесь, то обязательно пригодится бетономешалка. Для возведения ограждения нужен молоток, пила или электролобзик, плоскогубцы, шуруповерт, отвес и уровень.

Процесс плетения секции ограды в японском стиле

В качестве крепежей используют гвозди либо саморезы. В Японии мастера покупают специальные гвозди ручной ковки. Но в нашем случае такая роскошь ни к чему. Для скрепления между собой элементов конструкции также пригодятся металлические уголки и кронштейны.

Как строится японский забор

Процесс возведения ограды в дальневосточном стиле начинается с проектирования. Это поможет рассчитать более-менее точное количество нужных строительных материалов и избавит хозяина от лишних расходов.

  1. В основание закладывается фундамент, который предохранит дерево от контакта с землей. Для большей аутентичности рекомендуется использовать дикий камень, но можно использовать и бетон. Многие в Японии сегодня делают бетонное основание для ограды, потому что так дешевле и практичнее.
  2. Размеры траншеи выбирают, исходя из высоты забора и веса материалов, которые использованы для него. Поскольку дерево весит немного, будет вполне достаточной глубина 20-30 см. А ширина должна на 10 см превышать толщину вертикальных опор.
  3. Следующий этап — установка опорных столбов. На них придется основная нагрузка, поэтому древесина должна быть предварительно подготовлена, пропитана составами от насекомых и плесени. Столбы ставятся до заливки фундамента, чтобы после того, как затвердеет бетон, получилось их надежное крепление.
  4. На столбы навешиваются горизонтальные направляющие, к которым крепятся основные элементы японского забора. Если хозяин участка намерен украсить ограду, он набивает поверх досок бамбук или же древесную кору.

    Инструкция для крепления бамбуковых планок на столбы забора

    Кроме того, используются обожженные доски, которые популярны в Японии.

  5. Завершает конструкцию навершие на забор. Оно делается либо из черепицы, либо из подготовленных досок.
  6. Заборчики для садовых дорожек можно сделать из бамбуковых стволов. Сперва ставятся вертикальные столбы. А к ним веревками из природного волокна привязываются горизонтальные перекладины.
  7. Декоративное ограждение из досок внутри сада делается легким, с просветами. Оно в среднем не превышает по высоте 30 см, чтобы не закрывать от зрителя посаженные растения и клумбы.


Взяв на вооружение наши советы и познакомившись с образцами классической японской архитектуры, мастер сможет построить ограждения для своего сада в восточном стиле.

  • English
  • Главная
  • Работы
  • Элементы
    • Беседки
    • Ворота, калитки
    • Бамбук
    • Вода
    • Камни
    • Дорожки
    • Дерево
    • Растения
  • Статьи
    • Японские сады
    • Вьетнам
  • Друзья
  • Новости

Дорожки в японских садах тоже имеют свою историю. Сначала древние люди создавали территории внешних дворов синтоистских святилищ, как места пребывания богов. Расчищенные участки засыпались камнями, чтобы они не зарастали травой. Однако впоследствии развитие садов пошло по другому пути, поскольку важнейшее значение стало придаваться водоемам и водным, а не пешим прогулкам. Поэтому в этих первых садах упоминания о дорожках найти довольно сложно. Хотя некоторые мотивы использовались уже тогда: арочные и плоские мосты, оформление берегов крупными речными камнями или галькой, под стать природным, насыпи, по которым можно было ходить.

Более оформленные дорожки стали появляться в эпоху развитого средневековья (XIII – XVI вв.), когда наряду с водными популярность получили и пешие прогулки. Так, знаменитый сад Сайхо-дзи, или Кокэ-дэра (сад мхов) создан был из двух разнохарактерных частей, разделенных между собой воротами. Нижнюю часть занимает водоем с островами, а верхняя находится на склоне горы, где в устройстве дорожек использовались камни. Другой, не менее известный, сад храма Серебряного Павильона, также имеет двухуровневую структуру. В нижней части располагается пруд, в верхней – композиция в стиле «сухого пейзажа». К храму Серебряного Павильона ведет путь, состоящий из трех частей. Первый отрезок пути – это дорожка, вымощенная камнями, вторая часть — длинная дорога из белого гравия со стрижеными кустарниками по обеим сторонам. И, наконец, третья тропинка, снова каменная, пролегает через небольшой дворик с растениями.

Наибольшее значение дорожки приобрели во времена позднего средневековья (XVII – сер.XIX вв.), когда стали появляться чайные сады. Маршрут следования к чайному домику предписывалось делать протяженным и сложным, чтобы эта прогулка заставляла гостей глубже погрузиться в атмосферу спокойствия, отрешенности и сосредоточенности на своем внутреннем мире. Участники церемонии должны были идти строго по дорожкам, перешагивая с камня на камень.

Как правило, в чайных садах делают тобииси – пошаговые тропинки из плоских, несколько выступающих над землей камней, выложенных на некотором расстоянии друг от друга. Обычно промежуток между ними составляет 10-15см. Камни в составе тропинки устанавливают на одной высоте и на равном расстоянии друг от друга, вследствие чего создается ощущение непрерывности, и дорожка органично вписывается в сад. Тобииси, как правило, не созданы для быстрого шага. По такой дорожке идти надо неторопливо, глядя под ноги. И только когда гость доходит до специально установленного большого камня, на котором удобно остановиться, он поднимает голову и любуется видом, представшим его взору.

Однако в садах могут быть и другие типы мощения, порой даже смешанные. Тропинка тобииси в каком-то месте может перейти в каменное мощение (нобэдан), где-то будет положен большой плоский камень, на котором удобно постоять, осмотреться, передохнуть или провести необходимый ритуал (например, омыть руки у цукубая).

В качестве материала для дорожек нобэдан используются природные камни разной формы и размеров, сложенные в декоративный узор. Здесь главное правило — чтобы они были верно подогнаны друг к другу: промежутки не должны быть ни слишком большими, ни слишком маленькими, и камни не могут образовывать четырехугольник.

Дальнейшее развитие история дорожек получила в эпоху Эдо (1600-1868 гг.). И связано это было с появлением системы сайкин-котай, при которой ограничивались всякие передвижения по стране (не говоря уже о путешествиях за ее пределы). Крупные феодалы в течение года обязаны были нести службу при дворе сёгуна в г.Эдо, а потом на год удалялись в свои владения, оставляя свою семью в качестве заложников при дворе сёгуна. Таким образом, даже состоятельные люди не могли себе позволить путешествия ни в другие страны, ни даже по Японии. Все это отразилось и на садах. Знатные люди начали заказывать сады, в которых можно было совершать воображаемые путешествия. Дизайнеры воссоздавали известные пейзажи в миниатюре, образы которых брались из различных историй или рисунков. В то время легально перемещаться по стране могли только паломники, чьи рассказы также использовались в качестве идей для сада. Появились настоящие прогулочные сады — кайюсики. Целью прогулочных садов было продемонстрировать власть и богатство их владельцев, а также развлечь важных гостей, увлекая их постоянно меняющимся пейзажем, созданным из камней, воды, фонарей, цветов и пр.

Огромное значение в это время приобрели дорожки. Теперь их главная задача – не только вызвать ощущение отправления в длительное и интересное путешествие. В отличие от дорожек в чайных садах, которые уводили гостя вовнутрь собственного мира, маршруты в «саду для прогулок» должны увлекать путешественника из сада в далекие неизведанные места, а то и времена. Сады этого типа, по существу, являлись некоей галереей пейзажей, сменявших друг друга. И дорожки призваны были подсказывать человеку, где остановиться, куда посмотреть, где, наоборот, ускорить шаг. Так, сплошное мощение или гравий дают возможность осматривать сад непрерывно. Не надо смотреть под ноги и выбирать, куда наступить. Гравий, помимо всего прочего, выполняет успокаивающую роль: его тихое шуршание позволяет расслабиться, задуматься.

Напротив, неудобная дорожка из некрупных камней, да еще и расположенных на различном расстоянии друг от друга, заставляет идущего внимательно смотреть под ноги, отвлекаясь от пейзажей. А когда путешественник поднимает голову, перед ним вдруг открывается совершенно иной вид, совсем другая картинка.

Таким образом, мы выяснили, что дорожки в японских садах не только имеют большое значение и глубокий смысл, но и требуют к себе довольно серьезного отношения. Теперь от истории перейдем к нашим садам. Вы решили сделать дорожку. Прежде всего, необходимо продумать – зачем она вам? Дорожка «в никуда» в лучшем случае вызовет недоумение. Ведь само ее назначение – привести человека в какое-то место или к какому-то объекту. Это может быть беседка, водное устройство, сад камней или просто камень, около которого расположился японский фонарик, скамейка, сарай, парковка – все, что угодно.

Как только мы выяснили этот вопрос, продумываем, какой материал будем использовать. Дорожка из гравия смотрится неплохо, по ней приятно пройтись, она «слышна». Однако есть и минусы. Во-первых, по такой дорожке не стоит ходить на каблуках. Поэтому, если этот путь предназначен для гостей, хорошо бы продумать альтернативные варианты. Во-вторых, нежелательным является соседство с высокими хвойными растениями или деревьями с мелкой листвой. Поверьте, в таком случае осенью Вам отдыхать не придется: очистить щебень от иголок – не простое занятие. Ну и в-третьих, на таких дорожках прорастают сорняки. Ведь геотекстиль защищает только от тех сорняков, что прорастают снизу, сверху же легко попадают новые семена. Конечно, их не так много, как на земле, и они легко убираются, но запускать прополку нельзя – дорожка потеряет вид.

Дорожка из пошаговых камней больше всего подходит для японского сада или уголка в японском стиле. Но здесь очень важно продумать, на каком расстоянии положить камни. Ведь длина шага у всех разная. Это зависит роста человека, от возраста, от пола и даже от склада характера. Быстрый темп удлиняет шаг, медленный – укорачивает. Поэтому не стоит делать тобииси по дороге к хозблоку или туалету. Такие тропинки предназначены больше для осмотра сада.

То же касается и дорожек из бруса, пространство между которым засыпается щебнем. Просчитать длину шага каждого человека практически невозможно. В результате ходьба по таким дорожкам превратится для вас в тяжелое испытание. Но это не значит, что не стоит их делать. Есть несколько вариантов. Первый – положить брус не на каждый шаг, а через определенное расстояние, равно приблизительно трем-четырем шагам. Заполнять промежутки необходимо мелким щебнем, по которому удобно ходить. Другой вариант — скрепить всю дорожку бетоном или другими смесями. Или же сделать дорожку короткой, а брус – широким, чтобы свести неудобство к минимуму. Наиболее комфортный вариант – каменное мощение, но минус такой дорожки в том, что ее сложнее перенести в другое место, если вдруг Вы решите что-то изменить в своем саду.

Ну и теперь, когда материал выбрали, осталось решить, как мы проложим дорожку. В японских садах прямые линии не приветствуются. Однако не стоит впадать в крайности. Если на маленьком отрезке сделать извилистую дорожку, это будет выглядеть нелепо. Да и на больших расстояниях каждый поворот желательно оправдывать посаженным кустом, композицией из многолетников или хотя бы камнем. В конце концов, если расстояние небольшое, а прямых линий видеть не хочется, дорожку можно просто слегка сместить или сделать небольшой излом.

в начало

Авторы фото: Елена Глубоковских, Александра Басова

Небольшие композиции вдоль забора

В последнее время стало актуальным украшать свои участки цветниками, клумбами и альпийским горками. Все чаще дачи используются для досуга, поэтому участок должен выглядеть ухоженным и радовать глаз. Для создания красивой клумбы можно применять природные материалы, например, хорошо будут смотреться камни. Но чтобы получить желаемый эффект, необходимо знать некоторые нюансы и особенности выбора материалов.

Создание бордюра с помощью валунов

Шикарный ландшафтный дизайн

Морская галька часто используют для оформления цветочных клумб

Бордюр из морских камней, выложенных в три ряда

Основные правила

При создании клумбы необязательно применять похожие по виду и размеру камни. Сочетание разных видов может создать оригинальный акцент, однако общее стилевое решение всего участка должно выдерживаться. Есть и общие приемы:

  • размещать цветник нужно так, чтобы он не мешал, а радовал глаз. Можно выбрать место в центре участка или вдоль глухой стены;

Такое оформление снова завоевывает популярность

Просторный сад с декоративными дорожками

  • подбирать растительность нужно, учитывая схожие условия для полноценной жизни и цветения: некоторые из них любят тень, другие не могут без лучей солнца;
  • учитывать нужно и потребность в воде, а также размеры и другие свойства растений;
  • проще создать большую клумбу, нежели несколько маленьких, но число и внешний облик зависит от дизайнерского решения всего сада.

Каскадный цветник

Каменная клумба может заменить собой беседку, если разместить ее в центре сада. Маленькая и яркая украсит место возле забора и не помешает прогулкам или активному отдыху.

Формирование клумбы

1 4

Чтобы сделать цветник, можно использовать разный материал. Это могут быть следующие варианты:

  • Пористая структура известняка обусловливает его применение. Трещины заполняются землей и после этого высаживают растения. На нем хорошо себя ведут водоросли и мох.
  • Благодаря декоративному внешнему виду для клумб часто применяют базальт.

Декоративная клумба из цельного куска камня

  • Кварцит обладает большой палитрой цветов и гладкой поверхностью. Он способен переливаться на солнце, что очень красиво смотрится.
  • Песчаник имеет множество оттенков от серого до красного. Но стоит учитывать тот момент, что камень недолговечен.
  • Способность сланца расслаиваться на пластины используется в создании ландшафтных дизайнов. Он может быть зеленого, голубого и даже фиолетового цвета.

Желтые цветы придадут ландшафту яркость

  • Туф относится к известняковым породам, с ним высаживают плетущиеся и почвопокровные растения.
  • Несмотря на красивый внешний вид, гранит реже используют для создания цветника, поскольку он может подкислить грунт.
  • Скопление округлой формы камней разных размеров, обточенных водой, называют галькой.

Галька – эффектный элемент декора для сада

  • Поделочный камень доломит станет украшением любого сада.
  • Для ограждений цветников часто применяют белый или красный кирпич.

Бордюры цветников из кирпича

Для формирования клумбы можно взять несколько крупных камней, вокруг них разместить экземпляры поменьше. Кроме того, потребуются дополнительные материалы. Дренаж обеспечит гравий, песок или щебень. Мульчирование нужно для создания комфорта растениям, и обеспечить это может торф или кора дерева.

Как создать каменный цветник?

1 4

Одним из вариантов является создание клумбы, которую украшают каменным бордюром, однако солидно выглядят высокие, основательные цветники. Для этого нужно выкладывать несколько слоев камней до нужной высоты стены.

Начало сооружения происходит из фундамента. При помощи бечевки и колышков размечают местонахождение будущей клумбы. По периметру нужно выкопать траншею 30 см глубиной, ширина должна совпадать с размером материала. Можно убрать слой земли по всей плоскости цветника. На дно канавы стелют рубероид или полиэтиленовую пленку, поверх которой начинают заливать бетонный фундамент.

Постройка без фундамента

Укладка

Когда фундамент высохнет полностью, можно начинать укладывать камни. Создавать цветник на бетонной основе – не обязательное условие. Траншею можно уложить геотекстилем и засыпать песком на треть, на который выкладываются самые большие валуны.

Неправильная форма натуральных камней обусловливает сложность укладки. Зазоры придется заполнять землей, которую нужно плотно утрамбовывать. Когда камни станут наполовину торчать из траншеи, это и есть основание конструкции.

Неправильная форма натуральных камней сделает вашу постройку оригинальной

Дальше для кладки используют раствор. Если клумба возводится на бетонный фундамент, сделайте отверстия для дренажа. Раствор применяют с внутренней стороны, чтобы сохранить эффект сухой кладки. Как только цемент высохнет, по поверхности распыляется герметик. Он предотвращает появление трещин на стыках.

Спустя 7-10 дней, когда раствор полностью застынет, можно приступать к заполнению внутренности постройки, то есть засыпать почву, в которую высадить растения.

При высоте до 60 см можно укладывать ряды кладки сухим способом. В таком случае необходимо тщательно подбирать камни по форме, чтобы минимизировать пустоты между ними.

Отличия от альпинария или рокария

Рокарий – пестрая композиция из камней и растений

Бордюры не требуют скрупулезного подбора материала, в отличие от альпийской горки. К тому же альпинарий должен напоминать гористый рельеф и состоять из растений, у которых хорошо развиты корни. Для клумбы подбор растений свободен при условии соблюдения перечисленных выше правил.

Желтые цветы помогут избавиться от депрессии

Эффектные композиции из морской гальки

Для рокария потребуется порода разного размера, кроме того, укладывается она симметрично и естественно. Цветник же выкладывается в соответствии с правилами геометрии – ровно.

Подбор растений

Алиссум не только украсит ваш сад, но и наполнит его приятным ароматом

Нужно учитывать, что высокие растения должны располагаться в центре, а низкие – по краям цветочной композиции. На приподнятых цветниках растения лучше и пышнее. Натуральные ткани быстрее прогреваются и отдают свое тепло ночью. Кроме того, они способны удерживать в себе влагу и постепенно отдавать ее, подпитывая растения.

1 4

Такой способ посадки ограничивает растения от насекомых и вредителей. Чтобы композиция смотрелась органично и красиво, нужно хорошо продумать дизайн, он должен учитывать:

  • сочетание палитры, формы и высоты растения;
  • одинаковые условия для содержания;
  • сроки цветения.

Роскошный сад из экзотических растений

Как ухаживать?

Несмотря на разнообразие природного материала и различие вариантов поверхностей, нельзя избежать загрязнения, атмосферных осадков и палящего солнца, ведь конструкция располагается под открытым небом.

1 4

Для того чтобы материал не впитывал грязь и влагу, можно обработать его гидрофобными составами, которые специально для этого разрабатываются. Пропитываясь такими веществами, поверхность укрепляется, а цвет ее становится более ярким и насыщенным.

Создавая ландшафтный дизайн на своем участке, необходимо понимать, что для привлекательного внешнего вида потребуется своевременный и регулярный уход.

В ландшафтном стиле японский стиль достаточно распространён, а японские сады – настоящее произведение искусства, привносящие в наши жизни немного магии, вдохновляющие нас и заставляющие нас задуматься и спокойно созерцать эти удивительные элементы.

Можно спроектировать японский сад любой формы и размер – от маленького внутреннего дворика до большой чайной. В них можно установить декоративные пруды, мостики, гравийные и песчаные дорожки.

Японский стиль в ландшафтном дизайне

В первую очередь нужно задуматься о том, какие впечатления у гостей будет вызывать ваш сад. Представьте, как они будут переходить от одного элемента к другому, по дорожке через мост и с интересом разглядывать всё вокруг. Определите границы сада. Установите прудик и окружите его камнями и мостиками: сочетание воды и камня олицетворяет силы жизни и природы и представляет основу японских садов.

Из растений предпочтение желательно отдать вечнозелёным, а уделить особое внимание нужно листве. Представляем вашему вниманию несколько растений, которые идеально впишутся в японский сад.

Японская чёрная сосна, или сосна Тунберга

Декоративное дерево непропорциональной и необычной формы с тёмно-зелёными листьями. Очень выносливое и любит солнце.

Сосна Тунберга для японского сада

Японский красный клён

Дерево с облаком мягких перьеобразных листьев всех оттенков зелёного, а осенью – золистого и оранжевого. Очень медленно растёт, имеет компактную форму, поэтому и подойдёт для декоративного сада. Должно расти в месте, защищённом от сильного ветра.

Японский красный лён

Рододендрон японский

Вечнозелёная азалия позднего цветения с белыми или розовыми цветками. Максимально может вырасти до 50 см, но только в тени. При суровых погодных условиях лучше не сажать, иначе растению будет причинён серьёзный ущерб.

Рододендрон с белыми цветками

Бамбук золотистоборозчатый Спектабилис

После посадки яркий жёлтый бамбук представляет собой пушистое растение, но быстро преобразуется. Растёт не так быстро, как другие виды. Любят солнце.

Бамбук Спектабилис

Гинкго билоба

Двухлопастное растение, цветущее в любое время года, за исключением зимы. Красивые веерные листья летом окрашиваются в зелёный, а осенью – в жёлтый. За 20 лет может вырасти до 10 м.

Гонкго билоба

Ирис мечевидный

Японское растение с красивыми фиолетовыми и сиреневыми лепестками. Желательно сажать у воды, потому что оно любит влажные и плохо просыхаемые участки. Цветёт до середины лета.

Ирис мечевидный для японского сада

Многорядник

Вечнозелёное растение с блестящими тёмно-зелёными листьями, растущие в тени в зонах с умеренным климатом. Необходимо срезать старые ветви, когда начинают цвести новые.

Многорядник для сада в японском стиле

Японский ландшафтный дизайн

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *