Волки в стае

psychological_s

Это удивительный зверь… Веками преследуемый людьми, пытающимися уничтожить его любыми способами, переносящий все тяготы жизни в суровой и равнодушной дикой природе, он демонстрирует чудеса выживания и стойкости.
Вся жизнь волка зимой и летом, при свете полярных звезд или яркого солнца – это беспрестанное движение: охота – поиск и преследование добычи или уход от погони… Как будто наказанный богами за свои прегрешения, он, как вечный странник, обречен прятаться и скитаться по свету в поисках лучшей доли – богатой добычи, спокойствия и тишины…
В отличие от медведя или тигра, волк (Canis lupus) – существо социальное, и вся его жизнь, в основном, проходит в стае. Тем более, что при охоте на крупную добычу именно волчье сообщество, как некий «суперорганизм», способно действовать четко, слаженно и эффективно. В северных лесах волки чуют шевеление мышки под метровым слоем снега, а присутствие оленей или лосей за полкилометра (на равнине же они видят добычу за 2–3 километра).
Голодная стая, пробежавшая перед этим не один десяток миль, начинает приближаться к возможной добыче, двигаясь против ветра и скрадывая свое движение. Как партизаны, прячась за кустами и деревьями, волки медленно, но верно окружают лося или оленя. Убедившись, что он одинок и ему никто не помогает, сразу несколько зверей вцепляются в свою жертву. Лось стряхивает нападающих раз за разом, может даже запороть насмерть одного или двух, но силы неравны, и стая рано или поздно одолевает лесного великана… Это некий общий сценарий действия стаи. На самом деле ей в зубы попадают, в основном, только больные, раненые, измученные голодом или паразитами животные.
Подобно гиенам в Африке, волки на просторах Северной Америки и Евразии «служат» санитарами, очищающими популяции копытных и грызунов от «балласта». В тех местах, где от волков избавились навсегда, начинается перенаселение травоядных и грызунов, в их рядах возникают эпидемии и мор, а ландшафт начинает напоминать лунную поверхность…
Волк — существо социальное, и вся его жизнь проходит в стае.
Волчья стая – это огромный слаженный организм, состоящий из 5–10 и даже 20 зверей, имеющий одну из самых сложных социальных организаций в мире животных. Здесь все подчинено жесткой дисциплине и иерархии, которая сплачивает и соединяет все индивидуальности в одно целое.
Во главе стаи стоит пара волков – Он и Она, хранящие друг другу верность до конца жизни! Это матерые звери, прошедшие «огонь, воду и медные трубы», побывавшие под пулями во многих переделках. Будучи Высшей инстанцией для всех (по сути – Богами), они определяют весь ритм суточной жизни стаи и отношения между волками.
Чем сильнее и опытнее Вожак, тем активнее он пресекает все свары, тем меньше раздоров и агрессии в стае, тем дружественнее атмосфера и сплоченнее группа! Вожак ведет стаю или поручает это своей подруге, выводит соплеменников из-под облав, планирует и начинает охоту, первый бросается на врагов и на добычу. Он же первый стоит у готового к употреблению мяса, и пока он ест, все будут ждать, вымещая друг на друге свое нетерпение, возбуждение и сводя старые счеты.
Вся жизнь и благоденствие отдельных волков в стае подчинены порядку, определяемому иерархией. Изменения и подвижки в этой системе возможны с уходом или гибелью кого-либо. Свято место пусто не бывает, и оно сразу занимается волком, стоявшим по рангу следующим. Нахождение каждого члена стаи в своей социальной «ячейке» обеспечивает системе в целом равновесие и устойчивость.
Когда встречаются два волка, то у доминанта напряжено тело, шерсть и уши стоят торчком, он держится высоко на прямых лапах. Особь подчиненная подходит с поджатым хвостом, прижатыми ушами и, приседая, смиренно подставляет под грозные зубы шею, а затем облизывает морду своего визави. Следующий этап «унижений» – вассал ложится на спину, расставляет ноги и обнажает свой живот. Многими отмечалось благородство волков, которые никогда не позволят себе напасть на беззащитного, поэтому сила слабого в стае – в его слабости и умении вовремя «поклониться»
Со временем самые сильные самцы формируют вокруг своего Вожака своеобразную «гвардию» и служат основным костяком стаи при нападении и защите. Бывает, что некоторые самцы, возмужав и окрепнув, не желают подчиняться Вожаку. Тогда они вынуждены уйти прочь и думать о создании собственной семьи.
Каждая стая занимает в лесах или тундре определенную, зачастую просто огромную территорию (100–200–500 кв.км), на которой не терпит чужаков, охраняет ее и метит запаховыми метками как по границам, так и внутри. Но и этого мало. О своем присутствии стая напоминает воем, далеко разносящимся по округе. Как настоящий меломан, каждый волк имеет свой тембр голоса и свою песню, которую с удовольствием воспроизводит для соплеменников! А они охотно включаются в общую какофонию, создавая настоящие симфонии и оратории…
Кроме воя, слышимого на пространстве до 10 (!) км, волки еще рычат (настороженность и отрицание), стонут (расположение и подчинение), лают (тревога), тявкают (предпочтение, расположение), ворчат (недовольство), завывают, хныкают, повизгивают, визжат и т.д. Столь внушительный набор звуков при общении, дополняемый огромной чередой ритуалов, жестов, мимических приемов, говорит о богатой эмоциями и страстями внутренней жизни этих удивительно умных зверей. Еще бы. Своим лицом (мордой) они способны передавать десятки эмоциональных настроений – от улыбки и радости – до ярости и откровенной угрозы…
Особенного богатства палитра проявлений жизненных сил и эмоций достигает к концу зимы – началу весны, когда у волков начинается сезон любви. Право на нее и на размножение имеют только волки, владеющие собственной территорией, могущие создать дом – логово, куда волчица принесет волчат. А в большой стае только Он и Она, все остальные самцы и самки остаются холостыми. Ухаживание начинается загодя и поражает своей нежностью и выразительностью. Это взаимные улыбки, акробатические прыжки, резвые взаимные «догонялки», покусывания губ, поцелуи в шею, вылизывание шеи, щек и ушей.
За два месяца беременности волчица находит и готовит несколько логовищ в различных местах – пещерах, корнях павших деревьев, норах барсуков и т.д. На свет появляется от трех до пяти слепых малышей, способных только сосать свою мать. Через три недели у них открываются глаза, они пытаются ходить, и у волчицы прибавляется хлопот из-за их излишней любознательности. А в возрасте полутора месяцев малыши отказываются от молока и переходят на мясо. О волчице с приплодом заботится вся стая во главе с Вожаком, принося ей пищу.
Когда мать уходит на охоту, «няньки» стерегут малышей и играют с ними, выдерживая совершенно невообразимые трепки со стороны деток, которые они стоически терпят. Отношение к малышам в стае самое нежное и терпеливое. Любой взрослый всегда готов поделиться с ними содержимым желудка, поиграть и поучить правилам охоты или субординации. Именно поэтому волчья стая такая сплоченная и эффективная. Столь совершенные социальные организации в мире встречаются очень редко – только у некоторых собачьих и у сурикат из Южной Африки!
…На бескрайние просторы лесов Палеарктики опускается ночь… Январский мороз заставляет скрипеть и стонать вековые сосны, легкая поземка «пробирает» до костей, все живое вымирает или прячется где-то по застрехам. А к далеким звездам через черную ночь несется перепевный и тоскливый вой стаи волков, заставляя нас думать о судьбах Природы, об ушедших от нас близких и о Вечности…
( ВАСИЛЬЕВ, журнал «Охотничий двор» (декабрь/январь 2009)
Отсюда


Поговорка «Человек человеку волк» родилась очень давно — так говорят о жестоких отношениях между людьми. На самом деле эта поговорка совсем не справедлива. Волки в стае ведут себя очень дружелюбно. В ней каждому отведено свое место и в отношениях царит строгий порядок.
Неписаный закон охватывает все стороны жизни стаи.

Основанный на системе доминирования (превосходства), он устанавливает очередность в доступе к пище, право обзаводиться потомством или обязанность подчиняться, дарует привелегию вести себя свободно. Враждебность, ссоры, нападения, драки в стае редки. Все решается недвусмысленными действиями сильных волков, «объясняющими», кто главный, а кто подчиненный. Но чаще вся стая следует воле признанных лидеров. Так благодаря взаимопониманию членов стаи в ней поддерживается гармония. Дружеские отношения играют огромную роль в сплочении стаи.
Но, конечно, волки вовсе не беззлобные милашки. Напротив, по сравнению, скажем, с любой собакой они гораздо агрессивнее и напористее.

Их чувства сильнее и определеннее: уж если волк А любит волка Б, то он любит именно Б, а отнюдь не всех волков на свете. Поэтому волки любят своих — членов своей стаи.
Характер отношений в стае альтруистичен. То есть каждое животное подчиняет свои личные интересы интересам всего «коллектива». При иных взаимоотношениях стая как единый организм существовать не может. Ранг животного зависит от уровня развития психики, а не только от физических данных.
Ведь, как известно, выживает не столько самый сильный, сколько самый умный. А вожаку приходится организовывать охоту (у волков групповой загонный тип охоты, требующий хорошей организации), принимать решения о разделе добычи.


Поэтому в стае царит мир и покой. Младшие слушаются старших и чувствуют себя абсолютно защищенными, а старшие несут бремя ответственности за всех.
Волчья стая имеет семь рангов.
Это прекрасно организованное общество, где каждый понимает свои права и обязанности. Управление происходит без силовых приемов, все четко организовано, роли распределены, никто никого не удерживает, но почему-то все выбирают совместное существование. Выделение социальных рангов в стае слабо связано с полом и старшинством по возрасту. Эти факторы, как и физическая сила, лишь обеспечивают выполнение полезных функций, не более того.

Убив оленя, волки прекращают охоту, пока не кончится все мясо и голод не заставит их снова приняться за дело.
Кто такие матерые, прибылые, переярки?
Матёрый (матёрик) — это, как говорят ученые, доминирующий, то есть главный, волк — вожак! Он заводит потомство и владеет участком. Матерый может быть и самцом, и самкой. Именно они составляют главную пару в волчьей стае.
Не достигшие года щенки называются прибылыми. Они самые младшие в семье. Их может быть 7-9,но, как правило, 3-5. Прибылые находятся на попечении взрослых волков, по началу в основном матери, матерой волчицы.

Переярки — это дети предыдущего года рождения, оставшиеся на участке родителей. Весной и ранним летом они живут на окраинах семейного участка и поддерживают отношения с родителями. Во второй половине лета приближаются к центру участка, а осенью объединяются с родителями и младшими братьями и сестрами. Переярков, как правило, в семье меньше, чем прибылых, так как не все дети остаются с родителями на второй год. Бывают и семьи без переярков.

В некоторых семьях взрослых волков бывает больше двух.
По отношению к паре матерых остальные занимают подчиненное положение и чаще всего не обзаводятся потомством. Часто их относят к переяркам, хотя это не совсем верно. По возрасту это взрослые звери, но по своей роли в семье они близки к переяркам. Матерые, прибылые и переярки составляют типичную волчью семью, которая может быть и проще, и сложнее.
Вожак – высший социальный ранг.
Предполагает ответственность за всю стаю. Вожак решает вопросы местообитания, охоты, защиты, всех организовывает, устанавливает ранги в стае.

Своим преимущественным правом на пищу вожак пользуется по собственному усмотрению. Например, отдает свою долю щенкам, если еды недостаточно. В его задачи входит забота обо всех, а щенки – будущее стаи. Однако, если голодающий вожак окажется не в состоянии руководить стаей, в опасности окажутся все, поэтому его преимущественное право на пищу не оспаривается.
В период устройства логова и выкармливания щенков главной становится матерая самка, и ей подчиняются все члены стаи. Американский исследователь Давид Мич высказал предположение о «разделении труда» и лидерства между полами в зависимости от времени года и вида деятельности.
Волки в стае, в том числе и пара матерых, не всегда ровесники. Если волчица старше и опытнее своего партнера, то она может определять и маршрут, и тактику охоты, руководя выбором жертвы. Если же старше супруг, то именно от него зависит решение большинства жизненно важных вопросов, он даже выбирает место для будущего логова.
Старший воин – организовывает охоту и охрану, претендент на роль вожака в случае его гибели или невозможности руководить стаей.
Мать – взрослая волчица, которая имеет опыт воспитания волчат. Обязанности матери она может выполнять как по отношению к своим детенышам, так и по отношению к детям менее опытных матерей.
Рождение «детей» не переводит автоматически волчицу в ранг матери. Как и для любого другого ранга, здесь требуется определенное психофизическое развитие, способность принимать решения, необходимые для жизни.
В задачи матери входит выращивание и воспитание потомства.
В случае нападения на стаю именно матери уводят всех слабых в безопасное место, в то время как воины держат оборону.
Старшая мать – при необходимости может занять ранг вожака. Со старшим воином никогда не конкурирует. Освободившийся ранг занимает наиболее достойный, способный управлять стаей.
Никаких поединков для выявления более сильного не происходит.
В период вскармливания и выращивания детей все матери стаи находятся под особой защитой и опекой.

Размножение в волчьей стае
Размножение – у волков и эта сторона жизни организована очень красиво. Один раз в год стая разбивается на семьи, чтобы произвести на свет и вырастить потомство. К размножению допущены не все. Основное условие – понимать свое место и роль в большой семье-стае. Поэтому те, кто не имеет пары, живет в маленькой волчьей семье третьим, помогая охотиться и воспитывать волчат.
Пары волков – на всю жизнь.
Если один из партнеров умирает, новая пара не создается…
Опекун – несет ответственность за воспитание волчат. Выделяется два подранга: пестун и дядя
.
Пестун – молодые волчицы или волки, не претендующие на ранг воина, подросший молодняк предыдущего помета. Они находятся в подчинении матерей и выполняют их распоряжения, получая навыки воспитания и обучения подрастающих волчат. Это их первые обязанности в стае.
Дядя – это взрослый кобель, не имеющий собственной семьи и помогающий выращивать волчат.
Сигнальщик – оповещение стаи об опасностях. Решение принимают более ответственные члены стаи.
Щенок – это шестой ранг, никакой ответственности, кроме послушания старших, но дает преимущественное право на питание и защиту.
Инвалид – не увечная, а просто старая особь, имеет право на питание и защиту. Волки заботятся о своих стариках.
Зачем волку тонкий нюх?
Животные постоянно общаются между собой, и порой формы этого общения (коммуникации) бывают весьма сложными. У млекопитающих сильнее всего развиты три вида коммуникации: химическая, то есть с помощью запахов, акустическая, то есть с помощью звуков, визуальная (зрительная) то есть с помощью поз, мимики и жестов.
Химическая коммуникация — самая древняя форма общения животных, она появилась уже у одноклеточных. У большинства млекопитающих тонкое обоняние. А семейство собачьи среди них — признанные «нюхачи». Так что волк пользуется своим носом очень активно и постоянно: и на охоте, и собирая информацию о собратьях. Нам трудно представить, сколько узнают об этом окружающем мире собака или волк с помощью носа. Они не только различают огромное количество запахов, но и очень долго помнят их.
Однажды я видел, как ручной волк после долгой разлуки вспоминал человека. По внешнему виду зверь не узнал его. Голос, вероятно, о чем-то смутно напомнил ему — волк ненадолго насторожился, но потом снова стал ходить по клетке. Нос же «сказал» все и сразу. Едва слабый порыв воздуха от открытой двери донес знакомый запах, как безразличный прежде волк преобразился: бросился к самой решетке, заскулил, запрыгал от радости… Так что память запаха для волка самая надежная и крепкая.
Волк не только помнит, но и, как говорит один старый охотник, думает носом. Действительно, охотясь, он обязательно учитывает ветер. От направления ветра зависит вся тактика охоты стаи. Засадчики, то есть волки, которые ближе всех подходят к добыче, всегда идут так, чтобы ветер дул к ним со стороны жертвы. Это выгодная позиция — и потому, что так жертва не учует волка, и потому, что волки многое узнают о жертве по ее запаху. По нему можно выбрать «лучшую» жертву и потом, не сбиваясь, преследовать именно ее.

Когда волки рычат или пищат?
Слышат волки гораздо лучше человека, и то, что нам кажется невнятным шорохом, для волка — отчетливый звуковой сигнал. Слух помогает избежать опасности, общаться и искать добычу. Волки издают много разных звуков — они рычат, фыркают, пищат, скулят, визжат, по-разному лают и воют.
Назначение этих сигналов разное. Например, рыча, волк сообщает о намерении напасть или, наоборот, активно защищаться. Фырканием предупреждает сородичей об опасности. Чаще всего это сигнал взрослых, адресованный малышам. Заслышав его, волчата прячутся в укрытие или затаиваются.
Скулят волчата почти сразу же после рождения, если им не уютно — голодно или холодно, — это их первый акустический сигнал. Скулить могут и взрослые, когда им плохо.
Визжат в основном слабые, низкоранговые волки, когда им угрожают или когда на них нападают более сильные сородичи. Визг «обезоруживает», смягчает нападающего, успокаивает его. А выражая дружелюбие, волки пищат.
Все эти сигналы они издают, находясь довольно близко друг от друга — на растоянии от нескольких сантиметров до десятков метров. Однако есть у волков и звуковые сигналы «дальней связи» — это лай и вой.
Почему волки лают и воют?
Лают волки на крупного хищника (тигра, медведя) или на человека при грозящей им опасности. Но только если опасность еще не слишком серьезная. Так что лай относится к сигналам предупреждения. Волки лают гораздо реже, чем домашние собаки, а воют часто.
Можно сказать, что вой — своеобразное «звуковое лицо» всего рода Canis, а особенно волка. Узнать о том, что где-то живут волки, обычно можно как раз по вою. Бывает он одиночным — когда голос одного волка другие не отвечают и групповым — когда воет несколько зверей, не важно, находятся они рядом или далеко друг от друга. Вместе воют переярки, оказавшись далеко от родителей и прибылых, либо все члены семьи.
И, конечно, воют волки по-разному.
Матерый — очень низко и длинно, отдельная нота звучит не меньше 20 секунд. Это ровный, густой, мощный голос очень сильно воздействует на человека.
Волчица воет более коротко (10-12 секунд). Ее голос тоньше, чем у взрослого самца.
Переярки, воя, поскуливают и взлаивают. Их ноты по длительности такие же, как у волчицы, или еще корче. Молодые (прибылые) волчата взлаивают, визжат и взвывают.
Во время осенних семейных «спевок» волчата держаться все вместе. Их хор похож на какофонию.
Семейный хор, в котором учавствуют все — и матерые, и переярки, и прибылые, — один из самых впечатляющих «концертов» в наших лесах. Ведь воют волки, как правило, на вечерней заре или ночью. Их голоса плывут в темнеющее небо и будят в человеке что-то неподвластное разуму. Порой по спине бегут мурашки, причем не от страха, а от какого-то необъяснимого ощущения.
Воют волки очень громко, так что человек различает этот звук за 2,5, а то и 4 км. Волки же слышат друг друга с еще большего расстояния — это зависит и от погоды. Словно знакомые с теорией передачи информации, они почти никогда не воют, если условия слышимости плохие. Даже пережидают звук летящего самолета, идущего поезда или сильного ветра.

До сих пор подлинное значение воя в жизни стаи до конца не понятно. Ясно, что соседние семьи оповещают им друг друга о своем присутствии и так избегают нежелательных встреч. Ясно и то, что иногда родители воем сообщают щенкам, что приближаются к дневке с добычей, а малыши о том, где они находятся. Но самое важное, что именно вой создает общее гармоничное настроение в стае. Этим роль воя похожа на роль музыки для людей. Может, поэтому-то он и воздействует на нас так сильно. Но вой, выдавая присутствие волков, которые отзываются на вабу (подражание вою) охотников, оказался их «ахиллесовой пятой» в противоборстве с человеком.
Какими тропами ходят волки?
Многие считают, что волки — бродяги и скитальцы. Верно это лишь отчасти: ходят они вовсе не где попало, а подчиняясь строго определенному порядку и в хорошо известных местах.
У волчьей стаи есть свой, как говорят ученые, участок обитания. И волки знают его, как свои пять пальцев. Они великолепно ориентируются на местности и помнят о всех своих прежних маршрутах, поэтому и ходят постоянными и самыми удобными тропами.
А.Н. Кудактин, много лет изучающий волков на Кавказе, несколько раз проделывал такой опыт: поднимался по склону в одно и тоже место разными путями, в том числе и волчьей тропой. И всегда оказывалось, что идти по ней легче, и быстрее всего.
Идя по ровному заснеженному болоту, где, казалось бы, нет никаких примет, волки точно выходят на старый след, давно уже засыпанный снегом. Однако они прекрасно знают не только местность.
Они в курсе всего происходящего вокруг: им известно, где живет медведь и где он залег в берлогу, где пасутся лоси или кабаны. Волки замечают малейшие изменения в знакомых местах. Изучающий тактику передвижения волков по участку американский зоолог Р. Петерс считает, что у них есть мысленная карта своего участка обитания.
Что такое буферная зона у волков?
У волков, как и у многих других зверей, окраины участков обитания соседних стай порой перекрывают друг друга. Тогда в этих местах образуются буферные зоны. Здесь могут повстречаться волки — соседи, а так как отношения между стаями чаще всего бывают очень враждебными, то это самые опасные места на участке.
Поэтому, заходя в буферные зоны и усиленно метя их, волки все же стараются надолго не задерживаться и, если добычи обеим стаям хватает, не охотятся там. Можно сказать, что буферная зона — своего рода заповедник для оленей и других копытных, созданный самими волками.
Когда же на основной территории становится мало добычи, волки соседних стай начинают охотится и здесь. Встретившись в этих местах, они, как правило, жестоко дерутся, и часть зверей гибнет.
Чем меньше остается волков, тем меньше копытных они уничтожают, постепенно восстанавливается численность оленей, и система «хищник — жертва» снова приходит в равновесие.

Немного о волках и волчицах. Мифология.

Мчащийся волк и восходящее над ним солнце. С появлением Солнца я спасаюсь бегством..



В ранних скотоводческих сообществах, волк представлен как хищное творение природы. Огромный ужасный волк одновременно символизирует прожорливость и сексуальность. Истории о ведьмах, превратившихся в волков, и о мужчинах, ставших оборотнями, олицетворяют страх перед одержимостью демонами и мужским насилием. Волк. Священен как для Аполлона, так и Марса и потому иногда является их атрибутом. Волки могут везти колесницу последнего.
Особенно трепетно древние римляне относились к волку, ему был посвящен праздник Луперкалии. С волками были связаны разные поверья. Считалось, что волчий жир и части тела волка помогают от болезней. При бракосочетании, когда новобрачная входила и дом жениха, порог натирали волчьим жиром. О связи культа волка с браком говорит поверье о том, что волчица всегда сочетается браком с супругом в присутствии почтенных свидетелей-волков, а овдовев, никогда больше не вступает в брак. Поэтому римляне уважали женщин, состоявших в браке только один раз. Очень распространена была вера в то, что некоторые люди могут превращаться в волков. Человек которого волк, выйдя из лесу, увидит первым, по преданию лишался голоса. Шерсть и кончик волчьего хвоста помогали добиться любви.
Согласно красивой легенде, Ромула и Рема вскормили волчица и дятел, благодаря чему они не погибли и выжили. В Риме даже был установлен памятник волчице, вскормившей младенцев. Удивительные сообщения о “волчьих детях”, т.е. о детях, воспитанных волчицей, и не только в Индии (см. “Маугли” Киплинга), но также известные в европейском фольклоре, возможно, навеяны этой римской легендой о Капитолийской волчице.
В древности считалось, что волчицы необычайно сексуальны; поэтому в Древнем Риме «волчицами» (лат. lupae) называли проституток.
Волчица — это животное-тотем, Lupa, истинная мать Ромула и Рема. Тем же словом — Lupa — называли и блудниц. На латыни бордель назывался волчьим логовом (lupanar).
Почему в латинском языке «волк», «волчица», «проститутка» («блудница») и «публичный дом» являются однокоренными словами — науке неизвестно, но факт есть факт.
Волчица, выкормившая основателей Рима, — образ горячей материнской заботы, который встречается и в индийском фольклоре. Это может объяснить многочисленные истории о волках-прародителях — например, легенда о Чингисхане
В христианском образном мире волк выступает в первую очередь в качестве символа дьявола, угрожающего стаду верующих. Лишь святым дана сила любвеобильного убеждения, чтобы превращать дикость свирепого зверя в “набожность». В позднеантичном раннехристианском “Физиологусе” волк “есть хитрый и коварный зверь”, который при встрече с человеком прикидывается парализованным, для того чтобы потом совершить нападение. “Святой Василий сказал: “Таковы хитрые и злобные люди. Встретив добрых людей, они притворяются совсем невинными, как будто они зла и в мыслях не имели, но их сердце полно ожесточения и коварства”. “Волк в овечьей шкуре” — символ лжепророков-соблазнителей, цель которых — погубить простодушных. Известны языковые образные выражения, например: “Доверить волку пасти овец”; “С волками жить, по-волчьи выть” (т.е. приспосабливаться к сильнейшим) и др.
В средневековой книге о животных (“Бестиарий”) волк характеризуется как дьявольское животное; глаза волчиц, которые светят ночью как фонари, лишают человека чувств. Черт также лишает человека силы кричать (молиться), и глаза его при этом излучают свет, “потому что некоторые дела черта ослепляют и безрассудные люди попадаются”
Иначе выглядят легенды, в которых волчицы ласкали и воспитывали детей (как, например, в северокитайском мифе). Итак, наводящий ужас хищник при определенных обстоятельствах мог стать могучим защитником беспомощных созданий, хотя в силу его двойственности ужас перед “злым волком” преобладает.
Волк. Свирепость, коварство, жадность, жестокость, зло, но также храбрость, победа, забота о пропитании. Считающийся ненасытным чудовищем,— один из мистических символов древнего солярного культа. Это животное, чье имя означает “свет” в переводе с греческого, почитался в образе Аполлона, светоносного божества. Материнский символ, ассоциируемый с идеей плодородия (волчица вскормила Ромула и Рема).
Его негативный аспект отмечен египетской культурой, где он воплощал разрушительную силу солнца, и кельтской мифологией, представляющей Локи, великого разрушителя, в образе волка.
Этот грозный образ бытует в сказках и легендах, где волк олицетворяет кровожадность, вышедшую из-под контроля, и примитивную силу, присутствует в качестве лицемерного искусителя, алчного, бессовестного самца-соблазнителя Красной Шапочки.
Практически, из современной обработки сказки Берн вторично извлекает её архаическую подоплёку, но представляет соблазнителем не волка, а саму Красную Шапочку, воплощающую в жизнь один из подростковых сценариев.
Этот архетипический образ разгулявшегося либидо близок чудовищу из легенд и воплощает прожорливость, эгоистические тенденции, асоциальные, необузданные, разрушительные тенденции “Эго”.
Волк — это, в первую очередь, высший символ свободы в животном мире, символ самостоятельности. (Тогда как, так называемого царя зверей — льва дрессируют в цирке.) Волк — это и символ бесстрашия. В любой схватке волк борется до победы или до смерти. Волк не подбирает падаль, а значит — это и символ чистоты. Волк живет семьей, ухаживает только за своей волчицей-женой, и сам волк-отец воспитывает своих детей-волчат. У волков не существует такого порока, как прелюбодеяние. Волк — это и символ высокой нравственности, преданности семье. (Чего не скажешь о самцах других животных.)
В природе волки моногамны, то есть на одного самца приходится одна самка. Кроме того, для волков типичен семейный образ жизни: они живут стаями от 3 до 40 особей — семейными группами, состоящими из пары вожаков — альфа-самца и альфа-самки, их родственников, а также пришлых одиноких волков. Пары образуются на неопределённо долгий срок — до тех пор, пока один из партнёров не погибает.
О том, что у самки наступает течка, самец узнаёт по запаху феромонов. С наступлением брачного периода, который в зависимости от широты приходится на январь—апрель, в стае нарастает напряжённость: самец и самка доминирующей пары агрессивно охраняют своего партнёра от других членов стаи, а вокруг молодых и одиночных старых волчиц собирается группа самцов, между которыми возникают ожесточённые драки, порой со смертельным исходом.
В Древнем Китае волк также воплощал алчность и жестокость; “волчий взгляд” означал недоверие и ужас перед сбивающимся в стаи хищным зверем. Лишь у степных тюркских народов волк воспринимался как родовой тотем, отсюда знамена и штандарты с волчьей головой. Символ волка вбирает в себя много положительных качеств, и, бесспорно, поэтому, он издревле является тотемом у тюркских народов.
Волк — символ справедливости и честолюбия. В обычных условиях волк не допустит, со своей стороны, обидеть более слабого. Наши древние предки передали нам высшую философию через образ волка.

Вожак стаи. 6. 02. 2016г

1.
В прошлом веке случилось это.
Жила в тайге волчья стая..
Вожак в лесу встретил сиротку-волчицу.
Их встреча была не случайна..
Они влюбились друг в друга сразу.
Преданно,сильно и нежно..
Для неё он защитником стал и опорой.
Для него она-лучик надежды..
Их уважало большое семейство.
Вожак был охотник славный.
Справедливый и честный..бывало-накажет
Того,кто с добычей был жадным..
2.
На стаю волчицы той горе упало.
Преследовать люди их стали.
Они окружали,ловили в капканы,
Детей у волков отнимали.
И если волчица пыталась бороться
И защитить детей своих милых,
В неё безжалостно стреляли охотники
На глазах у щеняток игривых.
Из последних сил,истекая кровью,
Волчица проход закрывала,
Не давая в обиду,рыча,огрызаясь..
На глазах у волчат умирала…
А люди детей не всех забирали.
Смотрели,кто крупный и сильный.
Кто слаб-просто шею перерезали,
Оставляя их в их же жилище!
Не все смогли выжить после облавы.
Кто вырос-стал мстить всем людям.
Одной из таких стала наша волчица.
Всех родных в тот год потерявши.
Она тех браконьеров запомнила точно.
И тихонько за ними следила.
А когда они снова пришли за зверями.
Вот тогда она им отомстила!..
И ушла далеко..через лес,через дебри,
Оставив в душе мёд мести..
Тоска..Одиночество..и пустота..
Она-сирота..(ах.если б
Мне удалось волков встретить,
Которые приняли б в стаю.
Смогла бы найти себе верного мужа.
Детишек родили б,я знаю..
Как далеко от семейной могилы
Ушла..не в лесу,а в тайге нахожусь я..)
Вдруг дорогу внезапно ей волк преграждает,
А за ним стоит его стая…
3.
Вот так повстречались вожак и волчица.
Вожак сразу дал понять своей стае,
Что она-королева всей его жизни.
Чтоб её как его теперь все уважали.
Они полюбили друг друга нежно.
Вместе всегда на охоту ходили.
Иногда добыча славной бывала,
Лося,косулю для стаи ловили..
4.
Но однажды один из волков молодых
Попался в капкан браконьера..
Вырваться смог,хоть остался без лапы,
Он успел известить королеву!
И волчица всю стаю к себе подозвала,
Надо им поскорей уходить..и подальше.
Но стрельба продолжалась в лесу и настигла
Она многих зверей ещё раньше!
Вожак волчьей стаи был далеко.
На охоте один он впервые..
Ведь его королева-беременная..
Он берёг её и отныне..
Он-защитник семьи;никогда не предаст;
Их волчаток растить будут вместе…
Вдруг эти мысли вопль прервал..
Это был крик отчаянья леса!!
Сердце сжалось у волка.Учуяв беду
Он домой побежал быстрей ветра.
Оказавшись у логова-он заскулил..
Вокруг трупы-нет королевы!!
А от логова много кровавых следов,
Ведут прямо во вражью деревню.
(-Чую запах любимой волчицы моей.
Я иду!Я спасу тебя веруй!)..
5.
Миновав все капканы,в деревню пришёл;
Следы крови внезапно прервались.
Оглчдевшись,вожак вдалеке разглядел
Волчицу свою-вниз висящей!
(-Как безжалостно шкуру сняли с неё!
Как волчаток убили в утробе!)…
Как заплакал-завыл наш вожак-волк тогда!
Месть застила глаза!И сейчас он
С крюка бережно снимет,заберёт он всё то,
Что осталось от бедной волчицы..
Хладнокровные люди-он сам их убьёт!!
Кровь за кровь!Смерть убийцам!
6.
И тогда в него стреляли!
Но всем силам вореки,
В волка пули не попали.
Но жену уж не спасти!!..
Лишь удавкой усмирили ..
Убежать не смог чтоб волк.
Рядом с милой привязали.
Хотели приручить его..
Бедный волк завыл от горя..
Он любимую подвёл!
Он не смог спасти от смерти..
Мертвы все..Нет и Его..
7.
Он не ел,не пил,не плакал..
Лишь тоска и боль в глазах.
Он лежал,обнявши кости..
Тихо выл..душа в слезах..
Он молил у Бога-волкв
Поскорей забрать к себе.
Чтобы он волчицу встретил
И сказал:-Меня Прости!!
8.
Так в мольбах прошла неделя.
Наступила ночь луны.
По дорожке лунной с неба
Пришла волчица в его сны..
Она его коснулась нежно,
Шепнув ему:-«Пойдём со мной..
Тебя ждёт дом,тебя ждут дети.
Пойдём,вожак любимый мой!!
Не смей винить себя,мой милый!
Знать,такова моя судьба!
Тогда от смерти убежала..
С тобой я счастлива была!
Увы,не убежать от смерти.
И как бы не скрывалась я,
Меня настигли браконьеры.
Семьи лишили и тебя!
Но ни о чём я не жалею.
Бог-волк забрал в звериный рай!
И лишь тебя там не хватает!
Им-отомстят!За мной ступай!»…
И волк-вожак заулыбался,
Лизнув жену-волчицу в нос.
Ушёл за ней на небо-к деткам.
Теперь он счастлив-бедный пёс!!
9.
Когда пришли кормить пса-волка,
То люди онемели все!
Нет волка,нет костей волчицы..
Лежат два сердца на земле..
И только люди их коснулись,
То тут же превратились вмиг
В зверей тех самых,что убили
Те люди,несмотря на крик!!!
Так Бог зверей им отомстил всем!
Детьми наполнив снова лес!
Круговорот в живой природе!
Жизнь забурлила-лес воскрес!!
El fine..

Волки в стае

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *