В мире географии

Содержание

>Роль географии в современном мире

Географическая картина мира

Великие географические открытия послужили толчком начала формирования целостного взгляда на планету. Преодолев этот своеобразный «перевал», география превратилась в строгую науку. Начал формироваться планетарный взгляд на все процессы, происходящие на Земле в контексте с окружающим её космосом. Географическая картина мира и сама география как наука представляют собой научные проблемы. Относятся они к сферам естествознания и философии. Как наука, география имеет широкое содержание. Основу «географической картины мира» составляет устойчивая системно-структурная ячейка, которая включает всё, без чего географии не существует, оставляя при этом другое в стороне.

Отсюда, проблемы, связанные с формированием представлений о географической картине мира, можно сформулировать так:

  1. Определение системы понятий, характеризующих географический взгляд на природные явления;
  2. Определение характерных черт, свойств этой дисциплинарной онтологии;
  3. Поиск возможности обобщений данной онтологии, её «врастание» в общенаучную картину мира.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Понятие «географическая картина мира» сформулировали У.И. Мересте и С.Я. Ныммик. Они считают, что географическая картина мира является основой научных знаний, которые не только получены, но и проверены исследовательской и практической деятельностью в области современной географии. Эти знания отражают представления человека о природе и обществе. Представления о географической картине мира на протяжении истории часто менялись.

Первый этап развития был реализован в виде картографической модели земной поверхности. Были указаны все размеры и пути, описаны все места.

Новая модель географической картины мира появилась в $XIX$ веке. Это была уже компонентно-отраслевая и комплексно-региональная модель. В этот период идет разработка концепций о природном комплексе, о компонентах природного комплекса, о региональных социально-экономических системах, отраслях хозяйства, о географическом районе.

Середина XX века – географическая картина мира в это время исходит из ограниченности земного мира. Разрабатывается концепция управления территориальной организацией общества, основу которой составляет системный подход, положение о ресурсах территории, ёмкость геосистем. В сущность географической картины мира заложены двойственность и многоаспектность предмета изучения. Сложившиеся две частные картины – физико-географическая и социо-географическая развивались в автономном режиме научного поиска и небезуспешно. Страноведение и хорология, являвшиеся объединяющим началом знаний о двух частных географических картинах мира, создали образ идеографической географии. Эта география описывала уникальные явления и свойства отдельных территорий, используя метод районирования и язык карты. Удалось обозначить основные категории географического мышления. Сущность географического мышления впервые была раскрыта Н.Н. Баранским.

Он считал:

  1. Географическое мышление должно быть привязано к территории, обозначенной на карте;
  2. Оно должно быть комплексным, не замыкающимся в рамках одного «элемента».

К территориальности и комплексности географического мышления добавились конкретность и глобальность. Однако, для построения фундаментальной географической картины мира этого было недостаточно. Наметился переход к номотетической географии в середине $XX$ века. Таким образом, пытались установить общие законы географической картины мира. Вопрос о географических законах разработан недостаточно, что говорит об отсутствии системы теоретических знаний, отражающих географическую картину мира. Есть просто набор концепций и методов исследования, не связанных между собой. Создание теории и методологии географии остается особенно актуальным. Без этого система географической картины мира напоминает вавилонскую башню.

Методы географических исследований

Определение 1

Методами географических исследований называются способы получения географической информации.

К ним относятся:

Картографический метод, который является вторым языком географии. Уникальным источником информации является карта, дающая представление об объекте исследования – его расположении, размерах, соседях и др.

Исторический метод, необходимый для познания современной географии, потому что на Земле всё развивается исторически. На пустом месте ничего не возникает – история развития планеты, история человеческой цивилизации;

Статистический метод, без которого невозможно говорить о странах, народах, их населяющих, объектах природы и их высотах, глубинах, площадях, запасах полезных ископаемых и др

Экономико-математический метод, который применяется для расчета плотности населения, рождаемости, естественного прироста, сальдо миграций, ресурсообеспеченности стран полезными ископаемыми, ВВП на душу населения;

Метод географического районирования. Один из методов исследования географии, который используется при выделении природных и экономических районов;

Сравнительно-географический метод, применяемый для сравнения каких-либо географических объектов, чтобы полнее описать и выделить черты сходства и различия. Объяснить причины различий;

Метод полевых исследований и наблюдений, который позволяет сделать географию живой и интересной, позволяет своими глазами увидеть мир прекрасного, собрать интересные образцы и коллекции, т.е. тот фактический материал, который и является предметом изучения;

Метод дистанционных наблюдений. Это, прежде всего, аэросъемки и изучение каких либо объектов или явлений из космоса;

Метод географического моделирования, является важным методом, дающим возможность создания географических моделей. Простой географической моделью является обычный сегодня глобус;

Географический прогноз, без которого невозможно предсказать какие-либо последствия. Прогнозирование помогает снизить целый ряд нежелательных явлений, негативное влияние на природу, решать глобальные проблемы.

География и современность

В современном мире без географии мы нигде и, стало быть, её роль огромна. Любая сторона жизни человека и общества в целом тесно связана с географией – природа, окружающая человека, его труд, отдых, путешествия людей в разные места планеты. С развитием транспорта дальние расстояния не преграда. Современная география является важной частью образовательного процесса. Географическое пространство — это не просто оболочка с происходящими в нем процессами. Сегодня это важный и активный фактор, который влияет на характер этих объектов – хозяйственных, экономических, общественных, природных.

Являясь наукой о пространственно-временных системах, география владеет методами прогнозирования этих систем и управления ими. Цель этой конструктивной науки – изучить происхождение, строение, функционирование, динамику и развитие геосистем. География призвана организовать пространственную жизнь общества. Её практическая роль определяется участием в решении проблем взаимодействия природы и общества. С помощью мониторинга она осуществляет оценку состояния географической среды, в которой живет человек, а в географическом прогнозе проявляется её конструктивная значимость.

Замечание 1

Большую роль играет география в воспитании чувства патриотизма и любви к своей Родине. Гордость за её народ, живущий в самых разных климатических и природных условиях. Гордость за необозримые просторы, оставленные нашими предками современному поколению людей, которые просто обязаны сохранить её богатства и приумножить их для следующего.

Значение географии в современном мире

Роль географии в современном мире огромна. География касается всех сторон жизни человека, общества, наиболее тесно связана с реальной жизнью каждого гражданина страны; это: природа, труд, хозяйственная деятельность, отдых и др. Теперь люди очень часто путешествуют, посещают различные страны, а значит – огромные расстояния теперь не являются существенной преградой. И если когда-то географию можно было назвать наукой для общего ознакомления с миром, то сейчас она – важная часть всего образовательного процесса, такая же, как, например, изучение иностранных языков. Государства, их столицы, климат и т. д. – без знаний всего этого в современном мире прожить можно, но так как границы государств постепенно стираются, уроки географии становятся все более важными. Пространство в географии представляет собой не просто оболочку происходящих в нем процессов, а активный фактор, влияющий на характер самих этих объектов — хозяйственных, экономических, природных, общественных. Так, с точки зрения «чистой» экономики, не очевидно, почему два построенных по одному типовому проекту завода, но в разных регионах страны работают с различной эффективностью. Или — почему две одинаковые квартиры, расположенные на одинаковых этажах одинаковых домов, один из которых построен в центре города, а другой — в промышленной окраине, имеют разную цену. Для географа ответ ясен: в первую очередь, из-за различного географического положения, из-за различий в «качествах» пространства.

Роль географии в современном мире

После того как все белые пятна исчезли с карты Земли, главной задачей географов стало изучение законов, по которым развиваются природа и сообщество людей. И сегодня в географии возможны новые удивительные открытия.

Географические объекты и процессы

География изучает объекты, процессы и явления, которые существуют на Земле. Географические объекты весьма разнообразны, их можно подразделить на природные (горы и равнины, моря и реки) и созданные человеком (города и заводы, электростанции и оросительные каналы). В природе и жизни людей также велика роль географических явлений (событий) и процессов (изменений во времени), которые происходят вокруг нас повседневно. Многие географические явления имеют разрушительный характер: вулканы и землетрясения, наводнения и морские волны, грозы и ураганы. Географы характеризуют их происхождение и разрушительную силу.

Важнейший предмет изучения географии — процессы взаимодействия человека и природы. Ведь с каждым годом человек всё больше изменяет природные объекты, добывая полезные ископаемые, вырубая леса, загрязняя отходами атмосферу и Мировой океан.

Как современные географы изучают Землю

Для изучения природных объектов и явлений географы широко используют различные приборы. Наряду с традиционными (компас, термометр, барометр, рулетка) появились и современные приборы (навигаторы и радары, электронные дальномеры и глубиномеры).

В самых разных уголках Земли по крупицам, шаг за шагом, собирают информацию геологические экспедиции, морские научные суда, воздушные шары метеостанций. Специалисты в разных областях географии ежедневно получают сведения от космических спутников. На основе этой разнообразной информации создаются современные электронные карты, предсказываются природные явления и развитие природных процессов.

Зачем человеку нужна география

Поверхность нашей планеты чрезвычайно разнообразна, и география помогает нам понять причины этого разнообразия. Человека всегда интересовало, что скрыто за горизонтом. И сегодня география позволяет нам увидеть мир во всём его многообразии, учит нас ориентироваться в пространстве и прокладывать свой маршрут по географической карте. Граждане Земли должны знать, где и как люди живут, создают города и государства, преобразуют природу, защищают и сохраняют её. Несмотря на то, что география древняя наука, она по-прежнему открывает перед нами удивительный мир разных народов, знакомит с их обычаями и традициями.

Современная география

Человек, исследуя родную планету, раскрывает для себя всё новые горизонты познания. Скважины, пробуреные в глубины земных недр, открыли лишь небольшую часть подземных кладовых. На дно морей и океанов опускаются глубоководные аппараты, исследующие океанское дно и уникальный подводный мир. Льды Антарктиды скрывают от глаз учёных уникальные озёра. Ежегодно в непроходимых лесах Амазонии учёные открывают новые виды животных и растений. Географы всего мира объединяют свои исследования из-за угрозы потепления климата и загрязнения окружающей среды. Главные задачи с временной географии — знать, беречь и преумножать богатства нашей планеты, чтобы передать их будущим поколениям.

Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:

География в современном мире википедия
Поиск по сайту:

Абразия
Абра́зия (от лат. abrasio — соскабливание), процесс разрушения волнами и прибоем берегов морей, озер и водохранилищ.

Вулканизм
Вулкани́зм, совокупность явлений, обусловленных проникновением магмы из глубин Земли на ее поверхность.

Горообразование
Горообразова́ние, процесс формирования горных сооружений под влиянием интенсивных восходящих тектонических движений, скорость которых превышает скорость процессов, ведущих к выравниванию поверхности…

Движение ледника
Движе́ние ледника́, вязкопластическое или блоковое (глыбовое) перемещение (течение) льда под влиянием силы тяжести из области питания к концу ледника . Скорость зависит от мощности льда, наклона…

Денудация
Денуда́ция (от лат. denudatio — обнажение), совокупность процессов сноса и удаления с возвышенностей продуктов выветривания горных пород с последующим их накоплением в понижениях рельефа.

Дефляция (развевание, разрушение)
Дефля́ция (от позднелат.

deflatio — сдувание) (развевание), разрушение рыхлых горных пород и почв под действием ветра; наиболее резко проявляется в пустынях .

Дрейф льда
Дрейф льда, поступательное движение льда в море, вызываемое ветрами и течениями.

Заиление
Заиле́ние,

Карст (явление природы)
Карст (нем.

Karst) (карстовые явления), явления, связанные с растворением природными водами горных пород ( гипс, каменная соль). Карст характеризуется комплексом подземных ( пещеры, полости, ходы,…

Ничего непонятно?

Криогенез
Криогене́з — совокупность физических, химических, биохимических и других процессов, происходящих в пределах криосферы и сопровождающихся образованием льда.

Лавина
Лави́на (от ср.-век. лат. labina — оползень) (снежный обвал), масса снега, падающая или соскальзывающая с крутых склонов гор, аналогично обвалу.

Скорость движения в среднем 20-30 м/с. Падение лавины…

Морозное пучение
Моро́зное пу́чение, неравномерное поднятие промерзающих почв и рыхлых горных пород из-за кристаллизации в них воды и разуплотнения минеральных частиц.

Наводнение
Наводне́ние, значительное затопление местности в результате подъема уровня воды в реке, озере или море в период снеготаяния, ливней, ветровых нагонов воды, при заторах, зажорах и т. п.

Нивация
Нива́ция (от лат. nix, род. п. nivis — снег) (снежная эрозия), разрушительное воздействие снежного покрова на подстилающие горные породы посредством усиленного морозного выветривания в условиях…

Плывун
Плыву́н, насыщенные водой рыхлые отложения, способные в результате давления вышележащих толщ и других механических воздействий переходить в текучее состояние. Борьба с плывунами сводится к их…

Подтопление
Подтопле́ние, подъем уровня грунтовых вод, вызванный повышением горизонта воды в реках при сооружении водохранилищ и плотин, затоплением русл рек, потерями воды из водопроводной и канализационной…

Пыльная буря
Пы́льная бу́ря, перенос пыли и песка сильными и продолжительными ветрами, выдувающими верхние слои почвы. Типичное явление в распаханных степях, а также в полупустынях и пустынях США, Китая,…

Сель
Сель (от араб. сайль — бурный поток), грязевые или грязекаменные потоки, внезапно возникающие в руслах горных рек вследствие резкого паводка, вызванного интенсивными ливнями, бурным снеготаянием и…

Снежная Эрозия
Сне́жная Эро́зия, то же, что нивация.

Солифлюкция
Солифлю́кция (от лат. solum — почва и fluctio — истечение), медленное передвижение почв и рыхлых грунтов под влиянием попеременного протаивания — промерзания и силы тяжести.

Происходит главным…

Сочинение География мой любимый школьный предмет 5 класс рассуждение

Удивительно приятная вещь, когда идешь в школу с радостью, зная, что сегодня будет твой любимый предмет. Не нужно сидеть за партой и ждать перемены. Наоборот, ты сидишь, открыв рот и внимаешь учителю.

Есть такой предмет и у меня.

В географию я влюбился сразу. От основных предметов география кардинально отличается.

В математике преобладают цифры, в русском языке царствуют буквы, а география — это целый мир. Мир интересного и удивительного, мир неизведанного и загадочного.

Помню свои эмоции, когда узнал, что каждая страна имеет свою природную зону, свои традиции. Одни жители ходят купаться каждый день, другие имеют возможность покорять горы. Практически каждый уголок вселенной освоен и имеет свои особенности.

Мой мир огромен, и это знание ошеломило меня.

Оказывается, наша планета полностью содержит нас и все в ней мудро устроено. Я часто смотрю на карту мира и до сих пор удивляюсь реальному масштабу. Я могу видеть мир, не выходя из дома.

География сначала направила мои мысли на путешествия, затем на исследования, а сейчас я понимаю, что чем больше я узнаю, тем больше хочу знать.

Меня стала интересовать внеклассная литература, экскурсии и музеи вошли в мою жизнь.

Напишите доклад на тему роль географии в современном мире

Я хочу познать Землю, увидеть океаны, потрогать песок в пустыне. Я стал жаден до знаний.

Мне география открывает природные тайны, дает понять, как много зависит в этом мире от человека. Мои глаза теперь по-другому смотрят на окружающее меня. Я надеюсь, что придет время, когда люди осознают, что планета — наш родной дом. От бережливого отношения к ней зависит дальнейшее наше существование.
Благодаря любви к географии я понял, что и другие предметы для кого-то очень интересны и важны.

Любовь к какому-либо школьному предмету стимулирует тягу к знаниям, а в будущем окажет влияние на выбор профессии.

5 класс

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Степанова Лоси с опорными словами 2 класс

    При взгляде на картину «Лоси», написанную более столетия назад художником А.Степановым, сразу же возникает чувство жалости к голодному семейству лесных обитателей, вышедших из зимнего леса на опушку в поисках еды.

  • Сочинение на тему Вредные привычки

    Наша жизнь состоит из контрастов, в ней присутствует как хорошее, так и плохое.

    Но нередко хорошее на первый взгляд на деле оказывается плохим. Речь идёт именно о вредных привычках.

  • Сочинение Зачем человеку нужен язык 5 класс

    Ежедневно общаемся с другими людьми, делимся мыслями, чувствами и событиями, произошедшим в нашей жизни. Мы с самого от начала и до конца дня используем слова практически без перерыва

  • Сочинение Мои любимые страницы романа Герой нашего времени Лермонтова Глава Бэла

    Глава Бэла — это моя любимая часть романа «Герой нашего…».

    С удовольствием перечитываю эти страницы! Итак, мне больше всего нравится сцена

  • Образ и характеристика Рядчика в рассказе Певцы Тургенева сочинение

    Одним из основных персонажей произведения, входящего в цикл «Записки охотника», является Рядчик, представленный писателем в образе городского мещанина, занимающегося наймом рабочих, выступающим конкурентом бедняка Яшки-турка в соревновании по пению.

Сочинение на тему: Мой любимый предмет – география

Сочинение на тему: Мой любимый предмет – география

В школе мы изучаем большое количество различных предметов. Одни, несомненно, понадобятся нам в жизни, в силу профессиональной деятельности, другие будут нужны нам для общего развития и расширения кругозора. Это необходимо для того, чтобы каждый человек, выпустившись из школы, был умным, грамотным и всесторонне развитым.

Несомненно, в школьной программе много различных дисциплин, но мой любимый предмет – это география.

География – это удивительная, многогранная и очень интересная наука. Она считается одной, из самых древних.

Нет ни единой отрасли человеческой деятельности, с которой не была бы связана эта разноплановая наука. География бывает, физическая, экономическая, политическая, социальная и другие виды этого предмета.

Самая популярная отрасль этого предмета, это, конечно, физическая.

Тут все просто. Человек живет на планете Земля, и эта планета – его родной дом. Он обязан знать о нем все! Тем не менее, остается еще много «белых пятен», которые человеку необходимо будет заполнить с помощью географии.

Без географии, невозможно пользоваться и добывать природные ресурсы, знать отдельные местности, предугадать, какие животные и растения обитают в том или ином месте.

В древние времена, человек считал, что земля плоская, и стоит на «3-х китах». Именно, с помощью этой науки, было доказано, что земля круглая, что она вертаться вокруг своей оси и вокруг солнца.

И что это движение не прекращается ни на секунду. Так же, еще несколько столетий назад, многие были уверены, что на полюсах земли не существует жизни. Тем не менее, с помощью географии, человек покорил, как Северный, так и Южный полюс.

С помощью географии, исследуется такая, необходимая для человечества, область, как морское и океаническое дно. Находятся новые, очень богатые месторождения нефти и других природных ископаемых.

«Роль географии в современном мире». (5 класс)

Очень многим, эта наука обязана экспедициям, которые совершались в различное время. Именно, благодаря экспедициям, были открыты многие континенты, острова, архипелаги.

Ни чем не менее, интересна география экономическая.

Это, сравнительно, «молодая» область этой науки, и обязана она своему возникновению М.В Ломоносову. На сегодняшний день, она изучает закономерности и развитие различных видов производств в разных странах, их сравнительные характеристики и перспективы их дальнейшего развития.

Даже не очень осведомленному человеку в этой области, будет очень интересно, где больше всего добывается нефти, алмазов. Где самое высокотехнологическое производство, в какой стране, уровень жизни самый высокий, а где – самый низкий.

Одним словом, география – это наука, которая всегда будет рядом с человеком на всех этапах его развития, а школьный предмет всегда будет находить множество своих поклонников.

Элементарные вещи, которые каждый должен знать

В этой статье обсуждаются основные вещи, которые должен знать современный человек.

Знаете ли вы, сколько миль за одну милю? Да? Тогда все готово. А для тех, кто этого не делает — здесь: 1 миля = 1,6 км. Первоначально эта миля была введена в Риме и по-прежнему используется во многих странах и по-прежнему используется.

И сколько дюймов в один дюйм?

Дюйм в переводе с голландского означает — большой палец. За один шаг 2,5 см.

Самая глубокая депрессия в мире. На мой взгляд, каждый студент знает. Самая глубокая депрессия — это Марианская канава, расположенная в Тихом океане и имеющая глубину более 11 тысяч метров. Ее имя происходит от островов, которые находятся около пещеры.

Вы знаете, какая из них самая высокая в мире?

Да, самая высокая гора и место в мире — гора Джомолунгма, или многие называют ее Эверест. Самая высокая точка находится на севере и имеет высоту 8848 метров. Кстати, Chomolungma находится в Гималаях Китая.

Самое быстрое животное в мире. Конечно, это гепард. Максимальная скорость составляет 115 км / ч.

Сколько стран в мире вы думаете? На сегодняшний день в мире насчитывается 258 стран. Из них 194 независимые страны.

Самая холодная река в мире — это река Индигирка.

Почему это холодно? Он проходит по холодным снежным пустыням Якутии и впадает в Северный Ледовитый океан. С сентября эта река превратилась в лед и только в июне.

И сколько континентов на земле? На Земле 6 континентов. Самый большой континент — Евразия. Этот континент расположен в восточном полушарии. Другой большой континент — Африка. Два континента Северной и Южной Америки находятся в западном полушарии.

Самый маленький континент — Австралия. Он расположен в южном поясе.

Знаете ли вы разницу между теплокровными и хладнокровными животными? Теплые животные всегда поддерживают свою температуру независимо от окружающей среды. Это все млекопитающие и птицы. И внутренняя температура холодной крови зависит от температуры окружающей среды. Это все другие позвоночные, рептилии и рыба.

География сегодня

География сегодня

По ходу развития цивилизации перед человечеством неоднократно возникали сложные проблемы, порою и планетарного характера. Но все же это была далекая предыстория, своего рода “инкубационный период” современных глобальных проблем. В полной мере эти проблемы проявились уже во второй половине и, в особенности, в последней четверти XX века, то есть на рубеже двух веков и, даже, тысячелетий.

Они были вызваны к жизни целым комплексом причин, отчетливо проявившихся именно в этот период.

ХХ век — переломный не только в мировой социальной истории, но и в самой судьбе человечества. Принципиальное отличие уходящего столетия от всей предыдущей истории состоит в том, что человечество утратило веру в свое бессмертие. Ему стало доступно понимание того, что его господство над природой не беспредельно и чревато гибелью его самого.

В самом деле, никогда прежде само человечество не возрастало количественно в 2,5 раза при жизни только одного поколения, наращивая тем самым силу “демографического пресса”. Никогда до этого человечество не вступало в период научно-технической революции, не доходило до постиндустриальной стадии развития, не открывало дороги в космос. Никогда прежде для его жизнеобеспечения не требовалось такого количества природных ресурсов, и возвращаемые им в окружающую среду отходы тоже не были столь велики.

Никогда до этого не возникало такой глобализации мировой экономики, такой единой мировой информационной системы. Наконец, никогда прежде холодная война не подводила все человечество так близко к рубежу самоуничтожения. Если даже удастся избежать мировой ядерной войны, угроза существованию человечества на Земле все равно остается, ибо планета не выдержит непосильной нагрузки, которая образовалась в результате деятельности человека. Все более очевидно, что историческая форма существования человека, которая позволила ему создать современную цивилизацию, со всеми ее, казалось, беспредельными возможностями и удобствами, породила множество проблем, требующих кардинальных решений — и при том безотлагательно.

Цель данного реферата – дать современные представления о сущности глобальных проблем и характере их взаимосвязей, о роли и задачах науки в целом, и географии в частности, в разработке стратегии и методологии их решения.

О роли географии в нашей жизни статья по географии на тему

Скрипцова Т.О.

О роли географии в нашей жизни

География — та арена, на которой проходит человеческая жизнь . — В. Г. Белинский
Познание стран мира – украшение и пища человеческих умов. — Леонардо да Винчи

На вопрос «Нужна ли нам география? Сталкиваемся ли мы с ней в жизни?»- иногда слышишь отрицательный ответ. Это говорит о том, что люди не задумываются о роли географии в нашей жизни, а ведь мы с ней сталкиваемся везде: в школе, в путешествиях, при просмотре новостей, чтении книг и т.д. Можно сказать, что география — это неотъемлемая часть нашей повседневной жизни.

География — система наук о земле, занимающаяся комплексным изучением природы, населением и хозяйства. В географии выделяют:

— физико-географические науки — это океанология, климатология, гидрология суши, география почв и другие;

— общественные науки — экономическая и региональная география, география населения, политическая география;

— общегеографические – страноведение, картография и геоэкология

Как взаимосвязаны между собой наша жизнь и география? Очевидно, на уроках надо чаще обращать внимание на связь теории с практикой, на то, что происходит с вокруг нас. Без географии невозможно изучать туризм, демографию, политологию, распределение хозяйства и культурных достопримечательностей, закономерности в размещении населения. Каким образом природные процессы, происходящие на Земле, могут нас затронуть? Какие знания необходимо иметь, отправляясь в путешествие. Рассмотрим некоторые примеры.

Знание географии и ОБЖ помогает нам ориентироваться и не заблудиться в лесу, позволяет избежать встречи с опасностью. Можно воспользоваться навигатором, который поможет добраться до места назначения. Но он не поможет нам, если не знать карту местности. На уроках ребята работают с планом местности, с топографической картой, учатся их читать. Прежде чем идти в лес, поход, следует изучить карту предстоящего маршрута. Навигатор может отказать в лесу, к тому же он есть не у каждого человека. В СМИ периодически передают сообщения о несчастных случаях. Если люди теряются в лесу, то часто не знают, как себя вести. В школе ребята разбирают разные ситуации и учатся определять своё местоположение при помощи компаса, часов, растений.

В последнее время мы все чаще наблюдаем неблагоприятные природные явления : наводнения, ураганы, аномальные температуры воздуха. Климатологи, океанологи, экологи говорят о глобальном изменении климата, включающем повышение средней годовой температуры воздуха, которая влечет за собой таяние ледников и повышение уровня Мирового океана. Будут затоплены достаточно большие территории прибрежных государств. Затронет ли эта проблема жителей нашей страны, в том числе и петербуржцев? Как тогда может измениться наша жизнь? Оказывается, многие не задумываются над этими вопросами.

Все мы любим путешествовать. Однако, прежде чем отправляться в путешествие в другие страны, необходимо познакомиться с географическим положением, особенностями природы, культуры и быта населения. Не всегда сотрудники турфирм расскажут об особенностях страны, региона. Мы должны учитывать разницу во времени, климате, национальной кухне. Без знания особенностей климата невозможно грамотно спланировать отдых. На уроках географии ребята знакомятся с особенностями климата в разных регионах. Например, мы говорим об особенностях муссонов, в какое время года лучше лететь в страны Восточной и Юго-Восточной Азии. Необходимо вспомнить об опасных погодных явлениях( смерчах , ураганах, тайфунах), как часто они происходят и почему. Следует напомнить о правилах поведения при угрозе цунами.

Изучая страны, мы обращаем внимание на особенности национальной кухни, т.к. часть ребят даже не представляет, какие продукты употребляют жители разных регионов. Многие видят экзотические фрукты в магазинах, но не знают, где они растут. Можно предложить ученикам посмотреть, откуда привозят к нам фрукты и овощи, поинтересоваться, чем они полезны, где расположены эти страны, показать их на карте.

При рассмотрении отдельных стран, материков необходимо использовать отрывки из произведений Ж. Верна, Ф.Купера, М.Рида и др. авторов. При работе с текстом у ребят появляется интерес к книге, желание посмотреть фильм по данному произведению. Для расширения представления о странах можно предложить подготовить презентации, поучаствовать в проектной деятельности, включающей в себя не только географию, но литературу, иностранный язык. Взять материал не только из литературных источников, энциклопедий, но вставить свои фотографии, поделиться своими впечатлениями о пребывании в стране.

Отдельный разговор об изучении географии нашей страны. «Теперь молодые люди недостаточно знают географию не только России, но и родного края»- констатировал В.В.Путин в своём выступлении на заседании попечительского совета Русского Географического общества. (Российская газета от 24.04.2017). Изучая регионы нашей страны, мы используем дополнительные источники информации, свои впечатления от поездок по стране. Ребята готовят презентации по субъектам РФ или по отдельным регионам. Представляют не только конкретные данные, но и показывают красоту субъекта: это архитектурные и природные памятники. Можно вспомнить и исторические личности, украсить выступление отрывками из стихотворений (связь с литературой). Порой дети не представляют , где находится Музей-усадьба «Ясная поляна» или государственный музей-заповедник «Тарханы», Тамань. Большую помощь оказывают материалы РГО.

Безусловно, изучать географию лучше в путешествиях. Это позволило бы пробудить в ребёнке интерес к предмету через собственное впечатление. К сожалению, это не всегда реально, т.к. многие не могут себе это позволить.

Хотелось бы несколько слов сказать о нашем городе. Санкт-Петербург, является городом многонациональным. В Санкт-Петербург приезжали и приезжают жить и творить люди разных национальностей, которые всегда здесь мирно уживались. В настоящее время в городе живут представители около 140 национальностей. Мы должны воспитывать культуру толерантности в молодежной среде, концентрировать внимание учеников на изучении традиций, культуры народов в многообразии форм их существования, деятельности людей. «Наряду с историей Отечества, русским языком, литературой география служит основой формирования патриотических ценностей, культурной, национальной идентичности и самосознания», — подчеркивал в своём выступлении на заседании попечительского совета Русского географического общества В.В.Путин (цитата по «Интерфаксу») .

Нужна ли нам география? Конечно, каждый отвечает по-разному. Но то, что мы сталкиваемся с ней постоянно, трудно отрицать.

Ссылки:
1. Выступление Владимира Путина на заседании Попечительского Совета Русского географического общества (24 апреля 2017 года, Санкт-Петербург) http://www.kremlin.ru/events/president/news/54363

«Роль географии в современном мире». (5 класс)

ЧАСТЬ I вступление

География

Сегодня мы с вами поговорим о географии. А точнее о РОЛИ ГЕОГРАФИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.

Тема является актуальной, в связи с локальным падением интереса к географии в некоторых регионах. И призвана напомнить, что такие привычные нам взаимодействия человека и природы на простейшем бытовом уровне, есть сформулированные и описанные наукой законы — правила без которых человечество не имело бы будущего.

А, начнём мы словами академика, Лауреата Нобелевской премии, Советского физика Льва Давидовича ЛАНДАУ. Слова, эти о невежестве в науке (в нашем случае такие дисциплина как физика, география и биология так же являются науками.)

«Проявления невежества бывают разными при различном уровне интеллектуального развития.

— Так, говорить и рассуждать, еще не означает понимать. Попугаи хорошо говорят, но насколько они понимают, о чём говорят.

— Не зная сути и глубины процесса говорить о науке можно сколько угодно, но это всегда, надуманный, лишенный положительного содержания бред».

Современная география — это сложная разветвленная система, или “семья” наук — естественных (физико-географических) и общественных (экономико-географических), связанных общим происхождением и общими целями. Об этом красноречиво говорят приставки ГЕО, (приставка ГЕО, означает ЧТО? Правильно она означает отношение к наукам о земле) так это — ГЕОПОЛИТИКА, ГЕОФИЗИКА, ГЕОБИОЛОГИЯ, ГЕОМИКРОБИОЛОГИЯ, ГЕОЭКОЛОГИЯ, ГЕОЛОГИЯ, ГЕОДЕЗИЯ, ГЕОТЕКТОНИКА, ГЕОКОСМОС, ГЕОКРИОЛОГИЯ, ГЕОТЕХНОЛОГИЯ и всем известная (для вас думаю это будет большое открытие), ГЕОМЕТРИЯ.

Одна из важнейших задач современной географии — изучение процессов взаимодействия природы и общества в целях научного обоснования рационального использования природных ресурсов и сохранения благоприятных условий для жизни человека на нашей планете

Научное содержание географии рассматривается как база личностного развития. Полученные в ходе изучения предмета «География» знания и умения необходимы ученику для применения их в практической деятельности и повседневной жизни. Географические знания имеют прикладной характер и должны использоваться в различных сферах человеческой деятельности.

В системе основного общего образования география — единственный школьный предмет, содержание которого составляет как естественное, так и гуманитарно-общественное научное знание.

В широком круге образовательных дисциплин географии уделяется небольшое место. Считается, что физикам и лирикам изучать географию не надо.

В нашем обществе до сих пор на географию смотрят как на чисто описательную науку. Соответственно в головах обывателей география представлена в образе несерьезного, а значит, не заслуживающего сколько-нибудь почтительного отношения вида человеческой деятельности. Отсюда проистекает и соответствующее отношение к изучению такого школьного предмета, как «География».

Получается, что география нужна только самим географам. А ведь незнание этого предмета приводит не только к экологическим катастрофам, но и к политическим и демографическим проблемам.

В 2009 году на географическую науку обратило внимание Правительство России. Русское географическое общество (РГО) возглавил Сергей Шойгу, а попечительский совет общества — Владимир Путин. На развитие географической науки выделены правительственные гранты. Принято решение возродить кружки географии и журнал «Вокруг света». В 2010 году тогда ещё премьер-министр Владимир Путин принял участие в расширенном заседании попечительского совета РГО. Глава правительства лично вручил одиннадцать грантов на проекты РГО, некоторые из которых можно назвать географическими ничуть не в большей мере, чем политическими. Речь идет, в частности, о проектах по освоению Арктики, изучению роли тюркских народов в истории России, а также исследованию Байкала. И это только малая доля географических возможностей.

Почему российское правительство стало уделять такое пристальное внимание географической науке? При помощи этой науки можно решить современные политические проблемы — о спорных границах между Норвегией и Россией в Баренцевом море, о российском шельфе в Северном Ледовитом океане. Можно изучать изменения, происходящие в природе, и их влияние на российское государство. Можно справляться с межнациональными конфликтами, так как они связаны с традициями, обычаями и религиями народов, а это часть географической науки. В этих вопросах ничто не заменит географию.

К тому же, на мой взгляд, в данный момент география — это единственный предмет, который воспитывает любовь к Родине, причем в большей степени к малой родине. И обидно становится за наш интересный предмет, который расширяет кругозор и расширяет рамки мировоззрения.

Далее — Демонстрация ПРЕЗЕНТАЦИИ

ЧАСТЬ II заключение

Общество, не знающее географию, — не гражданское

География формирует гражданина. Объективно информирует о территории, народе, государственном устройстве страны, где он живет. Эти знания должен иметь каждый человек, являющийся гражданином Отечества и относящий себя к своей нации.

География объясняет и показывает структуру функционирования современного мира, чем чреваты та или иная экономическая, политическая и прочие ситуации, сложившиеся в мире и вокруг его страны. Это позволяет адекватно и грамотно реагировать на ситуацию.

В современном, быстро меняющемся мире это особенно важно. Грамотные в этом отношении люди, будут грамотно и эффективно руководить страной.

В заключение хочу сказать, что географию в качестве экзамена принимают и изучают в МГИМО, где учится элита нашего общества. И еще, география востребована высшим руководством нашей страны, так как оно вершит политику, используя географические знания.

Эра Великих географических открытий давно завершилась, и на мировой карте, казалось бы, не осталось ни одного «белого пятна». Однако это не значит, что ученые-географы остались без работы.

Во-первых, некоторые регионы Земли исследованы недостаточно детально, поэтому туда до сих пор отправляются научные экспедиции. Во-вторых, география – это не только описательная наука. Она также изучает механизмы ряда происходящих на Земле природных процессов и явлений, а ещё собирает информацию о прошлом нашей планеты. Каковы же особенности современной географии?

Исследование «белых пятен»

Конечно, уже никто не откроет на Земле новый материк или хотя бы море, однако до сих пор ученые находят маленькие острова, которые раньше не были нанесены на карту мира. Например, рассмотрим вопрос о том, какой участок суши на Земле является самым северным. Долгое время такой точкой считали мыс Моррис-Джепул (83°37′39″ с. ш.), находящийся в Гренландии. Однако в 1900 году Роберт Пири открыл остров Каффеклуббен (83°40′00″ с. ш), ставший новым рекордсменом. Но в 1996 году был найден совсем крохотный остров ATOW1996 (83°40′34″ с. ш.) длиной 10 метров, который на сегодняшний день и считается самым северным участком суши.

Есть ряд труднодоступных районов Земли, которые очень плохо исследованы. К ним можно отнести:

  • тропические джунгли Амазонки;
  • ледовый щит Гренландии;
  • северные горы в Колумбии;
  • остров Папуа – Новая Гвинея.

Хотя в общих чертах эти территории и нанесены на карту, в атласе мира не удастся найти их подробного изображения. Таким образом, усилия картографов сегодня нацелены на уточнение карт, а не на расширение их границ.

Хотя уже есть несколько десятков альпинистов, сумевших покорить все 14 восьмитысячников планеты, на вершины некоторых гор до сих пор не вступала нога человека. Высочайшей из них является Канкар-Пунсум (7570 метров). Его исследование осложняется не только суровыми природными условиями, но и пограничными спорами между Бутаном и Китаем.

Нельзя забывать, что на Земле есть целый материк, покрытый ледовым щитом, чья толщина доходит до 4,8 км. Одно из крупнейших открытий современной географии (1994 год) – подледное антарктическое озеро Восток. Лишь в 2013 году удалось пробурить лед и начать исследование водоема. Всего же в Антарктиде найдено более 140 подледных озер, и наверняка на этом континенте еще будут совершены географические открытия.

Недостаточно исследованы и многочисленные полости Земли. Например, вторая по протяженности (346 км) пещера мира была найдена в Мексике только в 1987 году. Составление ее плана продолжается до сих пор.

Дно Мирового океана

Многие ученые утверждают, что человечество изучило поверхность Луны лучше, чем глубины Мирового океана. Составленная на сегодня карта его дна имеет разрешение в 5 км. Считается, что не исследовано порядка 95% Мирового океана.

Относительно недавно географы нашли такой феномен, как ложное дно океана. В некоторых районах дно то опускается, то поднимается, причем иногда есть несколько таких колеблющихся слоев. Выяснилось, что на самом деле это не дно, а огромные стаи кальмаров, которые в дневное время прячутся от солнечного света. Также в океане есть такие явления, как подводные реки и подводные водопады, «молочные моря».

Поиск природных ресурсов

Основой современной экономики являются углеводороды – нефть и природный газ. Однако их старые месторождения истощаются, поэтому географы постоянно ищут новые. Сегодня активно осваивается арктический шельф, а также новые методики добычи так называемых сланцевых нефти и газа.

Различают поисковый и разведочный этап «охоты» на углеводороды. На первом из них с помощью спутников и сейсмических приборов ищут «ловушки для нефти» – районы в земной коре, в которых может находиться «черное золото». На стадии разведке начинают буровые работы в районе ловушки, в ходе которых проверяют наличие в них нефти.

Но углеводороды – не единственные ресурсы, необходимые человеку. Золото, серебро, железо, марганец, никель, уран, редкоземельные элементы – все это можно найти в земной коре. Географы неустанно трудятся над поиском новых месторождений.

Объяснение и предсказание географических явлений

До сих пор ученые не понимают полностью механизмов возникновения землетрясений, а потому не могут их предсказывать. Единственное исключение заключается в том, что, когда начинаются первые толчки, автоматические приборы могут успеть сообщить об этом жителям тех районов, до которых колебания ещё не добрались. Например, во время землетрясения в Японии в 2011 году токийцы были предупреждены о нем по телевидению за 90 секунд до первых толчков. Однако этого недостаточно для подготовки к стихийному бедствию.

Куда лучше обстоит дело с предсказаниями капризов погоды. Климатологи могут сообщить об урагане за несколько дней до его появления. И всё же на сегодняшний день очень многие географические явления не имеют достаточно полного теоретического объяснения.

Палеогеография

Ученым интересна история нашей планеты. Как она выглядела миллионы лет назад, какой климат был на ней? Ответы на эти вопросы дает палеогеография. Благодаря ей мы знаем, что ранее, около 175-335 миллионов лет назад, вся современная суша образовывала единый материк, Пангею. Однако до сих пор многое об истории на Земле нам неизвестно.

Для получения информации о климате нашей планеты в прошлом используют льды Антарктиды. Дело в том, что анализ слоев льда позволяет понять, какой ранее был состав у атмосферы Земли. Также изучается взаимное расположение горных пород, окаменелости. Для определения возраста останков животных используют радиоуглеродный анализ и радиометрическое датирование. Большое значение для определения контуров континентов в прошлом играет исследование сегодняшнего рельефа. Сходство береговой линий Африки и Южной Америки – это одно из доказательств, что ранее они составляли единый материк.

Вопросы будущего планеты

Во многом прошлое Земли исследуется для того, чтобы можно было предсказывать ее будущее. Сегодня у географов есть карты, на которых показано расположение материков через миллионы лет. Огромной практической важностью обладает вопрос о процессе изменения климата.

Ученые фиксируют, что сегодня происходит резкий рост средней температуры планеты – глобальное потепление. Каковы его причины, и к каким последствиям оно может привести? Ответить на эти вопросы очень сложно. Имитационные модели, с помощью которых можно построить прогноз изменения климата, содержат тысячи переменных, между которыми есть неоднозначные связи.

Например, с одной стороны, рост концентрации углекислого газа вызывает рост температуры из-за парникового эффекта, что ведет к таянию льдов, уменьшению отражающей способности ледовых шапок Земли и ещё большему росту температуры. С другой стороны, чем больше углекислого газа в атмосфере, тем быстрее растут растения, которые поглощают его при фотосинтезе. Учесть все эти взаимосвязи в рамках одной теории очень тяжело, для этого нужны расчеты на суперкомпьютерах, а также масштабный сбор климатической статистики по всему миру.

Экономические и социальные исследования

Деятельность человека стала одним из самых важных факторов изменения нашей планеты, поэтому географы изучают ее. Оказывается, есть свои законы развития городов и государств. Например, при индустриализации государства происходит процесс урбанизации – переселения людей в крупные города. Однако при дальнейшем развитии возможен обратный процесс рурализации, при котором обеспеченные люди предпочитают переезжать из городских квартир в собственные дома, удаленные от места работы. С другой стороны, переезд в городскую местность связан с демографией: городское население ориентировано на относительное малое количество детей, а поэтому снижение рождаемости в мире является следствием урбанизации.

Существует премия Вотрена Лорда, которую неофициально называют Нобелевской премией по географии. Интересно, что почти все последние лауреаты специализировались именно на изучении социальной географии, динамики городов и влиянии человека на окружающую природу.

Понравилась статья? Поделись с друзьями:

Что изучает современная география?

Старая география, ответив на вопрос: “Где что расположено?”, умерла. Её место постепенно заняла новая география, за- дающая окружающему миру другой вопрос: “Как всё это устроено?”

Никогда за всю свою тысячелетнюю историю география не занималась изучением Земли как планеты. Земля — это большое сферическое ядро расплавленной магмы, заключённое в скорлупу земной коры, общий диаметр которой 13 тыс.км, и окутанное одеялом атмосферы толщиной 2 тыс. км. И внутри этого гигантского каменно-газового тела есть небольшой слой толщиной всего в несколько десятков километров. Он составляет не более 1% от всего объёма Земли и расстилается тонкой плёнкой на границе между тысячекилометровыми толщами земной тверди и атмосферы.

Именно в этом слое умещается весь мир, который мы называем своим домом. Именно этот слой, называемый географической оболочкой, изучала раньше и изучает сейчас наука география. Много сотен лет понадобилось географам, для того, чтобы побывать во всех её уголках. Но открыв все материки и океаны, озёра и реки, горы и низменности, учёные поняли, что они не знают практически ничего об устройстве этого мира. И тогда учёные начали изучать воду, воздух, жизнь, камень, человека, солнечный свет и т.д. но… по отдельности. И на какое-то время единая география распалась на множество отдельных дисциплин, каждая из которых изучает свою часть географической оболочки.

И всё же география почв, биогеография, география населения, геоморфология, гидрология, климатология, география мирового хозяйства, география транспорта, космическая география, рекреационная география и многие другие разделы географии вместе дают ответ на самый важный вопрос: “Как не нарушить работу этого тонкого механизма, географической оболочки, которая снабжает нас воздухом, питьевой водой и душистым хлебом? И как не дать ему

Эксплуатация человеком естественных ресурсов природной среды происходила с незапамятных времён и началась ещё в условиях первобытного общества. Она имела стихийный характер и, длительное время не сопровождалась никакими сознательными мерами по ограничению использования природных ресурсов. В этом, очевидно, не было необходимости, потому что сама природа, слабо нарушенная человеком, сохраняла в те времена способность относительно быстро восстанавливать свои ресурсы. Однако с. ростом населения; прогрессом материальной культуры и развитием производительных сил общества интенсивность использования природных ресурсов неуклонно возрастала. Постепенно в различных районах мира естественный восстановительный потенциал природной среды оказывался превзойдённым интенсивной эксплуатацией её ресурсов. Всё более необходимыми становились сознательные мероприятия по ограничению использования различных видов природных богатств, охране отдельных компонентов природной среды и искусственному возобновлению и обобщению её ресурсов. Не менее острой становится сейчас проблема сохранения благоприятной жизненной среды для человеческого общества.

Что такое современная география

Будущее человечества во многом зависит от того, как оно сможет адаптироваться к современным изменениям климата и окружающей среды, справиться с экологическими проблемами и сделать антропоцен, «эпоху людей» в геологической истории нашей планеты, временем гармоничного развития, а не периодом стремительного разрушения природы под растущим давлением человеческой деятельности. Отсюда следует необходимость разработки ответных мер по адаптации российских регионов и местных сообществ к глобальным изменениям с учетом специфики условий нашей страны, а также смягчения их негативных последствий.

География находится на стыке социальных и естественных наук.Современная география — сложная комплексная наука, опирающаяся на новейшие достижения в области математики, физики, химии, биологии, информатики, экономики, социологии. Физическая география изучает состояние и изменения окружающей среды и ее отдельных природных компонентов на глобальном, региональном и локальном уровнях, а общественная география – закономерности пространственной организации общества и экономики. Связующим звеном всего многообразия географических дисциплин являются изучение явлений в пространстве и во времени на основе современных методов сбора, анализа и визуализации пространственных данных.

Современная географическая наука широко использует передовые технические и технологические достижения: для получения оперативной и точной информации применяются методы дистанционного зондирования Земли, а для обработки полученных «больших данных» – технологии машинного обучения и распознавания образов. Исследования в области наук о Земле шагнули далеко вперед в последние десятилетия благодаря развитию геофизических и геохимических методов, математического моделирования климата и экосистем.

Географические методы и подходы активно применяются на практике: в инженерной географии, при пространственном планировании, экологическом консалтинге и экспертизе; широко востребованы в бизнесе, управлении природными ресурсами, геоаналитике. Пространственные исследования рынков (геомаркетинг) являются во многих отраслях основой для принятия сбытовых, логистических и инвестиционных решений, для эффективной деятельности промышленных компаний, ритейла, девелоперских проектов. Анализ пространственной структуры миграционных процессов, неравномерности развития городов и регионов, политических и культурных свойств локальных сообществ – неотъемлемая часть эффективного государственного и муниципального управления.

В мире географии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *