Удобрения npk

Описание: ТУ РБ 400069905.022-2003

Удобрение комплексное включает все три основные элементы питания, необходимые для нормальной жизнедеятельности растений. Оптимальный подбор азота, фосфора и калия этой марки способствует гармоничному развитию растения. Азот — развивает корневую систему и ускоряет рост растения. Фосфор — укрепляет растение, увеличивает срок цветения и ускоряет созревание плодов, повышает морозоустойчивость растения. Калий — способствует своевременному вызреванию плодов, сопротивлению грибковым заболеваниям, улучшает вкусовые качества (путем повышения сахаристости и крахмалистости) и повышает морозоустойчивость растения.

Рекомендуется для основного внесения (весной или осенью под перепашку, культивацию или перекопку участка) под все сельскохозяйственные культуры для закрытого и открытого грунтов.

Удобрение комплексное можно вносить в лунки при посадке картофеля или рассады овощных культур.

ОПТИМАЛЬНЫЕ ДОЗЫ ДЛЯ ВНЕСЕНИЯ В ПОЧВУ:

— картофель — 30 г/м2;

— капуста ранняя, редис, лук, чеснок — 50 г/м2;

— капуста поздняя — 8 г/м2;

— морковь — 50 г/м2;

— фасоль, морковь — 70 г/м2;

— свекла столовая — 50-60 г/м2;

— огурцы — 75 г/м2;

— томаты — 90 г/м2;

— земляника — 15 г/м2.

Удобрение комплексное, содержащее общий азот более 10%, полностью удовлетворяет потребность указанных культур в азоте, фосфоре, калии. При применении удобрения комплексного, содержащего общий азот менее 10%, под культуры с более длительным периодом вегетации (капуста поздняя, морковь, свекла столовая, картофель позднеспелый) требуются дополнительные подкормки азотным удобрением (карбамид, сульфат аммония).

Для подкормки под плодовые деревья весной вносят 20-25 г на 1 м2 приствольного круга, под ягодные кустарники — 20-25 г.

Для подкормки комнатных цветов готовят раствор (15-20 г удобрения на 10 л воды) и поливают цветы через каждые 7-12 дней..

Чайная ложка вмещает 4-5 г, столовая ложка — 14-17 г, спичечный коробок — 20-22 г, стакан (200 см3) — 245-260 г удобрения.

Цены в рублях РБ на условиях EXW без НДС (НДС-20%) на основании действующего Прейскуранта №1М от 09.04.2019г.

Наименование продукта

Ед. изм.

Отпускная цена без НДС

Азотно-фосфорно-калийное удобрение марки 16-16-16

пакет, 3кг

2,22

Азотно-фосфорно-калийное удобрение марки 16-16-16

мешок, 25 кг

13,4

С 1-го сентября 2011 года все школы России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС), ориентированный на результаты образования, где развитие личности ученика на основе универсальных учебных действий (далее – УУД), познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

Еще до перехода на новый стандарт в начальных классах нашей школы, в рамках образовательной программы «Окружающая среда», создалась традиция организации и проведение научно-практических конференций (далее – НПК).

К сожалению, современные подростки мало интересуются отечественной культурой, историей страны, своего края. И именно в начальной школе закладывается интерес к своим истокам и наша цель при проведении НПК – способствовать восстановлению связи времен, решению задач нравственного и эстетического воспитания.

При подготовке и проведении НПК нами отработана система работы с учащимися и их родителями, поисково-собирательной, исследовательской деятельности по выбранным темам (Приложение № 1).

С 1-го класса на родительских, классных собраниях обсуждаются вопросы особенностей окружающей среды, семейных традиций, народных обычаев, истории «Малой Родины», страны. Родители учащихся, бабушки, дедушки активно принимают участие в организации и проведении классных и школьных мероприятий.

Большую помощь в исследовательской деятельности учащихся оказывает наш школьный музей «Закаменская слобода». В музее 3 экспозиционных зала, в 1-ом и 2-ом зале стенды, витрины с материалами о краеведении: фото, книги, документы, предметы, представлены более 20-ти видов декоративно-прикладного творчества. 3-й зал представляет собой экспозицию «Русская изба», в которой домашняя утварь, одежда, убранство избы вызывают большой интерес у ребят. В музее регулярно проводятся экскурсии, музейные часы, встречи с интересными людьми.

В 1-ом, 2-ом классе знакомим учащихся и их родителей с традицией проведения поисково-исследовательских работ, родителям предлагаем помочь детям в определении направлений, тем, и со 2-го класса учащиеся участвуют в проведении НПК.

Следует отметить, что данный вид совместной деятельности приводит к сплочению детей и родителей, бабушек и дедушек, способствует раскрытию способностей у учащихся, повышает самооценку, расширяет кругозор, а это влияет на качество успеваемости, появляется интерес к получению новых знаний.

При подготовке к конференции для учащихся и родителей организуются встречи в школьном музее, где обсуждаются важные для ребят и родителей проблемы: к чему стремятся люди, зачем изучать историю своей семьи, улицы, района, города, края, страны. Интересы общества, школы, родителей объединяются!

Особенностью нашей системы подготовки и проведения НПК является интеграция образовательных областей и дополнительного образования:

– краеведение (особенность и история родного края, народы, природа, животный мир, экология, основная информация в школьном музее);

– информатика (оформление, поиск, сопоставление);

– ИЗО (цветоведение, рисование по теме);

– музыка (народные песни, припевы, мероприятия в школьном музее);

– физическая культура (народные игры, состязания, мероприятия в школьном музее);

– чтение (рассказы, сказки, стихи (в том числе сибирские писатели);

– театр (проигрывание сцен народных праздников, мероприятия в школьном музее).

При проведении НПК в 2014/2015 учебном году работы участников заслушивались по секциям:

I. Окружающий мир

1. «Преломление света в воде». Шитов Артем, 2 «Б» класс.

2. «Тайны куриного яйца». Зибницкий Дмитрий, 4 «А» класс.

3. «Чудеса пробкового дерева». Меладшина Мария, 4 «А» класс.

4. «Выращивание кристаллов в домашних условиях». Стрелков Слава, 2 «Б» класс.

5. «Вулканы». Титаренко Анастасия, 2 «В» класс.

6. «Мозг. Его функции и возможности». Абдуразаков Эльдар, 3 «Б» класс.

7. «Свет мой, зеркальце, скажи». Кулешов Никита, 3 «А» класс.

8. «Наши черепахи». Курденкова Юля, 4 «Б» класс.

9. «Что такое вода?» Шерстянина Эльмира, 4 «Б» класс.

II. Здоровый образ жизни

1. «Пищевые хиты». Алексеенко Полина, 2 «Б» класс.

2. «Берегите зрение смолоду». Шульц Алена, 3 «А» класс.

III. История

1. «Обрядовые куклы». Кутепова Елизавета, 3 «А» класс.

2. «Летательные аппараты». Гришунин Роман, 3 «А» класс.

Темы работ участников по секциям показывают интеграцию образовательных областей (работа Кутеповой Елизаветы).

Участие детей в школьной, районной и городской НПК показано на графиках в Приложениях № 2, № 3.

Приложение № 2

Участие младших школьников в школьной НПК

Приложение № 3

Участие младших школьников в районной и городской НПК

Важной задачей стоящей перед школой XXI века, является развитие у учащихся эстетических вкусов, умение понимать, ценить красоту окружающей действительности, способствовать формированию всесторонне развитой, социально-адаптивной личности.

Наша традиция организации поисково-исследовательской деятельности в начальной школе, проведение школьной НПК, способствует решению этой важной задачи.

МБОУ ПГО «Четкаринская СОШ»

Проценты вокруг нас

Учитель математики:

Зехова Любовь Николаевна

Исполнители:

Мамедова Самира,

Терехова Елизавета

с. Четкарино, 2017

Введение:

«Математике должны учить в школе ещё с той целью, чтобы познания, здесь приобретаемые,
были достаточными для обыкновенных потребностей в жизни»

Н.И. Лобачевский

«Цифры (числа ) не управляют миром, но они показывают,

как управляется мир».

И.Гете

Многие известные математики говорят, что главное в математике –научить человека мыслить, ставя порою перед ним очень сложные задания. Математика развивает логическое мышление, умение самостоятельно решать проблемы, способность быстро уловить суть и найти к жизненной задаче наиболее подходящий и простой подход. Математика встречается в нашей жизни практически на каждом шагу и не такая уж она серая и скучная, а разноцветная и веселая…

Во многих сферах деятельности человека встречаются процентные вычисления. Мы решили выяснить у своих родственников и знакомых, где в их профессиях встречаются проценты

Цель: выяснить, где и как проценты применяются в жизни человека; расширить знания о применении процентных вычислений в задачах и в разных сферах жизни человека.

Задачи:

1) раскрыть роль процентов в жизни человека, узнать из бесед со взрослыми, где они встречаются в профессиях с процентами;

2) найти задачи, связанные с процентами и направленные на подготовку к экзамену в 9 классе;

3) обобщить собранный материал и представить его.

Готовясь провести исследование по теме «зачем нужны проценты», мы хотели узнать, так ли важна эта тема в жизни человека и как рассмотренные задачи могут помочь нам при подготовке к ОГЭ в 9 классе. Очень часто приходится решать задачи с математическим содержанием в жизни, особенно решать задачи на проценты, ежедневно решать задачи, связанные с какими-нибудь покупками. Мы предположили, что если научиться решать задачи с процентным вычислением, то это поможет:

  • Быть практичнее в повседневной жизни;

  • Не сделать в будущем ошибок на экзамене.

История происхождения процентов

Слово «процент» происходит от латинского слова «pro centum», что буквально переводится «за сотню», или «со ста». Процентами очень удобно пользоваться на практике, так как они выражают части целых чисел в одних и тех же сотых долях. Это дает возможность упрощать расчеты и легко сравнивать части между собой и с целыми.

Идея выражения частей целого постоянно в одних и тех же долях, вызванная практическими соображениями, родилась еще в древности у вавилонян, которые пользовались шестидесятеричными дробями. Уже в клинописных таблицах вавилонян содержатся задачи на расчет процентов. До нашего времени дошли составленные вавилонянами таблицы процентов, которые позволяли быстро определить сумму процентных денег.

Были известны проценты и в Индии. Индийские математики вычисляли проценты, применив так называемое тройное правило, т. е. пользуясь пропорцией. Они умели производить и более сложные вычисления с применением процентов.

Денежные расчеты с процентами были особенно распространены в Древнем Риме. Римляне называли процентами деньги, которые платил должник заимодавцу за каждую сотню. Даже римский сенат вынужден был установить максимально допустимый процент, взимаемый с должника, так как некоторые заимодавцы усердствовали в получении процентных денег. От римлян проценты перешли к другим народам.

В средние века в Европе в связи с широким развитием торговли особо много внимания обращали на умение вычислять проценты. В то время приходилось рассчитывать не только проценты, но и проценты с процентов, т. е. сложные проценты, как называют их в наше время. Отдельные конторы и предприятия для облегчения труда при вычислениях процентов разрабатывали свои особые таблицы, которые составляли коммерческий секрет фирмы. Впервые опубликовал таблицы для расчета процентов в 1584 году Симон Стевин – инженер из города Брюгге (Нидерланды).

В России понятие процента впервые ввёл Пётр I. Но считается, что подобные вычисления начали применяться в Смутное время, как результат первой в мировой истории привязки чеканных монет 1 к 100, когда рубль сначала состоял из 10 гривенников, а позже из 100 копеек

Долгое время под процентами понимались исключительно прибыль и убыток на каждые 100 рублей. Они применялись только в торговых и денежных сделках. Затем область их применения расширилась, проценты встречаются в хозяйственных и финансовых расчетах, статистике, науке и технике. Нынче процент – это частный вид дробей, сотая доля целого (принимаемого за единицу).

По одной из легенд процент появился в результате опечатки: наборщик переставил цифру в числе 100, написав 010. Затем первый ноль чуть–чуть приподнялся, второй опустился, единицу чуть-чуть упростили – вот и получился знак %.

Другая версия звучит так, что знак % происходит от итальянского слова cento (сто), которое в процентных расчетах часто писалось сокращенно cto. Отсюда путем дальнейшего упрощения в скорописи буквы t в наклонную черту произошел современный символ для обозначения процента.

Проценты вокруг нас

Проценты – одно из математических понятий, которое часто встречается в жизни. Так, мы часто читаем в газетах, журналах, интернете или слышим по телевидению и радио, в объявлениях, что, например, в опросе проголосовало 52,5% посетителей сайта, рейтинг победителя шоу-программы равен 75%, надои в хозяйстве выросли на 1,3 %, уровень инфляции составляет 4% в год, банк дает кредит под 19,5%, жирность молока составляет 3,2%, материал содержит 60% хлопка и 40% синтетики и т.д.

В своей трудовой деятельности многие люди используют умение рассчитывать проценты от числа, и находить число по его части ежедневно. Они используют умение решать задачи на проценты, приобретенное в 5-6 классах, в течение десятилетий.

Мы провели опрос родителей, других родственников и знакомых, как представителей различных профессий, приходится ли им в своей деятельности решать задачи на проценты?

Медицина

В беседах с Тереховой Еленой Ивановной, нашим фельдшером, мы выяснили, что им с процентными задачами приходится встречаться очень часто: процентное содержание лекарства в смеси или растворе, процентное соотношение заболеваний жителей села, рост или спад числа заболевших, выраженные в процентах; ожог поверхности тела в процентах

Пример 1: Прививку от гриппа в этом году поставили 80% обучающихся в школе. Сколько школьников поставили прививку против гриппа, если в школе 210 обучающихся?

Решение: 80% от 265 составляют 168 школьников.

Пример 2: При внутримышечных инъекциях, для разбавления препарата, используется 1 % раствор ледокаина. Отечественная промышленность выпускает только 2% раствор ледокаина, соответственно перед тем, как сделать пациенту укол, медсестра разбавляет ледокаин водой для инъекций в нужной пропорции. Если этого не сделать, то пациент получит ожог.

Бухгалтерия

Бухгалтер любого предприятия ежемесячно рассчитывает прибыль, полученную предприятием, начисляет заработную плату всем сотрудникам предприятия. Наталья Викторовна, работающая бухгалтером в Тупицынской начальной школе, рассказала нам, что при этом идут отчисления процентов: в фонд социального страхования, пенсионнный фонд, в фонд медицинского страхования, подоходнего налога, профсоюзного налога и др. Известно, что налог на заработную плату (подоходний налог) составляет 13%, профсоюзный – 1%, отчисления на пенсию составляют 22%, отчисления на медицинское обслуживание составляет 5,1%, в фонд социального страхования – 2,9%.

Оказалось, что задачи на исчисление подоходнего налога или полной заработной платы есть в базе типовых заданий ОГЭ (основного государственного экзамена) в 9 классе. Об этом нам рассказал Терехов Дмитрий, ученик 9 класса.

Органы правопорядка

Для работников пожарных служб, МЧС, ДПС, полиции проценты важны для получения статистических данных о пожарах, дорожно-транспортных происшествиях, преступлениях, а также о их причинах. Каждый статистический отчет показывает рост или падение числа происшествий за определенный период времени, выявляет основные причины совершения преступлений или возникновения пожаров, отражает наличие пострадавших в сравнении с аналогичными периодами прошлых лет.

Мы об этом расспросили_________________________________

Казачество

В беседе с атаманом казаков Пышминской станицы Петровым Геннадием Ивановичем, выяснилось, что с процентами сталкиваются и в казачестве. Чаще всего процентное вычисление нужно для решения практических задач: закупка формы; расчет продуктов питания, необходимых для войсковых сборов; количество казаков, участвующих в различных мероприятиях и др.

Например: Закупили 1000 штук казачьей формы, оказалось, что не хватило 20% формы другим казакам. Сколько формы надо закупить?

Решение:

1)1000100/80=1250(шт.) – всего надо купить

2)1250+1000=250 (шт) — осталось закупить

Ответ. Надо закупить еще 250 штук казачьей формы.

Банковское дело

Также в беседе со взрослыми мы узнали, что в современном мире люди часто обращаются в банк. Некоторые кладут в банк на сохранение денежные средства под определенный процент и на разных условиях. Кто-то наоборот, берет взаймы в банке деньги также на определенных условиях, т.е. оформляет кредит на разные нужды: открыть личное дело, приобрести автомобиль, сыграть свадьбу, оплатить лечение или учебу…

Кредит – это отношения между двумя участниками сделки, которая подразумевает предоставление денежных или натуральных средств одним участником сделки (кредитором) во временное пользование другому (заемщику), при условии составлении договора по принципам срочности (на определенный срок), обеспеченности (под залог чего-либо) и платности (под определенный процент).

Существует большое количество различных видов кредитов, практически каждый день на рынке кредитов появляются новые кредитные продукты с различными условиями. По принципу срочности виды кредитов подразделяются на: краткосрочные (от нескольких месяцев до года), среднесрочные (от года то трех лет) и долгосрочные (от трех лет и более). От того, на какой срок выдается кредит, зависит процентная ставка за его пользованием. Существует также несколько основных видов кредитов, которые различаются по схемам погашения задолженности. Наиболее распространенные это кредиты с ежемесячным погашением задолженности дифференцированными (убывающими) или аннуитентными (равными) платежами.

Кредитов для населения на сегодняшний день довольно много. Виды банковских кредитов:

1. Кредиты на потребительские нужды. Такие займы выдаются для приобретения различных товаров и услуг. Это может быть покупка бытовой техники, мебели, различной электроники, а также ссуды на лечение, образование, ремонт квартиры, отдых.

2. Автокредиты. Являются разновидностью потребительского кредита, выдаются для покупки автомобиля. Такой кредит гораздо легче получить на покупку нового автомобиля. При этом обязательно на период кредитования выполнять некоторые условия, например, оформлять КАСКО-страхование, либо оформить что-то в залог.

3. Ипотечные кредиты. Это долгосрочные займы, выдаваемые на приобретение жилья. Для ипотечного кредитования будут характерны большие суммы кредитов, серьезный подход к изучению платежеспособности заемщиков. Приобретаемый объект недвижимости автоматически переходит в залог по кредиту.

4. Лизинг. Вид кредитования, который не подразумевает передачу имущества в собственность. Своего рода финансовая аренда. Несколько лет назад лизингом могли воспользоваться только юридические лица, однако сегодня он доступен всем. Лизинг особенно хорош в качестве альтернативы автокредитам.

В заданиях ОГЭ также встречаются задачи о вкладах и кредитных выплатах.

Кулинария

В разговоре с нашими мамами мы выяснили, что с процентами встречается каждый, кто умеет готовить и использует для этого разные рецепты. В рецептах указано процентное количество или части используемых ингредиентов. Если для приготовления требуется молоко или сметана (сливки), то указывается их жирность в процентах. Для консервирования используют уксус, который может быть 3%, 6%, 9%, 70% (эссенция) и обязательно надо точно соблюдать указанное процентное отношение.

Агрономия

О том, как в сельском хозяйстве, в частности в агрономии, используются проценты, нам рассказала Зехова Надежда Петровна, которая более 25 лет проработала агрономом в одном из совхозов Камышловского района. Проценты нужны были для создания статистических отчетов, для расчета урожайности, нормы высева и сбора урожая, нормы внесения удобрений на поля.

Проценты в повседневной жизни

Можно, наверно, привести еще много разных профессий, в которых используется процентные вычисления. Но оказывается и в повседневной жизни люди с ними очень часто сталкиваются.

1. И самое первое, что вспоминается – это различные скидки в магазинах и на распродажах. Если в магазине проводится какая-нибудь акция, действуют скидки, то по законам маркетинга покупатели должны это увидеть в первую очередь, входя в магазин. Для этого оформляются большие яркие вывески, наклеиваются разнообразные стикеры, вывешиваются объявления. Скидка означает, что определенный товар может быть куплен по меньшей цене. Акция предполагает, что при некоторых условиях товар также может быть приобретен по более низкой цене или на выгодных условиях.

Задачи на скидки и акции также встречаются на ОГЭ.

2. Если человек не вносит своевременно плату за коммунальные услуги, на него налагается штраф, который называется «пеня”. Он рассчитывает в соответствии с законодательством Российской Федерации, как определенный процент от суммы коммунальных услуг за каждый просроченный день.

3. Ежегодно повышается плата за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ). В одном из номеров «Пышминских вестей» была информация, что в следующем году коммунальные услуги в Свердловской области могут подорожать на 4,5%. Но расти могут не только тарифы за ЖКУ, но и заработная плата. В этом же номере газеты есть информация, что по прогнозам в 2018 году в европейских странах произойдет рост заработной платы на 1%, а в России этот рост составит 3,1%.

Проценты в школьных предметах

1. Математика. На этом предмете мы впервые познакомились с понятием «процент», научились находить соотношения между обыкновенными дробями, десятичными дробями и процентами, решать разные типы задач с процентами (находить проценты от числа, число по его процентам, процентное отношение, рост или уменьшение процентов).

2. География.

Просмотрев учебник географии за 5-6 классы, мы нашли темы в которых информация представлена в процентах. Например: процентное содержание различных пород в литосфере Земли; процентный состав национальностей населения страны и др.

3. Биология. Многие темы изучаемые на уроках биологии содержат процентные величины.

Каждый человек имеет индивидуальные параметры, определяющие его физическое развитие: рост, вес, жизненная емкость легких и т. п., причем значения этих параметров могут сильно варьировать для некоторой группы людей, оставаясь при этом в пределах нормы. Указать среднее значение параметра физического развития (значение в норме) позволяет процент.

Задачи с процентами на параметры физического развития есть на ОГЭ.

Также в процентах представлена информация о содержании веществ в клетке. Для опытов используются различные процентные растворы кислот и щелочей.

И на других предметах также есть информация в процентах. Изучая эту информацию, мы теперь будем лучше в ней разбираться.

Проценты в задачах ОГЭ

1. Слуховые аппараты стоят 1500 рублей. Пенсионерам предоставляется скидка 10%. Сколько будут стоить слуховые аппараты для пенсионеров.

Ответ: пенсионеры могут купить слуховые аппараты на 150 рублей дешевле, за 1350рублей.

2. При оплате услуг через платежный терминал взымается комиссия 5%. Терминал принимает суммы кратные 10 рублям. Аня хочет положить на счет своего мобильного телефона не меньше 300 рублей. Какую минимальную сумму она должна положить в приемное устройство данного терминала?

Ответ: 320 рублей.

3. Какая сумма (в рублях) будет проставлена в кассовом чеке, если стоимость товара 520 р., и покупатель оплачивает его по дисконтной карте с 5%-ной скидкой?

Ответ: скидка составит 26 рублей, значит сумма на чеке будет 594 рубля.

4. Пачка сливочного масла стоит 60 рублей. Пенсионерам магазин делает скидку 5%. Сколько рублей стоит пачка масла для пенсионера?

Ответ: скидка составит 3 рубля, значит по акции масло для пенсионеров будет стоить 57 рублей.

Кредиты, вклады

5. На покупку планшета взяли кредит 20000 р на 1 год под 17 % годовых. Вычислите, сколько денег необходимо вернуть банку, какова ежемесячная сумма выплат? Ответ округлить до целых.

Ответ: за год будет начислено 3400 рублей, т.е сумма кредита составит 23400 рублей, ежемесячно платить надо будет по 1950 рублей.

6. Сберегательный банк начисляет на срочный вклад 20% годовых. Вкладчик положил на счет 800 р. Какая сумма будет на этом счете через год, если никаких операций со счетом проводиться не будет?

Ответ: начислено будет 160 рублей, на счете будет 960 рублей.

Биология

7. Средний вес мальчиков того же возраста, что и Сергей, равен 48 кг. Вес Сергея составляет 120% среднего веса. Сколько весит Сергей?

Ответ: вес Сергея 57,6 кг.

Статистические отчеты

8. Прививку от гриппа в этом году поставили 80% обучающихся в школе. Сколько школьников поставили прививку против гриппа, если в школе 210 обучающихся?

Ответ: 80% от 265 составляют 168 школьников.

9. В классе 28 учеников. 75% из них занимаются спортом. Сколько учеников в классе занимаются спортом?

Ответ: спортом занимаются 21 ученик.

Бухгалтерия

10. Налог на доходы составляет 13% от заработной платы. Заработная плата Ивана Кузьмича равна 10000 рублей. Сколько рублей он получит после вычета налога на доходы?

Ответ: подоходний налог составит 1300 рублей, значит на руки Иван Кузьмич получит 8700 рублей.

Итак, процент – одна сотая доля, используется для обозначения доли чего-либо по отношению к целому. Проценты – математическое понятие, которое часто встречается в повседневной жизни. Любой человек должен уметь решать задачи, предлагаемые самой жизнью. Решение математических задач практического содержания позволяет убедиться в значении математики для различных сфер человеческой деятельности, увидеть широту возможных приложений математики, понять её роль в современной жизни. Знание процентов и их вычисление, является необходимостью для каждого современного человека не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.

Проценты – это одна из сложных тем математики, поэтому нужно как можно лучше знать и уметь пользоваться этой темой. Уметь грамотно и экономно проводить элементарные процентные вычисления должен каждый современный учащийся. Знания о процентах необходимы для каждого человека, так как с процентами мы постоянно сталкиваемся в повседневной жизни. Прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает многие сферы нашей жизни.

Нельзя сегодня людям без знаний процентов:

 современный человек очень тесно связан с процентами;

 проценты встречаются на работе, в школе, в магазинах, в аптеках на экранах телевизора и в периодической печати;

 люди пользуются процентами при оформлении кредитов или при вкладах сбережений в банк.

Таким образом, в ходе выполнения этой работы нам удалось достичь поставленной цели, выявить целесообразность применения процентов при решении повседневных задач.

Гипотеза, которую я ставил в начале работы «если уметь производить несложные процентные вычисления и решать практические задачи на проценты, то можно принимать правильные решения в разных жизненных ситуациях», подтвердилась.

Источники информации

  1. Глейзер Г.И. История математики в школе: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981.

  2. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – М.: Азбуковник, 2012

Интернет-ресурсы

Приложения

Приложение 1 «Проценты вокруг нас»

70% раствор этилового спирта

1% раствор «зеленки»

9% столовый уксус

молоко жирностью 2,5%

ткань состоит на 80% из хлопка и 20% из синтетики

процентный вклад в банке составляет 8,88%

кредит в сбербанке под 14,5%

подъем дороги составляет 12%

содержание шоколада 75%

заряд батареи 46%

новогодние скидки на разные товары

NPK: Как сделать выбор?

При этих обстоятельствах маркетинг и цена обретают еще большую актуальность, часто в ущерб научному обоснованию эффективного использования удобрений. Потому, на наш взгляд, сегодня как никогда острым становится понимание агрохимических особенностей удобрений.
Прежде чем перейти к вопросу составов и качеств удобрений, хочется сказать, что выбор конкретного производителя и марки, а также цена играют, безусловно, очень важную роль в успехе всей системы применения удобрений. Но само удобрение – это только часть успеха, пока оно не на поле. Для проявления обещанной высокой эффективности любого удобрения немаловажны и другие факторы, как то: условия транспортировки и хранения удобрения, сроки и способы его внесения, используемая техника и обслуживающий ее персонал, почвенные и погодные условия, сочетание ряда других обстоятельств, не исключая интуиции и опыта агронома.

«Недействующее» вещество
Уже традиционным стало оценивание разных удобрений по значимости д. в. Что же означает понятие «действующее вещество удобрения»? Это некий эквивалент, на который пересчитывается содержание различных соединений определенного элемента. Сделано это для того, чтоб можно было сравнить содержание элемента в различных удобрениях, почвах, растениях. Такое сравнение без учета д. в. невозможно, так как один и тот же элемент, как правило, входит в состав целого ряда химических соединений. Например, фосфор в растениях представлен нуклеиновыми кислотами, фосфолипидами, фосфопротеидами и др.; в удобрениях – орто- и полифосфатами, солями с разными катионами (кальцийфосфатами, аммонийфосфатами и др.), а в почве – гораздо большим количеством химических формул.

Поэтому в агрохимической практике азот принято выражать в пересчете на N, при этом ясно, что азот в таком атомарном виде не может присутствовать ни в почве, ни в растении, ни в удобрении. Пересчет проводится чисто математическим путем. При этом в удобрениях принято указывать, о каком именно азоте идет речь: N-NO3- – нитраты в пересчете на азот, N-NH4+ – аммонийный, N-NH2 – амидный.
Фосфор в удобрениях чаще всего принято выражать в пересчете на Р2О5 (хотя есть страны, где пересчет проводят на Р). Такого соединения в удобрениях нет (равно как нет его ни в растениях, ни в почве) – это просто эквивалент, на который проводят пересчет фосфора еще со времен Юстуса фон Либиха.
То же касается и калия, содержание которого принято выражать в пересчете на К2О, при том даже в удобрениях, в основной формуле которых кислорода нет и в помине (например, KCl).
Но если для фосфора и калия на нашем рынке принята единая форма у всех производителей (содержание приводится в пересчете на оксиды), то с другими макроэлементами часто возникает путаница, используемая иногда как маркетинговый ход. Так, чаще всего возникает неразбериха с серой, содержание которой ряд производителей приводят в пересчете на S, другие – в пересчете на SO3, и разница составляет 2,5 раза. То же самое можно сказать о магнии и кальции. Далее приводится таблица, помогающая сделать пересчет.


Для микроэлементов чаще всего ситуация более прозрачная, поскольку преимущественное большинство производителей делают пересчет на элемент. Однако и тут есть исключения, например, для бора, пересчет которого иногда делают на В2О3.
Поэтому при выборе удобрения обязательно следует уяснить для себя, за какие цифры вас просят заплатить.
Марка удобрения обычно представляет собой цифры, разделенные дефисом (или двоеточием, как было принято в советской практике и сейчас унаследовано некоторыми компаниями): N-P2O5-K2O / N:P2O5:K2O, выражающие процентное массовое содержание элементов. Иногда после этих цифр могут приводиться содержания других элементов, например, серы, магния, кальция, микроэлементов. Серу принято приводить на четвертом месте (например, 15-15-15(10)), для других элементов, как правило, нет единого принятого места, поэтому после цифры часто следует обозначение элемента.
Кроме абсолютного процентного содержания элементов в удобрении, немаловажным является такой показатель, как соотношение элементов в удобрении. Например, для марок 24-8-16, 9-3-6 и 12-4-8 соотношение между азотом, фосфором и калием будет составлять 3:1:2 (в этом случае только двоеточие). В этом контексте необходимое соотношение между элементами будет зависеть в первую очередь от требований выращиваемой культуры и особенностей конкретной почвы.

Форма соединения элемента в удобрении

Несмотря на то, что концентрация элементов в удобрении играет первоочередную роль при выборе NPK удобрения, важно понимать, что растворимость удобрения напрямую зависит от растворимости компонентов. И если азот и калий в удобрении представлены в основном хорошо растворимыми соединениями, то для проявления эффективности фосфора растворимость его соединений играет важную роль.
Поскольку описать формулами все возможные фосфорсодержащие соединения в удобрениях представляется достаточно громоздким заданием, в удобрениях принято выделять три группы соединений фосфора в соответствии с их растворимостью в разных растворителях:
1) общий (валовый) фосфор – это весь фосфор, входящий в состав удобрения, независимо от химического соединения, определяемый путем растворения удобрения в сильной кислоте. В результате практически все фосфорсодержащие соединения переходят в вытяжку. Этот показатель редко декларируется на этикетке, однако такая традиция еще сохраняется на некоторых постсоветских производствах. Общий фосфор для NPK удобрений является малоинформативным показателем, поскольку важно, какую часть этого фосфора растения могут поглотить;
2) доступный (усвояемый) фосфор – это фактически та часть общего фосфора, которая может быть усвоена растениями на протяжении периода вегетации. Наиболее часто доступный фосфор определяют путем растворения удоб­рения в нейтральном цитрате аммония (соль лимонной кислоты); поэтому этот фосфор еще имеет название цитраторастворимый. Именно он чаще всего декларируется на этикетке.
Нужно заметить, что существуют и другие методики извлечения доступного фосфора из удобрений, например, с помощью лимонной кислоты (более агрессивной по сравнению с цитра­том аммония, извлекающей лимонно­растворимые соединения фосфора), а также других, более или менее агрессивных экстрагентов.


В цифру доступного фосфора входит какая-­то часть водорастворимого, и эта часть может варьировать от 0 до 100%, что необходимо обязательно учитывать;
3) водорастворимый фосфор – это соединения фосфора, которые извлекаются водой. Этот показатель является наиболее актуальным при выращивании растений с коротким вегетационным периодом, для культур интенсивного роста, с ограниченной корневой системой, при внесении удобрения в качестве стартера, а также когда нормы внесения Р ниже оптимальных на почвах, слабо обеспеченных подвижным фосфором.
По сути водорастворимый фосфор – это та часть фосфора, которую растения могут непосредственно усваивать «уже сейчас». Но в то же время это и тот фосфор, у которого наибольшие шансы быть связанным почвой и почвенной микрофлорой, что также нужно понимать при выборе удобрения под конкретный срок
внесения.
Например, при внесении удобрения с высоким содержанием водорастворимого фосфора на кислых почвах задолго до посева, значительная часть фосфора может связаться почвой и перейти уже в малодоступную форму. Но в этих же условиях при внесении перед и при посеве необходимо отдавать предпочтение удобрениям с высоким содержанием водорастворимого фосфора.
Хотелось бы обратить внимание, что растворимость гранулы не совсем корректно отождествлять с водорастворимостью компонентов. Растворимость гранулы в воде в значительной мере зависит от способа грануляции, примесей, технологии производства. При этом количество водорастворимого фосфора может оставаться высоким даже при длительном растворении гранулы. Более того, быстрая растворимость (или распадание?) гранулы означает быстрое высвобождение всего фосфора, следовательно, и быструю его фиксацию почвой. Тут также нужно понимать, что такая динамика высвобождения фосфора пойдет на пользу при внесении удобрения при посеве, но никак не будет эффективной при внесении задолго до посева на почвах, склонных к сильной его фиксации.
Что касается компонентного состава фосфорсодержащих удобрений, то в NPK удобрениях фосфор представлен преимущественно двумя группами соединений: фосфатами кальция (моно-, ди- и трикальцийфосфатами) и фосфатами аммония (моно- и диаммонийфосфатами). Удобрения на основе аммонийфосфатов чаще имеют лучшую растворимость и физические характеристики гранул, поэтому они значительно преобладают над кальцийфосфатами на мировом рынке.

Азот в NPK удобрениях может быть представлен тремя соединениями: нитратами, солями аммония и мочевиной. Форма азота в удобрении оказывает влияние не только на его поглощение растениями, но также и на эффективность самого удобрения, обусловливая наиболее благоприятные сроки и способы внесения.
Все соединения азота в комплексных удобрениях полностью водорастворимы, а разница между удобрениями заключается только в соотношении указанных форм. Для того чтобы сделать правильный вывод, необходимо понимать поведение и превращение разных форм азота в почве и предпочтения растений к источнику азотного питания.
Мы не будем останавливаться на этом вопросе, поскольку он достаточно широко освещен в литературе. Заметим только, что основной недостаток нитратов – их способность к вымыванию и газообразным потерям, и это необходимо обязательно учитывать при внесении таких удобрений задолго до посева. А ввиду сложности прогнозирования условий увлажнения, использование нитратсодержащих удобрений характеризуется бóльшей непредсказуемостью результата, чем аммонийсодержащих удобрений.
При этом присутствие части азота в удобрении в виде нитратов будет благоприятным при внесении его перед и при посеве, поскольку поглощение растениями нитратного азота происходит более интенсивно.
Аммонийный азот удобрений способен поглощаться почвой в обменном и необменном состоянии, что придает таким удобрениям характер пролонгированного действия. Азот аммонийсодержащих удобрений слабо склонен к непродуктивным потерям при внесении задолго до посева. Однако при внесении перед посевом, и в особенности при посеве, условия для прохождения нитрификации в почве могут затормозиться низкими температурами, что может негативно отразиться на азотном питании растений.
Также присутствие части азота в удобрении в виде нитрата будет иметь преимущество при проведении подкормок.
Кроме того, при внесении удобрения в сочетании с семенами токсическое влияние на проростки из двух форм азота оказывает именно аммонийный, нитратный же может накапливаться в растении в достаточно высоких концентрациях без негативного влияния на сами растения. В особенности это актуально для мелкосемянных культур с небольшим запасом органических веществ (например, свеклы), а также для культур, чувствительных к концентрации почвенного раствора в начале вегетации (например, кукурузы). Ситуация усугубляется при внесении высоких доз аммонийного азота на почвах с низкой катионообменной способностью.
Также должны быть учтены не только форма азота, но и косвенное влияние удобрений на растения, в частности влияние спровоцированного ими изменения рН на доступность других элементов (марганца, молибдена, бора, железа и др.).
Нитратсодержащие и аммонийсодержащие удобрения разнятся по своему влиянию на рН почвы. Так, удобрения, содержащие азот в виде NH4+, способны подкислять почвенный раствор вблизи гранулы в результате выделения корнями ионов Н+ для сохранения электрического баланса, а также в результате прохождения процессов нитрификации.
При поглощении растениями NO3- рН ризосферы повышается, поскольку восстановление нитратов внутри растений до аммония приводит к образованию ОН- ионов, и растения для сохранения собственного рН баланса либо выделяют в ризосферу анионы (OH- или HCO3-), либо поглощают больше катионов (например, K+, Na+, Mg2+, Ca2+).
Изменения рН почвы будут остро ощущаться преимущественно при использовании технологий нулевой и минимальной обработок почвы, так как азот в этом случае вносится в высоких нормах и концентрируется в верхнем слое почвы.

Амидный азот достаточно редко присутствует в NPK удобрениях, а его введение в составы диктуется в первую очередь технологическими потребностями производства. Для него характерны потери при поверхностном внесении и превращения в почве по цепочке: амидный азот → аммонийный азот → нитратный азот.
Калий в NPK удобрениях представлен преимущественно двумя соединениями: хлоридом калия и сульфатом калия. Оба соединения достаточно хорошо растворимы в воде, тогда как цена удобрения может значительно разниться.
Удобрения на основе сульфата калия, как правило, относятся к «премиум-сегменту» и используются на культурах, чувствительных к присутствию хлора (например, овощных культурах, пряно-ароматических, бобовых и др.).
Также в NPK удобрениях часто присутствует ряд других макро- и микроэлементов: S, Ca, Mg, Na, Zn, B, Cu, Fe, Mn, Mo и другие.
Сера может быть представлена двумя формами: сульфатами и элементарной серой. Преимущественное большинство NPK удобрений содержит серу в виде сульфатов, легкодоступных для растений. Удобрения с элементарной серой слабо представлены на нашем рынке.
Магний чаще всего вводят в состав удобрений в виде либо сульфата магния, либо карбоната магния. Первое соединение характеризуется большей растворимостью, но в зависимости от технологии производства удобрения часть магния неизбежно будет связываться компонентами смеси, в первую очередь фосфатами. Поэтому наряду с формой магния, которая была введена в состав удобрения, необходимо также обращать внимание на содержание водорастворимого магния.
То же следует сказать и о других элементах. Согласно законодательству ЕС, в комплексных удобрениях регламентируется определенный порог содержания элемента в водорастворимой форме, которая позволяет декларировать его на этикетке.

Способ производства и физико-механические характеристики удобрения
Гранулирование удобрений в первую очередь имеет технологическое значение: гранулы не пылят при внесении, что дает возможность снизить потери при транспортировке, хранении и внесении в почву; имеют повышенную рассыпчатость; меньше склонны к слеживанию при хранении; выровненный гранулометрический состав и низкое содержание мелкодисперсной фракции (размером менее 1 мм) позволяет их транспортировку и хранение навалом, а также улучшает распределение по поверхности поля при внесении разбрасывателями. Для фосфора гранулирование имеет также агрохимическое значение: уменьшение ретроградации фосфора в почве.
Процесс грануляции является одной из ключевых операций в технологии производства удобрения, напрямую влияющих не только на качество продукта, но и на его поведение в почве и эффективность.
Среди методов грануляции основными являются: химическая грануляция методом окатывания и приллирования, паровая грануляция, компактирование, «балк блендинг» (механическое смешивание, то есть приготовление туко­смесей).

От выбранного способа грануляции, а также условий кондиционирования зависят форма гранулы (а отсюда – ее аэродинамика), удельная поверхность, прочность, склонность к слеживаемости, скорость разложения в почве.
Указанные характеристики напрямую оказывают влияние на агрономическую эффективность удобрения. Эти моменты также должны учитываться при выборе удобрения наряду со всегда доступной информацией о его составе и цене действующего вещества.
Гранулометрический состав также является важной характеристикой удобрения, которая как важна с агрономической точки зрения, так и определяет условия для хранения и внесения удобрения. Единого стандарта для этого показателя нет, поэтому разные страны и производители придерживаются своих
регламентов.
Размер гранул удобрения и их гранулометрический состав напрямую влияют на ширину разбрасывания и его равномерность. Во-первых, большие частицы удобрения разбрасываются дальше, нежели мелкие. Таким образом, чем больше гранулы, тем большая ширина захвата разбрасывателя может быть достигнута. Во-вторых, чем менее выравненный гранулометрический состав удобрения, тем больше риск неравномерного внесения или сегрегации при транспортировке и хранении.
Нужно помнить, что на гранулометрический состав удобрения также влияют условия транспортировки и хранения.
Форма гранулы также влияет на поведение удобрения при транспортировке и внесении. Гранулы неправильной формы больше склонны к разрушению и сегрегации, а также иначе ведут себя на лопастях разбрасывателя, нежели сферические гранулы. Форма гранулы влияет и на ее аэродинамику, а значит, на ширину и равномерность разбрасывания, особенно при внесении тукосмесей.
Очень важной характеристикой является прочность гранулы. Она напрямую зависит от способа производства и определяет условия транспортировки и хранения удобрения, а также влияет на его распределение по полю. Более прочные гранулы могут разбрасываться по полю с большей скоростью, увеличивая таким образом ширину захвата. В литературе приводится простой «палечный тест», позволяющий определить прочность гранулы, а на основании этого и скорость вращения диска, прямо в поле: (1) если гранулу можно разрушить между большим и указательным пальцем, такая гранула считается «мягкой», и скорость диска обычно составляет менее 700 оборотов в минуту; (2) если гранула разрушается между указательным пальцем и твердой поверхностью, это «среднепрочная гранула», скорость обычно составляет 700–800 оборотов; (3) если гранула не разрушается при сдавливании между указательным пальцем и твердой поверхностью – «прочная» гранула, скорость обычно более 800 оборотов (John Fulton, Kaylee Port, 2016).
Указанные выше параметры приобретают еще большую актуальность, если удобрение вносится локально, в особенности при посеве культуры.
Выделяют и другие параметры, определяющие нормальное хранение, транспортировку и внесение удобрений, например, граничную влагоемкость, сыпучесть, слеживаемость, насыпную плотность, состав кондиционирующих покрытий и другие, которые также следует учитывать при выборе удобрения и настройке техники для их внесения.
Таким образом, кроме явных и широко декларируемых характеристик удобрений, существует целый набор параметров, определяющих эффективность всего мероприятия. При этом все же нужно обязательно помнить, что свойства самих удобрений – это только треть успеха, наряду с характеристиками техники и опытом механизатора.

Ирина Логинова кандидат сельскохозяйственных наук

Статья опубликована в журнале «Агроиндустрия» в сентябре 2018 года

Удобрения npk

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *