Стихотворение лермонтова про осень

Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.

Под нависшею скалою,
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.

Зверь, отважный, поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл, и поле
Сквозь туман лишь серебрит.

Анализ стихотворения «Осень (Листья в поле пожелтели)» Лермонтова

Стихотворение «Осень» (1828 г.) является одним из первых сохранившихся произведений молодого Лермонтова. Уцелело лишь начало, следующий лист в тетради поэта вырван. Автору было 14 лет, он готовился к поступлению в университет и посвящал много времени прогулкам по родовому имению.

В зрелом творчестве Лермонтов редко обращался к пейзажной лирике. Она служила ему только фоном. Но в первых литературных опытах он пробует свои силы на описании окружающего мира. Неопытность автора очень заметна. Он практически не пользуется выразительными средствами. Стихотворение написано простым языком, в нем нет никаких намеков и тайных символов. Автор не пытается поведать о собственных чувствах и мыслях, он кратко и ясно описывает природу. Талант Лермонтова проявляется в том, что он стремится охватить всю совокупность изменений, затрагивающих растительный, животный и человеческий миры.

Описание начинается с обычных желтеющих листьев, но постепенно оно расширяется. Картина леса дополняется образами пахаря и «зверя отважного». Стихотворение удачно завершает спустившаяся на землю ночь с одиноким месяцем над туманным полем.

В произведении «Осень» можно заметить первые ростки неизменной тоски и печали Лермонтова. Поэт еще очень молод, но уже испытал первые разочарования в жизни. В раннем возрасте он потерял мать, после чего по завещанию воспитывался бабушкой. Отец навещал его крайне редко, отношения ограничивались перепиской. Мальчик был очень чувствительным и ранимым. Современники вспоминали, что именно в это время Лермонтов становится раздражительным, замкнутым, часто уходит в себя. Молодой поэт очень много читал и, вероятно, создавал в своем воображении собственный мир. Увлечение романтизмом легло на благодатную почву. Вскоре Лермонтов почувствует свое острое одиночество.

Какие могли быть серьезные переживания у 14-летнего ребенка? Но Лермонтов выбирает для описания именно осень – время увядания и упадка. Его подавленное настроение проявляется через все образы: «поникши ели», «уж не любит», «месяц тускл». Возможно, что несохранившаяся часть содержит описание чувств самого поэта.

Стихотворение «Осень» посвящено родному пейзажу, но восхищаться русской природой Лермонтов будет уже в зрелом возрасте. В детстве его больше привлекали красоты Кавказа. Молодой поэт описывал прекрасное только в мечтах и был не удовлетворен окружающим миром.

Анализ любимого стихотворения о природе

Моё любимое стихотворение о природе

в поэзии А.К.Толстого В.А.Жуковского и Н.Баратынского.

К теме Родины и природы обращались многие поэты: В.Белинский, М.Салтыков-Щедрин, Н.Некрасов, А. Пушкин, И.Тургенев, М.Лермонтов, Л.Толстой, А.Кольцов, А.Чехов и другие. Чувство любви к родной земле – это вера в народ и его возможности.

Родная природа привлекала поэтов своей скромной простотой. В родной природе нет показной красоты, она полна спокойствия и раздолья, степенности и величия. В поэзии издавна осень, зима, весна лето — это не просто обычные времена года, а что-то большее. Они связаны с пробуждением и расцветом жизненных сил, настроения, радости и веселья, грусти и печали.

В пейзажной лирике главное действующее лицо – это сама природа. Через пейзаж передаётся настроение, мысли автора, его чувства.

Мне очень понравилось стихотворение А.К.Толстого «Край ты мой, родимый край» и стихотворение В.А.Жуковского «Приход весны». Стихотворение А.Толстого посвящено родному краю, который поэт представляет разными образными картинами: «бор дремучий», «бег коней на воле», » свист полночный соловья», «крик орлиных стай», » ветер, степь да тучи»….В стихотворении В.Жуковского речь идёт и приходе весны: о зелёных нивах, о тёплых дождях, о просыпающейся природе.

Мне очень нравятся стихи о природе: они лёгкие и мелодичные и легко заучиваются. Такие стихотворения нужны, чтобы пробуждать в людях лучшие чувства, чтобы они могли видеть в природе всю её красоту и поэтому любили бы её и лучше с ней обращались.

(Бобылёв Кирилл)

Моё любимое стихотворение Н.Рубцова

Мне понравилось стихотворение Н.Рубцова «Тихая моя Родина», потому что оно о родине, и не просто о родине, а о «тихой», малой родине, том месте, где человек родился. Поэт вспоминает, какой его родина была раньше, когда он там жил. Он рисует реку, где «он купаться любил» и которая теперь «заросла тиной и болотиной», ивы над рекой, соловьёв, родную школу, забор перед школой, на котором он сидел, «словно ворона весёлая». В стихотворении передаётся и радостное, и грустное настроение. Автор рад, что снова приехал в родные края и увидел родную школу, речку, вспомнил школьные дни, все счастливые моменты, связанные с детством. Но ему также грустно, потому что то время ушло, его матери уже нет в живых и как когда-то «время придёт уезжать» и покинуть любимую деревню и речку, которая «будет за ним всё бежать и бежать». И поэт ощущает «самую жгучую, самую смертельную связь» со своим краем.

Автор рисует эти картины при помощи различных средств выразительности: эпитетов («тихая родина»), сравнения («словно ворона»), олицетворения («речка будет бежать»).

В этом стихотворении Рубцов хотел показать всем свою тихую родину, какая она милая и родная сердцу, чтобы каждый вспоминал свою родину и никогда её не забывал.

(Аниськин Владислав)

Моё любимое стихотворение Б.Пастернака.

Из прочитанных стихотворений Б.Пастернака мне особенно понравилось стихотворение «Июль». Это стихотворение о природе, о лете, а именно о летнем месяце июле. Стихотворение пронизано приподнятым настроением, которое создаётся благодаря летней солнечной погоде, июльскому луговому тёплому воздуху, с грозой, пухом одуванчиков, пропахшему липой и травой, лопухами, ботвой и запахом укропа. От этого так легко и хорошо на душе! Но хорошее настроение у лирического героя также благодаря соседу, приезжему дачнику-отпускнику, который приехал отдохнуть на лето из города. Поэт изображает его как привидение, как домового, в халате, который болтается и бродит по дому с утра до вечера. Для описания своих образов автор использует такие средства выразительности, как эпитеты: «степной нечёсаный растрёпа»; олицетворения: «бродит привидение»; сравнение: «танцует с занавеской, как с танцоршей».

Поэт очень просто и интересно описывает лето и своего соседа. Но основная тема – тема природы, поэтому стихотворение и называется «Июль». Я тоже очень люблю лето, потому что летом у школьников каникулы, летом тепло, можно купаться на речке, ходить в лес и т.д., поэтому мне и понравилось это стихотворение.

(Сысоев Сергей)

Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»

Это стихотворение о природе проникнуто настроением грусти и задумчивости, размышлений и жизни и смерти. Тема – желание унять тревогу души, постичь счастье на земле и увидеть в небесах Бога.

Всё стихотворение – одно сложное предложение, представляющее несколько картин.

Душевная гармония возможна, если человек видит гармонию природы, поэтому поэт объединяет картины природы и картины душевного состояния человека. Таким образом, природа Лермонтова одухотворённая, живая.

Для этого поэт использует разные художественно-выразительные средства:

Олицетворения – нива волнуется, ландыш кивает головой, слива прячется, ключ играет;

Эпитеты – тенью сладостной, румяным вечером, час златой, ландыш серебристый, смутный сон;

Краски – желтеющая (нива), малиновая (слива), румяным (вечером), зелёного (листка), золотой (час), серебристый (ландыш).

Главный образ стихотворения – образ человека.

Письменный анализ стихотворения о природе

Ф. Тютчев в своем стихотворении «Весенняя гроза» как нельзя более точно описал тот важный момент пробуждения природы весной после долгой зимней спячки. Казалось бы, зима давно оставила нас, но все нет ощущения того, что приближается солнечная погода, теплые вечера, зеленые поля и леса. Что может быть лучшим предзнаменованием всего этого? Конечно же, весенняя гроза!

Тютчев уже в первых строках говорит о своем безграничном чувстве к природному явлению. Гроза для поэта не просто явление, а предзнаменование перемен. Это некое представление чего-то нового, грядущего, молодого и беспечного. Ведь именно молодому поколению соответствуют эти качества. Покинув отчий дом, в котором было проведено все детство, становление из ребенка во взрослого, молодежь старается проявить себя. При этом, старается выбрать самые радикальные, самые кричащие методы. Как гроза, вспыхнуть на небе из ниоткуда, засиять, удивить, пробудить интерес. Не эти ли качества свойственны молодым. Именно это и хотел передать автор своему читателю.

Вместе с шумящей, гремящей грозой слышен и «гам лесной», и «шум нагорный», который не умолкает, не боится проявлений природного гнева, а наоборот пытается звучать с ним в унисон, чтобы подчеркнуть свое единое происхождение, свою неразрывность и соучастие.

В последних строках стихотворения поэт сравнивает природное явление с действиями богов. Говоря, что это Геба, по невнимательности своей опрокинула «громокипящий кубок», когда кормила «Зевесова орла». Именно эти действия с мифической точки зрения могли привести к этому грандиозному природному явлению, по мнению автора. С другой стороны, автор пытается донести, что ничто не вечно, все циклично, майский гром будет все также предвещать становление молодости грозой каждый год, на протяжении многих тысячелетий.

Если не помогло пиши!! Сделаем что-то ещё!

В стихотворении Лермонтова «Осень» найдите сравнение

Помогите! Срочно! Дам 45 баллов! Нужно ответить на 4 вопроса по повести «Тарас Бульба»: 1) Найти в повести эпизоды, где проявляются вера, патриотизм, товарищество и вольность казаков. 2) Каково влияние речи Тараса на запорожцев? 3) Проанализируйте речь Тараса о товариществе. 4) Проанализируйте эпизод «Путь Андрия в осаждённый город. Помогите сделать таблицу по литературе. ПЖ. СРОЧНО. 10 БАЛЛОВ ДАЮ. ​ Сказочные формулы в «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Срочно​ Аналіз вірша «Чому не смієшся ніколи»​ Сравнительная характеристика Остапа и Андрия(Тарас Бульба) 1)Внешность 2)Отношение к учебе 3)Поведение в бурсе 4)Отношение к сечевым порядкам 5)поведе ние в битве 6)Главная жизненная ценность 7)поведение перед смертью Вывод Что произошло в лаборатории в рассказе Выше радуги? ​ Я пошел вправо, через кусты. Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота. Мне попалась какая-то неторная, заросшая дорожка; я отправился по ней, внимательно поглядывая вперед. Все кругом быстро чернело и утихало, — одни перепела изредка кричали. Небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. Я вышел на опушку кустов и побрел Вова полю межой. Уже я с трудом различал отдаленные предметы; поле неясно белело вокруг; за ним, с каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе. Побледневшее небо стало опять синеть — но то уже была синева ночи. Звездочки замелькали, зашевелились на нем. АНАЛИЗ!СРОЧНО ! Помогите , даю 15 б . Нужно 12 вопросов по Айвенго​ Традиції та звичаї в 9 розділі твору Гуси лебеді летять»​ (16 баллов) Можете пожалуйста помочь , не читала это произведение т.к не было времени , очень буду благодарна если распишите

Анализ стихотворения «Осень» Лермонтова

Анализ стихотворения «Осень» Лермонтова лучше начать с небольшого историко-литературного экскурса. Это одно из первых произведений юного поэта, написанное им в 1828 г. в четырнадцатилетнем возрасте. Есть предположение, что тот текст, который нам известен, не завершён. Такого мнения придерживаются авторы «Лермонтовской энциклопедии» – в автографе стихотворения, по-видимому, отсутствует лист с его окончанием. И.С. Чистова полагает, что в целом оно представляло собой «унылую» элегию – жанр, весьма популярный среди пишущих в 1810-1820-е гг. После описания природы, как правило, следовала обрисовка в подобных тонах душевных переживаний лирического героя Лермонтова, созвучных увяданию жизни и унылой картине наступающей осени.

Жанр, сюжет, тема, идея

Стихотворение написано в соответствии с канонами пейзажной лирики, последовательно изображает череду картин, которые предстают перед взором лирического героя. Это поэтическое высказывание о природе, относящееся к жанру описательной лирики. Сюжет содержит момент внутренней жизни человека, его переживания как наблюдателя и наполнен рядом визуальных образов, сменяющих друг друга. Авторские зарисовки об осени словно собраны в блокнот, страницы которого содержат иллюстрации практически к каждой строке. Осеннее увядание описано при помощи традиционных образов, фиксирующих признаки смены сезона: облетающие желтые листья, окончание полевых работ, опустевшие леса, пасмурная погода и туманы, холодные ночи…

Внимательный читатель может увидеть в символическом наполнении текста отсылки к философскому осмыслению проблемы жизни и смерти. Смена природных циклов, столь постоянная и естественная для земной жизни, вызывает у героя тягостные раздумья и трепет перед грядущим замиранием, ощущение тоски и одиночества.

Композиционные особенности

Полноценный анализ стиха Лермонтова «Осень» затруднителен, так как это маленькое и неоконченное произведение. Если рассматривать текст «как есть», то можно уловить элементы кольцевого строения (первая и предпоследняя строки содержат слово поле, при этом в начале стихотворения изображается осенний день с опадающей листвой, в конце – ночной пейзаж в темных размытых тонах). Для композиции также характерна сквозная антитеза – это упомянутое уже противопоставление дня и ночи, а также сравнение наступившей осени и прошедшего лета (Уж не любит, меж цветов, / Пахарь отдыхать порою / От полуденных трудов), природных оттенков, света и тьмы (листья пожелтели – ели зелень мрачная).

Организация поэтической речи

Стихотворение написано в традиции силлабо-тонической системы четырехстопным хореем с усеченной четной строкой. Чередование усеченных строк придает произведению неповторимую поэтическую интонацию, а сочетание хорея с вспомогательной безударной стопой – пиррихием – создает ритмические колебания внутри строки:

Листья в поле пожелтели,

И кружатся и летят;

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят.

‑ U – U U U – U

U U – UU U –

U U – U‑ U – U

‑ U – UU U –

Рифма перекрестная, с чередованием женской и мужской закрытой(аБаБ), точная, достаточная. Стихотворение состоит из трех четверостиший.

Языковые средства создания образности

Для создания смысловой емкости стиха автор использует специальные изобразительные средства:

  • метафорические эпитеты: мрачная зелень, поникшие ели, отважный зверь;
  • изобразительные эпитеты: нависшая скала, полуденные труды, тусклый месяц;
  • метафоры (скрытые сравнения): поле серебрит, ели хранят зелень.

Для синтаксической структуры стихотворения характерны развернутые сопоставления – на них и «держится» композиция. Например, параллелизм конструкций встречается в 1 и 3 четверостишиях, для них характерно настоящее время. Это придает композиции цельность, единовременный план описываемого действия. В прошедшем времени употреблен только глагол пожелтели, поникшие (ели), нависшая (скала).

Ритмический строй формируется многочисленными инверсиями, прямой порядок слов присутствует лишь единожды:

Ночью месяц тускл(1), и поле
Сквозь туман лишь серебрит(2).

В стихотворении действует простая система изобразительных средств, скорее направленная на линейность сюжета, намек на «цикличность» лишь подразумевается (описание смены времен года, дня и ночи). Стих «Осень» это лирическое описание чувства утраты, которое охватывает человека, внимательно созерцающего осеннюю увядающую природу.

Что такое олицетворение. Примеры. Метафора, олицетворение и эпитет

Олицетворение — это перенос человеческих качеств на неодушевленные предметы или отвлеченные понятия. Их наделяют способностью говорить, думать, чувствовать.

O чeм ты воешь, вeтep нoчнoй, о чeм тaк ceтyeшь бeзyмнo? (Ф.И.Tютчeв)

Море — смеялось. (М. Горький)

Олицетворение и метафора

Синонимы к слову олицетворение — одушевление, персонификация, прозопопея.

Олицетворение — средство выразительности речи, один из видов метафоры (использования слов в переносном значении). Как и любые метафоры, олицетворения бывают общепринятыми, и оттого стертыми.

Примеры олицетворения:

Снег идет

Лес проснулся

Ласковый дождь

Ночь подкралась

Поющая гитара

Голос ветра

Компьютер ожил

Ударил мороз

А бывают неповторимые, авторские олицетворения:

Утешится безмолвная печаль,

И резвая задумается радость.

А.С. Пушкин

Олицетворение — это всегда перенос качества с живого на неживое («посмотри, как дремлют ивы»), а метафора может возникать и на основе сходства неодушевленных предметов («зеркало реки»), и на основе переноса свойств неживого на живое существо («каменное лицо»).

Метафора может быть глубокой, многозначной и сложной, а олицетворение всегда достаточно прозрачно («за окном злится буря»). Поэтому олицетворение может быть частью более сложной метафоры:

И когда, обезумев от муки,
Шли уже осужденных полки,
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки.

Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.

Анна Ахматова

Зачем нужно олицетворение и где его используют

Олицетворение позволяет автору создать глубокий художественный образ — яркий и неповторимый. С помощью олицетворения описывают собственные эмоции и переживания героев, выражают отношение к предметам и явлениям.

Олицетворение часто используется в стихах, но встречается и в разговорной речи, и в прозе:

Лед крепкий под окном, но солнце пригревает, с крыш свесились сосульки — началась капель. «Я! я! я!»-звенит каждая капля, умирая; жизнь ее — доля секунды. «Я!» — боль о бессилии.

М.М. Пришвин

Олицетворение часто встречается в народных сказках, былинах, во многих фразеологизмах:

Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.

Дело мастера боится.

Морда просит кирпича.

Олицетворение и эпитеты

Олицетворение может быть украшено эпитетами — образными определениями. Это делает олицетворение более ярким и оригинальным. Например, в стихотворении Заболоцкого «Утренняя песня»:

А там, внизу, деревья, звери, птицы,
Большие, сильные, мохнатые, живые,
Сошлись в кружок и на больших гитарах,
На дудочках, на скрипках, на волынках
Вдруг заиграли утреннюю песню

Николай Заболоцкий

Олицетворение и аллегория — в чем разница?

Иногда олицетворение путают с аллегорией — передачей абстрактного понятия с помощью конкретного образа (например, голубь — символ мира).

Однако олицетворение далеко не всегда подразумевает аллегорию. У Лермонтова читаем: «Горные вершины спят во тьме ночной». Поэт приписывает скалам способность спать, как живым существам, но явной аллегории здесь нет.

Бывает, однако, что писатель одновременно использует и олицетворение, и аллегорию: объект, награждаемый человеческими качествами, становится символом чего-то более значимого. Так, в лермонтовском стихотворении парус награждается человеческими качествами и становится аллегорией метущейся души.

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

М.Ю. Лермонтов

Морской вид с парусом». Акварель М.Ю.Лермонтова

Олицетворение. Примеры из литературы

Я свистну, и ко мне послушно, робко
Вползет окровавленное злодейство,
И руку будет мне лизать, и в очи
Смотреть, в них знак моей читая воли.
А.С. Пушкин

Выхожу один я на дорогу,
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу
И звезда с звездою говорит.
М.Ю. Лермонтов

И грезит пруд, и дремлет тополь сонный,
Вдоль туч скользя вершиной заострённой,
Где воздух, свет и думы — заодно,
И грудь дрожит от страсти неминучей,
И веткою всё просится пахучей
Акация в раскрытое окно!
А.А. Фет

Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.
Ф.И. Тютчев

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
Сергей Есенин

Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше:

Поиграл немного
Ветками черемух,
Пожурил за что-то
Воробьев знакомых.

И, расправив бодро
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперегонку с пылью.
М.В. Исаковский

Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.
Словно с видом чудака,
С верхней лестничной площадки,
Крадучись, играя в прятки,
Сходит небо с чердака.
Потому что жизнь не ждет.
Не оглянешься – и святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год.
Снег идет, густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?
Б.Л. Пастернак

Стихотворение лермонтова про осень

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *