Рак

Содержание

Среды жизни. Биосфера.

Задание — просто радость абитуриента. Относится к повышенному уровню сложности, но притом не является таковым. При правильном выполнении можно получить 2 балла. Представляет из себя упражнение на соотношение.

Не нужно обладать огромной базой знаний для выполнения.

Разделы из кодификатора, соответствующие заданию №18

Среды обитания организмов. Экологические факторы: абиотические, биотические. Антропогенный фактор. Их значение.

Экосистема (биогеоценоз), ее компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль. Видовая и пространственная структуры экосистемы. Трофические уровни. Цепи и сети питания, их звенья. Правила экологической пирамиды. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

Разнообразие экосистем (биогеоценозов). Саморазвитие и смена экосистем. Устойчивость и динамика экосистем. Биологическое разнообразие, саморегуляция и круговорот веществ – основа устойчивого развития экосистем. Причины устойчивости и смены экосистем. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Агроэкосистемы, основные отличия от природных экосистем.

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Живое вещество, его функции. Особенности распределения биомассы на Земле. Биологический круговорот и превращение энергии в биосфере, роль в нем организмов разных царств. Эволюция биосферы.

Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека (нарушение озонового экрана, кислотные дожди, парниковый эффект и др.). Проблемы устойчивого развития биосферы. Правила поведения в природной среде.

Да, здесь 5 пунктов, но, по сути, материала не так уж и много, тем более, на 2 балла. Приступим.

Само задание на «Решу ЕГЭ» лаконично называется «Среды жизни. Биосфера», включает в себя два раздела, в которых, к сожалению, бардак. Поэтому распределим по маленьким темам задания самостоятельно. Так будет рациональнее.

Разбор типовых заданий №18 ЕГЭ по биологии

Задания про среды обитания

Для начала, повторим, что же такое «среда обитания». Понятие, конечно, очевидное, но не помешает его не только понимать, но и знать грамотную формулировку:

Среда обитания — совокупность конкретных абиотических и биотических условий, в которых обитает данная особь, популяция или вид, часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие.

Установите соответствие между животным и средой, в которой оно обитает.

ЖИВОТНЫЕ СРЕДА

А) Печёночный сосальщик

Б) Щука

В) Дятел

Г) Дождевой червь

Д) Крот

Е) Аскарида

1) водная

2) наземно-воздушная

3) почвенная

4) организменная

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Здесь даже метод исключения не нужен, все очень просто и банально:

Печеночный сосальщик — паразит, плоский червь, поэтому его среда — организменная — 4.

Щука- рыба, среда водная — 1.

Дятел- птица, среда наземно-воздушная — 2.

Дождевой червь — кольчатый червь — среда почвенная — 3.

Крот — млекопитающее, среда почвенная — 3.

Аскарида- паразит, круглый червь, среда организменная — 4.

Ответ:412334.

Установите соответствие между представителями ракообразных и средой их обитания.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ СРЕДА

А) Речной рак

Б) Камчатский краб

В) Дафния

Г) Мокрица

Д) Циклоп

Е) Креветки

1) дно моря

2) придонная часть пресных водоемов

3) толща морской воды

4) влажная почва городов, лесная подстилка

5) толща воды пресных водоемов

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Дафния

Мокрица

Циклоп( самка и самец)

Для данного задания будет полезно посмотреть, как выглядят некоторые организмы, представленные во вариантах ответа:

Дафниями, как мы видим, кормят рыбок. Размеры у них не самые внушительные. Дафнии — маленькие рачки.

Мокрица — интересное ракообразное, ошибочно можно предположить, что это насекомое.

Фотографии циклопа, как и дафнии, сделаны под микроскопом.

Начнем с более крупных организмов:

Речной рак. Раз рак речное, то, естественно, средой его обитания будет пресный водоем. Не секрет, что раки ходят по дну, закапываются в иле. Им будет соответствовать вариант 2) придонная часть пресных водоемов.

А Б В Г Д Е
2

Камчатский краб. Предположим, мы не интересовались, в какой воде живет камчатский краб, но вполне очевидно, что живет он на дне. Дно пресного водоема занято, поэтому остается морское дно.

А Б В Г Д Е
2 1

Креветки. Не очень крупные организмы, живут в море. Исходя из этого минимума информации, выбираем вариант 3) толща морской воды

А Б В Г Д Е
2 1 3

Теперь более мелкие:

Начнем с мокрицы. Она внешне схожа с насекомыми, поэтому определим ее место проживания, как 4) влажная почва городов, лесная подстилка.

А Б В Г Д Е
2 1 4 3

Дафния и циклоп — мелкие рачки, поэтому их место обитания — толща пресной воды.

А Б В Г Д Е
2 1 5 4 5 3

Ответ: 215453.

Установите соответствие между характеристикой среды обитания и средой, соответствующей данной характеристике: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДА

А) стабильный температурный режим

Б) ограниченность пространства

В) небольшие колебания температуры

Г) сложность широкого распространения большинства организма

Д) высокое содержание углекислого газа

Е) плотность высокая

1) почвенная

2) внутриорганизменная

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Итак, температурный режим. У взрослого человека в норме температура 36,6 во все сезоны и дни. У грунта же в этом плане жизнь более насыщенная: все меняется в зависимости от сезона и погодных условий. Колебания, конечно, могут быть большими, но по нашим вариантам, предположим, что сравниваем температуру утром и вечером.Сравнивать будем, приводя самим себе примеры: тело человека и грунт на улице.

А Б В Г Д Е
2 1

Сравним пространство. Грунт практически неограничен, в отличии от полости тела человека:

А Б В Г Д Е
2 2 1

Из предыдущего пункта вытекает и «сложность широкого распространения большинства организма». Семенам проще попасть на другое поле, чем паразиту одного организма в организм другого.

А Б В Г Д Е
2 2 1 2

В полости тела человека углекислого газа будет явно больше, чем в открытом поле.

А Б В Г Д Е
2 2 1 2 2

Плотность почвы выше, чем плотность, например, плотность переваривающейся в тонком кишечнике пищи, если говорить об аскаридах.

А Б В Г Д Е
2 2 1 2 2 1

Ответ:221221.

Вопросы про трофические уровни ( консументы, продуценты, редуценты)

Продуценты — организмы, способные производить органические вещества из неорганических, то есть все автотрофы. Это в основном зелёные растения, однако некоторые виды бактерий-хемотрофов способны на чисто химический синтез органики без солнечного света.

Консументы (от лат. consume — употреблять) — гетеротрофы, организмы, потребляющие готовые органические вещества, создаваемые автотрофами (продуцентами).

Редуценты; также деструкторы, сапротрофы — организмы, разрушающие отмершие останки живых существ, превращая их в неорганические и простейшие органические соединения.

Суммируем:

Продуценты — те, кто производят органические вещества из неорганических.

Консументы — потребляют органические вещества.

Редуценты — разлагают органические вещества.

Установите соответствие между функциями компонентов биогеоценоза и компонентами

ФУНКЦИИ КОМПОНЕНТОВ КОМПОНЕНТЫ БИОГЕОЦЕНОЗА

А) производят органическое вещество

Б) потребители органического вещества

В) разлагают органические соединения

Г) выполняют «санитарную» функцию

1) продуценты

2) редуценты

3) консументы

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Здесь все четко по определениям, кроме «санитарной функции». Предполагается, что абитуриент будет рассуждать, что от падали распространятся болезни, а редуценты эту падаль перерабатывают. Не самое корректное задание, но не будем вдаваться в тонкости, чтобы не путаться.

Ответ: 1322.

Установите соответствие между организмами — обитателями экосистемы и функциональной группой, к которой их относят.

ОРГАНИЗМЫ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА

A) мхи, папоротники

Б) беззубки и перловицы

B) ели, лиственницы

Г) плесневые грибы

Д) гнилостные бактерии

Е) амёбы и инфузории

1) продуценты

2) консументы

3) редуценты

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Мхи и папоротники, если и лиственницы способны к фотосинтезу, а значит, они- продуценты.

А Б В Г Д Е
1 1

Плесневые грибы и гнилостные бактерии разлагают органику, они-редуценты.

А Б В Г Д Е
1 1 3 3

Беззубка — двустворчатый моллюск, консумент.

Амеба — вообще хищник, тоже консумент.

А Б В Г Д Е
1 2 1 3 3 2

Ответ: 121332.

Установите соответствие между характеристикой организмов и функциональной группой, к которой их относят.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗМОВ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА

А) являются первым звеном в цепи питания

Б) синтезируют органические вещества из неорганических

В) используют энергию солнечного света

Г) питаются готовыми органическими веществами

Д) возвращают минеральные вещества в экосистемы

Е) разлагают органические вещества до минеральных

1) продуценты

2) редуценты

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Здесь нужно снова вернуться к определениям.
Первое звено в цепи питания — продуценты.1

Синтез органики из неорганики — продуценты.1

Используют энергию солнечного света — продуценты.1

Питаются готовой органикой — редуценты.2

Возвращают минеральные вещества в экосистемы, то есть разлагают органику до неорганики — редуценты.2,2

Ответ: 111222.

Различие роли участия консументов первого порядка и продуцентов в круговороте веществ и превращении энергии в экосистеме луга состоит в том что они:

РОЛЬ В ЭКОСИСТЕМЕ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА

А) аккумулируют солнечную энергию

Б) потребляют органические вещества

В) синтезируют органические вещества из неорганических

Г) преобразуют органические вещества

Д) освобождают заключенную в органических веществах энергию

Е) используют в качестве источника углерода углекислый газ

1) консументы первого порядка

2) продуценты

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Разберемся с тем, что такое «консумент 1 порядка». Итак, это те организмы, которые следуют за продуцентами, то есть вторые в цепи. Есть консументы 2,3,4 итд порядков.
Пусть есть колосок — продуцент. Его поедает мышь — консумент 1 порядка, мышь поедает хищная птица — консумент 2 порядка, птицу поедает крупный хищник — консумент 3 порядка, труп этого хищника разлагает редуцент. Цепи могут быть очень длинными.

Здесь так же нужно следовать определениям понятий:

Аккумулируют солнечную энергию — продуценты.2

Потребляют органику — консументы.1

Синтез органики из неорганики — продуценты.2

Преобразуют органические вещества в энергию — консументы.1,1

Используют в качестве источника углекислый газ — продуценты.2

Ответ: 212112.

Установите соответствие между животными и их ролями в биогеоценозе тайги.

ЖИВОТНЫЕ РОЛИ В БИОЦИНОЗЕ

А) кедровка

Б) ястреб-тетеревятник

В) обыкновенная лисица

Г) благородный олень

Д) заяц-русак

Е) обыкновенный волк

1) консумент 1 порядка

2) консумент 2 порядка

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Еще раз: консументы 1 порядка- растительноядные животные.

2 порядка- хищники.

Кедровка. Допустим, вы не в курсе, кто это: грызун или птица. Не важно. Исходя из названия, можно сделать вывод, что питается она орешками кедра, следовательно- консумент 1 порядка.

Ястреб-тетеревятник — хищник. Консумент 2 порядка.

Лисица — хищник. Консумент 2 порядка.

Олень — травоядное. Консумент 1 порядка.

Заяц — травоядное. Консумент 1 порядка.

Волк — хищник. Консумент 2 порядка.

Ответ: 122112.

В качестве бонуса — кедровка

Установите соответствие между группами растений и животных и их ролью в экосистеме пруда.

РОЛЬ В ЭКОСИСТЕМЕ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА
А) прибрежная растительность

Б) карп

В) личинки земноводных

Г) фитопланктон

Д) растения дна

Е) большой прудовик

1) продуценты

2) консументы

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Найдем все, что способно к фотосинтезу, это будут продуценты:

А) прибрежная растительность

Г) фитопланктон

Д) растения дна

Консументы, соответственно:

Б) карп

В) личинки земноводных

Е) большой прудовик

Ответ: 122112.

Вопросы про питание

Установите соответствие между особенностями и типами питания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОСОБЕННОСТИ ТИПЫ ПИТАНИЯ

А) преобразуют солнечную энергию в энергию органических веществ

Б) питаются за счёт фагоцитоза или осмотрофного способа питания

В) выделяют кислород при фотолизе воды в процессе фотосинтеза

Г) используют готовые органические вещества

Д) способны к хемосинтезу

Е) используют энергию окисления неорганических веществ

1) автотрофы

2) гетеротрофы

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Автотрофы — организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических.

Гетеротрофы — организмы, которые не способны синтезировать органические вещества из неорганических путём фотосинтеза или хемосинтеза.

Преобразование солнечной энергии в органику- автотрофы.1

Фагоцитоз и осмос — гетеротрофы.2

Фотосинтез — автотрофы.1

Питание готовой органикой — гетеротрофы.2

Хемосинтез — автотрофы.1

Окисление неорганики — автотрофы.1

Ответ: 121211.

Установите соответствие между примерами организмов и способами гетеротрофного питания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕР

СПОСОБ
А. мукор

Б. болгарская палочка

В. туберкулёзная палочка

Г. спорынья

Д. сенная палочка

1. сапротрофы

2. паразиты

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Сапротрофы — гетеротрофные организмы, использующие для питания органические соединения мёртвых тел или выделения (экскременты) животных. Участвуя в минерализации органических соединений, сапротрофы составляют важное звено в биологическом круговороте веществ и энергии. К сапротрофам относятся бактерии, актиномицеты, грибы.

Паразиты — гетеротрофные организмы, использующие для питания органические соединения живых организмов.

Совершенно не понимаю, откуда абитуриентам знать о болгарской палочке и сенной палочке, но лучше запомните, что они- сапрофиты.

Мукор — сапрофит.

Туберкулезная палочка — паразит.

Спорынья — паразит.

Ответ: 11221.

Установите соответствие между животными и группой, к которой оно относится по способу питания

ЖИВОТНОЕ ГРУППА

А) волк

Б) пресноводная гидра

В) полевая мышь

Г) божья коровка

Д) заяц-беляк

Е) колорадский жук

1) растительноядные

2) плотоядные

Хищники:

А) волк

Б) пресноводная гидра

Г) божья коровка (питается тлёй)

Растительноядные:

В) полевая мышь

Д) заяц-беляк

Е) колорадский жук

Ответ: 221211.

Вопросы про типы отношений

Вот в этом разделе придется покопаться в теории и хорошенько ее запомнить.

Взаимополезные

Протокооперация (буквально: первичное сотрудничество) — совместное существование выгодно для обоих видов, но не обязательно для них.

В этих случаях отсутствует тесная связь конкретной пары партнёров. Примером таких отношений могут служить взаимоотношения цветковых растений и их опылителей. Большинство насекомоопыляемых цветковых растений не могут образовать семян без участия опылителей — насекомых, птиц, млекопитающих. Опылители, со своей стороны, заинтересованы в нектаре и пыльце, служащих им пищей. При этом, во многих случаях ни растению, ни опылителю не важен конкретный вид партнёра.

Мутуализм — отношения, при которых наблюдаются устойчивое взаимовыгодное сожительство двух организмов разных видов.

Кедровка, питающаяся только семенами (орешками) кедровой сосны, является единственным распространителем её семян.

Симбиоз — неразделимые взаимополезные связи двух видов, предполагающие обязательное тесное сожительство организмов, иногда даже с элементами паразитизма.

Лишайники представляют собой тесное взаимовыгодное сожительство представителей разных царств: грибов и водорослей. Тело лишайника состоит из густого сплетения грибных нитей и разбросанных между ними клеток водоросли. Благодаря симбиозу лишайники достигли высокого видового разнообразия (более 20 тыс. видов) и получили способность жить в самых суровых условиях: в полярных областях, на голых скалах, на коре деревьев, в высокогорьях.

Полезно-нейтральные

Комменсализм — один вид (комменсал) получает какое-либо преимущество, выгоду, не принося другому ни вреда, ни пользы.

Нахлебничество — потребление остатков пищи хозяина.

Рыбы-прилипалы частые спутники акул. Их передний спинной плавник преобразовался в присоску, что позволяет им удерживаться на теле акулы, постоянно следуя за ней. Такое сожительство нейтрально для акулы, но приносит выгоду рыбе-прилипале (обеспечение пищей и облегчение передвижения).

Сотрапезничество — потребление разных веществ или частей из одного и того же ресурса.

Взаимоотношения между различными видами почвенных бактерий-сапрофитов, перерабатывающих разные органические вещества из перегнивших растительных остатков, и высшими растениями, которые потребляют образовавшиеся при этом минеральные соли.

Квартиранство — использование одними видами других (их тел или их жилищ) в качестве убежища или жилища.

Взаимоотношения между растениями и дуплогнездниками. Те из птиц и зверей, которые заселяют уже существующие дупла, тем самым не наносят деревьям вреда, но и не приносят пользы.

Полезновредные

Паразитизм — это форма взаимосвязей между видами, при которой организмы одного вида (паразита, потребителя) живут за счёт питательных веществ или тканей организма другого вида (хозяина) в течение определённого времени.

Комары и пиявки, сосущие кровь у млекопитающих.

Взаимовредные

Внутривидовая конкуренция — это борьба за одни и те же ресурсы, происходящая между особями одного и того же вида.

Межвидовая конкуренция — взаимно отрицательные отношения совместно проживающих близкородственных или сходных экологических видов.

Установите соответствие между примерами и типом отношений организмов в экосистеме.

ПРИМЕРЫ ТИП ОТНОШЕНИЙ

A) распространение пыльцы некоторых растений одним видом насекомых

Б) акула и рыба-прилипало

B) орхидеи, поселяющиеся на деревьях

Г) бактерии в организме человека и животных

Д) клубеньковые бактерии

Е) микориза

1) симбиоз

2) комменсализм

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A) распространение пыльцы некоторых растений одним видом насекомых

Польза растению и насекомому. Симбиоз.

По мнению составителей, здесь нужно рассуждать так: для растения опыление однозначно полезно, а насекомому оно не нейтрально, потому что в его интересах сделать так, чтобы было много растений, чтобы был нектар.

Б) акула и рыба-прилипало

Польза прилипале, нейтрально для акулы. Комменсализм.

Прилипала подъедает за акулой, не принося ей вреда.

B) орхидеи, поселяющиеся на деревьях

Польза орхидее, нейтрально дереву. Комменсализм.

Орхидея использует дерево как опору, не отбирая у него питательные вещества.

Г) бактерии в организме человека и животных

Польза и бактериям, и животному\человеку. Симбиоз.

Для бактерии организм — благоприятная среда обитания, а для организма бактерии — помощники.

Д) клубеньковые бактерии

Польза и бактериям, и растению. Симбиоз.

Для бактерий — среда обитания, для растений- азот, который бактерии переводят в легкоусваиваемою форму.

Е) микориза

Польза и грибам, и дереву. Симбиоз.

От грибов растение получает при помощи гифов гриба больше воды и минеральных солей, а грибам достаются продукты жизнедеятельности растения, пригодные для их питания.

Ответ: 122111.

Установите соответствие между организмами и типами межвидовых отношений, в которые они вступают: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ ОТНОШЕНИЯ

А) чёрный и рыжий тараканы

Б) свиной цепень и человек

В) самцы пауков птицеедов

Г) личинки жуков-плавунцов и стрекоз

Д) таёжный клещ и лиса

Е) гриб трутовик и берёза

1) конкуренция

2) паразитизм

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Конкуренция:

А) чёрный и рыжий тараканы

В) самцы пауков птицеедов

Г) личинки жуков-плавунцов и стрекоз

Паразитизм:

Б) свиной цепень и человек

Д) таёжный клещ и лиса

Е) гриб трутовик и берёза

Ответ: 121122.

Установите соответствие между примерами и типами межвидового взаимодействия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕР ТИП
А. широкий лентец и щука

Б. плоды репейника и шерсть собаки

В. жаба или ящерица в норе сурка

Г. петров крест и липа

Д. растения эпифиты и тропические деревья

1. паразитизм
2. комменсализм
(нахлебничество)

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А. широкий лентец и щука

«Лентец» очень похож на ленточного червя, если не знаем, то такой широкий лентец, то предполагаем, что это плоский червь, паразит.

Б. плоды репейника и шерсть собаки

Репейник не приносит вреда собаке, но притом распространяется, получая пользу. Комменсализм.

В. жаба или ящерица в норе сурка

Жаба или ящерица в норе сурка не приносят вреда сурку, но получают пользу для себя.

Г. петров крест и липа

Вряд ли кто-то интересовался тем, что такое «петров крест», но название мрачное, так что скорее всего, это паразит.

Д. растения эпифиты и тропические деревья

Эпифиты — растения, произрастающие или постоянно прикреплённые на других растениях

Они не приносят вреда. Пример с орхидеей.

Ответ: 12212.

Вопросы про экосистемы

Экосистема, или экологическая система — биологическая система, состоящая из сообщества живых организмов, среды их обитания, системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними.

Установите соответствие между характеристикой экосистемы и её видом.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОСИСТЕМЫ ЭКОСИСТЕМА
А) включает большое разнообразие видов

Б) продукция частично изымается из системы

В) используются удобрения разных видов

Г) круговорот веществ незамкнутый

Д) является саморегулирующейся системой

Е) имеет разветвлённые сети питания

1) пшеничное поле
2) смешанный лес

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Пшеничное поле — искусственная экосистема, смешанный лес — естественная. Все, что нужно знать и понимать, что естественная экосистема более устойчивая, как раз-таки за счёт широкого биоразнообразия, а круговорот веществ замкнут.

Пшеничное поле:

Б) продукция частично изымается из системы

В) используются удобрения разных видов

Г) круговорот веществ незамкнутый

Смешанный лес:

А) включает большое разнообразие видов

Д) является саморегулирующейся системой

Е) имеет разветвлённые сети питания

Ответ: 211122.

Установите соответствие между составом экосистемы и экосистемой, для которой этот состав характерен: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОСТАВ ЭКОСИСТЕМЫ ЭКОСИСТЕМА
А) Главный продуцент — фитопланктон.

Б) Продуценты создают световой и температурный режим в биосистеме.

В) Дикорастущие растения считаются сорняками.

Г) Консументы первого порядка — зоопланктон.

Д) Видовое разнообразие невелико.

Е) Круговорот веществ несбалансированный.

1) озеро
2) смешанный лес
3) агроэкосистема

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А) Главный продуцент — фитопланктон.Разбирать будем по пунктам:

Фитопланктон обитает в озере.

Б) Продуценты создают световой и температурный режим в биосистеме.

Это смешанный лес. В зависимости от ярусности поступает разное количество света, а от количества опавшей листвы и хвои — температура.

В) Дикорастущие растения считаются сорняками.

Это агроэкосистема.

Г) Консументы первого порядка — зоопланктон.

Зоопланктон, как и фитопланктон, обитает в озере.

Д) Видовое разнообразие невелико.

Это агроэкосистема. Поле с несколькими культурами явно проигрывает в разнообразии даже маленькому лугу

Е) Круговорот веществ несбалансированный.

Несбалансированный круговорот характерен для искусственных экосистем, так как круговорот разомкнут. Агроэкосистема.

Ответ: 123133.

Другие вопросы

Вопрос про вид экологического фактора

Установите соответствие между экологическим фактором и его видом.

ФАКТОР ВИД ФАКТОРА

A) хищничество

Б) отсутствие корма

B) снежный покров

Г) бобровая плотина

Д) внесение удобрений в почву

Е) смена времен года

1) абиотический

2) биотический

3) антропогенный

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Хищничество и отсутствие корма- форма взаимодействия между особями разных видов, поэтому это биотические факторы.

Снежный покров- абиотический фактор.

Бобровая плотина- биотический фактор (взаимодействие бобра и дерева).

Внесение удобрений в почву- антропогенный фактор.

Смена времен года- абиотический фактор.

Ответ: 221231.

Вопрос про вещество биосферы

Биосфера включает:

1) Живое вещество — вся сумма живых организмов, находящихся на планете в данный исторический период.

2) Биогенное вещество — органическое или органо-минеральное вещество, созданное организмами далекого прошлого и представленное в виде каменного угля, горючих сланцев, горючих газов, торфа, сапропеля, нефти. К биогенным веществам относятся остатки отмерших организмов, продукты линьки живых организмов и опада. Своеобразными биогенными веществами являются почечные и желчные камни, скорлупа яиц, жемчуг, живица, нектар, молоко, мед, воск, натуральный шелк, паутина и т. п.

3) Косное вещество — все геологические образования, не входящие в состав живых организмов и не созданные ими. Примеры косного вещества – гранит, кварц и тому подобные.

4) Биокосное вещество — неорганические вещества, преобразованные деятельностью организмов (почва, горные породы, вода солёная и пресная, содержащаяся в естественных природных водоёмах, глинистые минералы, воздух, железная и марганцевая руды).

5) Радиоактивное вещество.

6) Вещество космического происхождения.

7) Рассеянные атомы.

Установите соответствие между природным образованием и веществом биосферы согласно классификации В. И. Вернадского.

ПРИРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЕЩЕСТВО БИОСФЕРЫ

A) морская соль

Б) морской ил

B) глина

Г) почва

Д) гранит

Е) двустворчатые моллюски

1) биокосное

2) косное

3) живое

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А) морская соль — Не образована деятельностью живых организмов. Косное вещество.)

Б) морской ил — вязкий осадок из минеральных или органических веществ на дне водоёма. Вещества становятся илом в результате деятельности живых организмов. Биокосное вещество.

B) глина — составители ЕГЭ сами запутались, но выбрать нужно биокосное вещество. Хотя у Вернадского она указана как косное вещество.

Г) почва — результат жизнедеятельности бактерий и других живых организмов. Биокосное .

Д) гранит — минерал, значит косное вещество.

Е) двусторчатые моллюски — живое вещество.

Ответ: 211123.

Тест «Экологические факторы. Среды жизни»

Тест по экологии «Экологические факторы. Среды жизни»

1. Задание

Установите соответствие между животным и средой, в которой оно обитает.

ЖИВОТНЫЕ

СРЕДА

А) Печёночный сосальщик

Б) Щука

В) Дятел

Г) Дождевой червь

Д) Крот

Е) Аскарида

1) водная

2) наземно-воздушная

3) почвенная

4) организменная

2. Задание

Установите со­от­вет­ствие между пред­ста­ви­те­ля­ми ракообразных и сре­дой их оби­та­ния.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ

СРЕДА

А) Реч­ной рак

Б) Кам­чат­ский краб

В) Дафния

Г) Мокрица

Д) Циклоп

Е) Креветки

1) дно моря

2) придонная часть пресных водоемов

3) толща морской воды

4) влажная почва городов, лесная подстилка

5) толща воды пресных водоемов

3. Задание

Установите соответствие между факторами среды и их характеристиками.

ХАРАКТЕРИСТИКА

ФАКТОР СРЕДЫ

А) Постоянство газового состава атмосферы.

Б) Изменение толщины озонового экрана.

В) Изменение влажности воздуха.

Г) Изменение численности консументов.

Д) Изменение численности продуцентов.

Е) Увеличение численности паразитов.

1) биотические

2) абиотические

4. Задание

Установите соответствие между фактором среды и группой, к которой он относится:

ГРУППА

ФАКТОР СРЕДЫ

1) антропогенные

2) абиотические

А) искусственное орошение земель

Б) падение метеорита

В) распашка целины

Г) весенний разлив вод

Д) сооружение плотины

Е) движение облаков

5. Задание

Установите соответствие между экологическим фактором и его видом.

ФАКТОР

ВИД ФАКТОРА

A) хищничество

Б) отсутствие корма

B) снежный покров

Г) бобровая плотина

Д) внесение удобрений в почву

Е) смена времен года

1) абиотический

2) биотический

3) антропогенный

6. Задание

Установите со­от­вет­ствие между при­ме­ром и груп­пой эко­ло­ги­че­ских факторов, ко­то­рые он иллюстрирует.

ПРИМЕР

ГРУППА ФАКТОРОВ

А) за­рас­та­ние пруда ряской

Б) уве­ли­че­ние чис­лен­но­сти маль­ков рыб

В) по­еда­ние маль­ков рыбы жуком-плавунцом

Г) об­ра­зо­ва­ние льда

Д) смыв в реку ми­не­раль­ных удобрений

1) биотические

2) абиотические

7. Задание

Установите соответствие между характеристикой среды обитания и средой, соответствующей данной характеристике: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА

СРЕДА

А) стабильный температурный режим

Б) ограниченность пространства

В) небольшие колебания температуры

Г) сложность широкого распространения большинства организма

Д) высокое содержание углекислого газа

Е) плотность высокая

1) почвенная

2) внутриорганизменная

8. Задание

Приспособлением рас­те­ний к жизни в за­суш­ли­вых усло­ви­ях служит:

1) на­ли­чие вос­ко­во­го налёта на листьях

2) цве­те­ние до рас­пус­ка­ния листьев

3) об­ра­зо­ва­ние мно­го­чис­лен­ных устьиц на листьях

4) спо­соб­ность на­кап­ли­вать воду в тканях

5) ярус­ное рас­по­ло­же­ние организмов

6) глу­бо­ко ухо­дя­щая в почву кор­не­вая система

9. Задание

Какие из пе­ре­чис­лен­ных фак­то­ров окру­жа­ю­щей среды от­но­сят­ся к антропогенным? Вы­бе­ри­те три вер­ных при­зна­ка из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) температура воздуха

2) загрязнение пар­ни­ко­вы­ми газами

3) наличие не­пе­ре­ра­ба­ты­ва­е­мо­го мусора

4) наличие дороги

5) освещённость

6) концентрация кислорода

10. Задание

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие биотические факторы могут привести к увеличению численности мышевидных грызунов в еловом лесу?

1) сокращение численности сов, ежей, лис

2) большой урожай семян ели

3) увеличение численности паразитов

4) рубка деревьев

5) глубокий снежный покров зимой

6) уменьшение численности паразитов

11. Задание

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие антропогенные факторы оказывают влияние на численность популяции ландыша майского в лесном сообществе?

1) вырубка деревьев

2) увеличение затененности

3) недостаток влаги в летний период

4) сбор дикорастущих растений

5) низкая температура воздуха зимой

6) вытаптывание почвы

12. Задание

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Выберите характеристики наземно-воздушной среды обитания организмов.

Рак (животное)

Рак (животное)

? Раки
Научная классификация
Царство: Животные
Тип: Членистоногие
Подтип: Ракообразные
Класс: Высшие раки
Отряд: Десятиногие ракообразные
Подотряд: Pleocyemata
Инфраотряд: Раки
Латинское название
Astacidea Latreille, 1802
Надсемейства и семейства

Астакоидные речные раки (Astacoidea)

  • Астациды (Astacidae)
  • Камбариды (Cambaridae)

Парастацидные речные раки (Parastacoidea)

  • Парастациды (Parastacidae)

Омаровые (Nephropoidea)

  • Омары (Nephropidae)
  • Таумастохелиды (Thaumastochelidae)

Рифовые раки (Enoplometopoidea)

  • Enoplometopidae

Глифеиды (Glypheoidea)

  • Glypheidae


Систематика
на Викивидах


Изображения
на Викискладе

ITIS 206931

NCBI 6712

Ра́ки (Астаци́ды, лат. Astacidea) — инфраотряд десятиногих ракообразных.

  • 1 Названия
  • 2 Описание
  • 3 Среда обитания
  • 4 Пища/еда
  • 5 Поведение
  • 6 Размножение
  • 7 Польза/вред для человека
  • 8 Интересный факт
  • 9 Пословицы и поговорки
  • 10 Литература

> Названия

Речной рак, пресноводный рак (англ. European crayfish (лат. Astacus fluviatilis)), благородный рак.

Описание

Покров твердый, хитиновый, служит наружным скелетом. Дышит речной рак жабрами. Тело состоит из головогруди и плоского членистого брюшка. Головогрудь состоит из двух частей: передней (головной) и задней (грудной), которые срослись между собой. Спереди на головном отделе есть острый шип. В углублениях по бокам шипа на подвижных стебельках сидят выпуклые глаза, а спереди отходят две пары тонких усиков: одни короткие, другие длинные. Это органы осязания и обоняния. Строение глаз сложное, мозаичное (состоят из объединенных вместе отдельных глазков). По сторонам рта расположены видоизмененные конечности: переднюю пару называют верхними челюстями, вторую и третью — нижними. Следующие пять пар грудных одноветвистых конечностей, из которых первая пара — клешни, остальные четыре пары — ходильные ноги. Клешни речной рак использует для защиты и нападения. Брюшко рака состоит из семи члеников, имеет пять пар двуветвистых конечностей, которые служат для плавания. Шестая пара брюшных ног вместе с седьмым брюшным сегментом образует хвостовой плавник. Самцы крупнее самок, обладают более мощными клешнями, также у самок членики брюшка заметно шире, чем головогрудь. При потере конечности, после линьки отрастает новая. Желудок состоит из двух отделов: в первом пища перетирается хитиновыми зубцами, а во втором измельченная пища процеживается. Далее пища поступает в кишечник, а затем в пищеварительную железу, где происходит ее переваривание и всасывание питательных веществ. Не переваренные остатки выводятся наружу через анальное отверстие, расположенное на средней лопасти хвостового плавника. Кровеносная система у речного рака незамкнутая. Растворенный в воде кислород проникает через жабры в кровь, а накопившийся в крови углекислый газ через жабры выводится наружу. Нервная система состоит из окологлоточного нервного кольца и брюшной нервной цепочки.

Окрас: изменяется, в зависимости от свойств воды и места обитания. Чаще всего окрас зеленовато-бурого цвета, коричневато-зеленоватый или иссиня-коричневый.

Размер: самцы — до 20 см, самки — несколько меньше.

Продолжительность жизни: 8-10 лет.

Среда обитания

Пресная чистая вода: реки, озера, пруды, быстрые или проточные ручьи (глубиной 3-5 м и с впадинами до 7-12 м). Летом вода должна прогреваться до 16-22’С. Раки очень чувствительны к загрязнению воды, поэтому места, где они водятся, говорят об экологической чистоте этих водоемов.

Пища/еда

Растительная (до 90 %) и мясная (моллюски, черви, насекомые и их личинки, головастики) пища. Летом речной рак питается водорослями и свежими водными растениями (рдест, элодея, крапива, кувшинка, хвощ), зимой — опавшими листьями. За один прием пищи самка съедает больше, чем самец, но и ест она реже. Речной рак ищет пищу, не отходя далеко от норы, если же корма недостаточно, может мигрировать на 100—250 м. Питается растительной пищей, а также мертвыми и живыми животными. Активен в сумерки и ночью (днем раки скрываются под камнями или в норах, вырытых на дне либо у берегов под корнями деревьев). Запах пищи раки чувствуют на большом расстоянии, особенно если трупы лягушек, рыб и других животных начали разлагаться.

Поведение

Охотится речной рак ночью. Днем прячется в укрытиях (под камнями, корнями деревьев, в норах или любых предметах, лежащих на дне), которые охраняет от других раков. Роет норы, длина которых может достигать 35 см. Летом живет в мелкой воде, зимой перебирается на глубину, где грунт крепкий, глинистый или песчаный. Встречаются случаи каннибализма. Ползает речной рак пятясь назад. В случае опасности с помощью хвостового плавника взмучивает ил и резким движением уплывает прочь. В конфликтных ситуациях между самцом и самкой, всегда доминирует самец. Если же встретились два самца, то обычно побеждает более крупный.

Размножение

В начале осени самец становится более агрессивным и подвижным, нападает на приближающуюся особь даже из норы. Увидев самку, он начинает преследование, и если догоняет, то хватает ее за клешни и переворачивает. Самец должен быть крупнее самки, иначе она может вырваться. Самец переносит сперматофоры на брюшко самки и оставляет ее. За один сезон он может оплодотворить до трех самок. Примерно через две недели самка выметывает 20-200 яиц, которые вынашивает на брюшке.

Сезон/период размножения: октябрь.

Половое созревание: самцы — 3 года, самки — 4.

Беременность/инкубация: зависит от температуры воды.

Потомство: новорожденные рачки достигают в длину до 2 мм. Первые 10-12 суток они остаются под брюшком у самки, а затем переходят к самостоятельному существованию. В этом возрасте их длина около 10 мм, вес 20-25 мг. В первое лето рачки линяют пять раз, длина их увеличивается вдвое, а масса в шесть раз. На следующий год они вырастут до 3,5 см, и будут весить около 1,7 г, полиняв за это время шесть раз. Рост молодых речных раков происходит неравномерно. На четвертый год жизни раки вырастают примерно до 9 см, с этого момента они линяют два раза в год. Количество и сроки линек сильно зависят от температуры и питания.

> Польза/вред для человека

Речной рак употребляется в пищу. См. Раки (блюдо).

Интересный факт

Во времена крепостного права особо жестокий барин мог послать крепостного в качестве наказания наловить зимой раков. Именно отсюда пошла поговорка «Я тебе покажу, где раки зимуют!»

Пословицы и поговорки

  • Когда рак на горе свистнет;
  • Я тебе покажу, где раки зимуют
  • На безрыбье и рак рыба
  • Красный как рак
  • Пятиться раком

Крабы принадлежат к ракообразным, точнее к отряду десятиногих ракообразных (Decapoda). У этих крабов пять пар ног, при этом первая пара давно превратилась в клешни. Брюшко довольно длинное, а у большинства передвигающихся боком крабов оно сильно уменьшено в размерах и подвернуто под грудь.

Десятиногие — весьма подвижные животные. Ползание осуществляется при помощи четырех пар задних грудных ног. Обычный травяной краб бегает со скоростью 1 м/с, а сухопутный краб-привидение мчится на вытянутых ногах так быстро, что умудряется ловить даже мелких птиц. Крабы-плавунцы передвигаются боком, при этом вторая—четвертая пары грудных ног делают 630—780 взмахов в минуту, а последняя пара работает еще более интенсивно.

Окраска десятиногих очень разнообразна. Большинство донных видов — бурого или зеленоватого цвета. Обитающие среди водорослей уже чисто-зеленые. Обитатели коралловых рифов пестрые, под стать многокрасочным коралловым известнякам. Тропический сухопутный краб-привидение имеет цвет песка, при этом на ярком солнце его тело отбрасывает на светлый песок темную тень.

Наиболее распространенный на европейском побережье вид — сухопутный краб. Их можно видеть повсюду на мягком грунте прибойной полосы. Время отливов крабы пережидают, зарывшись в камни или выброшенные волнами водоросли. В тех же местах обитает и краб-плавунец. Он похож на сухопутного краба, однако у него последняя пара брюшных конечностей превратилась в маленькие лопасти. Этот вид хорошо плавает и питается поэтому совсем иначе, чем сухопутный краб. Он охотится в воде, а не на дне. Поэтому оба краба могут обитать в одном ареале. Родственник плавунца и сухопутного краба — китайский мохнаторукий краб. Когда-то этот вид жил только в Китае у побережья Желтого моря, но в начале XX века попал с торговыми кораблями в устье Эльбы и сумел распространиться во многие регионы Европы. Надо сказать, что этот гость не слишком желанный, так как живет в крупных реках и каналах и роет пещеры в дамбах и плотинах, причиняя им немалый вред. Не любят его и рыбаки — он рвет рыболовные сети и портит пойманную рыбу. Называется так этот краб из-за того, что его клешни как бы отделаны мехом.

С началом брачного периода половозрелые самцы отправляются в море. Там они дожидаются самок, которые прибывают туда немного позже. После оплодотворения они отправляются на морское мелководье по берегам Северного моря. Молодые мохнаторукие крабы, достигнув двухлетнего возраста, возвращаются в пресноводные места обитания их родителей.

Особой популярностью пользуется камчатский краб (Paralithodes camtschatica), получивший свое название за то, что именно у западной Камчатки сосредоточены наибольшие скопления этих животных. Ширина карапакса самцов этого вида в среднем 16 см, а у некоторых экземпляров достигает 25 см. Расстояние между концами средних ходильных ног таких особей — 1,5 м, а масса их тела — 7 кг. Всю свою долгую жизнь камчатский краб проводит в странствиях, причем каждый год повторяет один и тот же маршрут. Один из самых красивых крабов на свете — красный каменный с ярким оранжевым и красным панцирем, нередко усыпанным голубоватыми или золотистыми точками. Этих крабов можно наблюдать на Галапагосских островах возле Эквадора. Они пугливы и исчезают при малейшей опасности.

Таблица “Членистоногие”

Одним из разделов учебника по биологии за 7 класс является тема «Тип «Членистоногие животные». В этой статье мы подробнее расскажем о признаках данного типа, представим сравнительную характеристику Членистоногих животных.

Общая характеристика

Тип Членистоногие является самым многочисленным в царстве животных. Одни только насекомые составляют две трети всех живых существ на планете. Данный тип включает в себя такие классы:

  • Ракообразные;
  • Паукообразные;
  • Многоножки;
  • Насекомые.

Рис. 1. Разновидности Членистоногих

К общим признакам Членистоногих относят:

  • Тело сегментированное, двустороннесимметричное, состоит из трёх отделов: голова, грудь, брюшко.

У Ракообразных и Паукообразных животных первые два отдела сливаются в единый отдел – головогрудь.

  • Членистое строение конечностей (отсюда и название типа), расположены они сегментно.

Рис. 2. Строение конечностей

  • Сверху тело покрыто хитиновой оболочкой, которая является экзоскелетом.
  • Мускулатура поперечнополосатая, крепится к хитиновой оболочке.
  • Полость тела называется миксоцель, образованная из первичной и вторичной полости.
  • Пищеварительная система представлена в таком виде: рот – глотка – пищевод – желудок – средняя кишка – печень – задняя кишка – анальное отверстие.
  • Кровеносная система имеет незамкнутую структуру, есть двухкамерное сердце, которое перекачивает гемолимфу.
  • Органы дыхания зависят от среды обитания – жабры, трахеи, легочные мешки.
  • Органы выделения у каждого класса свои. Это могут быть зелёные железы, либо мальпигиевы сосуды.
  • Нервная система состоит из брюшной нервной цепочки и окологлоточного нервного кольца.
  • Органы чувств развиты хорошо.

Для Ракообразных животных большое значение имеют органы обоняния, для Паукообразных – осязания, для Насекомых – зрения и обоняния.

  • Размножение разнополое. Развитие может быть прямым и с превращением (полным и неполным).

Рис. 3. Внутреннее строение Ракообразных

Классификация типа

Всех представителей Членистоногих можно разместить в следующей классификации:

Тип Членистоногие

Класс Ракообразные

Класс Паукообразные

Насекомые

Отряды:

  • Листоногие;
  • Десятиногие;
  • Веслоногие раки и др.

Отряды:

  • Пауки;
  • Клещи;
  • Скорпионы;
  • Лжескорпионы;
  • Сенокосцы и др.

Отряды:

  • Бабочки;
  • Жуки;
  • Перепончатокрылые;
  • Стрекозы;
  • Двукрылые;
  • Прямокрылые и др.

Сравнительная характеристика Членистоногих

Развитие членистоногих можно увидеть в сравнении между их классами:

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Членистоногие
  • 2. Рыбы (биология)
  • 3. Членистоногие: общая характеристика
  • 4. Ракообразные

Таблица «Членистоногие»

Признак

Ракообразные

Паукообразные

Насекомые

Покров тела

твёрдый

мягкий

твёрдый

Строение тела

состоит из двух отделов: головогрудь и брюшко, в конце брюшка есть лопасти

состоит из двух отделов: головогрудь и брюшко, на брюшке имеются паутинные железы

состоит из трёх отделов: голова, грудь и брюшко, есть крылья.

Среда обитания

водоёмы

суша

повсеместно

Количество ног

5 пар

4 пары

3 пары

Питание

всеядные

Хищники, паразиты

Питание зависит от строения ротового аппарата

Органы дыхания

жабры

легочные мешки

трахеи

Нервная система

Окологлоточное кольцо, брюшная нервная цепочка

Головной мозоль, брюшная нервная цепочка

Органы выделения

Зелёные железы

Мальпигиевы сосуды

Что мы узнали?

Тип Членистоногие является самым многочисленным в мире животных. Он включает в себя классы Ракообразных, Паукообразных и Насекомых. Все представители имеют как общие, так и индивидуальные признаки. Схожи эти животные строением конечностей, кровеносной и нервной систем органов. Отличия касаются органов дыхания, выделительной системы и зависят от среды обитания животного.

>Тест по теме

Оценка доклада

Внешнее строение

Тело рака имеет твердый хитиновый покров, под которым расположен слой эпителиальных клеток. У ракообразных голова и грудь обычно слиты в головогрудь. Характерной чертой ракообразных является превращение передних туловищных сегментов в головные.

На каждом сегменте, кроме последнего, как правило, находится пара конечностей. В связи с различными функциями форма конечностей ракообразных весьма разноообразна. Конечности головных сегментов обычно утрачивают двигательную функцию, превращаясь либо в часть ротового аппарата, либо в органы чувств.

На передней части головогруди имеется 5 пар конечностей, одни из которых превратились в длинные и короткие усики, выполняющие роль органов осязания, слуха, обоняния, равновесия или химического чувства, а другие используются для измельчения пищи и ее пережевывания. На каждом сегменте груди находится по паре ног. 3 передние пары превращены в ногочелюсти, принимающие участие в захватывании, удержании пищевых частиц и передаче их к ротовому отверстию. Другие 5 пар грудных ног служат для ползания (локомоторные, они же ходильные ноги).

Передние ноги используются также для захвата пищи, защиты и нападения, поэтому на них имеются клешни. У раков-отшельников, крабов и других близких видов клешни образовались только на передней паре ходильных ног, у многих видов креветок — на двух передних парах конечностей, а у омаров, речных раков и других — на трех передних парах, но на первой паре клешни значительно крупнее, чем на остальных. При помощи ходильных ног рак двигается по дну головой вперед, а плавает вперед хвостовым концом.

Нервная система и органы чувств

Органы чувств хорошо развиты. Глаза — двух типов: один простой глаз у личинки, отсутствующий у взрослых особей высших раков, и пара сложных фасеточных глаз у взрослых высших раков. Сложный глаз отличается от простого тем, что состоит из отдельных глазков, одинаковых по строению и состоящих из роговицы, хрусталика, пигментных клеток, сетчатки и т, д. Полагают, что каждый глазок видит лишь часть предмета (мозаичное зрение).

Органы осязания у рака — длинные усики. На головогруди много щетинковидных придатков, выполняющих, по-видимому, функцию органов химического чувства и осязания. У оснований коротких усиков расположены органы равновесия и слуха. Орган равновесия имеет вид ямки или мешочка с чувствительными щетинками, на которые давят песчинки.

Нервная система ракообразных

Как у кольчатых червей, нервная система ракообразных представлена окологлоточным нервным кольцом и брюшной нервной цепочкой с парным ганглием в каждом сегменте. От надглоточного ганглия нервы отходят к глазам и усикам, от подглоточного — к ротовым органам и от брюшной нервной цепочки — ко всем конечностям и внутренним органам.

Пищеварительная и выделительная системы

Раки питаются как живой, так и мертвой добычей. Пищеварительная система у них начинается ротовым отверстием, окруженным видоизмененными конечностями (верхние челюсти образовались из первой пары ног, нижние — из второй и третьей, ногочелюсти — из четвертой-шестой). Клешнями рак захватывает, разрывает добычу и куски ее подносит ко рту. Далее через глотку и пищевод пища попадает в желудок, который состоит из двух отделов: жевательного и цедильного.

На внутренних стенках более крупного жевательного отдела располагаются хитиновые зубы, благодаря которым пища легко перетирается. В цедильном отделе желудка имеются пластинки с волосками. Через них измельченная пища процеживается и поступает в кишку. Здесь происходит переваривание пищи под действием секрета пищеварительной железы (печени). Допереваривание и всасывание пищи может происходить в выростах печени. Кроме того, печень имеет фагоцитарные клетки, захватывающие мелкие частички пищи, переваривающиеся внутриклеточно. Заканчивается кишка анальным отверстием, расположенным на средней лопасти хвостового плавника.

В весеннее и летнее время в желудке речного рака часто обнаруживаются белые камешки (жерновики), состоящие из извести. Запасы ее используются для пропитывания мягких кожных покровов рака после линьки.

Выделительная система у рака представлена парой зеленых желез, расположенных в головном отделе. Выводные каналы открываются отверстиями у основания длинных усиков.

Кровеносная и дыхательная системы

Класс Ракообразные имеет незамкнутую кровеносную систему. На спинной стороне тела расположено пятиугольное сердце. Из сердца кровь идет в полости тела, снабжая органы кислородом и питательными веществами, затем по сосудам поступает в жабры и обогащенная кислородом снова возвращается в сердце.

Кровеносная система ракообразных

Дышат ракообразные при помощи жабр. Они имеются даже у наземных рачков — мокриц, живущих в погребах, под камнями и в других влажных и затененных местах.

Размножение ракообразных

Большинство ракообразных раздельнополы. Половые железы у обоих полов парные, расположены в грудной полости. Самка речного рака заметно отличается от самца; у нее брюшко шире головогруди, а у самца уже.

Самка выметывает икру на ножки брюшка в конце зимы. Рачки вылупляются в начале лета. От 10 до 12 дней они находятся под брюшком матери, а затем начинают вести самостоятельный образ жизни. Так как самка откладывает небольшое число яиц, то такая забота о потомстве способствует сохранению вида. Класс ракообразных делится на 5 подклассов: цефалокариды, максиллоподы, жаброногие, ракушковые и высшие раки.

Значение в природе

Среди мелких ракообразных наибольшая известность принадлежит дафниям и циклопам, обычно обитающим в толще воды и входящим в состав планктона. Они имеют важное значение в круговороте веществ в природе, являясь существенной составной частью рациона многих рыб и китообразных. Циклопы наряду с другими ракообразными являются промежуточными хозяевами ряда паразитических червей (лентеца широкого и др.).

Высшие ракообразные — обитатели морских и пресных вод. На суше из этого класса обитают только отдельные виды (мокрица и др.).

Речной рак, крабы, креветки, омары и другие используются человеком в пищу. Помимо того, многие раки имеют санитарное значение, так как освобождают водоемы от трупов животных.

Оцените, пожалуйста, статью. Мы старались:) (8 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Тельсон

Смотреть что такое «Тельсон» в других словарях:

  • РАКООБРАЗНЫЕ — раки (Crustacea), класс членистоногих. Произошли по одной гипотезе от трилобитов, по другой от кольчатых червей. Ископаемые Р. известны с кембрия, особенно многочисленны остатки ракушковых и раковинных листоногих. Дл. от долей мм до 80 см, тело… … Биологический энциклопедический словарь

  • Отряд Тонкопанцирные ракообразные (Leptostraca) — Тонкопанцирные ракообразные обитают исключительно в море. Большая их часть встречается в прибрежной области и ведет придонный образ жизни и только один вид Nebaliopsis typica планктонное глубоководное животное. Известно всего 8 видов… … Биологическая энциклопедия

  • Хелицеровые — Хелицеровые … Википедия

  • Равноногие — Мокрица броненосец Armadilli … Википедия

  • Широкопалый речной рак — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

  • Веслоногие ракообразные — Cyclops Научная кла … Википедия

  • Опистосома — или брюшко (лат. opisthosoma) один из двух отделов тела хелицеровых (Chelicerata), располагающийся позади просомы (головогруди). В составе опистосомы насчитывают до 13 сегментов, часть из которых может нести сильно видоизменённые… … Википедия

  • Гемикрустацеи — (Hemicrustacea) класс вымерших древних примитивных членистоногих. Были распространены с кембрийского по пермский период. Внешне напоминали рачков щитней (См. Щитни). Для Г. характерен сплошной, разнообразный по форме спинной щит и… … Большая советская энциклопедия

  • Отряд Жаброноги (Anostraca) — Бурное таяние зимних снегов закончилось. На полях и в лесах еще остались лужи, заполненные талыми водами. Эти лужи недолговечны: через несколько дней они высохнут. Они существуют настолько непродолжительное время, что не успевают… … Биологическая энциклопедия

  • Отряд Кумовые ракообразные (Сиmacea) — Кумовые ракообразные по некоторым особенностям своей организации близки к мизидам, но по образу жизни довольно резко от них отличаются. Все кумовые приспособлены к зарыванию в поверхностный слой морского грунта и лишь на короткие… … Биологическая энциклопедия

Класс Crustacea. Ракообразные

Общая характеристика. Ракообразные — морские или пресноводные, реже наземные членистоногие (раки, крабы, остракоды, усоногие раки); дышат жабрами. Тело разделено на голову, грудь и брюшка (рис. 133). Голова несет две пары усиков (у трилобитов — одну пару!) и три пары челюстей; на голове помещаются пара сложных глаз и один простой.

Рис. 133. Класс Crustacea: 1 — строение речного рака; 2 — схема строения конечности ракообразных; 3-4 — личинки: 3 — науплиус, 4 — зоеа; ан — анус, пл — плеоподы (конечности брюшка), пр — преэпиподит, про — протоподит, р — рот, т — тельсон, ур — уроподы (последние видоизмененные брюшные конечности), экз — экзоподит, энд — эндоподит, эп — эпиподит; римские цифры — номера видимых на рисунке конечностей

Задний сегмент головы образует складку тела — карапакс, который охватывает сверху, и с боков головной и грудной отделы тела. Карапакс имеет форму полуцилиндра, щита или двустворчатой раковины; у ряда представителей он отсутствует. Грудь и брюшко состоят из различного числа сегментов; иногда обособлена головогрудь. Брюшко заканчивается тельсоном. Грудные ножки выполняют различные функции: передвижения, дыхания (несут жабры) или захвата пищи. Ракообразные раздельнополые и гермафродиты. Из яйца развивается личинка — науплиус. Кембрий — ныне.

Строение тела. Тело состоит из отдельных сегментов, частично срастающихся между собой (рис. 133, 1). Каждый сегмент несет пару членистых конечностей. Сегменты тела образуют три отдела, или тагмы: голову (цефалон), грудь (торакс) и брюшко (абдомен). Голова образована слиянием головной лопасти и пяти следующих за ней сегментов,, несущих антеннулы и антенны, жвалы, или мандибулы, и две пары челюстей, или максилл. Антеннулы и антенны (иногда их называют передними и задними антеннами) выполняют функции обоняния, осязания и двигательную. Мандибулы размельчают пищу, максиллы подают ее ко рту и фильтруют. Непосредственно на голове или на специальных стебельках расположена пара сложных фасеточных глаз. У личинки — науплиуса — имеется один простой глаз, называемый науплиальным, у многих он сохраняется и на взрослой стадии. Каждая конечность, за исключением антенн, состоит из общего основания — протоподита и двух отходящих от него ветвей: наружной — экзоподита и внутренней — зндоподита (рис. 133, 2).

Голова и часть грудного отдела у многих ракообразных покрыта складкой, которая охватывает сверху и с боков головной и весь грудной отдел или только его часть. Эта складка пропитана хитином и образует опорный и защитный скелет — карапакс. Грудной и брюшной отделы состоят из разного числа сегментов; нередко один или несколько грудных сегментов срастаются с головой и образуют головогрудь. Конечности этих сросшихся грудных сегментов видоизменяются тогда в ногочелюсти и принимают участие в захвате пищи. Остальные грудные ножки выполняют двигательную и дыхательную функции. Каждая ножка снабжена лопастями; некоторые наружные лопасти превращены в жабры, другие создают ток воды ко рту, третьи служат веслами; у высших ракообразных эти функции выполняются различными конечностями. Брюшко состоит из 6-7 сегментов, из которых обычно первые 5 несут плавательные ножки. Брюшко заканчивается тельсоном, гомологом анальной лопасти многощетинковых червей.

Нервная система построена по типу брюшной нервной цепочки. Пищеварительная система состоит из кишечника, в котором различают переднюю, среднюю и заднюю кишки. Передняя состоит из короткого пищевода, который переходит в желудок; у высших ракообразных он разделен на два отдела: первый, снабженный хитиновымй зубчиками, в котором происходит перетирание пищи, и второй, где отцеживаются пищевые частицы и пища прессуется. У большинства ракообразных функции желудка выполняет короткая средняя кишка, где пища переваривается и всасывается; с нею связаны протоки печени. Задняя кишка, так же, как и передняя, эктодермического происхождения, изнутри выстлана хитиновой кутикулой.

Кровеносная система состоит из сердца и системы сосудов, обычно она незамкнута, ее степень развития зависит от степени развития органов дыхания. У низших ракообразных кровеносная система отсутствует или представлена спинным сосудом — сердцем, от которого посегментно отходят парные артерии. Кровь содержит либо гемоглобин, либо гемоцианин, в котором железо заменено медью (голубая кровь); она течет по лакунам — особым полостям между внутренними органами. Органами дыхания служат у большинства жабры, представляющие собой выросты грудных ног либо, возможно, видоизмененные брюшные конечности; у многих ракообразных жабр нет и дыхание осуществляется всей поверхностью тела.

Наружный скелет ракообразных отличается большим разнообразием; обычно он хитиновый, но чаще всего пропитан карбонатом или фосфатом кальция. Скелет может состоять из двух боковых створок, соединенных на спинной стороне (остракоды, конхостраки, филлокариды), или иметь вид щита или полуцилиндра, охватывающего голову и часть груди. У усоногих раков скелет состоит из нескольких известковых табличек, образующих своеобразный домик. Скелет служит защитой для мягкого тела, местом прикрепления различных мускулов и внутренних органов. При линьке старый скелет сбрасывается, а затем образуется вновь.

Размножение и развитие. Большинство ракообразных раздельнополые; самцы и самки диморфны; они различаются размерами тела и строением конечностей; некоторые могут размножаться партеногенетически, т. е. без оплодотворения яйца. Обычно самка вынашивает оплодотворенные яйца в специальной выводковой камере. Из яйца выходит личинка науплиус с тремя парами конечностей: антеннулами, антеннами и мандибулами; передняя часть тела науплиуса не сегментирована (рис. 133, 3). После ряда линек, иногда сопровождаемых более или менее сложным превращением, развивается молодой рачок. У ракообразных с прямым развитием все личиночные стадии проходят в яйце.

Основы систематики и классификация. Систематика ракообразных основана на характере сегментации тела, строении конечностей, их специализации, количестве на грудном и брюшном отделах, строении и развитии органов дыхания, выделения, кровеносной системы, особенностях постэмбрионального развития.

До последнего времени было принято деление ракообразных на два подкласса: низших (Entomostraca) и высших (Malacostraca), основанное на непостоянном числе сегментов грудного и брюшного отделов у первых и постоянном (8-7) — у вторых; но, как показали новые исследования, если высшие ракообразные представляют собой вполне естественную группу, то в подкласс низших раков объединялись разнородные группы. Поэтому в настоящее время предложено всех ракообразных разделять на 6 подклассов: Branchiopoda, Ostracoda, Cirripedia, Copepodoidea, Cephalocarida, Malacostraca.

Рак

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *