Обогреватель из глиняных горшков

В доме тепло.. Исправно работает котел «Baxi», поддерживая необходимую температуру и обеспечивая горячей водой.

За окном — циклон «Дэниэла», снеговерть…Сообщения по ТВ о прошедшем «ледяном дожде», наледи на проводах и обезточенных населённых пунктах заставляют думать: а как бы это быстро предусмотреть дополнительные источники обогрева, на случай отключения электричества?

Интернет не подкачал..нашёл кое-что подходящее..делюсь..

Для его создания тебе понадобятся: 4 цветочных керамических горшка с подставками разных размеров — 2 маленьких и 2 больших (меньшие должны свободно помещаться в больших), 2 достаточно длинных болта (они должен быть чуть больше, чем высота самого большого горшка), 2 цепочки, гайки и шайбы. Также нужно изготовить специальный держатель, на котором будут висеть мини-обогреватели.

1. Сначала просверли отверстия необходимого тебе размера в горшке и подставке, затем продень цепочки через болты и зафиксируй их гайками. Просунь болт сквозь отверстие в горшке, снизу одень шайбу и зафиксируй его гайкой.

2. Дальше одень на болт меньший горшок и снова зафиксируй его снизу шайбой и гайкой.

3. Поочередно одевай шайбы и гайки, пока они не будут немного выглядывать сверху из горшка.

4. Пришло время сделать низ обогревателя. Одень подставку и зафиксируй ее снизу шайбой и гайкой.

5. Вот и всё. Теперь осталось только повторить все вышеуказанные действия с другим цветочным горшком.

6. Повесь горшки на держатель и положи на подставку несколько свечей. Обогреватель готов!

В этом видео весь процесс изготовления прибора показан достаточно наглядно.

Такой обогреватель можно использовать не только дома зимой, но и вечерами на природе. Он сэкономит тебе немало денег в зимнее время, поэтому этим советом стоит обязательно воспользоваться.

Очаг из горшков обогревает комнату одной свечой

В данном случае замысловатый подсвечник – это не дань дизайну, а продуманный тепловой прибор (фото с сайта pesn.com).

Пламя свечи светит довольно приятно, но попытка согреться с его помощью – кажется безумием. Между тем, как раз в качестве источника света свеча – крайне расточительный прибор. А вот как нагреватель комнаты она может оказаться полезной. При ряде условий.

Калифорнийский изобретатель Дойл Досс (Doyle Doss) и его компания DOSS Products предлагают оригинальную систему Kandle Heeter, то есть — «Свечной обогреватель».

Этот странный на вид подсвечник, утверждает его создатель, может оказаться незаменимым при отключении электричества. Высота его составляет около 23, а ширина – около 18 сантиметров.

И из его внешнего вида обращает на себя внимание перевёрнутый горшок над свечой. В этом горшке (а он в «прошлой жизни» цветочным горшком и был) и скрыта основная изюминка системы.

Горшок этот не простой, а составной. Он сделан из трёх горшков разного диаметра, вложенных один в другой и соединённых длинным металлическим болтом, на который нанизан целый ворох шайб и гаек (благо отверстия в дне обычно в горшках уже есть).

Досс продаёт Kandle Heeter по $25 за штуку (фото с сайта heatstick.com).

Называется эта замысловатая комбинация керамики и стали Quad-Core, и призвана она заманивать в ловушку тепло от свечи. Но зачем?

Обычная свеча, сгорая в помещении, тепла выдаёт, как кажется, совсем немного. А дело тут в том, что горячий её «выхлоп» попросту уходит вверх и быстро улетучивается с вентиляцией.

Между тем запас энергии в свече не так уж и мал. Более того, с горячим потоком продуктов сгорания уходит большая часть её энергетического содержания, и лишь меньшая – переходит в свет.

Лабиринтный колпак над пламенем собирает энергию и бережно накапливает её, нагреваясь довольно сильно (особенно раскаляется центральный стержень). А потом это тепло медленно передаётся воздуху всей поверхностью керамического радиатора.

Горшки также помогают заманивать в ловушку сажу от пламени, что благоприятно сказывается на чистоте потолка.

Главный «секрет» изобретения — радиатор Quad-Core, ловушка для тепла (фото с сайта heatstick.com).

Изобретатель подчёркивает, что один такой прибор никоим образом не спасёт вас зимой при отключении отопления и электроэнергии, но, с другой стороны, это лучше, чем вообще ничего.

Кроме того, хотя данная нехитрая конструкция разработана прежде всего для аварийных ситуаций (и не только дома, но и вне него), свечной мини-радиатор может немного уменьшить затраты на обогрев помещения, добавляя небольшую теплоту к занятой людьми комнате, в то время как весь дом «отрегулирован» термостатами на более низкую температуру. Тут, впрочем, ещё нужно посчитать стоимость одного джоуля в свече.

Нагреватель также оснащён прилаживаемой сверху стойкой, способной удержать кастрюлю с супом.

Прежде чем свежий Kandle Heeter сможет нормально обогревать комнату, нужно дождаться, чтобы остаточная влага испарилась из керамики. На это может уйти 3-4 часа, отмечает мистер Досс.

Зато потом владелец этой штуковины может в полной мере наслаждаться мягким теплом, выдаваемым нагревателем в течение длительного времени. Хранить же неиспользуемый аппарат необходимо в целлофановом пакете, чтобы влагу из воздуха не впитывал.

Схема работы нагревателя. Пламя нагревает стержень (1), горячие газы переходят из полости в полость (2), каждый слой керамики излучает инфракрасные лучи, нагревая следующий слой (3), внешний горшок (4), в конечном счёте, нагревает воздух комнаты (5) (иллюстрация и фото с сайта heatstick.com).

Досс пишет, что восковая свеча массой 4,25 унции содержит примерно 1 тысячу британских тепловых единиц энергии. В переводе на привычные величины это примерно 120 граммов и 1,1 мегаджоуля.

Если учесть, что горит такая свеча 20 часов или чуть больше, то выходит, что выработка ею энергии составляет 55 килоджоулей в час, что соответствует мощности в 15,3 ватта.

Обычная свеча, без стеклянного или металлического стаканчика, в Kandle Heeter слишком быстро тает (фото с сайта heatstick.com).

Правда, по некоторым данным, суммарный «полезный выход» восковой свечи такого размера всё же будет повыше. Ближе к 3 мегаджоулям. Что даст среднюю мощность примерно в 42 ватта. А если мы внимательно «посмотрим» на свечу из парафина, то, пожалуй, найдём в ней ещё больше потенциального тепла.

Впрочем, точные числа теплоты сгорания не так уж важны. Ясно, что такой подсвечник не может составить конкуренции в мощности бытовым электрическим конвекторам и масляным радиаторам на 0,5-2 киловатта. До тех пор пока в розетке есть ток.

С другой стороны, и при наличии тока киловаттный нагреватель вы едва ли будете жечь целые сутки напролёт, если не хотите разориться на счетах за электричество. А Kandle Heeter, как уже сказано, на одной свече работает 20 с лишним часов. Единственное важное условие: его нельзя оставлять без присмотра. Всё-таки открытое пламя.

Американский новатор полагает, что такие нагреватели должны понравиться не только людям, сидящим дома, но и тем, кто там редко показывается, предпочитая путешествия вдали от суеты цивилизации. Kandle Heeter должен стать простой и дешёвой альтернативой примусам и прочим керосинкам. А когда-нибудь он может спасти жизнь человеку, попавшему, скажем, на машине в снежную ловушку, в метель.

Наконец, этот крошечный светлячок просто симпатичен. «Kandle Heeter должен напомнить нам всем, что когда-то мы (люди) сидели в пещерах ночью вокруг огня и рассказывали друг другу истории», — говорит изобретатель.

Обогреватель из цветочных горшков и одной свечи своими руками

Некий изобретатель Дойли Досс придумал, как с помощью цветочных горшков и одной свечи обогреть комнату. Для этого он решил смастерить необычный обогреватель своими руками.

Он взял 3 глиняных горшка вложил их друг в друга и свинтил подходящим по диаметру болтом. При сборке он подтягивал конструкцию гайками, прокладывал в промежутках шайбы. Болт был подобран на всю глубину самого большого горшка (первый был емкостью 1 литр, второй 0,6 литра и третий 0,2 литра).

Таким образом, получился своеобразный глиняный радиатор способный рассеивать тепло, от небольшой хозяйственной свечи, глиняные горшки нагреваются до 80° С, а металлический болт до 250° С. Обыкновенный болт служит теплоприёмником-распределителем от горящей свечи.

В процессе было обнаружено, что от рассеиваемой температуры свеча быстро тает и срок её службы значительно уменьшается, поэтому было решено использовать свечу в стеклянном сосуде. Так было и безопасно, и экономно.

Итак, что получилось – стеклянный стакан или банка, в ней свеча, сверху над свечей расположены 3 цветочных глиняных горшка дном вверх. Вся конструкция держится на треногой подставке, вырезанной из стали.

Со слов автора такой обогреватель созданный своими руками способен за 3-4 часа обогреть комнату в 15-18 квадратов.

Позднее, был придуман альтернативный вариант, где вместо свечи установили инфракрасную лампочку накаливания. Результат с лампочкой был более эффективным, так как примерная мощность свечи 15-20 ватт, а лампочка давала отличный эффект даже мощностью 50 ватт. Единственный недостаток, в отличие от первого варианта — «привязка к электричеству», что менее универсально.

От себя добавим, нашей командой был проведен маленький эксперимент «проверки пользы», можно сделать выводы – такой глиняный обогреватель (с инфракрасной лампочкой накаливания) работает экономично, не коптит и не выделяет запахов.

Спустя пару часов уже в метре от него ощущается тепло, а спустя 4-5 часов в комнате площадью 18 квадратных метров вполне комфортная температура 21-22° С, температура на улице была 0 °С, других источников тепла не было.

Из минусов, мы заметили только один — долгий разогрев поверхности глиняного цветочного горшка. Но минус ли это? Ведь любому экономичному обогревателю нужно время.

Из плюсов, сплошные плюсы — экономичное потребление 50 ватт/час, безопасный, экологичный, сверху можно приспособить поддон-тарелочку из комплекта и увлажнять или ароматизировать воздух.

Как ПРОСТО улучшить свою жизнь, часть 1. Зачем платить больше?

Как ПРОСТО улучшить свою жизнь часть 2. Золотое молоко. Кунжутное молоко

Как ПРОСТО улучшить свою жизнь часть 3. Топлёное молоко. Кавказский хаш

Цикл статей «Как ПРОСТО улучшить свою жизнь» будет выкладываться достаточно регулярно..

Подписаться можно по гостевой ссылке

Для многих семей плата за отопление в зимнее время года становится просто астрономической. Это может быть настолько дорого, что единственным выходом остается снижение температуры в доме до минимума даже в зимние месяцы.

Но есть еще один очень простой выход: можно сделать из подручных материалов обогреватель, которые будет отапливать всю твою квартиру за сущие копейки.

Обогреватель из цветочных горшков

Для его создания тебе понадобятся: 4 цветочных керамических горшка с подставками разных размеров — 2 маленьких и 2 больших (меньшие должны свободно помещаться в больших), 2 достаточно длинных болта (они должен быть чуть больше, чем высота самого большого горшка), 2 цепочки, гайки и шайбы. Также нужно изготовить специальный держатель, на котором будут висеть мини-обогреватели.

В этом видео весь процесс изготовления прибора показан достаточно наглядно.

Такой можно использовать не только дома зимой, но и вечерами на природе. Он сэкономит тебе немало денег в зимнее время, поэтому этим советом стоит обязательно воспользоваться.

Пламя свечи издавна использовалось для освещения домов, но его никогда не применяли для отопления. Ситуацию изменил изобретатель из Калифорнии Дойл Досс, разработавший оригинальный свечной обогреватель Kandle Heeter. На него стоит обратить внимание, потому что:

  • Материалы для изготовления самые обычные и недорогие.
  • Прибор будет полезен при отключении отопления и вне дома.
  • Оригинальный внешний вид можно сделать частью самобытного сельского интерьера (кантри).
  • Конструкция Kandle Heeter собирает копоть и сажу, а стены и мебель остаются чистыми.
  • Простая конструкция делает его доступным для изготовления своими руками.

Высота свечного обогревателя 23 см, а диаметр – 15 см горшок + несколько см опоры. Одна свеча горит около 20 часов.

Принцип работы «свечного обогревателя»

На первый взгляд кажется, что над свечкой перевернули и закрепили цветочный горшок.

На самом же деле, прибор состоит из нескольких керамических горшков, вставленных один в другой, как матрёшки, и одетых на металлический стержень.

Большое число гаек и шайб различного диаметра, также нанизанных на стержень, тоже немаловажная деталь системы.

Такой «грибок» над свечой нужен, чтобы улавливать, накапливать и отдавать помещению тепло от пламени свечи. Дело в том, что обычно вся энергия огня поднимается вверх и ощутимо не влияет на температуру в доме. При использовании же Kandle Heeter, пламя раскаляет центральный стержень и ряды гаек. Постепенно тепло передаётся керамике и потом – воздуху в комнате.

Керамика, или обожжённая глина, не случайно выбрана в качестве материала, поскольку она прекрасно аккумулирует тепло и распределяет его по всему объёму.

Не оставляйте микро-печь без присмотра – всё-таки это небольшое, но открытое пламя!

Энергия

Как не удивительно, энергии в свече не так уж мало, при этом большая её часть улетучивается и только меньшая часть идёт на освещение.

На какое количество тепла можно надеяться:

Парафиновая свеча даёт больший результат.

Свечной обогреватель как деталь интерьера

Конечно, один такой прибор не заменит мощные обогреватели и на него нельзя рассчитывать, как на альтернативу отоплению. Скорее – это возможность согреться в экстремальных условиях, или декоративная вещь, которая сделает жизнь немного, (на 2-3 градуса) теплее.

Кроме того, не часто мы включаем мощные электрообогреватели на 20 часов подряд, – это дорогое удовольствие. Сжечь за сутки одну свечу – гораздо проще.

Не стоит использовать простую свечу без стеклянного стакана. Она слишком быстро поплавится.

Свечной обогреватель своими руками

Материалы

Для изготовления колпака понадобится:

  • Три керамических цветочных горшка таких диаметров, чтобы они легко входили друг в друга (меньшие горшки не должны выступать из самого крупного). Например, 5, 10 и 15 см. Предпочтение – горшкам с отверстием в донышке.
  • Металлический стержень с резьбой, диаметром 6-12 мм.
  • Гайки – ок.8 шт.
  • Шайбы – 20 шт.
  • Керамическая подставка для свечи.

Инструкция по шагам

Отверстия в горшках (если нужно) рассверливаются до диаметра стержня.

  1. В самый большой горшок вставляется стержень и крепится снаружи гайкой.
  2. Внутри горшка на стержень нанизывается несколько шайб.
  3. Одевается второй по величине горшок, фиксируется шайбами и гайками.
  4. Одевается третий горшочек и тоже фиксируется металлическими элементами.
  5. Колпак крепится над свечой. Пламя должно быть строго под металлическим сердечником.

Все работы нужно проводить очень осторожно, поскольку керамика очень хрупкая и может треснуть, если перетянуть гайки.

Можно применять негорючий герметик в местах контакта глины с металлом – это уменьшит риск трещин и сколов.

Опора

В принципе, опорой может служить любой негорючий предмет, подходящий по размеру. Например, три кирпича. Однако если постараться, можно всё оформить более цивилизовано. Понадобится:

  • Три плоских металлических уголка, какие используют для укрепления оконных рам (Одна грань у каждого уголка должна быть равна радиусу подсвечника, другая = высоте свечной баночки в подсвечнике + 2-3 см.)
  • Прочный жгут, проволока или шнур.
  • Сварочный аппарат.
  • Дрель.

Самая простая опора из кирпичей

Инструкция по изготовлению опоры:

  1. Вначале, нужно сварить металлические углы под 120° друг к другу. Меньшие концы обращены внутрь и свариваются в центре, более длинные концы смотрят вверх.
  2. В верхней части длинных концов делаются отверстия небольшого диаметра. Важно, чтобы они были на равном расстоянии от верха.
  3. В отверстия продевается проволока так, чтобы образовывался треугольник. На эту шнуровую опору ставится колпак.

Если у вас сломался масляный обогреватель, не спешите покупать новый или нести его в ремнот. Возможно, поломка несущественная и вы сможете справиться самостоятельно. : основные поломки и методы их устранения.

О влиянии инфракрасного излучения на здоровье человека читайте .

А здесь вы узнаете, почему конвекторные обогреватели являются самыми популярными и стоит ли приобретать такой прибор. Обзор моделей и отзывы владельцев.

Использование и хранение

После того, как глиняный радиатор закончен, его можно впервые «включить», но будьте готовы к тому, что первые 3-4 часа, тепло не будет поступать в достаточной мере.

Это происходит потому, что из горшков ещё должна испариться последняя влага.

Хранить свечной обогреватель лучше в полиэтиленовой плёнке, чтобы керамика не напитывалась влагой.

Заключение. В Америке такие мини-калориферы успешно продают по 25 $ за единицу. Но в целом мини-радиаторы ещё только входят в жизнь современных людей.

Может быть, его полюбят жители мегаполисов, ведь огонь – вещь, на которую можно любоваться бесконечно. Возможно, Kandle Heeter будут брать с собой охотники и рыбаки, чтобы немного согреть руки. А возможно, когда-нибудь такой малыш спасёт от обморожения человека, попавшего на машине в снежную бурю.

В отличие от обычных радиаторов отопления, которые греют воздух, ИК-обогреватель нагревает поверхность предметов. Многие люди выбирают , так как он не занимает место и хорошо обогревает помещение. Прежде чем решиться на покупку, узнайте о преимуществах и недостатках прибора на нашем сайте.

О том, как спроектировать систему антиобледенения кровли, читайте в

Калифорнийский изобретатель Дойл Досс предложил оригинальную систему — «свечной обогреватель».

Этот странный на вид подсвечник, утверждает его создатель, может оказаться незаменимым при отключении электричества. Высота его составляет около 23, а ширина – около 18 см.

И из его внешнего вида обращает на себя внимание перевернутый горшок над свечой. В этом горшке (а он в «прошлой жизни» цветочным горшком и был) и скрыта основная изюминка системы.

Если вам нужно точечно обогреть выстуженную комнату в частном доме или согреть работающего за столом человека, на помощь придет поделка американца Дойла Досса, предложившего миру изобретение под названием «Ловушка для тепла».

Внешне она выглядит как перевернутый цветочный горшок над свечой. Однако горшок этот не простой, а составной, изготовлен из трех горшков разного диаметра, вложенных друг в друга и надетых на длинный металлический болт через отверстия для воды.

На сам болт нанизано несколько шайб и гаек. Высота такого «подсвечника» составляет от 23 сантиметров, а ширина — от 18 см.

Принцип действия — «заманить в ловушку» тепло от свечи.
Дело в том, что сгорающая свеча дает немного света, а с горячим потоком продуктов сгорания уходит большая часть ее энергии.

Созданный же Доссом лабиринт-колпак над пламенем аккумулирует тепло.

Центральный стержень раскаляется, нагревает керамику, а потом тепло медленно передается воздуху всей поверхностью этого своеобразного керамического радиатора.

Кстати, вместо свечи в качестве нагревателя можно использовать и обычную лампу накаливания — в этом случае вместо свечи устанавливается патрон с лампой и подсоединяется к сети.

Изобретатель подчеркивает, что один такой прибор никоим образом не спасет вас зимой при отключении отопления и электроэнергии, но, с другой стороны, это лучше, чем вообще ничего.

Кроме того, хотя данная нехитрая конструкция разработана прежде всего для аварийных ситуаций (и не только дома, но и вне него), свечной мини-радиатор может немного уменьшить затраты на обогрев помещения, добавляя небольшую теплоту к занятой людьми комнате, в то время как весь дом «отрегулирован» термостатами на более низкую температуру. Тут, впрочем, еще нужно посчитать стоимость одного джоуля в свече.

Нагреватель также оснащен прилаживаемой сверху стойкой, способной удержать кастрюлю с супом.

Прежде чем свежий «свечной обогреватель» сможет нормально обогревать комнату, нужно дождаться, чтобы остаточная влага испарилась из керамики. На это может уйти 3-4 часа, отмечает мистер Досс.

Зато потом владелец этой штуковины может в полной мере наслаждаться мягким теплом, выдаваемым нагревателем в течение длительного времени. Хранить же неиспользуемый аппарат необходимо в целлофановом пакете, чтобы влагу из воздуха не впитывал.

Досс пишет, что восковая свеча массой 4,25 унции содержит примерно 1 тысячу британских тепловых единиц энергии. В переводе на привычные величины это примерно 120 граммов и 1,1 мегаджоуля.

Если учесть, что горит такая свеча 20 часов или чуть больше, то выходит, что выработка ею энергии составляет 55 килоджоулей в час, что соответствует мощности в 15,3 ватта.

Правда, по некоторым данным, суммарный «полезный выход» восковой свечи такого размера все же будет повыше. Ближе к 3 мегаджоулям. Что даст среднюю мощность примерно в 42 ватта. А если мы внимательно «посмотрим» на свечу из парафина, то, пожалуй, найдем в ней еще больше потенциального тепла.

Впрочем, точные числа теплоты сгорания не так уж важны. Ясно, что такой подсвечник не может составить конкуренции в мощности бытовым электрическим конвекторам и масляным радиаторам на 0,5-2 киловатта. До тех пор пока в розетке есть ток.

С другой стороны, и при наличии тока киловаттный нагреватель вы едва ли будете жечь целые сутки напролет, если не хотите разориться на счетах за электричество. А «свечной обогреватель» как уже сказано, на одной свече работает 20 с лишним часов. Единственное важное условие: его нельзя оставлять без присмотра. Все-таки открытое пламя.

Американский новатор полагает, что такие нагреватели должны понравиться не только людям, сидящим дома, но и тем, кто там редко показывается, предпочитая путешествия вдали от суеты цивилизации. Этот обогреватель должен стать простой и дешевой альтернативой примусам и прочим керосинкам. А когда-нибудь он может спасти жизнь человеку, попавшему, скажем, на машине в снежную ловушку, в метель.

Предложенный ниже обогреватель из свечи и горшков для цветов — штука предельно элементарная по принципу действия, простая в изготовлении и дешевая. Если вам нужно точечно обогреть выстуженную комнату в частном доме или согреть работающего за столом человека, на помощь придет поделка американца Дойла Досса, предложившего миру обогреватель из керамических горшков и свечи под названием «Ловушка для тепла».

Внешне такой обогреватель из горшков и свечи выглядит, не поверите, — как перевернутый цветочный горшок над свечой. Однако горшок этот не простой, а составной, изготовленный из трех горшков разного диаметра, вложенных друг в друга и надетых на длинный металлический болт через отверстия для воды.
На сам болт нанизано несколько шайб и гаек. Высота такого «подсвечника” составляет от 23 сантиметров, а ширина — от 18 см. Принцип действия — «заманить в ловушку” тепло от свечи.

Дело в том, что сгорающая свеча дает немного света, а с горячим потоком продуктов сгорания уходит большая часть ее энергии. Созданный же Доссом обогреватель из свечи являет собой эдакий лабиринт-колпак, который, находясь над пламенем, аккумулирует тепло. Центральный стержень раскаляется, нагревает керамику, а потом тепло медленно передается воздуху всей поверхностью этого своеобразного керамического радиатора.
Кстати, вместо свечи в качестве нагревателя можно использовать и обычную лампу накаливания — в этом случае вместо свечи устанавливается патрон с лампой и подсоединяется к сети.

Фишка американца в том, что его обогреватель из керамических горшков и свечи достаточно несложный. Журналисты «Сегодня” попробовали воссоздать изобретение. Необходимые комплектующие купили в строймаркете за $3. На изготовление ушло около часа. Испытания проводились при температуре +5 градусов в небольшой комнатке. Реально тепло от керамического радиатора стало исходить лишь через 3—4 часа, а прогрелась комната лишь через 10—12 часов (дверь была закрыта).

Понятно, что долго, понятно, что пришлось повозиться, понятно, что включить электронагреватель проще, и он прогреет комнату намного быстрее… Но если и газ, и электричество отключатся, именно такой «девайс” сможет и осветить, и медленно, но верно прогреть помещение. Тем паче, что сделать обогреватель из свечи проще простого, а процесс изготовления не отнимает много времени и денег.
Некоторые вон даже пожрать ухитряются приготовить…))

Представьте себе источник тепла, который греет, но не расходует ваши деньги и при этом никогда не ломается. Звучит как фантастика, но калифорнийский изобретатель Дойл Досс воплотил мечты в жизнь и изобрёл обогреватель, дающий энергию из свечи. Повторить открытие американца может любой желающий.

Обманчивая внешность

На первый взгляд, прибор может показаться странным подсвечником из перевёрнутого глиняного горшка, но не спешите судить по внешнему виду: вся суть спрятана внутри.

Нагревательный механизм сделан по принципу матрёшки: горшки из керамики разных размеров размещены друг в друга и скреплены металлическим стержнем.

На железную основу нанизывается большое количество гаек с шайбами. Своеобразные шляпы помогают собирать и отдавать тепло от свечи. Обычно энергия от небольшого пламени уходит вверх и практически никак не воздействует на окружающую температуру. Колпак над огнём нужен чтобы передавать энергию в воздух, используя всю площадь керамического горшка.

Во время работы металлическая основа сильно нагревается. Во избежание ожогов, не следует прикасаться к элементу!

Обожжённая глина не только прекрасно собирает тепло, но и удерживает сажу, не давая ей доходить до потолка. Нехитрая конструкция составляет примерно 23 см в высоту и 18 см в диаметре. Время работы одной свечи – около 20 часов.

Читайте также: делаем портативный мини обогреватель своими руками.

Область применения

Свечной обогреватель подходит для чрезвычайных ситуаций. Например, при отключении электричества или когда в холодном здании нужно протопить хотя бы одно помещение. Если установить такие элементы нагрева в каждой комнате, это поднимет общую температуру в доме на несколько градусов. Приятный бонус для экономии мощности котла.

Но при всех плюсах, данный прибор не способен заменить полноценную систему отопления.

Некоторые пользователи интернета уже успели опробовать свечной обогреватель в качестве кухонной плиты, и если верить их опыту, то прибор успешно справился с миссией. На приготовление яичницы и разогрев супа мощности прибора вполне хватает.

При первой работе устройства следует подождать, пока остатки влаги испарятся из глины. На это уходит примерно 4 часа.

Внимание! Не оставляете обогреватель без присмотра. Речь идёт хоть о небольшом, но всё же, открытом огне.

Когда прибор не используется, его лучше обернуть полиэтиленовой плёнкой, иначе глина будет собирать влагу.

Читайте также: масляный обогреватель своими руками.

Даже если уверены, что ваше отопление надёжно и дополнительные средства вам не нужны, на свечной обогреватель стоит обратить внимание хотя бы потому что:

  • Для его производства применяются доступные и дешёвые материалы.
  • Устройство может работать и на улице.
  • Нестандартный прибор можно представить как часть модного интерьера.
  • Конструкция проста, что позволяет сделать обогреватель в домашних условиях

Пошаговая инструкция

Материалы. Для повторения труда калифорнийского изобретателя вам понадобятся:

  1. 3 глиняных горшка разного диаметра, по принципу уменьшения. Например: 5, 10 и 15 см.
  2. Металлическая основа с резьбой около 11 см.
  3. Гайки, примерно 8 штук, и шайбы, хватит 20 штук.

Изготовление. После приобретения необходимых материалов, можно приступать к основным работам;

  1. При помощи сверла сделайте отверстия в горшках, ориентируясь на размеры стержня.
  2. В самый крупный горшок вставьте основу и закрепите снаружи гайкой.
  3. Внутри горшка оденьте на металл несколько шайб.
  4. Установите второй по размеру горшок и зафиксируйте его с помощью шайб и гаек.
  5. То же самое проделайте и с третьим горшком.
  6. Верхний набалдашник устанавливается над свечой. Огонь должен находиться ровно под стержнем.

Основание. Если вас не устраивает вариант размещения обогревателя на паре кирпичей, то вы можете сделать более эстетическое основание. В этом вам помогут:

  1. Три плоских угла из металла, такие используют для укрепления оконных рам. Одна из граней угла должна быть идентична радиусу подсвечника, а другая – высоте свечи.
  2. Жгут или шнур отличной прочности.
  3. Сварка.
  4. Дрель.

Работать нужно по такой схеме;

  1. Сварите углы из металла под 120° относительно друг друга. Небольшие края должны быть обращены внутрь, а более крупные – стремиться вверх.
  2. Сверху длинных концов проделайте небольшие отверстия.
  3. В эти прорези вставьте проволоку так, чтобы образовался треугольник. На эту платформу и ставится нагревательный элемент.

Вот и все, осталось только подобрать подходящую свечу и наслаждаться теплом и уютом.

Читайте также: аквариумный обогреватель для обеспечения микроклимата в искусственном водоеме.

В США обогреватели из свечи уже успели завоевать себе славу экономных и практичных источников тепла. Приборы даже сравнивают с мифическими вечными двигателями, за их экономную эксплуатацию. Может быть, изобретение приживётся и в России. Тогда в ближайшем будущем в каждом доме будет свечной источник тепла.

Русская изба

В.И.Даль

М.Фасмер.

Краткая энциклопедия славянской мифологии

Энциклопедия русских примет

«Жилище в обрядах и представлениях восточных славян» А. К. Байбурин Ленинград «НАУКА» 1983 г.

Русская изба

ГОРШОК.
Утварь для приготовления пищи в виде глиняного сосуда с широким открытым верхом, имеющим низкий венчик, круглым туловом, плавно сужающимся к донцу. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на 200— 300 г каши до огромного горшка, вмещавшего до 2—3-х ведер воды.
На протяжении многих столетий был главным кухонным сосудом на Руси. Им пользовались в царских и боярских поварнях, на кухнях горожан, в избах крестьян.
Форма горшка не менялась во все время его существования и была хорошо приспособлена для приготовления еды в русской духовой печи, в которой горшки находились на одном уровне с горящими дровами и обогревались не снизу, как на открытом очаге, а сбоку. Горшок, поставленный на под печи, обкладывался вокруг нижней части дровами или углями и тем самым оказывался охваченным жаром со всех сторон. Форму горшка удачно нашли гончары. Если бы он был более плоским или имел более широкое отверстие, то закипевшая вода могла выплеснуться на под печи. Если бы горшок имел узкое длинное горло, процесс закипания воды проходил бы очень медленно.
Горшки изготавливались из специальной горшечной глины, жирной, пластичной, синего, зеленого или грязно-желтого цвета, в которую добавляли кварцевый песок. После обжига в горне она приобретала красновато-коричневый, бежевый или черный цвет, в зависимости от первоначального цвета и условий обжига. Горшки редко орнаментировались, их украшением служили узкие концентрические круги или цепочка из неглубоких ямочек, треугольничков, выдавленных вокруг венчика или на плечиках сосуда. Блестящая свинцовая глазурь, придававшая привлекательный вид только что изготовленному сосуду, накладывалась на горшок с утилитарными целями — придать сосуду прочность, влагоустойчивость. Отсутствие украшений было обусловлено назначением горшка: быть всегда в печке, лишь ненадолго в будни показываться на столе во время завтрака или обеда.
В крестьянском доме было около десятка и более горшков разных размеров. В одних варили жидкие похлебки, в других — каши, в третьих — картофель, четвертые предназначались для кипячения воды и т. п. Их приобретали у гончаров, развозивших товар по деревням, покупали на ярмарках. Горшками дорожили, старались обращаться с ними аккуратно. Если горшок давал трещину, его оплетали берестой и употребляли для хранения продуктов. Про такой горшок в русской деревне была загадка: «Был ребенок — не знал пеленок, стар стал — пеленаться стал».
Горшок — предмет бытовой, утилитарный, в обрядовой жизни русского народа приобрел дополнительные ритуальные функции. Ученые считают, что это один из самых ритуализованных предметов домашней хозяйственной утвари. В поверьях народа горшок осмыслялся как живое антропоморфное существо, у которого есть горло, ручка, носик, черепок (череп). Горшки принято делить на горшки, несущие в себе женское начало, и горшки с заложенной в них мужской сущностью. Так, в южных губерниях Европейской России хозяйка, покупая горшок, старалась определить его родо-половую принадлежность: является он горшком или горшицей. Считалось, что в горшице сваренная еда будет более вкусной, чем в горшке. Интересно также отметить, что в народном сознании четко проводится параллель между судьбой горшка и судьбой человека. Это находит свое выражение в загадках, где рассказывается о рождении горшка, его жизни и смерти, а также в таких параллелях, как «ломаный горшок — брошенная жена», «девки — посуда аховая: и не увидишь, как разобьется» и т. п. Горшок нашел себе довольно широкое применение в погребальной обрядности. Так, на большей части территории Европейской России был распространен обычай разбивать горшки при выносе из дома покойников. Этот обычай воспринимался как констатация ухода человека из жизни, дома, деревни. В Олонецкой губ. эта идея выражалась несколько иначе. После похорон горшок, наполненный в доме умершего горячими углями, ставился вверх дном на могилу, при этом угли рассыпались и гасли. Кроме того, покойника через два часа после смерти обмывали водой, взятой из нового горшка. После употребления его уносили подальше от дома и закапывали в землю или бросали в воду. Считалось, что в горшке с водой сосредотачивается последняя жизненная сила человека, которую сливают во время обмывания покойника. Если такой горшок оставить в доме, то покойник будет возвращаться с того света и путать живущих в избе людей.
Горшок использовался также как атрибут некоторых обрядовых действий на свадьбах. Так, по обычаю, «свадебщики» во главе с дружкой и свашками утром приходили бить горшки к помещению, где проходила первая брачная ночь молодых, пока они еще не вышли. Битье горшков воспринималось как демонстрация перелома в судьбе девушки и парня, ставших женщиной и мужчиной.
В поверьях русского народа горшок часто выступал как оберег. В Вятской губ., например, чтобы предохранить кур от ястребов и ворон, на забор вешали вверх дном старый горшок. Это делалось обязательно в Великий четверг до восхода солнца, когда были особенно сильны колдовские чары. Горшок в этом случае как бы впитывал их в себя, получал дополнительную волшебную силу.

В.И. Даль

ГОРШОК м. (от горншек, горнчек, горнец. умалит. от горн) округлый, облый глиняный сосуд различного вида, выжженный на огне. Корчага, южн. макитра, самый большой горшок, репкой, с узким дном; горшки или корчаги плавильные, стекловарные, более или менее таковы же; горшок щаной, тамб. естальник, ряз. егольник, того же вида, равно кашник, —чек, но только поменьше. Горшочки называются: махотка, горшенятко, малыш. Высокие горшки, узкогорлые, для молока: глек, балакирь, кринка, горнушка, горлач. Горшок, обвитый берестой, пеленаный, для сухих припасов, молостов. Горшок с носком, подойник; с двумя носками и ручками, рукомойник или баран, для подвеса. Цветочные горшки обычно делаются прямой тульей, кверху пошире, с поддоном или латкой. Горшки сахароваров, поливаные кувшины, для стока в них патоки, они же кубаны, подставки. Щей горшок, да сам большой. Гора с горой не сходится, горшок с горшком столкнется. Мал горшок, да мясо варит. Мал горшок да угодник. Горшок с котлом не наспорится. Горшку с котлом не биться. Не наше дало горшки лепить, а наше дело горшки колотить. Насыпь по край мукой, так и горшок твой, от обычая так покупать горшки. Пуст (плох, худ, мал) горшок, да сам большой. Худ торжок, да не пуст горшок. Быть тебе в раю, где горшки обжигают. Хоромишки, что горшки стоят ни кола, ни двора, не огорожены. Не годится Богу молиться, годится горшки покрыть, дразнят суздальских богомазов. Был бы горшок, а покрышка найдется. На всякий горшок найдется покрышка. Был бы горшок, да было б в горшке, а покрышку найдем. Невелик сверчок, да поганит горшок. Горшок большой, а места не много. Слепой в горшке дороги не найдет. У него башка из табачного горшка. Едет, как горшки везет. Словно горшки на торг везет. Словно горшки-по-горшки! Сердитый с горшками не ладит, потому что перебьет. Не столько муж мешком, сколько жена горшком, сберегает, приносит в дом. Муж пьет, а жена горшки бьет. Разбил дед деревню, а баба горшок. Одним камнем много горшков перебьешь. Не боги горшки обжигают, а те же люди. Не горшок угодник, а стряпуха. Жена не горшок, не расшибешь (а расшибешь, берестой не перевьешь). Бабы через улицу из окна в окно горшки ухватом передают, так узка улица. Чего не варить, того непочто в горшок валить. Что не варится, того и в горшок не кладут. Горшок поставить или накинуть, на живот, то же что сухие банки. Горшок на живот, все заживет. Горшок брюха не испортит. Горшки легко перекипают через край, к ненастью. В мясном горшке железо кипит? конь, удила. Свет кощей, господин кощей, сто людей кормил, гулять ходил, головку сломил, кости выкинули, и псы не понюхали? горшок. Плотники без топоров срубили горенку без углов? горшок. Родится, вертится, растет, бесится, помрет — туда и дорога! горшок. Был ребенок, не знал пеленок, стар стал, пеленаться стал? то же. Не родился, а взят от земли, как Адам; принял крещение огненное, на одоление вод; питал голодных, надселся трудяся, под руками баушки повитухи снова свет увидел; жил на покое, до другой смерти, и кости его выкинули на распутье? горшок. Взят от земли, яко Адам; ввержен в пещь огненну, яко три отрока; посажен на колесницу, яко Илия; везен бысть на торжище, яко Иосиф; куплен женою за медницу, поживе тружеником во огне адском и надсадися; облечен бысть в пестрые ризы, и нача второй век жити; по одряхлении же разсыпася, и земля костей его не приемлет? горшок. || Горшки, пустые, легкие кирпичи клином, для кладки сводов. Горшечный, к горшку относящ., принадлежащий; иногда употреб. горшковый. Горшечное, корчажное пиво, домашней варки, брага, бражка. Горшковый свод, складенный, для легкости, из пустых кирпичей, горшков. Горшечный деготь, выгоняемый в горшках или корчагах; плохой. Красны девицы, пирожны мастерицы, горшечны пагубницы! свадебн. приговаривает дружка. Горшовик, горщевник перм. вят отымалка, тряпица, которою берут горячий горшок с шестка; твер. горщуха, горчуха, горчушка. Горшечник, горшеня м. работающий горшки и глиняный товар, скудельник, гончар; || торгующий им. || Новг. прозвище демьянцев. Горшечница ж. жена горшечника или баба, торгующая горшками. Горшенин или горшечников, —цын, ему, ей принадлежащий; горшечничий, званию или мастерству этому свойственный. Горшечничать, промышлять ремеслом горшени, горшеничать, горшенить. Горшечничанье ср. ремесло это.
М.Фасмер.

Краткая энциклопедия славянской мифологии

ГОРШОК, кувшин — наиболее ритуализированные предметы домашней утвари, связанные с символикой печи и земли и воспринимаемые как вместилище души и духов. Горшок для варева был конечной точкой ряда действий предметов и разделов природы, обеспечивающих благополучие земледельца: соха, вспаханная земля, семена, ростки, роса и дождь, серп, «кош» для увоза снопов, жерновки для размола, печь и горшок для изготовления еды. Каша и хлеб испокон века считались ритуальной пищей и обязательной частью жертвоприношений различным божествам плодородия (рожаницам, Роду и пр.). Существовали даже специальные виды каши, имевшие особое ритуальное назначение: «кутья», «коливо» (из пшеничных зерен) и пр. Варилась кутья в горшке, и в горшке же или в миске подавалась на праздничный стол, либо относилась на кладбище в «домовину» при поминовении умерших.
Важнейшей особенностью горшка и посуды в целом является антропоморфизм, что проявляется и на уровне лексики (горло, ручка, носик и т.п.), и в поверьях, приписывающих посуде рождение и смерть. Горшки и вообще посуда в народном представлении различались по «роду» и «полу», и хозяйки, покупая новый горшок, постукивали его и прислушивались к звуку, полагая, что если звук глухой, то это горшок — борщ в нем не будет удаваться; если же звук тонкий, звонкий, — горщица: все сваренное в нем будет вкусно.
Печь и пространство около нее, где располагались горшки и другая посуда, были в народной традиции тесно связаны с культом предков, с «тем светом». По поверью, горшки из печки нельзя обтирать «суконкою» или «запаскою», иначе покойные родители уйдут из хаты, избу покинет домовой и т.д. В некоторых местах принято было, посетив покойника или встретив похоронную процессию, по возвращении домой дотронуться до горшка или печи, что являлось очистительным обрядом (крестьяне говорили, что если этого не сделать, то «смерть будет стоять в очах», «покойник погонится следом», и т.д., т.е. смерть может настигнуть еще кого-то из домашних).
Горшки некогда использовали в похоронных обрядах и вообще в обрядах, связанных с культом предков. Так, у древних земледельцев существовало три варианта захоронения: курганные насыпи, погребальное сооружение в виде человеческого жилища (домовины) и захоронение праха в обычном горшке для еды. Горшок для приготовления еды, как символ блага и сытости, считался священным предметом, что позволяет построить следующую смысловую связь: умерший предок содействует урожаю, благополучию своих потомков; душа его с дымом погребального костра поднимается к небу, от которого зависит урожай; прах укладывается в «сосуд мал», который или уже применялся для приготовления ритуальной каши в день первых плодов, или был подобен такому. Горшок с прахом предка зарывался в землю и прикрывался сверху домовиной или курганом, т.е. прах находился в земле, от которой тоже находился в зависимости урожай славянина; таким образом, происходило как бы раздвоение магической силы умершего родича: душа уходила на небо, а тело — в землю (ср.: «А Радимиричи и Вятичи и Север один обычай имеяху — живяху в лесе, якоже вьсякый зверь… И аще къто умьряше, -твориху тризну над нимь. И посемь сътворяху краду велику и възложаху на краду мьртвьца и съжьжаху и. Посемь, събравшъше кости, възложаху в судину малу и постав ляху на стълпе на путьх, еже творять Вятичи и ныне. Сиже творяху обычая и Кривичи и прочий погании, не ведуще закона божия, нъ творяще сами себе закон»).
Древние горшки для похоронных обрядов представляли собой сосуды-печки, небольшие горшки упрощенной формы, к которым приделывается цилиндрический или усеченно-конический поддон-печь с несколькими круглыми дымовыми отверстиями и большим арочным проемом внизу для топки лучинами или углями. Арочка иногда украшалась тремя острыми выступами. Всей конструкции в целом придавался вид человекообразного чудища: топка оказывалась огнедышащей клыкастой пастью, дымовые отверстия, из которых должно вырываться пламя, воспринимались как глаза (чудища были двух- и трехглазыми), боковые ручки — как уши; а пар, поднимающийся от варева в горшке и смешивающийся с дымом, делал чудовище косматым. Такой горшок являлся связующим звеном между богом неба и плодоносных туч и кремированными предками, души которых теперь уже не могли воплотиться в живые существа на земле (как в прежние времена, когда похоронный обряд должен был обеспечить реинкарнацию, перерождение души), вечно пребывая на небе.
Окутанная паром, огнедышащая голова, в которой варился первый сбор урожая, являлась как бы синтезом образа бога неба в его грозовой ипостаси (представленного печью) и образа предка, символом которого был вмазанный в эту печь простой горшок, вместилище ритуальной еды. Только что появившийся обряд трупосожжения в какой-то мере отрывал умерших от земли; культ предков раздваивался — одни действия были связаны с новыми представлениями о невидимых «дзядах», витающих в Ирие и призываемых живыми людьми на семейные праздничные трапезы, а другие магические действия по-прежнему были приурочены к кладбищу, к месту захоронения праха и единственному пункту, реально связанному с умершим. Новый обряд захоронения в горшке-урне объединял идеи этого нового периода: представление о бестелесной душе (сожжение), заклинательную силу горшка для первых плодов (урна-горшок с прахом предка-покровителя), заклинание плодоносящей силы земли (зарытие урны в землю) и создание модели дома данной семьи (домовина над зарытой урной с прахом предка членов семьи). На праславянской территории (в ее западной половине) прах предка начали насыпать в горшок в XII-Х вв. до н.э., а до этого на всей прародине славян встречаются сосудообразные конические предметы с большим количеством отверстий, формой напоминающие печки-горшки.
Очевидно, отголосками этого древнего похоронного обряда являлись такие ритуальные действия позднейших погребальных обрядов, как помещение в гроб сосуда с пищей, битье горшков при выносе покойника из дома или оставление на могиле перевернутого горшка. Вместе с горшком в гроб с покойником часто клали хлеб, кашу (в горшке) и т.д.; в гроб ребенку ставили кувшин с молоком, а взрослым — горшок с водой. За гробом иногда несли горшок с освященной водой, которой кропили могилу; остатки воды там же выливали, а сам горшок, перевернув вверх дном, ставили в головах покойника сверху могилы, чтобы ему на «том свете» было чем пить воду. Горшок с углями в некоторых местах был непременным атрибутом похоронной процессии; после похорон горшок ставили на могиле вверх дном, и угли рассыпались (ср. обычай «греть покойников»).
Горшок, из которого обмывали покойника, как и другие связанные с ним предметы (мыло, гребень, солому), считали «нечистым» и опасный предметом, поэтому после похорон его относили на перекресток, на рубеж с другими селением, на чужое поле, закапывали во дворе, в доме, бросали в реку, вешали на высокий кол изгороди и т.д., т.е. удаляли горшок за пределы дома, двора, села и т.д., чтобы уберечь себя от порчи, несчастья, «возвращения в дом смерти», Если умирал хозяин («большак»), то горшок, из которого его обмывали, закапывали под красный угол, чтобы в избе «не переводился домовой»; если же из горшка обмывали «второстепенное лицо», то горшок после этого относили на рубеж поля, «чтобы покойник не являлся и не стращал».
С культом мертвых был связан и обычай, в силу которого в новых домах в древности закапывали в разных углах дома, в том числе и за печью, горшки, наполненные разными предметами в честь «домашних богов». Так, например, в некоторых местах существовал обычай закапывать под фундаментом дома, а также в ямах во дворе и в саду горшки и др. посуду с остатками обрядовых трапез; в некоторых местах закапывали в землю или топили горшки с остатками курицы-«троецыплятницы». Горшок с кашей-кутьей кое-где закапывали и на том месте, где после ставили избу. Горшки с кашей девушки также закапывали на месте, где собиралась деревенская «улица», чтобы туда «притянуло» парней.
Во многих местах горшки с остатками еды, особенно после ритуальной трапезы (в дни поминовения умерших, в большие годовые праздники и пр.), оставляли на ночь на столе, чтобы из них ели души умерших, домовые духи и пр. Но при этом с оставлением на ночь посуды иногда связывались и отрицательные поверья: считалось, например, что если оставить ложки в горшке или миске, то ночью будет мучить бессонница; чтобы хорошо спалось, горшки переворачивали на стол или на полку.
Горшок, кувшин или их части (горлышко) нередко использовались в бытовой магии как обереги домашней птицы. Например, украинцы и белорусы верили, что горшок, повешенный на забор, либо перевернутый днищем вверх, бережет кур и цыплят от ястребов. Во многих восточнославянских деревнях в Великий четверг до восхода солнца хозяйка дома, нагая, бежала со старым горшком в руках на огород и опрокидывала горшок на кол, где он и оставался в течение всего лета; считалось, что он предохраняет кур от хищных птиц, сглаза и прочих бед. Отбитое горло кувшина или горшок без дна служили у русских воплощением куриного бога; их вешали обычно в курятнике, чтобы кикимора или домовой не тревожили кур, а также для того, чтобы куры лучше неслись. Кроме того, битый горшок или старая одежда и шапка, надетые на палку, в некоторых местах призваны были защитить кур от ястребов, а посевы от воробьев, сглаза, порчи и пр.
В народных поверьях горшки и др. сосуды нередко оказывались связаны с атмосферными осадками и небесными светилами. Так, например, ведьмам приписывалась способность красть с неба месяц, звезды, а также росу и дождь и прятать их в горшках или кувшинах (ср., например, быличку о женщине, которая, случайно заглянув в горшок ведьмы, обнаружила там дождь; после открытия горшка прекратилась долгая засуха); вообще, нередко считалось, что в горшке ведьма может «хранить обилие». В новый горшок клали вещи и волосы человека, который находился далеко от дома, и пекли горшок в печи, чтобы человек затосковал и вернулся обратно. При переходе на новоселье хозяева использовали горшок, чтобы перевезти домового на новое место: в горшке переносили жар из старого дома, приглашая домового в новую избу; там высыпали угли в печь, а сам горшок разбивали и ночью закапывали черепки под передний угол. Иногда вместо углей в горшке несли кутью, которую оставляли на ночь на столе или у печи, воспринимая этот обряд как приглашение домового на новоселье.
В некоторых случаях горшки использовали и как оберег от нечистой силы. Например, новый горшок в некоторых быличках надевали на голову, чтобы обмануть беса или черта. На Русском Севере существовали также былички о том, как при помощи горшков девушки убереглись от преследования покойника-упыря, нечистого духа и т.п. (ср., например: «Вот оне идут, а он («нечистик») гонится за ними. Девки и заскочили в крайнюю избу… Хозяйка им горшки на головы надела, говорит: «Сидите, не двигайтесь». Вот он заскочил в избу-то, горшки перебил и исчез. А коли бы они горшки-то не надели, так были бы без голов…»).

Энциклопедия русских примет

ГОРШОК
Коли за ужином весь горшок каши или щей дочиста выедят, то заутро будет вёдро.
Горшок легко выкипает через край — к ненастью.
Под горшок в хлеву подкладывают камень и говорят: «Гложи, волк, свои бока», — чтобы волк не съел коровы.

«Жилище в обрядах и представлениях восточных славян» А. К. Байбурин Ленинград «НАУКА» 1983 г.

При переезде в новый дом-«Хозяйка в последний раз затапливает печь в старом доме-, варит кашу, заворачивает горшок в чистое поло¬тенце и, кланяясь во все стороны, говорит: «Хозяин-батюшка, со жоной, со малыми робятами, поди в новый сруб, поди в новый дом ко старой скотинушке, ко старым людям». Затем печь гасится, горшок с кашей переносится в новый дом, там зажигают впервые огонь в новой печи и в ней доваривается принесенная каша».
Обращает на себя внимание сочетание «нового сруба», «нового дома», «старой скотинушки», «старых людей» в формуле приглашения домового. Но еще более интересным представляется обряд перенесения каши, символи¬зирующий, как справедливо отмечает И. В. Карнаухова, «преемственность между старым и новым очагом».53 К этому следует добавить, что перенесение недоварен¬ной каши и последующее ее доваривание на новом очаге — обряд исключительно высокой степени знаковости, орга¬нично сочетающийся с семантикой перехода, со всем комплексом действий по превращению не полностью освоенного в освоенное, готовое, культурное.
«Прежде всего хозяин пускает в избу петуха с кури¬цей и дожидается, чтобы петух пропел на новоселье; затем уже входит сам, ставит икону на божницу и, открывая голбец, говорит: ,,Проходи-ка, суседушко, братанушко!». Следует общая семейная молитва, которую творят, обращаясь к переднему углу; хозяйка накрывает стол, кладет на него хлеб-соль, затапливает печь и при¬нимается за стряпню. Те же обыкновения соблюдаются и в других великорусских и белорусских губерниях: старший в роде, держа в одной руке икону, в другой ломоть хлеба, произносит: «Дедушка-домовой! прошу твою милость с нами на новожитье; прими нашу хлеб-соль, мы тебе рады!». В новопостроенный дом вносятся наперед икона, непочатый хлеб с горстью соли или квашня с растворенным тестом».54
«Когда хата готова… сначала вносят иконы; под ними на покуте ставят дежу; на стол кладут хлеб и соль».55
«При переходе в новый дом несут с собой хлеба, соли, соломы, которую стелят, прежде чем ступить ногами на пол (чтобы не ступить на голый пол), пускают петуха с курами и замечают: если пошел в судки, то будет хорошо жить».56
«Перед входом в новый дом хозяева, для того чтобы дом был весел и богат, вносят в него петуха и дежу с тестом и помещают их в красном углу».57
«В Королевск. вол. Витебской губ. при переходе в новую хату прежде всего переносятся образа, потом стол с краюшкой хлеба на нем».58
На Украине хозяин вносит в дом икону, а хозяйка — рогач и кочергу, которыми крестит все углы хаты, «чтобы никакие насекомые не водились в ней». «Став на пороге новой хаты, хозяин читает ,,Отче наш» и по окончании молитвы входит в хату и ставит икону в святой угол. Потом возвращается к двери, берет
от жены дежу и, внося ее в хату, говорит: «Як у ciй дижи повно хлiба, дай, господы, шоб так повно було и в ciй хати хлiба и всякой худобы!». После чего ставит дежу на лавку против печи. Икону и хлеб вносит в новую хату обязательно хозяин, вообще мужчина, а не женщина; прочие вещи и хозяйственные принадлежности перено¬сятся кем придется».59
Итак, в первую очередь переносятся те культурные символы, которые определяют статус дома как жилого, человеческого пространства. К их числу, как мы видим, относятся прежде всего огонь, иконы, хлеб (и соль), горшок каши, дежа с тестом, т. е. те предметы, которые призваны символизировать идеи освоенности, богатства, изобилия, плодородия. Более полный набор культур¬ных символов в уже обжитом доме включает, кроме пере¬численных, гнездо ласточки или аиста и многочислен¬ные обереги, такие, как конская подкова, мак-выдняк (им обсыпают дом от ведьм, а также умершего, подозре¬вавшегося в знахарстве), чертополох (от злых духов и ведьм), в Галиции — лопух (от ведьм), чеснок (в Галицкой и Угорской Руси), крапиву, осину, рябину, освященные в церкви ветки вербы, четверговую свечу и соль, иорданскую воду, апокриф «Сон богородицы» с заговором, в котором говорится, что тот, кто имеет этот «Сон» в доме в чистоте и сохранности, тот будет помилован от лукавого; дьяволу к тому дому не подступиться, и будет в том доме святой дух ночевать и счастье и умноже¬ние всякого плода,60 причем основная часть этих пред¬метов хранится в красном углу — ритуально наиболее ценной части пространства.
По всей видимости, круг подобного рода символов был четко очерчен и не допускал больших вариаций. В особенности же во время перехода следили за сохране¬нием традиционных связей между вещами, т. е. своего рода «грамматики» вещей. «Всяческому преуспеянию в новоотстроенном здании много «пануиць» (помогает, — А. Б.), если в день переходин туда помещены именно те предметы, ради которых здание выстроено, и не допу¬щены предметы сторонние, как, например, свиньи — в овчарник, коровы — в конюшню, сено — в овин и проч. Ошибка или недосмотр в этом ведет к обоюдному ущербу предметов: сено, неподлежаще положенное в овин, всегда будет так же плохо, как и хлеб».61
Другой комплекс обрядов был связан с «оживлением» второго в ценностной иерархии элемента дома — печи. П. Иванов приводит следующие данные об этом обряде на Украине. «Положуть у нову пичь жытной соломы и прутыки два або тры свяченой вербы, тоди пидуть до сусид, выпросять сирнычкив и запалять солому. Тоди дывытьця у пичь на огонь: як огонь горыть ясно, то жыты буде весело; як темно горыть, то життя буде плохе, а як иде дым у хату, то буде у тш хати часто спорка и бойка миж хазяинамы и хазяйками» (Купянск). «Перед разведением огня в новой печке хозяйка берет хлебную лопату, делает ею над устьем печи знак креста и говорит: ,,Господы, поможы в добрый час у новий печи топыты!». Повторяет это три раза и ставит в печь новый, не бывший еще в употреблении горшок на огонь. Если горшок от огня не лопнет, то печь хорошо сделана, а если горшок даст трещину, то печь перекладывают вновь (х. Егоровка). Первый раз в печи следует топить не соломой, а дровами, и ничего в ней не варить; но когда перегорят в ней дрова, должно посадить в печь несколько хлебов (нечетное число, — четного числа хлебов знающая хозяйка никогда не посадит в печь) и в один из них влепит сверху неперегоревший уголь. Если этот уголь, по вынутии из печи хлеба, окажется перегоревшим и даже превратившимся в золу, хозяева хаты будут иметь во всем удачу, счастье; в противном случае, если уголь не перего¬рит? в эту хату хоть и не входи жить: «добра не буде»».62 В Белоруссии «когда первый раз затопят новоустроен¬ную печь в курной избе, тогда нужно всыпать девять ,,жменик семя», отчего стены покроются слоем глянца, к которому не будет приставать впоследствии копоть, а только наслаиваться новым глянцем».63
Таким образом, маркированными являются операции с передним углом (божница, стол) и печью. Иными словами, прежде всего осваиваются оба центра жилища. Освоение переднего угла связано с установкой икон на божницу; накрыванием (и покрыванием) стола, общей молитвой и отмеченной в ряде районов общей трапезой с последующим зарыванием разбитого горшка в передний угол.64

Обогреватель из глиняных горшков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *