Мороз и солнце картина

Сочинение по картине Цыплакова Мороз и солнце 9 класс

Потрясающее время, зима, мороз, солнце светит яркими лучами. На картине Цыплакова можно увидеть всю красоту зимнего времени. Морозная свежесть, вдали от цивилизации, где нет машин, и фабрик, которые засоряют воздух. Когда смотришь на картину, то кажется, что вот оно место, где рука человека не коснулась земной природы. Вот она, настоящая зима, которая должна быть везде. Снежные дома, деревья, земля, покрытая снежно белым покрывалом.

Картина передает настроение легкой изморози, поэтому глядя на нее, становится немного зябко. Слева на картине изображены дома, крыши которых покрывает толстый слой снега. На заднем плане видны деревья, которые сливаются с белоснежным покроем холмов. Дорога, которая расползается около домов, наполнена солнечным светом, и приобретает розоватый оттенок.

Небо окутано сине-серой окраской, через которое проблескивают яркие лучи солнца. К сожалению, эти лучи не греют, но придают потрясающую картину, благодаря сверканию на белом снегу. Обычный день сельского населения. Привычный способ передвижения зимой, у людей, живущих в деревне, это лошади, запряженные в сани.

Картина «Мороз и солнце» точно передает суету сельских жителей, когда нужно запасаться дровами в лесу, и спешить домой, в тепло. Мужчина в санях приветливо машет рукой, возможно, он увидел, кого-то, кто также копошится на улице в морозное время. Ведь слыша о деревне, представляется дружная атмосфера среди жителей. Ощущая себя на месте этих жителей, охота окунутся в атмосферу сельской жизни. Когда взрослые на улице заняты уборкой снега, или распиливанием дров, а дети тем временем резвятся в сугробах, играют в снежки, катаются с горки. После такой морозной прогулки, охотно выпить кружечку горячего чая, и греясь возле печки, думать о предстоящих делах. А вечерами, когда все дела на сегодня сделаны, встречаться семьями и обсуждать прошедший день.

Снежный пейзаж, изображенный Цыплаковым, оставляет внутри чувство насыщенного удовольствия и надежду, что где-то в глубинках России, действительно существуют такие места, куда можно приехать в зимнюю пору и ощутить на себе всю прелесть морозного времени. Прожить это восхищение вместе с жителями деревни, и знать, что можно вернуться сюда, скрывшись от городской суеты.

Для 9 класса

Вариант 2

На картине изображена деревня, точнее околица деревни. С правой стороны домов нет — кругом глубокий снег. Это, наверное, январь месяц. На улице морозно, поэтому, снег кажется розоватым вперемежку с синевой. Его выпало так много, что трудно идти. Высоту можно определить по глубине протоптанной тропинки. Он искрится, переливается в солнечных лучах мелкими изумрудами.

Деревья, в частности берёзы, стоят покрытые снежным инеем, как-будто завернутые в вологодские кружева. Это отчётливо видно на фоне голубоватого безоблачного неба.

На немного расчищенную деревенскую улицу заезжает лошадь, запряжённая в сани. Мужчина в санях сидит спиной к лошади. Он одет тепло, по-зимнему. Контролирует вторую лошадь и сани, поэтому и сидит к ним лицом, спиной к первой лошади. Это опытная лошадь, она сама знает дорогу домой. За сугробом виднеется голова второй лошади.

Вот мужчина протянул руку в сторону второй лошади. Возможно, во вторых санях никого нет, лошадь везёт поклажу в санях. Возможно, вторая лошадь или молодая, или норовистая. И мужчина вынужден управляться один с двумя лошадьми и санями.

Нам из-за сугробов не видно, но, возможно, существует и второй мужчина. Он замыкает обоз и контролирует сзади движение этого маленького каравана. Тем более, что обоз поднимается в гору, а это тяжело для лошадей. Ведь, наверняка, сани сильно нагружены. Так и кажется, что снег скрипит под ногами людей и полозьями саней.

На заднем плане виднеется лес. Возможно, в санях лежат дрова. А может быть, мужики были на зимней рыбалке, и везут домой богатый улов.

С левой стороны видны крыши домов, линия электропередач, натянутая на деревянные столбы. Значит, это современная деревня начала 20 века. По крайней мере, в домах горит электрическая лампочка. Про другие прелести цивилизации говорить не приходится.

Скорей всего, на картине изображено время где-то около обеда. Зимние дни коротки. Скоро начнёт темнеть и температура воздуха понизится.

Несмотря на суровые морозы, обильные снега русские люди любят зиму. Устав от летней жары, они с нетерпением ждут её. Старинные русские забавы поражают своим разнообразием. Это и лепка снежной бабы, катание с гор на санках, лыжах. А на замёрзших реках и прудах — на коньках. Это и взятие снежных городков, и катание на русских тройках. Русским людям не страшен никакой мороз! В крещенские морозы народ купается в ледяной проруби.

Так и просятся вслух строки Пушкина: «Мороз и солнце — день чудесный!» Поэт, и это, очевидно, любил русскую зиму. Иначе, как он мог так красиво её описывать.

Художник тоже любит зиму. Глядя на картину, так и хочется покувыркаться в этой куче снега. А потом дома, снять с себя мокрую одежду и — за стол, к горячему самовару. С наслаждением напиться сладкого душистого чая с вареньем, лимоном и плюшками. Согреться и задремать у тёплой деревенской печки, под мурлыканье пушистого кота.

Вариант 3

Данная картина заслуженного деятеля искусства и известного художника Виктора Григорьевича Цыплакова известна всем. Она была написана со стихотворения Пушкина и всё то, о чем стихотворение художник передал на полотне красками.

На данной картине мы видим русскую зиму с ее заморозками и огромными глыбами и сугробами снега. Всё покрыто пушистой шапкой, которая слегка поблескивает из-за сильного мороза. Он искрится в лучах еле видимого солнца. Произведение выполнено только в холодных оттенках. Это отображается в бело-голубом снеге и в светлом небе. Только сани с лошадиной упряжкой являются темным пятном. Они вальяжно и тихо поскрипывая, заезжают в деревню. Лошади плавного везут своего хозяина, одетого в теплые и большие одежды в деревню. Так же мы видим небольшой кусок деревенских улиц и домов. Слева видны дома крыши, которых покрыты снегом так, что создается чувства спячки этих домов. Если бы не упряжка лошадей можно подумать, что всё в тишине и все спит.

Дальше наше внимание привлекают линии электропередач, потому что при первом взгляде можно подумать, что картина олицетворяет старорусскую деревню. При первом взгляде чувствуется холод и даже немного тело покрывается мурашками. Все сказочные переливы заставляют нас перенестись в этот чудесный мир и начать мечтать о чем-нибудь высоком и возвышенном. Все деревья в снегу и создается впечатление, что это голубое море, которое не имеет ни конца, ни края, которое передает всю сущность русской зимы.

Все очень гармонично и Виктор Цыплаков дает нам понять, что акцентировать внимание только на морозе не стоит, а следует обращать на красоту русской природы и жизни. Это поистине шедевр, наполненная добром и светом, который окутывает как снег не только нас, но и стоящие деревья. Ведь зима это чудесное время наполненное сказочными чудесами. Через такое произведение, которое не оставит ни кого равнодушным, чувствуется колорит настоящей русской зимней деревни, а так же автор дает нам почувствовать тепло из печи в тех заснеженных домах.

Описание картины Мороз и солнце

Картина «Мороз и солнце» написана величайшим советским живописцем тех времен, Виктором Цыплаковым. Данное произведение искусства было представлено на защите дипломного проекта автора. После защиты, художник стал очень известен. Он писал картины в направлении реализм.

Картина «Мороз и солнце» создавалась автором очень тщательно, он очень хорошо подбирал цвета, старался донести мельчайшие подробности. На эту работу его вдохновило стихотворение Пушкина «Зимнее утро».

На картине мы видим морозный день в какой-то российской глубинке. Вся земля укрыта белоснежным, пушистым снегом, который блестит от лучей солнца. Когда смотришь на полотно, то передается настроение того дня. Действительно можно ощутить тот холод и приятный хруст снега под ногами. Автор использовал в работе белый цвет, и разбавлял его с другими оттенками, что бы достигнуть контраста.

Мы видим сельские домики и деревья, припушенные снегом. Стоят столбы, натоптана дорога. И на дороге появляется упряжка коней со своим извозчиком. Мужчина машет рукой, возможно, приветствует кого-то из своих близких. В мыслях поскорее попасть в теплый дом и выпить горячего чая с булкой. Небо небесно-голубого цвета, местами есть затемнения, автор намекает, что вот-вот спустится пушистый снег.

Глядя на картину, невольно представляешь себя в том месте. Так и хочется пробежаться по белоснежным, пушистым сугробам, слепить снеговика. Ощутить тот мороз, который так приятно пощипывает щеки. Хочется ощутить ту, настоящую русскую зиму, про которую в детстве рассказывали бабушки и дедушки. Мысленно представляешь себя в повозке лошадей, который мчат тебя по деревни, снег летит в лицо. Благодаря тому, что автор умело справился с цветовой гаммой и донес нам весь контраст того утро, можно мысленно оказаться внутри картины.

Почти все свои изумительные работы были посвящены красоте и богатству русской природы. Художник всегда старался правдиво передать весь пейзаж, который он наяву. Особенно хорошо это заметно в цветовой гамме, которую использует художник. Его картины настолько насыщены цветом, что можно любоваться вечность. Когда смотришь на полотно, то в душе становится ярко и тепло от игры красок.

Вариант 5

Виктор Григорьевич Цыплаков – живописец, художник, широко известный своими трудами. Известно, что уроки мастерства он брал у великих людей таких, как Герасимов или же Шегаль. Немаловажное значение представляет собой картина Цыплакова, название которой заимствовано от Пушкина, «Мороз и солнце», где перед глазами предстает необычный пейзаж, поражающее воображение.

Смотря на полотно, на котором изображена необыкновенная красота, нельзя не ощутить присутствие, пускай мысленное, зрителя в том месте, что показывает художник. Улица, которая представляется на картине, занесена снегом. Видно, что недавно сильная метель окутала место, покрыв его большим слоем снега. Он блестит на солнце, а это всё потому, что мороз довольно-таки сильный. Небо ясное, все вокруг светлое, за исключением лошади темного цвета вместе с санями при въезде в город.

Если присмотреться, то можно увидеть много домов, которые покрыты снегом. Всё изображение овеяно некой стариной, древностью, однако столбы, где присутствуют линии электропередач, уже есть на картине. Получается, что художник хотел донести до зрителей всё великолепие природы, которая нас окружает. Она потрясающая и великолепная, а мы её порой не замечаем. Присутствуют на картине Цыплакова и солнечные лучи, что падают на землю, но не согревают её, зато великолепие отражения просто превосходно.

Полотно Виктора Григорьевича содержит множество оттенков синего. Это придает картине мягкость, это отвлекает от привычной холодности пейзажа. Перед нами такой густой лес, который покрыт снегом благодаря пришедшей метели. Красота необъяснимая и неописуемая, каждый обязан сам взглянуть на творение Цыплакова, уяснить то, что тот пытался донести зрителям.

Таким образом, смотря на картину, ощущаешь спокойствие да тишину. Изображение, в котором присутствует некая доля холодности, на самом деле не отталкивает и не даёт околеть от мороза, а наоборот, позволяет согреться теплотой увиденного. Если человек, бросивший взор на картину, помедлил перед тем, как увести его в прежнюю точку, значит, его душа стремиться к постижению прекрасного. А это очень важно. Это чувство – чувство духовности, стремление к его постижению, к умению ценить прекрасное, — стараются воспитать в нас все художники и живописцы. Они считают это долгом. И правильно. Так оно и есть.

Описание картины 6

Виктор Григорьевич Цыплаков – один из самых уважаемых и успешных художников, работавших в духе соцреализма. Известность Цыплакову принесли портретные патриотические работы: «Горький на Волге», «Ленин», «Допрос Зои Космодемьянской». Но есть у Виктора Григорьевича и пронизанные спокойствием и искренней любовью изображения российской глубинки.

Картина «Мороз и солнце», принадлежащая кисти художника, переносит смотрящего в затерянное на бескрайних просторах нашей родины село или маленькую деревушку в средней полосе.

На полотне изображено солнечное зимнее утро, небольшие деревенские домики, конный путь в деревню, прямо как в стихотворении А.С. Пушкина. На картине то чудесное время, когда метель кончается и из-за облаков выходит яркое солнце. К сожалению, они не греет, но его лучи задорно играют на чистом белом снегу, заставляя снежинки переливаться и сверкать. Передать слепящее мерцание художнику отлично удалось с помощью бело-голубой цветовой гаммы и крупных размашистых мазков.

Вся картина выполнена с использованием белесых оттенков, будто бы она затянута легкой изморозью. Однако, между сугробами и голубоватым небом создается четкий контраст. Хорошо выделяются на этом фоне небольшие домики, с левой стороны, которые будто стремятся спрятаться за горизонт. Чуть темнеют на свежевыпавшем снегу голые деревья, покрытые инеем и легкими снежными шапками.

В правом углу холста начинается дорожка, совсем недавно проложенная сквозь пушистые свежие сугробы. Снег на тропинке еще не успел слежаться и испачкаться, а потому совсем не портит умиротворяющий пейзаж. Заканчивается путь под копытами лошади, везущей тяжелые сани. Может быть, четвероногий работник тянет в деревню дрова из ближайшего леса? Увы, нельзя точно утверждать, чем же нагружены сани, скрытые за изгибом дороги.

Животное сонно плетется по дороге в деревню, расположенную на небольшом пригорке, а рядом с ним можно видеть фигуру человека, подгоняющего его. Мужская фигура в темной одежде находится чуть впереди коня и груженых саней. Мужчина на картине поднял руку, поторапливая своего коня.

Такая пасторальная картина, казалось бы, должна была происходить в русской глубинке когда-то очень давно. Но нет, вдоль дороги тянутся провода линии электропередач, которые и дают внимательному зрителю подсказку, что изображенные события происходили гораздо позже, чем кажется. Приблизительно в 30-е годы прошлого столетия.

9 класс

>Описание настроения картины Цыплаков — Мороз и солнце

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Кустодиева На террасе 7 класс

    Это очень приятная картина, семейная и светлая. Кажется, что я видел её уже где-то… На какой-то пачке чая, по-моему. Здесь всё так естественно. Она совсем не похожа на старые фамильные портреты

  • Крымов

    Крымов Николай Петрович – художник, педагог, родившийся в 1884 г., в Москве. Рисовать он учился у своего отца, художника-передвижника. В 1904 г. поступил в художественное училище, на архитектурный факультет.

  • Сочинение по картине Рафаэля Сикстинская Мадонна

    Эта картина была написана для святой церкви, в основу был положен библейский сюжет. По своим размерам она огромная, почти три метра в длину и два метра в ширину.

  • Сочинение по картине Толстого Цветы, фрукты, птица 5 класс

    На золотистом фоне полотна изображена красивая прозрачная стеклянная ваза, необычной дутой формы. В ней находятся цветы белых и розовых оттенков, наверное, перед написанием картины, художник принес их из сада

  • Сочинение по картине Билибина Иван-Царевич и Лягушка-Квакушка 3 класс

    В основу этой картины, легла история из сказки, благодаря которой, и оказался Иван – Царевич, в таком необычном месте, как болоте. Вся интрига заключалась в том, что на первом плане, явно видно удивление молодого царского сына

Разработка урока развтия речи по русскому языку. Подготовка к сочинению-описанию по картине В.Г. Цыплакова «Мороз и солнце» в 9 классе план-конспект занятия по русскому языку (9 класс) на тему

РАЗРАБОТКА УРОКА

РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ

ПО КАРТИНЕ ЦЫПЛАКОВА «МОРОЗ И СОЛНЦЕ»

В 9 КЛАССЕ

Разработала:

учитель русского языка и литературы

МОУ СШ № 85 имени Героя РФ Г.П. Лячина

Дзержинского района Волгограда

Стретельникова С.Г.

Цели: 1.обучать словесному описанию картины, умению ее «читать»,

2. развивать связную речь учащихся, используя сложносочиненные предложения и изобразительно-выразительные средства, развивать умение ярко и образно выражать свои мысли и чувства, способствовать обогащению словарного запаса подростков,

3. воспитывать любовь к искусству и родной природе, к зиме как чудесному времени года, развивать чувство прекрасного.

Методы и приемы: слово учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение

стихотворения, лексическая работа, cообщения учащихся,

работа с отрывками из текстов художественных произведений.

Оборудование: репродукция картины Цыплакова «Мороз и солнце», портрет

художника Цыплакова, презентация «Зима в изображении поэтов и

художников», памятка «Как читать картину» — раздаточный

материал, компьютер, мультимедийный проектор, экран, записи на

доске.

Ход урока:

1. Орг. момент. – Наведите порядок на столах. Перед вами должны находиться учебник (с репродукцией картины), тетрадь с вашими наработками, выписками и памятка «Как «читать» картину», к которой мы обратимся по ходу урока.

  1. Сообщение темы и цели. Наша тема: «Подготовка к сочинению-описанию по картине Цыплакова В.Г. «Мороз и солнце».

— Я хочу видеть вас думающими, глубоко чувствующими, эмоциональными, сопереживающими.

3. Вступительное слово учителя.

— Чтобы понимать и ценить искусство, нужно быть готовым к его восприятию. Искусство требует умения фантазировать, «разгадывать», зорко видеть, тонко чувствовать. Талантливое художественное произведение побуждает нас думать, анализировать жизнь, строить догадки, что-то представлять, воображать, искать отзвук своим чувствам, переживаниям, настроению, проникать в замысел автора, мир его чувств и мыслей. Ценность изобразительного искусства (живописи) состоит в том, что через изображение предметов и явлений перед нами раскрывается их внутренняя сущность, эстетическое содержание.

Обращение к эпиграфу: Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Ф.И. Тютчев.

Талант художника состоит в умении передать «чувство» природы, уловить жизнь, настроение природы, которое проникает в художника, задевает его неуловимые душевные струны. Сегодня мы постараемся убедиться в этом.

4. Создание лирической атмосферы, настроя (на зимнюю тему).

Наша сегодняшняя встреча посвящена самому удивительному, самому прекрасному времени года — зиме. Сказочную русскую зиму любят все: и взрослые, и дети. Прозрачный морозный воздух, хлопья пушистого снега, сугробы, хрустальные узоры на окнах, скрип саней. Ее воспевают художники на своих картинах, о ней сочиняют песни и слагают стихи поэты. А все это потому, что природа зимой особенная, она какая-то торжественная, величавая, сияющая чистотой и свежестью, зима – очень красивое время года. И сегодня мы еще раз в этом убедимся. А помогут нам в этом художники, поэты и писатели.

— Итак, представьте, что вы находитесь в Третьяковской галерее.

На экран с помощью мультимедийного проектора проецируется слайд «Картины русских художников о зиме».

Зиму на своих полотнах изображали Саврасов, Крымов, Соломатин, Грабарь, Пластов, Цыплаков, Коровин, Герасимов и многие другие художники.

  1. Далее проецируется портрет художника В.Г. Цыплакова с краткими сведениями о его биографии.

Ученица делает сообщение о жизни и творчестве художника.

Виктор Григорьевич Цыплаков родился в 1915 году в Москве, в простой крестьянской семье. Вскоре семья Цыплаковых вернулась на родину, в село Бурминки бывшей Рязанской губернии. Ярких деревенских впечатлений хватило Виктору на многие годы жизни. Они не могли быть только радостными, это были годы гражданской войны, послевоенного голода. По окончании Изотехникума он поступил в Московский художественный институт (1936 г.) Многие педагоги оказали на художника большое влияние. Но главной школой для него была Третьяковская галерея. Учился на работах В.Сурикова, И.Репина, И.Левитана.

Свой творческий путь Виктор Григорьевич начал в трудное для страны время, шла Великая Отечественная война. (Его дипломная работа в 1942 г. – картина «Чапаев»). Затем выпускник на 2 года был оставлен при институте для совершенствования мастерства.

Цыплаков очень любил творчество Коровина. В своем увлечении коровинским направлением, сблизился со своим старшим современником С.В.Герасимовым. Почти в одно и тоже время они создавали портретные образы крестьян, изображали зиму. Оба художника, можно сказать, дышали русской деревней.

Пейзаж и жанровая композиция для него нечто нераздельное. Это также связано с традициями Московской школы. В этом отношении особенно интересен «Весенний день»(1943). В 1945 г. Цыплаков пишет свою знаменитую картину «Горький на Волге», где русский писатель изображен в великом раздумье.

Цыплаков много и упорно работал с натуры, развивал одни и те же мотивы. У него часто повторяются террасы с разными видами — в сад, на улицу или в лес, терраса зимой, летом. Это самостоятельный поэтический цикл, охватывающий все времена года, извечный круговорот природы. В картинах весеннего обновления ему удается проникнуть в глубины потаенной, внутренней жизни природы. Особенно интересны весенние пейзажи «Последний снег», «Снег сошел», в которых поэтически проникновенно передано состояние протаявшей, ожидающей тепла земли. Русское начало выражается в неизменном тяготении художника к своеобразной музыкальности в мотивах. В этом один из секретов эстетического обаяния полотен. Цыплакову был особенно понятен древний поэтический образ «поющего» солнца. «Мороз и солнце». Близость к русской поэзии и музыке (русскому романсу) чувствуется даже в названиях картин и этюдов: «Последние дни осени», «Зимушка-зима», «Март-бокогрей».

В зимних пейзажах особенно обращает на себя внимание виртуозное мастерство художника — разнообразная кладка красочного слоя, то более плотного и весомого, то, напротив, размытого воздухом, почти акварельного. Не случайно этюд «Мороз и солнце», который находится ныне в Третьяковской галерее, вызвал бурное восхищение И.Грабаря.

Особое место в живописи Цыплакова занимают автопортреты и портреты близких людей.

Цыплаков много лет посвятил преподавательской работе с молодежью в Суриковском. Он является Народным художником РСФСР, членом-корреспондентом Академии художеств, Лауреатом Государственной премии СССР.

Большая персональная выставка 1986 года в Академии художеств стала подлинным новым открытием художника. Цыплаков очень ждал эту выставку, готовился к ней, но так ее и не увидел. Выставка была лучшим подтверждением того, что его творчество не устарело, а напротив, оказалось вполне современным и более масштабным.

— Давайте обратимся к репродукции картины Цыплакова «Мороз и солнце».

6. Беседа по картине: (1 этап – целостный охват произведения: непосредственное

впечатление от рассматривания картины в целом).

— Картина называется «Мороз и солнце». Рассмотрите репродукцию этой картины.

Не возникает ли у вас желания продолжить ее название стихотворными строками А.С. Пушкина?

Выразительное чтение стих-ия «Зимнее утро».

— Какие мысли и чувства вызывает у вас картина? Какое настроение?

(чувство радости, восторг, приподнятое настроение, бодрость)

— О чем хотел сказать нам своей картиной художник?

— О чем хотел «заставить» задуматься?

( как бы ни были тяжелы обстоятельства жизни, не нужно терять надежды на лучшее, стараться получать от природы заряд бодрости, утешение от тревог, вдохновение, творческие силы).

Уч-ль: — мы с вами выяснили общее впечатление от картины.

Цыплаков пишет полнокровно, смело, с лихим размахом. Он с восхищением передает розовый свет на снегу, прослеживает движение бегущих теней по земле, любуется яркими и светлыми красками. Его пейзаж написан горячо и страстно, будто на одном дыхании. Свежестью и непосредственностью этюдного восприятия веет от всех картин художника, вобравших в себя вечную красоту земли.

2-й этап – осмысленное рассматривание деталей картины с их пояснениями.

Беседа по вопросам:

— Какова же основная мысль картины? Как вы думаете, что хотел запечатлеть художник на своей картине?

(Прекрасный зимний солнечный день. Великолепный зимний пейзаж после снегопада).

— Что более всего выражено на картине?

(бескрайняя русская степь с ее просторами).

— Как вы думаете, чем привлек художника этот уголок природы? Что поэтичного он увидел в этом пейзаже?

(Окраина сельской местности, которая наиболее близка природе, в отличие от города. Бескрайны степные просторы, «Есть разгуляться где на воле…». Земля покрыта великолепным белоснежным ковром. Прекрасны в своем наряде опушенные инеем деревья, напоминающие каких-то зверюшек, необычных существ. Все это похоже на зимнюю сказку, в которую так и хочется «войти»).

— А теперь давайте обратимся к лирическим зарисовкам художников пера – поэтов. Посмотрим, как поэты описывают зиму.

Слайды с поэтическими строками – зарисовками зимы.

Зачитывание четверостиший с последующей лексической работой.

— Какими приемами пользуются поэты, так ярко и красочно описывая зиму? С помощью чего они очеловечивают ее?

(изобразительно-выразительными средствами: олицетворениями, метафорами, эпитетами, сравнениями).

— Давайте назовем и выпишем из каждого четверостишия изобразительно -выразительные средства, чтобы вы потом могли их использовать в ваших сочинениях.

Найдите изобразительно- выразительные средства:

Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица-душа,

Белоснежная лебедка,

Здравствуй, матушка- зима!

П. Вяземский. (Метафора: молодка, раскрасавица-душа,

лебедка, матушка-зима и обращения).

Зимняя песенка

Вот зима пришла серебристая,

Белым снегом замела поле чистое. (Олицетворения: «зима» пришла, замела,

Днем с детьми на коньках все катается, катается, рассыпается, пишет, стучится).

Ночью в снежных огоньках рассыпается. Эпитеты: зима серебристая, белый снег,

В окнах пишет узор льдом- иголочкой поле чистое, снежные огоньки, свежая

И стучится к нам во двор свежей елочкой. елочка.

Г. Галина Метафоры: рассыпается в снежных

огоньках, пишет льдом-иголочкой,

Первый зимний снежок стучится елочкой).

Белым пухом летит;

Первый легкий мороз (Эпитеты: зимний, белый, легкий.

Веселит и бодрит. Олицетворение: мороз веселит, бодрит)

А.С. Пушкин

Вьюга снежная, пурга, (Олицетворение: напряди, взбей, пурга.

Напряди нам пряжи, Метафора: пряжа, пух (снег.

Взбей пушистые снега, Эпитеты: снежная, пушистые, лебяжий).

Словно пух лебяжий…

С. Маршак

На пушистых ветках Эпитеты: на пушистых ветках,

Снежною каймой снежною каймой, белой бахромой.

Распустились кисти

Белой бахромой.

С. Есенин

Первый снег. Метафоры: мир из серебра, огней,

Серебро, огни и блестки, — блесток. В жемчугах горят березки.

Целый мир из серебра!

В жемчугах горят березки,

Черно-голые вчера.

В.Я. Брюсов

— Опишите снег, деревья, небо, домики. (Одновременно проводится словарно-лексическая работа. На доске и в тетрадях выписываются интересные словосочетания,)

(Сначала ребята зачитывают свои описания)

— Вы получили задание обратиться к текстам художест. лит-ры. Какие описания вы нашли и выписали у различных писателей? Зачитайте.

Ребята зачитывают.

«Настали чудесные солнечные февральские дни. Утром, как всегда, я вышел побродить вокруг усадьбы и понаблюдать. В природе творилось нечто необычайное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу». (И.Э. Грабарь).

«Я просыпаюсь и подхожу к окну. Морозное солнечное утро. Синее огромное небо над головой. Все засыпано снегом. Он ослепительно сверкает на земле, отражая солнце. Серебром сияют в синеве неба стволы берез, и ярко сияют кристаллики снега на ветвях деревьев. Блестят снежной белизной стены домов и железные крыщи, искрятся на солнце свисающие с крыш сосульки. Невозможно оторвать глаз от этой фантастической красоты ясного зимнего утра. «Быстрей в лес! На лыжи!» — думаю я и мгновенно выскакиваю на улицу.)»

«земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту». (К.Г. Паустовский.)

— Опишите человека в санях. Какое у него настроение? Почему его рука поднята вверх?

— Какое сочетание цветов использовал художник, чтобы придать светлое, радостное настроение?

(белый, голубой, синеватый, синий, сиреневый, серый и оттенки этих цветов).

— Поделитесь своими впечатлениями о картине.

— Удалось ли художнику выразить и донести до нас, зрителей идею картины?

— Что (чего) очень хочется, глядя на нее? Почему?

(Хочется, чтобы быстрее наступила настоящая русская зима, с морозами и снегом. Чтобы погулять по белоснежному ковру, подышать свежим морозным воздухом. Покататься на коньках, лыжах или санках, полепить снежную бабу, поиграть в снежки. И, конечно, встретить самые любимые зимние праздники: Новый год и Рождество.)

— Как называют зиму наш народ, писатели и поэты?

(С нежностью и любовью: Зимушка-зима, чародейка-зима, волшебница-зима).

2-й вариант сочинения — «Вид из окна».

— Представьте, что вы живете в одном из тех домов, которые изображены на картине. Вы подошли к окошку и увидели… Опишите, что вы увидели.

Возможное начало:

«Я проснулся(лась) довольно рано. В доме было тепло, светило солнце. Я побежал(а) к окошку…»

— Некоторым из вас было дано опред. задание: написать, что вы увидели, выглянув в окно). Зачитывают 2 чел-ка.

Например: «Я подбежала к окошку и застыла от изумления. Хороводы снежинок кружились в воздухе, сверкали и искрились на крышах домов, проводах. А привычная улица стала совершенно другой, покрытой сплошным белоснежным ковром. Иней своими причудливыми кружевами украсил ветви деревьев. Кажется, что сам Дед Мороз бродил здесь ночью, прикасаясь к ним своим волшебным посохом. И появились незнакомые сказочные существа. Неподвижные странные белые фигурки расселись по пням, сучкам и кустарникам. Тут вылез из сугроба маленький гном в огромной пушистой шапке. А там необычные звериные фигурки. Такое ощущение, что с минуты на минуту прилетит в свои чертоги Снежная Королева. Настолько красиво и необычно вокруг, как в сказке!»

7. Подведение итогов.

— Какую красоту воспевает художник своей картиной? Только ли о внешнем преображении природы и мира он говорит (с помощью красок)?

(Он показывает внешнюю красоту, преображение природы и мира. Но этим хочет сказать нам, что под воздействием белоснежного наряда земли, деревьев и ослепительной палитры человеческие мысли, помыслы и чувства становятся и должны стать такими же чистыми и светлыми. Люди становятся добрее и милосерднее, молодеют душой.)

— Каждому из вас дана памятка «Как писать сочинение по картине», которую вы можете использовать в качестве плана при написании сочинения.

ПАМЯТКА

СОЧИНЕНИЯ-ОПИСАНИЯ ПО КАРТИНЕ

«Как читать картину»

1. Вступление. Сведения о художнике.

2.Описание картины (ее содержание).

— Название картины. Почему она так названа? (Очень часто название говорит нам

о замысле художника, о том, что считал он в своей картине самым главным).

— Кто изображен на картине (или что изображено?)

— В какие годы, в какое время года и суток происходит событие? Какие детали на это указывают? Где происходит действие? (описание обстановки, природы).

— Кто или что занимает на картине центральное место? Опишите главного героя (портрет, позу, одежду).

— Есть ли еще действующие лица?

3. Заключение. Что хотел художник сказать своей картиной? (идея). Какие мысли и чувства выражены им?

— Какое впечатление произвела на вас картина? Выразите свое отношение к ней.

Домашнее задание: написать сочинение-описание по картине «Мороз и солнце»

Сочинение по картине Цыплакова Мороз и солнце

Сочинение по картине Цыплакова Мороз и солнце для 9 класса

План

1.Творческий путь великого гения

2.Общее описание картины

3.Анализ полотна

4.Обобщающий вывод

Виктор Цыплаков – советский живописец, известный как мэтр крупных тематических картин. Слава буквально обрушилась на него после защиты дипломной работы. Он работал в направлении реализма, а техника написания картин тяготеет к импрессионизму.

Его творчество неразрывно связано с пленэрной живописью, где вся цветовая гама, передается через солнечный свет и воздух, а также стремится к правдивому изображению богатств природы. Любимым жанром живописи был пейзаж. Большое количество полотен посвящено русской природе, где Цыплаков с точностью передавал жизненную ее силу, которая отражалась в цветовом колорите.

Одна из выдающихся картин мастера «Мороз и солнце». В ней художник выразил умение сочетать цветовые оттенки со светом. На создание этого шедевра Цыплакова вдохновило стихотворение А.Пушкина «Зимнее утро», строчки, которого воспевают красоту зимней поры года.

На картине изображен морозный день в сельской деревне. Вся поверхность земли покрыта снегом. Полотно светлое, но холодное. Художник применял белый цвет, и добавлял к нему цвета – розовый, желтый, серый, голубой. Вся картина светится различными оттенками, но холод в ней как раз и пронизывается белым цветом.

Небо на картине светло-голубое, но в некоторых местах затемнено, был сделан акцент на том, что в любой момент может пойти снег. Интересно то, что мастер не нарисовал именно солнца. Но о том, что оно отображается на полотне, понятно благодаря игре света и тени. С помощью контраста и насыщенности мазков, художник показал солнечный день, а также ощущение мороза.

Земля укрыта настолько белоснежным покрывалом, что оно отдает, синим цветом. Центральное действие немного смещено вправо. Это дорога, по которой заезжает в деревню лошадь, запряженная в сани, а управляет ей мужчина. Он машет рукой, скорее всего, увидел кого-то из своей семьи, и стремиться поскорее, попасть в теплый дом, отогреться от мороза.

Цыплаков создал композицию, в которой спокойствие и безмятежность нарушились движением. При написании композиционного центра, художник использовал темные и розовые краски, которые сразу привлекают внимание. Эти несколько цветовых пятен, создали гармонию колорита, несмотря на большую часть монохромии пейзажа.

Целостность полотна достигнута тем, что художник поместил в центр картины точку соединения перспективы. По левой стороне от дороги видны несколько домов. Тени от деревьев, которые видны на снегу возле дома, «говорят» о том, что на картине изображена вторая половина дня. Их крыши усыпаны снегом. Вся улица находится в состоянии глубокого сна, до появления лошадей.

Видны светло-коричневые столбы, по которым пущены провода с электричеством. Справа видны высокие березы, которые прикрывают заснеженными ветками часть горизонта. Вдали видна густая полоска леса, разграничивающая небо и землю. Это полотно завораживает игрой света и тени, переходами голубого и розового, которые неощутимо выливается в синие тона, а за тем рассеивается в белом цвете. Удивительно, как обычный бытовой пейзаж, мог закодировать в себе столько информации.

Когда смотришь на полотно, хочется перенестись к этому зимнему чуду, насладиться яркими цветами, прокатиться в санях, почувствовав при этом «вкус», запах и цвет настоящей зимы. Виктор Цыплаков всю жизнь работал над тем, чтобы с реалистической точностью передать каждую мелочь, особое внимание уделял свету. Он считал, что передача света в пространстве – это сложная задача, которую не каждый художник может выполнить. Но сам Цыплаков справился и примером может служить не только данная картина, но много других работ художника.

Мороз и солнце картина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *