Ласточки пропали фет

Ласточки пропали,
А вчера зарёй
Всё грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.

С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.

Выйдешь — поневоле
Тяжело — хоть плачь!
Смотришь — через поле
Перекати-поле
Прыгает, как мяч.

Анализ стихотворения «Ласточки пропали» Фета

А. Фет на протяжении всей жизни оставался преданным поклонником природы. Он умел найти элементы прекрасного в самых незначительных деталях. Лишь осень поэт считал временем года, которое связано только с печальными и тоскливыми чувствами. Он не испытывает восторга по поводу увядающей красоты. Лишь в редких исключениях ему удается подметить особое осеннее очарование. В 1854 г. Фет написал стихотворение «Осень», в котором четко выразил свои впечатления по поводу безрадостной осенней картины.

Следует сразу отметить, что большую роль в стихотворении играет образ улетающих на юг птиц. Начинается оно с характерной фразы: «ласточки пропали». Обычно ласточка символизирует весну. Автор тем самым подчеркивает полную противоположность двух времен года. Беспокойный полет грачей также наводит на мысль о готовящемся перелете.

Фет описывает необратимые перемены в природе, оказывающие влияние на человека («все спится»). Внезапная сонливость напрямую связана с предстоящей зимней спячкой. Человек чувствует в себе природные инстинкты и бессознательно подражает животным и растениям.

Сквозь тоскливое чувство прорывается эмоциональный возглас лирического героя: «лучше б снег да вьюгу». Для него зимние морозы представляются лучшим выходом, чем утомительное и однообразное постепенное погружение в сон, напоминающее медленное приближение смерти. Зима не дает человеку успокоиться, побуждает к деятельности. Осень же окрашена тусклыми неприветливыми красками, она действует самым подавляющим образом.

В образе потянувшихся к югу журавлей автор видит окончательный приговор природе, которая уже обречена. Этот финальный аккорд доводит лирического героя до крайней степени отчаяния: «тяжело – хоть плачь». Автор на протяжении всего произведения не мог зацепиться за что-нибудь взглядом. Наконец, в его поле зрения возникает перекати-поле. Оно символизирует неприкаянность и обреченность человеческой души, оставшейся один на один с мертвой природой.

Характерной особенностью стихотворения является пятистишие, редко использующееся русскими поэтами. Такая необычная форма как бы намекает на бесконечность и тягучесть осенних дней.

Фет практически не использует в произведении эпитеты. Сравнения не играют большой роли, они не выразительны и сделаны по необходимости («как сеть», «как мяч»). Единственное образное олицетворение – «ветер злится да стучит».

В целом стихотворение «Ласточки пропали» создает очень печальное настроение. Оно полностью поглощает лирического героя и доводит до мучительного состояния безысходности.

Журавлиная вера А. Фета — Ласточки пропали

Стихотворение А. Фета “Ласточки пропали” традиционно рассматривается как классический образец пейзажной лирики, посвященной изображению картин осенней природы. И это, безусловно, имеет серьезные основания. Картины и образы, возникающие перед нами при чтении стихотворения, отличаются удивительной яркостью, конкретностью, живописностью. Это и образ стаи грачей, которая кружится на фоне вечерней зари, напоминая прихотливо извивающуюся, непрерывно меняющую свою форму сеть. Это и конкретные детали, передающие атмосферу поздней осени: ранние сумерки, обвальный листопад, резкий порывистый ветер. Это и образы осеннего кочевья — вереницы птиц, летящие на юг, кусты перекати-поле, несущиеся по степи…
Данная конкретность и наглядность очень соблазнительна для учителя: достаточно дать задание на “словесное рисование” — и рассказ о содержании стихотворения готов. Именно так сегодня складывается в подавляющем большинстве случаев практика изучения в школе стихотворения “Ласточки пропали” да, пожалуй, и всей русской пейзажной лирики. Подобная методика связана с укоренившейся в школьном преподавании литературы ориентацией на изучение содержания художественного произведения вне постановки вопроса о его смысле. Однако для того , чтобы определить смысл того или иного произведения необходимо дать ответ не только на вопрос: “что сказано в тексте”, но и на вопросы: “как и зачем это сказано”. Проблема смысла неотделима от проблемы выражения. Смысл художественного текста всегда структурно и словесно опосредован. И путь к постижению художественного смысла лежит через анализ структуры текста, его словесно-образной, лингвоэстетической организации.
Обратимся же к анализу и толкованию текста стихотворения А. Фета “Ласточки пропали”. Мы будем идти по пути концентрического расширения “круга понимания”, переходя от внешних, формальных аспектов стихотворения к его содержательно-смысловой и символической стороне.
Приведем текст стихотворения параллельно с его цифровой ритмической схемой (цифры указывают на количество слогов в фонетических словах и на место ударения).
1.Ласточки пропали, (31 + 32)
2. А вчера зарей (32 + 22)
3. Все грачи летали (33 + 32)
4. Да как сеть мелькали (33 + 32)
5. Вон над той горой. ( 1 + 22 + 22)
6. С вечера все спится, (31 + 32)
7. На дворе темно. (32 + 22)
8. Лист сухой валится, (1+ 22 + 32)
9. Ночью ветер злится (21 + 21 + 21)
10. Да стучит в окно (32 + 22) 11. Лучше б снег да вьюгу (21+1+ 32)
12. Встретить грудью рад! (21+21 +1)
13. Словно как испугу (65)
14. Раскричавшись, к югу (43 + 21)
15. Журавли летят. (32 + 22)
16. Выйдешь — поневоле (21 + 43)
17. Тяжело, хоть плачь! (33 + 22)
18. Смотришь — через поле (21+ 43)
19. Перекати-поле (65)
20. Прыгает как мяч. (31 + 22)
(1854).
При внимательном рассмотрении приведенной схемы мы можем убедиться, что стихотворение А. Фета, написанное трехстопным хореем, в своем ритмическом строении отчетливо делится на две равные части. В первой из них (1-2 строфы) наблюдается относительно спокойный ритм, при этом 5 стихов (2,3,4,7,10) имеют тождественный ритмический рисунок.
Ритмика второй части стихотворения отличается значительно большей сложностью и разнообразием. Мы здесь встречаем две строки (15 и 17), соотносительные с доминирующей ритмической схемой стихов первой части. При этом резкие перепады ритма и темпа происходят даже между отдельными стихами (Ср. стихи 12 и 13, 19 и 20 и др.). В двух аналогичных случаях — в переходах от 13 к 14 и от 18 к 19 строке — возникают особые “зияния”, провалы ритма, граничащие с полным распадом размера (подобные явления, широко распространенные в русском стихосложении ХХ века для отечественной версификационной практики ХIХ века были мало характерны). Своеобразный “ритмический хиазм” мы наблюдаем в четырех следующих одна за другой строках — 15, 16, 17, 18, — где двухсложные слова оказываются то в начале, то в конце стиха.
Незначительное количество полноударных строк в стихотворении (5 из 20), а также членение стихотворения на пятистишья явно выделяет его из песенной традиции трехстопного хорея. В соответствии с этой традицией двадцать стихов должны были быть разделены на 5 строф, но тогда бы исчезло четкое разделение на две части и зеркальная симметричность построения стихотворения.
Весьма показательной в этом отношении также является ритмическая соотносительность начальной и конечной строк (31 + 32 и 3 + 22), а также 9 из 12 строк (21 + 21 + 21 и 21 + 21 + 1). Эта соотносительность, вкупе с замедлением-ускорением темпа, а также фиксацией “линии ритмического излома” между второй и третьей строфами, дает основания рассматривать ритмический рисунок стихотворения как своего рода иконический знак , передающий образ летящей птицы (V).
Подобно ритмике стихотворения, его звуковая организация (консонантизм) тоже строится по зеркальному принципу: первая строфа перекликается с четвертой (аллитерация на Л — Р), вторая — с третьей (аллитерация на С — Т).
Зеркальное соотношение и пересечение звуковых комплексов ЛА-АЛ, РА — АР, РА — АЛ мы наблюдаем в первых трех строках стихотворения. При этом звукосочетание РА — АР имеет иконический характер, помогая созданию образа грачей.
Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали…
Сходный, хотя и не столь бросающийся в глаза, архитектонический прием используется в сочетаниях слов: Да как сеть мелькали Вон над той горой” и “На дворе — Да стучит”. Здесь выделяется цепочка: ДА -АД — АД -ДА, хотя речь должна идти скорее о графическом, чем звуко-мелодическом хиазме.
Ко всему сказанному о звуковой организации стихотворения добавим, что его начало — “Ласточки пропали”, — выполняет роль своеобразного музыкального камертона, во многом предопределяя мелодический рисунок последующих строк. Отметим в этой связи игру с согласными С и Т в словах “сеть”, “лист”, “стучит”, где фонетическое сочетание СТ (ср.: ласточки) повторяется с различными вариациями при сохранении порядка следования звуков. В результате перестановки этих согласных (еще один хиазм!) в словах “спится”, “валится”, “злится”, в звучании они сливаются в аффрикату , но графическая связь с исходным звукокомплексом СТ здесь, безусловно, сохраняется. Фонетический облик слова «пропали» искусно обыгрывается в последней строфе стихотворения: «поневоле», «плачь», «поле», «перекати-поле», «прыгает».
Ритмико-мелодические особенности стихотворения находят свое соответствие в его интонационно-синтаксической структуре, которая также делится на две части. Первая и вторая строфы отличаются относительно ровной и спокойной интонацией, в ней отсутствуют восклицательные предложения и резкие синтаксические переносы (анжебеманы); в качестве же средств интонационно-синтаксической связи между первой и второй строфой используется повтори служебных слов — частицы “все” и союза “да”, в результате чего возникает известная симметрия синтаксического построения. Во второй части интонационно-синтаксическая симметрия строф (3 и 4) выражена гораздо сильнее. При этом средство создания ее — иное. Это — интонационная перекличка в начальных стихах третьей и четвертой строф. Во второй части стихотворения мы сталкиваемся с резкими анжебеманами (Ср: “Словно как с испугу / Раскричавшись …”; “Выйдешь — поневоле / Тяжело…”; “Перекати-поле / Прыгает как мяч»). Причем в последней строфе в связи с концентрацией односоставных предложения и синтаксическими переносами, появляются сильные паузы внутри строк, а также увеличивается количество логических ударений, что приводит к замедлению темпа и нарастанию интонационной эмфазы (выделения). Все это — в совокупности с использованием синтаксического параллелелизма (“Выйдешь…; “Смотришь…”), а также приема повтора, нарочитость которого подчеркнута и усилена рифмой (“поле” — “Перекати-поле”), делают концовку исключительно выразительной в интонационном отношении.
Б.М. Эйхенбаум пишет о том, что выдвижение на первый план музыкальной стороны, мелодики и фоники в стихотворениях А. Фета приводит к ослаблению в них смысловой “вещественно-логической” стороны слова . Это утверждение перекликается с оценкой языка А. Фета его современниками, упрекавшими поэта за “нелогичность” и “неправильность” речи.
Вместе с тем отступления от нормы в контексте А. Фета нельзя рассматривать как речевые ошибки, в подавляющем случае они являются эстетически обусловленными. Параллельно с ослаблением языковых семантических связей, предметно-вещественной стороны слов происходит гиперсемантизация, возникновение своей системы смыслов, подчиняющихся внутренней художественной логике.
Характерным примером “нарушения нормы” в стихотворении “Ласточки пропали” является употребление формы “зарей” (“А вчера зарей Все грачи летали…”). Грамматический контекст (соотношение с наречием “вчера”) диктует восприятие этой словоформы во временном значении, однако здесь присутствуют лексико-семантические ограничения. Временное значение для слова “заря” является вторичным (в отличие от слов “утро”, “вечер”) и проявляется в норме, только в его предложных формах (ср.: “с зарей”, “на заре”), беспредложная же форма “зарей” воспринимается, скорее, в ряду форм творительного падежа слов предметной семантики, употребляемых в обстоятельственном значении: “пространство, внутри которого совершается движение”. Ср.: “полем”, “лесом”, “морем” (идти, плыть).
Совмещение пространственного и временного категориальных значений в форме “зарей” дает основание рассматривать ее как своего рода “грамматическую метафору” , одновременно связанную с изобразительным и выразительным планами (образ стаи грачей на фоне зари и образ-переживание уходящего времени). Эта грамматическая метафора дает нам ключ к пониманию значительной части словообразовов стихотворения, которым присущ двойственный изобразительно-выразительный характер.
Так, сравнение стаи грачей с сетью кажется чисто изобразительным, однако в контексте стихотворения оказывается не менее важной и его словесно-выразительная сторона: слово “сеть” вызывает в нашем сознании представление о плене, неволе. Тема неволи скрыто присутствует и в словах “спится” и “валится” (глаголы с безлично-возвратным и страдательно-возвратным значением), в которых на первый план выступает момент принудительности действия при отсутствии или пассивности субъекта. Аналогичную функцию выполняет употребление формы единственного числа “лист” вместо “листья”, что создает образ сплошного множества, неоформленной, нерасчлененной массы, в которой утрачивается возможность всякой отдельности, индивидуальности и тем самым — свободы.
То, что скрывается в первой части “между строк”, оставаясь вне “светлого поля сознания” читателя, во второй части выводится наружу, становится более доступным для восприятия. Так, мотив неволи получает прямое выражение во фразе: “Выйдешь — поневоле Тяжело — хоть плачь”.
В образе же перекати-поля воплощено переживание жизни как бесконечного и бесцельного блуждания по земле. Перекати-поле, как и лист, — это мертвые подобия птиц. Свободному, стремительному полету, символом которого является слово “ласточки” (общеслав. “ласта” буквально значит “летящая”) противопоставляется пародия полета: “прыгает как мяч”.
Наиболее важной для понимания смысла и пафоса стихотворения является фраза” “Лучше б снег да вьюгу встретить грудью рад!”. На первый взгляд, здесь мы имеем традиционное продолжение пейзажной темы. Однако речь здесь идет не просто об ожидании зимы (ср. у Пушкина: “В тот год осенняя погода стояла долго на дворе. Зимы жала, ждала природа”, но об активном стремлении навстречу враждебным стихиям и даже иррациональном желании вступить с ними в схватку (ср. фразеологизм: “биться грудь с грудью” ).
Взрыв чувств лирического героя может показаться неожиданным, внешне не мотивированным на фоне мирного содержания и относительно спокойного фона предыдущих стихов. Столь же слабо мотивированным выглядит и переход от призыва к схватке с зимними стихиями к описанию “поспешного отлета журавлей на юг (“Словно как испугу Раскричавшись, к югу Журавли летят”). Ослабленность внешних логических связей компенсируется лирическим напором, единством и стройностью ритмической и интонационно-метрической структуры. Эти структурные скрепы вместе с тем инициируют появление новых смысловых связей — глубинного, подтекстного уровня. В данном случае мы имеем наглядную иллюстрацию высказывания М. Метерлинка: “Рядом с необходимым диалогом почти всегда идет другой диалог, кажущийся лишним. Вы увидите, что достоинство и продолжительность этого бесполезного диалога определяет качество и не поддающуюся выражению значительность произведения” .
Можно предположить, что резкий ритмико-мелодический перепад между 12 и 13-м стихом (Ср.: 21+21+1 и 65; существенна также разница консонантного рисунка) отражает некоторый внутренний надлом. За образами снега и вьюги встает образ погибли, смерти: жизнь кажется неволей, принуждением, освобождение от которого чается в смерти, причем смерти добровольной, но самоубийственный порыв сменяется испугом (примечательно нервное косноязычие оборота: “словно как с испугу”). Скандирование звукосочетаний ре — ру — ра в ударной позиции в 12 стихе (“Встретить грудью рад”) отсылает нас к звукообразу ра — ар начальных стихов и через него — к грачам, выступающих у Фета вестниками смерти.
В анализируемом тексте связь образа грачей с темой смерти присутствует скрыто, но она получает свое открытое выражение в позднем стихотворении А. Фета “На кресле отвалясь, гляжу на потолке” (1890), где колеблющиеся тени от лампы вызывают у поэта, разбитого болезнями, погруженного в думы о приближающейся смерти, характерный круг ассоциаций:
“Зари осенней след в мерцанье этом есть:
Над кровлей, кажется, и садом,
Не в силах улететь и не решаясь сесть
Грачи кружатся темным стадом”.
Следующие две строфы начинаются словами: “Нет, то крыльев шум, то кони у крылья…” и “Молчу, потерянный, на дальний путь глядя…”
В процитированном четверостишьи мы находим хорошо знакомый нам образный ряд: вечер — осеняя заря — стая грачей. Примечательным также является употребление здесь слова “мерцанье”, этимологически связанного со словом “мелькали” (оба эти слова восходят к “меркнуть”: “р” чередуется с “л”, “к” переходит “ц”.
Стихотворение “Ласточки пропали” соотносится по смыслу еще с одним произведением поздней лирики А. Фета, в котором существительное “Ласточки” выносится в заглавие, тогда как в анализируемом тексте оно является лишь частью первой строки:
Ласточки
Природы праздный соглядатай,
Люблю, забывши все кругом,
Следить за ласточкой стрельчатой
Над вечереющим прудом.
Вот понеслась и зачертила —
И страшно, чтобы гладь стекла
Стихией чуждой не схватила
Молниевидного крыла.
И снова то же дерзновенье
И та же темная струя,-
Не таково ли вдохновенье
И человеческого я?
Не так ли я, сосуд скудельный
Дерзаю на запретный путь,
Стихии чуждой, запредельной
Стремясь хоть каплю зачеркнуть?
(1884).
Как видим, в этом тексте ласточки выступают символом балансирования на грани жизни и смерти, причем вдохновенье, творческий поэтический порыв связывается с риском, запретным путем и дерзким вызовом Богу (показательно употребление здесь библеизма “сосуд скудельный”, т.е. сделанный из глины, праха); при этом — смерть “стихия чуждая и запредельная” одновременно и страшит и притягивает лирического героя.
Большое значение для анализа и интерпретации текста стихотворения “Ласточки пропали” имеют данные по семантике его метра. В стиховедении давно утвердилось мнение, согласно которому каждый размер имеет свой семантический ореол, связан с той или иной поэтической традицией и поэтому влечет за собой определенный круг тем и образов. Как уже отмечалось, стихотворение “Ласточки пропали” написано трехстопным хореем, а этот размер, согласно наблюдениям М.Л.Гаспарова, получил распространение в русской поэзии после стихотворения М.Ю. Лермонтова “Горные вершины”, которое, в свою очередь”, повторяет по своему ритмическому рисунку первую строфу немецкого прототипа — стихотворения Н.В. Гете “Ночная песнь странника”. Изощренная ритмико-мелодическая организация стихотворения А. Фета сближает его скорее с текстом Гете, чем со стихотворением Лермонтова (заметим, что Н.В. Гете был любимым поэтом А. Фета). Мотив пути, темы жизни и смерти, развиваемые в стихотворениях Лермонтова и Гете, получает исключительно своеобразное преломление у Фета.
Стихотворение Гете начинается словами “Над всеми вершинами полей” (;ber allen Gipfeln Ist Ruh) и заканчивается стихом “Отдохнешь ты тоже” (Ruhest du auch). От “всех вершин” у Фета остается одна “гора”, над которой вместо “покоя” — грачи. У Гете идет речь о вечном покое, который ожидает человека в конце жизненного пути. Грачи же в стихотворении Фета, как уже отмечалось, выступают в роли вестников смерти. Слова “Ласточки пропали” соответствуют гетевскому стиху: “Замолкли птички в лесу (Die V;gelein schweigen in Walde).
Призыв к страннику “Подожди” (Warte nur) подразумевает отсутствие в его душе мира, царящего в природе. Вместе с тем этот мотив, приглушенный и еле слышный у Гете и Лермонтова, набирает сокрушительную силу в стихотворении А. Фета, оборачиваясь открытым бунтом против миропорядка.
Примечательно, что стихотворение “Ласточки пропали” самим Фетом в собрание его сочинений не включалось. Есть основания предполагать, что в этом стихотворении получили невольное отражение самые глубинные стороны внутреннего мира поэта, скрываемые им не только от других, но и от самого себя. Косвенным свидетельством этого может служить текст посмертной записки А. Фета: “Не понимаю сознательного преумножения неизбежных страданий. Добровольно иду к неизбежному”. Согласно свидетельству секретаря поэта Екатерины Владимировны Федоровой после того как А. Фет продиктовал ей этот текст, он пытался совершить самоубийство при помощи ножа. Однако в последний момент Фет (далее следует запись устного рассказа Е.В. Федоровой), “часто задышав, упал на стул со словом “черт”. Тут глаза его широко открылись, будто увидев что-то страшное: правая рука двинулась как бы для крестного знамения и тотчас же опустилась. Он умер в полном сознании.
.
Предсмертную записку А. Фета можно также рассматривать как часть “межтекстового пространства” поэта. Характер же и последовательность описанных событий в определенной степени перекликается с четвертой строфой стихотворения “Ласточки пропали”: попытка самоубийства и испуг в конце.
Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.
Появление образа журавлей, у Фета, как и образов грачей и ласточек, не случайна. Смысл и функцию этого словообраза отчасти помогает понять обращение к письму поэта Л.Н. Толстого от 28 сентября 1880 г. В этом письме Фет описывает, как он, сопровождая свою жену Марию Ивановну в ее паломничестве к мощам святого Митрофана Воронежского, любовался на монастырском дворе грациозным танцем необыкновенно красивых ручных журавлей. При этом Фет замечает: “Я люблю только то, что прелестно пляшет в журавле, ибо тайная жизнь, die Sache an sich, которую для людей знают только поэты”. И далее: “А каждому, что ему приятно. Марье Петровне — Митрофаньи образки, а мне журавли, и я даже не помышляю тащить ее в журавлиную веру”.
Итак, журавль выступает здесь символом религии земной красоты, таинства поэтического творчества, приравниваемого к таинствам Церкви. Этот пафос поклонения красоте, искусству пронизывает все творчество и жизнь А. Фета. В стихотворении же “Ласточки пропали” мы видим совершенный образец “прорастания” плана содержания и плана выражения друг в друга. “Изображение становится подобно изображаемому” . И зашифрованный в ритмико-мелодической и интонационной структуре стихотворения образ летящей птицы — это икона “журавлиной веры” Афанасия Фета.

Заучивание стихотворения А. Фета «Ласточки пропали» в подготовительной группе

Ольга Щулькина
Заучивание стихотворения А. Фета «Ласточки пропали» в подготовительной группе

Цель: помочь детям запомнить стихотворение А. Фета «Ласточки пропали».

Задачи: 1. Познакомить детей с новым стихотворением, закрепить приметы осени, обогащать словарь («заря», «валится», показать красоту поэтических образов.

2. Развивать речь детей, образное мышление, внимание, память, чувство рифмы, умение аргументировать свой ответ.

3. Воспитывать эстетический вкус, любовь к русской поэзии.

Предварительная работа: поместить портрет поэта в книжный уголок, чтение стихотворений об осени других русских поэтов (А. Плещеева, А. С. Пушкина), наблюдение на прогулке примет осени, рассматривание репродукции И. Левитана «Осень (Октябрь)», слушание произведений П. Чайковского «Времена года», А. Вивальди «Времена года».

Материалы: репродукция И. Левитана «Осень (Октябрь)», музыка П. Чайковского «Времена года. Октябрь. Осенняя песнь», бумага и карандаши для каждого ребёнка для зарисовки опорной схемы для заучивания стихотворения, шарики с отверстиями и верёвка для игры «Собери бусы».

Ход занятия

Беседа с детьми о приметах осени: назовите известные вам приметы осени. Дети называют приметы осени, опираясь на опыт своих наблюдений во время прогулок.

Воспитатель: Дети, вам нравится осень? Почему? (Дети делятся своими впечатлениями).

Воспитатель: Где можно встретиться с красотой осени? (на природе, в музыке, на картинах художников, в стихотворениях).

Воспитатель: Стихи каких русских поэтов об осени вам известны? (А. С. Пушкин «Унылая пора», А. Плещеев «Осень»).

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с ещё одним стихотворением об осени. Написал его русский поэт Афанасий Фет (на доске выставляется портрет поэта).

Воспитатель читает детям стихотворение А. Фета «Ласточки пропали», фоном звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Октябрь. Осенняя песнь».

Ласточки пропали,

А вчера зарёй

Всё грачи летали

Да, как сеть, мелькали

Вон над той горой.

С вечера все спится,

На дворе темно.

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно.

Беседа по содержанию стихотворения: Понравилось вам стихотворение? О чём оно? Какое оно по настроению? Какие приметы осени отмечены в стихотворении? Как об этом писал А. Фет? (воспитатель уточняет ответы детей, цитируя соответствующие строки стихотворения). Как вы думаете, как назвал своё стихотворение Афанасий Фет? (дети высказывают аргументированные варианты ответов). Затем воспитатель озвучивает название стихотворения — «Ласточки пропали».

Воспитатель повторно читает стихотворение. Какие незнакомые, непонятные слова вам встретились? («зарёй», «валится»).

Проводится словарная работа с терминами «заря», «валится» (посредством словарного исследования дети уточняют смысл этих слов, находят синонимы: «заря» — «восход» или «закат»; «валится» — «опадает»). Далее детям предлагается порассуждать, о какой заре идёт речь в стихотворении – утренней или вечерней с аргументацией ответа.

Затем детям предлагается словесная игра «Доскажи словечко» (воспитатель не читает строчку стихотворения не до конца, последнее слово досказывают дети.).

Далее детям предлагается игра «Собери бусы» (у каждого ребёнка шарик – «бусинка», которую он нанизывает на верёвку, произнося соответствующую строку стихотворения).

Воспитатель: А теперь давайте попробуем рассказать стихи руками. На каждую строчку стихотворения дети придумывают движение или жест. Затем, один ребёнок показывает стихотворение руками, другой его озвучивает (2-3 пары детей).

Затем детям предлагается нарисовать стихотворение (опорная схема) и рассказать его с опорой на эту схему.

Воспитатель: Чем мы сегодня занимались на занятии? Как называется стихотворение, которое вы выучили? Кто автор этого стихотворения? Как мы учились запоминать стихотворение? Всё это вам пригодится в школе, когда будете учить стихи. Что вам больше всего понравилось на занятии? Что было труднее всего? Однако, несмотря на трудности, все успешно справились с заучиванием стихотворения. Я благодарю вас за плодотворную работу и думаю, что рассказав это стихотворение дома родителям, вы очень их порадуете.

Другие авторы

  • Житие Александра Невского
  • Антарктида
  • Баба-Яга и ягоды
  • Береза
  • Сказка про благородного оленя
  • Бумажный змей
  • Чародейкою зимою…
  • Черемуха
  • Первый дождь
  • Друзья
  • Дважды два четыре
  • Отчего галка черная
  • Галоша
  • Глоток молокa
  • Глоток воды
  • Городок в табакерке
  • Говорящий Ворон
  • Хамелеон Чехов
  • Что такое хорошо и что такое плохо?
  • Христос в гостях у мужика Лесков
  • Хромка
  • У сгнившей лесной избушки…
  • Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению
  • Журка
  • Как ваше здоровье? Алексин
  • Каникулы
  • Корова
  • Кот Епифан
  • Красная Шапочка
  • Что такое хорошо, а что такое плохо
  • Крошечка-Хаврошечка
  • Кусака
  • Ласточки пропали
  • Лесной царь
  • Как лиса училась летать
  • Лисичкин хлеб
  • Мальчики Чехов
  • Как Маша перехитрила медведя
  • Медведь проснулся
  • Мыши и кот
  • Мой кот
  • Мороз Иванович
  • Морская сказка
  • Находка
  • Наш край
  • Неразлучные друзья
  • Никита-охотник
  • Нивы сжаты, рощи голы
  • Ночь
  • Обезьяний язык
  • Одуванчик
  • Огуречик
  • Пересолил Чехов
  • Первое дело
  • Петушок — Золотой Гребешок
  • Почему?
  • Под палубным тентом
  • Подарки весны
  • Портрет отца
  • Последние листья
  • Поучение князя Владимира Мономаха
  • Приказ
  • Привет, Россия…
  • Пропавшие нитки
  • Птицы под снегом
  • Пузырь, Соломинка и Лапоть
  • Самый счастливый день
  • Саша
  • Семёновнин пасьянс
  • Шипка
  • Синие листья
  • Сыновья
  • Скворцы Белов
  • Слабая тара
  • Смерть чиновника Чехов
  • Снежинка
  • Соловей и кулик
  • Стёклышки
  • Сборник стихов для детей
  • Страшный рассказ
  • Суд Божий над епископом
  • Свои люди — сочтёмся
  • Тайна запечного сверчка
  • Толстый и тонкий Чехов
  • Томкины сны
  • Девочка и три медведя
  • Трудный хлеб
  • Царевна-Несмеяна
  • Великие путешественники
  • Сто весёлых лягушат
  • Полюбуйся, весна наступает…
  • Весна
  • Виолончель
  • Волшебное слово
  • Кaк Воробьенок придумaл голосaми меняться и что из этого вышло
  • Как ворона на крыше заблудилась Е. Носов
  • Встреча
  • Зайчишка-Пушишка
  • Сказка о знаменитом Крокодиле и не менее знаменитом Лягушонке
  • Зодчие
  • Золотой луг
  • Золушка

Анализ стихотворения Фета «Ласточки пропали…»

Фет считается единственным великим русским поэтом, который последовательно и убежденно не впускал в свой творческий мир социально-политическую тематику. Конечно, единичные исключения имели место, но они лишь служили подтверждением правилу. Афанасий Афанасиевич — ярый сторонник «чистого искусства» в литературе. На протяжении всего пути у него были три темы, которые он считал возможным воплощать в лирике: любовь, природа и поэзия. Более того — непоэтичным в его представлении становилось любое произведение с четко выраженной мыслью. Сама природа фетовского дара как нельзя лучше соответствовала принципам «чистого искусства». Его лирика имеет тесную связь с импрессионизмом. Афанасий Афанасиевич — певец мгновения, переданного через сугубо индивидуальное восприятие.

Стихотворение «Ласточки пропали…», датированное 1854 годом, посвящено осенней поре. Фет не испытывает по поводу нее таких восторгов как Пушкин, не считает ее «очей очарованьем». Для него это время — период умирания природы, навевающий исключительно мрачные мысли. Лирический герой произведения впал в тоску — он много спит, ведь дневного света становится все меньше с каждым днем. Картина, предстающая перед его глазами, — неутешительна: злой ветер, стучащий в окно, сухие опадающие листья, мелькающие над горой грачи, кричащие журавли, улетающие на юг. Огромной радостью для героя стал бы приход зимы, снега да вьюги, но, кажется, сама природа еще к этому не готова. Пессимистичен финал стихотворения. Тоска, нападающая на человека по осени, предельно ясно ощущается читателем. В качестве символа этого тяжелого душевного состояния выступает у Фета перекати-поле, издавна олицетворяющее запустение и бесприютность. Если сопоставлять смену времен года с циклом человеческой жизни, то на осень приходится пора старости, увядания. Иногда пожилые люди, больные или оставшиеся на закате лет в одиночестве, буквально жаждут смерти. В этом контексте становится понятнее горячее желание лирического героя стихотворения «Ласточки пропали…» поскорее встретить зиму.

В пессимистичности рассматриваемого произведения нет ничего удивительного. Сильное влияние на Фета оказала философия Шопенгауэра, в частности, его знаменитое сочинение «Мир как воля и представление» (1818). Не раз его постулаты в том или ином виде появляются в лирике Афанасия Афанасиевича.

Метки: Фет

Related posts:

  1. Анализ стихотворения Фета “Ласточки пропали…” Фет считается единственным великим русским поэтом, который последовательно и убежденно не впускал в свой творческий мир социально-политическую тематику. Конечно, единичные исключения имели место, но они лишь служили подтверждением правилу. Афанасий Афанасиевич – ярый сторонник “чистого искусства” в литературе. На протяжении всего пути у него были три темы, которые он считал возможным воплощать в лирике: любовь, …
  2. Анализ стихотворения ФЕТА “ЛАСТОЧКИ” АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ А.А. ФЕТА “ЛАСТОЧКИ”. ВОСПРИЯТИЕ, ТОЛКОВАНИЕ, ОЦЕНКА Стихотворение “Ласточки” было написано А.А. Фетом в 1884 году. Основная тема его – непостижимость творческого процесса, вдохновения. В нем присутствуют как элементы пейзажа, так и элементы философского размышления. В основе композиции стихотворения – сопоставление при­родного явления и процесса человеческой жизни. Полет лас­точки “над вечереющим прудом”, ее “дерзновенье” напомина­ют …
  3. Анализ стихотворения Майкова “Ласточки” Аполлон Майков начал публиковаться в 13-летнем возрасте, однако относился к своему увлечению с долей иронии и даже пренебрежения. Поэт всерьез задумался о литературной карьере лишь во время учебы на юридическом факультете Петербургского университета, когда осознал, что стихи дают ему не только ощущение радости, но и являются смыслом существования. Увлекаясь творчеством многих современных авторов, Майков не …
  4. “Зреет рожь над жаркой нивой…” анализ стихотворения Фета Творчество Афанасия Афанасьевича Фета по праву занимает видное место в сокровищнице мировой поэзии о природе. Его творчество знаменует новый этап в развитии русской романтической поэзии. Именно на этом этапе, как отмечают критики, поэтическая возвышенность сочетается с неким прагматизмом, что является, как ни странно, проявлением романтической свободы. Вообще, фетовская так называемая натурфилософия, выражающая зримые и незримые …
  5. “Чудная картина” анализ стихотворения Фета Стихотворение “Чудная картина”, написанное в 1842 году, относится к раннему периоду творчества А. Фета. Оно вошло в многомотивный цикл “Снега” (1850 год). Относящееся к Пейзажной лирике стихотворение описывает близкую поэту зимнюю ночь. Фет искренне любит зиму, его влекут “блестящий снег” и “белая равнина”. Кажущаяся простота незатейливого зимнего пейзажа несет в себе чистую, как белоснежные поля, …
  6. “Какая ночь! Как воздух чист…” анализ стихотворения Фета Стихотворение “Какая ночь! Как воздух чист…” было написано в 1857 году. К этому времени Афанасий Фет выпустил уже три сборника стихов, и критики отмечали его как художника, могущего передать в словах всю красоту природы. Стихотворение, анализ которого проводится, не является исключением. Сравнение природы и состояния человеческой души часто встречается в творчестве Фета. В данном произведении …
  7. “Бал” анализ стихотворения Фета XIX век вошел в историю нашей страны как время роскошных балов, блестящих кавалеров и прекрасных дам. Кто не помнит первый бал Наташи Ростовой? Кто из девочек не представлял себя на ее месте? Кто не мечтал в пышном бальном платье кружиться в танцевальном вихре? Казалось бы, приступая к анализу стихотворения Афанасия Фета “Бал”, каждый должен себе …
  8. Анализ стихотворения Фета “Весна на дворе” Тема весны занимает значительное место в творческом наследии Фета. Поэт тонко чувствовал гармонию и красоту пробуждающейся природы, особое внимание уделяя описаниям переходных состояний. В его пейзажной лирике читатель обнаруживает огромное количество небольших и на первый взгляд не слишком значительных подробностей, касающихся жизни окружающего человека мира. Часто состояние природы перекликается с переживаниями лирического героя. Как правило, …
  9. “Цветы” анализ стихотворения Фета Вы задумывались когда-нибудь о том, откуда взялись эти эфемерные создания – цветы? Сколько сложено преданий, легенд о нарциссе, розе, незабудке! Эти хрупкие и нежные творения, наверное, никого не оставляют равнодушным. Хочется смотреть на них, вдыхать их аромат, даже целовать лепестки. Не остался равнодушным к этим хрупким созданиям природы и русский поэт XIX века Афанасий Афанасьевич …
  10. Анализ стихотворения Фета Я пришел к тебе с приветом Это одно из самых красивых стихотворений А. А. Фета о любви, оно было опубликовано в 1843 году и вызвало большой резонанс среди поэтов-современников. Интерес к произведением Фета был его вызван манерой написания, поскольку он нарушал пушкинскую манеру стихосложения, которая была признана эталонной. В его стихах нет предельной точности в сочетаниях слов, они приближены к живой …
  11. Анализ стихотворения Фета Шепот-робкое дыхание Стихотворение было написано А. Фетом в 1850 г. и является одним из центральных во всем его творчестве. С момента выхода в свет произведение сразу же получило ряд неоднозначных оценок. Критики отмечали новаторство и удивительный лиризм стихотворения. При этом Фета обвиняли в беспредметности и излишней интимности. Стихотворение написано в жанре любовной лирики. В этой области Фет …
  12. Анализ стихотворения Фета “Щечки рдеют алым жаром…” В лирике Фета главную роль играют три темы – искусство, природа и любовь. Вещи и явления более приземленные Афанасий Афанасиевич считал недостойными для воплощения в поэзии. Поэтому в его стихотворениях не находилось места вопросам политическим и социальным. Для Фета было характерно желание в творчестве максимально отдалиться от жизни реальной, уйти в “светлое царство мечты”. Произведения …
  13. Анализ стихотворения Фета “Море и звезды” Отношения Афанасия Фета с супругой, Марией Боткиной, складывались весьма непросто. Этот брак поэт заключил по расчету, хотя всю жизнь любил другую женщину, Марию Лазич, погибшую при весьма странных обстоятельствах. Фет винил себя в ее смерти, считая, что если бы женился на девушке из небогатой семьи, то был бы по-настоящему счастлив. Уже через несколько лет после …
  14. Анализ стихотворения Фета “Я болен, Офелия, милый мой друг!…” Шекспировский “Гамлет” – одна из самых популярных пьес в истории мирового театра. Многие литераторы обращались к бессмертным образам, выведенным в ней. У Фета есть целый цикл, посвященный возлюбленной принца Датского и получивший название “К Офелии”. В него вошли десять стихотворений, созданных в период с 1842 по 1847. Последнее произведение в серии – “Я болен, Офелия, …
  15. Анализ стихотворения Фета “Я жду… Соловьиное эхо…” Стихотворение “Я жду… Соловьиное эхо…” написано в 1842 году и относится к раннему творчеству Фета. В тот период поэт сильно увлекался поэзией великого немецкого романтика Генриха Гейне, его влияние ощутимо и в манере рассматриваемого произведения. Главная особенность анализируемого текста, которая сразу бросается в глаза, – недосказанность. Фактически Афанасий Афанасиевич дает читателям лишь намеки, с их …
  16. Анализ стихотворения Фета “Буря” “Вечерние огни” – итоговый сборник Фета. Первое издание его увидело свет в 1883 году. Затем поэт опубликовал еще три выпуска. Последняя книга вышла за год до смерти Афанасия Афанасиевича. Знаменитый критик и философ Николай Страхов назвал “Вечерние огни” чистой поэзией. Он отметил, что примеси прозы нет ни в мыслях, ни в образах, ни в звуках. …
  17. Анализ стихотворения Фета “Учись у них – у дуба, у березы” (2) Лирика поэта Афанасия Фета весьма многогранна и разнообразна. На ее основе можно проследить этапы духовного становления и взросления автора, который с годами не утратил пылкость и романтичность натуры, но при этом приобрел бесценный жизненный опыт, заставляющий его относиться к окружающему миру с философской точки зрения. Одним из наиболее ярких произведений Фета, в котором он предстает …
  18. Анализ стихотворения Фета “Сосны” Стихотворение “Сосны” было впервые опубликовано в журнале “Современник” в 1855 году. Время в произведении идет по кругу. Все начинается с весны, сменившей зиму. Этому посвящены первая и вторая строфы. Последнее четверостишие – рассказ о переходе от осени к зиме. Фет описывает смену природных циклов как процесс вечного обновления. Участие в нем преподносится в качестве дара …
  19. Анализ стихотворения Фета “Весенний дождь” (2) Поэт Афанасий Фет в своих произведениях очень много внимания уделял природным явлениям, описывая их с удивительным мастерством и точностью. Красота родной природы не только вдохновляла автора на создание великолепных стихов, но и выработала у Афанасия Фета привычку наблюдать за малейшими изменениями, которые происходят в окружающем мире, таком величественном и простом одновременно. Тонкая лирика и умение …
  20. Анализ стихотворения Фета “Из тонких линий идеала Дебютный сборник Фета “Лирический пантеон” увидел свет в 1840 году при активном содействии критика Аполлона Григорьева. Стоит отметить, что молодой поэт пришел в литературу не в самые лучшие ее времена. Тот период в российской истории был отмечен эпохой николаевской реакции, спровоцированной неудачным восстанием декабристов. Прогрессивные умы искали выход их сложившейся неблагоприятной ситуации. Многие поэты и …
  21. Анализ стихотворения Фета “Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…” Стихотворение “Сияла ночь…” – одно из лучших лирических произведений Фета. Более того, это один из лучших образцов русской любовной лирики. Стихотворение посвящено молодой, обаятельной девушке, которая вошла в историю не только благодаря стихотворению Фета, он была одним из реальных прототипов толстовской Наташи Ростовой. Стихотворение Фета не о чувстве Фета к милой Танечке Берс, а о …
  22. Анализ стихотворения Фета “Все вокруг и пестро так и шумно Личная драма Афанасия Фета долгое время являлась тайной за месью печатями не только для друзей поэта, но и для его семьи. Лишь после смерти Фета были найдены его дневники и многочисленные стихи, адресованные отнюдь не супруге, а Марии Лазич – девушке, от любви к которой поэт в свое время отказался из-за меркантильных соображений. В 1856 …
  23. Анализ стихотворения Фета “Целый мир от красоты…” В 1859 году в петербургском ежемесячном журнале “Русское слово” Фет опубликовал статью “О стихотворениях Ф. Тютчева”. Прежде, чем перейти к разбору творчества современника, поэт излагает свои философско-эстетические взгляды. Со временем многое в его восприятии изменилось. Прежним осталось понятие о красоте. Фет считал ее реально существующим элементом окружающего людей мира. Человек творческий должен обладать особым даром …
  24. Анализ стихотворения Фета Ель рукавом мне тропинку завесила Фет, Афанасий Афанасьевич – один из величайших русских поэтов девятнадцатого столетия. Среди его работ много лирической поэзии. Стихотворение “Ель рукавом мне тропинку завесила” тоже принадлежит к жанру лирики. Оно было написано в 1891 году, и по мнению многих критиков относится к циклу стихотворений о любви поэта к Марии Лазич. Несмотря на то, что Фет сам …
  25. Анализ стихотворения Фета “Ночь. Не слышно городского шума…” Множество стихотворений посвятил Фет природе, которую он считал источником божественной красоты. Ее созерцание преподносится как высшее состояние души лирического героя, когда жизнь обретает смысл. В пейзажной лирике Афанасия Афанасиевича природа будто наделяется человеческими эмоциями и чувствами. Она словно оживает, что чаще всего показано через олицетворения. Фет воспринимает природу как часть “я”, пытаясь убрать грань между …
  26. Анализ стихотворения Фета “Жди ясного на завтра дня Ранний период Творчества Афанасия Фета неразрывно связан с пейзажной лирикой. Именно благодаря стихам, в которых воспевается красота русской природы, этот поэт снискал себе славу романтичного и утонченного поэта, который способен прочувствовать шелест нежной весенней листвы, порадоваться летнему дождю или же снежной зиме. Стоит сразу же оговориться, что пейзажная лирика оставалась одним из приоритетных направлений творчества …
  27. “Майская ночь” анализ стихотворения Фета Позднее стихотворение Афанасия Фета “Майская ночь”, созданное в 1870 году, вошло в сборник стихов “Вечерние огни”. Оно относится к Любовной лирике и посвящено Марии Лазич, трагически погибшей возлюбленной поэта. В молодости поэт не решился связать себя с ней узами брака из-за материальных трудностей, а 25-летняя девушка вскоре после расставания погибла на пожаре. В сборнике целый …
  28. Анализ стихотворения Фета “Еще вчера, на солнце млея…” Фет – приверженец так называемого чистого искусства, в чьем творчестве ярко проявились черты импрессионизма. Его стихотворения – не четкие описания тех или иных явлений, а передача впечатлений, эмоций и чувств, ими порожденных. В лирике Афанасия Афанасиевича царили три темы: любовь, назначение поэта и поэзии, природа. Обо всем остальном он предпочитал посредством рифм не говорить. Фет …
  29. “Печальная береза…” анализ стихотворения Фета Береза по праву считается одним из главных символов России. О ней сложено множество песен, легенд, написаны глубокие по своей лиричности стихотворения. Чаще всего березу сравнивали, конечно, с русской красавицей. Ведь и стан у нее белый и тонкий, и пышные зеленые косы, и даже сережки – все, как у деревенской девушки. Особенно сильно тосковали по русским …
  30. Анализ стихотворения А. Фета “Учись у них – у дуба, у березы” Лингвистический анализ стихотворения А. Фета “Учись у них – у дуба, у березы”. Учись у них – у дуба, у березы Учись у них – у дуба, у березы. Кругом зима. Жестокая пора! Напрасные на них застыли слезы, И треснула, сжимаяся, кора. Все злей метель и с каждою минутой Сердце рвет последние листы, И за …
  31. Анализ стихотворения Фета “Опять незримые усилья…” Пейзажной лирике в творчестве Афанасия Фета отведена ключевая роль. Практически вес произведения поэта раннего периода посвящены красоте русской природы. Автор настолько мастерски и точно воссоздает не только образы леса, лугов и полей, что создается иллюзия, будто бы читатели сами видят ту удивительную картину, которую сумел воспроизвести поэт. После того, как Фет уходит в отставку и …
  32. Анализ стихотворения Фета “Осенняя роза” Личные переживания, связанные с трагической гибелью Марии Лазич, оставили глубокий след в творчестве Афанасия Фета. Чувство угнетения и раскаяния не смогли скрасить ни вполне благополучный брак поэта, ни финансовый достаток, к которому он стремился всю свою жизнь. После смерти Фета среди его рабочих бумаг нашли рукопись со стихами, посвященными возлюбленной, о существовании которых никто не …
  33. Сопоставительный анализ стихотворения тютчева “фонтан” и фета “фонтан” Многие утверждают, что лирика А. А. Фета и Ф. И. Тютчева, поэтов одной эпохи, очень похожа. Но так ли это? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, для начала, сравнить стихотворения, написанных на одну тему. Проведем сопоставительный анализ стихотворений “Фонтан” Ф, И. Тютчева и “Фонтан” А. А. Фета. Оба стихотворения относятся к философской лирике. …
  34. Анализ стихотворения Фета “Не говори, мой друг: Она меня забудет Личную жизнь Фет старался держать в тайне, не вынося на суд общественности. Несмотря на то, что любовная лирика занимает значительное место в его творчестве, у стихотворений нет конкретных адресатов. Поэт предпочитал не оставлять посвящений даже в виде инициалов. В мемуарах, написанных перед смертью, Фет не упомянул настоящее имя своей первой сильной любви. В воспоминаниях она …
  35. Анализ стихотворения Фета “Какая холодная осень!…” В стихотворении “Какая холодная осень!..”, написанном в 1854 году, пересеклись две любимые фетовские темы – любви и природы. Их тесное переплетение достигается с помощью следующего приема – движение смысла осуществляется от изображения внешнего мира к выражению внутреннего мира человека. Кстати, это главный принцип романтической лирики, близость к которой Афанасия Афанасиевича не раз отмечали литературные критики …
  36. Анализ стихотворения Фета “Я потрясен, когда кругом В последние годы жизни Афанасий Фет все реже и реже обращался к пейзажной лирике. На смену легким и изысканным стихам пришли философские рассуждения о смысле бытия, в которых автор пытался найти ответ на вопрос, зачем же он живет. Действительно, Фет достиг своей заветной цели, вернув себе не только утраченное состояние, но и дворянский титул. Тем …
  37. Анализ стихотворения Фета Учись у дуба у березы А. А. Фета принадлежал к представителям “чистой лирики”. Его не зря называют поэтом природы, он как никто другой умел изображать красоту русских пейзажей. Он из современников наиболее ярко сумел показать внутреннюю взаимосвязь мира человека и природы. Первая строфа несет в себе идею стихотворения – это способность переносить неприятности, страдания и невзгоды, которая приносит жизнь. В …
  38. Анализ стихотворения Фета “Как беден наш язык!…” Афанасий Фет вошел в историю русской литературы как непревзойденный лирик и мастер пейзажа. Его ранние стихотворения стали хрестоматийными благодаря своей легкости, изяществу и удивительно прекрасным образам, так виртуозно созданным этим поэтом. Тем не менее, более поздние произведения Фета лишены то грации и чистоты, которыми славятся ранние стихи. Причин для подобных метаморфоз несколько, и одна из …
  39. Анализ стихотворения Фета “Помню я: старушка-няня Судьба поставила Афанасия Фета перед нелегким выбором. В 14 лет из-за неправильно оформленных документов он лишился богатого наследства, поэтому решил, что единственный выход из сложившейся ситуации – удачная женитьба на девушке из богатой семьи. Однако жизнь распорядилась иначе, и молодой Фет вскоре влюбился в Марию Лазич, дочку отставного польского военного, которая оказалась бесприданницей. Девушка ответила …
  40. Анализ стихотворения Фета “Печальная береза…” Береза – один из наиболее распространенных образов русской пейзажной лирики. Кроме того, она считается важнейшим символом нашей страны. Существует множество народных поверий, связанных с этим деревом, причем как положительных, так и негативных. Согласно одним традициям, береза могла выступать в роли защитницы от нечистой силы. По другим верованиям, в ее ветвях селились русалки и черти. В …

Ласточки пропали фет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *