Картинки следы

Величайший волк

Так же, как и следы других диких животных, отпечатки волка нужно уметь различать как охотнику в поисках добычи, так и путешественнику, чтобы оберегать себя от встречи с волчьей стаей в лесу. Не разобравшись в следах, охотник может потерпеть неудачу на охоте, потерять зря массу драгоценного времени, к тому же, по следам можно узнать массу информации о звере: сыт он или голоден, спокоен или встревожен, в каком направлении движется, одиночка этот волк или передвигается целая стая. Конечно, понимание следов приходит с практикой и одами опыта, но можно постараться разобраться, следы волка на снегу или другого зверя расположены на пути следования за добычей.

Величайший волк

Как выглядит след волка на снегу

Волчьи лапы сильно опушены, что способствует тому, что они оставляют крупный след на мягком снегу, а его вес способствует тому, что в глубоком снегу он проваливается, так же, как и на слабом насте. Поэтому, при выпадении большого уровня снега отпечатки лап волка нужно искать на тропах, проложенных человеком или лосем, а также на открытых возвышенностях, полянах, опушках.

След взрослого матерого волка отличается также и от отпечатка волчицы: он крупнее и более круглый.

На фото можно посмотреть следы волка на снегу наглядно. Отпечатки передних лап крупнее задних, потому что передняя часть туловища хищника мощнее и тяжелее задней. При этом подушечки передних конечностей закруглены вовнутрь, а задних – наружу. Средний размер отпечатка лапы старого волка составляет 10,5 см, ширина – 8 см, у волчицы на 1-2 см меньше. У более молодых особей-самцов длина отпечатка составляет 9,3 см, ширина 7,2 см. Если найденный отпечаток имеет длину 12 см и чуть больше, можно его идентифицировать как собачий, принадлежащий одной из крупных пород (например, сенбернаров, кавказских овчарок, немецкого дога).

Чтобы правильно определять давность оставленных следов на снегу, необходим практический опыт. Качество оставленного отпечатка зависит от глубины снега, температуры окружающего воздуха, освещенности и прочих факторов. Чтобы представлять себе, насколько давно по тропе прошел волк, необходимо попрактиковаться на собственном опыте: оставлять на снегу свои отпечатки и следить за их видоизменением спустя одни, двое, трое суток, а также несколько часов. При определении давности прохождения хищника необходимо учитывать различные внешние факторы, влияющие на его внешний вид и структуру: степень влажности снега, глубина его слоя, величина и структура снежных хлопьев, наличие ветра.

При спокойном передвижении волк оставляет ровную цепочку следов, задние лапы при этом наступают точно в след передним. Количество хищников в стае при спокойном шаге по отпечаткам определить сложно, поскольку они передвигаются след в след друг друга. Их ровный строй рассыпается только на поворотах или при преодолении каких-либо препятствий. Кроме того, то, что прошло несколько зверей, можно понять по тому, насколько сильная осталась поволока, которая разбивает края ямки отпечатка, делая его больше. При этом выемка следа получается многократно крытая несколькими отпечатками, и, если приглядеться, можно четко это заметить. Такие следы более плотные, чем у одиночного хищника. По этим признакам можно определить, что прошла стая, но из какого количества особей она состояла, понять бывает очень сложно.

Аллюр этого хищника также влияет на качество отпечатков. Это может быть шаг, тогда цепочка следов не такая ровная, как при передвижении рысью, расстояние между шагами составляет примерно 25 см., или галоп во время преследования добычи или при уходе от погони. Рысью хищник способен пройти большие расстояния, оставляя равномерную линю отпечатков, длина между шагами составляет от 70 до 100см. Передвигаясь карьером, хищник преследует добычу двухметровыми прыжками. Таким способом зверь передвигаться может совсем недолго, потому что выдыхается (развивая при этом скорость до 85 км/час). Передвигаясь карьером или галопом, на снегу остаются отпечатки всех четырёх лап, задние при этом ставятся впереди передних.

Как выглядят следы волка на снегу: фото, отличия от других животных

Следы волка на снегу фото

На передних лапах у волка пять пальцев, на задних – четыре. Часто след волка путают с отпечатком крупной собаки. Это логично, ведь оба этих животных принадлежат к одному биологическому семейству. Волк оставляет отпечаток крупнее, чем у собаки. Этот показатель несколько спорный, поскольку существуют такие породы собак, рост и размер которых достигает размеров теленка.

Тем не менее, волчьи следы можно отличить от собачьих по форме отпечатка и его расположению:

  • Волчья лапа оставляет отпечаток, более «скомпонованный», чем у собаки. Пальцы при этом прижаты к ступне, а у собаки они несколько распределены.
  • Волчьи когти на ступне направлены вовнутрь. У собаки – наружу.
  • У волка всегда ровная цепочка следов, которая ложится прямолинейно и тянется однообразно. Шаг при этом шире собачьего с одинаковым расстоянием между следами.

Как выглядит след волка на снегу

Чтобы с точностью определить, кто именно оставил след, опытные охотники подкладывают спичку к кончику боковых и средних пальцев, измеряя таким образом, расстояние между ними. Кроме того, если нет определенности, собачьи ли это отпечатки или волчьи, нежно присмотреться к наличию человеческих следов поблизости, как правило, собаки не отходят далеко от своих охотников-хозяев.

Часто, на глубоком или рыхлом снегу бывает очень сложно идентифицировать волчьи отпечатки. Это связано с тем, что на таком снегу волк передвигается прыжками, и его отпечатки можно спутать с отпечатками косули или рыси. Ситуация усугубляется, если рядом проходит тропа кабанов, по которой могут передвигаться волки, не оставляя следов. Чтобы определить количество волков и их передвижение по такому снегу, необходимо различать следовые дорожки и прыжковые. При передвижении по рыхлому и глубокому снегу след волка-одиночки моно спутать с рысьим. Чтобы исключить вероятность ошибки, в этом случае нужно пройтись по тропе примерно триста метров. При этом уже должно стать ясным принадлежность отпечатков: волчья тропа характеризуется целеустремленностью и прямолинейностью хода, шириной шагов 35-40 см (у рыси при этом ширина 10-15см), значительно меньшей шириной дорожки, чем у рыси. Отпечатки при этом плотные, четкие, продолговатые. Плотность отпечатка можно пощупать, сняв рукавицу. На прыжках можно отличить следы волка от косули следующим образом:

  • Стабильная длина прыжка, составляющая 150 см. Длина прыжков косули колеблется от 100 до 300 см.
  • В отличие от волчьего отпечатка, прыжок косули характеризуется отставлением одной передней конечности, это отчётливо видно на снегу.
  • Форма отпечатка волчьего прыжка близка к овальной, у косули напоминает перевернутую каплю.
  • При изменении траектории движения волк совершает плавную дугу, косуля же всегда резко изменяет направление движения.

Чтобы прибрести необходимый опыт, нужно постоянно запоминать, фотографировать, анализировать следы животных, чтобы ориентироваться на месте.

Отпечаток лапы кошки — отличное качество и выгодные цены на Joom

— Отпечаток лапы кошки в наличии по цене от 605 руб

— В каталоге Joom более 27 товаров с фото и отзывами покупателей

— Отпечаток лапы кошки в интернет- магазине Joom с доставкой в любую точку мира.

Наши преимущества

— Отпечаток лапы кошки всегда в наличии по цене от 605 руб.

— Более 27 товаров.

— Качественные материалы: Синтетика, Силикон, Ткань, Металл, Пластик.

— Большой выбор цветов: Синий, Красный, Чёрный, Розовый, Фиолетовый, Зелёный, Жёлтый.

⭐Быстрая и бесплатная доставка по всему миру

Мы даем продавцам ограниченное количество календарных дней, чтобы отправить отпечаток лапы кошки. Доставка всех товаров абсолютно бесплатна.

⭐Легкий и быстрый возврат

Если вам пришел некачественный товар, обратитесь в службу поддержки Joom! Мы рассмотрим вашу заявку и примем решение о частичном или полном возврате средств.

💡 Как купить отпечаток лапы кошки?

— Выберите товар. Укажите его вариант (цвет, размер, комплектацию) из представленных продавцом.

— Нажмите на кнопку «Купить», чтобы положить товар в корзину и перейти к оформлению.

— В корзине выберите количество единиц товара. (По умолчанию — 1. Максимум — 20).

— Введите полный адрес доставки (включая индекс и номер квартиры), личные данные, номер, адрес вашей электронной почты. Проверьте введенные данные и подтвердите их.

— Оплатите заказ любым удобным для вас способом.

💡 Сколько стоит доставка?

Доставка зарубежных товаров всегда бесплатна, однако ваша посылка может облагаться НДС, таможенными пошлинами или налоговыми сборами в зависимости от законодательства страны, в которой вы живете.

Если вы не уверены, будут ли с вас взиматься дополнительные расходы или нет, свяжитесь, пожалуйста, со справочной таможенной службы вашей страны.

💡 Как я могу оплатить отпечаток лапы кошки?

✔️ Банковской картой (Visa, MasterCard, Maestro, Мир и др.);

✔️ Картой Совесть, Свобода или Халва; через аккаунт Paypal;

✔️ Через QIWI кошелек; через кошелек Яндекс.Деньги;

✔️ Через Google Pay и Apple Pay; баллами.

❗Оплата со счета мобильного телефона и оплата наложенным платежом сейчас не принимаются.

Вам не стоит беспокоиться за сохранность платежных данных- совершать покупки с Joom не только просто, но и безопасно. Мы позаботились о том, чтобы вся информация, которая передается через Joom, была зашифрована и надежно защищена.

Ошмарин П.Г. Пикунов Д.Г. Следы в природеМ.: Наука. 1990 г.

Практическая классификация следов ног зверей и птиц

В практике следопытства в большинстве случаев определение принадлежности следа тому или другому животному производится с первого взгляда, по впечатлению. При необходимости затем производится его дальнейшее более или менее детальное изучение. Умение определить след быстро приобретается, конечно, с опытом, но его можно ускорить, если разделить следы ног животных на группы по их общим признакам, наиболее заметным, бросающимся в глаза.

Признаки могут касаться наброда, следовой дорожки, отпечатка лап, величины их, формы — все равно, были бы они заметными и характерными. В один и тот же тип следов могут войти следы животных, относящихся к разным систематическим группам, не связанным близким филогенетическим родством, но имеющих сходные следы ног. Поэтому мы и называем эту классификацию следов практической, призванной облегчить практику следопытства. Во всех других случаях при рассмотрении животных мы придерживаемся системы позвоночных животных, принятой в основных руководствах в Советском Союзе (Соколов, 1973, 1977, 1979; Карташов, 1974; Банников и др., 1971).
Полезность практической классификации следов и своевременность ее введения видны хотя бы из того, что некоторые зоологи используют выражения «типы следов», «следы разного типа» (Дулькейт, 1974), не придавая им, однако, значения единиц классификации.
Для следов, признаки которых здесь не приведены, следопыт может сам составить описание, сделать рисунки и путем наблюдений установить, какому животному они принадлежат.
Ежиный тип следов. Отпечатки лап этого типа отличаются довольно длинными раздвинутыми пальцами. Следовая дорожка широкая, шаг короткий. Этот тип следов свойствен небольшим; зверькам — ежам, водяным крысам, хомячкам, слепушонкам (рис. 32, а — з).

Кротовый тип следов. Следы ног кротов на поверхности почвы или на снежном покрове увидеть очень трудно: кроты редко выходят из своих нор, а если это случается, то далеко не всегда субстрат достаточно мягкий, чтобы следы отпечатывались. Зимой все же можно встретить следы крота на снегу. Следовая дорожка этих зверьков на снегу представляет собой канавку, в которой видны отпечатки задних лап, располагающихся на близком расстоянии друг от друга.

Передние, роющие лапы оставляют лишь слабые отпечатки: в передвижении по поверхности они принимают слабое участие. Длина шага едва превышает ширину следовой дорожки (рис. 32, и, к).
Тип следов землероек и мышей. Это следы самых мелких млекопитающих. Более крупные задние лапы землероек, мышей и полевок оставляют парные отпечатки, позади которых на незначительном расстоянии расположены меньшего размера отпечатки передних лап. На рыхлом снегу хвост их оставляет более или менее длинную канавку. Помимо галопа, зверьки могут пользоваться рысью, при этом отпечатки лап на следовой дорожке располагаются не попарно, а последовательно (рис. 33, 34).

Рис. 33. Тип следов мелких млекопитающих
Следовые дорожки: а — в — землеройки малой бурозубки; б — на коротких прыжках, в — на длинных; г, д — куторы по первой пороше; е — крупного экземпляра рыжей лесной полевки; ж — полувзрослой лесной мыши (по Формозову, 1952)

Рис. 34. Тип следов мышевидных грызунов и землероек
Отпечатки лап и следовые дорожки: а, б — полевой мыши;
в — небольшого экземпляра серой полевки на рыхлом снегу; г — более крупного экземпляра серой полевки (ее следовая дорожка похожа на двухчетку небольшой ласки); д, в — землеройки обыкновенной бурозубки на мелком снегу; ж — пегой землеройки-куторы — на песке (по Формозову, 1952)

Собачий тип следов. К этому типу относятся следы быстро бегающих зверей. Передние лапы пятипалые, но первый палец расположен высоко и следа не оставляет. Задние лапы четырехпалые.
На грунте отпечатываются когти, мякиши пальцев (по одному на палец), пястный и плюсневой мякиши. Следовые дорожки разнообразны, но одна из них весьма характерна: отпечатки лап крытые и располагаются по одной линии. Собачий тип следов оставляют звери из семейства собачьих, а также, по-видимому, гепард (рис. 35).

Медвежий тип следов. Следы этого типа оставляют очень крупные или средних размеров звери, стопоходящие, с оголенными подошвами и длинными когтями (редко подошвы ног покрыты волосами). Площадь следов задних лап больше площади следов передних. Следы чаще всего крытые. К этому типу относятся следы всех видов медведей, барсуков, медоеда, дикобраза и др. (рис. 36).

Куний тип следов. К этому типу относятся следы представителей семейства куньих, которые имеют вытянутое тело и короткие ноги. Основной аллюр — галоп, которому соответствует характерная для куньих двухчетка, чередующаяся с трех- и четырех-четкой. Следовая дорожка чаще всего обнаруживается зимой на снегу, летом (на грунте) редко (рис. 37 — 41, 42, а).

Рис. 37. Куний тип следов (см)
а, б — отпечатки передней и задней лап ласки (1,5X1,0— 1,5X1,2);
в — отпечатки передней и задней правых лап горностая (2,5 X 1,7—2,5X2,0);
г — отпечатки .задних лап горностая на мягком снегу; д, е — следовые дорожки ласки; ж, з — отпечатки правых передней и задней лап лесной куницы (4,3X3,6—4,3X3,7); к, л — отпечатки левых передней и задней лап каменной куницы (3,7X3,3—4,4X3,5); и — отпечатки четырех лап лесной куницы на глубоком рыхлом снегу; м, н, о — следовая дорожка лесной куницы при разных аллюрах (из «Приложения»)
Рис. 38. След барсука на весеннем еще глубоком снегу
Приморский край (ориг.)
Рис. 39. Следы куньего типа и лапы куньих (см)
а, б — передняя лапа лесной куницы и ее отпечаток на влажном уплотненном снегу (4,3X3,6); в, г — передняя лапа каменной куницы и ее отпечаток на влажном уплотненном снегу (3,7X3,3); д — отпечаток передней лапы харзы (4—7X5—8); е, ж — следы харзы, настигавшей кабаргу прыжками на снегу, уплотненном ветром; з — следовая дорожка каменной куницы; и — следовая дорожка харзы; к — четырехчетка и трехчетка соболя; л — задняя лапа соболя;
м — двухчетка соболя; н — следовая дорожка соболя на глубоком рыхлом снегу — отпечатки четырех лап сливаются в одно большое углубление (л, м, н — ориг., Приморский край; а—г — по Рябову, 1976; д, е, ж, и — по Матюшкину, 1974; з — по Гамбаряну, 1972; к — по Гусеву, 1975)
Рис. 40. Куний тип следов и лапы зверей из семейства куньих (см)
а, б — передняя и задняя правые лапы колонка; в — передняя левая лапа американской норки; г — отпечатки лап крупного лесного хоря на грязи (3,1Х3,4—4,4X3,0); д — отпечатки лап лесного хоря; е—след колонка (2,5X2,5—2,6X2,4); ж — следовая дорожка колонка на илистой влажной почве; з — следовая дорожка колонка на глубоком снегу; и — отпечаток лапы европейской норки (3,2X2,7); к — двухчетка норки на рыхлом снегу; л, м — отпечаток передней и задней левых лап лесного хоря (3,2X2,8—3,0X2,4); н — следовая дорожка (четырехчетка) лесного хоря на снегу (а, б, в — ориг., Приморский край; г, и, к — по Формозову; д, л, м, н — из «Приложения»; е, ж, з — по Мариковскому, 1970)
Рис. 41. Следовая дорожка харз, которые растаскивали и прятали куски мяса убитого ими молодого пятнистого оленя
Приморский край (ориг.)
Рис. 42. Куний и выдровый типы следов
а — следовая дорожка небольшой перевязки на прыжках (2,4X2,0—2,7X2,0 см);
б— отпечатки лап выдры на речном льду припорошенном снегом;
в — следовая дорожка выдры на сыром песке
(б—ориг.; а, в — по Формозову 1952)

Росомаховый тип следов. Следовая дорожка росомахи состоит из отпечатков передних и задних лап с большими когтями. Иногда первый палец не отпечатывается. Длина следа лапы 15 см, ширина — 11,5 см Следовая дорожка прямая, «целеустремленная» (рис. 43, а).

Выдровый тип следов. Задние лапы выдры пятипалые, пальцы соединены перепонкой. Плюсневой мякиш длинный, но отпечатывается весь лишь при небыстрой ходьбе. Отпечатки передних лап чаще всего четырехпалые. Следовая дорожка при ходьбе имеет вид волнистой линии, при галопе — четырехчетка, состоящая из отпечатков четырех лап, расположенных по одной линии косо относительно направления движения животного. На рыхлом более или менее глубоком снегу тело выдры оставляет борозду. Хвост часто прочерчивает полосу на снегу и даже на грунте К этому типу следов относим пока только следы одного зверя — выдры (см. рис. 42, б, в).
Енотовый тип следов. Лапы енота и их отпечатки на грунте отличаются глубоко разделенными пальцами. Это конечности стопоходящего животного с хорошо развитыми когтями. Следы похожи на следы ондатры, но крупнее. Передние лапы енота пятипалые (у ондатры отпечаток передней лапы обычно четырехпалый, так как первый палец не достает до грунта), на следовой дорожке енота нет полоски от хвоста, которая характерна для следовой дорожки ондатры (см. рис. 43, б).
Кошачий тип следов. Такие следы оставляют хищные звери семейства кошачьих, специализировавшиеся в «стремительной» форме бега (собачьи — в «выносливой»). При преследовании добычи галопом у них сближаются следы четырех ног. Отпечатков когтей нет, так как они, как известно, втяжные (рис. 44 — 47).

Рис. 44. Кошачий тип следов
Отпечатки лап (см) и следовые дорожки: а, б— домашней кошки на илу солончака (3,4X3,2); в — г — кавказской лесной кошки (4,5X3,7): в — задней, г—передней (3,9X4,6); д — передней леопарда (12Х12); е — следовая дорожка леопарда; ж — левой передней европейской дикой кошки; э — дикой кошки на снегу; и — камышового кота, или хауса, на илу (5,0X6,0); к — следовая дорожка хауса на медленном ходу; л— следовая дорожка ирбиса на шаге и на прыжках; м — рыси на сугробе снега весной (волосы на подошве почти полностью вылиняли — 7,0X6,0); и — ирбиса (7,8X7,5)(а, б, в, г, и, м — по Формозову, 1952; ж, з — из «Приложения»; к, л, н — по Гептнеру, Слудскому, 1972; д — ориг., Приморский край)
Рис. 45. Следы леопарда на глубоком снегу
Юго-запад Приморского края (ориг.)
Рис. 46. Кошачий тип следов
Отпечатки лап (см) и следовые дорожки: а — передней и задней лап тигра (16,0X14,0); б — очертания пальцевых и пястных мякишей самца (слева) и самки тигра одного возраста — 7 лет (изображены в одном масштабе); в — схема пальцевых пястного и плюсневого мякишей леопарда; г—д — следовая дорожка тигра: г — на мелком снегу, д — на более глубоком снежном покрове (задние лапы ставятся в отпечатки передних — крытый след); е — следовая дорожка при передвижении рысью (удлиняются шаг и поволоки); ж — прыжки нападающего тигра (а — ориг., Приморский край; в — по Дулькейту, 1974)
Рис. 47. Следы тигра на припорошенном льду реки
Ноги скользили и поэтому тигр раздвигал пальцы, а иногда выпускал когти
(ориг., Приморский край)

Лошадиный тип следов. Этот тип следов легко распознается по отпечатку одного пальца (копыта) на одну ногу. К нему относятся следы ног лошади, осла, кулана и других представителей семейства лошадей (см. рис. 43, в).
Олений тип следов. На следовой дорожке — отпечатки копыт третьего и четвертого пальцев. На мягком грунте, а также после быстрого бега остаются часто следы второго и пятого пальцев. К оленьему типу следов относятся следы парнокопытных млекопитающих (рис. 48, б—к; 49, 50).

Верблюжий тип следов. Отпечаток ноги верблюда состоит из широкой округлой подошвы, на переднем крае которой расположены два ногтя (см. рис. 48, а, е).
Заячий тип следов. Следовая дорожка в форме буквы Т: отпечатки пары задних лап располагаются на линии, перпендикулярной направлению движения животного, а отпечатки передних — позади них по оси следовой дорожки. Этот тип следов характерен для зайцев и пищух, для представителей подсемейства песчанок из семейства хомяковых (рис. 51, а — е).

Беличий тип следов. У грызунов семейства беличьих и песчанок четырехчетка имеет трапециевидную форму: отпечатки передних лап, как и отпечатки задних, располагаются по линии, перпендикулярной направлению движения зверька (рис. 51, ж — н; см. рис. 43, г).
Тушканчиковый тип следов. У тушканчиков бег «бипедальный», или «двуногий». Следовая дорожка может состоять из парных следов, расположенных по линии, перпендикулярной направлению движения животного, или каждая нога попеременно с другой оставляет следы соответственно с правой и левой сторон. Следы некоторых тушканчиков отличаются отпечатками рядов щетинок, окаймляющих лапы (рис. 52).

Ондатровый тип следов. Такие следы оставляют полуводные животные. Пальцы задних лап соединены неполной плавательной перепонкой (ондатра) или оторочены жесткими волосками (кутора) Отпечатки ступней длинные Следовая дорожка широкая, шаги относительно короткие На мягком грунте может остаться след от хвоста К ондатровому типу относятся следы ондатры, нутрии, куторы, выхухоли (рис. 53)

ПТИЦЫ

Пеликаний тип следов. Отпечатки лап — четыре пальца, соединенные плавательной перепонкой,— обращены в сторону осевой линии следовой дорожки К этому типу относятся следы птиц отряда веслоногих (в нашей стране — пеликаны и бакланы, см. рис. 15, д)
Цаплевый тип следов. На отпечатках лап три длинных тонких пальца обращены вперед, а один (первый), приблизительно такой же тонкий и длинный, обращен назад Помимо цапель, такой же тип следов имеют некоторые представители отряда куликов, птицы семейства якан (в СССР не обитают), некоторые виды из отряда пастушковых (см. рис. 59, н)
Аистовый тип следов. Такие следы оставляют обычно крупные птицы с длинными ногами Пальцы относительно толстые, второй и четвертый широко расставлены, первый — маленький, отпечатывается в отрыве от остальных в виде круглой или продолговатой ямки (рис. 54)

Утиный тип следов. Следовая дорожка состоит из отпечатков лап, три передних пальца которых соединены плавательной перепонкой К этому типу относятся следы гусеобразных птиц, чаек, гагар, трубконосых, чистиков, некоторых куликов (рис. 55)
Коршуновый тип следов. Этот тип принадлежит представителям отряда дневных хищных птиц. Ноги одних из них приспособлены к захватыванию и умерщвлению добычи, ноги других, а именно падалыщиков (питаются падалью), приспособлены лишь для ходьбы. У первых — сильные пальцы и острые изогнутые когти, у вторых — когти тупые и малоизогнутые. На отпечатках лап следы крайних передних пальцев, несколько более коротких, чем средний, располагаются приблизительно под прямым углом один к другому. Мякиши пальцев оставляют глубокие отпечатки, когти — в отрыве от концов пальцев, часто в виде уколов в грунте. (рис 56, а, б, в, е)
Куриный тип следов. Отпечатки боковых передних пальцев расположены один относительно другого приблизительно под прямым углом. След заднего пальца маленький и повернут в сторону оси следовой дорожки. У тетеревиных птиц в зимний период очертания следов нечеткие из-за перьев, покрывающих лапы, и «бахромок» — роговых чешуек, оторачивающих пальцы. Шаг тетеревиных птиц короткий. У куриных птиц открытых пространств отпечатки пальцев тоньше, длиннее, чем у тетеревиных, шаги тоже длиннее. (рис. 57, см. 61, б, в)

Дрофиный тип следов. У дрофиных птиц — обитателей сухих равнин — следы отличаются отпечатками коротких и толстых пальцев, длинными шагами К дрофиному типу следует отнести, помимо следов дрофиных птиц, также следы птиц отряда рябков, хотя ноги у них не длинные (рис. 58, а — и)

Куличиный тип следов. Многие кулики хорошие бегуны. Следы их ног отличаются широко расставленными крайними передними пальцами, задний палец отпечатывается слабо или вовсе не отпечатывается, поскольку он маленький и расположен выше остальных. У некоторых куликов заднего пальца нет вовсе (рис. 59, а — м).

Голубиный тип следов. Все четыре пальца голубя хорошо отпечатываются, пальцы довольно длинные, тонкие, следовая дорожка узкая, отпечаток лапы в целом слегка повернут в сторону оси следовой дорожки (см. рис. 58, л).
Лысуховый тип следов. Пальцы оторочены кожистой фестончатой плавательной перепонкой (см. рис. 58, к).
Совиный тип следов. Следы сов изредка обнаруживаются на снегу, когда они охотятся на грызунов, реже — на грунте. Отпечаток наружного переднего пальца повернут к отпечатку заднего пальца. Мякиши дают глубокие следы, когти отпечатываются в отрыве от концов пальцев (см. рис. 56, д — и).
Дятловый тип следов. На отпечатках лап дятлов видна следующая особенность: два пальца повернуты вперед и два назад. Когти оставляют точечные следы.
Вороний тип следов. Отряд воробьиных, включающий семейство врановых, многочислен в видовом отношении и разнообразен по экологии его представителей. В основном лапы этих птиц приспособлены к обхватыванию веток: три передних пальца сближены, а задний хорошо развит и противостоит остальным. Когти сильно развиты. Следовая дорожка соответствует передвижению парным рикошетом (прыжками), а также шагом и бегом. У некоторых наземных воробьиных коготь заднего пальца длинный и оставляет длинный след (рис. 60, 61, а).

Оглавление

Цель: в игровой форме познакомить детей с представителем дальневосточной тайги – уссурийским тигром и формировать заботливое отношение к нему.

Задачи:

Образовательные задачи:

  1. закрепить у детей представление о диких животных.
  2. активизировать словарь по теме «Дикие животные».
  3. пополнить знания детей о тигре.
  4. учить отвечать на вопросы полным ответом.
  5. упражнять в образовании относительных прилагательных, в умении согласовывать существительные с прилагательным.

Коррекционные задачи:

  1. способствовать развитию слухового, зрительного внимания.
  2. способствовать развитию логического мышления.
  3. способствовать развитию координации движений, мелкой и общей моторики.
  4. формировать правильное речевое дыхание.
  5. закреплять правильное произношение звуков.

Воспитательные задачи:

  1. стремиться воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе.
  2. стремиться воспитывать уважение детей друг к другу.

Ход занятия

Организационный момент.

Воспитатель — Здравствуйте ребята. Сейчас у нас с вами будет интересное занятие-путешествие в лес для знакомства с дикими животными.

Психологический настрой «Цепочка дружбы»: — Встанем в круг! Настроимся на работу! Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы»! Улыбнёмся, пожелаем друг другу удачи!

Основная часть.

Воспитатель – Ребята, когда я шла к вам в детский сад, мне в руки попало письмо. Это письмо сорока обронила. Посмотрим что в нём?

Дети — да.

Воспитатель открывает конверт, в нём следы тигра и письмо. Ребята, что это?

Дети — это следы.

Воспитатель — Верно, это следы. Что же нам с ними делать, ах да здесь письмо есть (читает письмо). «Дорогие дети, в нашем лесу появились на снегу новые следы. Помогите узнать, чьи они? Подпись: Сорока» Поможем сороке?

Дети – да.

Воспитатель – Тогда отправляемся в путешествие в зимний лес. А чтобы мы с вами там очутились, я вам загадаю загадку:

Дел у меня немало-
Я белым покрывалом
Всю землю одеваю,
В лёд реки укрываю,
Белю дома, поля,
Зовут меня …(зима)

Верно, ребята, это зима. Посмотрите какая она.(картинка зимы на экране) Ребята, а давайте вместе расскажем о том какая бывает зима. Я буду начинать предложение, а вы будете его заканчивать:

Оглянитесь вокруг, мы с вами в зимнем лесу. Кругом огромные сугробы, нелегко, наверное, сейчас животным в лесу. А почему?

Дети – холодно, голодно им в лесу зимой.

Воспитатель – Да, верно. Трудно им зимой. Посмотрите пожалуйста, это карта нашего Приморского края. А кто знает, почему наш край называется Приморским?

Дети – рядом море.

Воспитатель – Наш край это земля при море. Отсюда и название – Приморский. Берега края омываются водами Японского моря. Леса на территории нашего края называют уссурийской тайгой. Богат и разнообразен животный мир уссурийской тайги. Здесь живут разные звери. Скажите, а как можно назвать одним словом зверей, которые живут в лесу, тайге?

Дети – это дикие животные.

Воспитатель – Посмотрите, я для вас приготовила картинки диких животных, давайте их поселим в нашей Уссурийской тайге. Смотрите лес у нас по всему краю, на карте он обозначен зелёным цветом.

Встаньте полукругом, будем говорить по одному, не перебивать друг друга. Каждый по очереди называет животное и размещает его на карте.(например – волк – это дикое животное)

Дети расселяют животных по карте.

Молодцы, смотрите, сколько зверей разных у нас в тайге. Скажите, а что нужно животным в лесу, чтобы выжить?

Дети – тёплая шуба, хорошее зрение, хороший нюх.

Воспитатель – Верно, острый нюх очень помогает животным. Ведь если заяц вовремя не учует лису, то и не успеет убежать от неё или волка. А чтобы и у нас носики хорошо дышали, давайте тоже подышим носиками (дыхательная гимнастика). Вдохните носиком глубоко, почувствуйте аромат ёлочки, выдохните через рот. Ещё раз вдохните и выдохните, и ещё раз вдохнули и выдохнули. Пахнет лесом? А ещё диким животным помогает умение ходить так, чтобы звери другие их не услышали, очень им это помогает. Чтобы зайцу быстрее убежать, волку добычу поймать, тигр тоже ходит очень, очень осторожно. Что остаётся на снегу после того как зверь пройдёт?

Дети – остаются на снегу следы.

Воспитатель – Кто-нибудь из вас знает, чьи это следы?

Дети пытаются угадать, чьи это следы.

Воспитатель – Ребята, давайте послушаем голоса животных, может быть, они нам помогут отгадать, чьи это следы.

(Дети слушают голоса кабана, медведя, лисы, тигра; если дети всё же затрудняются с ответом, детям загадываются загадки-подсказки)

Молодцы, справились с таким сложным заданием. Ребята, а ведь сорока нам про следы писала. Давайте достанем следы из конверта и сравним их со следами на снегу. Петя, помоги мне, сравни следы из конверта и следы на снегу. (Дети сравнивают следы и выясняют, что это следы тигра). Вот мы и смогли помочь сороке узнать, чьи следы появились в лес. Чьи это следы?

Дети – следы тигра.

Воспитатель – Ребята, а вы знаете, что тигра называют хозяином уссурийской тайги. Тигр один из самых крупных наземных хищников нашей планеты, он может весить около 300кг, а длина тигра – 2-3 метра. Он очень ловок и строен, красив, но вместе с тем могуч и вынослив. По лесу тигр передвигается незаметно, он легко лазает по крутым склонам гор, хорошо плавает. При столь достаточно больших размерах движения тигра плавные, мягкие, грациозные.

Говорят «волка ноги кормят, а тигра терпение». Тигр не может долго преследовать добычу, поэтому его способ охоты – скрадывание. Он подкрадывается к добыче неслышно и прыгает. А если под лапой сучок хрустнет, всё, добыча убежит и тигр останется голодным.

А давайте и мы попробуем пройти по «тигриной тропе» .(небольшая часть пола длиной 2-3 метра и шириной 40-50см, на которой разбросаны веточки так, чтобы между ними можно было пройти, не наступив. Демонстрируя мягкую, крадущуюся походку, дети по очереди проходят по этой тропе. Задача – пройти так, чтобы не хрустнула ни одна веточка.) Идём друг за другом, мягко, как тигр.

И пришли мы с вами по тигриной тропе на полянку, пора бы, и поразмяться нам немного.

Физкультминутка «Мы – тигрята»

Воспитатель – Ребята, давайте на несколько минут превратимся в шаловливых тигрят, надев шапочки-маски .(дети, надев маски, выходят на ковёр. Роль взрослого тигра выполняет воспитатель. Дети выполняют все движения, описанные в речёвке, повторяя их за воспитателем.) Выполняйте движения вместе со мной, звук –р- произносим на выдохе.

Прибежали все тигрятки
И все начали зарядку –ррррр-
Вот раздался страшный рык-
На лужайку прыгнул тигр –рррр-
Звери делают поклоны,
Начинаем мы наклоны –ррррр-
Появился царь зверей,
Приседаем поскорей.-рррр-
А теперь все дружно, вместе,
Начинаем бег на месте. –ррррр-
Тигрята вертят головой,
Начинаем мах ногой.-ррррр-
Вот пришёл конец зарядке,
Разбежались все тигрятки.-ррррр-

Молодцы ребята, вам понравилось звериная зарядка?

Посмотрите-ка, а что здесь под ёлочкой? Похоже разрезанная картинка. Давайте вместе соберём её и посмотрим, кто получится.

Игра «Собери тигра» (дети на ковре собирают картинку большого тигра)

Давайте рассмотрим тигра. Расскажите, какой он.

Дети – тигр большой, полосатый, у него есть глаза, уши ,хвост, лапы.

Воспитатель – да, верно. Посмотрите, какие у него сильные лапы. А знаете, что тигру полоски помогают в охоте, маскируют его. А вот интересное наблюдение: если у тигра уши вверх торчат- то тигр спокоен, если уши в стороны – значит, прислушивается, а если уши прижаты к затылку – тигр готовится к прыжку. А ещё тигра называют санитаром леса, он охотиться на слабых и больных животных. А чем ещё питается тигр?

Дети – ловит животных.

Воспитатель – правильно. Давайте сейчас посмотрим слайды как тигр живёт в тайге. (Дети смотрят слайды на которых изображён тигр в своей среде – в тайге)

Несмотря на то, что тигр такой большой и сильный, но он тоже нуждается в нашей защите. Посмотрите, я принесла вам показать красную книгу. Вы знаете, что это за книга?

Дети – там записаны животные, которых мало.

Воспитатель – Правильно, это особая книга, в неё заносят животных, которых осталось очень мало. Они могут скоро исчезнуть с земли, если о них не позаботиться сейчас. Тигр тоже занесён в эту книгу охраны природы. А как вы думаете, кто может угрожать тигру?

Дети – браконьеры, они убивают животных.

Воспитатель – А кто может помогать тигру и другим животным?

Дети – лесники, они помогают животным.

Воспитатель – Да ребята, правильно вы сказали, браконьеры наносят большой вред природе, а лесники всегда борются с браконьерами, защищают природу, тушат пожары, разрушающие жилище животных, следят за порядком в лесу.

Численность тигров увеличиться, если мы будем охранять, защищать их. И не только тигров, но и всех животных. И, конечно же мы с вами знаем как нужно вести себя в лесу. Давайте вспомним как.

Дети – нельзя в лесу шуметь, разрушать гнёзда, рвать, топтать цветы.

Воспитатель — обратите внимание на слайд – на нём тигр с тигрятами. А у нашего тигра тоже есть маленькие тигрята, вот они. (Воспитатель раздаёт детям картинки маленьких тигрят) Посмотрите на них, похожи они с большим тигром?

Дети – да, похожи, только у них нет полос и усов.

Воспитатель – Может быть это можно как-то исправить?

Дети – можно нарисовать красками полосы и усы тигрятам.

Воспитатель – Хорошо, давайте нарисуем. Проходите к столу, присаживайтесь. Но перед тем как начать работу подготовим наши пальчики (пальчиковая гимнастика).

Мы рога козы покажем
И рога оленя даже.
Мы про зайку не забудем-
Ушками водить мы будем.
Чтобы чётко говорить,
Надо с пальцами дружить!

Воспитатель — пальчики приготовили, теперь приступаем к рисованию. Посмотрите на мольберт. Сейчас мы нарисуем нашим тигрятам полоски. Какие они будут?

Дети — горизонтальные, вертикальные, узкие, широкие.

Воспитатель — каким цветом будем рисовать полоски?

Дети — полоски будут чёрного цвета.

Воспитатель — я рисую тигрёнку горизонтальные и вертикальные полоски. У меня получился полосатый тигрёнок. А теперь приступаем к работе. Не забудьте: сидим ровно, спина прямая, кисточку держим правильно. (Дети рисуют полоски тигрёнку)

Воспитатель — Заканчиваем работу, приводим рабочее место в порядок. А сейчас подойдите ко мне. Молодцы, у вас получились замечательные тигрята, можно и выставку оформить, когда на ваших работах высохнет краска.

К сожалению, наше путешествие заканчивается.

Итог занятия.

Понравилось вам наше занятие-путешествие? Отвечайте полным ответом. Вам было интересно? А зачем мы с вами путешествовали по зимнему лесу? Кому мы собирались помочь? (Чем мы должны были ей помочь?) Что сорока хотела узнать? Чьи были следы? Что нового вы ещё узнали о тигре? Как он ведёт себя, как охотиться? О каких ещё животных мы говорили? Как назвать всех животных, которые живут в лесу? (Ответы детей)

В заключении нашего занятия давайте встанем в круг, потрём наши ладошки, почувствуем их тепло, взявшись за руки. Мне было очень приятно с вами работать. В начале занятия мы дарили друг другу улыбки, и сейчас тоже давайте подарим друг другу улыбки. Спасибо!

Картинки следы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *