Как поет кит

СРЕД­СТВА СВЯЗИ ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИЙ В ТЕК­СТЕ

Не­сколь­ко пред­ло­же­ний, свя­зан­ных в целое темой и ос­нов­ной мыс­лью, на­зы­ва­ют­ся тек­стом (от лат. textum — ткань, связь, со­еди­не­ние).

Оче­вид­но, что все пред­ло­же­ния, раз­де­лен­ные точ­кой, не изо­ли­ро­ва­ны друг от друга. Между двумя со­сед­ни­ми пред­ло­же­ни­я­ми тек­ста есть смыс­ло­вая связь, при­чем свя­зан­ны­ми могут быть не толь­ко пред­ло­же­ния, рас­по­ло­жен­ные рядом, но и от­де­лен­ные друг от друга одним или не­сколь­ки­ми пред­ло­же­ни­я­ми. Смыс­ло­вые от­но­ше­ния между пред­ло­же­ни­я­ми раз­лич­ны: со­дер­жа­ние од­но­го пред­ло­же­ния может быть про­ти­во­по­став­ле­но со­дер­жа­нию дру­го­го; со­дер­жа­ние двух или не­сколь­ких пред­ло­же­ний могут быть со­по­став­ле­ны одно с дру­гим; со­дер­жа­ние вто­ро­го пред­ло­же­ния может рас­кры­вать смысл пер­во­го или про­яс­нять один из его чле­нов, а со­дер­жа­ние тре­тье­го — смысл вто­ро­го и т.д. Целью за­да­ния 23 яв­ля­ет­ся опре­де­ле­ние типа связи между пред­ло­же­ни­я­ми.

Фор­му­ли­ров­ка за­да­ния может быть такой:

Среди пред­ло­же­ний 11-18 най­ди­те такое (ие) , ко­то­рое (ые) свя­за­но(ы) с преды­ду­щим при по­мо­щи ука­за­тель­но­го ме­сто­име­ния, на­ре­чия и од­но­ко­рен­ных слов. На­пи­ши­те номер(а) пред­ло­же­ния(ий)

Или: Опре­де­ли­те вид связи между пред­ло­же­ни­я­ми 12 и 13.

Пом­ни­те, что преды­ду­щее — НА ОДНО ВЫШЕ. Таким об­ра­зом, если ука­зан про­ме­жу­ток 11-18, то ис­ко­мое пред­ло­же­ние на­хо­дит­ся в пре­де­лах, обо­зна­чен­ных в за­да­нии, и вер­ным может быть ответ 11, если это пред­ло­же­ние свя­за­но с 10-м тем, ко­то­рым ука­за­но в за­да­нии. От­ве­тов может быть 1 и боль­ше. Балл за успеш­ное вы­пол­не­ние за­да­ния за­да­ние — 1.

Пе­рейдём к тео­ре­ти­че­ской части.

Чаще всего мы ис­поль­зу­ем такую мо­дель по­стро­е­ния тек­ста: каж­дое пред­ло­же­ние сцеп­ля­ет­ся с по­сле­ду­ю­щим, это на­зы­ва­ет­ся цеп­ной свя­зью. (О связи па­рал­лель­ной ска­жем ниже). Мы го­во­рим и пишем, со­еди­ня­ем са­мо­сто­я­тель­ные пред­ло­же­ния в текст по не­слож­ным пра­ви­лам. Вот в чём суть: в двух со­сед­них пред­ло­же­ни­ях речь долж­на идти об одном и том же субъ­ек­те.

Всё типы связи при­ня­то де­лить на лек­си­че­ские, мор­фо­ло­ги­че­ские и син­так­си­че­ские. Как пра­ви­ло, при со­еди­не­нии пред­ло­же­ний в текст могут быть ис­поль­зо­ва­ны од­но­вре­мен­но не­сколь­ко видов связи. Это су­ще­ствен­но об­лег­ча­ет поиск ис­ко­мо­го пред­ло­же­ния в ука­зан­ном фраг­мен­те. Оста­но­вим­ся де­таль­но на каж­дом из видов.

23.1. Связь при по­мо­щи лек­си­че­ских средств.

1. Слова одной те­ма­ти­че­ской груп­пы.

Слова одной те­ма­ти­че­ской груп­пы — это слова, об­ла­да­ю­щие общ­но­стью лек­си­че­ско­го зна­че­ния и обо­зна­ча­ю­щие сход­ные, но не оди­на­ко­вые по­ня­тия.

При­ме­ры слов: 1) Лес, тро­пин­ка, де­ре­вья; 2) зда­ния, улицы, тро­туа­ры, пло­ща­ди; 3) вода, рыба, волны; боль­ни­ца, медсёстры, приёмный покой, па­ла­та

При­ме­ры связи в пред­ло­же­нии: Далее тро­пин­ка об­ры­ва­лась. Де­ре­вья, ка­за­лось, сто­я­ли сплош­ной сте­ной.

Вода была чи­стой и про­зрач­ной. Волны на­бе­га­ли на берег мед­лен­но и бес­шум­но.

2. Ро­до­ви­до­вые слова.

Ро­до­ви­до­вые слов — слова, свя­зан­ные от­но­ше­ни­ем род – вид: род – более ши­ро­кое по­ня­тие, вид – более узкое.

При­ме­ры слов: Ро­маш­ка — цве­ток; берёза — де­ре­во; ав­то­мо­биль — транс­порт и так далее.

При­ме­ры пред­ло­же­ний: Под окном всё так же росла берёза. Как много вос­по­ми­на­ний свя­за­но у меня с этим де­ре­вом…

По­ле­вые ро­маш­ки ста­но­вят­ся ред­ко­стью. А ведь это не­при­хот­ли­вый цве­ток.

3 Лек­си­че­ский по­втор

Лек­си­че­ский по­втор — по­втор од­но­го и того же слова в оди­на­ко­вой сло­во­фор­ме.

Тес­ней­шая связь пред­ло­же­ний вы­ра­жа­ет­ся пре­жде всего в по­вто­ре. По­втор того или иного члена пред­ло­же­ния — глав­ная осо­бен­ность цеп­ной связи. На­при­мер, в пред­ло­же­ни­ях За садом на­хо­дил­ся лес. Лес был глух, за­пу­щен связь стро­ит­ся по мо­де­ли «под­ле­жа­щее — под­ле­жа­щее», то есть на­зван­ный в конце пер­во­го пред­ло­же­ния субъ­ект по­вто­ря­ет­ся в на­ча­ле сле­ду­ю­ще­го; в пред­ло­же­ни­ях Фи­зи­ка есть наука. Наука долж­на поль­зо­вать­ся диа­лек­ти­че­ским ме­то­дом — «мо­дель ска­зу­е­мое — под­ле­жа­щее»; в при­ме­ре Лодка при­ча­ли­ла к бе­ре­гу. Берег был усы­пан мел­кой галь­кой — мо­дель «об­сто­я­тель­ство — под­ле­жа­щее» и так далее. Но если в пер­вых двух при­ме­рах слова лес и наука стоят в каж­дом из рядом сто­я­щих пред­ло­же­ний в оди­на­ко­вом па­де­же, то слово берег имеет раз­ные формы. Лек­си­че­ским по­вто­ром в за­да­ни­ях ЕГЭ будет счи­тать­ся по­втор слова в оди­на­ко­вой сло­во­фор­ме, ис­поль­зо­ван­ный с целью уси­ле­ния воз­дей­ствия на чи­та­те­ля.

В текстах ху­до­же­ствен­ных и пуб­ли­ци­сти­че­ских сти­лей цеп­ная связь по­сред­ством лек­си­че­ско­го по­вто­ра имеет не­ред­ко экс­прес­сив­ный, эмо­ци­о­наль­ный ха­рак­тер, осо­бен­но когда по­втор на­хо­дит­ся на стыке пред­ло­же­ний:

Вот ис­че­за­ет с карты Оте­че­ства Араль­ское море.

Целое море!

Ис­поль­зо­ва­ние по­вто­ра здесь ис­поль­зо­ва­но для уси­ле­ния воз­дей­ствия на чи­та­те­ля.

Рас­смот­рим при­ме­ры. До­пол­ни­тель­ные сред­ства связи мы пока не берём во вни­ма­ние, смот­рим толь­ко на лек­си­че­ский по­втор.

(36) Я слы­ша­ла, как очень храб­рый че­ло­век, про­шед­ший войну, ска­зал од­на­ж­ды: «Бы­ва­ло страш­но, очень страш­но». (37) Он го­во­рил прав­ду: ему бы­ва­ло страш­но.

(15) Как пе­да­го­гу, мне до­ве­лось встре­чать мо­ло­дых людей, жаж­ду­щих яс­но­го и чёткого от­ве­та на во­прос о выс­ших цен­но­стях жизни. (16) 0 цен­но­стях, поз­во­ля­ю­щих от­ли­чать добро от зла и вы­би­рать луч­шее и до­стой­ней­шее.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние: раз­ные формы слов от­но­сят­ся к дру­го­му виду связи.По­дроб­нее о раз­ли­чии см. в пунк­те о фор­мах слова.

4 Од­но­ко­рен­ные слова

Од­но­ко­рен­ные слова — слова с оди­на­ко­вым кор­нем и общим зна­че­ни­ем.

При­ме­ры слов: Ро­ди­на, ро­дить­ся, рож­де­ние, род; рвать, обрыв, разо­рвать­ся

При­ме­ры пред­ло­же­ний: Мне по­вез­ло ро­дить­ся здо­ро­вым и креп­ким. Ис­то­рия моего рож­де­ния ничем не при­ме­ча­тель­на.

Хоть я и по­ни­мал, что от­но­ше­ния нужно разо­рвать, но не мог этого сде­лать сам. Этот раз­рыв был бы очень бо­лез­нен­ным для нас обоих.

5 Си­но­ни­мы

Си­но­ни­мы — слова одной и той же части речи, близ­кие по смыс­лу.

При­ме­ры слов: ску­чать, хму­рить­ся, гру­стить; ве­се­лье, ра­дость, ли­ко­ва­ние

При­ме­ры пред­ло­же­ний: На про­ща­ние она ска­за­ла, что будет ску­чать. Я знал, что тоже буду гру­стить по нашим про­гул­кам и раз­го­во­рам.

Ра­дость охва­ти­ла меня, под­хва­ти­ла и по­нес­ла… Ли­ко­ва­нию, ка­за­лось, не было гра­ниц: Лина от­ве­ти­ла, от­ве­ти­ла на­ко­нец!

Нужно от­ме­тить, что си­но­ни­мы труд­но на­хо­дят­ся в тек­сте, если нужно ис­кать связь толь­ко при по­мо­щи си­но­ни­мов. Но, как пра­ви­ло, на­ря­ду с таким спо­со­бом связи ис­поль­зу­ют­ся и дру­гие. Так, в при­ме­ре 1 есть союз тоже, об этой связи пойдёт речь ниже.

6 Кон­текст­ные си­но­ни­мы

Кон­текст­ные си­но­ни­мы — слова одной и той же части речи, ко­то­рые сбли­жа­ют­ся по зна­че­нию толь­ко в дан­ном кон­тек­сте, по­сколь­ку от­но­сят­ся к од­но­му пред­ме­ту (при­зна­ку, дей­ствию).

При­ме­ры слов: котёнок, бе­до­ла­га, шалун; де­вуш­ка, сту­дент­ка, кра­са­ви­ца

При­ме­ры пред­ло­же­ний: Котёнок живёт у нас со­всем не­дав­но. Муж снял бе­до­ла­гу с де­ре­ва, куда тот за­брал­ся, спа­са­ясь от собак.

Я до­га­дал­ся, что она сту­дент­ка. Де­вуш­ка про­дол­жа­ла мол­чать, не­смот­ря на все уси­лия с моей сто­ро­ны раз­го­во­рить её.

Эти слова в тек­сте найти ещё труд­нее: ведь си­но­ни­ма­ми их де­ла­ет автор. Но на­ря­ду с таким спо­со­бом связи ис­поль­зу­ют­ся и дру­гие, что об­лег­ча­ет поиск.

7 Ан­то­ни­мы

Ан­то­ни­мы — слова одной и той же части речи, про­ти­во­по­лож­ные по смыс­лу.

При­ме­ры слов: смех, слёзы; го­ря­чий, хо­лод­ный

При­ме­ры пред­ло­же­ний: Я сде­лал вид, что мне при­ят­на эта шутка и вы­да­вил из себя что-то на­по­до­бие смеха. Но слёзы ду­ши­ли меня, и я быст­ро вышел из ком­на­ты.

Слова её были го­ря­чи­ми и об­жи­га­ли. Глаза же ле­де­ни­ли хо­ло­дом. Я будто попал под кон­траст­ный душ…

8 Кон­текст­ные ан­то­ни­мы

Кон­текст­ные ан­то­ни­мы — слова одной и той же части речи, про­ти­во­по­лож­ные по смыс­лу толь­ко в дан­ном кон­тек­сте.

При­ме­ры слов: мышка — лев; дом — ра­бо­та зелёный — спе­лый

При­ме­ры пред­ло­же­ний: На ра­бо­те этот че­ло­век был серой мыш­кой. Дома же в нём про­сы­пал­ся лев.

Спе­лые ягоды можно смело ис­поль­зо­вать для при­го­тов­ле­ния ва­ре­нья. А вот зелёные лучше не класть, они обыч­но гор­чат, и могут ис­пор­тить вкус.

Об­ра­ща­ем вни­ма­ние на не­слу­чай­ное сов­па­де­ние тер­ми­нов (си­но­ни­мы, ан­то­ни­мы, в том числе кон­текст­ные) в этом за­да­нии и за­да­ни­ях 22 и 24: это одно и то же лек­си­че­ское яв­ле­ние, но рас­смат­ри­ва­е­мое под раз­ным углом зре­ния. Лек­си­че­ские сред­ства могут слу­жить для связи двух сто­я­щих рядом пред­ло­же­ний, а могут и не быть свя­зу­ю­щим зве­ном. При этом они все­гда будут сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти, то есть имеют все шансы быть объ­ек­том за­да­ний 22 и 24. По­это­му совет: вы­пол­няя за­да­ние 23, об­ра­щай­те вни­ма­ния на эти за­да­ния. Боль­ше тео­ре­ти­че­ско­го ма­те­ри­а­ла о лек­си­че­ских сред­ствах вы узна­е­те из пра­ви­ла-справ­ки к за­да­нию 24.

23.2. Связь при по­мо­щи мор­фо­ло­ги­че­ских средств

На­ря­ду с лек­си­че­ски­ми сред­ства­ми связи, ис­поль­зу­ют­ся и мор­фо­ло­ги­че­ские.

1. Ме­сто­име­ние

Связь при по­мо­щи ме­сто­име­ний — это связь, при ко­то­рой ОДНО слово или НЕ­СКОЛЬ­КО слов из преды­ду­ще­го пред­ло­же­ния за­ме­ня­ет­ся ме­сто­име­ни­ем. Чтобы уви­деть такую связь, нужно знать, что такое ме­сто­име­ние, какие бы­ва­ют раз­ря­ды по зна­че­нию.

Что не­об­хо­ди­мо знать:

Ме­сто­име­ния — это слова, ко­то­рые ис­поль­зу­ют­ся вме­сто имени (су­ще­стви­тель­но­го, при­ла­га­тель­но­го, чис­ли­тель­но­го), обо­зна­ча­ют лица, ука­зы­ва­ют на пред­ме­ты, при­зна­ки пред­ме­тов, ко­ли­че­ство пред­ме­тов, не на­зы­вая их кон­крет­но.

По зна­че­нию и грам­ма­ти­че­ским осо­бен­но­стям вы­де­ля­ет­ся де­вять раз­ря­дов ме­сто­име­ний:

1) лич­ные (я, мы; ты, вы; он, она, оно; они);

2) воз­врат­ное (себя);

3) при­тя­жа­тель­ные (мой, твой, наш, ваш, свой); в ка­че­стве при­тя­жа­тель­ных ис­поль­зу­ют­ся также формы лич­ных: его (пи­джак), её (ра­бо­та), их (за­слу­га).

4) ука­за­тель­ные (этот, тот, такой, таков, эта­кий, столь­ко);

5) опре­де­ли­тель­ные (сам, самый, весь, вся­кий, каж­дый, иной );

6) от­но­си­тель­ные (кто, что, какой, каков, ко­то­рый, сколь­ко, чей);

7) во­про­си­тель­ные (кто? что? какой? чей? ко­то­рый? сколь­ко? где? когда? куда? от­ку­да? зачем? по­че­му? каков?);

8) от­ри­ца­тель­ные (никто, ничто, ничей);

9) не­опре­делённые (некто, нечто, кто-то, кто-ни­будь, кто-либо, кое-кто).

Не за­бы­вай­те, что ме­сто­име­ния из­ме­ня­ют­ся по па­де­жам, по­это­му «тебе», «мне», «о нас», «о них», «ни­ко­му», «каж­до­го» — это формы ме­сто­име­ний.

Как пра­ви­ло, в за­да­нии ука­за­но, КА­КО­ГО раз­ря­да долж­но быть ме­сто­име­ние, но это не­обя­за­тель­но, если в ука­зан­ном пе­ри­о­де нет дру­гих ме­сто­име­ний, вы­пол­ня­ю­щих роль СВЯ­ЗУ­Ю­ЩИХ эле­мен­тов. Нужно чётко осо­зна­вать, что НЕ ВСЯ­КОЕ ме­сто­име­ние, ко­то­рое встре­ча­ет­ся в тек­сте, яв­ля­ет­ся свя­зу­ю­щим зве­ном.

Об­ра­тим­ся к при­ме­рам и опре­де­лим, как свя­за­ны пред­ло­же­ния 1 и 2; 2 и 3.

1) В нашей школе не­дав­но сде­ла­ли ре­монт. 2) Я за­кон­чил её много лет назад, но ино­гда за­хо­дил, бро­дил по школь­ным эта­жам. 3)Те­перь они какие-то чужие, дру­гие, не мои….

Во вто­ром пред­ло­же­нии ме­сто­име­ний два, оба лич­ные, я и её. Какое из них яв­ля­ет­ся той скре­поч­кой, ко­то­рая со­еди­ня­ет пер­вое и вто­рое пред­ло­же­ние? Если это ме­сто­име­ние я, то что оно за­ме­ни­ло в пред­ло­же­нии 1? Ни­че­го. А что за­ме­ня­ет ме­сто­име­ние её? Слово «школу» из пер­во­го пред­ло­же­ния. Де­ла­ем вывод: связь при по­мо­щи лич­но­го ме­сто­име­ния её.

В тре­тьем пред­ло­же­нии ме­сто­име­ний три: они, какие-то, мои. Со вто­рым свя­зы­ва­ет толь­ко ме­сто­име­ние они (=этажи из вто­ро­го пред­ло­же­ния). Осталь­ные никак со сло­ва­ми вто­ро­го пред­ло­же­ния не со­от­но­сят­ся и ни­че­го не за­ме­ня­ют. Вывод: вто­рое пред­ло­же­ние с тре­тьим свя­зы­ва­ет ме­сто­име­ние они.

В чём прак­ти­че­ская важ­ность по­ни­ма­ния этого спо­со­ба связи? В том, что можно и нужно упо­треб­лять ме­сто­име­ния вме­сто су­ще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных и чис­ли­тель­ных. Упо­треб­лять, но не зло­упо­треб­лять, так как изоби­лие слов «он», «его», «их» порой при­во­дит к не­по­ни­ма­нию и не­раз­бе­ри­хе.

2. На­ре­чие

Связь при по­мо­щи на­ре­чий — это связь, осо­бен­но­сти ко­то­рой за­ви­сят от зна­че­ния на­ре­чия.

Чтобы уви­деть такую связь, нужно знать, что такое на­ре­чие, какие бы­ва­ют раз­ря­ды по зна­че­нию.

На­ре­чия — это не­из­ме­ня­е­мые слова, ко­то­рые обо­зна­ча­ют при­знак по дей­ствию и от­но­сят­ся к гла­го­лу.

В ка­че­стве средств связи могут быть ис­поль­зо­ва­ны на­ре­чия сле­ду­ю­щих зна­че­ний:

Вре­ме­ни и про­стран­ства: внизу, слева, рядом, вна­ча­ле, из­дав­на и по­доб­ные.

При­ме­ры пред­ло­же­ний: Мы при­сту­пи­ли к ра­бо­те. Вна­ча­ле было тя­же­ло: не по­лу­ча­лось ра­бо­тать в ко­ман­де, не было идей. Потом втя­ну­лись, по­чув­ство­ва­ли свои силы и даже вошли в азарт. Об­ра­ти­те вни­ма­ние: Пред­ло­же­ния 2 и 3 свя­за­ны с пред­ло­же­ни­ем 1 при по­мо­щи ука­зан­ных на­ре­чий. Такой тип связи на­зы­ва­ет­ся па­рал­лель­ной свя­зью.

Мы взо­бра­лись на самую вер­ши­ну горы. Во­круг нас были толь­ко вер­ши­ны де­ре­вьев. Рядом с нами про­плы­ва­ли об­ла­ка. Ана­ло­гич­ный при­мер па­рал­лель­ной связи: 2 и 3 свя­за­ны с 1 при по­мо­щи ука­зан­ных на­ре­чий.

Ука­за­тель­ные на­ре­чия. (Их ино­гда на­зы­ва­ют ме­сто­имен­ны­ми на­ре­чи­я­ми, так как они не на­зы­ва­ют, как или где про­ис­хо­дит дей­ствие , а лишь ука­зы­ва­ют на него): там, тут, туда, тогда, от­ту­да, по­то­му, так и по­доб­ные.

При­ме­ры пред­ло­же­ний: Про­шлым летом я от­ды­ха­ла в одном из са­на­то­ри­ев Бе­ло­рус­сии. От­ту­да прак­ти­че­ски не­воз­мож­но было по­зво­нить, не го­во­ря уже о ра­бо­те в ин­тер­не­те.На­ре­чие «от­ту­да» за­ме­ня­ет целое сло­во­со­че­та­ние.

Жизнь текла своим че­ре­дом: я учил­ся, мама с отцом ра­бо­та­ли, сестрёнка вышла замуж и уеха­ла с мужем. Так про­шло три года. На­ре­чие «так» обоб­ща­ет всё со­дер­жа­ние преды­ду­ще­го пред­ло­же­ния.

Воз­мож­но ис­поль­зо­ва­ние и дру­гих раз­ря­дов на­ре­чий, на­при­мер, от­ри­ца­тель­ных: В школе и в вузе у меня не скла­ды­ва­лись от­но­ше­ния с ро­вес­ни­ка­ми. Да и нигде не скла­ды­ва­лись; впро­чем, я от этого не стра­дал, у меня была семья, были бра­тья, они за­ме­ни­ли мне дру­зей.

3. Союз

Связь при по­мо­щи со­ю­зов — самый рас­про­странённый тип связи, бла­го­да­ря ко­то­ро­му между пред­ло­же­ни­я­ми воз­ни­ка­ют раз­лич­ные от­но­ше­ния, свя­зан­ные со зна­че­ни­ем союза.

Связь при по­мо­щи со­чи­ни­тель­ных со­ю­зов: но, и, а, зато, также, или, од­на­ко и дру­гих. В за­да­нии может быть ука­зан тип союза, а может и не быть ука­зан. По­это­му сле­ду­ет по­вто­рить ма­те­ри­ал о со­ю­зах.

По­дроб­но о со­чи­ни­тель­ных со­ю­зах рас­ска­за­но в спе­ци­аль­ном раз­де­ле →Пе­рей­ти к раз­де­лу «Со­чи­ни­тель­ные союзы»

При­ме­ры пред­ло­же­ний: К концу вы­ход­но­го дня мы не­ве­ро­ят­но уста­ли. Но на­стро­е­ние было по­тря­са­ю­щее! Связь при по­мо­щи про­ти­ви­тель­но­го союза «но».

Так было все­гда…Или это мне так ка­за­лось…Связь при по­мо­щи раз­де­ли­тель­но­го союза «или».

Об­ра­ща­ем вни­ма­ние на то, что очень редко один лишь союз участ­ву­ет в об­ра­зо­ва­нии связи: как пра­ви­ло, од­но­вре­мен­но ис­поль­зу­ют­ся лек­си­че­ские сред­ства связи.

Связь при по­мо­щи под­чи­ни­тель­ных со­ю­зов: ибо, так что. Очень не­ти­пич­ный слу­чай, так как под­чи­ни­тель­ные союзы свя­зы­ва­ют пред­ло­же­ния в со­ста­ве слож­но­под­чинённого. На наш взгляд, при такой связи имеет место на­ме­рен­ный раз­рыв струк­ту­ры слож­но­го пред­ло­же­ния.

При­ме­ры пред­ло­же­ний: Я был в пол­ном от­ча­я­нии…Ибо не знал, что пред­при­нять, куда идти и, самое глав­ное, к кому об­ра­тить­ся за по­мо­щью.Союз ибо имеет зна­че­ние так как, по­то­му что, ука­зы­ва­ет на при­чи­ну со­сто­я­ния героя.

Эк­за­ме­ны я не сдал, в ин­сти­тут не по­сту­пил, по­мо­щи от ро­ди­те­лей про­сить не мог и не стал бы этого де­лать. Так что оста­ва­лось одно: найти ра­бо­ту. Союз «так что» имеет зна­че­ние след­ствия.

4. Ча­сти­цы

Связь при по­мо­щи ча­стиц все­гда со­пут­ству­ет дру­гим видам связи.

Ча­сти­цы ведь, и толь­ко, вот, вон, лишь, даже, же вно­сят до­пол­ни­тель­ные от­тен­ки в пред­ло­же­ние.

При­ме­ры пред­ло­же­ний: По­зво­ни­те ро­ди­те­лям, по­го­во­ри­те с ними. Ведь это так про­сто и од­но­вре­мен­но слож­но — лю­бить…

Все в доме уже спали. И толь­ко ба­буш­ка тихо бор­мо­та­ла: она все­гда перед сном чи­та­ла мо­лит­вы, вы­пра­ши­вая у сил не­бес­ных луч­шей доли для нас.

После отъ­ез­да мужа стало пусто на душе и пу­стын­но в доме. Даже кот, обыч­но но­сив­ший­ся ме­тео­ром по квар­ти­ре, лишь сонно зе­ва­ет и всё но­ро­вит за­брать­ся ко мне на руки. Вот на чьи руки опе­реть­ся бы мне…Об­ра­ти­те вни­ма­ние, свя­зу­ю­щие ча­сти­цы стоят в на­ча­ле пред­ло­же­ния.

5. Формы слова

Связь при по­мо­щи формы слова со­сто­ит в том, что в рядом сто­я­щих пред­ло­же­ни­ях одно и то же слово ис­поль­зу­ет­ся в раз­ных

  • если это су­ще­стви­тель­ное — числе и па­де­же
  • если при­ла­га­тель­ное — роде, числе и па­де­же
  • если ме­сто­име­ние — роде, числе и па­де­же в за­ви­си­мо­сти от раз­ря­да
  • если гла­гол в лице (роде), числе, вре­ме­ни

Гла­го­лы и при­ча­стия, гла­го­лы и де­е­при­ча­стия счи­та­ют­ся раз­ны­ми сло­ва­ми.

При­ме­ры пред­ло­же­ний: Шум по­сте­пен­но на­рас­тал. От этого на­рас­та­ю­ще­го шума ста­но­ви­лось не по себе.

Я был зна­ком с сыном ка­пи­та­на. С самим ка­пи­та­ном судь­ба меня не сво­ди­ла, но я знал, что это лишь дело вре­ме­ни.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние: в за­да­нии может быть на­пи­са­но «форм слова», и тогда это ОДНО слово в раз­ных фор­мах;

«форм слов» — и это уже два слова, по­вто­ря­ю­щих­ся в со­сед­них пред­ло­же­ни­ях.

В раз­ли­чии форм слова и лек­си­че­ско­го по­вто­ра за­клю­ча­ет­ся осо­бая слож­ность.

Ин­фор­ма­ция для учи­те­ля.

Рас­смот­рим в ка­че­стве об­раз­ца слож­ней­шее за­да­ние ре­аль­но­го ЕГЭ 2016 года. При­во­дим пол­но­стью фраг­мент, опуб­ли­ко­ван­ный на сайте ФИПИ в «Ме­то­ди­че­ских ука­за­ни­ях для учи­те­лей (2016 год)»

За­труд­не­ния эк­за­ме­ну­е­мых при вы­пол­не­нии за­да­ния 23 вы­зы­ва­ли слу­чаи, когда усло­вие за­да­ния тре­бо­ва­ло раз­ли­че­ния формы слова и лек­си­че­ско­го по­вто­ра как сред­ства связи пред­ло­же­ний в тек­сте. В этих слу­ча­ях при ана­ли­зе язы­ко­во­го ма­те­ри­а­ла сле­ду­ет об­ра­тить вни­ма­ние обу­ча­ю­щих­ся на то, что лек­си­че­ский по­втор пред­по­ла­га­ет по­втор лек­си­че­ской еди­ни­цы с осо­бой сти­ли­сти­че­ской за­да­чей.

При­во­дим усло­вие за­да­ния 23 и фраг­мент тек­ста од­но­го из ва­ри­ан­тов ЕГЭ 2016 г.:

«Среди пред­ло­же­ний 8–18 най­ди­те такое, ко­то­рое свя­за­но с преды­ду­щим с по­мо­щью лек­си­че­ско­го по­вто­ра. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния».

Ниже при­ве­де­но на­ча­ло тек­ста, дан­но­го для ана­ли­за.

– (7)Какой из тебя ху­дож­ник, когда ты землю род­ную не лю­бишь, чудак!

(8)Может быть, по­это­му Бергу и не уда­ва­лись пей­за­жи. (9)Он пред­по­чи­тал порт­рет, пла­кат. (10)Он ста­рал­ся найти стиль сво­е­го вре­ме­ни, но эти по­пыт­ки были полны не­удач и не­яс­но­стей.

(11)Од­на­ж­ды Берг по­лу­чил пись­мо от ху­дож­ни­ка Яр­це­ва. (12)Он звал его при­е­хать в му­ром­ские леса, где про­во­дил лето.

(13)Ав­густ стоял жар­кий и без­вет­рен­ный. (14)Ярцев жил да­ле­ко от без­люд­ной стан­ции, в лесу, на бе­ре­гу глу­бо­ко­го озера с чёрной водой. (15)Он сни­мал избу у лес­ни­ка. (16)Вёз Берга на озеро сын лес­ни­ка Ваня Зотов, су­ту­лый и за­стен­чи­вый маль­чик. (17)На озере Берг про­жил около ме­ся­ца. (18)Он не со­би­рал­ся ра­бо­тать и не взял с собой мас­ля­ных кра­сок.

Пред­ло­же­ние 15 свя­за­но с пред­ло­же­ни­ем 14 с по­мо­щью лич­но­го ме­сто­име­ния «он» (Ярцев).

Пред­ло­же­ние 16 свя­за­но с пред­ло­же­ни­ем 15 с по­мо­щью форм слова «лес­ник»: пред­лож­но-па­деж­ной формы, управ­ля­е­мой гла­го­лом, и бес­пред­лож­ной формы, управ­ля­е­мой име­нем су­ще­стви­тель­ным. Эти сло­во­фор­мы вы­ра­жа­ют раз­ные зна­че­ния: зна­че­ние объ­ект­ное и зна­че­ние при­над­леж­но­сти, и ис­поль­зо­ва­ние рас­смат­ри­ва­е­мых сло­во­форм не несёт сти­ли­сти­че­ской на­груз­ки.

Пред­ло­же­ние 17 свя­за­но с пред­ло­же­ни­ем 16 при по­мо­щи форм слов («на озере – на озеро»; «Берга – Берг»).

Пред­ло­же­ние 18 свя­за­но с преды­ду­щим при по­мо­щи лич­но­го ме­сто­име­ния «он» (Берг).

Вер­ный ответ в за­да­нии 23 дан­но­го ва­ри­ан­та – 10. Имен­но пред­ло­же­ние 10 тек­ста свя­за­но с преды­ду­щим (пред­ло­же­ние 9) с по­мо­щью лек­си­че­ско­го по­вто­ра (слово «он»).

Под­ведём итог, про­ци­ти­ро­вав ав­то­ра «Ме­то­ди­че­ском по­со­бии для учи­те­лей (2016)», И.П. Цы­буль­ко: «Лек­си­че­ский по­втор пред­по­ла­га­ет по­втор лек­си­че­ской еди­ни­цы с осо­бой сти­ли­сти­че­ской за­да­чей».

Не­об­хо­ди­мо от­ме­тить, что среди ав­то­ров раз­лич­ных по­со­бий нет еди­но­го мне­ния, что счи­тать лек­си­че­ским по­вто­ром — одно и то же слово в раз­ных па­де­жах (лицах, чис­лах) или в одной и той же. Ав­то­ры книг из­да­тель­ства «На­ци­о­наль­ное об­ра­зо­ва­ние», «Эк­за­мен», «Ле­ги­он» (ав­то­ры Цы­буль­ко И.П., Ва­си­лье­вых И.П. , Го­сте­ва Ю.Н., Се­ни­на Н.А.) не при­во­дят ни од­но­го при­ме­ра, при ко­то­ром слова в раз­лич­ных фор­мах счи­та­лись бы лек­си­че­ским по­вто­ром.

При этом очень слож­ные слу­чаи, при ко­то­рых слова, сто­я­щие в раз­ных па­де­жах сов­па­да­ют по форме, рас­смат­ри­ва­ют­ся в по­со­би­ях по-раз­но­му. Автор книг Се­ни­на Н.А видит в этом формы слова. И.П. Цы­буль­ко (по ма­те­ри­а­лам книги 2017 года) видит лек­си­че­ский по­втор. Так, в пред­ло­же­ни­ях типа Я видел море во сне. Море звало меня у слова «море» раз­ные па­де­жи, но при этом не­со­мнен­но есть та самая сти­ли­сти­че­ская за­да­ча, о ко­то­рой пишет И.П. Цы­буль­ко. Не углуб­ля­ясь в линг­ви­сти­че­ское ре­ше­ние этого во­про­са, обо­зна­чим по­зи­цию РЕ­ШУ­ЕГЭ и дадим ре­ко­мен­да­ции.

1. Все явно не сов­па­да­ю­щие формы — это формы слова, не лек­си­че­ский по­втор. Об­ра­ти­те вни­ма­ние, что речь идёт об одном и том же язы­ко­вом яв­ле­нии, что и в за­да­нии 24. А в 24 лек­си­че­ские по­вто­ры — это толь­ко по­вто­ря­ю­щи­е­ся слова, в оди­на­ко­вых фор­мах.

2. Сов­па­да­ю­щих форм в за­да­ни­ях на РЕ­ШУ­ЕГЭ не будет: если и сами линг­ви­сты-спе­ци­а­ли­сты не могут в этом разо­брать­ся, то вы­пуск­ни­кам школы это не под силу.

3. Если на эк­за­ме­не по­па­дут­ся за­да­ния с по­доб­ны­ми труд­но­стя­ми, смот­рим на те до­пол­ни­тель­ные сред­ства связи, ко­то­рые по­мо­гут опре­де­лить­ся с вы­бо­ром. Ведь у со­ста­ви­те­лей КИМов может быть своё, от­дель­ное мне­ние. К со­жа­ле­нию, так может быть.

23.3 Син­так­си­че­ские сред­ства.

Ввод­ные слова

Связь при по­мо­щи ввод­ных слов со­пут­ству­ет, до­пол­ня­ет любую дру­гую связь, до­пол­няя от­тен­ка­ми зна­че­ний, ха­рак­тер­ны­ми для ввод­ных слов.

Ко­неч­но, не­об­хо­ди­мо знать, какие слова яв­ля­ют­ся ввод­ны­ми.

Об этом по­дроб­но рас­ска­за­но в справ­ке к за­да­нию 17 →Пе­рей­ти к раз­де­лу «Ввод­ные слова»

Его при­ня­ли на ра­бо­ту. К со­жа­ле­нию, Антон был слиш­ком ам­би­ци­о­зен. С одной сто­ро­ны, ком­па­нии нужны были такие лич­но­сти, с дру­гой — он не усту­пал ни­ко­му и ни в чём, если что-то было, как он го­во­рил, ниже его уров­ня.

При­ведём при­ме­ры опре­де­ле­ния средств связи в не­боль­шом тек­сте.

(1)Мы по­зна­ко­ми­лись с Машей не­сколь­ко ме­ся­цев назад. (2)Мои ро­ди­те­ли ещё не ви­де­ли её, но не на­ста­и­ва­ли на зна­ком­стве. (3)Ка­за­лось, она тоже не стре­ми­лась к сбли­же­нию, что меня не­сколь­ко огор­ча­ло.

Опре­де­лим, как свя­за­ны пред­ло­же­ния в этом тек­сте.

Пред­ло­же­ние 2 свя­за­но с пред­ло­же­ни­ем 1 при по­мо­щи лич­но­го ме­сто­име­ния её, ко­то­рое за­ме­ня­ет имя Маша в пред­ло­же­нии 1.

Пред­ло­же­ние 3 свя­за­но с пред­ло­же­ни­ем 2 при по­мо­щи форм слова она/ её: «она» — это форма име­ни­тель­но­го па­де­жа, «её» — это форма ро­ди­тель­но­го па­де­жа.

Кроме того, пред­ло­же­ние 3 имеет ещё и дру­гие сред­ства связи: это союз тоже, ввод­ное слово ка­за­лось, ряды си­но­ни­мич­ных кон­струк­ций не на­ста­и­ва­ли на зна­ком­стве и не стре­ми­лась к сбли­же­нию.

Задание 1 в КИМах ЕГЭ по русскому языку претерпело за последние несколько лет много изменений. Но и с самого начала своего появления оно вызывало у выпускников большие трудности.

Во-первых, учебно-научные тексты подобраны из научно-популярных журналов «Наука и жизнь», «Русский язык и литература для школьников», «Техника – молодёжи», из энциклопедий «Мир животных», из универсальных справочников для школьников.

Во-вторых, всякая работа с текстом предполагает его чтение, понимание и анализ причинно-следственных или пространственно-временных связей. С наскоку, быстро, как правило, правильный выбор из предложенных вариантов сделать не удаётся. В-третьих, среди ответов нередко есть варианты с второстепенной, а не главной информацией. Эти ответы содержат искажённые или неточные факты.

Напомним, как выглядело данное задание в недалёком прошлом. Оно находилось в заключительной части теста перед большим текстом и приносило всего один балл, так как правильный ответ находился в одном из 4-х предложений.

А27. Прочитайте текст.

(1)В последние годы много писали о выдающемся для животных интеллекте дельфина, о его редких способностях к обучению. (2)Бесспорно, дельфины очень сообразительны: в морях они спасают своих раненых собратьев, сообща или в одиночку выталкивая их из воды, чтобы пострадавшие могли дышать; не раз спасали эти животные и людей. (3)Об уме дельфинов говорит и то, что в неволе они научились проделывать много разных трюков, но то, что интеллект и способности дельфина равны человеческим, едва ли будет когда-нибудь доказано.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1)В последние годы много писали о выдающемся для животного интеллекте дельфина, о его редких способностях к обучению, а когда-нибудь будет доказано, что интеллект и способности дельфина равны человеческим.

2)В последние годы много писали о выдающемся для животного интеллекте дельфина, о его редких способностях к обучению, о том, что дельфины — это представители второй земной цивилизации.

3)Дельфины очень сообразительны, их ум позволяет им в неволе осваивать различные трюки, но едва ли когда-нибудь будет доказано, что дельфины обладают речевыми способностями.

4)Едва ли когда-нибудь будет доказано, что интеллект и способности дельфина равны человеческим, хотя их ум позволяет им на воле спасать своих собратьев, а порой и людей, а в неволе осваивать различные трюки.

В первом варианте ответа имеется утверждение, противоречащее содержанию текста: когда-нибудь будет доказано, что интеллект и способности дельфина равны человеческим. В тексте об этом сказано иначе: но то, что интеллект и способности дельфина равны человеческим, едва ли будет когда-нибудь доказано.

Чтобы решить это задание, важно было обратить особое внимание на 3 предложение, в котором заключался вывод, содержащий самое главное в тексте.

Во втором варианте сказано, что дельфины — это представители второй земной цивилизации. Но в тексте об этом не говорится ничего.

Третий и четвёртый вариант близки к исходному тексту, и теперь нужно выбрать из них один верный. Рассмотрим третий вариант: в нём речь идёт только о трюках, а дельфины спасают и своих собратьев, и людей, без этого факта ответ неполный. Поэтому правильный выбор за 4 предложением.

Многие задания прошлых лет переработаны с учётом новой версии КИМов 2015 года.

Задание, которое мы уже проанализировали, дополнили пятым вариантом ответа, в котором вся информация обобщена и передана кратко:

5)Несмотря на то, что ум дельфинов и позволяет им на воле спасать своих собратьев, а порой и людей, и даже осваивать различные трюки в неволе, вряд ли когда-нибудь будет доказано, что интеллект и способности дельфина равны человеческим.

С 2015 года в задании 1 правильными считаются два ответа и выставляется за верное решение 2 балла. Об этом сигналят два окошечка, куда вписывают две цифры. Ответ: 45.

Чтобы найти правильный ответ, необходимо отыскать два похожих утверждения, они совпадают по смыслу, но отличаются синтаксической структурой.

4)Едва ли когда-нибудь будет доказано, что интеллект и способности дельфина равны человеческим, хотя их ум позволяет им на воле спасать своих собратьев, а порой и людей, а в неволе осваивать различные трюки.

, (что О и О ), (хотя О , а О ).

5)Несмотря на то, что ум дельфинов и позволяет им на воле спасать своих собратьев, а порой и людей, и даже осваивать различные трюки в неволе, вряд ли когда-нибудь будет доказано, что интеллект и способности дельфина равны человеческим.

(Несмотря на то, что и О, и О ), , (что О и О ).

Вариант задания А27 в КИМах 2012 года тоже переработан согласно новой демоверсии. И теперь в нём есть изменения, связанные с языковыми явлениями, предъявленными в тексте: пропуск слова или сочетания слов в одном из предложений, определение значения слова из текста по словарной статье.

(1)Случается, что отдельные киты или целые стаи дельфинов выбрасываются на берег и погибают, и происходит это в одних и тех же местах. (2)Долгое время учёные не могли объяснить такое явление, но впоследствии было выяснено, что киты и дельфины посылают звуковые волны и воспринимают их отражения от каких-либо препятствий: плывёт кит или дельфин, посылает звуковые сигналы, улавливает их отражения и обходит препятствие. (3)<…>, когда дно повышается к берегу постепенно, по правилам физики (угол падения всегда равен углу отражения) звуковые волны, посылаемые животным, ударяясь о пологое дно, не возвращаются к нему, а уходят в воздух, и, не получая «эха», киты и дельфины плывут вперёд и оказываются на мели.

1)Звуковые волны, которые посылают киты или дельфины, находясь на пологом дне, уходят в воздух, животные не улавливают их и погибают, оказавшись на мели.

2)Киты и дельфины посылают звуковые волны и воспринимают их отражения от каких-либо препятствий: плывёт кит или дельфин, посылает звуковые сигналы, улавливает их отражения и обходит препятствие.

3)Учёные выяснили, что целые стаи дельфинов выбрасываются на берег и погибают в одних и тех же местах, потому что звуковые волны уходят в воздух.

4)Когда дно пологое, посылаемые китом или дельфинами звуковые волны уходят в воздух, поэтому животные, не улавливая их отражения, оказываются на мели и погибают.

5)Согласно правилу физики, угол падения всегда равен углу отражения, поэтому отдельные киты или целые стаи дельфинов выбрасываются на берег и погибают в одних и тех же местах.

Для решения данного задания нужно работать с ключевыми словами, которые выписываем на черновик: киты, дельфины, выбрасываются на берег, погибают, звуковые волны, отражения, обходит препятствие, угол падения равен углу отражения, пологое дно, уходят в воздух, оказываются на мели.

Собрав ключевые слова воедино, получаем объяснение, согласно правилу физики, почему киты и дельфины выбрасываются на берег: животные, не улавливая отражения звуковых волн о пологое дно, оказываются на мели и погибают. Похожая информация есть в двух предложениях разной структуры. Верный ответ: 14.

1)Звуковые волны, которые посылают киты или дельфины, находясь на пологом дне, уходят в воздух, животные не улавливают их и погибают, оказавшись на мели.

, .

4)Когда дно пологое, посылаемые китом или дельфинами звуковые волны уходят в воздух, поэтому животные, не улавливая их отражения, оказываются на мели и погибают.

, ( ), .

В проверочных тестах иногда встречаются тексты, состоящие из 5-8 предложений:

(1)Со временем форма денежного знака менялась.(2)Деньгами были шкуры, камни, раковины, черепа. (3)Постепенно люди отказались от громоздких и слишком тяжелых денег. (4)Катить перед собой тяжелый камень, денежную единицу, имевшую когда-то хождение на Каролинских островах, было не намного проще, чем вести за собой корову. (5)По другой причине не подошли на эту роль морские ракушки – уж слишком доступны они были. (6)Попытка римского императора Калигулы пополнить свою казну такими деньгами не удалась, поскольку раковины не имели никакой ценности. (7)Они были везде, и каждый мог набрать их столько, сколько хотел. (8) … в результате эволюции победили деньги в виде монет и купюр.

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1)В разное время деньгами были шкуры, раковины, камни, шкуры, черепа.

2)Постепенно люди отказались как от очень тяжелых денег, например камней, так и от очень доступных, какими были ракушки.

3)Монетами и купюрами люди стали пользоваться сравнительно недавно.

4)Человечество долго и трудно приходило к современной форме денежных знаков.

5)Со временем люди поняли, что деньги не должны быть ни громоздкими, ни легкодоступными.

С такими большими текстами работать непросто, увеличивается и время, затраченное на выполнение этого задания, и вывод мало что говорит о главном, и ключевые слова здесь не помогают, поскольку много второстепенной описательной информации. Здесь работает приём сжатия текста, например, до трёх предложений:

Со временем форма денежного знака менялась. Но люди отказались от громоздких денег и доступных ракушек. Победили деньги в виде монет и купюр.

Одинаковая информация в предложениях структурно выражается по-разному:

2)Постепенно люди отказались как от очень тяжелых денег, например камней, так и от очень доступных, какими были ракушки.

, (какими ).

5)Со временем люди поняли, что деньги не должны быть ни громоздкими, ни легкодоступными.

, (что ни О, ни О ).

Верный ответ: 25.

В репетиционном тесте ученики ошибались чаще всего в задании, где был предложен текст об окаменевших деревьях:

(1)Уголок леса, покрывавшего Землю примерно 8 миллионов лет назад, обнаружили венгерские археологи на северо–востоке страны, где почти все окаменевшие деревья, в основном кипарисы, найденные в выработанной шахте на глубине 60 метров, сохранили древесную структуру и не превратились, как обычно, в уголь. (2)Толщина их стволов — 2–3 метра, а высота до 6 метров, причём ископаемые растительного мира погибли в возрасте 300–400 лет в результате природной катастрофы. (3)… доисторические питомцы флоры стали жертвами пыльной бури; погребённые под толстым слоем почвы, они сохранили в «первозданной красоте» свои стволы до наших дней.

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1)Венгерские учёные получили уникальную возможность изучать ископаемые растительного мира в связи с тем, что найденные археологами окаменевшие примерно 8 миллионов лет назад в результате природной катастрофы растения сохранили древесную структуру, а не превратились, как это бывает, в уголь.

2)Венгерские археологи нашли окаменевшие примерно 8 миллионов лет назад в результате природной катастрофы деревья.

3)Ископаемые деревья, произраставшие на Земле примерно 8 миллионов лет назад, погибли в возрасте 300–400 лет.

4)По мнению учёных, причиной гибели произраставших на Земле примерно 8 миллионов лет назад деревьев стала катастрофическая пыльная буря.

5)Учёным из Венгрии очень повезло, так как в связи с открытием археологами древнего уголка леса они смогут изучать флору своей страны в первозданном виде, то есть такой, какой она была примерно 8 миллионов лет назад.

Сбивают с толку сочетания «венгерские учёные» и «венгерские археологи». Некоторые ученики сочли их синонимами, и это привело к ошибке. А между тем, между учёными и археологами есть разница, вычитываемая из текста: археологи из Венгрии нашли окаменевшие деревья, а учёные смогли изучать флору своей страны в первозданном виде.

В исходном тексте отсутствовала фраза об учёных. Она восстанавливалась из следующего задания, где среди предложенных вариантов было словосочетание «по мнению учёных». Варианты в предложениях 2, 3, 4 оказываются неверными, поскольку несут неполную информацию и сообщают только о причине гибели деревьев и об их возрасте. Верный ответ: 15.

Рассмотрим ещё одно задание. В отличие от предыдущего задания пропущенное слово «поэтому» в 3 предложении не играет значимой роли.

(1)Нейробиологам в ходе экспериментов удалось выяснить, что во время сна в нервных клетках образуются новые межнейронные контакты, необходимые для запоминания информации. (2)Этим объясняется давно известный факт, что консолидация памяти — превращение кратковременной памяти в долговременную — наиболее активно происходит именно во сне, когда наша нервная система занимается сортировкой полученной днём информации, пока внешние сигналы не мешают. (3)<…> чтобы запомнить прочитанный перед экзаменом учебник, нужно поспать, тогда информация, что называется, уляжется в голове, то есть перейдёт в долговременное хранилище.

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1)Чтобы лучше подготовиться к экзаменам, нужно больше спать, а не заниматься сортировкой полученной в течение учебного года информации.

2)Нейробиологам в ходе экспериментов удалось выяснить, что консолидация памяти — превращение кратковременной памяти в долговременную — наиболее активно происходит именно во сне.

3)Консолидация памяти наиболее активно происходит во время сна, когда в нервных клетках образуются новые межнейронные контакты, необходимые для запоминания информации.

4)Сон лишь иная форма активности мозга, причём ночью наша нервная система трудится гораздо больше и эффективнее, ведь внешние сигналы не мешают ей сортировать полученную за день информацию.

5)Во время сна, когда в нервных клетках образуются новые межнейронные связи, наиболее активно происходит превращение кратковременной памяти в долговременную, что способствует запоминанию информации.

Применяем метод подбора ключевых слов. Получается, что через ключевые слова должна проходить важная информация. Обратим внимание на фразу из первого предложения: «новые межнейронные контакты». Она повторится именно в 3 и 5 вариантах ответа. Верный ответ: 35.

Давайте проверим гипотезу: легче решить то задание, где текст очень короткий – 55 слов.

(1)Иногда в горах отламываются не мелкие обломки, а огромные глыбы породы; обрушившись вниз, они разбиваются на более мелкие части, загромождая долины. (2)<…> явление называется обвалом. (3)Чаще всего так обрушиваются скалы, сложенные слоями осадочных пород, причём слои эти должны залегать не горизонтально, а под углом к горизонту — по этим слоям и проходят трещины, приводящие к обвалу.

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1)Обвал — это загромождение долин огромными глыбами пород, которые разбились на более мелкие части.

2)К обвалу — обрушению скал и загромождению их обломками долин — обычно приводит появление трещин по слоям осадочных пород, залегающих под углом к горизонту.

3)Скалы, сложенные слоями осадочных пород, всегда обрушиваются в долины и загромождают их огромными каменными глыбами.

4)Обвалом называется явление, возникающее вследствие обрушения в долины мелких обломков осадочных пород.

5)В результате образования трещин по слоям осадочных пород, залегающих под углом к горизонту, создаётся обрушение скал и загромождение их обломками долин, или, говоря другими словами, обвал.

В вариантах ответов 1 и 4 даётся лишь определение понятия «обвал», в 3 варианте речь идёт об одной из причин обвалов – слоёных осадочных породах. А в ответах 2 и 5 совмещены не только главная причина обвалов, но и определение этого понятия. Это и есть верный ответ. Но никак не имеет роли объём текста. Гипотеза не подтверждается.

Однако возьмём другой текст, там ещё меньше слов — около 40.

(1)Рис требует несколько меньшего количества удобрений по сравнению с другими сельскохозяйственными культурами. (2)<…> объясняется тем, что в корневой зоне растений риса обитают специфические азотфиксирующие бактерии. (3)В результате даже без внесения азотных удобрений плантация риса может сохранять урожайность в течение длительного времени.

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1)Плантация риса может долго сохранять урожайность без внесения азотных удобрений благодаря азотфиксирующим бактериям, снижающим потребность растений риса в удобрениях.

2)По сравнению с другими сельскохозяйственными культурами рис требует несколько меньшего количества удобрений.

3)Азотфиксирующие бактерии, которые снижают потребность растений риса в удобрениях, позволяют долго сохранять урожайность рисовых плантаций без внесения азотных удобрений.

4)Плантация риса может сохранять урожайность в течение длительного времени благодаря бактериям.

5)В корнях растений риса обитают специфические азотфиксирующие бактерии.

Ученики находят чисто визуально правильный ответ: там, где большое предложение, следует искать правильный ответ. Это не всегда работает. Скорее, роль сыграет здесь только наличие ключевых фраз «азотфиксирующие бактерии», «рисовые плантации», «потребность в удобрениях», «сохранить урожайность», «азотные удобрения». Все эти сочетания можно найти в верном ответе: 13.

Наивысшую сложность имеют такие задания, в которых много имён и дат. Нужно разобраться: кто есть кто, какой год к чему относится. Время, затраченное на обдумывание ответа, возрастает в два-три раза. Количество слов в таком тексте около 100.

(1)Появлению термоса мы обязаны не только фундаментальной науке физике, притом что учёные сделали для этого очень много: А.Ф. Вейнхольд придумал в 1881 году стеклянный ящик с двойными стенками, между которыми откачал воздух, а Дж. Дьюар в 1892 году превратил этот стеклянный контейнер в колбу с узким горлышком. (2)<…> это было блестящее с научной точки зрения изобретение, но непрактичное, что понимал берлинский производитель стеклянных изделий Р. Бургер, который в 1903 году усовершенствовал сосуд Дьюара, добавив к нему металлический корпус, пробку и крышку-стаканчик. (3)Получив патент, предприимчивый промышленник Бургер основал одноимённую фирму по выпуску термосов, и с марта 1904 года торговая марка «Термос» стала использоваться в коммерческих целях.

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1)Появлению термоса мы обязаны прежде всего немецкому физику А. Ф. Вейнхольду, создавшему в конце XIX столетия теплоизолирующий стеклянный контейнер с откачанным между стенками воздухом.

2)Термос стал популярен благодаря Р. Бургеру, который превратил теплоизолирующий стеклянный ящик в колбу с узким горлышком, тем самым усовершенствовав непрактичное, хоть и блестящее с научной точки зрения изобретение.

3)Механизм работы термоса был изобретён А. Ф. Вейнхольдом, придумавшим стеклянный ящик с двойными стенками, Дж. Дьюар превратил этот контейнер в колбу с узким горлышком, а Р. Бургер усовершенствовал сосуд, добавив к нему металлический корпус, пробку и крышку-стаканчик, и стал продавать его под торговой маркой «Термос».

4)Сосуд Дьюара, называемый в быту термосом, предназначен для теплоизоляции, длительного хранения, транспортировки и дальнейшего использования содержащегося в нём вещества.

5)Появлению термоса мы обязаны не только физикам, но и промышленникам: первые сосуды Дьюара для коммерческого использования были произведены основателем компании «Термос» Р. Бургером, усовершенствовавшим изобретение А. Ф. Вейнхольда и Дж. Дьюара.

Сначала выясняем, что в тексте использовано три имени, затем соотносим с ними даты и открытия: А.Ф. Вейнхольд в 1881 году придумал стеклянный ящик, Дж. Дьюар в 1892 году превратил его в колбу с узким горлышком, берлинский производитель стеклянных изделий и промышленник Р. Бургер в 1903 году усовершенствовал колбу-сосуд Дьюара, получил патент, основал фирму по выпуску термосов и стал использовать с 1904 года торговую марку «Термос». Все три имени, но уже без дат повторяются в предложениях 3 и 5.

Не менее сложно задание, где в тексте слов 120 и к датам и именам добавляются уже названия городов и культурных объектов, а также числовые показатели и классификацию предметов. Легко запутаться в отличиях конструкций планетариев.

(1)История планетариев решительным образом изменила свой ход в XX в., <…> связано это с основанием в 1903 г. Немецкого музея в Мюнхене: это был музей нового типа, где артефакты не просто экспонируются, а являются действующими моделями научно-технических изобретений. (2)С подсказки астронома Макса Вольфа, директора астрономической обсерватории в Гейдельберге, Немецкий музей захотел получить действующие модели планетариев — по типу исторических, но усовершенствованные, и в 1918 году группа под руководством Ф. Майера сконструировала и построила механический (коперниковский) планетарий. (З)Отличие этой конструкции от типичных исторических моделей в том, что если последние дают вид Солнечной системы сверху, то конструкция группы Майера — вид снизу: в цилиндрическом помещении диаметром 12 м и высотой 2,8 м зритель, стоящий на полу, видит планеты подвешенными к приводному механизму под потолком.

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1)Основание в 1903 г. Немецкого музея в Мюнхене, заказавшего усовершенствованные модели планетариев, изменило ход истории планетариев: в 1918 году группой Ф. Майера был построен механический планетарий, который, в отличие от исторических моделей, давал вид Солнечной системы не сверху, а снизу.

2)Основанный в 1903 г. Немецкий музей в Мюнхене был музеем нового типа, где артефакты не просто экспонируются в цилиндрическом помещении диаметром 12 м, а являются действующими моделями научно-технических изобретений, работающими на приводном механизме.

3)Когда директор астрономической обсерватории в Гейдельберге Макс Вольф посоветовал Немецкому музею получить действующие модели планетариев — по типу исторических, но усовершенствованные, — это решительным образом изменило ход развития истории планетариев.

4)В 1918 году группой Ф. Майера был построен механический планетарий, дававший вид Солнечной системы не сверху, как исторические модели, а снизу: это событие, изменившее ход истории планетариев, было результатом работы над заказом основанного в 1903 году в Мюнхене Немецкого музея.

5)Группа под руководством Майера, с 1903 года работавшая над созданием планетария, построила цилиндрическое помещение диаметром 12 м и высотой 2,8 м, в котором зрители увидели макеты планет.

В тексте об истории планетариев во 2 варианте внимание сосредоточено на приводном механизме, хотя данный факт не определяющий. В 3 варианте нет описания новой модели планетария, в 5 не ясно, как именно зрители увидели планеты.

В тексте упомянут основанный в 1903 г. в Мюнхене Немецкий музей, затем директор астрономической обсерватории в Гейдельберге Макс Вольф, далее приводятся сведения о созданной в 1918 году группе под руководством Ф. Майера. Как выясняется, был построен механический планетарий, названный «коперниковским», он показывал зрителю подвешенные под потолком планеты. Об этом важном изменении в истории планетариев говорят только варианты 1 и 4.

Продолжим работу с текстом о планетах, но с иной информацией, поясняющей особенности коперниковских планетариев. Текст тоже содержит примерно 120 слов и особенно большое второе предложение. Именно оно имеет важную информацию, на которую сразу обращают внимание ученики.

(1)Об имитации звёздного неба в закрытом помещении мечтали многие с древних времён, достаточно вспомнить, <…>, Архимеда, который предположительно построил прибор, имитирующий звёздное небо с планетами, и даже описал его в сочинении «Об изготовлении небесной сферы». (2)Изобретение в начале XVII века телескопа и связанное с ним бурное развитие астрономии стало стимулом для строительства механических моделей астрономического видения мира, и прежде всего начали строить механические модели гелиоцентрической системы с целью популяризации ещё оспариваемой теории Коперника: так как все планеты движутся вокруг Солнца в одну сторону и почти в одной плоскости, то с помощью набора валов и зубчатых передач изготавливали устройства, где шарики — планеты — двигались вокруг центрального шара — Солнца — с соблюдением таких же относительных скоростей и расстояний, как и на небе. (3)Эти модели называли коперниковскими планетариями.

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация,
содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1)С целью популяризации ещё оспариваемой теории Коперника в начале XVII века создавались модели гелиоцентрической системы: с помощью набора валов и зубчатых передач изготавливали устройства, где шарики — планеты — двигались вокруг центрального шара — Солнца — с соблюдением таких же относительных скоростей и расстояний, как и на небе.

2)Стимулом для строительства планетариев, первый из которых предположительно был построен и описан ещё Архимедом, стало связанное с созданием в начале XVII века телескопа развитие астрономии, и прежде всего создавались механические модели гелиоцентрической системы, названные коперниковскими планетариями.

3)В начале XVII века создавались коперниковские планетарии — механические модели гелиоцентрической системы, представляющие собой устройства, в которых шарики — планеты — двигались вокруг центрального шара — Солнца — с соблюдением таких же относительных скоростей и расстояний, как и на небе.

4)Предположительно первый планетарий построил и описал ещё Архимед, но развитие астрономии было вызвано созданием в XVII веке телескопа, обусловившего строительство планетариев, и сначала были созданы коперниковские планетарии — механические модели гелиоцентрической системы.

5)Ещё Архимед построил прибор, имитирующий звёздное небо с планетами, и даже описал его в сочинении «Об изготовлении небесной сферы», что подтверждает существование ещё в древние времена стремления людей создать звёздное небо в закрытом помещении.

Первый и третий варианты не содержат названия сочинения Архимеда и описывают только модель планетария Коперника, в пятом вообще ни слова о Копернике. Таким образом, правильный ответ: 2 и 4.

Выводы

Читая предложенный текст из нескольких предложений, устанавливаем логические связи между исходными фактами, выписываем ключевые выражения, сокращаем текст, если он слишком большой, ищем вывод обычно в самом конце текста, находим похожие по смыслу предложения в вариантах ответа, пытаемся вычленить главное, если в тексте много имён, дат, чисел, объектов.

Киты разговаривают друг с другом не хуже людей

Оказывается горбатые киты «общаются» на языке, имеющем четкую грамматическую структуру. По мнению исследователей, абстрактными понятиями киты не оперируют, зато по сложности их «речь» не уступает человеческой.

Для изучения сложной последовательности звуков, издаваемых горбатыми китами, доктор Руджи Сузуки вместе с коллегами из Массачусетсского технологического института разработал компьютерную программу. Ученые проанализировали аудиозаписи 16 китовых песен длительностью от 6 до 30 мин. При исследовании учитывалась частота повторения отдельных «слов» и «фраз» и их расположение в общем «предложении».

Анализ аудиозаписей продемонстрировал наличие иерархического синтаксиса в языке горбатых китов. До сих пор считалось, что иерархическая грамматическая структура присутствует только в человеческой речи: слова объединяются в фразы, фразы — в предложения.

Интересно, что короткие песни китов гораздо сложнее и насыщеннее длинных. Впрочем, как считают ученые, расшифровать язык китов удастся еще не скоро. Но в случае успеха исследователей, быть может, человечество узнает, почему киты выбрасываются на берег.

А это становится уже обычным явлением. Только с начала 2006 года на берег выбросились и погибли больше китов, чем в предыдущие годы. Одна из причин подобного явления — воздействие сонарных приборов (звуковых радаров) кораблей на природные навигационные системы животных.

О том, что киты в последнее время часто совершают навигационные ошибки заявил Марк Симмондс, руководитель Общества сохранения китов и дельфинов (Великобритания). Киты стали заходить в Северное море, где глубина не превышает 45 метров, что представляет для них опасность, поскольку их системы восприятия рассчитаны на большую глубину.

Навигационная система китов работает по принципу эмиссии звуков, которые перемещаются в толще воды и отражаются от объектов. Чем быстрее возвращается звук, тем ближе объект. Если на работу этих систем китов оказывают сильное влияние сонары морских судов, то у китов притупляется чувство опасности.

Доктор Питер Эванс, директор Фонда морских наблюдений, рассказал, что последние анализы органов погибших китов показали наличие пузырьков воздуха в печени и почках животных. Это означает, что киты слишком быстро всплывали на поверхность с большой глубины. Кроме того, в чувствительных эхо-локационных органах китов были обнаружены кровоизлияния, что является результатом акустической травмы.

В 2002 году, после испытаний сонарного оборудования в районе Канарских островов на берег выбросилось 14 китов. Анализы показали, что все они погибли от декомпрессии, возникшей в результате слишком быстрого всплытия.

Между тем, группа исследователей из университета Квинслэнда (Великобритания) получила научные подтверждения того, что мужские особи-киты посвящают целые часы «пению», чтобы привлечь партнершу.

Ученые в течение трех лет отслеживали и записывали все звуки, издаваемые китами во время миграционного сезона на британском побережье. Оказалось, что средняя продолжительность китовой серенады составляет 23 часа. И эти песни, которые больше напоминают чириканье и птичий щебет, действительно помогают достижению взаимопонимания с противоположным полом. Еще одно назначение китовых песен — отпугивание других самцов.

Кстати, киты, дельфины и летучие мыши не единственные существа на земле, способные общаться с помощью ультразвуковых сигналов. Американский биолог Крейг Адлер узнал об этом, изучая редкие виды лягушек в Китае.

Он передал информацию профессору Альберту Фенгу из университета Иллинойса, который продолжил исследование, чтобы выяснить, какие процессы в мозге позволяют животным использовать этот вид коммуникации.

Фенг и его коллеги сообщают, что самцы лягушек воспроизводили звуки, превышающие частоту 128 килогерц — предела имевшейся у них аппаратуры.

Ученые воспроизвели записанные голоса лягушек в звуковом и ультразвуковом диапазонах и проследили за их реакцией. Выяснилось, что на ультразвуковую составляющую откликаются шесть животных из восьми. Однако это все равно указывает на то, что у них есть способность восприятия звуков в этом диапазоне.

По теме: Бессмертные рогоносцы: дикие факты о китах

Ученые рассказали, почему киты и дельфины выбрасываются на берег

Киты плетут воздушные сети

Ученые сравнили голоса китов с джазовыми композициями

Животные шутят, смеются и… поют

Адлер изучал виды лягушек, у которых нет внешних барабанных перепонок. Фенг считает, что теперь понятно, почему уши амфибий этого вида устроены именно таким образом. Это сокращает расстояние между барабанными перепонками и ухом, позволяя передачу ультразвука к ушам. «В природе существуют механизмы для облегчения коммуникации в неблагоприятных условиях, когда среда переполнена различными звуками. Один из способов состоит в том, чтобы перевести частоту звука за переделы спектра фонового шума. Млекопитающие — летучие мыши, киты и дельфины — используют для этой цели ультразвук. Но мы не знали, что это могут делать лягушки», — заявил ученый.

«Речь» китов по сложности не уступает человеческой

Но настоящие научные изыскания ведутся постоянно с тех пор, как китов начали лхранять. Ученым продолжают открываться удивительные факты о жизни этих морских гигантов.

Так, недавно исследователи обнаружили, что горбатые киты «общаются» на языке с четкой грамматической структурой. По сложности «речь» китов совсем не уступает человеческой.

С помощью компьютерной программы ученые обнаружили в языке горбатых китов иерархический синтаксис, при котором слова объединяются во фразы, а фразы — в предложения.

Такой синтаксис присутствует только в человеческой речи. Если ученым удастся расшифровать язык этих животных, быть может, они смогут узнать, почему киты совершают навигационные ошибки, выбрасываясь на берег.

Как известно, одна из причин подобного явления заключается в воздействии звуковых радаров кораблей на природные навигационные системы животных. Ежегодно десятки и даже сотни китов выбрасываются на берег океана в разных частях света.

Звуковые атаки

Можно только поражаться тому, как эти гигантские животные, покорители морских просторов, могут быть так чувствительны к звукам.

Дело в том, что киты ориентируются по звукам, которые перемещаются в толще воды и отражаются от объектов — чем быстрее возвращается звук, тем ближе объект.

Когда сонары морских судов начинают влиять на работу этих систем китов, у животных притупляется чувство опасности. Киты начинают слишком быстро всплывать на поверхность с большой глубины и погибают от декомпрессии.

В последние годы уровень шумов в мировом океане вырос в несколько раз. Для подводного мира — это смертельная опасность. Обитатели морей и океанов не только ориентируются в пространстве по звукам, но и таким образом общаются друг с другом: матери следят за младенцами, а взрослые особи охотятся на рыбу. Мужские особи-киты, чтобы их услышала партнерша, должны как минимум сутки петь свою «серенаду». Песни, напоминающие чириканье и птичий щебет, помогают налаживать отношения между особями.

В мире на грани вымирания находятся несколько популяций китов. В России это полярные и серые киты Охотского моря, являющиеся самым древним видом усатых китов.

Сейчас в Мировом океане живет около 50 разных видов китов. Ученые до сих пор не сошлись во мнении по поводу продолжительности жизни подводных гигантов: одни говорят, что киты проживают где-то до 50 лет, другие же заявляют, что продолжительность жизни этих животных в три и даже четыре раза больше.

Побег в воду

Предки китообразных жили на суше и лишь 70 миллионов лет назад перебрались в воду. Вот почему китообразные напоминают рыб только формой тела и тем, что живут в воде. Все же остальное у них устроено так же, как и у млекопитающих: они теплокровные, дышат атмосферным воздухом, вынашивают плод в матке, рождают вполне развитого детеныша, которого вскармливают молоком, а на их теле различимы остатки волосяного покрова.

Миллионы лет тому назад предкам китообразных пришлось сменить земное бытие на водное, что, по мнению ученых, произошло из-за земных катаклизмов. В настоящее время у китов нет выхода: опасность подстерегает их не только в воде, но и на суше.

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников

Песни китов

Песни китов — звуки, издаваемые китообразными для общения. Слово «песни» используется, чтобы подчеркнуть повторяющийся и мелодичный характер звуков, напоминающий человеческое пение.

Использование звуков как основного канала общения вызвано тем, что в условиях водной среды видимость может быть ограничена, а запахи распространяются существенно медленнее, чем в воздухе.

Считается, что самые сложные песни горбатых китов и некоторых беззубых китов используются в брачных играх. Более простые сигналы используются круглый год и, возможно, служат для повседневного общения и навигации. Зубатые киты (включая косаток) используют издаваемые звуки для эхолокации.

Образование звуков

Органы дельфинов, участвующие в формировании звуков

Зубатые киты (в том числе дельфины) не издают длительных низкочастотных звуков, характерных для песен беззубых китов. Они производят высокочастотные последовательности щелчков и свиста. Щелчки состоят из отдельных посылок частотой 20…50 кГц с периодом нарастания порядка 0,1 мс и служат для эхолокации.

В носоглотке зубатых китов имеются специальные образования — «звуковые губы», которые вибрируют, когда воздух проходит сквозь носовое отверстие. Большинство зубатых китов имеют две пары звуковых губ, что позволяет одновременно издавать два звука. Череп и мягкие ткани головы концентрируют звуковые колебания и играют роль звуковой линзы.

У беззубых китов нет звуковых губ, и образование звуков происходит в глотке, но поскольку у них нет голосовых связок, точный механизм остаётся неясным. Этот процесс не является полностью аналогичным человеческому, поскольку китам для создания звуков нет необходимости выдыхать воздух.

> См. также

  • Пятидесятидвухгерцевый кит

Примеры звуков

Песня горбатого кита (инф.)
Песня косатки (инф.)

Обычные вокализации горбатого кита (мычание) (инф.)

Песня горбатого кита (инф.)

В другом языковом разделе есть более полная статья Whale song (англ.). Вы можете помочь проекту, расширив текущую статью с помощью перевода.
При этом, для соблюдения правил атрибуции, следует установить шаблон {{переведённая статья}} на страницу обсуждения, либо указать ссылку на статью-источник в комментарии к правке.

Это заготовка статьи по зоологии. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Как поет кит

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *