Источники географической информации

Содержание

Географическая информация – это данные о различных географических объектах и явлениях, в которых обычно указывается их положение на нашей планете. В качестве примера такой информации можно привести:

  • экономическую статистику разных стран (численность населения, ВВП, уровень неравенства доходов, запасы природных ресурсов);
  • перечень объектов с высокой культурной ценностью с указанием их местоположения (например, список всемирного наследия Юнеско);
  • прогноз погоды для разных городов страны на завтрашний день;
  • список крупнейших месторождений нефти и газа в стране или на всей Земле.

Огромное количество информации может считаться географической. Даже реклама торгового центра, в которой указан его адрес, является географической информацией. Но каковы основные ее источники?

Основные методы географических исследований

Карты

Для человека удобнее всего картографическая форма представления информации. Найти карты можно в атласах, учебниках, других литературных источниках. Также сегодня множество топографических планов и карт можно найти в Интернете и других электронных источниках.

Научная литература

К научной литературе можно отнести учебники, энциклопедии, научные журналы, просветительскую литературу. Здесь можно найти описание разных территорий нашей планеты, особенностей их рельефа и обитающих там видов животных.

Научная литература – это основной источник информации о природе географических процессов и явлений. Именно в ней можно узнать про такие географические теории, как, например, дрейф материков.

Статистические справочники

Современные государства и международные организации постоянно собирают статистику о состоянии своих природных ресурсов и социально-экономической обстановке. Наиболее авторитетными источниками экономической статистической информации являются Организация Объединенных Наций, Всемирный банк и Международный валютный фонд.

Отдельно стоит отметить данные, собираемые в ходе переписи населения. В ходе них определяется религиозный, этнический, расовый, возрастной, половой и языковой состав как всей страны, так и ее отдельных регионов, определяется доля безработных, собирается статистика о составе семей.

В сегодняшнем мире возрастает значение статистики, собираемой с использованием интернет-технологий. Можно оценивать посещаемость тех или иных сайтов в разных странах и регионах, анализировать активность пользователей социальных сетей. Иногда в географических исследованиях даже используют частоту поисковых запросов. Например, желание людей эмигрировать в другую страну можно оценить по запросам типа «стоит ли переезжать в США» или «что нужно для переезда в Беларусь».

Нормативно-правовые источники

К этой категории относятся законодательные акты государств, указы президентов и правительств. Во многих конституциях, в том числе и в российской, приводится перечень административных единиц (провинций), входящих в состав страны. Также законы определяют размер ряда экономических выплат (пенсий, пособий на ребенка) и устанавливают такие показатели, как минимальная оплата труда или прожиточный минимум. В свою очередь с использованием этих цифр рассчитывается уровень бедности и иные параметры страны. Нормативно-правовые источники позволяют определить уровень налогообложения в государстве.

Результаты социологических опросов

Иногда государство из идеологических соображений не собирает некоторую информацию либо ее искажает. Также есть информация, которая просто не относится к компетенции правительства. В этом случае на помощь географам приходят социологические опросы. Ученые на месте опрашивают население по интересующим вопросам, например, по политическим предпочтениям на ближайших парламентских выборах.

Наблюдения

Нередко необходимая информация не может быть получена никак иначе, кроме как с помощью наблюдения. В этом случае географ выезжает в интересующую его локацию и на месте проводит необходимые изыскания. В качестве примера можно привести экспедиции в джунгли Амазонки, в ходе которых ученые изучают эту уникальную экосистему.

Географоинформационные системы

Для их обозначения используется сокращение ГИС. Обычно такие системы представляют собой цифровую карту местности, с которой связаны пространственные базы данных, графические и прочие инструменты. Простейший пример – навигатор для поиска оптимального маршрута.

Фотоснимки из космоса и аэрофотоснимки

Современные технологии открывают перед нами и новые источники географической информации. Сегодня любой пользователь Интернета может посмотреть, как его дом выглядит на снимках из космоса! Информация, получаемая со спутников или других летательных аппаратов, без сомнения может считаться географической.

Понравилась статья? Поделись с друзьями:

Билет № 2

  • 1. Методы географических исследований и основные источники географической информации.
  • 2. Географические различия в хозяйственной деятельности населения России (привести конкретные примеры).
  • 3. Определение по карте факторов, оказавших влияние на размещение предприятий черной металлургии (по выбору учителя).
  • 1. Методы географических исследований и основные источники географической информации.

    Основные методы географических исследований.

    Описательный. Изучение и описание какой-либо территории выполняется по определенному плану. Описание может быть как одноэлементным (когда рассматривается только один компонент, например, гидрологическая сеть, рельеф, ландшафты), так и комплексным (когда рассматривается территориальный комплекс полностью: природа – население – хозяйство).

    Сравнительный. При изучении различных территорий и географических объектов часто используется сравнительный анализ. Объекты исследования могут располагаться близко друг от друга (например, побережья Черного и Азовского морей) или быть удалены (например, горные системы областей кайнозойской складчатости Южной Америки и Европы) и анализируются сходные признаки. В результате выделяются элементы сходства и различия и делаются соответствующие выводы.

    Картографический. Для территории исследования создаются специальные карты или серии тематических карт с целью познания какого-либо явления. С помощью заранее разработанных определенных условных знаков на картографическую основу наносятся те или иные элементы рассматриваемой территории (рельеф, элементы климата, ландшафты и т. д.). Картографический метод обычно применяют с другими методами исследований: дешифрированием аэро– и космоснимков, математическими и т. д.

    Ретроспективный (исторический подход). Изучение какого-либо географического объекта, территории: ее ландшафтов, отдельных ее компонентов, природных и социальных явлений – рассматривается во времени, что позволяет составить прогноз на будущее.

    Типологический. По выбранным критериям выделяют эталонные участки (ключевые) на изучаемой территории с целью дальнейшего распространения полученных выводов на другие участки.

    Источники географической информации.

    1. Карты, атласы, топографические планы.

    2. Географические описания разных территорий.

    3. Энциклопедии, справочники, статистические материалы и т. д.

    4. Космические и аэрофотоснимки.

    5. Географоинформационные системы (ГИС).

    В настоящее время все перечисленные источники информации могут быть оцифрованы и переведены с бумажных носителей в электронный вид, пример ГИС.

    2. Географические различия в хозяйственной деятельности населения России

    (привести конкретные примеры).

    Следствием большой территории России явилась довольно разнообразная природа нашей страны, которая обусловила различия в хозяйственной деятельности населения.

    Так, в зоне тундры основным занятием местного населения является оленеводство.

    В таежной зоне коренное население занимается охотой, разведением пушных зверей, а на крупных реках – рыболовством, также в зоне тайги развиты лесные отрасли хозяйства.

    Степная и лесостепная зоны – основной земледельческий район, т. к. это область распространения черноземов – самых плодородных почв. При достаточном увлажнении здесь выращиваются пшеница, подсолнечник, сахарная свекла и другие культуры.

    В сухостепной зоне и в полупустынях получило развитие овцеводство и разведение верблюдов.

    В зоне влажных субтропиков Черноморского побережья Кавказа наиболее оптимальные условия для выращивания чая, винограда, цитрусовых (это самый северный район мира, где выращиваются данные культуры и особенно чай).

    3. Определение по карте факторов, оказавших влияние на размещение предприятий черной металлургии

    (по выбору учителя).

    На размещение предприятий черной металлургии оказывают влияние следующие факторы:

    1) наличие сырья (железо, марганец); 2) наличие топлива (каменный уголь); 3) наличие сопутствующих материалов (легирующие металлы – хром, ванадий и т. д., доломиты, известняк).

    Основным типом предприятия черной металлургии является металлургический комбинат полного цикла, на котором выплавляют чугун, сталь и делают прокат. Существует три варианта территориального размещения металлургического комбината: 1. Рядом с сырьем (месторождение железных руд), например, в Липецке, Старом Осколе (на рудах КМА), в Нижнем Тагиле (Качканарское месторождение железных руд). 2. Между месторождениями железной руды и каменного угля (Череповец – руда поступает из Карелии, Мурманской области и КМА, уголь – из Печорского бассейна), Магнитогорск (руда из КМА, Соколовско-Сарбайского месторождения в Кустанайской области Казахстана, а уголь – из Кузбасса и (или) с Экибастуза (Павлодарская область, Казахстан). Рядом с железорудными месторождениями и углем (наиболее оптимальный вариант за счет транспортной экономии). Например, Новокузнецк: уголь поступает из Кузбасского угольного бассейна, руда – из Таштагольского месторождения.

    Урок Введение. Источники географической информации

    Тема урока. Введение. Источники географической информации.

    Цели: сформировать представление географии как науке и ее роль и место в системе наук; познакомить со структурой учебника, методами географических исследований и источниками географической информации, познакомить с поиском информации с помощью ГИС.

    Задачи:

    — Предметные: показать особое положение географии в системе наук; познакомить со структурой учебника, методами географических исследований и источниками географической информации, познакомить с поиском информации с помощью ГИС.

    Метапредметные: совершенствование учебно-информационных умений: отбирать нужные источники информации, оценивать и анализировать их особенности и значимость, работать с разнообразными источниками информации.

    Оборудование: атлас, тетрадь, учебник.

    Тип урока: изучение нового материала.

    этапы

    Деятельность педагога

    Деятельность студентов

    Орг.момент.

    начало урока, проверка студентов по списку. Студент готов к уроку, если у него на столе лежит учебник, атлас, контурные карты и тетрадь.

    Тетрадь, учебник, атлас.

    Целеполагание

    Тема урока » Введение. Источники географической информации»

    -Как можно сформулировать цели урока из названия темы урока? Зачем нужны ? Как пользоваться этими источниками?

    Записываем тему и цель урока.

    Введение. Источники географической информации. Цель: сформировать представление о географии как науке и ее роль и место в системе наук; познакомить со структурой учебника, методами географических исследований и источниками географической информации, познакомить с поиском информации с помощью ГИС.

    Предполагаемые предложения: знакомство с дисциплиной, с источниками географической информации.

    Мотивация

    «Сколько происходит пользы от географии человеческому роду, о том всяк, имеющий понятие, рассудить может» Михаил Васильевич Ломоносов.

    Согласны ли вы с этим утверждением.

    Предполагаемые предложения:

    Изучение нового материала:1-й этап

    1 География как наука, ее роль и значение в системе наук. Цели и задачи географии при освоении специальностей СПО.

    География – древнейшая наука на Земле. В наши дни из описательной науки превратилась в науку конструкционного характера.

    Экономическая и социальная география — это географическая наука о закономерностях развития и размещения природы, населения и хозяйства.

    Экономическая география входит в систему географических наук связана со многими науками: прежде всего с физической географией, экологией, историей, демографией, этнографией, экономической картографией.

    Цели и задачи географии при освоении специальностей СПО

    .формирование целостного представления о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;

    − владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

    − владение умениями использовать карты разного содержания для получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

    − владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий

    Главные задачи с временной географии — знать, беречь и преумножать богатства нашей планеты, чтобы передать их будущим поколениям.

    Запись в тетрадь: Экономическая и социальная география — это географическая наука о закономерностях развития и размещения природы, населения и хозяйства.

    2-й этап

    2. Методы географических исследований.

    В географии немало методов, которые позволяют проводить комплекс исследовательских работ. Какие методы исследования вам известны?

    • Методы географических исследований — способы получения географической информации

    Описательный метод использовали при описании объектов( как река, формы рельефа, природные зоны). Метод наблюдения – наблюдения за явлениями природы, предсказывалась погода. Картографический метод – ведущий метод в географии .Карта при обучении выполняет ряд функций: источника информации, средства обучения, метода обучения. Статистический метод -основывается на анализе статистического материала, позволяет конкретизировать теоретические выкладки, дает возможность продемонстрировать соразмерность явлений и процессов, сделать выводы о направлении развития того или иного явления. Исторический метод -география рассматривает изменения во времени, например, Исторический метод –все на Земле развивается исторически, поэтому для современной географии необходимо знание истории: история развития Земли, история человечества. Изучить суть происходящего путем сопоставления прошлого и настоящего. Математический метод-это есть расчеты плотности населения, рождаемости, естественного прироста населения, ресурсообеспеченность природными ресурсами, ВВП на душу населения и т.д.

    • Географический прогноз предвидение будущего состояния геосистем и др. Современная географическая наука должна не только описывать изучаемые объекты и явления, но и предсказывать последствия, к которым человечество может прийти в ходе своего развития. Географический прогноз помогает избежать многих нежелательных явлений, уменьшить негативное влияние деятельности на природу, рационально использовать ресурсы, решать глобальные проблемы.

    Геоинформатика –Информатика позволяет применять экономическо –математическое моделирование. Развитие геоинформатики привело к созданию географических информационных систем (ГИС) Аэрокосмический метод –метод изучения Земли с летательных аппаратов –воздушных и космических. Этот метод можно назвать дистанционным, который включает аэро или космические снимки и дешифрование полученных изображении.. Дешифрование это обработка аэро – и космических данных для определения изображений. Например, на снимке лесные пожары для повышения контраста снимка зеленый цвет заменен на красный.

    Перечислите методы географических исследований.??

    • Источники географической информации. — Назовите известные вам источники географической информации?

    К картографическим источникам относят карту Карта-особая форма информации и приобретения знаний о пространственном размещении явлений природы и общества, их состоянии, свойствах и изменениях во времени. Эта форма широко используется в обыденной жизни общества и совершенно необходима для многих отраслей науки и практики

    • Работа по картам атласа : Пользуясь «Политической картой мира», назовите государства-лидеры по площади; государства –»карлики», островные государства: страны- архипелаги, прибрежные государства, государства не имеющие выхода к морю. -По карте «Размещения населения мира» назовите региона мира с Интерактивные карты мира, стран, городов высокой плотностью населения, с низкой плотность населения?

    • Работа с таблицами в Приложении учебника. — Назовите страны мира, обладающие самыми большими запасами нефти, природного газа, каменного угля, определите региона мира, малообеспеченные пахотными землями, назовите наиболее и наименее лесистые страны

    :

    Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления географической информации

    • Интерактивной картой можно управлять:

    • Увеличивать/уменьшать масштаб

    • Сдвигать по всем географическим направлениям

    • По интерактивной карте можно получать информацию:

    • О расстоянии между объектами при помощи меток

    • Находить объекты по указанному адресу

    • Находить ближайших станций метро к указанному адресу

    • Демонстрация практического использования различных интерактивных карт: сравнение карт и изображений со спутника, измерение расстояний, определение ближайших строений к указанному адресу и т.п.

    • http://maps.yandex.ru

    • http://maps.googlecom

    • http://maps.googlecom

    Ответ: картографический и тд

    Знакомство с методами и заполнение таблицы.

    Методы географических исследований

    Традиционные методы

    Современные методы

    Описательный, метод наблюдения, исторический, картографический, математический

    Географический прогноз

    Геоинформатика

    Аэрокосмический метод

    Запись в тетрадь: географические карты, справочники, учебники, энциклопедии, телевидение, интернет и др

    Физминутка

    Знакомство со структурой учебника

    3-й этап

    3.Практическая работа «Ознакомление с географическими картами различной тематики»

    Задание 1. Для выполнения задания изучите оглавление географического атласа для 10 класса.

    • 1.1. Разделите все карты атласа на мировые и региональные. Какая из этих групп представлена в атласе большим числом карт?

    • 1.2. Разделите все карты атласа на физические и тематические. Какая из указанных групп представлена в атласе большим числом карт?

    • С какой целью в данный атлас включены физические карты?

    Задание 2.

    Внимательно рассмотрите «Политическую карту мира» в географическом атласе.

    Ответьте на вопросы:

    2.1. В каких целях использована фоновая окраска на данной карте?

    2.2. Какие географические объекты обязательно должны быть обозначены как на физической, так и на политической карте мира? 2.3. Какая информация вынесена в легенду политической карты мира? Почему?

    Задания.

    4-й этап

    Тестирование по географии России.

    Задания.

    Домашнее задание

    Самостоятельная работа:

    Составление карт (картосхем), отражающих различные географические явления и процессы.

    Релаксация

    Понравился ли вам урок? Что нового вы узнали на уроке?

    География является важнейшим компонентом любой профессии. Её важнейший аспект – формирование мировоззрения, интеллектуального и профессионального кругозора, становление профессионального самосознания личности будущего специалиста.

    Географические знания необходимы каждому человеку для того, чтобы осознать свою роль и место в жизни и в преобразовании действительности, определить активную жизненную позицию. Хороша для меня та специальность, которая дает возможность реализовать в первую очередь мои личные интересы и планы, где я могу принести больше пользы.

    .Фронтальный опрос.

    1. Перечислите известные вам традиционные методы географических исследований.

    1. Относится ли картографический метод к традиционным методам и какова его роль в познании окружающего нас мира?

    Ответ: Да, это ведущий метод в географии, с помощью карт мы можем получить массу разнообразной информации.

    1. Какую роль в современных географических исследованиях играют космические методы исследований?

    Ответ: Космические методы исследований служат для мониторинга и изучения хозяйственных компонентов в мире, прогнозирования их изменений.

    1. Перечислите известные вам современные методы географических исследований.

    Ответ:- экспериментальные- моделирование- дистанционные (аэрокосмические)- географический прогноз- геоинформационные системы

    1. Относится ли географический прогноз к современным методам географических исследований и какова цель его проведения:

    Ответ:Да, предвидение будущего состояния геосистем.

    С помощью строки ввода ПОИСК можно искать объекты самых разных типов, размещенные в столице: улицы и дома, учреждения, театры и музеи, учебные заведения, гостиницы, станции метро и многое другое. ГИС поможет вам найти место на карте, подскажет адрес и выдаст много дополнительной полезной информации. Практическая работа : работа в сети Интернет «Поиск городов на электронной карте России», «Достопримечательности городов России» (на выбор). Можно использовать карту в Браузере Google(см инструкцию)

    Задание 1.

    ) изучите таблицу 14 на стр.388 Приложения учебника

    2) определите, какая информация в ней отражена

    3) установите, как проранжированы данные

    4) в каких единицах измерения представлены данные

    5) сформулируйте возможные выводы к этой таблице

    Задание 2.

    1) рассмотрите рис.10 на стр.62 учебника (график)

    2) определите, какая информация в нем отражена

    3) определите, какие данные отложены по оси OX, OY, в каких единицах

    4) установите, как изменяется показатель, каковы темпы изменения на разных временных промежутках

    5) какой вывод можно сделать, изучив этот рисунок

    Задание 3.

    1) рассмотрите рис.14 на стр.63 учебника (столбиковая диаграмма)

    2) определите, какая информация в нем отражается, о чем она

    3) назовите вид диаграммы

    4) как предъявлена информация в диаграмме

    5) сформулируйте возможные выводы к рисунку

    Самоанализ урока.

    Введение. 1 час.

    Тема «География как наука. Методы географических исследований. Источники географической информации».

    (ведущие содержательные идеи)

    Уникальная роль географии как науки в формировании представлений о взаимодействии природы, человека и общества, образов конкретных территорий.

    Географическая система научных знаний и характерные методы географических исследований.

    Комплексное использование разнообразных источников географической информации – учебных, справочных, научно-популярных, Интернет-ресурсов и т.д.

    Задачи урока

    Предметные – углубление представлений об учениях, теориях, законах и закономерностях, гипотезах современной географической науки.

    Расширение и углубление представлений о методах географических исследований и источниках географической информации.

    Метапредметные: совершенствование учебно-информационных умений:

    отбирать нужные источники информации,

    оценивать и анализировать их особенности и значимость,

    работать с разнообразными источниками информации.

    Основные требования к подготовке учащихся

    Приводить примеры современных географических исследований и давать оценку их значения.

    Доказывать фактами взаимосвязь географических наук.

    Приводить примеры законов, теорий, понятий или терминов из разных курсов школьной географии, объяснять их особенности и различия.

    Давать оценку различным источникам географических знаний.

    Уметь работать с различными источниками географических знаний.

    Называть типично географические методы исследований.

    Высказывать коротко и доказательно свои аргументы, высказываться в логике поставленного вопроса.

    Ход урока.

    1. Организация класса.

    2. Проверка домашнего задания.

    (фронтальная беседа)

    — Что изучает экономическая и социальная география мира?

    — Какие науки сочетает в себе социально-экономическая география?

    — В чем заключается главное направление современного этапа развития социальной и экономической географии?

    — В решении каких вопросов принимают участие географы?

    3. Изучение новой темы.

    Современные методы географических исследований.

    Что такое «метод»?

    (ответы учащихся)

    Запись в тетрадь: Метод – это способ достижения какой либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов познания действительности.

    В географии применяются универсальные и специальные методы исследования.

    Какие методы исследования вам известны?

    (ответы учащихся)

    Запись в тетрадь:

    Традиционные методы:

    1. Картографический – ведущий метод в географии(разные виды карт, разные способы анализа карт). Карта при обучении выполняет ряд функций: источника информации, средства обучения, метода обучения.

    Работа по картам атласа:

    -Пользуясь «Политической картой мира», назовите государства-лидеры по площади; государства –»карлики», островные государства: страны- архипелаги, прибрежные государства, государства не имеющие выхода к морю.

    -По карте «Размещения населения мира» назовите региона мира с высокой плотностью населения, с низкой плотность населения?

    -По карте «Экологические проблемы мира» назовите региона мира, где преобладает радиоактивное загрязнение, деградация пастбищ, почвенная эрозия.

    1. Статистический – обработка различных цифровых данных, их сопоставление и анализ.

    Работа с таблицами в приложении учебника.

    -Назовите страны мира, обладающие самыми большими запасами нефти, природного газа, каменного угля, определите региона мира, малообеспеченные пахотными землями, назовите наиболее и наименее лесистые страны мира.

    1. Исторический – метод изучения истории географических объектов с момента их образования до настоящего времени.

    На примере Российской Федерации проследить изменения происходящие с территории страны.

    1. Математические методы позволяют перейти к математическому моделированию физико- и экономико-географических явлений и процессов.

    -Если ежегодно площадь пустыни Сахара ежегодно увеличивается на 13 тыс. квадратных километров, на сколько увеличится площадь пустыни через 5, 10 лет?

    Современные методы :

    1. Географический прогноз- предвидение будущего состояния геосистем и др.

    -Если не сократить вырубку экваториальных лесов в Южной Америке, какими могут быть последствия?

    -Если не уменьшится количество углекислого газа какими могут быть следствия парникового эффекта?

    2. Геоинформатика привела к созданию геоинформационных систем, которые занимаются созданием электронных карт, различающихся и языку, национальные электронные атласы: США, Канады, Японии, Швеции и др. стран мира.

    3. Космические методы исследования — спутниковые и навигационные системы, при помощи которых можно определить свое местоположение и выбрать наиболее короткий маршрут.

    Источники географической информации.

    — Назовите известные вам источники географической информации?

    (ответы учащихся)

    Запись в тетрадь:

    Основные источники географической информации: визуальные наблюдения, рассказы очевидцев, географические карты, справочники, учебники, энциклопедии, специальные компьютерные программы, телевидение, радио, интернет и др.

    (привести примеры)

    1. Итог урока.

    -На какие две группы поделены все методы исследования?

    — Перечислите традиционные методы исследования.

    — Современные методы исследования.

    — Какие источники географической информации являются самыми доступными и какую информацию можно получить с их помощью?

    1. Оценки. Дом. задание: изучить конспект урока.

    Пожалуйста помогите!!! надо сделать не большой доклад на тему: » космические и цифровые источники информации»

    Одними из основных методов исследования в географии являются наблюдение и измерение, благодаря которым собирают первичную географическую информацию об особенностях материков и океанов. Прямые наблюдения и необходимые измерения проводят во время экспедиций, пребывая непосредственно на исследуемом объек­те, например на научной станции в Антарктиде. Часто их проводят с научно-исследовательских кораблей или даже с рейсовых судов, с орбит космических станций и геофизических ракет, с искусственных спутников Земли и самолетов-лабораторий (рис. 4).

    Космические наблюдения обогатили географичес­кую науку новыми знаниями. Во время наблюдений океана близ Антарктиды с помощью спутника впервые заметили океанские вихри диаметром от 30 до 200 км и определили, что они похожи на циклоны и антициклоны атмосферы. С помощью спутников зафикси­ровали движения литосферных плит, достигающие приблизительно 10 см в год. Благодаря обследованию дна океана космическими ле­тательными аппаратами обнаружили отличия рельефа океанического дна по сравнению с поверхностью суши и создали соответствующие карты.

    Космические и цифровые источники информации.8 класс. ФГОС

    Космические и цифровые источники информации

    Учитель Ребдев Н. Н.

    Картография – наука о создании и использовании карт.

    Относительно недавно появилась цифровая (компьютерная) картография, занимающаяся компьютерной обработкой картографических данных. Цифровая картография – это не столько самостоятельный раздел картографии, сколько её инструмент, обусловленный современным уровнем развития технологии. Если раньше авторский оригинал чертился тушью, то на начало 2009 г. он вычерчивается на экране монитора компьютера.

    Сенсорный дисплей

    Обработка ЭВМ

    Печатающее устройство

    КАРТОГРАФИЧЕСКАЯ АНИМАЦИЯ — динамическая последовательность электронных карт-кадров, создающая при демонстрации эффект перемещения картографического изображения по экрану.

    Анимационная последовательность среднемесячных температур у поверхности воды, составленная с помощью географической информационной системы “Черное море”.

    Серия компьютерных карт распределения снежного покрова на территории Европейской равнины (с октября по май), представленная в виде анимации.

    Компьютеры коренным образом изменили картографию, упростив сбор и показ всего комплекса данных, предназначенных для составления карты. Информация по геоморфологии и рельефу местности, полученная с надземных и спутниковых съемок, может быть выражена в цифрах и введена в компьютер для дальнейшего использования при составлении карт.

    Для создания и эффективной работы с картами сейчас используют Географические информационные системы (ГИС). ГИС – это компьютерные системы для сбора, хранения, управления, анализа. Другими словами, это инструменты, позволяющие пользователям искать, анализировать и редактировать цифровые карты.

    Космический снимок урагана (1). Компьютерная модель урагана (2) и метеоритного кратера (3). Радиолокационный снимок, демонстрирующий смещение почвы вследствие землетрясения (4)

    Цифровые карты

    История развития космоса – первый спутник, человек, первые космические снимки.

    Космические наблюдения обогатили географическую науку новыми знаниями. Во время наблюдений океана близ Антарктиды с помощью спутника впервые заметили океанские вихри диаметром от 30 до 200 км и определили, что они похожи на циклоны и антициклоны атмосферы. С помощью спутников зафиксировали движения литосферных плит, достигающие приблизительно 10 см в год. Благодаря обследованию дна океана космическими летательными аппаратами обнаружили отличия рельефа океанического дна по сравнению с поверхностью суши и создали соответствующие карты.

    Термин «космическая география» сегодня достаточно растиражирован, под ним понимается не связанная общей задачей и идеей разрозненная база данных о Земле, в которую просто «загоняют» множество информации, полученной из космоса.

    В науке и образовании существующие представления о космической географии сужены до «космического ландшафтоведения», «полигонных исследований», «космической информатики», где все сводится к дистанционному зондированию Земли, тематическому дешифрированию космоснимков и повышению качества технологии их обработки.

    С началом освоения космоса количество дистанционных наблюдений растет лавинообразно; появились разнообразные фотографические и нефотографические системы, в том числе многозональные фотокамеры, телевизионные камеры со специальной передающей электронно-лучевой трубкой (видиконом), инфракрасные сканирующие радиометры, микроволновые радиометры для радиотепловой съемки, различные радары для активного зондирования (т. е. посылающие сигналы и регистрирующие их отражение от поверхности Земли). Значительно возросло и количество космических летательных аппаратов — искусственные спутники, орбитальные станции и пилотируемые корабли.

    Передаваемая ими обширная и разнообразная информация используется в ряде отраслей знания, включая такие науки о Земле, как геоморфология и геология, океанология и гидрография. В результате возникло новое научное направление — космическое землеведение, изучающее закономерности состава и строения геосферы, в частности рельеф и гидрографию суши, акватории океанов и морей.

    Изучение океана из космоса дало возможность впервые «окинуть взглядом» всю акваторию каждого из них, проследить поведение некоторых течений и ледового панциря в Арктике и Антарктике. Дистанционные наблюдения принесли ряд сюрпризов.

    Мониторинг окружающей среды – это система наблюдения и контроля за состоянием какой-либо территории или акватории с целью рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды .

    Экологический мониторинг

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

    § 3 (устно)

    «сложные вопросы» № 1, 2.

    Источники географической информации

    Основные понятия и термины по теме: экономическая и социальная география мира, географическая информационная система, географическая карта картографическая генерализация, статистика, GPS (Global Positional System).

    План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):

    1. География как наука.

    2. Традиционные и новые методы географических исследований.

    3. Географическая карта – особый источник географической информации.

    4. Статистические материалы, как источник географической информации.

    5. Другие способы и формы получения географической информации.

    Геоинформационные системы

    Краткое изложение теоретических вопросов:

    1. География – пространственная дисциплина. Это означает, что географы интересуются не только самими объектами, но также и тем, как, где, и почему эти объекты размещены в пространстве. Экономическая и социальная география мира – это общественная географическая наука, которая изучает территориальную организацию человеческого общества.

    2. Получение географической информации имеет реальное практическое значение. Окружающий мир сегодня пронизан огромным количеством информационных, транспортных, социальных и экономических связей, незнание которых неизбежно приводит к вашей собственной изоляции. Современные молодые специалисты, попадая в глобальную политическую или экономическую среду, должны обладать набором знаний о странах мира, их культуре и образе жизни. География использует разные методы исследования: традиционные – картографический, социологический, статистический, математический исторический, сравнительный, современные − аэрокосмические, геоинформационные, географический прогноз и т.п.

    3. Карты – это основной инструментарий географа. Карты существуют для каждого типа информации, касающейся нашей планеты ( и не только). Географическая карта (первая г.к. была создана в Древней Греции примерно 2500 лет назад ученым Анаксимандром) — уменьшенное математически определенное, обобщенное, образно-знаковое изображение поверхности Земли на плоскости, показывающее размещение, состояние и взаимосвязи природных и общественных явлений. При уменьшении масштаба происходит обобщение наносимых на карту объектов, их качественных и количественных характеристик.

    Тут помогает картографическая генерализация – отбор и обобщение изображаемых на карте объектов и явлений соответственно назначению и масштабу карты. Для изображения различных объектов на карте применяются самые разнообразные способы картографического изображения: способы качественного фона, ареалов, знаков движения, изолиний, локализованных диаграмм, значков, точечный. По содержанию карты делятся на: общегеографические и тематические.

    К первым относятся топографические карты (М 1:200 000 и крупнее), обзорно-топографические (М от 1:200000 до 1:1 000 000), обзорные (М мельче 1:1 000 000). На общегеографических картах показываются все элементы топографического содержания (населенные пункты, отдельные строения, дороги, промышленные, сельскохозяйственные и социально-культурные объекты, гидрография, рельеф, растительность, и т.п.), т.е. все то, что «лежит» на местности и может служить ориентиром.

    В отличие от общегеографических карт на тематических картах обычно раскрывается один сюжет (почва, геологическое строение население, растительность и т.п.). Все тематические карты подразделяются на два раздела – карты природы ( физико-географические, геологические, климатические и т.п.) и карты общественных явлений (политические, населения, исторические, экономические ит.п.).

    4. Статистические материалы – один из основных источников географической информации. Статистика – это наука, изучающая разнообразные явления и процессы с целью учета и выявления закономерностей их развития при помощи статистических показателей. В ходе географических исследований статистика решает следующие научные задачи: сбор статистических данных, обработка собранной информации, анализ и интерпретация данных, представление статистической информации в текстовой, табличной, графической или картографической форме. К статистической информации относятся абсолютные и относительные величины, а также различные коэффициенты.

    5. К современным источникам географической информации относятся также аэрокосмические и геоинформационные источники: аэрофотосъемка, космическая съемка, дистанционное зондирование, спутниковый мониторинг. Cовременная спутниковая система для высокоточного определения координат статичных и движущихся объектов носит название GPS ( Global Positional System).

    Она разработана Министерством обороны США. Проект запущен в 1978 году, а окончательный ввод GPS в эксплуатацию состоялся в 1995 году. Принципиально новый подход в работе с пространственными данными связан с возникновением Географических Информационных Систем 10 (ГИС) – это система аппаратных средств сбора, хранения и обработки пространственных данных. Можно сказать, что ГИС – это сложная компьютерная программа. Возможности ГИС: быстрый поиск необходимых сведений, картографическая способность ГИС, способность моделирования явлений на земной поверхности.

    Источники географической информации

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *