Хозяйство стран Европы

Содержание

Сельское хозяйство Зарубежной Европы

Сельское хозяйство Зарубежной Европы претерпело серьёзные изменения после Второй мировой войны. Общая тенденция изменений – уход от классического сельского хозяйства к новому, высокотехнологичному агробизнесу.

Характерные черты развития сельского хозяйства в Зарубежной Европе

Общие положительные тенденции развития сельского хозяйства в Европе таковы:

  • изменение структуры с/х в связи с началом биотехнической революции;
  • изменение структуры посевных площадей;
  • увеличение разнообразности и калорийности производимых продуктов;
  • рост уровня самообеспеченности региона;
  • увеличение экспорта с/х продукции.

Эти положительные тенденции привели и к определенным кризисам в европейском с/х:

  • уменьшение доли отросли в структуре общеевропейского ВВП;
  • уменьшение доли трудового, активного населения, занятого в отрасли;
  • кризис перепроизводства с/х продукцией;
  • рост конкуренции между региональными товаропроизводителями и между европейскими и американскими производителями;
  • жесткое государственное регулирование сельскохозяйственной сферы.

В конечном итоге сложилась так называемая общеевропейская Единая аграрная политика, в условиях которой и продолжает развиваться сельское хозяйство региона.

Рис.1. Засеянные поля Зарубежной Европы

Стандарты Единой аграрной политики ЕС

В единой Европе были установлены общее стандарты ведения сельского хозяйства:

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Хозяйство Зарубежной Европы
  • 2. Регионы Зарубежной Европы
  • 3. Промышленность Зарубежной Европы
  • 4. Сельское хозяйство
  • регламентировано количество и ассортимент производимой продукции;
  • регламентировано обеспечение хозяйств технико-производственными средствами;
  • регламентировано кадровое обеспечение;
  • регламентирована экологизация сельскохозяйственного производства.

Стандартизация потребовала от государств больших затрат, но качество производимой фермерами продукции заметно возросло.

Страны Центрально-Восточной Европы, которые интегрировались в систему общеевропейских стандартов позднее, только начинают реформировать сельскохозяйственную сферу. Но и в таких странах, как Румыния, Болгария, Сербия начинают формироваться крупные агропромышленные комплексы, работающие по новым стандартам. Например, в Болгарии набирает обороты производство розового масла. Некоторые специалисты говорят о формировании нового, восточноевропейского, типа с/х.

Рис. 2. Поля роз в Болгарии для производства розового масла

Типы сельского хозяйства Зарубежной Европы

После проведения масштабных реформ и стандартизации сельскохозяйственного производства качественные изменения начали проявляться и через более узкую специализацию отдельных регионов. Сформировались четыре типа с/х Зарубежной Европы:

  • североевропейский;
  • среднеевропейский;
  • восточноевропейский;
  • южноевропейский.

Данные, характеризующие основные типы с/х, можно представить в таблице, которую, в свою очередь, можно использовать на уроках географии в 11 классе.

Тип с/х

Основная характерная черта

Основные отрасли

Страны и регионы

Животноводство

Растениеводство

Североевропейский тип

Преобладание мясо-молочного животноводства

Мясо-молочное животноводство и свиноводство

Зерновые и технические, кормовые культуры

Север Англии, Норвегия, Финляндия

Среднеевропейский тип

Преобладание животноводства в с/х производстве и мясо – молочных продуктов в структуре питания

Мясо-молочное животноводство; интенсивное свиноводство и экстенсивное овцеводство

Выращивание зерновых и технических культур; овощеводство и плодоводство в минимальном размере

ФРГ, Франция, Бельгия, Англия, Дания, Шотландия

Южноевропейский тип

Преобладание растениеводства, а конкретнее, зерноводства в с/х

Выращивание зерновых, технических культур, овощей, фруктов, особенно цитрусовых, оливок и винограда

Южная Франция, Испания, Италия, Португалия, Греция

Восточноевропейский тип

Формирование АПК в зерновых отраслях с/х производства

Экстенсивное овцеводство

Выращивание зерновых культур, овощеводство в крупных масштабах, плодоводство, виноградарство, цветоводство

Сербия, Болгария, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия

Рис. 3. Молочные фермы в Дании

Некоторые страны Зарубежной Европы имеют узкую и специфическую сельскохозяйственную специализацию. Например, Нидерланды специализируются на цветоводстве. Это крупнейший экспортёр луковичных и горшечных цветов в мире. А Страны Южной Европы специализируются на выращивании олив. Более 80% всего оливкового масла в мире было произведено именно в Южной Европе.

Рис. 4. Выращивание тюльпанов в Нидерландах

Что мы узнали?

Сельскохозяйственное развитие Зарубежной Европы связано с введением новых, общеевропейских стандартов. Специализация регионов – углубляется, но этот процесс даёт возможность отдельным регионам Зарубежной Европы стать лидерами на мировом рынке сельскохозяйственной продукции.

Тест по теме

Оценка доклада

Сельское хозяйство и транспорт Европы

Тема: Региональная характеристика мира. Зарубежная Европа

Урок: Сельское хозяйство и транспорт Европы

1. Общая характеристика сельского хозяйства

В целом доля экономически активного населения, занятого в сельском хозяйстве в Зарубежной Европе не велика (максимум в странах Восточной Европы). Доля сельского хозяйства в экономике стран также максимум в странах Восточной Европы.

По основным видам сельскохозяйственной продукции большинство стран полностью обеспечивает свои потребности и заинтересовано в ее сбыте на внешних рынках. Основным типом сельскохозяйственного предприятия является крупная высокомеханизированная ферма. Но в Южной Европе еще преобладают помещичье землевладение и мелкое землепользование крестьян-арендаторов. Главные отрасли сельского хозяйства зарубежной Европы — растениеводство и животноводство, которые распространены повсеместно, сочетаясь друг с другом.

2. Основные типы сельского хозяйства

Под воздействием природных и исторических условий в регионе сложились три основных типа сельского хозяйства:

1. Североевропейский

2. Среднеевропейский

3. Южноевропейский

Для североевропейского типа, распространенного в Скандинавии, Финляндии, а также в Великобритании, характерно преобладание интенсивного молочного животноводства, а в обслуживающем его растениеводстве — кормовых культур и серых хлебов.

Рис. 1. Завод по производству масла в Дании (Источник)

Среднеевропейский тип отличается преобладанием животноводства молочного и молочно-мясного направления, а также свиноводства и птицеводства. Очень высокого уровня достигло животноводство в Дании, где оно давно стало отраслью международной специализации. Эта страна — один из крупнейших в мире производителей и экспортеров масла, молока, сыра, свинины, яиц. Ее нередко называют «молочной фермой» Европы. Растениеводство не только удовлетворяет основные потребности населения в продовольствии, но и «работает» на животноводство. Значительная, а иногда и преобладающая часть пахотных земель занята кормовыми культурами. Для южноевропейского типа характерно значительное преобладание растениеводства, тогда как животноводство играет второстепенную роль. Хотя главное место в посевах занимают зерновые культуры, международная специализация Южной Европы определяется прежде всего производством фруктов, цитрусовых, винограда, оливок, миндаля, орехов, табака, эфиромасличных культур. Побережье Средиземного моря — главный «сад Европы».

Рис. 2. Оливки Испании (Источник)

Все средиземноморское побережье Испании и особенно район Валенсии обычно называют садом. Здесь выращивают различные фрукты и овощи, но больше всего — апельсины, сбор которых продолжается с декабря по март. По экспорту апельсинов Испания занимает первое место в мире. В Греции, Италии, Испании более 90 млн. оливковых деревьев в каждой стране. Это дерево стало для греков своего рода национальным символом. Со времен Древней Эллады оливковая ветвь — знак мира.

Главные страны по производству вин: Франция, Италия, Испания.

Рис. 3. Виноградники во Франции (Источник)

Во многих случаях специализация сельского хозяйства приобретает более узкий профиль. Так, Франция, Нидерланды и Швейцария славятся производством сыра, Нидерланды — цветов, Германия и Чехия — выращиванием ячменя и хмеля и пивоварением. А по производству и потреблению виноградных вин Франция, Испания, Италия, Португалия выделяются не только в Европе, но и во всем мире. Рыболовство давно уже стало отраслью международной специализации в Норвегии, Дании и особенно в Исландии.

3. Транспортная система Европы

Транспортная система этого региона относиться к западноевропейской модели. Если говорить о межгосударственных дальних перевозках, то европейские государства значительно уступают в этом России и США. Но высокая обеспеченность внутренними транспортными сетями выводит Зарубежную Европу в мировой лидерство.

Сравнительно небольшие внутренние расстояния и отмена визового режима, способствует развитию автомобильного транспорта, который ориентирован преимущественно на пассажирские перевозки. Популяризация автомобильных сообщений приводит к некоторому упадку железнодорожного транспорта.

Услугами железной дороги пользуются преимущественно в государствах Восточной Европы Польше, Чехии, Словакии, Словении и Румынии. Особое внимание в странах Зарубежной Европы уделяется строительству международных автомагистралей меридионального и широтного типов. Во Франции и Германии самые высокие скорости на железных дорогах (до 250-300 км/ч). В 1994 году под Ла-Маншем открыт «Евротоннель», по которому движутся потоки автомашин и скоростные поезда. Теперь путь от Лондона до Парижа занимает немногим более 2 часов.

Рис. 4. «Евротоннель» на карте (Источник)

Большое значение для региона имеет речной транспорт. Оно поднялось после ввода в эксплуатацию водного пути Рейн-Майн-Дунай. Порт на Рейне Дуйсбург (Германия) – самый крупный по грузообороту речной порт мира. Европа находится на перекрестке мировых морских транспортных путей. Это способствует развитию в регионе морского транспорта. Роттердам (Нидерланды) занимает первое место по грузообороту среди морских портов мира. Другими крупными морскими портами являются Марсель, Лондон, Гамбург, Антверпен, Генуя.

Крупнейшие аэропорты зарубежной Европы – Лондон, Париж, Франкфурт-на-Майне.

Рис. 5. Аэропорт «Хитроу», Лондон (Источник)

4. Перспективы развития транспортной системы Европы

Международные магистрали соединяют Западную Европу с такими государствами как Турция, Россия, Беларусь и др. В 2010 году было сформировано 9 транспортных внутренних коридоров, которые соединяют государства Западной и Восточной Европы, общая протяжность которых составляет более 17 тыс. км.

Домашнее задание

Тема 6, П.1

1. Назовите страны, относящиеся к североевропейскому ведению сельского хозяйства?

2. Используя пройденный материал, карты атласа, важных транспортных путей в Зарубежной Европе.

Список литературы

Основная

1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012. – 367 с.

2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. – 13-е изд. – М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. – 400 с.

3. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса Экономическая и социальная география мира. – Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012 – 76 с.

Дополнительная

1. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. — М.: Дрофа, 2001. — 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. – 2-е изд., испр. и дораб. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. – 656 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс/ Э.М. Амбарцумова. – М.: Интеллект-Центр, 2009. – 80 с.

2. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: География/ Сост. Ю.А. Соловьева. – М.: Астрель, 2010. – 221 с.

3. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География. Учебное пособие./ Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. – М.: Интеллект-Центр, 2012. – 256 с.

4. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: География / Сост. Ю.А. Соловьева. – М.: АСТ: Астрель, 2010.- 223 с.

5. География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. – М.: МЦНМО, 2011. – 72 с.

6. ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий/ Ю.А. Соловьева. – М.: Эксмо, 2009. – 272 с.

7. Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс»/ Е.В. Баранчиков. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 94 с.

8. Учебное пособие по географии. Тесты и практические задания по географии/ И.А. Родионова. – М.: Московский Лицей, 1996. – 48 с.

9. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009: География/ Сост. Ю.А. Соловьева. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 250 с.

10. Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2009 – 240 с.

11. География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика/ В.П. Бондарев. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 160 с.

12. ЕГЭ 2010. География: тематические тренировочные задания / О.В. Чичерина, Ю.А. Соловьева. – М.: Эксмо, 2009. – 144 с.

13. ЕГЭ 2012. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / под ред. В.В. Барабанова. – М.: Национальное образование, 2011. – 288 с.

14. ЕГЭ 2011. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / под ред. В.В. Барабанова. – М.: Национальное образование, 2010. – 280 с.

Особенности стран Европы

фото: Особенности Европы
Европа представляет многочисленные страны, которые имеют много общего и много различного одновременно. Какие особенности Европы следует принимать во внимание, решая начать активные путешествия?
Географическое расположение
Европа представляет собой небольшую часть света, которая располагается в западной части Евразии. Согласно традиции, она делится на Восточную и Западную Европу. При этом Восточная Европа, прежде всего, включает страны бывшего соцлагеря, а Западная – развитые страны. В действительности данное разделение не является точным, ведь оно не отображает действительное географическое положение, а является политическим раздедением.
Европейские страны также принято делить согласно расположению.
Северная Европа включает в себя Норвегию, Швецию, Финляндию, Исландию.Западная Европа представлена Ирландией, Великобританией, Германией, Бельгией, Данией, Люксембургом, Австрией, Швейцарией, Францией.Центральная Европа – это Болгария, Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Румыния, Албания, страны бывшей Югославии.Южная Европа представлена Испанией, Италией, Португалией, Грецией, Кипром, Критом, Мальтой, европейской частью Турции.Восточная Европа – это территория европейской части бывшего Советского Союза.
Особенности климата Европы
Разнообразие климатических зон оказывается поистине удивительным. Несмотря на это, климатические условия кардинально различаются в каждой стране. Южная Европа в год получает существенно больше солнечной радиации, чем северная часть. Важно отметить существенное влияние Атлантического и Северного Ледовитого океанов.
Особенности европейского менталитета
История и культура Европы поистине богаты. В связи с этим, можно отметить важные нюансы местного менталитета. Европейцы чувствуют общность собственной исторической судьбы, но при этом позволяют каждой нации самоопределяться, обладать своей культурой, уникальными традициями. В обязательном порядке в каждой стране соблюдаются демократия и права человека, происходит отрицание национализма и отмечается стремление к социальному партнерству, проявлению толерантности, светскости в обществе, социальной справедливости.

Развитые страны Зарубежной Европы

Европа всегда развивалась динамично и была центром цивилизации. Самыми высокоразвитыми государствами на континенте считаются Германия, Франция, Великобритания и Италия, – члены Большой Семерки.

Причины экономического подъема

Вышеперечисленные страны раньше остальных пережили капиталистическую революцию и успели сформировать полностью демократическое общество, оптимизировать ресурсы и сформировать приоритетные направления производства.

Рассмотри основные факторы развития:

  • Природные ресурсы. Европейский континент всегда был богат различными ископаемыми. На сегодняшний день источники практически истощены, поэтому государства переходят на импорт сырья.
  • Географическое положение. Все страны Большой четверки – соседи, находятся в самом центре континента и имеют выход к морям, что всегда имело первостепенное значение.

Рис. 1 Доходы стран Евросоюза, в млн.евро

Экономически развитые страны Зарубежной Европы характеризуются высоким уровнем урбанизации, автоматизированным типом производства, огромными золотовалютными запасами, являются лидерами мирового туризма. Они становились инициаторами объединения стран.

Экономика Германии

Крупнейшая экономика в Европе. Германия занимает третье место в мире по показателям дохода на душу населения. Основные направления производства: автомобилестроение, станкостроение, химическая промышленность.

Экономика Великобритании

Ведущим сектором экономики страны является сфера услуг, а именно банковская система, обслуживающая весь мир. Доход на душу населения составляет 41,5 тыс.долларов. Также Британия специализируется на выпуске электрооборудования, телекоммуникаций, металлургической промышленности, продовольствии.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Экономика Германии
  • 2. Экономика Великобритании
  • 3. Страны Западной Европы (список)
  • 4. Общая характеристика стран Зарубежной Европы

Рис. 2 Уровень безработицы стран Европы

Экономика Франции

По общему объему экономических показателей, Франция занимает второе место в Европе. Доход на каждого жителя страны составляет 42,4 тыс. долларов. Это ядерная и космическая держава.

Экономика Италии

Италия – аграрная страна, сумевшая наладить и производство сельскохозяйственной продукции и продавать ее по всему миру, и тяжелое машиностроение. Немалая доля доходов приходится на туризм.

Рис. 3 Туристы в Риме

Развитые страны Зарубежной Европы имеют долю в мировой промышленности более 30%. У них один из самых высоких доходов на душу населения. Эти государства занимаются наукой, изучают новые технологии и успешно их внедряют, благодаря чему им удается оставаться лидерами научно-технического прогресса.

Экономически развитые страны Западной Европы — это Германия, Великобритания, Италия и Франция. Все они сумели найти свои сильные стороны и развивать их, пока не достигли мирового господства.

>Развитые страны Зарубежной Европы

Классификация стран современной зарубежной Европы

Причины высокого развития экономики в Западной Европе

Классификация стран современной зарубежной Европы

В списке стран европейской части Евразии выделяются три основных класса, на формирование экономики которых повлияли схожие факторы. Первую группу составляют Великобритания, Германия, Италия и Франция. У этих стран очень развита промышленность, причем экономика не концентрируется в нескольких отраслях, а развиваются все направления. Индустриализация здесь примерно в 2-5 раз выше, чем среднестатистическая. Кроме этого, эти страны доминируют в общемировой тяжелой и легкой промышленности и в аграрном секторе. Их совокупный вклад в общемировую промышленность более 40%, а в сельское хозяйство — более 30%.

Финляндия, Швеция, Австрия, Нидерланды, Бельгия, Швейцария, Норвегия и Дания входят в список государств маленького размера с высокой индустриализацией. Как в малых, так и в крупных индустриально успешных странах Европы развиты культура и наука, кроме этого, для них характерен значительный уровень индустриализации и полноценное использование недр и ресурсов. Несмотря на маленький размер, ключевые отрасли промышленности этих стран, а также отрасли, связанные с энергетикой, делают заметный вклад в общемировую экономику.

Часть стран современной Европы значительно позже стала переходить к капитализму, что повлияло становление экономики. Так для Турции, Греции, Испании, Португалии и Исландии характерны рудиментарные для капиталистической экономики структуры и способы управления, оставшиеся в наследство от устаревших экономических систем.

Отдельную группу среди европейских государств формируют страны, экономика которых многие годы строилась на командно-административной основе, что значительно замедляло развитие производства и рыночных отношений. Сюда относятся следующие государства: Беларусь, Польша, Молдова, Словакия, страны, на которые распалась Югославия, Украина, Румыния, Венгрия и Чехия. В настоящее время экономики этих стран можно охарактеризовать, как переходные, но имеющие хороший потенциал роста. Для них характерно неравномерное отраслевое развитие. Несмотря на то, что по развитию многих отраслей страны бывшего социалистического блока заметно отстают, индустриализация здесь находится на среднем мировом уровне. Кроме этого, развитие науки и культуры является достаточно высоким. При благоприятном ситуации и грамотной социальной политике для среднеразвитых стран высока вероятность пополнить собой список высокоразвитых.

Причины высокого развития экономики в Западной Европе

Несложно заметить, что особенно успешные экономики сконцентрировались в западной части Европы. Становление экономик стран современной Европы шло параллельно, большая часть из них имели хорошие возможности развития мореплавания и потенциал для развития колоний. В отличие от Испании и Португалии, находившихся в похожих географических условиях, лидеры современной Европы с опережением перешли к капитализации экономики, что повлекло значительные социальные изменения и научно-технический прогресс.

Первым движением в сторону изменений была буржуазная революция в Великобритании, результатом которой стало стремительное развитие экономики страны. Французская революция в конце XVII века запустила процессы, которые привели к промышленному перевороту в конце XIX века. Примерно в тот же период произошли объединения микро-государств и изменение структуры экономики на территориях Германии и Италии. Мягкий климат, плодородные почвы, наличие природных ресурсов также стали важным фактором успешного развития этих стран.

Из-за того, что промышленность на территории Западной Европы развивалась с опережением, многие природные ресурсы к настоящему моменту в значительной степени исчерпаны, поэтому сейчас страны с развитой промышленностью переходят на использование импортного сырья в своем производстве, а к собственным недрам относятся предельно бережно.

Эта четверка стран уверенно лидирует в промышленности и сельском хозяйстве, они имеют значительные золотовалютные запасы, являются приоритетными туристическими направлениями. Наиболее успешны высокоразвитые страны в автомобилестроении, авиастроении, черной металлургии, электроэнергетике и химической промышленности. Также эта четверка характеризуется высоким уровнем урбанизации и первым типом воспроизводства населения. Эти страны, как признанные европейские лидеры, инициировали интеграционные процессы, приведшие к образованию Европейского союза.

Промышленность, ведущие отрасли хозяйства Зарубежной Европы

Тема: Региональная характеристика мира. Зарубежная Европа

Урок: Промышленность, ведущие отрасли хозяйства Зарубежной Европы

1. Введение. Общая характеристика

Зарубежная Европа, как целостный регион, занимает первое место в мировом хозяйстве по размерам промышленного производства, по экспорту товаров и услуг, по развитию международного туризма, лидирующие позиции по запасам золота и валют. Экономическую мощь региона в первую очередь определяют четыре страны, входящие в «Большую семерку» стран Запада:

1. Германия

2. Франция

3. Великобритания

4. Италия.

Именно эти страны обладают наиболее широким комплексом различных отраслей и производств. Но соотношение сил между ними за последние десятилетия изменилось. Роль лидера перешла к Германии, экономика которой развивается более динамично. Великобритания же, утратила многие свои прежние позиции. Из остальных стран зарубежной Европы наибольший экономический вес имеют Испания, Нидерланды, Швейцария, Бельгия и Швеция. В отличие от четырех главных стран их экономика специализируется прежде всего на отдельных отраслях, завоевавших, как правило, европейское или мировое признание. Малые и средние страны особенно широко втянуты во всемирные экономические отношения. Наиболее высокого уровня открытость экономики достигла в Бельгии и Нидерландах.

Особую роль в хозяйстве Европы играет машиностроение.

2. Машиностроение

Машиностроение — ведущая отрасль промышленности зарубежной Европы, которая является его родиной. На эту отрасль приходится около 1/3 всей промышленной продукции региона и 2/3 его экспорта. Особенно большое развитие получила автомобильная промышленность. Мировой известностью пользуются такие марки автомобилей, как «Рено» (Франция), «Фольксваген» и «Мерседес» (Германия), ФИАТ (Италия), «Вольво» (Швеция) и др. В Великобритании, Бельгии, Испании, других странах работают заводы других автомобильных концернов. Машиностроение, ориентирующееся прежде всего на трудовые ресурсы, научную базу и инфраструктуру, более всего тяготеет к крупным городам и агломерациям, включая столичные.

Рис.1. Завод «Рено» во Франции (Источник)

3. Химическая промышленность

Химическая промышленность в зарубежной Европе занимает второе место после машиностроения. В особенности это относится к самой «химизированной» стране не только этого региона, но и практически всего мира — Германия. До Второй мировой войны химическая промышленность ориентировалась главным образом на каменный и бурый уголь, калийные и поваренные соли, пириты и размещалась в районах их добычи. Переориентация отрасли на углеводородное сырье привела к тому, что она сдвинулась «к нефти». В западной части региона этот сдвиг нашел выражение прежде всего в возникновении крупных центров нефтехимии в эстуариях Темзы, Сены, Рейна, Эльбы, Роны, где эта отрасль сочетается с нефтепереработкой. Крупнейший в регионе узел нефтехимических производств и НПЗ сформировался в эстуарии Рейна и Шельды в Нидерландах, в районе Роттердама. Фактически он обслуживает всю Западную Европу. В восточной части региона сдвиг «к нефти» привел к созданию НПЗ и нефтехимических комбинатов на трассах магистральных нефте- и газопроводов. Главные нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия Чехии, Словакии, Польши, Венгрии были построены на трассе международного нефтепровода «Дружба» и газопроводов, по которым поступали нефть и природный газ из Советского Союза, а в настоящее время из России. В Болгарии по той же причине нефтехимия «сдвинута» к побережью Черного моря.

Рис. 2. НПЗ в Ротердаме (Источник)

4. ТЭК, металлургия

В топливно-энергетическом хозяйстве большинства стран зарубежной Европы ведущее место заняли нефть и природный газ, добываемые как в самом регионе (Северное море), так и импортируемые из развивающихся стран, из России. Добыча и потребление угля в Великобритании, Германии, Франции, Нидерландах, Бельгии резко сократились. В восточной части региона ориентация на уголь еще сохраняется, причем не столько на каменный (Польша, Чехия), сколько на бурый. Пожалуй, во всем мире нет другого района, где бурый уголь играл бы такую большую роль в топливно-энергетическом балансе. На угольные бассейны ориентируется и большинство ТЭС. Но они построены также в морских портах (на привозном топливе) и в крупных городах. Все большее воздействие на структуру и географию электроэнергетики — особенно во Франции, Бельгии, Германии, Великобритании, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии — оказывает сооружение АЭС. На Дунае и его притоках, на Роне, верхнем Рейне, Дуэро сооружены ГЭС или целые их каскады. Но все же в большинстве стран, за исключением Норвегии, Швеции и Швейцарии, ГЭС играют теперь вспомогательную роль. Поскольку гидроресурсы региона использованы уже на 4/5, в последнее время строятся преимущественно более экономичные ГАЭС. В Исландии используется геотермальная энергия.

Рис. 3. ГеоТЭС в Исландии (Источник)

Металлургическая промышленность зарубежной Европы в основном сформировалась еще до начала эпохи НТР. Черная металлургия получила развитие прежде всего в странах, обладающих металлургическим топливом и (или) сырьем: Германии, Великобритании, Франции, Испании, Бельгии, Люксембурге, Польше, Чехии. После второй мировой войны крупные комбинаты были построены или расширены в морских портах с ориентацией на импорт более высококачественной и дешевой железной руды и металлолома. Самый большой и современный из комбинатов, сооруженных в морских портах, находится в Таранто (Италия). В последнее время строятся преимущественно не большие комбинаты, а мини-заводы. Важнейшие отрасли цветной металлургии — алюминиевая и медная промышленность. Производство алюминия возникло как в странах, располагающих запасами бокситов (Франция, Италия, Венгрия, Румыния, Греция), так и в странах, где нет алюминиевого сырья, но вырабатывается много электроэнергии (Норвегия, Швейцария, Германия, Австрия). В последнее время алюминиевые заводы все более ориентируются на сырье, поступающее из развивающихся стран морским путем. Медная промышленность получила наибольшее развитие в Германии, Франции, Великобритании, Бельгии, Польше.

Ведущим сектором экономики страны является сфера услуг, а именно банковская система, обслуживающая весь мир. Доход на душу населения составляет 41,5 тыс.долларов. Также Британия специализируется на выпуске электрооборудования, телекоммуникаций, металлургической промышленности, продовольствии.

Рис. 2 Уровень безработицы стран Европы

Общая характеристика населения и хозяйства Зарубежной Европы

НАСЕЛЕНИЕ Общая численность населения Зарубежной Европы около 524 млн человек. Зарубежная Европа отличается высокой средней плотностью населения и более равномерным его размещением по сравнению с другими крупными регионами. Здесь нет обширных слабозаселенных и совсем незаселенных областей, но нет и больших территорий с очень густым с/х населением. Однако это не означает, что в Зарубежной Европе нет значительных колебаний плотности населения.

Слабо заселена, например Фенноскандия (за исключением южных прибрежных районов Швеции, Норвегии и Финляндии). Наименьшую среднюю плотность населения имеют Исландия (2 чел./км.кв) и Норвегия (12 чел. км.кв).

И наоборот, очень плотно заселена полоса, тянущаяся от юго-восточной Англии через Бельгию и Нидерланды на юг по долине Рейна и далее, прерываясь Альпами, по всей долине реки По в Италии. Особенно большой плотностью населения отличается Мальта (1 тыс. чел. км.кв), а также Нидерланды и Бельгия (более 320 чел. км/кв). Сравнительно плотно заселены долины рек Эльба, Дунай, Сена, побережья Бретани и Нормандии, многие прибрежные районы Средиземноморья.

Высокая плотность населения в Зарубежной Европе создается в основном за счет горожан, доля которых постоянно возрастает и в целом превышает 70% численности жителей региона. В Бельгии, Швеции и Германии городское население превышает 80%. В странах Южной Европы слабее развитых в промышленном отношении, доля городского населения значительно меньше (в Португалии и Греции около 40%). Правда следует учитывать, что не все эти цифры сопоставимы, так как к городским поселениям в одних странах (Нидерланды, Бельгия, Австрия) относят населенные пункты с 5 тысячами жителей и более, в других (Германия, Франция, Норвегия) – от 2 тысяч жителей, а в третьих (Дания, Швеция, Финляндия) – в 200 и более жителей.

В настоящее время Зарубежная Европа – наиболее урбанизированный регион мира. Средний уровень насыщенности городами здесь выше, чем в США или Японии, где существуют более резкие различия в урбанизированности приморских и внутренних районов. Городская сеть в Европе сформировалась раньше, она более равномерна и повсеместна.

Одна из характерных черт европейской урбанизации – большая концентрация населения в наиболее крупных городах. Свыше половины городского населения Зарубежной Европы сосредоточенно в городах не менее 100 тыс. жителей.

Концентрация населения в крупных городах способствует быстрому росту агломераций или конурбаций. В результате разрастания и слияния соседних агломераций возникают мегалополисы.

В Западной Европе самые большие мегалополисы – Английский, включающий агломерации Лондона, Бирмингема, Манчестера, Ливерпуля и других городов, и Рейнский охватывающий агломерации Рандстад в Нидерландах, Рейн-Рур-Рейн-Майн в ФРГ. При сравнительно небольших размерах европейских государств начинается формирование огромных межгосударственных мегалополисов. Так уже практически возник мегалополис (Дельтаполис) охватывающий соседние урбанизированные районы Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга общей площадью 230 тыс. км/кв с населением свыше 80 млн. человек.

ХОЗЯЙСТВО Зарубежная Европа, как целостный регион, занимает первое место в мировом хозяйстве по размерам промышленного и сельскохозяйственного производства, по экспорту товаров и услуг, по запасам золота и валюты, по развитию международного туризма.

Понятно, что экономическую мощь региона в первую очередь определяют четыре страны, входящие в «большую семерку» стран Запада — ФРГ, Франция, Великобритания и Италия. Именно эти страны обладают наиболее широким комплексом различных отраслей и производств. Но соотношение сил между ними за последние десятилетия изменилось. Роль лидера перешла к ФРГ, экономика которой на путях реиндустриализации развивается более динамично. Великобритания же, бывшая «мастерская мира», утратила многие свои прежние позиции.

Из остальных стран зарубежной Европы наибольший экономический вес имеют Испания, Нидерланды, Швейцария, Бельгия и Швеция. В отличие от четырех главных стран их экономика специализируется прежде всего на отдельных отраслях, завоевавших, как правило, европейское или мировое признание. Малые и средние страны особенно широко втянуты во всемирные экономические отношения. Наиболее высокого уровня открытость экономики достигла в Бельгии и Нидерландах.

Особое место на экономической карте региона занимают страны Восточной Европы, где с конца 80-х гг. происходит переход от прежней системы общественной собственности и централизованного планирования к системе, основанной на рыночных принципах.

Промышленность: главные отрасли.

«Лицо» зарубежной Европы в международном географическом разделении труда в течение более 200 лет определялось, да и теперь еще во многом определяется развитием промышленности.

Регион производит больше металлообрабатывающих станков, промышленных роботов, точных и оптических приборов, автомобилей, тракторов, нефтепродуктов, пластмасс, химических волокон, чем США.

Машиностроение— ведущая отрасль промышленности зарубежной Европы, которая является его родиной. На эту отрасль приходится 1/3 всей промышленной продукции региона и 2/3 его экспорта.

Машиностроение, ориентирующееся прежде всего на трудовые ресурсы, научную базу и инфраструктуру, более всего тяготеет к крупным городам и агломерациям, включая столичные. Но при этом для каждой из многочисленных подотраслей самого машиностроения типичны свои особенности ориентации.

В Великобритании по развитию электротехники, электроники, приборостроения, авиаракетно-космической промышленности выделяется район Лондона, по развитию станкостроения и автомобилестроения — район Бирмингема, текстильного машиностроения — район Манчестера, судостроения — район Глазго.

Один из крупнейших промышленных узлов зарубежной Европы — столица Венгрии Будапешт, где в этой отрасли занято более 0,5 млн. человек. Здесь производится более 1/3 всей промышленной продукции страны.

Но есть и такие районы и даже целые страны, в которых машиностроение очень рассредоточено. В ФРГ, Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Чехии предприятия этой отрасли имеются почти в каждом городе.

Химическая промышленность в зарубежной Европе занимает второе место после машиностроения. В особенности это относится к самой «химизированной» стране не только этого региона, но и всего мира — ФРГ.

До второй мировой войны химическая промышленность ориентировалась главным образом на каменный и бурый уголь, калийные и поваренные соли, пириты и размещалась в районах их добычи. Переориентация отрасли на углеводородное сырье привела к тому, что она сдвинулась «к нефти». В западной части региона этот сдвиг нашел выражение прежде всего в возникновении крупных центров нефтехимии в эстуариях Темзы, Сены, Рейна, Эльбы, Роны, где эта отрасль сочетается с нефтепереработкой.

Крупнейший в регионе узел нефтехимических производств и НПЗ сформировался в эстуарии Рейна и Шельды в Нидерландах, в районе Роттердама. Фактически он обслуживает всю Западную Европу.

В восточной части региона сдвиг «к нефти» привел к созданию НПЗ и нефтехимических комбинатов на трассах магистральных нефте- и газопроводов.

Главные нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия Чехии, Словакии, Польши, Венгрии были построены на трассе международного нефтепровода «Дружба» и газопроводов, по которым поступают нефть и природный газ. В Болгарии по той же причине нефтехимия «сдвинута» к побережью Черного моря.

В топливно-энергетическом хозяйстве большинства стран зарубежной Европы ведущее место заняли нефть и природный газ, добываемые как в самом регионе (Северное море), так и импортируемые из развивающихся стран, из России. Добыча и потребление угля в Великобритании, ФРГ, Франции, Нидерландах резко сократились. В восточной части региона ориентация на уголь еще сохраняется, причем не столько на каменный (Польша, Чехия), сколько на бурый. Пожалуй, во всем мире нет другого района, где бурый уголь играл бы такую большую роль в топливно-энергетическом балансе.

Крупнейшие в зарубежной Европе буроугольные бассейны находятся в Польше (Белхатув), Чехии (Северо-Чешский) и Германии (Нижне-Лаузицкий, Галле-Лейпцигский).

На угольные бассейны ориентируется и большинство ТЭС. Но они построены также в морских портах (на привозном топливе) и в крупных городах. Все большее воздействие на структуру и географию электроэнергетики — особенно во Франции, Бельгии, ФРГ, Великобритании, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии — оказывает сооружение АЭС, которых в регионе уже более 80 (см. рисунок 51). На Дунае и его притоках, на Роне, Рейне, Дуэро сооружены ГЭС или целые их каскады.

Самый большой из гидроузлов на Дунае построен в начале 70-х гг. в ущелье Железные ворота совместными усилиями Румынии и Югославии. Мощность ГЭС — 2,1 млн. кВт, выработка электроэнергии — 11 млрд. кВт ч в год.

Металлургическая промышленность зарубежной Европы в основном сформировалась еще до начала эпохи НТР. Черная металлургия получила развитие прежде всего в странах, обладающих металлургическим топливом и (или) сырьем, — ФРГ, Великобритании, Франции, Испании, Бельгии, Люксембурге, Польше, Чехии.

Южная металлургическая база Польши сформировалась на основе Верхне-Силезского каменноугольного бассейна. В ее состав входит около двух десятков заводов, и в том числе два очень крупных комбината — «Хута-Краков» и «Катовице».

После второй мировой войны крупные металлургические комбинаты были построены или расширены в морских портах с ориентацией на импорт более высококачественной и дешевой железной руды и металлолома.

Самый большой и современный из комбинатов, сооруженных в морских портах, находится в Таранто (Италия). Его мощность — более 10 млн. т стали в год.

В последнее время строятся преимущественно не большие комбинаты, а мини-заводы.

Важнейшие отрасли цветной металлургии — алюминиевая и медная промышленность. Производство алюминия возникло как в странах, располагающих запасами бокситов (Франция, Италия, Венгрия, Румыния, Греция), так и в странах, где нет алюминиевого сырья, но вырабатывается много электроэнергии (Норвегия, Швейцария, ФРГ, Австрия). В последнее время алюминиевые заводы все более ориентируются на сырье, поступающее из развивающихся стран морским путем.

Медная промышленность получила наибольшее развитие в ФРГ, Франции, Великобритании, Италии, Бельгии, Польше , Югославии.

Лесная промышленность, ориентирующаяся прежде всего на источники сырья, превратилась в отрасль международной специализации Швеции и Финляндии, которые давно уже образуют главный «лесной цех» региона.

Легкая промышленность, с которой, как вы уже знаете, начиналась индустриализация зарубежной Европы, в значительной мере утратила свое былое значение. Конечно, старые текстильные районы, сформировавшиеся еще на заре промышленной революции (Ланкашир и Йоркшир в Великобритании, Фландрия в Бельгии, Лионский во Франции, Миланский в Италии), а также возникший уже в XIX в. Лодзинский район Польши существуют и в наши дни. Но в последнее время легкая промышленность смещается в Южную Европу, где еще есть резервы дешевой рабочей силы. Так, Португалия превратилась едва ли не в главную «швейную фабрику» региона. А Италия по производству обуви уступает только США.

Во многих странах сохраняются также богатые национальные традиции в производстве мебели, музыкальных инструментов, изделий из стекла, металла, украшений, игрушек и т. д.

Сельское хозяйство: три главных типа.

По основным видам сельскохозяйственной продукции большинство стран полностью обеспечивает свои потребности и заинтересовано в ее сбыте на внешних рынках. После второй мировой войны в их аграрном строе, в системеземлевладения и землепользования произошли значительные изменения, связанные с переходом от универсального мелкого крестьянского хозяйства к крупному специализированному высокотоварному хозяйству, включенному в систему агробизнеса. Основным типом сельскохозяйственного предприятия стала крупная высокомеханизированная ферма. Но в Южной Европе еще преобладают помещичье землевладение и мелкое землепользование крестьян-арендаторов.

Главные отрасли сельского хозяйства зарубежной Европы — растениеводство и животноводство, которые распространены повсеместно, сочетаясь друг с другом. Под воздействием природных и исторических условий в регионе сложились три основных типа сельского хозяйства: 1) североевропейский, 2) среднеевропейский и 3) южноевропейский.

Для североевропейского типа, распространенного в Скандинавии, Финляндии, а также в Великобритании, характерно преобладание интенсивного молочного животноводства, а в обслуживающем его растениеводстве — кормовых культур и серых хлебов. Среднеевропейский тип отличается преобладанием животноводства молочного и молочно-мясного направления а также свиноводства и птицеводства.

Очень высокого уровня достигло животноводство в Дании, где оно уже давно стало отраслью международной специализации. Эта страна — один из крупнейших в мире производителей и экспортеров масла, молока, сыра, свинины, яиц. Недаром ее нередко называют «молочной фермой» Европы.

Растениеводство не только удовлетворяет основные потребности населения в продовольствии, но и «работает» на животноводство. Значительная, а иногда и преобладающая часть пахотных земель занята кормовыми культурами.

Для южноевропейского типа характерно значительное преобладание растениеводства, тогда как животноводство играет второстепенную роль. Хотя главное место в посевах занимают зерновые культуры, международная специализация Южной Европы определяется прежде всего производством фруктов, цитрусовых, винограда (который с древнейших времен служит символом плодородия и изобилия), оливок, миндаля, орехов, табака, эфиромасличных культур. Побережье Средиземного моря — главный «сад Европы».

Все средиземноморское побережье Испании и особенно район Валенсии обычно называют «уэрта», т. е. «сад». Здесь выращивают различные фрукты и овощи, но больше всего — апельсины, сбор которых продолжается с декабря по март. По экспорту апельсинов Испания занимает первое место в мире.

Рыболовство давно уже стало отраслью международной специализации в Норвегии, Дании и особенно в Исландии.

Хозяйство Зарубежной Европы

Европейская промышленность лидирует среди других регионов. Основными в хозяйстве Зарубежной Европы являются экспорт товаров и услуг, промышленное и сельскохозяйственное производство, развитие международного туризма.

Предпосылки для развития хозяйства

Причиной развития в Зарубежной Европе вышеуказанных отраслей хозяйства есть ряд особенностей, которые изучаются в 11 классе в рамках темы мирового хозяйства.

  • Удобное географическое и экономически выгодное положение континента, а именно – выход к морским путям, который есть у большинства стран.
  • Достаточное наличие рабочей силы. За счёт территориальной структуры регион считается густонаселённым и имеет большое количество высококвалифицированных кадров.
  • Транспортное сообщение находится на высшем уровне. Именно европейская транспортная развязка является мировым лидером в уровне оснащённости, разновидности и густоте дорог.
  • Немаловажную роль в развитии имеет интеграция между странами.

19 стран входят в единое Европейское экономическое пространство (страны ЕЭС). В его пределах происходит свободное передвижение людей, товаров, капитала, услуг, создана единая денежная система. Это способствует экономическому развитию этих стран.

Лидирующие страны в Европе

Таблица “Хозяйство Зарубежной Европы”

Отрасль

Страны

Машиностроение

Франция, Германия, Великобритания, Швеция, Италия, Бельгия, Испания

Химическая промышленность

Германия, Нидерланды, Чехия, Словакия, Польша, Венгрия, Болгария

Металлургия:
А) чёрная металлургия;

Б) цветная металлургия

А) Германия, Великобритания, Франция, Испания, Бельгия, Люксембург, Польша, Чехия, Италия;

Б) Франция, Венгрия, Италия, Греция, Румыния, Норвегия, Германия, Австрия, Швейцария, Великобритания, Польша, Бельгия

Лесная промышленность

Финляндия, Швеция

Лёгкая промышленность

Великобритания, Бельгия, Франция, Италия, Польша, Португалия

Сельское хозяйство

А) растениеводство;

Б) животноводство

А) Франция, Германия, Великобритания, Польша, Норвегия, Швеция, Финляндия, Испания, Португалия, Италия, Греция, Болгария;

Б) Дания, Швеция, Финляндия, Норвегия

В таблице «Хозяйство Зарубежной Европы», чётко прослеживается, что мощнейшими в экономическом развитии являются страны, которые входят в состав «большой семёрки». Это Германия, Франция, Италия и Великобритания. В этой четвёрке лидирующее положение долгое время занимала Великобритания, но за последние годы эстафета перешла к Германии.

Рис.1. ВВП стран Зарубежной Европы

Также экономически высокоразвитыми являются Испания, Швеция, Нидерланды, Швейцария, Бельгия.

Общая характеристика

Рис.2-3. Расселение и хозяйство стран Зарубежной Европы

Рассмотрев рисунок «Расселение и хозяйство Зарубежной Европы», можно провести общую характеристику промышленности региона. В итоге выявляется следующее:

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Природные ресурсы Зарубежной Европы
  • 2. Характеристика Зарубежной Европы
  • 3. Промышленность Зарубежной Европы
  • 4. Германия
  • Относительно природно-ресурсного потенциала – Европа не очень богата на полезные ископаемые. В некоторых государствах есть небольшие залежи.

Рис.4. Природные ресурсы региона

  • В плане экономического потенциала Европа занимает место лидера. Тому есть ряд причин:

– Полное освоение территорий;

– Единство хозяйствования;

– Лидерство в сельскохозяйственном и промышленном производстве;

– Финансовые центры расположены в городах Европы – Цюрих, Лондон, Франкфурт, Париж.

Основные отрасли

Особое место в развитии хозяйства региона занимает промышленность. Главное направление – это машиностроение. Именно Европа стала родоначальником мирового машиностроения. Здесь выпускают 1/3 всей мировой продукции и экспортируют 2/3 из неё. Залогом этому стали высококвалифицированные кадры, инфраструктура и научные разработки.

География машиностроения характеризуется отсутствием транспортного сообщения между странами, так как практически в каждой из них развита эта отрасль хозяйствования.

Химическая промышленность

Лидирующие позиции занимает и эта отрасль. Изготовлением пластмасс, синтетических и искусственных волокон, фармацевтических препаратов, удобрений, красок, лаков славятся многие страны. Химическая промышленность стоит на втором месте после машиностроения.

Сырьём для изготовления данной продукции являются в основном нефть и газ. Добыча этих природных ресурсов в небольшом количестве есть в собственных разработках, а также активно импортируется из других стран.

Большие залежи нефти и газа имеются в основном в Северном море, добычей занимаются Великобритания, Норвегия, Нидерланды. Импортируются данные энергетические ресурсы из стран Востока, Африки, а также России.

Металлургия

Чёрная металлургия развита там, где есть все условия для её развития – это наличие сырьевой базы и топлива. На рынке ценится продукция Германии, Франции, Польши, Люксембурга, Великобритании, Швеции.

Цветная металлургия развита не только при наличии природных ресурсов, но и дешёвой электроэнергии. По выплавке алюминия лидерами являются Греция, Франция, Италия, Венгрия, Норвегия. В Польше, Франции и Германии выплавляют медь. Цинк и свинец выпускают в Германии и Бельгии.

Другие отрасли

  • Электроэнергия вырабатывается тепловыми и атомными электростанциями. Гидроэлектростанции широко развиты в Норвегии и Исландии.
  • Лесная промышленность развита за счёт наличия сырья в Финляндии и Швеции.
  • Лёгкая промышленность основывается на дешёвой рабочей силе. Так, например, швейными фабриками славится Португалия. Обувная промышленность развита в Словакии, Чехии, Германии, Италии.

Промышленность Зарубежной Европы ценится во всём мире. Самыми развитыми и ценными в мировом хозяйстве являются машиностроение, химическая промышленность и металлургия. В развитии промышленности важно не только наличие природных ресурсов, но и густота населения, а значит и рабочая сила.

>Тест по теме

Хозяйство зарубежной Европы

3apyбежная Европа как целостный регион занимает лидирующее место в мировом хозяйстве по размерам промышленного производства, по экспорту товаров и услуг, по развитию международного туризма.

Зарубежная Европа на карте мира

Её хозяйственному развитию способствуют следующие факторы:

· выгодное экономико-географическое положение (в первую очередь речь идёт о приморском положении большинства государств);

· обеспеченность высококвалифицированными кадрами рабочей силы;

· высокий уровень транспортного обеспечения;

· развитие интеграционных процессов между странами региона.

Экономическую мощь региона в первую очередь определяют четыре страны, входящие в «большую семёрку» – ФРГ, Франция, Великобритания и Италия. Но соотношение сил между ними за последние десятилетия менялись. Роль лидера давно перешла к ФРГ, экономика которой развивается более динамично.

Из остальных стран зарубежной Европы наибольший экономический вес имеют Испания, Нидерланды, Швейцария, Бельгия и Швеция. Их экономика специализируется, прежде всего, на отдельных отраслях, завоевавших, как правило, европейское или мировое признание.

В последние годы Греция, Испания, Португалия и Италия столкнулись с большими трудностями: их ВВП фактически не растёт, а безработица достигает 15–20 %.

В общей структуре европейской экономики преобладают промышленность и сфера услуг.

В промышленности лидируют машиностроение (особенно – автомобильное), химическая промышленность, топливно-энергетическое хозяйство и металлургическая промышленность. Нельзя не сказать, что зарубежная Европа – крупнейший мировой финансовый центр.

Машиностроение является основной отраслью промышленности стран зарубежной Европы, которая является eгo родиной. На эту отрасль приходится 1/3 всей промышленной продукции региона и 2/3 eгo экспорта. Развитие отрасли ориентируется на высококвалифицированные трудовые ресурсы, научную базу и развитую транспортную сеть. Более всего тяготеет к крупным городам и агломерациям, включая столичные. Лидируют в машиностроении: ФРГ, Франция, Великобритания, Нидерланды.

Основной отраслью машиностроения является автомобилестроение (особенно выпуск легковых автомобилей). Самые известные производители автомобилей – Германия («Фольксваген», «БМВ», «Опель»), Франция («Рено», «Ситроен», «Пежо»), Италия («Фиат», «Альфа-Ромео», Феррари»), Швеция («Вольво»).

Грузовые автомобили производятся на заводах Чехии, Болгарии, Румынии. Автобусы выпускаются в Швеции, Венгрии. Важной отраслью современного машиностроения является авиастроение. Оно развито в Великобритании, Франции. Производством морских судов славятся ФРГ, Швеция, Финляндия, Польша.

Производство морских судов

Химическая промышленность в Европе занимает второе место после машиностроения. Отрасль развивается на базе как собственного, так и импортного сырья: угля, нефти, газа. Поэтому предприятия размещены как в районах добычи сырья, так и на побережье.

Химия органического синтеза и полимеров, нефтехимия развиты во Франции, ФРГ, Италии, Нидерландах, Бельгии, Великобритании.

Производства органического синтеза и полимеров

Минеральные удобрения производят на заводах Франции, ФРГ. Традиционной для Европы стала фармацевтическая промышленность. Всемирную известность приобрели фармацевтические фирмы Швеции, Швейцарии, ФРГ, Болгарии.

Топливно-энергетический комплекс. На собственном сырье развивается угольная промышленность Германии, Франции, Великобритании, Польши. Свои месторождения нефти и газа на шельфе Северного моря разрабатывают Великобритания и Норвегия. Однако большинство стран Европы импортируют энергоресурсы из района Персидского залива, Африки и России.

Западная Европа – район развитой атомной энергетики. АЭС работают во Франции, Бельгии, ФРГ, Великобритании, Швеции, Словакии. Страны Скандинавии большую долю электроэнергии получают за счёт ГЭС. В последнее время строятся преимущественно более экологически чистые источники энергии. Так, в Италии и Исландии используется геотермальная энергия. ПЭС используются во Франции и Норвегии. Дания, Нидерланды и ФРГ собираются заложить искусственный остров в Северном море для выработки ветровой энергии.

Европейская металлургия сформировалась ещё в конце XVIII века, как базовая отрасль промышленного переворота, обеспечивающая сырьём машиностроение.

Чёрная металлургия получила развитие в странах, традиционно располагающих металлургическим сырьём. Это ФРГ, Великобритания, Франция, Люксембург, Швеция, Польша и другие. В последние годы в этой отрасли наблюдается сдвиг к портам. Во второй половине ХХ века такие страны как Италия, Нидерланды, ФРГ, Франция переориентировали своё производство на более дешёвое импортное сырье.

Важнейшие отрасли цветной металлургии — алюминиевая и медная промышленность. Алюминий производят на базе собственных бокситов во Франции, Италии, Венгрии, Румынии, Греции. А на базе дешевой электроэнергии развивается производство алюминия в Норвегии, Швейцарии, Австрии и Германии. Производство меди сосредоточено в ФРГ, Франции, Великобритании, Италии, Бельгии, Польше, Сербии.

Страны-лидеры по производству меди

Лесная промышленность, ориентирующаяся прежде вceгo на источники сырья, превратилась в отрасль международной специализации Швеции и Финляндии, которые давно уже образуют главный «лесной цех» региона.

Лёгкая и пищевая промышленность представлены практически во всех странах Европы, хотя с заметными различиями в специализации. Безусловным законодателем мировой моды является Франция. Италия выделяется производством шерстяных тканей и обуви (первое место в мире по производству на душу населения). Для некоторых стран Европы пищевая промышленность является не только традиционной, но и отраслью специализации в географическом разделении труда. Виноделием славятся Франция, Венгрия, Испания, Болгария. Швейцарский шоколад считается самым лучшим в мире. Нидерланды, Франция, Швейцария и Италия – известные производители сыров, а Исландия, страны Балтии – рыбных консервов.

Агроклиматические условия Европы на большинстве территорий благоприятны для развития сельского хозяйства. В структуре отрасли наблюдается зависимость от уровня экономического развития. У развитых стран лидирует животноводство, у более отсталых стран – растениеводство. После Второй мировой войны произошли изменения в системе землепользования и землевладения. На смену мелкотоварным универсальным крестьянским хозяйствам пришли крупные высокопродуктивные специализированные хозяйства, входящие в систему агробизнеса.

Под воздействием природных и исторических условий в регионе сложились три основных типа сельского хозяйства: североевропейский, среднеевропейский, южноевропейский.

Североевропейский тип распространён на территории Великобритании и Скандинавском полуострове. Здесь разводят крупный рогатый скот молочного направления и выращивают кормовые культуры. На побережье развито рыболовство.

Страны среднеевропейского типа (Франция, ФРГ, Швейцария) выращивают КРС мясного и мясомолочного направления, развивают свиноводство, овцеводство и птицеводство. Значительная, а иногда и преобладающая часть пахотных земель занята кормовыми культурами.

Для южноевропейского типа характерно значительное преобладание растениеводства. Хотя главное место в посевах занимают зерновые культуры, международная специализация Южной Европы определяется прежде всего производством фруктов, цитрусовых, винограда, оливок, орехов, табака, эфиромасличных культур. Побережье Средиземного моря – главный «сад Европы».

Транспортная система этого региона развита хорошо. По обеспеченности территории транспортными путями занимает первое место в мире. Сравнительно небольшие расстояния стимулировали развитие автомобильного транспорта, который теперь играет главную роль в перевозках не только пассажиров, но и грузов. Сеть железных дорог в большинстве стран сокращается.

Главные широтные трансевропейские магистрали проходят следующим образом: Брест – Париж – Берлин – Варшава – Минск – Москва, Лондон — Париж – Вена – Будапешт – Белград – София – Стамбул.

Большое значение для региона имеет речной транспорт. Оно поднялось после ввода в эксплуатацию водного пути Рейн – Майн – Дунай.

Порт на Рейне Дуйсбург (Германия) – самый крупный по грузообороту речной порт мира. Европа находится на перекрёстке мировых морских транспортных путей. Это способствует развитию в регионе морского транспорта. Роттердам (Нидерланды) занимает первое место по грузообороту среди морских портов Европы.

Роттердам

Грузооборот Роттердамского порта составляет около 300 млн. тонн в год. Другими крупными морскими портами являются Марсель, Лондон, Гамбург, Антверпен, Генуя.

Крупнейшие аэропорты зарубежной Европы – Лондон, Париж, Франкфурт-на-Майне.

Западная Европа – хороший пример того, как даже крупные естественные преграды перестают быть непреодолимым препятствием для транспортных связей. Многочисленные железные, автомобильные дороги и трубопроводы пересекают Альпы. Паромные переправы связывают берега Балтийского, Северного, Средиземного морей. Автодорожные мосты перекинуты через Босфор, через Большой Бельт и Эресунн. Завершён «проект века» – сооружение железнодорожного тоннеля через пролив Ла-Манш.

Тоннель через пролив Ла-Манш

Наука и финансы: технопарки, технополисы и банковские центры.

Зарубежная Европа является одним из главных центров развития науки. В регионе возникло много научно-исследовательских парков, технополисов. Самые крупные из них находятся в окрестностях Кембриджа (Великобритания), Мюнхена (Германия). На юге Франции, в районе Ниццы, формируется так называемая «Долина высокой технологии».

В зарубежной Европе находятся 60 из 200 крупнейших мировых банков. Эталоном страны-банкира давно уже стала Швейцария: в сейфах её банков лежит половина всех ценных бумаг мира. В последнее время в страну-банкира превратился и Люксембург. Но все же крупнейшим финансовым центром был и остаётся Лондон.

Зарубежная Европа была и остаётся главным районом международного туризма. В качестве стран-лидеров международного туризма также неизменно выступают Испания, Франция и Италия. К числу самых популярных стран привлечения туристов относятся также Великобритания, ФРГ, Австрия, Швейцария, Греция, Португалия, Чехия, Венгрия.

Хозяйство стран Европы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *