Физическая география

Содержание

География — единый комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли и акцентирующихся на выявлении пространственно-временных закономерностей. Основными объектами изучения географических наук являются геосферы (биосфера, атмосфера, литосфера, гидросфера и почвенный покров) и геосистемы (ландшафты, природные зоны, биогеоценозы…)

Географические науки изучают поверхность Земли, облекающие и подстилающие ее слои вещества (сферы), как природные (литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера и др.), так и неприродные (социосфера, техносфера). В совокупности они составляют особого рода географический объектизучения, который до настоящего времени не получил однозначного определения и объяснения в системе географических наук.

Предмет –структура географической оболочки, динамика, взаимодействие и распределение в пространстве её компонентов. В рамках географической оболочки возникла жизнь, развившаяся до уровня человеческого общества. Поэтому предмет географии затрагивает также вопросы, связанные со взаимодействием человека и природы.

Сложность объекта исследования и широта предметной области обусловили дифференциацию единой географии на ряд специализированных (отраслевых) научных дисциплин, образующих систему географических наук. В её рамках выделяются естественные (физико-географические) и общественные (социально-экономические) географические науки. Иногда отдельно выделяют географическую картографию, как отдельную географическую дисциплину.

География как система наук сформировалась не сближением изолированно возникших географических наук, а путём автономного развития некогда единой географии и её расчленения на специализированные научные дисциплины — по компонентам, их сочетаниям, уровням исследования и степени обобщения, целевым установкам и практическим потребностям.

Накопление географических знаний происходило в течение длительной истории развития общества. Тем не менее, сейчас есть на Земле ждущие своего открытия белые пятна. Широкие пространства для открытий ныне представляют не описания объектов и явлений, а объяснение их сущности и взаимодействия. Теперь под географическим открытием понимают не столько территориальное, сколько теоретическое открытие, установление новых географических закономерностей.

Методика географических исследований — это сложная система, включающая:

  • общенаучные подходы и методы (математические, исторический, экологический, моделирования, системный и др.);
  • конкретно-научные подходы и методы (геохимические, геофизические, палеогеографические, технико-экономические, экономико-статистические, социологические и др.);
  • рабочие приёмы и операции получения информации (балансовый метод; дистанционные методы, в т. ч. авиакосмические; лабораторные методы, напр. спорово-пыльцевой анализ, радиоуглеродный метод; анкетирование; выборочный метод и др.);
  • методы эмпирического и теоретического обобщения информации (индикационный, оценочный, аналогов, классификации и др.);
  • методы и приёмы хранения и обработки информации (на электронных носителях, перфокартах и др.).

Общие черты географического подхода (территориальность, комплексность, конкретность, глобальность)

География всегда была тесно связана с развитием общества и производительных сил, а географическая наука отражала особенности жизни общества в определенный период. Этапы, выделяемые в истории географии часто совпадают с историческими и характеризуются различными общественными функциями этой науки. С момента зарождения и вплоть до эпохи Великих географических открытий география выполняла познавательно-описательную функцию. В этот же период зародилась картография с ее особым научным языком. В эпоху первой научной революции преобладающей становится аналитическая и объяснительная функция и начинается расчленение географии на частные научные дисциплины. В XX веке для географии характерно развитие и упрочение конструктивного (преобразовательного) направления, усиление интеграции между частными дисциплинами. Появление новых научных направлений продолжается и сейчас. Каждый последующий этап развития науки не отменяет функции, свойственные предыдущему этапу, а поднимает их на иной качественный уровень.

Что изучает физика. Физика – это сила!

Данный урок разработан по учебнику Перышкина А.В. и используется на первом уроке физики в 7-м классе.

Цели урока:

  • Ознакомить обучающихся с правилами работы и поведении в кабинете физики;
  • Сформировать представления о науке физика и ее назначении;
  • Познакомить обучающихся с первичными понятиями в физике (тело, вещество, явление, материя) и с методами изучения явлений;
  • Развивать внимание и любознательность, память и мышление;
  • Воспитать любовь к окружающей нас природе, умение видеть в ней красоту;
  • Пробудить у обучающихся интерес к изучению физики.

Развивать универсальных учебных действий:

  • Личностных УУД — развитие внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности;
  • Познавательных УУД — формирование умений работать с информацией, развивать познавательную активность, использовать аналогии, опираясь в поиске решений на собственный опыт;
  • Регулятивных УУД — формирование умений выполнять задание учителя;
  • Коммуникативных УУД — формирование умений работать над приобретением навыков сотрудничества.

Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня вы пришли в новый для вас кабинет. У вас на партах лежит новый учебник. Скажите, какую науку вы начинаете изучать? (физику) И какой первый вопрос вы можете задать? (что изучает физика?)

2. Постановка проблемы

Что же изучает физика?

Мы приступаем с вами к изучению основ очень интересной и полезной науки. Физика является интересной и, одновременно с этим, достаточно сложной наукой. Только постоянные усилия в изучении этой науки позволят вам глубоко понимать содержание этой науки Изучение физики – это, в общем, бесконечный процесс, который можно сравнить с движением по лестнице всегда вверх.

Главный вопрос в физике — это вопрос “почему?”

  • Почему тяжелый океанский лайнер не тонет?
  • Почему такой же огромный и тяжелый самолет, летает по воздуху?
  • Почему на сотнях метров глубины в океане плавает подводная лодка?
  • Как слово, сказанное в Москве в телецентре, может услышать житель Владивостока?
  • Почему листья деревьев зеленые, а небо голубое?

Задавайте его почаще себе, учителям, товарищам. Именно те, кого вопрос “почему” мучает всю жизнь, и становятся физиками.

Итак, приглашаю Вас, дорогие ребята, в захватывающий путь по исследованию окружающего нас мира. Желаю успеха в постижении тайн мироздания, в раскрытии смысла понятий и законов физики!

Так что же изучает наука физика? <Презентация слайды 1-30>

3. Сообщение темы и целей

Открываем тетради. Записываем дату и тему урока: «Что изучает физика».

4. Объяснение нового материала

Как называются люди, которые создают науку (ученые). Термин «Физика» возник как название одного из сочинений Аристотеля — величайшего мыслителя древности, живущего в IV в до нашей эры в Греции.

«Физика» – это греческое слово и в переводе означает «природа». В русском языке слово «физика» появилось благодаря Михаилу Васильевичу Ломоносову. Михаил Васильевич Ломоносов — основоположник российской науки.

Физика — это наука о природе, о природных явлениях и законах.

Сегодня на уроке нам предстоит понять и усвоить основные физические термины: физическое тело, вещество, физические явления.

Изменения, происходящие в природе, называются явлениями (если взять в руки лёд он начнёт таять, камень упадёт на землю, если его выпустить из рук, вода в чайнике закипит, если его поставить на огонь).

В природе происходит много природных явлений. Мы должны их разделить по видам. Я называю явление, а вы определите его вид.

Первое соответствие я назову сама

  • машина едет по дороге, мячик падает на землю — это механические явления
  • лёд тает, вода кипит — (тепловые),
  • пение птиц, играет саксофон — (звуковые),
  • магнит притягивает металлические гвоздики (демонстрация), поезд на магнитной подушке — (магнитные),
  • электрический ток течет по проводам, взаимодействие металлической гильзы и наэлектризованной эбонитовой палочки (демонстрация) — (электрические),
  • светит солнце, горит свеча — (световые).

Физические явления: механические, электрические, магнитные, тепловые, звуковые, световые.

Но физика не просто изучает и описывает различные явления, происходящие вокруг нас, она устанавливает ЗАКОНЫ, которые помогают объяснить, почему происходят те или иные явления.

Задача физики состоит в том, чтобы открыть и изучать законы, которые связывают между собой различные физические явления, происходящие в природе.

Задачи физики: открыть – изучить – использовать.

Изучением природы занимаются и другие науки. Какие? (биология — наука о растениях, животных, химия – наука о превращениях веществ, астрономия – наука о космосе, география — наука о Земле.)

В физике кроме обычных слов, используют специальные слова, или термины, обозначающие физические понятия. Некоторые из таких слов постепенно вошли в нашу разговорную речь – тело, вещество, явление, материя.

Физика имеет дело с физическими телами. Что бы вы назвали физическим телом? (Обучающиеся выдвигают свои предположения, которые я записываю на правой половине доски. Обобщая высказывания, приходим к выводу, что Физическое тело – это каждое из окружающих нас тел (стол, ложка, мяч)

Чем отличаются друг от друга три линейки, которые у меня в руках? (Сделаны из разного материала: дерево, пластмасса, металл.)

Какой можно сделать вывод? (Тела могут различаться веществом.)

Что такое вещество? (Это то, из чего состоит физическое тело.)

Приведите примеры веществ, которые имеются у вас на столах. (Обучающиеся отвечают.)

Вещество – это один из видов материи (вода, алюминий).

Материя – это все то, что существует во Вселенной, независимо от нашего сознания (небесные тела, растения, животные, электрические и магнитные поля).

А сейчас подумаем вместе над такими вопросами: Как изучают физику? Какими методами пользуются для этого?

1) Можно наблюдать за явлением. Я взяла два одинаковых листа бумаги и сейчас их отпущу. Какой лист упадет первым? (одновременно). А если я скомкаю один из листов, а потом опять их отпущу. Какой лист упадет первым? (скомканный) (обучающиеся выдвигают свои версии). Вы выдвигаете гипотезы.

Что мы сейчас провели? (опыт)

2) Можно самим проводить эксперименты. При этом физики используют свое главное “оружие” – физические приборы: часы, линейка. Опыты отличаются от наблюдений, тем, что их проводят с определенной целью, по заранее обдуманному плану. Для составления такого плана лучше всего иметь предварительные догадки о том, как протекает явление, т. е. выдвинуть гипотезу. Таким образом, источниками физических знаний являются наблюдения и опыты.

Пример: Изучая свободное падение шариков, имеющих разный размер, с различной высоты, можно установить законы, которые будут выполняться при падении других тел.

5. Закрепление материала

Задание 1. Разделите на три группы понятий — физические тела, вещества, явления следующие слова: звук телефона, игрушка, ель, движение, планета, стекло, горение свечи, железо.

2. Игра “Занимательная физика”.

Задача №1. Что изучает ФИЗИКА? Какая у нее цель?

Ответ. Сама физика ни в кого не целится. Но бабахнуть может. Физика изучает физические явления, законы природы. И старается их объяснить. А если у нее не получается, физика не расстраивается. Ждет, когда ты вырастешь, все поймешь и сам ей объяснишь.

Задача №2. Гриша положил мороженое в карман. Оно там растаяло и утекло в штаны. Можно ли назвать случившееся физическим явлением?

Ответ. Можно. Мороженое было твердое, холодное, а стало жидкое, теплое. Оно изменилось. Произошло физическое явление. Любые материальные изменения в наших карманах или в окружающей нас дикой и домашней природе называют физическими явлениями.

Задача №3. Саша задумчиво раскачивался на стуле и строил жизненные планы. Совместное со стулом падение явилось для него полной неожиданностью. Имело ли место в данном случае физическое явление?

Ответ. Имело. Произошло изменение, в результате которого Саша потерял равновесие и приобрел шишку на лбу.

Задача №4. Мише во сне явилась добрая фея и подарила рогатку. Можно ли считать явление феи с рогаткой физическим явлением?

Ответ. Нельзя. Явления, которые происходят не наяву, а во сне или в мечтах физическими не называют.

Задача №5. Какие термины говорят друг другу физики?

Ответ. Физик то и дело говорит физику: «тело», «форма», «объем», «масса». Они себя сразу понимают и смотрят друг на дружку счастливыми глазами.

Задача №6. Коля ловил девчонок, окунал их в лужу и старательно измерял глубину погружения каждой девчонки, а Толя только стоял рядышком и смотрел, как девчонки барахтаются. Чем отличаются Колины действия от Толиных, и как такие действия называют физики?

Ответ. И физики, и химики назовут Колины и Толины действия хулиганством и надают по шее обоим. Но надо признать, что с точки зрения бесстрастной науки Толя производил наблюдения, а Коля ставил опыты.

6. Подведение итогов урока

Физика — наука, которая постоянно развивается, открываются новые законы, изучаются новые явления, и все это поставлено на службу человеку! Вы усвоите то, что нужно любому современному человеку, кем бы он ни работал.

7. Домашнее задание

  • § 1-3, отвечать на вопросы,

Литература

  1. А.В. Перышкин «Физика 7 класс» Дрофа, 2010.
  2. Лукашик В.И. Сборник вопросов и задач М. Просвещение, 2008.

Выбираем профессии связанные с наукой географией

Выбирая будущую профессию, нужно изучить все возможные варианты. Ключевым ориентиром должны быть любимые предметы в школе, деятельность и направление, наклонности и увлечения. Если это наука о Земле и природе, то профессии, связанные с географией, не ограничиваются учителем в школе и туристическим агентом. Существует множество интересных, необычных и важных профессий, для которых нужно знание этого предмета.

Перспективные направления

Многие университеты при поступлении предлагают выбрать одну из специальностей, каждая из которых имеет свои особенности и специфику работы:

  1. Биогеография изучает животный и растительный мир планеты. Перспективными отраслями являются медицинская география (изучает особенности распространения разных болезней и их первоисточники, предрасположенность территорий к определенным видам вирусов и бактерий) и экологическая (занимается исследованием экологических проблем и путей их решения). Биогеографы работают в заповедниках, парках, дендрариях. Их цель – поиск диких животных и растений, которые можно одомашнить и использовать для пользы человека. Работников этой сферы могут приглашать для выбора мест для будущих домов, городов;
  2. Ландшафтоведение. Представители этого направления занимаются изучением связи компонентов природы: между парками, лесами, лугами, реками. Они исследуют историю и специфику ландшафтов. В пределах этого направления выделяют такие подвиды деятельности: геохимия, геофизика, экологическая оценка территории, моделирование искусственных ландшафтов. Ландшафтоведы – очень мобильные работники, они изучают разные объекты по всей планете. Те, кто планируют работать в этом направлении, должны быть готовы к частым отъездам, командировкам и смене места жительства;
  3. Гидрология суши. Актуальность этого направления связана с острой проблемой нехватки пресной воды на планете. Специалисты этой области изучают способы рационализации потребления воды, разрабатывают проекты по транспортировке ледников на континенты. Для работы в этой сфере необходимы глубокие знания биологии, ихтиологии, гидротехники и химии;
  4. Почвоведение исследует динамику использования земельных ресурсов, происхождение и развитие разных видов почвы, их состояние, методы сохранения. Они проходят геохимию, биогеохимию, гидрологию.

Важно! Эта дисциплина нужна не только для профессий, которые связаны напрямую с исследованием природных ресурсов планеты, но и для некоторых более узких направлений.

Ландшафтоведение

Популярные профессии

Для каких профессий нужна география:

  • экономист, который занимается проблемами экономического роста городов и стран;
  • транспортный инженер;
  • биолог, который следит за миграцией животных, птиц;
  • социолог, для анализа карт опросов, систематизации результатов исследований;
  • историк, чтобы ориентироваться по карте.

Она нужна также в области логистики, картографии и частично в рекламе (для исследования территорий наибольшей популярности товаров или услуг).

>Полезное видео: географические профессии

Педагогика

В педагогических университетах можно выучиться на учителя. Выпускники географических факультетов могут пойти работать в школу или продолжить обучение в аспирантуре для получения степени кандидата наук.

После получения степени есть два пути: преподавать в университете или заниматься научной деятельностью, выбрать определенное направление и сосредоточиться на научных исследованиях.

Можно работать в таких направлениях, как:

  • картография;
  • физическая география, геофизика и геохимия ландшафтов;
  • социальная география;
  • геоморфология, палеография;
  • инженерная геодезия или космическая геодезия.

Для работы учителем в общеобразовательном учебном заведении нужно окончить педагогический университет. Помимо географических дисциплин большое внимание в учебных программах специальностей уделяется изучению методики преподавания, педагогике, возрастной психологии. Студенты педагогического факультета проходят обязательную практику в школах.

Интересно! Многие университеты предлагают студентам выбрать с основной специальности учителя дополнительную специализацию: туризм, краеведение, экология.

Учитель геогрфии

Возможности в лингвистике

Это направление занимается изучением языковых явлений в зависимости от их территориальной распространенности. Географ-лингвист исследует фонетику, синтаксис, морфологию, диалектные вариации слов и идиом, составляет языковые атласы и словари.

Специалисты в этой сфере работают в двух специализациях:

  1. Межъязыковая: изучает границы между двумя смежными языками, которые на протяжении длительного периода тесно взаимодействовали (например, русский и украинский, украинский и польский). Специалисты исследуют влияния языков друг на друга, определяют зависимость между территориальным расположением групп населения и особенностями их наречия;
  2. Специалисты внутриязыкового географического направления изучают территориальное расположение грамматических, лексических, фонетических языковых явлений, их специфику, развитие. Этот аспект исследований тесно связан с диалектологией и диалектографией. Исследования проводятся в пределах одного языка.

Основы географической науки необходимы и классическим филологам, и лингвистам: они изучают различные говоры, фольклор на разных территориях одной страны, устанавливают его связь с культурой и историей народа-носителя.

Строительство

В сфере строительства географические знания нужны представителям таких профессий:

  • геодезист – тот, кто занимается измерениями на местности, определяет координаты точек на земной поверхности. Геодезисты сопровождают строительство домов и других сооружений на всех этапах проведения работ. Похожие профессии: техник-геодезист, инженер отдела геодезии;
  • архитектор занимается проектированием и разработкой моделей будущих строений, домов, городов. Они изучают местность, учитывают ее ландшафтные особенности, климат и природные условия, их влияние на будущие объекты;
  • инженер по кадастру выполняет работы по межеванию земель, проводит землеустроительную экспертизу. Кадастровые инженеры занимаются работой, которая связана с недвижимостью.

Все студенты строительных факультетов изучают основы геодезии, экологию.

Картограф

Исторические профессии

Историческая география изучает территории стран в проекции исторического развития: как формировались границы, как распределялись земельные ресурсы, как климат влиял на развитие отдельных государств и их экономическое состояние.

Исторический географ – профессия, представители которой занимаются историческими исследованиями, занимаясь изучением:

  • летописей;
  • исторических актов, документов;
  • записей путешественников по миру, их писем, воспоминаний.

Работники этой сферы углубленно изучают также археологию и филологию.

Историческая география разветвляется на несколько специфических направлений:

  • историческое землеведение изучает ландшафтные изменения;
  • политическая — занимается исследованием изменений политической карты мира, формирования государств, направления завоевательных кампаний;
  • историческая география населения акцентирует внимание на изменении социальных слоев в разных странах на разных этапах развития стран;
  • социальная география исследует развитие социальных классов на разных территориях (тесно связана с обществознанием)..

В зависимости от специфики дополнительно работники этого направления изучают дополнительную дисциплину: культурологию, социологию, политологию.

5 необычных вариантов

В России существует несколько интересных профессий, для которых необходима география.

Это такие востребованные географические профессии:

  • геммологи, которые работают с драгоценными камнями. Они изучают их химический состав, физические свойства и качество. Опытный геммолог на глаз определяет происхождение камня, отличает синтетические минералы от натуральных. В его обязанности входят: сортировка камней по разным критериям, их комплектование, расчет цен, оценка, учет камней. Для работы в этой сфере нужно иметь острое зрение, усидчивость и хорошее цветовосприятие. Геммологию выбирают в качестве дополнительной специализации на факультетах географии и минералогии;
  • аэрофотосъемщик. Изучает местный рельеф и виды систем для ориентирования, делает расчеты, готовит карты. Он фотографирует нужный участок местности из самолета и наносит его на карту с помощью разных графических знаков. Для работы на этой должности нужно знать математику, географию, основы астрономии, уметь фотографировать и чертить;
  • архитектор живых систем
  • космогеолог – это профессия будущего. Ожидается, что эта специальность будет доступна для получения после 2020 года. Космогеологи будут заниматься добычей ископаемых и минералов на Луне, других планетах и астероидах. Сегодня можно углубленно изучать минеральную географию, геологию, планетологию, чтобы в будущем иметь возможность заниматься внеземной географией;
  • климатолог исследует климатические условия в разных уголках планеты, их изменения, прогнозирует климатические аномалии. Работают представители этой профессии в научно-исследовательских центрах.

>Полезное видео: профессия географ

Вывод

Знание о Земле, ее ресурсах, климате, особенностях ландшафта используются во многих дисциплинах. География как предмет необходима не только работникам в области геологии, геодезии, геофизике, но и более узким специалистам: строителям, историческим филологам и географам, учителям.

>Географические специальности

Профессии для тех, кто любит географию

Большинство географических кафедр возникло в 60–80-е гг. XIX века. Первым в нашей стране самостоятельным географическим факультетом стал геофак МГУ им. М. В. Ломоносова, открытый в 1938 г. В настоящее время в России 24 географических факультета и отделения классических университетов и 41 географическй факультет педагогических университетов и институтов.

Как наука география делится на физическую, изучающую природу, и общественную, изучающую население и хозяйство. (К географии принято относить и техническую дисциплину – картографию, хотя в последнее время некоторыми видными учеными это оспаривается.) Две ветви единой географии состоят из множества более узких дисциплин, каждой из которых соответствует та или иная географическая специальность – всего их порядка 50. Есть возникшие еще на рубеже XIX–XX вв. традиционные специальности, их большинство: геоморфология, землеведение, климатология и др. А есть – сравнительно недавно появившиеся – биоклиматология, география туризма или географическая планетология.
Есть географические специальности, которые в наибольшей степени приближены к природе. Их можно назвать камерально-полевыми. Нахождение географа вне стен своего дома может длиться от одного дня до нескольких месяцев в году (в основном в теплое время года). А группа общественно-географических (по старой терминологии – экономико-географических) специальностей не так сильно привязана к природной среде, большей частью она чисто кабинетная. На выезде же экономико-географы предпочитают не экспедиции, а одиночные исследования-командировки. Объектом исследований такого специалиста выступает антропогенная среда (созданная человеком).


Методы изучения
В географии широко применимы методы точных и естественных наук: математики, статистики, физики (перманентно даже возникает дискуссия, не перенести ли кафедры метеорологии и океанологии с геофака МГУ на физфак), химии и биологии.
А географические специальности из блока общественной географии особенно тесно связаны с целым рядом гуманитарных дисциплин.
Представители всех без исключения географических специальностей должны на высоком уровне знать компьютерно-информационные технологии.
Геоморфология
Неофициальное название этой науки – инженерная география. Изучает она историю рельефа Земли. Отрасль геоморфологии – палеогеография – реконструкция доисторического рельефа Земли. Наиболее перспективные направления в геоморфологии – космическая геоморфология (изучение рельефа планет солнечной системы) и эстетическая геоморфология (создание искусственных ландшафтов).
Геоморфология – специальность денежная. Профессионалы участвуют в проектировании населенных пунктов, дорог, аэропортов и морских портов, дамб, водохранилищ, парков, пляжей, нефте- и газопроводов (в т. ч. на морском дне), работают в геологических партиях. Это одна из наиболее мужских географических специальностей. Большое внимание уделяется физической подготовке геоморфолога.
Рынок труда: научно-исследовательские институты, производственные фирмы, разные поисковые геологические службы, инженерные проектные организации.
Биогеография
Биогеография изучает флору и фауну Земли. Перспективные направления – экологическая география и медицинская география (изучение очагов возникновения и путей распространения разных болезней и их переносчиков). Биогеографов можно встретить в национальных парках и заповедниках, в дендрариях; в составе экспедиций они ищут перспективные для одомашнивания дикие растения и животных, выбирают экологически чистые места для строительства новых населенных пунктов (в т. ч. загородных домов для элиты).
Телеведущие Николай Дроздов (одно время бывший экологическим экспертом при Генеральном секретаре ООН) и Иван Затевахин оба окончили кафедру биогеографии геофака МГУ.
Гляциология и криолитология
И та, и другая науки изучают ледовую сферу Земли: гляциология – на земной поверхности (ледники и снежный покров), криолитология – под земной поверхностью (вечную и сезонную мерзлоту грунта). Перспективные направления – Антарктика как одно из будущих на Земле мест по добыче полезных ископаемых, ледяной покров Антарктиды и Гренландии как лабораторий древних климатов Земли (загадочное озеро Восток), нефтегазоносные бассейны, коммуникации и населенные пункты в зоне вечной мерзлоты на севере России, воздействие глобального потепления на полярные районы Земли, «ледяная планета» – Титан.
Сейчас гляциология находится в фазе подъема. Мировые и «не очень» державы, несмотря на международный договор 1959 года, готовы ввязаться в борьбу за последний не поделенный материк на Земле – Антарктиду. В Антарктике увеличивается количество научных станций, своими исследованиями готовящих базу для претендентов на ледовый панцирь Земли.
Это самые мужские специальности в географии: почти 100% выпускников – представители сильного пола. Соответственно, студентам потребуется интенсивно заняться спортом (особенно горными лыжами, плаванием и альпинизмом), получить навыки в спелеологии, научиться водить вездеходы и снегоходы, бурить лед и грунт.
Обширны «владения» гляциологов и криолитологов на Крайнем Севере России. Им интересны покровные ледники островов Северного Ледовитого океана и многолетняя мерзлота на материке в районах крупных городов, нефте- и газопроводов, железных и автомобильных дорог. Они следят за трассой Северного морского пути. На ледниках Кавказа, Урала, Алтая, Камчатки и других горных систем гляциологи контролируют и прогнозируют движение льда, снежных лавин и селей. А самые подготовленные, закаленные и смелые специалисты едут за романтикой и возможностью неплохо подзаработать на антарктические научные станции.
Рынок труда: соответствующие НИИ, мерзлотные станции в зоне Севера России, лавинные и селевые станции в горах, Госкомгидромет, Госкомэкология, Гидрометцентр РФ.
Метеорология и климатология
Перспективные направления здесь – палеоклиматология (древние климаты Земли), биометеорология (воздействие климатических условий на живые организмы, циклы солнечной активности Чижевского), медицинская климатология (жизнь и хозяйственная деятельность людей в разных климатических поясах Земли), прогноз погоды на основе спутниковой метеорологии, военная метеорология (разработка так называемого климатического оружия), планетарная метеорология (изучение атмосфер Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна и их спутников), проблемы глобального потепления и озоновых дыр на Земле, компьютерное моделирование климатических процессов.
Специалистам нужно хорошо знать физику, математику и информатику – на профильной кафедре географического факультета МГУ физике и математике уделяют внимание не меньшее, нежели собственно географии!
Рынок труда: основная масса метеорологов-климатологов – и часто это женщины – работает синоптиками на наземных метеостанциях, разбросанных по всей территории России. В последние 15 лет количество этих станций сократилось, особенно на Крайнем Севере и Дальнем Востоке. Оборудование, установленное еще в советские времена, морально и технически изношено, так что наши синоптики анализируют в основном зарубежную (американскую и европейскую) информацию.
Другие возможные места трудоустройства – Гидрометцентр РФ, Госкомгидромет, ИГ РАН, Метеобюро Москвы и других больших городов России, метеослужбы при аэропортах и морских портах, НИИ, морские метеостанции, научные океанографические суда, космодромы.
Рабочие места для метеорологов-климатологов могут быть и в ряде международных структур.
Ландшафтоведение
Это классика географии. Именно здесь занимаются не какой-то одной стороной природы или человеческого общества, одним природным или антропогенным компонентом, а всей совокупностью связей между разными компонентами одного природного или антропогенного комплекса (ландшафта), начиная от самых маленьких (речка, пруд, парк, лес, луг, гора, населенный пункт, поле) и заканчивая географической оболочкой Земли. Задача ландшафтоведа – не только описать тот или иной ландшафт Земли, но и выяснить историю его возникновения и дать прогноз его дальнейшего развития с учетом влияния множества факторов. И знать тут нужно основы практически всех других географических наук.
Перспективные направления – геофизика и геохимия ландшафта (влияние физических и химических процессов на формирование и динамику той или иной территории), этнокультурное ландшафтоведение (как различные культуры и поселения людей влияли на разные ландшафты Земли и как природа оказывала влияние на менталитет разных народов), экологическая оценка местности, методы аэрокосмического зондирования в ландшафтоведении, построение искусственных эстетических ландшафтов (парки и др.).
Ландшафтоведы, пожалуй, самые мобильные люди в среде географов; ведь предметом изучения для них является вся поверхность Земли! Отсюда – многочисленные поездки в разные районы России, а при хорошем знании иностранного языка – и за границу. Наших ландшафтоведов можно встретить в джунглях Африки и Амазонии, в индийской саванне, австралийских пустынях, прериях Северной Америки, на коралловых островах Тихого океана, в индустриальных местностях Западной Европы и Японии, в таежных и тундровых районах Евразии, в Кордильерах и на Тибете. Русская ландшафтная школа, основанная еще в XIX веке В. В. Докучаевым, считается самой сильной в мире.
Рынок труда: НИИ, государственные и частные фирмы, занимающиеся экологическим проектированием и экспертизой, Госкомитет природы, комитеты по охране природы субъектов РФ, естественно-научные музеи, ботанические сады, заповедники и национальные парки, градостроительные организации и архитектурно-художественные мастерские (проектирование эстетических ландшафтов). Наших ландшафтоведов охотно приглашают на работу во Францию и Германию.
Спелеология
Это пограничная наука на стыке геологии и физической географии. Она занимается изучением внутренних полостей земной коры (образование, динамика, современное состояние), в более простом понимании – исследованием пещер.
Спелеологию можно изучать по-разному: относительно горных пород и минералов, из которых сложены стены пещер (геологическая спелеология); микроклимата пещер (климатическая спелеология); присутствующих в пещерах живых организмов (биоспелеология); гидрологического режима пещер (гидроспелеология); следов материальной культуры в пещерах (археологическая спелеология); современного использования пещер (антропоспелеология); картирования пещер (топографическая спелеология). Особняком стоят спортивная и туристическая спелеология: на некоторых географических факультетах есть соответствующие клубы. Наиболее интересное и перспективное направление в спелеологии – подводная спелеология (изучает полости в рельефе дна морей и океанов).
Спелеология – для сильных романтиков. Попробуйте-ка полазить по пещерам без физподготовки и теоретических знаний!
Фронт работ для спелеологов широк: экспедиционные отряды, топографо-геодезическая съемка внутренних полостей Земли, выполнение заказов военных и спецслужб на предмет пригодности тех или иных пещер в качестве площадок, где могли бы быть размещены предприятия ВПК и секретные объекты.
Мэрии крупных городов привлекают спелеологов для изучения подземной городской среды, где есть немало пустот как природного (карст), так и антропогенного происхождения (выработанные штольни, бункеры, фундаменты старинных зданий, упрятанные в трубы реки, подземные склады и коммуникации).
Спелеологи могут также работать инструкторами в спортивно-туристических организациях, специализирующихся на организации маршрутов в разные пещеры.
Океанология
Старое название океанологии – океанография. А планету Земля правильнее было бы назвать Вода или Океан, ведь еще со школы мы знаем, что большая часть поверхности Земли покрыта водой (Мировой океан).
В океанологии выделяют физику океана (ее интересуют взаимодействие океана и атмосферы, акустика, оптика, радиоактивность и электромагнитное поле морской воды), химию океана (соленость, химический состав воды), геологию океана (из каких горных пород и минералов состоит морское дно и подводные горы, полезные ископаемые); биологию океана (изучение водной фауны и флоры, в т. ч. выявление мест обитания организмов, имеющих продовольственное значение); топографию дна Мирового океана (картирование подводного рельефа).
В программе для океанологов очень много математики, физики и химии. Уже после 2-го курса студенты отправляются на производственную практику на морскую станцию или научное судно проводить исследования. Вы не только бесплатно покатаетесь по морям-океанам и насладитесь красотами моря и тех мест, где будет швартоваться судно, но и закалитесь, превратившись в настоящего «морского волка». А если повезет, то и окажетесь на борту батискафа!
Да и сама океанология – перспективнейшая географическая наука. Планеты Солнечной системы изучены лучше, чем глубины Мирового океана. А океанологов-подводников заслуженно сравнивают с космонавтами. Даже новый термин возник – акванавты.
Рынок труда: разные гидрографические службы, научно-исследовательские институты, подводные и береговые лаборатории, морские гидрологические и биологические станции, океанографические суда, частные фирмы, обучающие дайвингу, туристические бюро.
При высоком уровне профессионализма и хорошем знании английского российские океанологи могут попробовать поработать в океанографических институтах США, Канады, Великобритании, Франции, ФРГ, Японии и в Мекке всех океанологов Земли – Океанографическом музее Монако, созданном мэтром Кусто.
Гидрология суши
В XXI веке пресная вода стала настолько ценным ресурсом, что за обладание ее источниками даже происходят военные конфликты между странами и разрабатываются проекты по доставке айсбергов к засушливым районам Земли. Оптимизировать и рационализировать водные потоки и водный баланс страны призваны люди, избравшие своей профессией гидрологию суши.
Гидрологи исследуют круговорот воды в природе, влияние на него хозяйственной деятельности человека; анализируют режим водных объектов и водный режим отдельных территорий; дают оценку и прогноз состояния и рационального использования водных ресурсов; участвуют в проектировании и мониторинге водохранилищ, ГЭС, каналов, ирригационных сооружений, морских дамб, речных плотин и мостов, портов, пляжей, водозаборов для населенных пунктов и предприятий; составляют каталоги водных объектов суши.
Гидрология тесно связана с физической географией, физикой (гидродинамика), математикой, биологией, химией, ихтиологией, гидротехникой и навигацией.
Перспективное направление у гидрологов России – изучение будущего океана: самого глубокого на Земле озера Байкал.
Рынок труда: НИИ, озерные и речные станции, гидрологические посты и гидрообсерватории, гидроэлектростанции, отдел водного транспорта Минтранспорта РФ, фирмы, занимающиеся разведением рыб, водные парки, управления речных каналов, речные порты, Гидрометеоцентр РФ, МЧС РФ.
Телеведущий А. Беляев получил образование гидролога на географическом факультете МГУ.
Почвоведение
Самые большие в мире массивы самой плодородной почвы залегают в нашей стране. И недаром именно в России появилось почвоведение. Это биолого-географическая наука о происхождении, динамике, современном состоянии, будущем развитии почвы и о рациональном использовании почвенных ресурсов. Кафедры почвоведения есть еще и на биофаках, но на географических факультетах в основном занимаются пространственным анализом почв, их картированием, количественной и качественной оценкой почвенных ресурсов по разным территориям для занесения этих данных в Единый земельный кадастр РФ.
Почвоведы-географы изучают географию почв, их морфологию и генезис, геохимию, коллоидную химию и биогеохимию, картографирование, физическую и биологическую химию, биологию, гидрологию и гидрогеологию!
Выпускники решают в сельском хозяйстве проблемы повышения плодородия почв и применения нужных удобрений, участвуют в проведении мелиораций (орошение, осушение, гипсование, известкование почвы) и в борьбе с почвенной эрозией, составляют карты почвенно-земельных ресурсов для агрономических хозяйств. Хороший почвовед – это правая рука руководителя сельхозпредприятия. Особенно сильно возросла роль географа-почвоведа сейчас, когда проводится широкомасштабная земельная реформа и услуги людей этой профессии необходимы для оценки почвенно-земельных ресурсов и соответственно для составления Единого каталога всех сельхозпредприятий и Единого земельного реестра, который в свою очередь нужен для определения ставки земельного налога по разным регионам России.
Политическая география
Это раздел гуманитарной географии, изучающий расстановку политических сил в разных странах, или в какой-то отдельной стране, или в части этой страны. В его задачи входит анализ межэтнических отношений на разных территориях; выявление факторов (чисто политических, военных, экономических, культурных, этнических, ментально-психологических и даже природных), влияющих на территориальное распределение политических сил, явлений и процессов; комплексный анализ и детальная оценка политической ситуации в стране и мире; участие в построении и редактировании политических карт и справочников; рекомендации властным структурам и политикам, помощь в выработке политологических схем, технологий и политических и военно-политических доктрин государства. (Раздел политической географии, занимающийся разными аспектами избирательных кампаний, называется электоральной географией.)
Политическую географию изучают вместе с социально-экономической географией, поскольку эти два направления тесно взаимосвязаны. Выпускники получают диплом географа-политолога. За их плечами – изучение политологии, страноведения, регионалистики, экономики разных стран, психологии и культуры разных народов, ну и, конечно же, иностранных языков – не меньше двух.
Нередко в СМИ политическую географию путают с геополитикой. Но предметом исследования геополитики является весь мир, все страны в их взаимодействии, в частности – процессы глобализации. А в политической географии, как правило, рассматриваются конкретные территории – чаще на уровне отдельно взятой страны или какого-либо района внутри этой страны. И геополитиками могут быть вовсе и не географы, а представители других сфер человеческой деятельности (собственно политики, главы великих государств, министры иностранных дел, дипломаты, военные, философы). А вот из знаменитых профессиональных политико-географов можно отметить именно ученых – Л. Смирнягина, С. Благоволина, Д. Орешкина.
Политико-географы могут работать в основном в качестве аналитиков и экспертов.
Экономическая и социальная география
Экономическая география – один из разделов гуманитарной географии. Она изучает пространственное размещение производительных сил (население и хозяйство) и находится на стыке географии и экономики. А социальная география лежит в плоскости взаимодействия общей географии и целого ряда гуманитарных дисциплин – истории, этнологии, социологии, культурологии, даже психологии (изучает менталитет населения той или иной территории).
Экономико-географы рассматривают природно-ресурсный и экономический потенциал территории (от населенного пункта до страны в целом); выявляют специфические особенности и проблемы территории; оценивают стоимость земель; ищут оптимальное место для строительства народнохозяйственных объектов; дают рекомендации для властных и хозяйственных структур по комплексному освоению и решению проблем территории; определяют степень экологического риска в процессе хозяйственного освоения территории; дают прогноз развития территории. Определенный таким образом предпринимательский климат объекта немаловажен для будущих инвестиций в этот объект.
Социогеографы участвуют в оценке трудового и интеллектуального потенциала территории; изучают образ жизни, традиции, обычаи, поведение (менталитет) разных групп населения, социальных слоев и этносов; собирают и систематизируют информацию о мигрантах; дают госструктурам рекомендации по оптимальному распределению миграционных потоков населения; помогают в обустройстве беженцев; анализируют переписи населения; принимают участие в этнографических экспедициях; помогают планировать населенные пункты и места отдыха; выявляют национальные проблемы и дают советы по их разрешению; участвуют в определении индекса человеческого развития (качество жизни населения).
И экономико-, и социогеографы участвуют в районировании большой по площади территории: в соответствии с определенными критериями и на основе определенных показателей они разделяют эту территорию на составные части (районы, регионы, зоны, ареалы). Процесс районирования можно производить как по какому-то одному показателю, так и по их совокупности. Например, территорию страны можно районировать по качеству жизни населения или по степени инвестиционной привлекательности (берется много исходной информации и несколько показателей). А можно использовать только один показатель – например, обеспеченность автомобилями на 1000 чел. Результаты экономико- и социогеографических исследований представляют в разной форме – от докладных записок до компьютерных презентаций. Но в любом случае к докладу прилагают карту – так что специалисту нужно хорошо знать картографический метод.
Перечислю перспективные направления в экономической географии. Это география глобализационных процессов, транснациональных компаний, внешнеэкономических связей, финансовой сферы, топливно-энергетического комплекса, инноваций и научно-технического прогресса. А в области социальной географии это культурная география, психологическая география (так называемая феноменология), географии социальных групп населения, качества жизни, малых народов, экологии человека.
Экономико- и социогеографы в основном работают в экономико-финансовых структурах – как государственных так и частных. Например, банки охотно берут высококвалифицированных экономико-географов, умеющих мыслить широко и комплексно и видеть проблему в целом. Из таких людей получаются и хорошие маркетологи (работа в торгово-промышленных компаниях). В государственных органах экономико-географы нужны прежде всего как районные планировщики и оценщики территориального потенциала.
Вот примерный рынок труда для экономико- и социогеографов: работа в НИИ, преподавание экономической географии в экономических, финансовых и туристических вузах, в средней школе и колледжах. Также местом их работы могут стать картографические фабрики (редакторы социально-экономических карт), планировочные, земельные и социально-культурные отделы федеральных, региональных и местных органов власти.

Олег СЫЧЕВ, журнал «Абитуриент», № 7 2008

>География

Реферат на тему:

План:

    Введение

  • 1 История географии
    • 1.1 География Древнего Востока
    • 1.2 Античная средиземноморская география
    • 1.3 География Средневековья
    • 1.4 Эпоха Великих географических открытий
    • 1.5 Эпоха экспедиций
    • 1.6 Научные экспедиции и теоретические открытия XIX — начала XX веков
  • 2 Географические открытия
  • 3 Карта как основа географических исследований
  • 4 Географическая картина мира и географическая культура
  • 5 Система географических наук
    • 5.1 Физическая география
    • 5.2 Социально-экономическая география
  • 6 Персоналии
  • 7 Основные географические проблемы
  • 8 Основные географические дискуссии
  • Литература


1. История географии

1.1. География Древнего Востока

Уже в 2 тыс. до н. э. в Древнем Египте снаряжались экспедиции в центр Африки, по Средиземному и Красному морям. Расселение народов, войны и торговля расширяли знания людей об окружающих пространствах, вырабатывали навыки ориентирования по Солнцу, Луне и звездам. Зависимость земледелия и скотоводства от разливов рек и других периодических природных явлений определила появление календаря.

В 3-2 тысячелетии до н. э. представители Хараппской цивилизации (на территории современного Пакистана) открыли муссоны. Элементы географии содержат священные древнеиндийские книги: в «Ведах» целая глава посвящена космологии, в «Махабхарате» можно найти перечень океанов, гор, рек. Уже IX—VIII веках до н. э. в Древнем Китае при выборе места для постройки крепости составляли карты подходящих участков. В III веке до н. э. появляются сочинения целиком посвящённые географии, компас и прибор для измерения расстояния, «Региональный атлас» Китая.


1.2. Античная средиземноморская география

Карта мира, сделанная Птолемеем

Досократическая философская традиция уже породила немало предпосылок к появлению географии. Анаксимандр выдвинул предположение о том, что Земля имеет форму цилиндра, и сделал революционное предположение, что на другой стороне «цилиндра» также должны жить люди. Он издавал и отдельные географические сочинения.

В IV в. до н. э. — V в. н. э. античные учёные-энциклопедисты пытались создать теорию о происхождении и строении окружающего мира, изобразить известные им страны в виде чертежей. Результатами этих изысканий явилось умозрительное представление о Земле как о шаре (Аристотель), создание карт и планов, определение географических координат, введение в обиход параллелей и меридианов, картографических проекций. Кратет Малльский, философ-стоик, изучал строение земного шара и создал модель глобуса, предполагал, как должны соотноситься погодные условия северного и южного полушарий.

«География» в 8-ми томах Клавдия Птолемея содержала сведения о более чем 8000 географических названиях и координаты почти 400 точек. Эратосфен Киренский впервые измерил дугу меридиана и оценил размеры Земли, ему принадлежит и сам термин «география» (землеописание). Страбон был родоначальником страноведения, геоморфологии и палеогеографии. В трудах Аристотеля изложены основы гидрологии, метеорологии, океанологии и намечается разделение географических наук.


1.3. География Средневековья

До середины XV в. открытия греков были забыты, и «центр географической науки» сместился на Восток. Ведущая роль в географических открытиях перешла к арабам. Это учёные и путешественники — Ибн Сина, Бируни, Идриси, Ибн Баттута. Важные географические открытия в Исландии, Гренландии и Северной Америке были сделаны норманнами, а также новгородцами, достигшими Шпицбергена и устья Оби.

Марко Поло

Венецианский купец Марко Поло открыл для европейцев Восточную Азию. А Афанасий Никитин, ходивший по Каспийскому, Чёрному и Аравийскому морям и достигнув Индии, описал природу и жизнь этой страны.


1.4. Эпоха Великих географических открытий

XV—XVII века — расцвет географии на фоне всеобщего подъёма культуры и науки. География стала важнейшей наукой, обогатилась сведениями о природе и населении почти всей суши, начала делиться на общую и частную. На карте Меркатора были показаны реальные очертания материков, а на карте Леонардо да Винчи — гипотетический Южный материк. В России же создали «Большой чертеж» Российского государства в 1627 году.

Карта Европы Меркатора, 1554

1.5. Эпоха экспедиций

В XVII—XVIII веках поиски новых земель и путей велись с государственным размахом. Большое значение приобрели фиксация, картографирование и обобщение приобретенных знаний. Поиски Южного материка закончились открытием Австралии (Янсзон) и Океании. Три кругосветных экспедиции совершил Джеймс Кук, открыв Гавайи и Большой Барьерный риф. Русские первопроходцы продвигались в Сибирь на Дальний Восток.

М. В. Ломоносов в 1739 году создал Географический департамент, а при Екатерине II составил первый кадастр землепользования. Кроме этого, он предложил идеи о непрерывном изменение лика Земли под влиянием внутренних и внешних сил, о движение воздушных масс, о слоях земных и т. д.

Александр фон Гумбольдт, 1806

1.6. Научные экспедиции и теоретические открытия XIX — начала XX веков

Значительные территориальные открытия сочетались с глубокими теоретическими обобщениями, открытием географических законов (Гумбольдт, Риттер, Реклю, Тюнен). География уже не ограничивалась описанием фактов, но и пыталась дать им объяснения. Проводятся прикладные географические исследования и создаются научные географические общества.

В России сформировались: Русское географическое общество, мощные географические школы, представители которых (Ф. П. Литке, П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. М. Пржевальский, П. А. Кропоткин, Н. Н. Миклухо-Маклай, А. И. Воейков, В. В. Докучаев, К. И. Арсеньев) внесли большой вклад в исследование Евразии и других регионов мира.

В 1884 году в Московском университете Д. Н. Анучиным была создана первая кафедра географии.


3. Карта как основа географических исследований

Спутниковый снимок Земли.

«От карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой заканчивается» (Н. Н. Баранский). Несмотря на внедрение в географию новых методов, картографический метод является одним из основных при проведении исследований. Связано это с тем, что карта — наиболее совершенный способ передачи пространственной информации. Метод моделирования в географии, геоинформационные и дистанционные методы опираются на картографический метод.


4. Географическая картина мира и географическая культура

Под географической культурой чаще всего понимают культуру географии как науки. Культуру географических знаний как учёных-географов, так и населения. В работах «Географическая культура» и «Географическая картина мира» В. П. Максаковский рассматривает эти взаимосвязанные понятия с позиции современной географии. В географическую культуру он включает следующие компоненты: 1) географическую картину мира, 2) географическое мышление, 3) методы географии, 4) язык географии. К сожалению, между массовой и научной географической культурой существует разрыв, так как общество в основном сталкивается с описательной географией и не имеет представления о языке и методах современной географии.


5. Система географических наук

5.1. Физическая география

Объектом изучения физической географии является географическая оболочка в целом, составляющие её природные комплексы и компоненты.

Основу физической географии составляет общее землеведение и ландшафтоведение. Общее землеведение занимается изучением закономерностей географической оболочки в целом, ландшафтоведение изучает ландшафтные комплексы.

Отраслевые науки:

  • Биогеография.
  • Климатология.
  • Геоморфология.
  • Гидрология.
  • Океанология.
  • Гляциология.
  • Криолитология.
  • География почв.
  • Палеогеография.


5.2. Социально-экономическая география

Социально-экономическая география изучает территориальную организацию общества, подразделяется на четыре отраслевых блока (со своими разделами:

  • Экономическая география
  • Социальная география
  • Политическая география
  • Культурная география
  • Историческая география

Страноведение и Геоурбанистика — дисциплины, посвящённые комплексному описанию отдельных территорий и изучению проблем их развития.


6. Персоналии

Учёные, внесшие значительный вклад в становление географии как науки

Александр фон Гумбольдт, 1847 Карл Риттер

  • Уолтер Айзард
  • Иван Гаврилович Александров
  • Дмитрий Николаевич Анучин
  • Константин Иванович Арсеньев
  • Николай Николаевич Баранский
  • Лев Семёнович Берг
  • Вильям Бунге
  • Бернхард Варен
  • Альфред Вебер
  • Владимир Иванович Вернадский
  • Поль Видаль де ла Блаш
  • Александр Иванович Воейков (См.)
  • Альфред Геттнер
  • Андрей Александрович Григорьев
  • Александр фон Гумбольд
  • Василий Васильевич Докучаев
  • Карл Зауэр
  • Анатолий Григорьевич Исаченко
  • Станислав Викентьевич Калесник
  • Николай Николаевич Колосовский
  • Андрей Николаевич Краснов
  • Вальтер Кристаллер
  • Глеб Максимилианович Кржижановский
  • Владимир Святославович Кусов
  • Август Лёш
  • Владимир Павлович Максаковский
  • Герхард Фридрих Миллер
  • Фёдор Николаевич Мильков
  • Лев Ильич Мечников
  • Георгий Фёдорович Морозов
  • Владимир Сергеевич Преображенский
  • Фридрих Ратцель
  • Карл Риттер
  • Константин Алексеевич Салищев
  • Вениамин Петрович Семёнов-Тян-Шанский
  • Пётр Петрович Семёнов-Тян-Шанский
  • Николай Адольфович Солнцев
  • Николай Владимирович Сукачёв
  • Страбон
  • Василий Никитич Татищев
  • Иоганн Генрих фон Тюнен
  • Торстен Хагерстранд
  • Питер Хаггет
  • Дэвид Харви
  • Ричард Хартшорн
  • Ричард Чорли
  • Жан Жак Элизе Реклю

Путешественники, совершившие значительные открытия (без путешественников-учёных)

Путешествия Марко Поло

  • Васко да Гама
  • Христофор Колумб
  • Иван Фёдорович Крузенштерн
  • Михаил Петрович Лазарев
  • Афанасий Никитин
  • Марко Поло
  • Тур Хейердал


  • Мукитанов Н. К. От Страбона до наших дней: (Эволюция географических представлений и идей). — М.: Мысль, 1985. — 240 с. — 45 000 экз.
  • Страбон. География / Пер. с др.-греч. Г. А. Стратановского под ред. О. О. Крюгера, общ. ред. С. Л. Утченко — М.: Ладомир 1994
  • Браун Л. А. История географических карт. — М., Центрополиграф, 2006—480 с.
  • Клавихо, Руи Гонсалес де. Дневник путешествия в Самарканд ко двору Тимура (1403—1406 гг.) / Пер. со старо-испан., предисл. и коммент. И. С. Мироковой. — М.: Наука, 1990. — 211 с.
  • Лимнология и палеолимнология Монголии. Научные статьи / Группа авторов: Батнасан Н., Дорофеюк Н. И., Дулмаа А. и др. — СПб.: Наука, 1994. — 304 с.


Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии. Синхронизация выполнена 09.07.11 16:20:54
Похожие рефераты: Малая наука большая наука, НЛП и наука, Наука, Ох уж эта наука, Наука 20, Наука сна, Наука в США, Наука ЮАР, Наука в ЮАР.
Категории: География.

География — многоотраслевая наука — реферат

География — многоотраслевая наука

ВВЕДЕНИЕ

География — многоотраслевая наука. Это обусловлено сложностью и многообразием главного объекта ее исследования — географической оболочки Земли. Располагаясь на границе взаимодействия внутриземных и внешних (в том числе космических) процессов, географическая оболочка включает в себя верхние слои твердой коры, гидросферу, атмосферу и рассеянное в них органическое вещество. В зависимости от положения Земли на эклиптической орбите и благодаря наклону ее оси вращения различные участки земной поверхности получают разное количество солнечного тепла, дальнейшее перераспределение которого в свою очередь обусловлено неравномерным по широте соотношением суши и моря.

Современное состояние географической оболочки следует рассматривать как результат ее длительной эволюции — начиная с возникновения Земли и становления ее на планетный путь развития.

Правильное понимание процессов и явлений различного пространственно-временного масштаба, протекающих в географической оболочке, требует по меньшей мере многоуровневого их рассмотрения, начиная с глобального — общепланетарного. Вместе с тем исследование процессов общепланетарного характера до последнего времени считалось прерогативой геологических наук. В общегеографическом синтезе информация этого уровня практически не использовалась, а если и привлекалась, то довольно пассивно и ограниченно. Однако отраслевое подразделение естественных наук достаточно условно и не имеет четких границ. Объект же исследований у них общий — Земля и ее космическое окружение. Изучение различных свойств этого единого объекта и процессов, протекающих в нем, потребовало разработки различных методов исследований, что в значительной мере и предопределило их отраслевое подразделение. В этом плане географическая наука имеет больше преимуществ перед другими отраслями знаний, т.к. обладает наиболее развитой инфраструктурой, позволяющей вести всестороннее изучение Земли и окружающего ее пространства.

В арсенале географии методы исследования твердой, жидкой и газовой компонентов географической оболочки, живого и косного вещества, процессов их эволюции и взаимодействия.

С другой стороны, нельзя не отметить тот важный факт, что еще 10-15 лет назад большая часть исследований по проблемам строения и эволюции Земли и ее внешних геосфер, включая географическую оболочку, оставалась “безводной”. Когда и как появилась вода на поверхности Земли и каковы пути ее дальнейшей эволюции — все это оставалось за пределами внимания исследователей.

Вместе с тем вода — это главнейший итог эволюции протовещества Земли и важнейший компонент географической оболочки. Ее постепенное накопление на поверхности Земли, сопровождавшееся вулканизмом и разноамплитудными нисходящими движениями верхов земной коры, предопределяло, начиная с протерозоя, а возможно, и раньше, ход эволюции газовой оболочки, рельефа, соотношения площади и конфигурации суши и моря, а с ними и условий седиментации, климата и жизни. Иными словами, вырабатываемая планетой и выносимая на поверхность свободная вода, по существу, определяла в основном ход и все особенности эволюции географической оболочки планеты. Без нее весь облик Земли, ее ландшафты, климат, органический мир были бы совершенно иными. Прообраз такой Земли легко угадывается на безводной и безжизненной поверхности Венеры, отчасти Луны и Марса.

ИСТОРИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ НАУКИ

География (в переводе с греческого — “землеописание”) — наука, зародившаяся на заре развития человеческой цивилизации. Ее истоки уходят вглубь веков гораздо дальше, чем, например, у физики, химии, биологии, геологии и многих других наук. Но на разных этапах долгого исторического пути содержание и цели географии не оставались неизменными. Вот почему мы говорим, что география — наука древняя и одновременно молодая: ныне она решает совсем другие задачи, чем в прошлом.

В течение многих веков это была описательно-познавательная наука, задачи которой сводились к открытию и описанию ранее неизвестных стран и земель. География столетиями накапливала факты; ее главная задача состояла в том, чтобы шаг за шагом воссоздать картину поверхности земного шара, т.е. нанести на карту и описать берега материков и островов, горы, реки, озера и т.д. Долгое время география представляла собой своего рода энциклопедический свод самых разнообразных сведений и давала ответ на вопросы “где?” и “что?” — т.е. указывала местонахождение различных объектов на поверхности Земли. Строго говоря, она еще не была наукой в полном смысле слова, ибо наука должна отвечать на вопросы “как?” и “почему?”. Настоящая наука объясняет факты, формулирует законы, обладает своей теорией.

Не следует, конечно, думать, что географы в прошлом были только собирателями фактов, среди них были и выдающиеся мыслители. Уже в глубокой древности люди пытались объяснить разливы рек, приливы и отливы, происхождение ветров и течений и многие другие географические явления. Но общий уровень науки был таким, что ученые не могли экспериментально исследовать наблюдаемые явления и им приходилось догадываться об их сущности и происхождении, полагаясь на свою интуицию или фантазию.

Только к концу прошлого века география смогла опереться на основные законы физики, химии и биологии, чтобы приступить к изучению сложных закономерностей, какие действуют в тесном переплетении природных явлений земной поверхности. Что же касается экономической географии, то подлинно научный характер она начала приобретать лишь взяв на вооружение законы классической политической экономии.

Таким образом, только в течение последнего столетия география начала превращаться из описательной (“собирательной”) дисциплины в науку теоретическую; в сущности, она стала возрождаться и приобретать новое содержание.

Современная география — это сложная разветвленная система, или “семья” наук — естественных (физико-географических) и общественных (экономико-географических), связанных общим происхождением и общими целями. Одна из важнейших задач современной географии — изучение процессов взаимодействия природы и общества в целях научного обоснования рационального использования природных ресурсов и сохранения благоприятных условий для жизни человека на нашей планете.

Прошлое географии, если рассматривать его как историю идей, а не только путешествий, также не менее богато событиями, чем история любой другой науки. В истории географии чередуются периоды взлета и застоя, крутые переломы и кризисы. Эта история полна горячих споров, острой идейной борьбы и порой подлинного драматизма. Чтобы отстоять новые идеи, требовалось не меньше смелости и героизма, чем для того, чтобы отправиться в плавание к неведомым берегам.

Каждый школьник знает имена творцов механики, астрономии, химии и других наук. Кто не слышал о Н. Копернике, И. Ньютоне, Ч. Дарвине, Д.И. Менделееве, А. Эйнштейне? Но не всякому образованному человеку известны, например, имена одного из основоположников отечественной теоретической географии В.Н. Татищева (1686-1750) или К.И. Арсеньева (1789-1865), который стоял у истоков экономической географии в России.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ИДЕИ ДРЕВНЕГО МИРА

Зачатки географических знаний появились еще у первобытных людей, само существование которых зависело от способности ориентироваться в пространстве и отыскивать естественные убежища, источники воды, места для охоты, камни для орудий и т.д. Первобытный человек отличался острой наблюдательностью и даже умением делать рисунки местности на шкурах, бересте, дереве — прообразы географических карт. Примитивная карта как способ передачи географической информации возникла, по-видимому, задолго до возникновения письменности. Уже на самых ранних стадиях своей хозяйственной деятельности первобытный человек вступил в сложные взаимодействия с окружающей природной средой. Исследования археологов в последние годы показали, что уже в конце палеолита (древнего каменного века) человек уничтожил основную часть крупных млекопитающих в пределах умеренного пояса северного полушария, вызвав тем самым своеобразный “первый экологический кризис” в истории нашей планеты, и вынужден был от собирательства и охоты перейти к земледелию.

Первые письменные документы оставили нам земледельческие народы Древнего Востока: Египта, Двуречья (Ассирия и Вавилон), Северной Индии и Китая (IV-II тысячелетия до н.э.). У этих народов возникли зачатки научных знаний в области математики, астрономии, механики, которые использовались затем для решения проблем географического характера. Так, в Египте в эпоху Древнего царства (до 2500 г. до н.э.) проводилось межевание земель, создавался земельный кадастр (главным образом для определения размера налогов). В целях определения сроков различных сельскохозяйственных работ стали проводиться регулярные астрономические наблюдения. Египтяне довольно точно определили продолжительность года и ввели солнечный календарь. Древним египтянам и вавилонянам были известны солнечные часы. Египетские и вавилонские жрецы, а также китайские астрономы установили закономерности повторения солнечных затмений и научились предсказывать их. Из Двуречья происходит деление эклиптики на 12 знаков зодиака, года — на 12 месяцев, суток — на 24 часа, окружности — на 360 градусов; там же было введено понятие “лунная неделя”. Из Индии ведет начало современная числовая нумерация.

Представления народов Древнего Востока о природе, хотя и имели в своей основе реальный практический опыт, в теоретическом плане сохраняли мифологический характер. Еще в III тысячелетии до н.э. шумеры создали мифы о сотворении мира, потопе и рае, которые оказались чрезвычайно живучими и отразились во многих религиях. Астрономические наблюдения в то время не привели к правильным взглядам на строение Вселенной. А вот вера в прямое воздействие небесных светил на судьбы людей привела к возникновению астрологии (особенно популярной она была в Вавилонии).

Представления о Земле основывались на непосредственном восприятии окружающего мира. Так, древним египтянам Земля представлялась в виде плоского вытянутого прямоугольника, окруженного со всех сторон горами. Согласно вавилонскому мифу, бог Мардук создал Землю среди первично сплошного океана. В аналогичной, хотя и более поэтической форме, происхождение Земли рисуется в священных книгах индийских браминов — “Ведах”: Земля возникла из воды и подобна распустившемуся цветку лотоса, один из лепестков которого образует Индия.

Среди географических идей древнего мира, унаследованных современной географией, особое значение имеют взгляды ученых античности. Античная (греко-римская) география достигла своего расцвета в Древней Греции и Риме в период с XII в. до н.э. по 146 г. н.э.

В Древней Греции около 500 г. до н.э. была впервые высказана идея о шарообразности Земли (Парменид). Аристотель (IV в. до н.э.) привел первые достоверные доказательства в пользу этой идеи: круглую форму земной тени при лунных затмениях и изменение вида звездного неба при передвижении с севера на юг. Около 165 г. до н.э. греческий ученый Кратес из Маллы изготовил первую модель земного шара — глобус. Аристарх Самосский (III в. до н.э.) впервые приближенно определил расстояние от Земли до Солнца. Он первым начал учить, что Земля движется вокруг Солнца и вокруг своей оси (гелиоцентрическая модель космоса).

Представление о географической (климатической) зональности, основанное непосредственно на идее шарообразности Земли, также берет свое начало в античной географии (Эвдокс из Книды, 400-347 гг. до н.э.). Посидоний (на границе II-I вв. до н.э.) выделил 9 географических поясов (мы в настоящее время выделяем 13 поясов).

Идея изменений земной поверхности также относится к старейшим достижениям античной мысли (Гераклит, 530-470 гг. до н.э.), а между тем борьба за нее закончилась только через два с половиной тысячелетия, в начале XIX в. н.э.

В Древней Греции зародились основные направления географической науки. Уже к VI в. до н.э. нужды мореплавания и торговли (греки основали в то время ряд колоний на берегах Средиземного и Черного морей) вызвали необходимость в описаниях суши и морских берегов. На рубеже VI в. до н.э. Гекатей из Милета составил описание Ойкумены — всех стран, известных в то время древним грекам. “Землеописа-ние” Гекатея стало началом страноведческого направления в географии. В эпоху “классической Греции” виднейшим представителем стра-новедения был историк Геродот из Галикарнаса (485-423 гг. до н.э.). Его страноведение было тесно связано с историей и имело справочно-описательный характер. Геродот путешествовал по Египту, Вавилонии, Сирии, Малой Азии, западному побережью Черного моря; дал описание городов и стран в труде “История в девяти книгах”. Такие путешествия не приводили к открытию новых земель, но способствовали накоплению более полных и достоверных фактов и развитию описательно-страноведческого направления в науке.

Наука классической Греции нашла свое завершение в трудах Аристотеля из Стагиры (384-322 гг. до н.э.), основавшего в 335 г. до н.э. философскую школу — Ликей — в Афинах. Практически все, что было известно о географических явлениях к тому времени, обобщено в “Метеорологике” Аристотеля. Этот труд представляет собой начала общего землеведения, которые были выделены Аристотелем из нерасчлененной географической науки.

К эпохе эллинизма (330-146 гг. до н.э.) относится возникновение нового географического направления, которое получило впоследствии название математической географии. Одним из первых представителей этого направления был Эратосфен из Кирены (276-194 гг. до н.э.). Он впервые довольно точно определил размеры окружности земного шара путем измерения дуги меридиана (ошибка измерения составила не более 10%). Эратосфену принадлежит большой труд, который он назвал “Географические записки”, впервые употребив термин “геогра-фия”. В книге дается описание Ойкумены, а также рассматриваются вопросы математической и физической географии (общего землеведения). Таким образом, Эратосфен объединил все три направления под единым наименованием “география”, и его считают истинным “от-цом” географической науки.

Итоги античной географии были подведены уже в эпоху Римской империи двумя выдающимися учеными-греками — Страбоном (ок. 64 г. до н.э.) и Клавдием Птолемеем (90-168 гг. н.э.). Труды этих ученых отражают два разных взгляда на содержание, задачи и значение географии. Страбон представлял страноведческое направление. Он ограничивал задачи географии только описанием Ойкумены, предоставляя выяснение фигуры Земли и ее измерение математикам, а объяснение причин наблюдаемых на Земле явлений — философам. Его знаменитая “География” (в 17 книгах) — описательное сочинение, ценный источник по истории и физической географии античного мира, полностью до нас дошедший. К.Птолемей был последним и самым выдающимся представителем античной математической географии. Основную задачу географии он видел в создании карт. Составленное Птолемеем “Руководство по географии” — это перечень нескольких тысяч пунктов с указанием их широты и долготы, которому предпосылается изложение способов построения картографических проекций. Птолемеем во II в. н.э. была составлена наиболее совершенная карта древнего мира, которая неоднократно издавалась в средние века.

ГЕОГРАФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Средние века (V-XV вв.) в Европе характеризуются общим упадком в развитии науки. Феодальная замкнутость и религиозное мировоззрение средневековья не способствовали развитию интереса к изучению природы. Учения античных ученых искоренялись христианской церковью как “языческие”. Однако пространственный географический кругозор европейцев в средние века начал стремительно расширяться, что привело к значительным территориальным открытиям в разных уголках земного шара.

Норманны (“северные люди”) сначала плавали из Южной Скандинавии в Балтийское и Черное моря (“путь из варяг в греки”), затем в Средиземное море. Около 867 года они колонизовали Исландию, в 982 г. во главе с Лейвом Эриксоном открыли восточное побережье Северной Америки, проникнув к югу до 45-40 с.ш.

Арабы, продвигаясь к западу, в 711 г. проникли на Пиренейский полуостров, на юге — в Индийский океан, вплоть до Мадагаскара (IX в.), на востоке — в Китай, с юга обошли вокруг Азии.

Только с середины XIII в. пространственный кругозор европейцев стал заметно расширяться (путешествие Плано Карпини, Гийома Рубрука, Марко Поло и других).

Марко Поло (1254-1324), итальянский купец и путешественник. В 1271-1295 гг. совершил путешествие через Центральную Азию в Китай, где прожил около 17 лет. Находясь на службе у монгольского хана, посетил разные части Китая и пограничные с ним области. Первым из европейцев описал Китай, страны Передней и Центральной Азии в “Книге Марко Поло”. Характерно, что к ее содержанию современники отнеслись с недоверием, лишь во второй половине XIV и в XV в. ее стали ценить, и вплоть до XVI в. она служила одним из основных источников для составления карты Азии.

К серии подобных путешествий следует отнести и путешествие русского купца Афанасия Никитина. С торговыми целями он отправился в 1466 г. из г.Твери по Волге до Дербента, пересек Каспий и через Персию достиг Индии. На обратном пути, через три года, он вернулся через Персию и Черное море. Записки, сделанные Афанасием Никитиным во время путешествия, известны под названием “Хожение за три моря”. Они содержат сведения о населении, хозяйстве, религии, обычаях и природе Индии.

ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ

Возрождение географии начинается в XV в., когда итальянские гуманисты стали переводить труды античных географов. Феодальные отношения вытеснились более прогрессивными — капиталистическими. В Западной Европе эта смена произошла раньше, в России — позднее. Перемены отражали увеличение производства, которое требовало новых источников сырья и рынков сбыта. Они предъявляли новые условия науке, способствовали общему подъему интеллектуальной жизни человеческого общества. География тоже приобрела новые черты. Путешествия обогащали науку фактами. За ними следовали обобщения. Такая последовательность, хотя и не отмеченная абсолютно, характерна и для западноевропейской, и для русской науки.

Эпоха великих открытий западных мореплавателей. На рубеже XV и XVI столетий за три десятилетия произошли выдающиеся географические события: плавания генуэзца Х. Колумба к Багамским островам, на Кубу, Гаити, к устью реки Ориноко и на побережье Центральной Америки (1492-1504 гг.); португальцев Васко да Гама вокруг Южной Африки в Индостан — г. Калликут (1497-1498 гг.), Ф. Магеллана и его спутников (Хуан Себастьян Элькано, Антонио Пигафетта и др.) вокруг Южной Америки по Тихому океану и вокруг Южной Африки (1519-1521 гг.) — первое кругосветное плавание.

Три главных пути поисков — Колумба, Васко да Гама и Магеллана — имели, в конечном итоге, одну цель: достичь морским путем богатейшего пространства мира — Южной Азии с Индией и Индонезией и других районов этого обширного пространства. Тремя разными путями: прямо на запад, вокруг Южной Америки и вокруг Южной Африки — мореплаватели обошли государство турок-османов, преградившее европейцам сухопутные пути к Южной Азии. Характерно, что варианты указанных мировых путей кругосветных плаваний многократно использовались впоследствии русскими мореплавателями.

Эпоха великих русских открытий. Расцвет русских географических открытий приходится на XVI-XVII вв. Однако русские и гораздо раньше собирали географические сведения сами и через западных соседей. Географические данные (с 852 г.) содержит первая русская летопись — “Повесть временных лет” Нестора. Русские города-государства, развиваясь, искали новые природные источники богатства и рынки сбыта товаров. В особенности богател Новгород. В XII в. новгородцы достигли Белого моря. Начались плавания на запад в Скандинавию, к северу — на Грумант (Шпицберген) и особенно к северо-востоку — на Таз, где русские основали торговый город Мангазею (1601-1652 гг.). Несколько раньше началось движение на восток сухопутным путем, через Сибирь (Ермак, 1581-1584).

Стремительное движение вглубь Сибири и к Тихому океану — героический подвиг русских землепроходцев. Немногим более полустолетия потребовалось им для того, чтобы пересечь пространство от Оби до Берингова пролива. В 1632 г. основан Якутский острог. В 1639 г. Иван Москвитин достигает Тихого океана у Охотска. Василий Поярков в 1643-1646 гг. прошел от Лены до Яны и Индигирки, первым из русских казаков-землепроходцев совершил плавание по Амурскому лиману и Сахалинскому заливу Охотского моря. В 1647-48 гг. Ерофей Хабаров проходит Амур до Сунгари. И наконец, в 1648 г. Семен Дежнев огибает с моря Чукотский полуостров, открывает мыс, носящий ныне его имя, и доказывает, что Азия от Северной Америки отделена проливом.

Постепенно и элементы обобщения приобретают большое значение в русской географии. В 1675 г. в Китай направляется русский посол, образованный грек Спафарий (1675-1678 гг.) с указанием “изобразить все землицы, города и путь на чертеж”. Чертежи, т.е. карты, были в России документами государственного значения.

Русская ранняя картография известна следующими четырьмя своими произведениями.

1. Большой чертеж Российского государства. Составлен в одном экземпляре в 1552 г. Источниками для него послужили “писцовые книги”. До нас Большой чертеж не дошел, хотя возобновлялся в 1627 г. О реальности его писал географ петровского времени В.Н. Татищев.

2. Книга Большого чертежа — текст к чертежу. Один из поздних списков книги издан Н.Новиковым в 1773 г.

3. Чертеж Сибирской земли составлен в 1667 г. До нас дошел в копии. Чертеж сопровождает “Рукопись противу чертежу”.

4. Чертежная книга Сибири составлена в 1701 г. по приказу Петра I в Тобольске С.У.Ремизовым с сыновьями. Это первый русский географический атлас из 23 карт с чертежами отдельных районов и населенных пунктов.

Таким образом, и в России метод обобщений стал раньше всего картографическим.

В первой половине XVIII в. продолжались обширные географические описания, но с увеличением значения географических обобщений. Достаточно перечислить главные географические события, чтобы понять роль этого периода в развитии отечественной географии. Во-первых, обширное многолетнее изучение русского побережья Ледовитого океана отрядами Великой Северной экспедиции 1733-1743 гг. и экспедиции Витуса Беринга и Алексея Чирикова, которые во время Первой и Второй Камчатских экспедиций открыли морской путь от Камчатки к Северной Америке (1741 г.) и описали часть северо-западного побережья этого материка и некоторые из Алеутских островов. Во-вторых, в 1724 г. была учреждена Российская Академия наук с Географическим департаментом в ее составе (с 1739 г.). Это учреждение возглавляли продолжатели дел Петра I, первые русские ученые-географы В.Н. Татищев (1686-1750) и М.В. Ломоносов (1711-1765). Они стали организаторами детальных географических исследований территории России и сами внесли значительный вклад в развитие теоретической географии, воспитали плеяду замечательных географов-исследователей. В 1742 г. М.В. Ломоносовым написано первое отечественное сочинение с теоретическим географическим содержанием — “О слоях земных”. В 1755 г. выходят в свет две русские классические страноведческие монографии: “Описание земли Камчатки” С.П. Крашенникова и “Оренбургская топография” П.И. Рычкова. Начался ломоносовский период в отечественной географии — время размышлений и обобщений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Саушкин Ю.Г. Географическая наука в прошлом, настоящем, будущем: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980. 269 с.

2. Саушкин Ю.Г. История географических идей // Мир географии. География и географы. Природная среда. М.: Мысль, 1984. С. 60-77.

3. Энциклопедия для детей. Т. 3. География. 2-е изд., перераб. и доп. / Глав. ред. М.Д. Аксенова. М.: Аванта+, 1997. 704 с.

Физическая география

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *