Дружба 4 1

Содержание

1. НАЗНАЧЕНИЕ

Бензиномоторная пила «Дружба-4» (см. рис. 1) предназначена для валки и раскряжевки деревьев, для обрезки толстых сучьев, а также для механизации некоторых ремонтно-строительных работ.

В конструкции пилы предусмотрено одинаковое, горизонтальное положение рукояток управления, как на валке так и на раскряжевке. Переход от резки в горизонтальной плоскости, (валка) и резке в вертикальной плоскости (раскряжевка) осуществляется поворотом редуктора с режущим органом относительно продольной оси двигателя на угол 60—90°.

Неизменное высокое расположение рукояток на раме дает возможность пильщику, при всех видах работы пилой, находиться в удобной позе.

Антивибрационное устройство в конструкции рамы снижает вибрацию на рукоятках до величины, неоказывающей вредного влияния на здоровье работающего.

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

2.1. Общие данные

Управление пилой одиночное

Масса (без стартера, шины и пильной цепи), кг, не более 12,7

Емкость топливного бака, л 1,5

Расположение рукояток управления пилой и положение их относительно плоскости пропила при валке — горизонтальное, параллельно продольной оси пилы на высоте 450 мм от плоскости пропила.

Движения пилы при валке справа налево

Производительность пиления (при раскряжевке свежесрубленной или влажной ели 0 35-4-45 см при работе цепью ПЦП-15, заточенной согласно инструкции по эксплуатации), в см2/с, не менее 75.

Положение рукояток и двигателя при валке и раскряжевке одинаковое; от валки к раскряжевке и наоборот переходят, поворачивая пильный аппарат на 60—90°.

2.2. Двигатель

Тип двигателя внутреннего сгорания, одноцилиндровый, двухтактный, карбюраторный.

Рабочий объем цилиндра, см3 94.

Диаметр цилиндра, мм 48.

Ход поршня, мм 52.

Степень сжатия 5,52

Мощность на звездочке пильной цепи (после 25-часовой обкатки двигателя) при оборотах коленвала П=5000-5400 об/мин, л. с.

(кВт) 4+-0,5 (2,6 … 3,3).

Расход топлива на всех режимах, г/э. л. с. ч., не более (г/кВт. ч) 550 (731).

Топлива смесь одного из автомобильных бензинов, А-72 или неэтилированного А-76, ГОСТ 2084—77 с маслом автомобильным М-8А, ГОСТ 10541—78 или АС-9,5 ТУ 38-101.511—74 в пропорции 15:1 по объему

Смазка двигателя примесью масла к топливу

редуктора консистентной смазкой универсала ной тугоплавкой УТ-2 ГОСТ 1957—73

Карбюратор беспоплавковый мембранный КМП-100А

Подача топлива из бака к карбюратору самотеком.

Охлаждение цилиндра воздушное, принудительное от центробежного вентилятора

Зажигание от магнето маховичного типа

Свеча зажигания А10НТ ГОСТ 2043—74 с контактной гайкой типа «А»

Опережение зажигания фиксированное, 30° до ВМТ

Запуск двигателя съемным тросовым стартером

Управление работой двигателя рычагом управления, расположенным на правой рукоятке рамы.

2.3. Пильный аппарат

Пильная цепь с шагом между заклепками, мм 15

Ширина развода пильной цепи, мм 8,2

Направляющая пильной цепи шина консольного типа

Рабочая длина режущего органа, мм 460

Привод пильной цепи звездочкой через редуктор с переда точным числом 1,846

Включение и выключение пильной цепи автоматическое, центробежной фрикционной муфтой.

Скорость движения пильной цепи при оборотах максимальной мощности, м/с 8.

Габаритные размеры пилы, мм

длина 850

ширина 460

высота 500

3. ОПИСАНИЕ МОТОПИЛЫ

3.1. Двигатель

Двигатель (см. рис. 3) состоит из следующих основных частей: картера 16, цилиндра 17, коленчатого вала 14 в сборе с шатуном, поршня 18, системы охлаждения, системы питания и системы зажигания.

Картер изготовлен из алюминиевого сплава. Он состоит из двух половин, соединенных между собой шпильками и гайками. Между половинками картера установлена бумажная прокладка.

Цилиндр изготовлен из алюминиевого сплава, внутренняя поверхность его хромирована.

Коленчатый вал в сборе с шатуном является неразъемным узлом. Шатун стальной, кованый, двутаврового сечения. Подшипник нижней головки шатуна — игольчатый, в верхнюю головку шатуна запрессована бронзовая втулка.

Поршень изготовлен из специального алюминиевого сплава. В канавках поршня установлены два компрессионных кольца. Положение колец на поршне фиксируется латунными стопорами.

Поршневой палец от осевого перемещения в бобышках поршня удерживается проволочными замками.

3.1.1. Система охлаждения

Охлаждение двигателя воздушное, принудительное. Воздушный поток для охлаждения двигателя создается центробежным вентилятором, состоящим из маховика 9 (см. рис. 3) с отлитыми на нем лопастями и корпуса (улитки) 8.

Воздушный поток дефлектором 7 направляется к цилиндру. Во входном отверстии вентилятора установлена защитная сетка 12.

3.1.2. Система питания двигателя

Система питания состоит из следующих основных узлов: бензобака 3 (см. рис. 4), крана 2 и карбюратора 7. Подача топлива от бензобака к карбюратору, при открытом кране 2, осуществляется самотеком по бензопроводу 1,

Карбюратор КМП-100А (см. рис. 5) беспоплавковый, состоит из следующих основных узлов: корпуса диффузора 9, корпуса топливной камеры 2, диафрагмы 10 с обогатительной кнопкой 12, крышки 13, дросселя 8 с иглой 4 и стаканчиком троса 6 и воздушного фильтра 5.

Уровень топлива в топливной камере при работающем двигателе поддерживается диафрагмой 10, путем воздействия ее на пружину 11 и на рычаг с клапаном 14, за счет разности между атмосферным давлением и давлением в топливной камере.

Разбирать без надобности пружинно-рычажный механизм и снимать диафрагму не рекомендуется.

Количество рабочей смеси, поступающей в цилиндр двигателя регулируется дросселем 8. Управляют дросселем с помощью рычага, расположенного на правой рукоятке рамы, соединенного со штоком дросселя гибким тросом.

Качество смеси на рабочих оборотах двигателя регулируется изменением положения иглы 4 в дросселе. При подъеме иглы смесь несколько обогащается, при опускании — обедняется.

Качество смеси на холостых оборотах регулируется винтом 3. Не рекомендуется работать пилой при снятом воздушном фильтре.

Это приводит к преждевременному износу цилиндра и поршня.

3.1.3. Система зажигания

Система зажигания состоит из магнето, провода высокого напряжения 1 и зажигательной свечи 19 (см. рис. 3).

Магнето состоит из маховика 9 с магнитной системой, основания 13 (см. рис. 3) с трансформатором и прерывателем и конденсатора 13 (см. рис. 6).

Маховик установлен на шпонке на конусной части левой цапфы коленчатого вала и закреплен гайкой с пружинной шайбой. В ступице маховика установлен на резьбе храповик 11 для запуска двигателя стартером (см. рис. 3).

Трансформатор 2 (см. рис. 6) состоит из железного сердечника и намотанных на него первичной и вторичной обмоток.

Прерыватель состоит из неподвижного, соединенного с массой контакта 11 и контакта, расположенного на изолированном от массы рычаге 9. Замыкание контактов осуществляется пружиной 8. Нормальный зазор между контактами прерывателя в разомкнутом состоянии 0,2—0,4 мм.

Конденсатор 13 включен параллельно контактам прерывателя, помещен, в специальное гнездо в картере двигателя и закрыт крышкой 6 (см. рис. 3).

Свеча зажигания А10НТ имеет резьбу ввертывающейся части СП М 14X1.25. Конструкция свечи неразборная. Нормальный зазор между электродами свечи 0,6—0,7 мм.

Для подавления радиопомех, возникающих при работе системы зажигания, в пластмассовый изолятор провода высокого напряжения, устанавливаемый на свечу, вмонтировано демпфирующее сопротивление ДСН-10 20 (рис. 3).

Для подавления радиопомех, возникающих при работающем, двигателе в корпус изолятора (рис. 7) между винтом контакта и пружиной 2 установлено демпфирующее сопротивление 3. Резьбовая втулка провода высокого напряжения 1 при завинчивании в корпус изолятора обеспечивает плотный контакт деталей помехоподавляющего устройства.

3.2. Муфта сцепления

Центробежная фрикционная муфта 5 (см. рис. 2) состоит из ведущего диска, на ободе которого установлены два разрезных чугунных кольца, и ведомого диска с г-образным ободом. Кольца на ободе ведущего диска фиксируются шпонками.

Ведущий диск установлен на шлицевом конце коленчатого вала, ведомый диск — на хвостовике валика ведущего колеса редуктора.

3.3. Редуктор

Редуктор (см. рис. 2) состоит из корпуса 6 и двух конически: зубчатых колес ведущего 7 и ведомого 8, которые установлены в корпусе на шариковых подшипниках. На хвостовике валика ведущего колеса установлена ведомая часть муфты сцепления, а на хвостовике ведомого колеса — звездочка для привода пильной цепи.

Корпус редуктора соединяется с картером двигателя специальным разъемным хомутом 4 (см. рис. 2). Половинки хомута соединяются эксцентриковым зажимом, позволяющим ослаблять хомут при необходимости поворота редуктора с пильным аппаратом.

3.4. Пильный аппарат

Пильный аппарат состоит из шины 12 (см. рис. 4) и пильной цепи 11. Шина крепится к редуктору посредством шпонки, шпильки 16 и гайки с ручкой 15. Движение пильной цепи осуществляется звездочкой 14.

Для регулирования натяжения пильной цепи имеется натяжное устройство 10. На свободном конце шины расположено амортизирующее устройство 13, обеспечивающее плавное движение пильной цепи.

К бензопиле прикладывается цепь ПЦП-15 для пиления древесины поперек волокон или под небольшим углом к ним. Такая цепь используется при раскряжевке древесины и на валке с корня.

Работоспособность пильного аппарата будет обеспечена при выполнении следующих профилактических работ:

1. Ежедневно перед началом и после каждого часа работы смазывать ведомую звездочку шины и пильную цепь погружением в автотракторное масло.

2. После работы, а также после заточки пильную цепь очистить от опилок, грязи, серы, от абразивных или металлических частиц и смазать ее погружая в автотракторное масло не менее чем на 10 мин.

3. В случае заедания ведомой звездочки шины очистить ее от опилок, грязи, серы, промыть в бензине, смазать погружением в автотракторное масло.

4. Номер комплекта «Универсал-1» нанесен клеймением на улитке вентилятора со стороны карбюратора.

3.5. Рама

Рама 2 (см. рис. 2) состоит из руля с рукоятками. и стойки. Между собой они соединяются виброгасящим устройством, состоящим из пружины 5 (см. рис. 4) и шарнира с цилиндрическими пружинами.

Это устройство резко снижает вибрацию на рукоятках пилы до величины, безопасной для здоровья пильщика.

На правой рукоятке рамы установлен рычаг управления газом 4 (см. рис. 4).

3.6. Стартер

Запуск двигателя мотопилы производится съемным стартером,

устройство которого показано на рис. 9.

При вытягивании троса 9 за ручку 11, вал 4 вращаясь, выдвигает вперед храповик 6, вводит его в зацепление с храповиком двигателя и проворачивает коленчатый вал. При этом трос сматывается с барабана 3, а пружина 8 закручивается. После запуска двигателя храповик стартера выходит из зацепления с храповиком двигателя. При опускании ручки стартера пружина, раскручиваясь, наматывает трос на барабан.

4. ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ

4.1. Расконсервация

Расконсервацию производите в теплом помещении, при температуре не ниже 15—20°С в следующем порядке:

1. Выверните свечу, снимите глушитель и карбюратор (не отсоединяя трос управления газом),

2. В цилиндр и картер через свечное отверстие и всасывающий патрубок цилиндра залейте 100—150 г чистого бензина и проверните коленчатый вал на 10—15 оборотов, чтобы удалить масло из цилиндра и картера.

3. Промойте свечу, глушитель и карбюратор в бензине, просушите их и поставьте на место. Снимите смазку с наружных поверхностей остальных деталей и узлов тряпкой, смоченной бензином, и протрите насухо.

При расконсервации не допускайте попадания масла, бензина и грязи в вентилятор, на детали магнето, на провод высокого напряжения и гнездо для конденсатора.

При попадании масла на контакты прерывателя (отсутствует искра), зачистите их надфилем, для чего снимите дефлектор, корпус вентилятора и маховик. Маховик снимайте вкладышем-съемником, прикладываемым к мотопиле.

4.2. Подготовка пилы к работе

4.2.1. Обильно смажьте ведомую звездочку шины, погрузив конец шины на 5—10 мин. в подогретое автотракторное масло.

4.2.2. Наденьте на шину пильную цепь. Для этого ослабьте гайку с ручкой 15 (см. рис. 4) и поверните шину свободным концом вверх (см. рис. 10). После этого поставьте шину в рабочее положение, натяните цепь, закрепите шину гайкой 15.

Правильно натянутая пильная цепь должна перемещаться по шине от руки без большого усилия и рывков, а при оттягивании цепи от шины с усилием 1 кг должна отходить, от шины на 2— 3 мм. При натянутой цепи между концом шины и заплечиками ведомой звездочки должен оставаться зазор не менее 1 мм.

4.2.3. Наполните бензобак топливом. Количество масла и бензина в топливе должно быть в соотношении 1:15. Топливо тщательно перемешайте.

4.2.4. Заполните карбюратор пилы топливом и выдержите не менее 4 часов. То же самое сделайте при перерыве в работе более 15 дней.

4.3. Запуск и остановка двигателя

4.3.1. Для запуска двигателя:

а) откройте топливный кран 2 (рис. 4), повернув рукоятку крана вниз;

б) заполните топливом топливную камеру карбюратора путем нажатия на обогатительную кнопку 12 (рис. 5);

в) установите на пилу стартер;

г) удерживая пилу левой рукой за правую рукоятку рамы, нажмите на рычаг газа, левой ногой сделайте упор в «лапку» корпуса вентилятора, а правой рукой резко вытяните трос стартера на себя (см. рис. 11). Трос вытягивайте на длину 80 см не более.

Не пускайте двигатель при отсоединенном редукторе.

4.3.2. При переполнении двигателя топливом запуск его затрудняется. В этом случае двигатель необходимо продуть. Для этого выверните свечу, закройте топливный кран и поверните стартером коленчатый вал несколько раз. Поставьте на место свечу, откройте кран и произведите запуск.

4.3.3. После запуска двигателя, стартер с пилы снимите. Для переноски стартера во время работы на поясе пильщика, каждая пила комплектуется специальной дряжкой, в которую вставляется головка болта стартера.

4.3.4. Прогрейте двигатель в течение 1—2 минут на холостых оборотах. Проверьте работу двигателя на малых и средних оборотах. Двигатель должен работать четко, без перебоев.

Запрещается давать двигателю максимальные обороты на холостом ходу.

4.3.5. Проверьте минимальные устойчивые обороты двигателя при отпущенном рычаге управления газом.

Регулировку производите винтом, ограничивающим поворот рычага 4 (см. рис. 4) в сторону закрытия дросселя. Нормальными холостыми оборотами считаются такие, при которых Двигатель работает устойчиво и пильная цепь остается неподвижной.

После этого приступайте к работе.

Описанный порядок пуска относится к случаю запуска холодного двигателя. Прогретый двигатель запускается без особой подготовки при незначительном обогащении рабочей смеси нажатием на обогатительную кнопку карбюратора.

4.3.6. Для остановки двигателя:

а) отпустите рычаг управления газом;

б) слегка оттяните или нажмите обогатительную кнопку карбюратора до полной остановки двигателя;

в) закройте топливный кран,

4.4. Обкатка новой мотопилы

При работе новой пилой в начале эксплуатации происходит интенсивная приработка всех ее трущихся поверхностей, поэтому в этот период избегайте перегрузок двигателя, его перегрева и длительных пробуксовок муфты сцепления.

Для предохранения двигателя от перегрузок в течение первых 25—30 часов эксплуатации, над дросселем карбюратора установлено ограничительное кольцо.

Удалять ограничительное кольцо ранее 25—30 часов эксплуатации не рекомендуется.

После удаления ограничительного кольца отрегулируйте ход дросселя до его полного открытия, при необходимости передвиньте трос в рычаге и закрепите его винтом, после чего проверьте регулировку газа для минимальных устойчивых оборотов двигателя на холостом ходу.

4.5. Общие правила пиления

1. Прежде, чем коснуться пильной цепью дерева, введите в со* прикосновение с деревом упор пилы.

2. Пильную пень вводите в дерево плавно, без чрезмерного усилия одновременно увеличивая число оборотов двигателя.

3. При пилении не допускайте перекоса режущего органа в резу.

4. Не допускайте продолжительной работы двигателя на больших оборотах при остановившейся пильной цепи.

При заклинивании цепи в резу переведите двигатель на малые обороты или остановите его и освободите цепь от заклинивания.

5. По окончании реза и при переходе от реза к резу сбавляйте обороты двигателя до минимальных, при которых пильная цепь останавливается.

4.6. Приемы работы пилой

4.6.1. На валке:

а) Сначала подпилите дерево со стороны его падения двумя резами (один нижний — горизонтальный I, другой — верхний под углом 30° к нему II), расположенными на расстоянии 4—6 см один от другого (см. рис. 12). Древесину из подпила удалите.

Не выбивайте древесину из подпила полотном шины или упором редуктора.

б) С противоположной стороны дерева сделайте основной пропил III на уровне верхней кромки наклонного подпила.

в) В самом начале падения дерева быстро выведите пилу из пропила.

4.6.2. На раскряжевке

В начале пиления упор пилы поставьте так, чтобы шина стала наклонно, концом вверх под углом до 50° от горизонтальной плоскости. После этого производите пиление, наклоняя пилу относительно упора вперед до максимально возможного наклонного положения (до 60°). Затем переместите упор пилы то дереву вниз и повторите указанный выше прием. Этот прием обычно повторяете? несколько раз, в зависимости от диаметра ствола перепиливаемого дерева.

4.7. Требования безопасности

1. Не работайте неисправной пилой.

2. При иуске двигателя пильная цепь не должна касаться каких-либо предметов.

3. При пуске двигателя не наматывайте трос на руку.

4. Во избежание несчастных случаев и поломки пилы падающим деревом при валке не пропиливайте дерево насквозь. Оставляйте 3—4 см недопила.

5. При раскряжевке хлыстов избегайте зажима верхней ветви цепи. В результате такого зажима пилу отбрасывает на пильщика.

6. При переходе от дерева к дереву цепь обязательно выключайте.

7. Не валите дерево, на котором повисло другое, а также сильно нависшие (наклоненные) деревья, ввиду исключительной опасности этой операции для жизни.

8. При валке деревьев у пилы могут оставаться только пильщик и его помощник, остальные должны находиться на расстоянии не менее 50 м от работающей пилы. Помощник обязан предупреждать пильщика сигналом о начале падения дерева.

9. Перед концом пиления при валке, внимательно следите за направлением падения дерева, быстро удалитесь с пилой в сторону, но не против комля падающего дерева.

10. Не допускайте переходы через работающую цепь. При обрыве или сбеге цепи немедленно сбросьте газ и заглушите двигатель. Пильную цепь надевайте на шину только при неработающем двигателе,

11. Мотопила при работе постоянно находится в руках, близко от органов дыхания пильщика, поэтому в качестве топлива не применяйте этилированный бензин.

Помимо указанных правил, соблюдайте общие правила безопасности, рекомендуемые при работе на лесозаготовках, а также правила обращения с бензином.

4.8. Техническое обслуживание

4.8.1. Ежедневно:

а) перед началом работы проверяйте исправность пилы, герметичность бензосистемы, крепление карбюратора на патрубке цилиндра;

б) смазывайте трос стартера техническим вазелином или смазкой УТ-2. При отсутствии этих масел, можно смазывать автомобильным маслом М-8А;

в) очищайте воздушный фильтр карбюратора и сетку вентилятора;

г) перед началом работы и после каждого часа работы пилой смазывайте ведомую звездочку шины, погружая ее в подогретое масло;

д) в случае заедания ведомой звездочки шины, при попадании в нее грязи, опилок, смолы, тщательно промойте ее в бензине и смажьте погружением в подогретое масло;

е) втулки шарнирного соединения рамы и оси рычагов управления газом смазывайте двумя-тремя каплями жидкого масла;

ж) после работы очищайте межреберное пространство цилиндра и все узлы и детали мотопилы от опилок и грязи. Удаляйте спрессованные опилки из паза шины и впадин ведущей звездочки.

Пильную цепь очищайте от опилок, серы и грязи и укладывайте в масло.

Несвоевременная очистка межреберного пространства от опилок и грязи приводит к ухудшению охлаждения цилиндра, перегреву его и преждевременному износу хромового покрытая зеркала.

4.8.2. Через каждые 25 часов работы:

а) промывайте в бензине сетчатые фильтры бензобака и карбюратора, сливайте из карбюратора отстой бензина;

б) удаляйте нагар из камеры сгорания, каналов и окон цилиндра, из поршневых канавок, с днища поршня и колец. При удалении нагара с деталей и узлов механическим способом, на очищаемой поверхности не накосите риски и надиры. Очищенные от нагара детали и узлы тщательно промывайте в бензине.

Несвоевременное удаление нагара приводит к преждевременному износу зеркала цилиндра и канавок поршня;

в) отсоедините редуктор и промойте бензином фрикционную муфту;

г) проверьте есть ли смазка в полости редуктора и, при необходимости, добавьте. В полости редуктора должно быть не менее 50—60 г смазки УТ-2;

д) проверьте затяжку гайки крепления маховика.

4.8.3. Через каждые 50 часов работы:

а) выполняйте работы, предусмотренные после каждых 25 часов эксплуатации;

б) зачищайте надфилем контакты прерывателя и проверяйте зазор между ними. Зазор должен быть 0,2—0,4 мм.

Для регулировки зазора между контактами прерывателя ослабьте винт 12 (см. рис. 6) крепления контактной стойки 6. Смещая контактную стойку эксцентриком 5, установите нужный зазор, после чего стойку закрепите винтом 12. Проворачивать платик на основании магнето и нарушать совпадение рисок на платике и основании не, рекомендуется.

в) смазывайте фетровый фильц основания магнето двумя-тремя каплями масла М-8А.

Для выполнения работ по пунктам «б» и «в» снимайте корпус вентилятора и маховик. Порядок снятия маховика описан в разделе «частичная разборка двигателя»;

г) очищайте электроды зажигательной свечи проволочной щеткой и проверяйте зазор между ними. Зазор должен быть 0,6—0,7 мм. Регулируйте зазор подгибкой бокового электрода. После очистки, свечу промойте в бензине.

4.8.4. Через каждые 100 часов работы:

а) выполняйте работы, предусмотренные после каждых 50 часов эксплуатации;

б) удаляйте нагар из глушителя. Допускается кипячение глушителя в воде с каустической содой.

4.8.5. Через каждые 425—500 часов работы:

Заменяйте поршневые кольца и кольца фрикционной муфты на новые из индивидуального комплекта запчастей.

4.9. Частичная разборка двигателя

При проведении регламентных работ и при замене деталей и узлов частичную разборку двигателя проводите, в такой последовательности:

1. Отсоедините от карбюратора бензопровод.

2. Ослабьте винт на хомутике карбюратора, снимите карбюратор с патрубка цилиндра и отведите его в сторону.

3. Снимите со свечи колпачок и выверните свечу.

4. Отсоедините глушитель.

5. Снимите дефлектор и корпус вентилятора.

6. Снимите маховик в следующем порядке: выверните храповик, отверните гайку крепления маховика, снимите шайбы и регулировочные прокладки. Установите в выточку храповика, вкладыш-съемник как показано на рис. 13, заверните храповик во втулку маховика и снимите маховик. Для фиксирования коленвала при снятии маховика вверните в свечное отверстие цилиндра специальный упор, который может быть изготовлен по эскизу рис. 14,

7. Отверните гайки крепления цилиндра и осторожно снимите цилиндр, не нарушая прокладку между цилиндром и картером.

8. При последующих работах избегайте резких ударов юбкой поршня о шатун, а также следите за тем, чтобы в картер не попадал нагар и другие посторонние предметы.

9. Снимите поршневые кольца.

Во избежание поломки поршневых колец при снятии и одевании их на поршень, пользуйтесь тремя стальными пластинками размером 0,2X5X25 мм следующим образом: две пластинки уста- новите под концы поршневого кольца в замке и третью пластинку заведите между кольцом и поршнем и установите в положение диаметрально противоположное середине замка.

Поршневое кольцо снимается или одевается путем поступательного перемещения его по пластинкам. Если поршневые кольца закоксовались нагаром в канавках поршня, то перед снятием их замочите в бензине или керосине.

4.10. Установка угла опережения зажигания

Угол опережения зажигания у двигателя мотопилы после ремонта или замены магнето устанавливайте при снятом маховике в следующей последовательности:

1. Выверните свечу зажигания.

2. Установите максимальный зазор между контактами прерывателя в разомкнутом состоянии 0,2—0,4 мм.

3. Установите коленчатый вал в положение, при котором поршень не доходит до ВМТ на 4,4 мм.

4. Поворотом основания магнето в картере установите контакты прерывателя на начало размыкания.

Если поворотом основания магнето контакты на начало размыкания установить не удается, то регулировку доведите поворотом платика на основании магнето. Основание магнето и платика закрепите в этом’ положении.

5. Соберите двигатель.

После установки опережения зажигания на заводе-изготовителе, положение основания магнето фиксируется нанесением красной, риски на площадке картера против риски на шпильке крепления основания магнето (узел 1, рис. 3). Положение платика на основании магнето также фиксируется рисками 4 (см. рис. 6). При эксплуатации пилы не нарушайте совпадение этих рисок без особой необходимости.

4.11. Заточка пильных цепей

Заточку пильных цепей ПЦП-15 производите на заточных станках или напильниками вручную. Ручная заточка пильных цепей напильниками менее производительна, но, при овладении некоторыми навыками, дает достаточно высокие результаты как в отношении производительности пиления, так и по износостойкости цепи.

Заточку цепи (см. рис. 8) напильником производите, на снятой пильной шине, зажатой в тисках. После заточки направляющие пазы шины тщательно очистите от металлических опилок. При заточке цепь должна находиться в натянутом состоянии.

Напильник следует двигать в горизонтальной плоскости от себя. При обратном ходе напильник не должен касаться режущей кромки зуба.

Заточку пильной цепи ПЦП-15 производите плоским или трехгранным напильниками. Заточку режущих звеньев цепи производите по передней грани. Углы заточки звеньев показаны на рис. 8. Скалывающие звенья должны иметь снижение относительно режущих на 1,0—1,2 мм летом и на 0,7—0,8 мм зимой, подрезающие звенья, соответственно, на 0,6—0,8 летом и 0,4—0,5 мм зимой.

При повреждении режущих звеньев цепи или при низкой производительности пиления производите фуговку звеньев по задним граням под углом 9°.

При замене поврежденных звеньев цепи, опорные поверхности новых .звеньев сточите на величину износа других звеньев. Режущие, подрезающие и скалывающие звенья, кроме этого, сточите до средней высоты одноименных звеньев.

После заточки пильные цепи положите на 10 мин. в масло, подогретое до 40—50°С.

4.12. Указания по ремонту

1. Шарикоподшипники, ведущую и ведомую части муфты сцепления снимайте с коленчатого вала и валиков шестерен редуктора специальными съемниками.

2. При появлении на шине значительною одностороннего износа направляющего паза для цепи, шину переставьте на редуктор другой плоскостью. Для этого натяжное устройство переклепайте на другую сторону полотна шины.

3. При замене поршня ставьте его на шатун таким образом, чтобы стопор в канавке под верхнее поршневое кольцо был расположен на стороне, обращенной к конусной части коленчатого вала,

4. Для регулирования износа колец фрикционной муфты меняйте их местами на поводке муфты. При этом местные выбоины на торцах замков у колец запилите. В процессе эксплуатации одной пары колец такие перестановки рекомендуется делать 2—3 раза.

В случае потери упругих свойств у колец фрикционной муфты в результате перегрева их при длительной пробуксовке на высоких оборотах, кольца можно восстановить.

Восстановление упругих свойств у колец производите методом наклепа (рихтовки) по их наружному диаметру на оправке, диаметр которой меньше внутреннего диаметра кольца на 10—15 мм. Рихтовку производите острым бойком молотка поперек кольца, равномерно по всему периметру.

На концах колец делайте меньшую вытяжку. В результате рихтовки зазор в замке кольца значительно уменьшается. Боковой разбег концов замка устраняйте выгибанием от руки.

5. Разборку устройства для подавления радиопомех (рис. 7) производите в следующей последовательности:

а) выверните провод высокого напряжения 1 из корпуса;

б) удалите из корпуса пружину 2 и сопротивление 3;

в) выверните винт контакта 4.

Сборку производите в обратной последовательности.

Вывертывание винта контакта 4 при установленной? проводе I, пружине 2 и сопротивлении 3 приводит к излому сопротивления.

Возможные неисправности, причины и способы их устранения

4.13. Хранение бензиномоторной Пилы

В междусменное время пилы храните в крытых помещениях или под .навесом. Хранение под открытым небом не допускается. Перед постановкой на хранение пилу очистите от грязи,,и опилок, топливо из бака слейте, пильную цепь с шины снимите и уложите в масло. Открытые, подвергающиеся коррозии места смажьте тонким слоем масла.

Для длительного хранения пилу законсервируйте следующим образом:

1. Смажьте цилиндр и поршень автомобильным маслом М-8А. Масло залейте через свечное отверстие в количестве 10—15 г, после чего плавно проверните несколько раз коленчатый вал.

2. Снимите карбюратор и через всасывающий патрубок цилиндра залейте в картер 50-60 г масла и плавно проверните коленчатый вал. Поставьте на место карбюратор.

3. Снимите крышку с редуктора и наполните полость редуктора смазкой УТ-2 (50—60 г), поверните звездочку 2—6 раз, чтобы смазать шестерни и подшипники. Поставьте крышку на место.

4. Снимите редуктор и смажьте тонким слоем консталина все детали муфты сцепления, поставьте редуктор на место.

5. Наружные стальные детали (гайки, шпильки, хомутики, поперечную пружину рамы, ведущую и ведомую звездочки и др.) смажьте тонким слоем технического вазелина или пушечной смазки.

Консервацию производите в помещении при температуре не ниже + 10°С и применяйте масла, подогретые до температуры 50—70°С. Переконсервацию пилы производите через 6 месяцев.

Определяющим моментом при выборе бензопилы, бесспорно, является ее дальнейшее использование. При этом для покупателей, планирующих приобрести агрегат для личных нужд, доступно целых два сегмента: бытовые и полупрофессиональные (так называемые «фермерские») модели, а для профессионалов – один – профессиональные бензопилы.

Даже внутри одного сегмента модели могут достаточно сильно отличаться друг от друга, поэтому следует обратить внимание на ряд основных параметров. К ним можно отнести:

  • мощность,
  • моторесурс,
  • допустимое время работы без перерыва.

Мощность

Мощность обычно указывается в киловаттах или лошадиных силах. Именно она больше всего влияет на общую производительность агрегата. Проще говоря, чем она больше, тем быстрее будет выполнена работа. Но стоит понимать, что это относится только к достаточно сложным задачам. Простой пример: распилить толстое бревно диаметром в 40 см можно и профессиональной и даже маломощной бытовой пилой, однако во втором случае на это уйдет в 2-3 раза больше времени. В то же время с распилом досок или обрезкой сучьев на деревьях они справятся одинаково быстро, то есть, если данный тип работ будет являться основным, переплачивать за высокопроизводительные профессиональные модели не имеет смысла.

Вообще, мощность можно считать своеобразным показателем принадлежности к бытовому или профессиональному сегменту, однако относится это только к продукции компаний, серьёзно занимающихся выпуском бензопил. К таким брендам, в первую очередь, относятся Stihl и Husqvarnaа также ряд других компаний: Oleo-Mac, Efсo, Echo, SHINDAIWA, Makita и другие.

Присутствуют на рынке бензопилы и от других производителей, в частности, от именитых брендов, занимающихся выпуском различной садовой техники (MTD, Al-ko, Craftsman) до азиатских производителей различной степени известности (Champion, Patriot). В последнем случае вполне можно недорого приобрести устройство с достаточно большой мощностью, но ввиду того, что сборке и используемым материалам не уделяется такого же внимания, отнести такие модели к профессиональному инструменту не получится – они попросту не выдержат ежедневной нагрузки и многочасовой работы.

Моторесурс

Моторесурс – это количество рабочего времени (моточасов), спустя которое двигатель получит критичное падение мощности.

Показатель моторесурса для моделей, предназначенных для домашнего, непрофессионального использования, составляет менее 500 моточасов, для полупрофессиональных – 800-1000, для профессиональных – вплотную приближается к 2 тысячам. Но тут важно понимать, что, во-первых, эти цифры никто из производителей не раскрывает, а, во-вторых, они сами по себе достаточно условны. Дело в том, что критичный показатель падения мощности у всех пользователей разный. Для профессионалов падения на 30% хватит, чтобы отправить инструмент в ремонт, а при редкой и несложной бытовой работе хозяин бензопилы сможет и при 50%-падении спокойно пользоваться агрегатом.

Допустимое время работы без перерыва

Этот аспект показывает продолжительность беспрерывной работы бензопилы до перегрева и сопутствующего ему падению мощности и компрессии. Соответственно, через данный промежуток времени придется делать перерыв и давать пиле остыть.

Бытовые пилы могут работать без перерыва не более часа, полупрофессиональные (фермерские) – в 2-4 раза дольше, а профессиональные вполне могут не выключаться и в течение полного рабочего дня.

Сводная информация о классах

Теперь стоит чуть подробнее остановиться на классах бензопил.

Бытовые

Это, в основном, маломощные, достаточно компактные и легкие машины. Их основное предназначение – несложная, непериодическая работа: распил досок, обрезка деревьев. Моторесурс агрегатов невысок. Особенно это относится к китайским «безымянным» устройствам, не способным проработать и 100 часов.

После износа двигателя бытовые модели не ремонтируются – затраты на ремонт сопоставимы с покупкой нового агрегата. Именно поэтому, если планируется частое использование, лучше сразу присмотреться к модели из следующего класса.

Полупрофессиональные

Фермерские пилы являются «золотой серединой». У них и мощность выше (до 3 л.с.), и моторесурс и время беспрерывного использования. Они хорошо подходят для строительства, заготовки дров и более простых бытовых задач.

В целом, полупрофессиональная пила – это лучший выбор для тех, кто хочет получить более производительное, надежное и долговечное устройство.

Профессиональные

Модели этого класса отличаются самой высокой ценой и производительностью. Их мощность может достигать 8 л.с., а длина шины – 1 метра, что существенно расширяет возможности их использования.

Самые мощные модели плохо подходят для точных работ ввиду большого веса, а маломощные, сравнимые по этому показателю с бытовыми, все равно имеют преимущество. Как минимум, они предлагают существенно большее время беспрерывной работы.

Тяжелые пилы используются, в основном, при лесозаготовке, легкие – во множестве других ежедневных работ.

Дополнительные параметры

Указанные выше характеристики – это лишь основа для выбора, на которую следует обращать внимание в первую очередь. Однако модели отличаются и рядом других, если можно так сказать, дополнительных, параметров, которые также желательно учитывать при выборе.

Шина

Длина шины напрямую влияет на возможности использования бензопилы. По крайней мере, в серьезной работе – чем шина длиннее, тем толще ствол можно распилить. Но стоит помнить, что при увеличении длины возрастает нагрузка на коленвал, поэтому в инструкциях производители всегда указывают максимально допустимую длину. При этом вы можете установить более короткую шину, если потребуется большая маневренность при работе.

Бензопилы практически всегда комплектуются шиной, и в случае с бытовыми или фермерскими, ее будет вполне достаточно для работы. Самостоятельно подбирать более короткие или длинные варианты фактически бессмысленно, так как разница в их длине не превышает 10 см. А вот для профессиональных моделей можно подобрать шину, наиболее соответствующую поставленной задаче.

Цепь

Цепь следует подбирать в соответствии с установленной шиной. Основные параметры цепи указываются в инструкции или на самой шине. К ним относятся:

  • Длина.
  • Шаг– половина расстояния между заклепками звеньев, измеряется в дюймах. Вообще, чем больше это значение, тем выше производительность агрегата. Непрофессиональным машинам может просто не доставать мощности двигателя для использования цепей с большим шагом, поэтому для них лучше приобретать цепи с шагом 0,325, а для полу- и профессиональных машин вполне подойдут цепи с шагом 3/8 и 0,404 соответственно.
  • Толщина хвостовика звена, скользящего внутри шины, измеряется в миллиметрах. У маленьких бытовых бензопил-сучкорезов она составляет 1,1 мм, у крупных бытовых и полупрофессиональных – 1,3 мм, у мощных фермерских и моделей для профессионалов – 1,5 и 1,6 мм.
  • Количество звеньев. Теоретически, если число звеньев и шаг у разных цепей одинаковы, то и количество звеньев в них равно, но на деле этот параметр может варьироваться.

Отдельно стоит упомянуть узкоспециализированные цепи с твердосплавным зубом – они приобретаются специально для работы с твердой или мерзлой древесиной.

Масляный насос

Цепь для лучшего скольжения по шине должна постоянно смазываться, поэтому в любой бензопиле установлен отдельный масляный насос, подающий масло при вращении цепи.

Есть насосы с возможностью регулировки интенсивности подачи масла и без нее, в металлическом и пластиковом корпусе.

Устройство запуска двигателя

На маломощных агрегатах стандартно устанавливается стартер с тросом, однако чем мощнее и объемнее двигатель, тем больше сил приходится прикладывать, дергая за ручку стартера, и тем сложнее завести машину. В связи с этим многие производители оснащают свою продукцию специальными устройствами, облегчающими запуск.

Всего можно выделить три типа подобных подсистем:

  • праймер – отдельный насос, подкачивающий топливо в карбюратор, тем самым уменьшающий количество попыток завести пилу;
  • декомпрессионный клапан – соединяет цилиндр с атмосферой, снижая давление в нем и позволяя без больших усилий раскрутить двигатель. После старта клапан закрывается под напором выхлопных газов;
  • пружинный стартер – уменьшает усилие, требуемое для поворота коленвала – требуется лишь вытянуть трос стартера, растягивающего пружину, которая и провернет коленвал, тем самым запустив двигатель.

Виброзащита

Работа двигателя и вращение цепи переходят в вибрацию всего корпуса устройства. Чтобы она не передавалась на руки оператора, производители устанавливают специальные демпферы – пружины или резиновые прокладки, эффективно гасящие вибрации корпуса. Без них руки быстро устают, а регулярные нагрузки приводят к болезням суставов.

Для дополнительного снижения вибрации конструкция пилы разделяется демпферами на две неравновесные половины. Источником вибрации является меньшая часть, поэтому вибрации гасятся еще и при передаче более массивной части, в качестве которой обычно выступает задняя ручка и бензобак.

Мощность вибрации выражается в м/с2, но ориентироваться на эти параметры при выборе практически невозможно – многие производители попросту не указывают их для своих моделей.

Защита от обратного удара – тормоз цепи

Сейчас практически все производители заботятся о безопасности своих клиентов и оснащают свои пилы контактным тормозом – агрегат перестает работать, если рука упирается в щиток. Некоторые модели также оснащаются дополнительным автоматическим тормозом, глушащим двигатель при резком рывке шины вверх – так называемом обратном ударе.

Картер двигателя

Картер может изготавливаться из алюминия, сплава магния или пластмассы. Последний существенно облегчает конструкцию, но не обладает той же прочностью и надежностью, что и металлические детали.

Карбюратор

Карбюраторы для своих пил многие производители закупают у других компаний, например, японской Walbro или китайской Zama. Несмотря на то, что данный узел не влияет на мощность пилы, непосредственно от него зависит, насколько просто ее будет завести, и как стабильно она будет работать. При правильно настроенном карбюраторе прогретый двигатель заводится с одного рывка ручки стартера, а на холостом ходу агрегат не прокручивает цепь и не глохнет.

Сама же регулировка осуществляется двумя регулировочными винтами (L и H), отвечающими за топливную смесь и отдельным (T), устанавливающим обороты холостого хода. Самостоятельно регулировать карбюратор без должной подготовки и уровня знаний не следует.

Также некоторые модели, изначально предусматривающие зимнее использование, имеют возможность переключения места забора воздуха в карбюратор: из атмосферы (летний вариант) или вблизи двигателя, где воздух уже подогрет (зимний вариант). При этом при работе летом с «зимней» настройкой из-за перегрева топливной смеси происходит падение мощности двигателя.

Воздушный фильтр

Важный узел любого бензинового агрегата, так как количество и чистота подаваемого воздуха напрямую сказывается на функционировании мотора. В него не должны попадать опилки и пыль, неизменно присутствующих вовремя работы. Кроме того, засорившийся фильтр приводит к перенасыщению топливной смеси, повышению расхода топлива и ускорению перегрева двигателя.

При выборе бензопилы лучше всего отдавать предпочтение моделям, в которых реализован быстрый доступ для смены или очистки воздушного фильтра.

Для уменьшения его засорения производители используют различные конструктивные решения. Это может быть установка сеточки, отсекающей крупные фракции, изгиб канала, задерживающий большие опилки, или даже установка вентилятора, отталкивающего крупный мусор.

В ряде устройств также встречается компенсирующая система – модификация карбюратора, уменьшающая количество подаваемого бензина при падении воздушного потока.

Число поршневых колец

Производители используют двигатели с разным числом поршневых колец. Их может быть одно или пара. У обоих решений есть как свои преимущества, так и недостатки – в первом случае уменьшается трение, и двигатель гораздо проще завести, а во втором – не теряется компрессия и, как следствие, мощность.

Проблема в том, что производители зачастую не указывают, сколько колец используется в двигателях. Однако наш опыт показывает, что одно поршневое кольцо обычно имеют бытовые бензопилы, а два – полу- и профессиональные.

Материал (цилиндро-поршневой группы) и наличие покрытия

Материал ЦПГ – всегда алюминий. У бюджетных устройств стенки цилиндров оставляются «как есть», а у дорогих и профессиональных – покрываются хромом или никосилом, позволяющим уменьшить их износ. Однозначно сказать, какое из этих покрытий лучше, нельзя: хром дольше не стирается, а никосил лучше удерживает масло, не боится перегрева и позволяет двигателю быстрее развить максимальную мощность.

Боковое натяжение цепи

Чаще всего качество натяжения цепи регулируется вращением отверткой винта со стороны шины, с торца пилы. На более продуманных моделях можно также найти специальные натяжители, причем некоторые из них даже не требуют дополнительных инструментов.

Сцепление

На всех современных бензопилах устанавливается центробежная система сцепления, дающая сразу несколько преимуществ: на малых оборотах вращение не передается на цепь, а при ее заклинивании сцепление попросту проскальзывает, тем самым не приводит к поломкам двигателя. Сцепление может состоять из 2 или 3 секций, но эти технические подробности указываются далеко не у всех моделей.

Коленвал

Коленвал производится методом штамповки или ковки. Второй вариант гораздо предпочтительнее, так как он отличается повышенной прочностью. Известные бренды устанавливают на свою продукцию именно его, но в моделях из низшего ценового сегмента все еще встречаются и штампованные детали.

На что обратить внимание при покупке и использовании

Стандартное «сердце» современной бензопилы – это двухтактный двигатель и пара баков для жидкостей – топлива и смазки цепи. Объем емкостей всегда разный, но подобран так, чтобы бензина и масла хватало на одинаковый промежуток времени — порядка 35-40 минут использования.

Как и в другой технике, построенной на базе двухтактного двигателя, топливная смесь из бензина и масла готовится непосредственно в строго рекомендуемых пропорциях. Работать на чистом бензине крайне нежелательно – без смазки поршень может заклинить в цилиндре. Если же масла будет добавлено слишком много, на свече и в цилиндре будет образовываться большое количество нагара.

Смесь следует готовить с применением специального масла для садовой техники. Масла для двигателей мотоциклов и лодок абсолютно не подходят, так как не предназначены для работы на столь высоких оборотах и используются в других пропорциях. Все это может привести к заклиниванию поршня или, что гораздо более вероятно, быстрому износу двигателя бензопилы.

С маслом для смазки все несколько проще. Для этих целей вполне подходит обычное автомобильное масло. Однако прежде чем использовать его, следует удостовериться, что это не лишает вас гарантии, так как некоторые производители четко прописывают необходимость использования фирменных смазочных масел. Особенно это относится к полу- и профессиональной технике, работающей под нагрузкой. Кроме того, специализированные масла отличаются по составу – они биоразлагаемы и не загрязняют окружающую среду.

И еще одно важное правило: отработанное масло использовать НЕЛЬЗЯ.

Помимо вышеперечисленных смазочных материалов при использовании бензиновой пилы также нужна литиевая смазка для передней звездочки шины. Ее нанесение производится с помощью масленки через предусмотренное для этих целей отверстие. Особенно важно смазывать звездочку в том случае, если часто приходится работать концом шины (к примеру, во время строительства), так как при таком использовании нагрузки на нее увеличиваются в несколько раз.

Сразу после покупки новой пилы не следует начинать ее полноценное использование. В течение первого часа нужно дать притереться всем основным механизмам во время несложных задач, например, распила досок или нетолстых бревен. Прогревать пилу на холостом ходу не следует – это может привести к перегреву поршня и цилиндра. Аналогичные действия следует производить и при смене цепи или шины, но для их прогрева и смазки вполне достаточно и пары минут.

Во время перерывов на заправку не забывайте проверять натяжение цепи, предварительно убедившись, что она остыла. Особенно, если пила новая – в этом случае цепь придется подтягивать уже после первого часа работы. Идеальное положение цепи позволяет легко протянуть ее рукой, но при этом под шиной она не должна провисать. Также следует потянуть за цепь, взяв ее примерно посередине шины сверху. Допускается вылет цепи из паза примерно на 5 мм.

Острота цепи хорошо чувствуется прямо во время работы – острая цепь пилит без особых усилий, затупившаяся – с нажимом, совсем тупая – не пилит, а скребет древесину, выбрасывая мелкую труху вместо крупного опилка. Работать такой цепью нельзя, так как это приводит к существенному возрастанию нагрузки на двигатель.

Следить за остротой и натяжением цепи бензопилы крайне важно, так как едва ли не 90% поломок агрегатов связаны именно с пренебрежением этими советами.

Для приготовления топливной смеси вам потребуется нехитрый инструмент: специальная канистра, на которой просто отмечены пропорции бензина и масла, или, в крайнем случае, обычный шприц большого объема. Для большинства машин соотношение масла к бензину должно составлять 1:50 (20 г на 1 л) или 1:100 (10 г на 1 л). Для приготовления не стоит использовать бензин с высоким октановым числом – вполне подойдет 92-й, так как в большинстве случаев 95-й отличается от него лишь наличием добавок, которые лишь ухудшат качество топливной смеси. Готовую же смесь не следует хранить более чем 1,5 месяца, так как она постепенно окисляется и расслаивается. Ее использование вполне может вывести двигатель из строя.

При долгом простое самого инструмента также необходима небольшая подготовка – нужно слить всю смесь из бака, а ее остатки, находящиеся в карбюраторе, сжечь непродолжительной работой. Если оставить бензопилу с топливом на несколько месяцев, может произойти окисление карбюратора и отложение в нем смол, а также ухудшение свойств резиновых уплотнителей и шлангов.

Мы крайне рекомендуем держать в запасе как минимум одну цепь, чтобы всегда иметь возможность сменить ее, если основная рабочая цепь затупится в результате попадания на камень или гвоздь. Если же вы изначально планируете использовать пилу на выезде, вам также может пригодиться набор для заточки, чтобы можно было вернуть цепь в строй, не покидая места работы.

Пилы-сучкорезы или «одноручные» пилы.

Одноручные (они же пилы-сучкорезы) также относятся к бензопилам, но стоят несколько особняком. Это узкоспециализированные устройства, которые предназначены для профессионального ухода за деревьями и кустами в садах и парках, поэтому их принято относить к классу профессионального оборудования.

От классических бензопил они отличаются минимальным весом (около 10 кг) и положением «задней» рукоятки – она находится прямо над центром тяжести, что позволяет пользоваться пилой одной рукой. Шина также достаточно короткая и не превышает 31 см.

Несмотря на очевидную направленность, подобные агрегаты за счет своей компактности пользуются достаточно большим спросом у туристов, охотников и рыболовов.

Цепные электропилы

По сути, цепные электропилы являются практически полными аналогами бензиновых моделей за исключением, как легко догадаться, типа установленного двигателя. Они используются в тех случаях, когда работы проводятся внутри помещений или во дворе дома. В частности, такие модели обычно приобретаются строителями, плотниками или просто домашними мастерами, желающими иметь под рукой производительный, но недорогой и компактный инструмент.

Что касается достоинств подобной техники, то среди них можно выделить:

  • легкость использования – включить пилу можно одной кнопкой,
  • простотой обслуживания – готовить топливную смесь не требуется,
  • возможностью работы в закрытых помещениях,
  • экологичность – полное отсутствие выхлопных газов,
  • более тихий двигатель,
  • низкий уровень вибрации, напрямую влияющий на точность работы.

Но не обходится и без недостатков:

  • Пилы небольшой мощности чрезвычайно чувствительны к падению напряжения в электросети, а оно на участках, удаленных от крупных городов, может достигать 20%. Это приводит к падению мощности, перегреву двигателя от чрезмерной нагрузки во время работы или даже короткому замыканию из-за поплавившейся изоляции на внутренней проводке или обмотке якоря. Стоимость ремонта при этом сопоставима с покупкой нового оборудования.
  • Площадь работы строго ограничена длиной шнура питания или используемого удлинителя.
  • Работать в дождь или при высокой влажности (тумане, росе) электрической пилой нельзя.
  • Двигатель агрегата охлаждается воздухом, что сильно сокращает время беспрерывной работы – 20-минутные остановки придется делать примерно каждые полчаса.
  • Мощность электрических пил всегда меньше, чем у бензиновых. Это сказывается и на количестве оборотов (до 5 000 в минуту против 10 000) и общей производительности.

Ввиду вышеозначенных минусов электрические цепные пилы не предназначены для частой работы и больших объемов и, соответственно, не относятся к профессиональному оборудованию.

Основные различия между моделями

Основной параметр, показывающий производительность устройства. С одной стороны он напрямую показывает, насколько производительным является агрегат, а с другой – на требования к качеству электросети или проводки на объекте. Нередки случаи, когда мощные электропилы «вышибают пробки» в дачном или деревенском доме при одном только включении. В городе, как правило, с подобной проблемой не сталкиваются.

Положение двигателя

Он может располагаться как поперек корпуса пилы (валом в бок), так и вдоль его. В первом случае устройство получается более простым и компактным. Во втором – требуется устанавливать массивный редуктор, меняющий направление вращения на 90 градусов. Пилы с поперечным двигателем обычно имеют дисбаланс в весе, и использовать их при пилении в горизонтальной плоскости не очень удобно. При продольной установке достигается лучший баланс, из-за чего пилу не «ведет» при любой работе.

Защита от перегрева

В большинстве современных моделей блок защиты от перегрева двигателя устанавливается по умолчанию – он просто выключает устройство при достижении критичных температур, однако при падении мощности в сети подобные отключения могут быть чересчур частыми – они попросту не дадут работать.

Мягкий запуск

Пусковой ток всегда превышает рабочий в несколько раз (отсюда проблема с «пробками») и меняется скачкообразно. Некоторые производители предусматривают это и оснащают модели «мягким пуском». Такая система ограничивает скачок тока и производит постепенный разгон двигателя. На наличие данной функции настоятельно рекомендуется обращать внимание всем жителям загородных домов, желающим приобрести электрическую пилу.

Советы по использованию

  • Подготавливая пилу к работе весной, если она до этого хранилась в неотапливаемом помещении, следует дать ей нагреться и полностью просохнуть. В теплом, сухом помещении на это может уйти до 48 часов. В противном случае велика вероятность попадания воды на обмотку и возникновения короткого замыкания.
  • В отличие от системы сцепления, снижающей нагрузку на двигатель при застревании цепи у бензопил, в электрических устройствах недостаточная заточка цепи наносит прямой вред двигателю, приводя к его перегрузкам.
  • Что касается особенностей выбора и использования смазочных масел, то они полностью аналогичны работе с бензиновыми устройствами.

Полный ассортимент бензиновых и электрических пил от ведущих зарубежных и российских производителей доступен.

Отечественные бензопилы марки Дружба, Урал и Тайга пользуются стабильным спросом у многочисленных покупателей благодаря своей надежности и повышенной мощности. Техника обладает отличным качеством и служит для реализации разных хозяйственных задач в течение многих лет без существенных нареканий со стороны своих непосредственных владельцев.

Комплектующие для бензиновой пилы Дружба, Урал и Тайга

Но длительная многолетняя эксплуатация может привести к появлению неисправностей и к сбоям в работе бензотехники, что потребует покупки необходимых запчастей и комплектующих элементов.

В основном после длительной эксплуатации требуются следующие запчасти для пилы Дружба и других современных моделей:

  • карбюраторы;

  • картеры и катушки;

  • коленвал, запчасти на пилы Тайга и другие модели;

  • стопорные кольца и набор прокладок;

  • корпуса редукторов и другие внутренние элементы.

Купить запчасти для бензопилы Дружба, Урал и Тайга

Компания «Мото36» предлагает своим посетителям приобрести запчасти для пилы Дружба, Урал и Тайга. Высококачественная продукция реализуется по вполне приемлемым ценам. На складе в широком ассортименте присутствуют оригинальные комплектующие элементы и запчасти от проверенных производителей, а также их сертифицированные аналоги, используемые для профессиональной бензотехники российского производства.

На сайте компании можно посмотреть фото разных запчастей пилы Урал, Дружба, Тайга и других моделей бензотехники, а консультанты готовы подробно ответить на все возникшие вопросы и помочь в выборе подходящих элементов для восстановления работоспособности вашей техники.

Для постоянных покупателей действует выгодная система скидок. В компании предусмотрена быстрая и удобная доставка приобретенных товаров на указанный клиентом адрес.

89392 Просмотры 12 комментариев

Эта бензопила которая является «сестрой» настолько же легендарной бензопиле «Дружба» выпускалась с 1955 года по 2008 год на заводе который работал на нужды оборонной промышленности. Этот завод носит имя легендарного чекиста- Феликса Эдмундовича Дзержинского и расположен в городе Перми. Выпущено бензопил «Урал» было больше 14 000 000 штук, что позволило всей лесозаготовительной отрасли СССР выйти на по настоящему промышленные объемы.

Бензопила «Урал -Электрон»

Как известно, в Советском Союзе было 2 модели бензиновых пил- «Урал» и «Дружба» и электрические «Парма». Если «Дружба» изначально предполагалась для частных хозяйств, то «Урал» разрабатывался как пила «профессиональная» сугубо для работ по валке леса. Бензопилы «Дружба» и «Урал» имеют схожую конструкцию, однако есть и кое-какие отличия.

Отличие бензопилы «Урал» от бензопилы «Дружба»

  • Большая мощность. 5 л.с. против 4 у «Дружбы»
  • Меньший вес. «Урал» весит 11 килограмм, а «Дружба» 12,5.
  • На «Урале» редуктор позволяет поворачивать пильную гарнитуру на 90 градусов для облегчения валки.
  • Рукоятки вынесены вверх, так же как, например, на «рогатой» Хускварне». Это сильно облегчает работу при глубоком снеге и сберегло ни одну спину вальщиков.
  • Так же «Урал» снабжен системой смазки цепи, а на Дружбе такой системы не было.
  • «Урал» комплектовался гидроклином. Это устройство для сваливания подпиленных деревьев в нужном направлении.

бензопила «Урал»
пила Урал с гидроклином Бензопила Урал

У отечественных бензопил времен СССР было еще одно существенное отличие от современных моторных пил. Это необходимость обкатки! Если любая современная пила не требует обкатки как таковой, единственное, что рекомендуется не работать на полных оборотах (подробнее про обкатку современных бензопил читайте) , то «Урал» и «Дружба» перед работой должны были ее пройти обязательно.

Обкатка бензопилы «Урал»

Обкатка бензопилы «Урал» начиналась с работы на холостом ходу до той поры, пока не будет выработано не меньше четырех полных баков. При этом пропорция масла и бензина для обкатки бензопилы «Урал» должна быть равна 1:15, то есть на 15 литров бензина стоит заливать 1 литр масла.

После того, как пила отработала на холостом ходу, обкатка продолжается при работе. В течении 25 часов бензопила не должна подвергаться полным нагрузкам. Топливная смесь готовится в тех же пропорциях, что и при обкатке на холостом ходу.

Урал -бензопила

Пропорция смешивания масла и бензина для бензопилы «Урал» после обкатки составляет 1:20. На 20 литров бензина 1 литр масла.

Самоделки из бензопилы «Урал»

Из бензопил «Урал» и «Дружба» народными умельцами собрано немало различных устройств. Чего стоит байка о заключенном который совершил побег с помощью вертолета из бензопилы. Об этих поделках поговорим в отдельной теме. А пока посмотрите на 12 — вольтовый генератор собранный из двигателя бензопилы «Урал» и генератора с автомобиля «Волга».

Генератор из бензопилы Урал

Регулировка зажигания бензопилы «Урал 2Т-Электрон»

Изначально на заводе изготовителе зажигание настроено самым оптимальным образом! Характеристики зажигания приведены в инструкции которую можно скачать ниже. Я же расскажу как выставить зажигание на бензопиле «Урал» после снятия магнето.

Рисунок 1

Рисунок 2

Регулировка карбюратора бензопилы «Урал»

Регулировка холостых оборотов двигателя бензопилы.

Регулировка производится посредством изменением качества и количества горючей смеси, поступающей в
цилиндр двигателя. Количество подаваемой смеси в карбюратор пилы изменяют винтом №3 (рисунок 14), ограничивающим поворот рычага управления дроссельной заслонкой 1 в сторону ее закрытия.
Качество смеси изменяют винтом №1 (рисунок 15) карбюратора.

Если Вы проводите регулировку холостых оборотов бензиновой пилы «Урал», то исходите из следующих указаний производителя:

а) Двигатель должен устойчиво и равномерно работать на холостом ходу, а пильная цепь стоять на месте.
б) Двигатель не должен выпускать большое количество дыма
в) Двигатель должен иметь хорошую приемистость, то есть при резком нажатии на рычаг управления
дроссельной заслонкой он должен быстро и легко развивать обороты.
г) Регулировка холостых оборотов выполняется в таком порядке:

  • запускаем двигатель и прогреваем его на малых и средних оборотах. Винтом №3 (рисунок 14)
  • устанавливаем минимально устойчивые обороты, при которых цепь не движется по шине пилы. Если двигатель сильно дымит ( а это явный признак чрезмерно богатой смеси), то винт №1 карбюратора необходимо повернуть до поры пока обороты не вырастут, а дым из глушителя уменьшится .
  • затем снова выставляем минимальные обороты, на которых работает пила для этого- выворачиваем винт №3 (рисунок 14);
  • после того как провели эту регулировку надо проверить приемистость двигателя бензопилы. Для этого оень резко нажимаем на рычаг управления дроссельной заслонкой на несколько секунд до упора. При этом двигатель должен быстро набрать обороты. Если двигатель глохнет или имеет «провал» мощности, т. е. медленно набирает обороты (бедная смесь), то необходимо винт №1 карбюратора вывернуть на необходимую величину. Обороты двигателя уменьшатся. Для повышения оборотов холостого хода винт №3
  • необходимо частично завернуть. Снова проверить двигатель на приемистость;
  • по окончании регулировки винт 3 фиксируем специальными контргайками 2 (рисунок 14).

Регулировка двигателя на максимальную мощность

Данную регулировку следует производить после того, как вы обкатали свой «Урал» и отрегулировали обороты холостого хода.
Регулировка производится винтом «2 (рисунок 15) карбюратора бензопилы, путем обеднения или обогащения топливной смеси при работающем в рабочем режиме двигателе. При частичном вкручивании регулировочного винта смесь обедняется, при выкручивании — обогащается. Самое оптимальное положение винта №2 карбюратора определяется экспериментальным путем при работе бензопилой.

Если Вы проводите регулировку холостых оборотов бензиновой пилы «Урал», то исходите из следующих указаний производителя:

  • Двигатель бензопилы должен развивать мощность обеспечивающую высокую производительность пиления при малом количестве дыма.
  • Бензопила должна иметь хорошую приемистость, не перегреваться и не сбрасывать обороты и останавливаться при работе (перегрев двигателя—признак обедненной смеси и перегрузки двигателя).
  • Из-за отсутствия опыта возможны случаи полной разрегулировки карбюратора, при этом
    бензопила перестает нормально работать, пуск двигателя затрудняется или становится невозможным.
  • Для восстановления нормальной регулировки необходимо винты карбюратора №1 и №2 (рисунок 15)
    установить в исходное положение следующим образом:
    а) винт №1 завернуть до упора и затем вывернуть на один оборот;
    б) винт №2 завернуть до упора и затем вывернуть на’/2 оборота. После восстановления исходного
    положения регулировочных винтов произвести регулировку согласно описанным выше приемам

Технические характеристики бензопилы «Урал 2Т-Электрон»

Двигатель бензиновый одноцилиндровый двухтактный
Мощность, кВт/л.с. 3.68/5.0
Частота вращения, об/мин 6200
Зазор между электродами свечи 0,6-0,7 мм
Уровень звука дБА 105
Расход топлива, г/кВт ч 632
Топливный бак, объем 1,6 л
Расход смазки, см³/мин 42252
Бак масла для смазки цепи, объем 0,24 л
Рабочая длина пильного аппарата, см 46
Шаг цепи, мм 10,26
Масса, кг 11,7
Габариты длина/ширина/высота 880/455/460 мм

Цепи для бензопилы «Урал»

Для бензопилы «Урал-2Т Электрон» используются цепи с шагом в 0,404 дюйма, шириной паза 1,6 мм, а количество звеньев цепи равно 64. Это цепи принадлежащие к профессиональному сегменту. Отличаются хорошей производительностью и скоростью реза. Как правило используются для валки и заготовки леса.

Цепь Rezer AC-10 Цепь Rezer ACS-10

Видео о бензопиле «Урал»

Видео о работе бензопилой «Урал». Человек рассказывает о пиле, показывает как ее заводить и работать.

На этом видео «Урал» еще с контактной системой зажигания. Пила 79-го года выпуска!!!

Еще одно видео носит очень практичный характер. В нем рассказывается о ремонте карбюратора бензопилы «Урал». Ремонт бензопилы «Урал» и карбюратора, в частности, тоже требует отдельной темы, но когда доберусь — не знаю, поэтому выкладываю.

Безусловно количество видеоматериалов по данной бензопиле гораздо больше, чем я предложил для просмотра, но буду добавлять постепенно в других темах о бензопиле «Урал»

Вы можете помочь в составлении рейтинга бензопил, проголосовав в опросе: «Составляем рейтинг бензопил»

Инструкция для бензопилы «Урал 2т Электрон»

Дружба 4 1

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *