Дизайн цветов

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «Бийский педагогический государственный университет имени В.М. Шукшина»

Естественно географический факультет

Кафедра физической географии и геоэкологии

Цветочное оформление в ландшафтном дизайне

Курсовая работа

по дисциплине «Ландшафтное проектирование»

Бийск — 2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ЭЛЕМЕНТЫ ЦВЕТОЧНО-ДЕКОРАТИВНОГО ОФОРМЛЕНИЯ

1.1 Виды цветочного оформления

1.2 Устройство цветника

2. КЛУМБОВЫЕ РАСТЕНИЯ

2.1 История клумбовых растений

2.2 Типы клумбовых растений

3. ОСОБЕННОСТИ УХОДА ЗА ЦВЕТНИКАМИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Данная курсовая работа посвящена рассмотрению темы «Цветочное оформление в ландшафтном дизайне». Данная тема достаточно актуальна, т. к. при изучении ландшафтов с геоэкологической точки зрения главное внимание географов обычно обращается на их ресурсный потенциал и комфортность среды обитания. Разумеется, ими определяется сама возможность физического существования человека и социума в целом. Но люди не только разумная и социально-организованная часть земной биоты, но и ее одухотворенное начало. И стали такими во многом благодаря тому, что были выращены и эмоционально воспитаны Природой, ее гармонией и красотой. Мы еще плохо осознаем исключительную роль эстетических ресурсов ландшафтной среды в эволюции человечества. А на самом деле без их участия было бы невозможно рождение человека, чувствующего красоту мира, восторгающегося eгo непостижимым величием, а главное человекасозидателя. Эстетическое восприятие окружающего мира было свойственно людям с незапамятных времен. Первым и главным учителем понимания красоты была и остается для людей природа, окружающий ландшафтный мир. Видимо, не случайно в чарующей красоте царскосельских садов и парков вырос поэтический гений А.С. Пушкина и А.А. Ахматовой. В эстетическом воспитании роль ландшафтной среды важнее искусства.

Искусство вceгдa есть попытка создания человеком некоего счастливого окружения. Но если в других искусствах это окружение только частично, то в садово-парковом оно действительно окружает. Это превращение мира в некий интерьер.

Цветы являются неотъемлемым элементом сада, они его не только украшают, но и выполняют ряд других полезных функций. В сочетании и с камнями, водой, травами, скульптурой, газонами можно создать целые комплексы цветочных композиций. С помощью цветников оформляют планировочные решения в саду, облагораживают территорию. Цветники являются неотъемлемым элементом парков, садов, бульваров, скверов, домашних садов, да и просто используются в необходимых местах. Правильное использование цветочных растений даёт большие возможности, например, можно гармонизировать ландшафты, подбирать такие сочетания, которые будут оказывать благотворное влияние на людей, на настроение. Данные эффекты достигаются использованием различных приёмов.

Цветник — очень мощный прием выделения какого-либо участка местности, позволяющий организовать общий план сада, обозначить главные его моменты и скрыть нежелательные стороны, оживить монотонный весной и осенью ландшафт и внести в него изюминку. Для максимального эффекта цветы должны быть собраны по цветовым оттенкам, размерам и срокам цветения в определенные композиции, называемые цветниками, которым на участке выделяются определенные места. Очень плохо, когда цветы разбросаны по всему владению или же высажены методом «тыка» в случайные места, в результате чего теряется их очарование. Поэтому важно перед устройством цветника изучить освещенность выбранного места, его доступность для обзора, сочетаемость с фоном, рельеф местности, возможность регулярного полива и другие немаловажные моменты.

Самая традиционная цветочная композиция — клумба. Она вceгдa слегка приподнята над окружающим газоном и смежной дорожкой.

Мир клумбовых растений год от года меняется: включаются в культуру новые роды и виды растений, появляются новые сорта, и в то же время некоторые некогда популярные растения исчезают из каталогов. Изменения касаются не только сортимента — отходят в прошлое времена, когда садоводы были вынуждены или самостоятельно выращивать из семян нужные им растения, или покупать уже готовую к посадке рассаду. Теперь все больше и больше самых разнообразных клумбовых растений покупают в виде рассады, которую перед тем как высадить в саду на постоянное место, требуется специально подрастить. Динамичное развитие клумбового цветоводства диктует необходимость четко определить, какое растение следует называть клумбовым. Сделать это не так просто. Хотя каждый считает, что знает, какие растения относятся к клумбовым, до сих пор никто не смог предложить определение, которое устроило бы всех. Традиционно клумбовые растения высаживали на клумбы, располагая в виде того или иного геометрического узора — рядами, окружностями, квадратами и т.п. В Великобритании и по сей день так украшают палисадники и общедоступные парки.

Объектом в данной курсовой работе является цветочное оформление, как неотъемлемая часть ландшафтного дизайна.

Предметом — роль цветочного оформления в ландшафтном дизайне.

Целью написания курсовой работы является изучение цветочного оформления в ландшафтном дизайне.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • Изучить элементы цветочно-декоративного оформления;

  • Рассмотреть историю и типологию клумбовых растений;

  • Описать особенности ухода за цветниками.

Методология исследования, при помощи которой была написана данная работа, следующая: эмпирический и аналитический.

При написании данной работы использовались аналитические работы, учебники и научная литература.

Работа структурно состоит из введения, трех глав и заключения, изложенных на 28 страницах.

В первой главе ЭЛЕМЕНТЫ ЦВЕТОЧНО-ДЕКОРАТИВНОГО ОФОРМЛЕНИЯ рассматриваются:

1 Виды цветочного оформления

2 Устройство цветника

Во второй главе КЛУМБОВЫЕ РАСТЕНИЯ рассматриваются:

1 История клумбовых растений

2 Типы клумбовых растений

Третья глава раскрывает ОСОБЕННОСТИ УХОДА ЗА ЦВЕТНИКАМИ.

1. ЭЛЕМЕНТЫ ЦВЕТОЧНО-ДЕКОРАТИВНОГО ОФОРМЛЕНИЯ

1.1 Виды цветочного оформления

Главный декоративный элемент сада — это всё-таки цветы, видовое и цветовое разнообразие которых делает безграничными возможности оформления любого сада, независимо от его размеров и экологических характеристик. Важно правильно подобрать ассортимент цветов, как эстетическим требованиям, так и условиям предполагаемого места выращивания. Специальные библиотеки ландшафтных программ позволяют это делать.

В свете современных требований в задачу цветочного оформления входит максимальное приближение насаждений к естественному облику. Решение этой задачи наиболее успешно достигается при использовании в оформлении ландшафтных цветочных композиций — массивов, групп, отдельных цветущих растений, объединенных композиционным замыслом. Однако в практике садово-паркового строительства применяются и другие типы цветочного оформления. К ним можно отнести клумбы, рабатки, бордюры, миксбордеры, партеры, а также специальные типы цветочного оформления: георгинарии, розарии, сирингарии, альпинарии, перголы, трельяжи, сады непрерывного цветения .

Здесь целесообразно говорить о двух принятых стилях цветочного оформления: регулярном, или геометрическом, и пейзажном, или естественном. Регулярному стилю присущи строгие пропорции и симметрия в планировке, использование в посадках однолетних, реже многолетних растений, создающих большие яркие пятна. При пейзажном стиле планировка участков, распределение растений, использование сочетаний культур делают композиции и оформление очень схожими с естественными.

Каждому стилю присущи свои типы цветочных посадок. Например, клумбы, рабатки, бордюры, цветники, партеры являются основными посадками регулярного типа. Одиночные посадки, группы, миксбордеры, ландшафтные цветники, каменистые горки относятся к естественному стилю.

Цветники включают в себя большое разнообразие типов цветочного оформления. Это клумбы, рабатки, групповые и одиночные посадки, а также газон. Рассмотрим отдельные типы цветочного оформления.

Цветники по функциональному и эстетическому назначению различны, поэтому следует знать различия между ними.

Парадный цветник

Парадный цветник – это первый, основной, цветник, который располагается прямо перед зданием, улицей, либо площадью, либо домом. Его ещё иногда называют партером. Он является важной, ответственной частью всей садово-парковой композиции, так как должен быть выдержан в грамотном цветочно-декоративном оформлении, отвечать всем правилам цветоводства и садоводства. Его составляющими являются, газоны, дорожки, декоративно-лиственные и цветочные насаждения, малые архитектурные формы и другое. Размеры парадного цветника в первую очередь зависят от размера здания, перед которым он расположен, а также архитектурного стиля. Его исполнение может быть от пейзажно-романтического до классического. На территории партера может доминировать газон, однако торжественность и привлекательность его в большинстве случаев зависит от цветников. В партерной части также может располагаться водный элемент – бассейн или фонтан. Центром композиции при фасадах здания может стать скульптура или же долгоживущее дерево с красивым развитием кроны, причем их выполняют в едином стиле садово-паркового ансамбля. Таким образом, партерный цветник — важный элемент ландшафтной композиции. Он занимает одно из главных местоположений в саду или улице города и на нём лежит ответственная, парадная функция.

1105.20 Alla

Если вы не решили, чем можно украсить свой собственный сад, обратите внимание на декоративные злаковые, которые используются крайне редко из-за своей непопулярности.

На сегодняшний день существует порядка 200 разновидностей данных растений, которые вы можете использовать поодиночке или же в композиции с другими растениями.

Какие многолетники можно посадить в саду?

Сизая овсяница – полушаровидная кочка голубого цвета, прекрасно подойдет для украшения сада с водоемами, ее также можно высаживать на фоне камней и искусственно созданных строений.

Это растение способно зимовать без дополнительной защиты, однако оно достаточно обильно разрастается, поэтому периодически его следует делить.

В саду также можно высадить погонатерум, несмотря на то, что он считается исключительно домашним растением. Этот мятликовый злак прекрасно подойдет для посадки в различные емкости и кадки, при использовании в теплом климате он может даже перезимовать без дополнительной защиты.

Итальянская сетария обладает великолепными метелками, прекрасно сочетающимися с рядом прочих растений. Наиболее часто речь ведут о щетиннике – ее разновидности, высота которого может достигать 1 метра. Он прекрасно растет на плодородных почвах, обожает солнечный свет и тепло. Дизайнеры, составляющие сухие букеты, любят использовать его для своих работ, поскольку он не осыпается.

Многолетний гривастый ячмень принято возделывать в качестве однолетника, поскольку он достаточно сильно вымерзает в холодное время года.

Однако при правильном уходе он может дать великолепный самосев, и его не придется пересаживать. Невысокие кустики прекрасно будут смотреться в саду в любое время года, особенно хорошо они будут гармонировать с пампасной травой различных сортов, обожающей солнечный свет.

Перистощетинники – яркое пятно цветника

Если говорить о щетинистой разновидности данного растения, оно будет прекрасно смотреться в сочетании с хвойными растениями.

С ее помощью вы сможете придать своему саду необычный облик – яркие соцветия различных цветов похожи на фейерверк.

Американская разновидность данного растения обладает красными и черными метелками, ее можно отличить, благодаря сизым или коричнево-фиолетовым листьям.

Достаточно сильно в ширину разрастается мохнатый перистощетинник, при его выращивании рекомендуется использовать различные ограждения, если для вас важно оставить хотя бы немного свободного места в саду.

Оригинальность – приветствуется!

Если вы хотите перекрасить ваш сад в розовые, золотые или серебряные тона, используйте для этого мискантус, растение способное достигать в высоту 2 метров.

Колосовидные соцветия зайцехвоста – еще один злак, любимый садоводами за большое количество ярких красок. Это растение способно расти в полутени – это еще одно его преимущество, которое следует использовать.

Темно-коричневый колосс Сорго выглядит достаточно необычно, его чаще всего используют для создания фона у других посадочных культур, особенно при формировании зимних композиций.

Растение прекрасно переносит холода, его можно высаживать абсолютно в любую почву. Аналогичными качествами обладает ковыль, из-за оригинального опушения которого иногда кажется, что он окутан тонкими хрустальными нитями.

Какие крупные растения можно использовать?

Раскидистый вечнозеленый овсец обладает достаточно большими размерами и прекрасно сочетается c каменными строениями и древесной корой.

Достаточно простой в выращивании широколистный хасмантиум прекрасно смотрится с различными растениями благодаря оригинальным соцветиям, которые напоминают сережки.

Цилиндрическая императа – ярчайший злак с необычной окраской листьев, которые в течении всего сезона постепенно окрашиваются багряным. Он прекрасно сочетается с крупными кустарниками, и способен при должном уходе перенести зиму.

Урок 8.

Тема. «Декоративные цветы». Рисование композиции в круге из стилизованных природных форм (круг по шаблону).

Цель. Закрепить знания детей о видах орнаментов (геометрический, растительный). Расширить знания детей о композиции узора в круге; формировать графические навыки в рисовании декоративных элементов; Отрабатывать умение придерживаться последовательности в процессе выполнения декоративной композиции, пользоваться чертёжными инструментами при построении сетки для узора; отрабатывать навыки подбора гармоничных сочетаний цвета, зарисовывания элементов рисунка, придерживаясь контура изображения; Отрабатывать приёмы работы карандашом; развивать умение чередовать элементы орнамента; формировать устойчивое внимание; развивать творческие способности, детское воображение и эстетическое восприятие; развивать тонкую моторику руки, глазомер; развивать художественный вкус; Воспитывать аккуратность, усидчивость и настойчивость в работе, эмоционального отношения к изображаемому.

Ход урока

1. Оргмомент.

Приветствие.

Установление дисциплины.

Подготовка учебных принадлежностей . Контроль наличия учебных принадлежностей, правильное размещение их на партах.

Проверка, чтобы на рабочем месте не было ничего лишнего.

2. Вводная беседа.

Одним из самых популярных видов декоративно-прикладного искусства является народный орнамент.

Орнамент используется для производства ковров, платков, элементов украшения одежды, деревянной посуды, подарочных сувениров и др. изделий.

При этом рисунки орнаментов создавались, хранились и передавались из поколения в поколение в семье.

Во-первых, выясним, что такое орнамент. (Орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. В основе орнамента лежит ритм.)

Задание: Показать пример орнамента в классе, показать ритмичное чередование элементов узора.

Как называется орнамент, построенный из растительных элементов?

Растительный. В растительном орнаменте в качестве мотива выступают формы растений (листья, веточки, цветы, плоды, деревья и т. д.).

А какие ещё бывают орнаменты по характеру элементов?

Геометрические. В геометрическом орнаменте в качестве мотива выступают геометрические фигуры

Основная часть

1. Анализ образца

2. Определение последовательности выполнения рисунка.

2.1. Учитель объясняет и показывает порядок выполнения рисунка.

Этапы работы (с указаниями):

1. С помощью шаблона рисуем окружность.

2. Для того чтобы орнамент получился ровным и красивым, мы с вами должны поделить окружность на 6 частей.

3. Составить декоративный мотив из растительных элементов.

Указание: рисунок декоративных элементов делается упрощённо, нужно сосредоточить внимание главным образом на красоте и выразительности их контура. Растительные формы нужно упростить по форме и изменить по цвету.

Указание: рисуя растительные элементы, следить за их чередованием. Рисуя одинаковые части, необходимо следить за точностью их размеров.

Перед раскрашиванием стереть все линии построения.

Раскрасит рисунок.

Указание: при составлении узоров нельзя допускать пестроты цвета – употреблять не более 3 – 4 красок, соблюдать цветовой ритм.

2.2. Ученик повторяет этапы работы.

3. Работа учащихся над рисунком и руководство процессом изобразительной деятельности.

Работа учащихся ведётся в соответствии с этапами работы.

На 25 – 30 мин. – физкультурная пауза.

За 5 минут до конца работы предупредить детей о том, что следует заканчивать работу.

После объявления об окончании работы дети должны её прекратить.

Заключительная часть

1. Подведение итогов урока.

Анализ деятельности учащихся на уроке.

Анализ детских работ

3. Окончание урока.

Уборка рабочего места.

ШАБЛОНЫ

Фиолетовый является производным цветом, полученным в результате смешивания голубого и красного цветов. Это цвет, обладающий особенно широкой гаммой оттенков – от темно-красных, ежевичного и заканчивая сливовым. Все зависит от доли красного или синего цветов. Гамма фиолетов содержит, конечно, мягкие оттенки с примесью белого цвета, такие как глициниевый или лавандовый. Фиолетовый положительно влияет на умственную деятельность и стимулирует нервную систему. Фиолетовая комната побуждает воображение и креативность. Рекомендуется для всех, кто ищет согласия, тишины, спокойствия, помогает понять собственные потребности и чувства. Нежелателен для чрезмерно чувствительных людей с пониженной самооценкой, постоянно ищущих одобрения, окружающих себя другими людьми. Глубокий фиолетовый цвет внушает состоятельность, а его светлый оттенок – романтизм, нежность, изящность. В сочетании с коричневым и бежевым цветом фиолетовый ассоциируется с цветами земли и придает интерьеру помещения оттенок таинственности. В сочетании с зеленым создает радостную атмосферу. Фиолетовый с розовым является особенно женственным сочетанием. Лавандовый — это символ элегантности. Стены, покрашенные в интенсивные, темно-синие оттенки, в сочетании с белым или фиолетовым цветом придают интерьеру глубину и силу, идеально стимулируя умственную активность. Темно-синий цвет в сочетании с металлическим серебром ассоциируется с элегантностью, а в сочетании с оранжевым или красным делает помещение интенсивным и веселым, поэтому такое сочетание особенно подходит для детских комнат. Более бледные оттенки красок из палитры синих цветов являются оптимальными цветами, способствующими расслабленности и покою. Их можно сочетать с белым, бежевым или кремовым цветами. Для получения более интенсивного эффекта мягкий голубой цвет можно подчеркнуть зеленым или коричневым, придавая интерьеру престижный характер. Синий превосходно сочетается с узорчатыми коврами или шторами.

ЦВЕТ в садовом дизайне: ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ
Приступая к созданию сада, необходимо заранее продумать его структуру. Но если план расположения куртин, цветников, посадок деревьев и даже расположение огорода можно легко представить в масштабе на бумаге, то гораздо сложнее безошибочно создать цветовую композицию сада. Цветовая композиция – это сочетание цветовых пятен в пространстве, организованное в определенной закономерности и рассчитанное на эстетическое восприятие.
В теории цвета выделяют три основных (желтый, красный и синий) и три составных (или производных) цвета (оранжевый, зеленый и фиолетовый), получаемых в результате смешения основных. К теплым цветам относят желтый, оранжевый и красный. В любой композиции они всегда выделяются и служат главным акцентом, визуально приближая цветник к наблюдателю. Зеленый, синий и фиолетовый – холодные цвета, они зрительно отдаляют композицию. Растения с голубыми и синими цветами часто высаживаются для углубления перспективы по границе сада, или чтобы подчеркнуть тень под деревьями в саду.
Существует несколько принципов цветовых сочетаний, которые используются в создании садов. Наиболее просты по своей структуре монохромные цветовые композиции, в последнее время они приобретают все большую популярность у садоводов. При создании в саду монохромных цветовых композиций сочетаются между собой различные оттенки и тона одного цвета. Некоторые оттенки будут светлее основного тона, другие – темнее. Например, это может быть сочетание синего и различных оттенков голубого и фиолетового или (в зависимости от вкуса хозяина сада) красного и оранжевого. Многие классические сады созданы именно на основе монохроматической цветовой схемы. В продаже имеется широкий ассортимент многолетних и однолетних цветов разнообразных окрасок, что позволяет довольно просто создавать такие комбинации.
В монохромном саду сразу же формируется настроение, соответствующее общему тону. Сад из белых и серебристых цветов традиционно считается символом чистоты, и хотя такая композиция требует особо тщательного ухода, вечерами светлый и загадочный белый сад очень красив. Красные оттенки цветов повышают настроение, прибавляют бодрости. Сад, где преобладает желто­оранжевая гамма, даже в самый пасмурный день будет напоминать о солнце и тепле. Построенные на оттенках зеленого садовые композиции идеальны для отдыха от городской жизни и снятия напряжения глаз, поэтому наиболее часто их создают, если в сад хозяева выбираются только на выходные. Сад в сине-голубой гамме успокаивает, снимает головную боль, покой и открытость – вот настроение синего сада. Фиолетовый цвет сада навевает фантазии, он мистичен, но изысканно красив. Розовые оттенки характерны для садов романтического стиля, в теплых розово-малиновых тонах уютно и спокойно.
При создании монохромной композиции надо учитывать, что при различном освещении растения одного и того же цвета воспринимаются по-разному. При ярком солнечном свете способность человека различать цвета притупляется, а при дневном освещении, но не на солнце, цвета теплых (желто­-оранжевых) тонов кажутся более яркими, чем цвета холодных (сине-фиолетовых) тонов. В пасмурный день растения, освещенные голубоватым отраженным светом неба, предстают в холодных тонах, и все цвета также приобретают синий оттенок и становятся немного темнее. На открытом месте с наступлением сумерек цветы и зеленые листья деревьев, освещенные низким заходящим солнцем, приобретают ярко выраженный красный оттенок. В свете электрических ламп красный цвет становится более насыщенным, оранжевый – краснеет, а желтый – тускнеет.

Таким образом, даже идеально составленная, но неудачно расположенная цветовая композиция может выглядеть плохо. На хорошо освещенном месте бледно окрашенные цветы романтической розовой композиции будут казаться выгоревшими, а слабый контраст светлых оттенков вызовет напряжение зрения. Если вы приезжаете на дачу по вечерам, красный сад, такой яркий и бодрый днем, будет встречать вас зловещим свечением, а изысканный фиолетовый сад осенним вечером станет слишком темным и мрачным. Поэтому местоположение сада зачастую определяет его цветовую композицию. Так мы подходим к добавлению цветов в основной тон сада.
Цветовые композиции из родственных цветов – для их создания используют цвета, расположенные по соседству в цветовом круге, например, сочетание красного, оранжевого и желтого. Переходы цветов в такой схеме похожи на сочетание цветов в радуге. Композиции из родственных цветов более спокойны и легки для восприятия, а главное – такие композиции практически всегда беспроигрышны и безупречны. Довольно сложно ошибиться при подборе оттенков подобной композиции, к тому же, остается больше простора для фантазии – например, можно сочетать пурпурнолистные кустарники с фиолетовыми и синими цветами. Необычайно элегантны сочетания растений с темно­зеленой листвой с декоративными сортами, имеющими пестрые листья: с крапинками, каймой, прожилками. Также очень красиво дополняет зеленый цвет серебристая, золотистая, бронзовая, пурпурная листва некоторых растений.
Правда, следует помнить, что на восприятие цвета влияет расстояние, с которого мы его рассматриваем. На расстоянии 10¬50 м мы видим и воспринимаем все цвета и оттенки. С расстояния свыше 50 м и до 300 м хорошо различаются цвета и плохо – оттенки. А дальше 500 м мы видим лишь общий цветовой фон. Поэтому если вы хотите, чтобы композиция вашего сада впечатляла еще издали, нужно разнообразить ее другими цветами.
Максимальное разнообразие оттенков сада достигается в контрастных цветовых композициях. Для их создания используют цвета, расположенные напротив друг друга в цветовом круге – так называемые взаимодополняющие, контрастные цвета, например, сочетания красного с зеленым, оранжевого с синим, желтого с фиолетовым. Такие сочетания позволяют образовывать очень энергичные и активные цветовые композиции в саду. Создавать их сложнее, чем монохромные, надо соблюдать меру, иначе сад будет напоминать лоскутное одеяло. Зато удачные контрастные цветовые композиции прибавят вашему саду ярких, впечатляющих акцентов и пятен.
Для создания контраста также могут быть использованы цвета одного тона, резко отличающиеся друг от друга по светлоте. Например, темно­фиолетовый ирис можно посадить рядом со светло¬фиолетовой примулой. Контраст может также получиться при сопоставлении разных цветов, одновременно различающихся и по степени яркости. Эффектно будет выглядеть сочетание темно­бордового флокса и нежно­кремовых анютиных глазок, темно­синего люпина и соломенно­желтых петуний, коричневых бархатцев и лимонно­желтых гладиолусов. Лучше всего одновременный контраст по свету и цвету проявляется при сочетании фиолетовых цветов с желтыми, желто­зелеными и светло-зелеными тонами. Также очень красиво смотрится сочетание белого и темно­фиолетового, но для смягчения получающегося жесткого светлотного контраста к ним можно добавить голубой цвет. Часто в контрастную композицию добавляют растения с серебристыми листьями (например, серебристые сорта хосты), они смягчают и нейтрализуют цветовые контрасты. Красивая и динамичная композиция может получиться при объединении серебристо-серых тонов с фиолетовыми или темно­пурпурными.
Чтобы создать удачную контрастную цветовую композицию, необходимо следовать основным принципам цветового дизайна, по которым строится общая цветовая схема сада: единство, фокальные точки, баланс, ритм.
Единство предполагает использование в саду растений близкого тона и оттенка. Это придает дизайну сада последовательность и объединяет различные элементы и его части. Используя этот прием с достаточным разнообразием цветовых оттенков, можно избежать ощущения монотонности. То есть даже в контрастной композиции необходимы монохромные фрагменты и участки, созданные с использованием родственных цветов (например, шпалера золотистолистных кустарников как отправная точка композиции должна перекликаться с желтыми цветами в других частях сада).
Фокальные точки – это элементы дизайна, привлекающие взгляд. Цвет выступает в качестве акцента всей композиции, и фокальной точкой может быть растение с необычным цветом листвы, стеблей или цветов. Например, это может быть фиолетовый ирис на альпинарии в розово¬палевых тонах. Но при создании таких цветовых акцентов важно не перестараться – большое количество фокальных точек сделают сад перегруженным и тяжелым для восприятия.
Баланс – это равное распределение визуальной нагрузки. В садах регулярного стиля этого достичь легко: все элементы просто размещают симметрично. Пейзажный стиль предусматривает асимметрию, поэтому баланс здесь достигается визуальным уравновешиванием общей картины с использованием различных растений и цветовых элементов. Этому принципу следовать сложнее, чем предыдущим, но есть старый прием, который широко используется садоводами: при формировании композиции можно оставить небольшие фрагменты уже подготовленной почвы незасаженными, а когда композиция будет завершена, и вскроются недочеты баланса, можно заполнить их растениями соответствующих оттенков для уравновешивания композиции сада. Также можно поэкспериментировать с расстановкой цветовых акцентов, если приобретать посадочный материал в контейнерах.
Ритм – это движение в пределах заданного, периодически повторяющегося мотива. Повторение выбранного цвета или сочетания цветов через определенный интервал заставляет наш взгляд скользить вдоль заданного направления. К примеру, если в цветнике, решенном в сиренево-синих тонах, с определенной периодичностью высадить оранжевые лилии, привлекающие взгляд, то получится ритмичная композиция. Но если эта лилия будет в единственном экземпляре, или в виде букетной посадки, то она будет восприниматься нами как фокальная точка.
Если у вас мало опыта в создании цветовых композиций, то можно руководствоваться несколькими правилами, чтобы избежать ошибок в подборе цветовой гаммы:
смешивайте теплые цвета с теплыми, холодные с холодными;
используйте в создании цветочной композиции не более трех цветов (например, два основных и один производный);
чем более чистые цвета вы используете, тем контрастнее будет композиция;
на первом плане цветника следует размещать растения темных тонов, а светлые – на заднем плане, это создаст объем и визуально увеличит сад;
в центральной части композиции можно посадить растение яркого цвета, который больше нигде в саду не встречается, это сразу привлечет внимание;
белый цвет зрительно увеличивает объем садовых композиций, наполняя их светом, и помогает отделить друг от друга контрастные цвета;
черный цвет усиливает и подчеркивает яркость всех остальных, особенно желтого и красного;
не забывайте о цвете окружающих построек, их цвет также должен гармонично вливаться в общую композицию.
И помните главное: даже самый маленький садик, созданный со вкусом и чувством гармонии, будет выглядеть намного красивее, чем огромный парк, в котором как попало разбросаны пестрые цветовые пятна.
О. Вершинина,
канд.биол.наук

Дизайн цветов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *