Бузульник зубчатый дездемона

Бузульник — элегантная лигулярия: выращивание, посадка, уход и размножение

Высокие растения с пышной зеленью всегда привлекают внимание. В статье изложены рекомендации по выращиванию такого необычного кустарника, как бузульник, посадка и уход за ним детально описаны. Указаны сорта и разновидности, особенности растения. Бузульник, выращивание и размножение его в открытом грунте не требуют значительных усилий, нужно лишь прислушиваться к рекомендациям экспертов ландшафтного дизайна. Статья иллюстрирована яркими фото.

Описание бузульника: сорта и разновидности

Бузульник (Ligularia) – высокорослый многолетний кустарник, который послужит отличным дополнением к любой цветочной композиции в саду, спрячет неприглядные места, украсит стены и заборы. Как яркие язычки пламени (кстати, так переводится с латыни название растения) желтого и оранжевого оттенков выглядят соцветия бузульника в цветнике. Высокий цветок (отдельные сорта могут достигать в высоту 2-х метров) эффектен и в одиночных и в групповых посадках.

В дикой природе произрастают до 150 сортов бузульника, в ландшафтном дизайне используется около десяти. Для выращивания в открытом грунте пригодны многие сорта, наиболее распространены:

  • бузульник Пржевальского (лат. Ligularia przewalskii);

Бузульник Пржевальского

  • бузульник Вича (лат. Ligularia veitchiana);

Бузульник Вича

  • бузульник Вильсона (лат. Ligularia wilsoniana);

Бузульник Вильсона

  • бузульник зубчатый (лат. Ligularia dentata);

Бузульник зубчатый

  • бузульник Кемпфера ( лат. Ligularia kaempferi).

Бузульник Кемпфера

Лигулярия Пржевальского – абсолютно неприхотливое растение, которое нуждается в минимальном уходе. Отличается высокими соцветиями (до 130-150 см) и формой листьев (они производят впечатление изрезанных). Зацветает в конце июня, соцветия желтого оттенка, собранные на цветоносе-«стреле».

Селекционерами выведены разновидности лигулярии Пржевальского:

  • «Light Fingered» отличается листвой более изрезанной формы по сравнению с бузульником Пржевальского, а соцветия насыщенно-желтого оттенка;
  • «Ракета» выстоит даже на самом сильном ветру, цветоносы по форме напоминают ракету;

Сорт «Ракета»

  • «Кленолистный» отличается крупными кленовидными листьями.

Зубчатый бузульник зацветает в конце лета, в сравнении с бузульником Пржевальского он немного ниже, вырастает до 100-130 см, отличается большими округлыми листьями (в диаметре до 80 см) и длинным стеблем. Соцветия ярко-желтых оттенков собраны в своеобразные зонтики.

Разновидности лигулярии зубчатой отличаются оттенками листьев:

  • листья бузульника зубчатого «Дездемона» светло-зеленые, немного отливают бронзовым оттенком сверху, а с тыльной стороны могут быть светло-фиолетового, сиреневого либо коричневатого цвета, с ярко-алыми прожилками;

Сорт «Дездемона»

  • сорт «Britt-Marie Crawford» привлекает внимание и активно используется в ландшафтном дизайне благодаря листьям насыщенного темно-красного оттенка;
  • также интересен сорт «Отелло» с ярко-оранжевыми соцветиями и красными прожилками на листве.

Посадка растения

Лигулярия – достаточно неприхотливое в уходе растение. Растущий в открытом грунте бузульник, посадка и уход за ним не требуют значительных временных и материальных затрат. Для выращивания многолетника в открытом грунте подойдут затененные места с достаточно увлажненной почвой. На ярком солнце растение начинает терять влагу и увядать, такие же процессы происходят, если высадить этот цветок и в пересушенный грунт.

Важно помнить, что бузульник — влаголюбивая культура

Высаживать бузульник рекомендуют в плодородную увлажненную почву, это условие является залогом в дальнейшем выращивания мощного красивого куста. Если грунт с низким содержанием гумуса, следует подготовить под посадку бузульника ямки размером около 40 см в высоту, длину и ширину, которые наполнить смесью земли садовой и перегноя (около ведра). Также при посадке можно добавить в ямку суперфосфат и древесную золу.

Уход за бузульником

Бузульник – растение с мощными листьями и множеством соцветий, нуждающийся в регулярном поливе. Многолетник рекомендуют высаживать возле водоемов, в том числе искусственных. В знойный день бузульник необходимо обильно поливать и орошать.

Совет: не высаживайте бузульник в солнечных местах, при недостатке влаги растение станет увядать и потеряет всю привлекательность.

Опытные садоводы рекомендуют проводить обрезку многолетника, удаляя в конце сезона стрелы-цветоносы. Если синоптики прогнозируют суровую зиму, необходимо поздней осенью перед заморозками удалить всю надземную часть куста, так растение легче перезимует.

Очень хорошо культура чувствует себя вблизи водоемов

Цветоносы многолетника отличаются особой устойчивостью, но в ветреную погоду следует подвязать растение, чтобы оно не сломалось. Таким образом можно сохранить всю его красоту.

Удобрение и подкормка бузульника

Бузульник отлично откликается на внесение подкормок и удобрений. Если при его посадке в ямку добавлен перегной, первый год роста культура в подкормке больше не нуждается. В дальнейшем рекомендуется до начала цветения регулярно вносить в качестве удобрения под каждый кустик разведенный жидкий коровяк из расчета 1 литровая банка замоченных коровьих лепешек на 10-литровое ведро воды. Подкормку проводят один раз в две недели, под каждое растение вносят около 3-х л раствора.

Каждый сезон растение желательно подкармливать

Опытные садоводы рекомендуют воздержаться от подкормки растения при значительных перепадах дневных и ночных температур.

В середине осени специалисты рекомендуют замульчировать растение перегноем, а весной его перемешать с верхним слоем грунта при рыхлении. Время от времени можно вносить под растение небольшое количество древесной золы.

Размножение растения

Бузульник размножается 2 способами:

  • семенами;
  • вегетативно – делением куста.

Этот кустарник может произрастать на одном месте более двух десятилетий, но для его омоложения рекомендуют один раз в пять-семь лет производить деление материнского куста, рассаживая деленки. Для этого необходимо ранней весной до начала активной фазы роста отсечь острой лопатой часть куста бузульника, выкопать ее, а оставшуюся ямку наполнить смесью перегноя и садового грунта. Материнское растение необходимо полить.

Корневище бузульника

При размножении бузульника вегетативно, корневище отделенной части куста следует промыть, разделить ножом на отдельные деленки, при этом на каждом побеге должна быть хотя бы одна плодородная почка. Деленки высаживаются в подготовленные лунки (размером 40 х 40 х 40 см), наполненные смесью плодородной земли и перегноя. Также следует сразу же внести в лунки минеральные удобрения.

Семена бузульника

Размножение бузульника семенами – более кропотливое занятие, при таком способе посадки многолетник зацветет только лишь на третий-четвертый год. Для получения семенного материала, семена бузульника должны дозреть непосредственно на самом растении. Их следует собрать в пакетик, просушить и осенью высеять на отдельном отведенном участке на глубину около 2-х см. Перезимовав и пройдя естественную стратификацию, весной сеянцы взойдут. После укрепления можно пересаживать на постоянное место произрастания.

Болезни и вредители бузульника

Растение абсолютно устойчиво к заболеваниям и вредителям, даже насекомые предпочитают не садиться на этот цветок. Однако, определенный ущерб бузульнику могут нанести слизни, поедающие молодую листву. Для защиты многолетника от вредителя рекомендуется рассыпать под кустом гранулы суперфосфата.

Слизень на листьях бузульника

В редких случаях цветок может заразиться грибковым заболеванием – мучнистой росой. Для удаления грибка рекомендуется обмыть листья раствором марганцовки ( 2,5 г на 10-литровое ведро).

Бузульник в сочетании с другими растениями

В ландшафтном дизайне бузульник отлично смотрится в одиночных и групповых посадках. Он хорошо сочетается с:

  • хостами;
  • лилейниками;
  • горцем змеиным;
  • манжеткой мягкой.

Бузульник в ландшафтном дизайне

Бузульник в ландшафтном дизайне

Дизайнеры рекомендуют использовать бузульник Пржевальского в одиночных посадках, таким образом лишь подчеркивается необычная красота этого растения. Также можно создавать целые стены из высокорослых сортов многолетника, высаживать его в саду, декорируя стволы и подножия старых деревьев.

Правильно выбрав сорт бузульника, обеспечив ему оптимальное место для посадки, подкормку и полив можно получить эффектное растение, которое будет радовать внешним видом как непосредственно на участке летом, так и на фото зимой.

LiveInternetLiveInternet

автор поста Руслан Менлиазизов,
«Отелло, венецианский мавр» (англ. Othello, the Moor of Venice) — трагедия Уильяма Шекспира, написанная около 1604 года.
Краткое содержание:
Молодая девушка Дездемона, дочь венецианского сенатора, тайно венчается с благородным мавром Отелло — командующим войсками Венецианской республики. Окружающие не понимают, за что Дездемона могла полюбить некрасивого и немолодого Отелло и подозревают мавра в колдовстве, с помощью которого он завладел сердцем Дездемоны. Отелло рассказывает, как его полюбила Дездемона:
Отец ее любил меня, звал часто,
Расспрашивал меня про жизнь мою,
За годом год, про битвы, про осады,
Про все, что я изведал.
Я вел рассказ от детских лет моих
Вплоть до начала нашей с ним беседы:.Я говорил о бедственных событьях,
О страшных случаях в морях и в поле,
О штурмах брешей под нависшей смертью,
О том, как я был дерзко в плен захвачен
И продан в рабство, выкуплен оттуда,
И что я видел в странствиях моих…..
Я стал ей дорог тем, что жил в тревогах,
А мне она — сочувствием своим.
Вот колдовство, в котором я повинен.
Charles West Cope. Отелло рассказывает Дездемоне и её отцу о своих приключениях

D. Cowper. Отелло рассказывает Дездемоне и её отцу о своих приключениях

Carl Ludwig Friedrich Becker. Отелло рассказывает Дездемоне и её отцу о своих приключениях

Дездемона пылко подтверждает правоту слов Отелло и говорит, что вышла замуж за Отелло по своей воле.
Карл Бекер. Отелло и Дездемона отвергают обвинения

Потом действие переносится на Кипр, куда Отелло отбывает по долгу службы, а Дездемона следует за мужем.
Встреча Отелло и Дездемоны на Кипре

Встреча Отелло и Дездемоны на Кипре

William Powell Frith. Отелло и Дездемона

Theodore Chasseriau. Отелло и Дездемона

James Clarke Hook. Отелло и Дездемона
Яго ненавидит Отелло за то, что тот не сделал его своим заместителем. Есть у него и другие причины не любить Отелло. Яго подозревает свою жену Эмилию в любовной связи с Отелло, в доме которого она работет. Яго, пользуясь доверчивостью Отелло, постепенно внушает мавру, что его жена изменяет ему с молодым и красивым лейтенантом Кассио. Яго советует Отелло задушить Дездемону в той постели, на которой она ему изменяла.
W.S. Herrick. Отелло и Дездемона
Предчувствуя смерть, Дездемона поет песнь об иве.
У матери моей была служанка,
Бедняжка Барбара. Ее любимый
Отверг ее. Она все «Иву» пела;
Песнь старая, но шла к ее судьбе;
И с ней она и умерла. Сегодня
Мне эта песнь покоя не дает.
Все тянет голову склонить к плечу
И петь, как Барбара.
Данте Габриэль Россетти. Песнь Дездемоны
Theodore Chasseriau. Дездемона
Theodore Chasseriau. Дездемона
Гюстав Моро. Дездемона
Александр Кабанель. Дездемона
Отелло приходит в опочивальню к Дездемоне, спрашивает, молилась ли она ночь, чтобы покаяться в своих грехах:
Мне тяжко убивать
Твой неготовый дух. Избави Боже,
Чтоб я убийцей стал твоей души.
Отелло и Дездемона
Отелло душит Дездемону.
Adolphe Weisz. Отелло и Дездемона
Antonio Muсoz Degrain. Отелло и Дездемона
H. Hofmann. Отелло и Дездемона
John Graham. Отелло и Дездемона
Josiah Boydell. Отелло и Дездемона
Alexandre-Marie Colin. Отелло и Дездемона
Узнав о слушившимся, Эмилия открывает Отелло правду: Дездемона была невинна, а Яго оклеветал её. Отелло закалывает себя.
Известный советский шекспировед М.М. Морозов писал о последних минутах жизни Отелло:
«Он говорит, что он «честный убийца», «ибо ничего не сделал ради ненависти, но сделал все ради чести». Музиль, игравшая вместе с Сальвини, передавала мне, что однажды, когда кто-то при Сальвини сказал, что Отелло убивает Дездемону из ревности, Сальвини стал горячо доказывать другое. Отелло, по мнению Сальвини, убивает в Дездемоне поруганный идеал человека. И в конце трагедии, при последнем монологе Отелло, мы не только примиряемся с Отелло, но восхищаемся им. Он говорит о том, что «любил не мудро, но слишком любил». Отелло не был «мудрым», то есть умудренным опытом венецианской жизни человеком, и не подозревал о возможности самого существования Яго. Он сравнивает себя с «невежественным индейцем, который выбросил жемчужину, более драгоценную, чем все богатства его племени». Он предстает перед нами не как неистовый ревнивец, но как жертва чудовищного обмана. Он сам говорит о себе, что «не легко ревнив, но, когда воздействовали на него, дошел до крайнего смятения чувств».
Отелло, конечно, казнил себя, потому что убийство Дездемоны преступление. Точно так же он некогда в Алеппо казнил турка, который «поносил Венецианскую республику». Но перед тем, как казнить себя, он плачет слезами радости, потому что Дездемона оказалась невинной; потому что, вырвавшись из сетей Яго, он вновь обрел свободу, и правдой жизни оказалась верность Дездемоны, а не клевета Яго; Отелло говорит, что его «смягченные глаза, хотя и не привыкшие к слезам, роняют капли столь же быстро, как роняют аравийские деревья целебную мирру». В этой радости Отелло победа гуманизма Отелло и Дездемоны над хищником Яго». (Анализ трагедии «Отелло» по ходу действия).
Трагедия Шеспира «Отелло» была множество раз сыграна в театре и кинематографе. В своё время роль Отелло исполнил выдающийся русский театральный режиссёр, актёр и преподаватель К.С. Станиславский.
К.С. Станиславский в роли Отелло
Существует американский фильм «Отелло» 1952 года режиссера Орсона Уэллса (сам режиссер исполнил главную роль).
постер американского фильма «Отелло» (1952)
Орсон Уэллс в роли Отелло
Сюзанн Клотье в роли Дездемоны
Американский фильм не произвел на меня особого впечатления, гораздо больше мне понравился советский фильм 1955 года режиссера Сергея Юткевича.
Постер фильма «Отелло» (1955)
Главные роли в фильме исполнили Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева.
Вымазанный коричневой краской Сергей Бондарчук в роли Отелло смотрится очень естественно, играет ярко и вдохновенно.
Сергей Бондарчук в роли Отелло
Ирина Скобцева в роли Дездемоны
сцена удушения Дездемоны
Стоит также отметить российско-британский мультфильм «Отелло» 1994 года выпуска из цикла «Шекспир: анимационные истории» (Shakespeare: The Animated Tales).
Отелло в мультфильме
Дездемона в мультфильме
Умирающая Дездемона в мультфильме
ФИЛЬМ
ОТЕЛЛО
http://my-hit.ru/film/7169/online
ДРУГОЙ ФИЛЬМ
ОТЕЛЛО
http://filmin.ru/13702-otello.html
И, КОНЕЧНО, НАШ
ОТЕЛЛО
http://cccp-film.ru/online/otello-1956.html


Сьюзен Герберт — «Отелло душит Дездемону» — иллюстрация к трагедии Уильяма Шекспира «Отелло»
&nbsp
Фрагмент из кинофильма «Берегись автомобиля» (1966)
Правда, герой Евгения Евстигнеева в фильме замахнулся на «Гамлета», но кто сказал, что нельзя замахнуться на «Отелло» или, в крайнем случае, на Дездемону?)))

Бронзовая статуэтка «Отелло и Дездемона»
Австрия (начало XX века)


Сьюзен Герберт (Susan Gerbert), родилась в 1945-ом году в Хэмптоне (Великобритания), — английская художница.
Сьюзен обожает кошек. Именно они стали героями её работ.
1963-1968 — работала в в театральных кассах Королевского шекспировского театра в Лондоне.
В 1972-ом году она проучилась единственный семестр в школе рисунка Раскина, в Оксфорде.
В 70-х годах Сьюзен Герберт стала работать как свободный художник. В это время её работы демонстрировались в Королевском театре и галерее Kings Circus, в Ванне.
В 1984-ом году — выставка работ в Соединенных Штатах.
Главная выставка работ художницы была проведена в 1990-м году в галерее Crypt, в Лондоне.
В течение 90-х годов Сьюзен Герберт достигла более широкой известности, сотрудничая с издательством Thames & Hudson.
1995 — международная популярность Сьюзен Герберт была подтверждена передвижной выставкой, которая стартовала из Токио.
Всего издано девять книг с рисунками Сьюзен Герберт:
1990 — Галерея кошек
1991 — Дневник викторианской кошки
1992 — Кошки импрессионистов
1994 — Кошки истории западного искусства
1995 — Средневековые кошки
1996 — Шекспировские кошки
1997 — Кошки оперы
1999 — Кошки прерафаэлитов
2006 — Кошки кино


Сьюзен Герберт — «Отелло и Яго» — иллюстрация к трагедии Уильяма Шекспира «Отелло»
Обложка книги, вышедшей в этом году в издательстве «Эксмо»

Трагедию Уильяма Шекспира «Отелло, венецианский мавр» (The Tragedy of Othello, The Moor of Venice), часто называют просто «Отелло» по имени главного героя. Шекспир написал её около 1604-го года. Сюжет пьесы заимствован из произведения «Венецианский мавр» авторства итальянского учёного-гуманиста, теоретика литературы и писателя Джамбаттиста Джиральди Чинтио (1504-1573).
Мавры — исповедовавшие ислам арабы и берберы Северо-Западной Африки и Европы в период между VII и XVII веками. Этот термин применяется как в отношении арабов и берберов, которые завоевали Испанию и поселились там в VIII веке, так и той части жителей завоёванных территорий (и их потомков), которые стали мусульманами. Поскольку некоторые из арабских завоевателей Испании относились к негроидной расе, этот термин употреблялся в XVI и XVII веках как отличительный признак любого человека с тёмной кожей. Из-за своей неточности термин «мавры» редко используется историками.
Мавры были прекрасными воинами и мореплавателями.

Роберт Александр Хиллингфорд (1828-1904) — Отелло, рассказывающий Дездемоне о своих приключениях (1869)
Роберт Александр Хиллингфорд (Robert Alexander Hillingford) — английский художник, принадлежавший к дюссельдофской школе живописи.
I акт (сцена 3)
Ее отец любил меня. Я часто
Бывал у них. Рассказывал не раз
Событья личной жизни, год за годом.
Описывал превратности судьбы,
Бои, осады, все, что я изведал.
Я снова пересматривал всю жизнь —
От детских дней до нынешней минуты.
Припоминал лишенья и труды,
Испытанные на море и суше.
Рассказывал, как я беды избег
На волосок от смерти. Как однажды
Я в плен попал, и в рабство продан был,
И спасся из неволи. Возвращался
К местам своих скитаний. Говорил
О сказочных пещерах и пустынях,
Ущельях с пропастями и горах,
Вершинами касающихся неба.
О каннибалах, то есть дикарях,
Друг друга поедающих. О людях,
Которых плечи выше головы.
Карл Людвиг Фридрих Беккер (1820-1900) — Отелло рассказывает Дездемоне и её отцу о своих приключениях
Карл Людвиг Фридрих Беккер (Karl Ludwig Friedrich Becker) — немецкий исторический живописец.
Рассказы занимали Дездемону,
И, отлучаясь по делам, она
Всегда старалась кончить их пораньше,
Чтоб вовремя вернуться и поймать
Утерянную нить повествованья.
Я рад был эту жадность утолять
И рад был просьбу от нее услышать,
Чтоб я ей как-нибудь пересказал
С начала до конца, что ей отчасти
Известно уж. Я начал. И когда
Дошел до первых горьких столкновений
Моей незрелой юности с судьбой,
Увидел я, что слушавшая плачет.
Когда я кончил, я был награжден
За эту повесть целым миром вздохов.
«Нет, — ахала она, — какая жизнь!
Я вне себя от слез и удивленья.
Зачем узнала это я! Зачем
Не родилась таким же человеком!
Спасибо. Вот что. Если бы у вас
Случился друг и он в меня влюбился,
Пусть вашу жизнь расскажет с ваших слов —
И покорит меня». В ответ на это
Я тоже ей признался. Вот и все.
Я ей своим бесстрашьем полюбился,
Она же мне — сочувствием своим.
Так колдовал я.
Эдуард Фредерик Вильгельм Рихтер (1844-1913) — Отелло — Дездемона, отстаивающая свою любовь перед отцом и дожем (1880)
Эдуард Фредерик Вильгельм Рихтер (Edouard Frederic Wilhelm Richter) — французский художник-ориенталист.
I акт (сцена 3)
Дож
Перед таким рассказом, полагаю,
Не устояла бы и наша дочь.
Брабанцио, придется примириться.
Ведь вы стены не прошибете лбом.
Брабанцио (отец Дездемоны)
Сперва ее послушаем, что скажет.
Конечно, если оба заодно,
То у меня нет к мавру притязаний. —
Поди поближе, госпожа моя.
Скажи, кому из этого собранья
Должна ты подчиняться больше всех?
Дездемона
Отец, в таком кругу мой долг двоится.
Вы дали жизнь и воспитанье мне.
И жизнь и воспитанье говорят мне,
Что слушаться вас — мой дочерний долг.
Но вот мой муж. Как мать моя однажды
Сменила долг перед своим отцом
На долг пред вами, так и я отныне
Послушна мавру, мужу моему.
Томас Стотхард (1755-1834) — Возвращение Отелло на Кипр
Томас Стотхард (Thomas Stothard) — английский художник и график.
Акт II (сцена 1)
Входит Отелло со свитой.
Отелло
Моя воительница!
Дездемона
Мой Отелло!
Отелло
Я верить не могу своим глазам.
Ты здесь? Как ты меня опередила?
Всегда за бурями такой бы штиль,
Кто б не мечтал тогда о непогоде!
О, если б мог сейчас я умереть!
Счастливее я никогда не буду.
Дездемона
О нет! Избави бог! Наоборот:
Жизнь будет нас дарить все большим счастьем.
Отелло
Аминь! Да будет по твоим словам.
Я счастлив так, что говорить не в силах.
Обнимаются.
И сердце бьется чаще, чем твое, —
Единственное наше разногласье.
Лудовико Маркетти (1853-1909) — Кассио в присутствии Эмилии просит Дездемону о заступничестве перед Отелло
Иллюстрация к трагедии Уильяма Шекспира «Отелло»
Лудовико Маркетти (Ludovico Marchetti) — итальянский художник — мастер жанровых сцен и иллюстратор.
Акт II (сцена 3)
Входят Дездемона, Кассио и Эмилия.
Дездемона
Поверьте, милый Кассио, для вас
Я сделаю, что в силах.
Эмилия
Постарайтесь.
Мой муж от огорченья сам не свой,
Как будто с ним беда, а не с другими.
Дездемона
Вот это доброта так доброта!
Но, Кассио, не сомневайтесь, милый:
Я знаю, я вас с мужем помирю.
Кассио
За это, что б со мною ни случилось,
Я буду вашим преданным слугой.
Дездемона
Благодарю. Отлично это знаю.
Вы любите Отелло. Вы давно
Его узнали. Верьте, ваша ссора
Продолжится не дольше, чем того
Потребует политика.
Кассио
А если
Политика продлится без конца?
Для этого всегда найдется пища.
Судите сами: должность заместят,
Отсутствие мое войдет в привычку,
И о моем усердье генерал
Не вспомнит больше.
Дездемона
Этого не будет.
В присутствии Эмилии клянусь,
На вашу должность никого не примут.
Она за вами, слово вам даю.
Я раньше не отстану от Отелло.
Увидите, я в школу превращу
Его постель, а стол — в исповедальню.
Вы будете припевом ко всему,
О чем не заведем мы разговора.
Приободритесь, Кассио. Скорей
Ходатай ваш умрет, а не отступит.
Лудовико Маркетти (1853-1909) — Эмилия подбирает платок, оброненный Дездемоной
Иллюстрация к трагедии Уильяма Шекспира «Отелло»
Дездемона
Отелло, что с тобой? Пора обедать,
Все собрались, и гости ждут тебя.
Отелло
Прости меня.
Дездемона
Ты говоришь так тихо!
Ты нездоров?
Отелло
Да, голова болит.
Дездемона
Все оттого, что ты недосыпаешь.
Дай обмотаю голову платком,
И все пройдет.
Отелло
Он слишком мал. Не надо.
Отстраняет платок, она роняет его.
Пойдем.
Дездемона
Жаль, что тебе нехорошо.
Отелло и Дездемона уходят.
Эмилия
Я рада, что нашла ее платок,
Который подарил ей мавр на свадьбу.
Мой муж все просит — укради его,
Но госпожа, по настоянью мавра,
Платок все время держит при себе
И говорит с ним и его целует.
Вот я теперь сниму с него узор,
По просьбе Яго. Небесам известно,
Какая до платка ему нужда.
Пусть радуется. В этом нет труда.
Лудовико Маркетти (1853-1909) — Яго отравляет душу Отелло сомнениями
Иллюстрация к трагедии Уильяма Шекспира «Отелло»
Акт III (сцена 3)
Отелло
Как! Изменять!
Яго
Довольно, генерал.
Оставьте эти мысли.
Отелло
Сгинь! Исчезни!
Ты жизнь мою в застенок обратил.
Пускай меня и больше б обманули,
Да я б не знал.
Яго
Нет, что вы, генерал!
Отелло
Часы, когда она принадлежала
Другому, не заботили меня.
Я их не видел и о них не ведал
И в следующую за ними ночь
Спал сладко с ней, спокоен был и весел.
Я на губах у ней не находил
Осадка Кассиевых поцелуев.
Тот не ограблен, кто не сознает,
Что он ограблен.
. . .
Отелло
Мерзавец, помни:
Ее позор ты должен доказать!
Вещественно, мерзавец, помни это!
А то, клянусь бессмертием души,
Собакой лучше бы тебе родиться,
Чем гневу моему давать ответ.
Статуэтка «Отелло и Дездемона»
Lladro — Испания (1971)
Акт III (сцена 4)
Отелло
Меня сегодня насморк одолел.
Дай мне платок.
Дездемона
Пожалуйста.
Отелло
Не этот.
Ты знаешь, тот.
Дездемона
Его со мною нет.
Отелло
Действительно?
Дездемона
Действительно.
Отелло
Печально.
Платок достался матушке моей
В подарок от ворожеи-цыганки.
Та уверяла, что, пока платок
У матери, он к ней отца привяжет
И сохранит ей красоту. Когда ж
Она его отдаст иль потеряет,
Отец к ней должен охладеть
И полюбить другую. Перед смертью
Мать отдала платок мне, завещав
Дать в будущем его своей невесте.
Я так и сделал. Береги платок
Заботливее, чем зеницу ока.
Достанься он другим иль пропади,
Ничто с такой бедою не сравнится.
Лудовико Маркетти (1853-1909) — Кассио и Бьянка
Иллюстрация к трагедии Уильяма Шекспира «Отелло»
Бьянка
Откуда это? Новая подруга?
Так вот ты с кем неделю пропадал?
Теперь мне все понятно, все понятно.
Кассио
Брось тотчас к черту свой ревнивый бред.
Платок от женщины, уж ты решила?
Нет, Бьянка, нет.
Бьянка
Откуда ж он тогда?
Кассио
Не знаю сам. Он у меня валялся.
Мне нравится узор. Сними его,
Пока платка обратно не спросили.
Ну, а теперь оставь меня.
Лудовико Маркетти (1853-1909) — Отелло обвиняет Дездемону
Иллюстрация к трагедии Уильяма Шекспира «Отелло»
Акт IV (сцена 1)
Дездемона
О, как я рада!
Отелло
Рада?
Дездемона
Что, мой милый?
Отелло
Я рад, что ты забыла всякий стыд.
Дездемона
Забыла стыд. Отелло, милый?
Отелло
Дьявол!
(Ударяет ее.)
Дездемона
Ничем не заслужила!
(Плачет.)
Лудовико Маркетти (1853-1909) — Отелло входит в спальню к Дездемоне
Иллюстрация к трагедии Уильяма Шекспира «Отелло»
Акт V (сцена 2)
Спальня в замке.
Дездемона в постели. Горит свеча. Входит Отелло.
Отелло
Таков мой долг. Таков мой долг. Стыжусь
Назвать пред вами, девственные звезды,
Ее вину. Стереть ее с лица земли.
Я крови проливать не стану
И кожи не коснусь, белей чем снег
И глаже алебастра. И, однако,
Она умрет, чтоб больше не грешить.
Задую свет. Сперва свечу задую,
Потом ее. Когда я погашу
Светильник и об этом пожалею,
Не горе — можно вновь его зажечь,
Когда ж я угашу тебя, сиянье
Живого чуда, редкость без цены,
На свете не найдется Прометея,
Чтоб вновь тебя зажечь, как ты была.
Должна увянуть сорванная роза.
Лудовико Маркетти (1853-1909) — Молилась ли ты на ночь, Дездемона?
Иллюстрация к трагедии Уильяма Шекспира «Отелло»
Артуш Шайнер (1862-1938) — Отелло и Дездемона
Артуш Шайнер (Artuš Scheiner) — чешский художник, иллюстратор и мастер карикатуры.
Дездемона
Это ты, Отелло?
Отелло
Да, Дездемона.
Дездемона
Ты не ляжешь спать?
Отелло
Ты перед сном молилась, Дездемона?
Дездемона
Да, дорогой мой.
Отелло
Если у тебя
Есть неотмоленное преступленье,
Молись скорей.
Дездемона
Что хочешь ты сказать?
Отелло
Молись скорее. Я не помешаю.
Я рядом подожду. Избави бог
Убить тебя, души не подготовив.
Антонио Муньос Дегрейн (1840-1924) — Отелло у постели Дездемоны
Антонио Муньос Дегрейн (Antonio Muñoz Degrain) — испанский художник популярного в середине XIX века эклектического стиля, в котором смешивались романтизм и модернизм.
Дездемона
Еще минуту!
Дай помолиться!
Отелло
Поздно чересчур.
(Душит ее.)
Эмилия
(за сценой)
Впустите, генерал, меня! Впустите!
Отелло
За дверью шум. Жива! Еще жива?
Я — изувер, но все же милосерден
И долго мучиться тебе не дам.
Так. Так.
(Закалывает ее.)
Помпео Марино Мольменти (1819-1894) — Смерть Отелло (1879)
Помпео Марино Мольменти (Pompeo Marino Molmenti) — итальянский художник
Отелло
Сперва позвольте слово или два,
Потом пойдем. Я оказал услуги
Венеции. Но это знают все.
Речь не о том, я вот с какою просьбой:
Когда вы будете писать в сенат
Об этих бедах, не изображайте
Меня не тем, что есть. Не надо класть
Густых теней, смягчать не надо красок.
Вы скажите, что этот человек
Любил без меры и благоразумья,
Был не легко ревнив, но в буре чувств
Впал в бешенство. Что был он, как дикарь,
Который поднял собственной рукою
И выбросил жемчужину, ценней,
Чем край его. Что, в жизни слез не ведав,
Он льет их, как целебную смолу
Роняют аравийские деревья.
Прибавьте к сказанному: как-то раз
В Алеппо турок бил венецианца
И поносил сенат. Я подошел,
За горло взял обрезанца-собаку
И заколол. Вот так.
(Закалывается.)
Фрагменты трагедии Уильяма Шекспира в переводе Бориса Леонидовича Пастернака (1890-1960)
Владимир Андреевич Фаворский (1886-1964) — иллюстрации к трагедии Уильяма Шекспира «Отелло»

Ксилографии к «Отелло» — одна из первых послевоенных работ художника. К сожалению, книга не была издана ни при его жизни, ни после.

Владимир Андреевич Фаворский, родился в 1886-ом году, — российский и советский график, мастер портрета, ксилографии и книжной графики, искусствовед, сценограф, живописец-монументалист, педагог и теоретик изобразительного искусства, профессор. Академик АХ СССР (1962), Народный художник СССР (1963), Лауреат Ленинской премии (1962) за иллюстрации к классическим произведениям русской литературы.
«Начал я рисовать, потому что рисовала мать, а она рисовала потому, что дед был художником. …Таким образом, создалась художественная линия в семье. Я воспринимал рисование, как приятное занятие, не собирался кого-нибудь поучать или вести за собой… А когда вошёл в мир искусства и понял красоту его, то захотелось, чтобы другие также видели его, научить их видеть этот мир.»
В. А. Фаворский. Для каталога собственной выставки.
15 июля 1964 года

Автопортрет
1906-1907 — учился в частной академии профессора Шимона Холлоши (1857-1918) в Мюнхене, параллельно слушал курс Карла Фолля по истории искусства на философском факультете Мюнхенского университета. Путешествовал по Италии, Австрии и Швейцарии.
Через полвека, уже будучи признанным мастером, Фаворский скажет:
«Вспоминая мою встречу с Холлоши в дни моей молодости, когда я только-только вступал в искусство, я обращаюсь к его памяти с глубочайшей благодарностью. Конечно, не он один меня учил и воспитывал, но он первый приоткрыл мне дверь в искусство и научил искать в натуре художественную правду, за что я всегда буду ему благодарен».
1907-1913 — учился в Московском университете на искусствоведческом отделении историко-филологического факультета.
1910 — оформляет первую книгу: «Над. Бромлей. Пафосъ. Композиция. Пейзаж. Лица» (Москва. Товарищество типографии А. И. Мамонтова). В этом же году впервые экспонирует работы на XVII выставке «Московского товарищества художников» (МТХ).
1915-1918 — участник Первой мировой войны.
1916 — представлен к Георгиевскому кресту 4-й степени и произведён в прапорщики.
1918-1919 — «мастер-ассистент» по живописи и рисунку во Вторых свободных художественных мастерских (Совмас) в Москве. Создаёт для театра деревянные куклы-марионетки «Давид» и «Голиаф».
1919-1920 — мобилизован в РККА.
Июнь 1919-февраль 1920 — участвует в боях на Царицынском фронте.
20 апреля 1921-го года — уволен из армии по возрасту.
1920 — принят в Московские Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС, с 1927-го года — ВХУТЕИН) профессором по деревянной гравюре,- до закрытия Вхутеина (1930) заведовал кафедрой ксилографии графического факультета.
1923-1926 — ректор ВХУТЕМАСа.
1930-1934 — профессор Полиграфического института.
1932 — избран в правление вновь организованного Союза советских художников.
1933-1934 — преподаёт в Архитектурном институте и в Институте изобразительного искусства в Москве.
1937 — Grand Prix на Всемирной выставке в Париже, за работы по оформлению советского павильона
1957 — мозаичное панно «1905 год» (Золотая медаль Всемирной выставки в Брюсселе в 1958-ом году).
Умер художник 29 декабря 1964-го года в Москве.


Трагедия «Отелло» ставилась в театрах всего мира много и часто, в том числе в России, а потом и в СССР. Так в 1930-ом году во МХАТе Константином Сергеевичем Станиславским была осуществлена знаменитая постановка трагедии с Леонидом Леонидовым в роли Отелло и Аллой Тарасовой в роли Дездемоны. Эскизы декораций и костюмов к спектаклю нарисовал выдающийся театральный художник Александр Яковлевич Головин.

Александр Головин (1863-1930) — эскизы костюмов к постановке «Отелло» во МХАТе (1930)
(Отелло 1, Отелло 2, Дездемона, Яго, Кассио)

Многие артисты мечтали сыграть роль Отелло, но не всем это удавалось. А вот знаменитый актер — Народный артист СССР (1956) Ваграм Камерович Папазян (1888-1968) сыграл эту роль дважды: в первый раз в двадцать лет, будучи актером армянской труппы Константинополя (с 1930-го года Стамбул), города, в котором он родился, а во второй — в 1923-ем году в ереванском театре имени Сундукяна.
В 1922-ом году он с группой артистов перебрался в СССР. Во время Великой Отечественной войны актер жил в Ленинграде и всё время блокады играл на сценах Большого драматического театра имени Максима Горького и Театра драмы имени Пушкина.
Ваграм Папазян перед спектаклем «Отелло» так настраивался на роль: он метался за кулисами, как тигр в клетке, и взвинчивал себя тирадами: «Говорите, Папазян плохой артист… Я вам всем докажу!».

Замечательный советский осетинский артист Владимир Васильевич Тхапсаев (1910-1981) блистал в роли Отелло не только на родной сцене Северо-осетинского театра в Орджоникидзе (теперь Владикавказ), но и на лондонской театральной сцене.
В 1964-ом году, во время празднования 400-летия со дня рождения Уильяма Шекспира в Королевском театре в Лондоне, он был отмечен королевой Елизаветой как лучший в мире исполнитель роли Отелло. Владимир Тхапсаев играл на осетинском языке в составе труппы из актеров ведущих театров мира, специально приглашённых в столицу Великобритании для постановки трагедии Шекспира «Отелло».
Статуэтка «Артист Ваграм Папазян
в роли Отелло»
ЛФЗ (1938)
Автор — Наталья Данько (1892-1942)

Азанбек Джанаев (1919-1989)
Владимир Тхапсаев
в роли Отелло (1960)


Забавный случай приключился со знаменитым итальянским драматическим актером Томмазо Сальвини (1829-1915). На одном из первых спектаклей «Отелло», в котором Сальвини великолепно исполнял заглавную роль, он забыл загримировать руки и — о ужас! — зал это заметил. Такого публика стерпеть не могла: темпераментные итальянцы стали выкрикивать нелестные для актера реплики, кто-то швырнул на сцену апельсиновые корки… Сальвини, однако, не выглядел смущенным. Он терпеливо дождался тишины и продолжал играть как ни в чём не бывало. Публика поняла, что артист исправит положение во втором акте и тогда можно будет простить ему эту ужасную оплошность.
Начался второй акт. Все ждали выхода Отелло, и сразу же тысячи взглядов устремились на его руки. И тут гневные выкрики слились в возмущённый вой. Какое безобразие, какое неуважение к публике — у Отелло опять белые руки! Шквал негодования надолго прервал течение спектакля.

Сальвини спокойно ждал, пока в зале утихнет буря. Потом неторопливо вышел на авансцену, оглядел ряды зрителей и начал медленно снимать белые перчатки, руки под которыми были тёмными. На минуту в зале повисла тишина, а затем публика буквально взвыла от восторга.


Сальвини в роли Отелло
Дорогой, ты меня любишь?
Да, спи.
Как Ромео Джульетту?
Нет, как Отелло Дездемону: не будешь спать — задушу!

Вопрос о том, зарезал Отелло Дездемону или задушил остаётся на совести переводчиков и режиссёров, в зависимости от степени их садистских наклонностей.)))
В русском переводе, приведённом здесь, Отелло сначала придушивает Дездемону, а затем, из милосердия, — а как же ещё? — добивает её кинжалом. Судя по всему, такая версия существует не только в русском переводе — достаточно посмотреть на австрийскую статуэтку с кошечками в самом начале сюжета. В английском же оригинале ни о каком добивании жертвы кинжалом речь не идёт.
Act 5, Scene 2
Начиная с:
«DESDEMONA
Kill me tomorrow—but let me live tonight.
(«Убей меня завтра — оставь мне жизнь на эту ночь.» Дескать, проспись, дурак, глядишь, и ты остынешь.)
OTHELLO
No, if you struggle with me—
(Но, если борешься со мной -)
DESDEMONA
Just half an hour!
(Хоть полчаса!)
OTHELLO
While I’m doing this, I can’t pause for a moment.
(Нечто в том роде: «Душить я начал, в раж вошёл и не могу остановиться!»)
DESDEMONA
Just let me say one prayer!
(Позволь прочесть хотя б одну молитву!)
OTHELLO
It’s too late. (he smothers her)
(Слишком поздно! (Душит её))»
и вплоть до реплики Дездемоны с последующей ремаркой:
«DESDEMONA
No one. I did it myself. Give my love to my kind husband. Oh, goodbye!
(Никто. Я это сделала сама. Сообщи о моей любви мужу. О, прощай!)
DESDEMONA dies.
(Дездемона умирает.)»
никаких других ремарок больше нет. Из чего следует, что шекспировский Отелло, не мудрствуя лукаво, без всяких изысков — незатейливо так задушил Дездемону.

Адольф Вейс (1838-после 1900) — Отелло и Дездемона
Адольф Вейс (Adolphe Weisz) — французский художник, венгр по рождению.
Кристиан Кюхлер (1809-1861) — Дездемона и Отелло (1859)
Кристиан Кюхлер (Christian Köhler) — немецкий художник дюссельдофской школы живописи.
Анжело Тимпонаро (родился в 1959-ом году) — Сумасшествие Отелло
Анжело Тимпонаро (Angelo Timpanaro) — современный итальянский художник, в творчестве которого сочетаются классицизм с гиперреализмом.
Теодор Шассерио (1819-1856) — Отелло и Дездемона
Теодор Шассерио (Theodore Chasseriau) — французский романтический художник — портретист, исторический живописец, автор картин восточной и религиозной тематики.
Александр-Мари Колин (1798-1875) — Отелло и Дездемона (1829)
Александр-Мари Колин (Alexandre-Marie Colin) — французский художник — автор исторических и жанровых полотен.

Классические сюжеты зачастую становятся объектами для пародий, но, пожалуй, ни одно классическое произведение не пародировали так часто, как «Отелло» Шекспира.

Наш директор хочет меня задушить!
Почему ты так решила?
Стоит мне опоздать, как он у всех спрашивает: «А где наша Дездемона?»
Маски-шоу — Игра в классики — «Отелло» (2003)
Подставка под очки «Отелло»
Театр у микрофона — «Отелло»
Юрий Гальцев и Игорь Ярошевич
ВТОРАЯ ЧАСТЬ СЮЖЕТА
Отелло — мавр венецианский
Слова Алексея Охрименко, Сергея Кристи, Владимира Шрейберга
на мотив песни «Когда б имел златые горы»
Поёт — группа «Балаган-limited»

Бузульник, он же лигулярия – красивоцветущее травянистое растение семейства Астровые. Не все знают, что у этого вроде бы невзрачного дикаря, что свободно растет в Азии и Европе, есть множество культурных сортов, способных по-настоящему украсить любой участок, особенно если он теплый, влажный и тенистый.

Внешне растение представляет собою крупную прикорневую розетку таких же больших (до 60 см в диаметре!) рассеченных листьев разных оттенков зеленого и красно-коричневого, из которой выступают высокие цветоносы с соцветиями-метелками из ромашковидных цветков от бледно-желтого до оранжево-красного цветов.

Цветут бузульники обычно летом (самые ранние виды зацветают в июне), но у некоторых видов цветение продолжается и осенью (до октября). Длительность цветения (а значит, и декоративности растения) составляет до двух месяцев. Латинское его наименование, кстати, произошло именно из-за формы цветов с их оранжевыми лепестками-язычками (лат. «ligula» – язычок).

Как и какой именно бузульник можно вырастить у себя на участке? Давайте по порядку.

Бузульник – посадка, уход и размножение, общие правила

Бузульник неприхотлив, теневынослив и зимостоек, хорошо и быстро разрастается, на одном месте прекрасно существует до 15 лет. Он способен стать ярким акцентом или центром архитектурной композиции любого цветника, особенно по соседству с культурами контрастного цвета (например, цветущими синим и голубым).

Растение предпочитает влажные, богатые питательными веществами почвы, может переносить временное затопление, а вот пересыхания грунтов и постоянную жару не выносит. Лучше развивается в полутени, хотя при должном поливе (обильном и регулярном) неплохо будет чувствовать себя и на солнце. Также для бузульника нужно выбирать непродуваемые участки без сквозняков. Отличный выбор для этого растения – место в тени дома или забора, береговая линия водоема.

В условиях средней полосы России зимостоек без укрытия, хотя профилактическое обрезание до уровня земли и засыпание опадом на случай бесснежных зим желательно.

Болезням большинство видов бузульника фактически не подвержены и лишь иногда их повреждают слизни и улитки.

Исходя из всего вышеописанного, понятно, что ухаживать за растением просто: его нужно регулярно поливать, рыхлить почву и изредка подкармливать настоем коровьего навоза (1:10) из расчета 3 л на один взрослый куст.

Размножение всех видов бузульника возможно как семенами, так и делением куста.

Семена растения высаживают в грунт ранней весной или осенью. Посаженный таким образом бузульник порадует цветением лишь через 3-4 года.

Гораздо проще и надежнее проводить деление корневища.

Бузульник – популярные виды и сорта с фото

Из 150 известных видов бузульника в культуру введено около десяти. Самые популярные в наших широтах – сорта бузульника зубчатого с щитковидными соцветиями, реже – бузульника Пржевальского и узкоголовчатого с колосовидными соцветиями.

Их выращивают и ради привлекательных цветов, которые хорошо смотрятся и на клумбе, и в срезке, и ради крупной цветной листвы, создающих общий декоративный облик. Выведено множество сортов садового бузульника, отличающегося формой и цветом листовых пластинок, окраской соцветий.

Давайте рассмотрим самые популярные и красивые виды, сорта и гибриды.

Бузульник Отелло (Othello)

Сорт бузульника зубчатого.

Растение высотой около 1 м, раскрытые листья достигают 40-50 см в диаметре. Не до конца распустившиеся листья фиолетово-пурпурные, позже листовая пластина становится сверху темно-зеленой с фиолетовым оттенком, а снизу – пурпурной. Листья глянцевые, с заметными темными разветвленными жилками.

Цветение начинается в конце августа – начале сентября, длится около 1,5 месяцев. Соцветия желто-оранжевые (мандариновые), цветки достаточно крупные (диаметром до 13 см).

Бузульник Дездемона (Desdemona)

Сорт бузульника зубчатого.

Растение высотой около 1 м, раскрытые листья достигают 30-40 см в диаметре. Они «волнистые», сверху светло-зеленые с бронзовым отливом, а снизу – фиолетово-коричневые. На поверхности листьев заметны темно-красные разветвленные жилки.

Цветение начинается в середине августа, длится около 1,5 месяцев. Соцветия светло-желто-оранжевые, цветки с темной сердцевинкой, достаточно крупные (диаметром до 10 см).

Бузульник Дыхание дракона (Дрэгонc Брэс, Dragon’s Breath)

Сорт бузульника Пржевальского.

Растение высотой не более 0,6 м. Листья зеленые, глубоко-рассеченные, с изящными узкими долями, часто «закрученными». Черешки листьев и цветоносы темно-коричневые.

Цветение начинается в середине июля, длится около 1,5 месяцев. Соцветия колосовидные, цветки золотисто-желтые, мелкие.

Бузульник Брит Мари Кроуфорд (Britt-Marie Crawford)

Сорт бузульника зубчатого.

Растение высотой около 0,8 м, раскрытые листья достигают 40-50 см в диаметре. Они округлые, «волнистые», пурпурно-шоколадного цвета с фиолетовыми черешками и темно-пурпурной «изнанкой». Листья глянцевые, имеют заметные темные разветвленные жилки.

Цветение начинается в июле, длится около 1-1,5 месяцев. Соцветия ярко-желтые, цветки крупные (диаметром 7-8 см).

Бузульник Зе Рокет (The Rocket)

Гибрид бузульника узкоголовчатого.

Растение высотой около 0,9 м, раскрытые листья достигают 30-35 см в диаметре. Листья сердцевидные, остро зазубренные, весной и летом зеленые, осенью – пурпурно-малиновые. Они плотные, с заметным фактурным жилкованием.

Цветение начинается в середине июля, длится около 1,5 месяцев. Соцветия стреловидные, ярко-желтые, цветки некрупные (диаметром около 3-4 см), на прямых темных цветоносах до 2 м высотой.

Бузульник Вича (Veitchiana)

Отдельный вид бузульника.

Растение высотой до 2 м, листья зеленые, сердцевидные, с резным острозубчатым краем. Полностью раскрытые, они достигают 40 см в диаметре.

Цветение начинается в августе, длится около 1-1,5 месяцев. Соцветия удлиненно-пирамидальные, цветки мелкие желтые.

Бузульник Осирис (Osiris)

Карликовый гибрид бузульника зубчатого.

Растение высотой до 0,5 м. Листья плотные, кожистые, волнистые, темно-зеленые сверху и пурпурно-бордовые с нижней стороны.

Цветение начинается в середине июля, длится около 1,5 месяцев. Соцветия щитковидные, цветки лимонно-желтые, некрупные.

Бузульник сибирский

Отдельный вид бузульника.

Единственный вид, встречающийся в естественных условиях в Европейской части России. Садовая форма при обычном уходе вырастает значительно крупнее, чем растение в дикой природе.

Растение мощное, с прочными толстыми стеблями, до 1 м в высоту. Листья жесткие, крупные, темно-зеленые, сердцевидные, снизу опушенные (густота опушения зависит от подвида).

Цветение начинается в конце августе, длится около 1 месяца. Соцветия колосовидные, цветки остролепестковые, горчично-желтые, мелкие.

Бузульник Грэгиног Голд (Gregynog Gold)

Гибрид бузульника зубчатого и бузульника Вильсона.

Растение высотой до 2 м, куст компактный, листья ярко-зеленые, сердцевидно-треугольные, с резным мелкозубчатым краем и закругленным концом.

Цветение начинается в августе, длится около 1-1,5 месяцев. Соцветия-корзинки в крупных пышных щитках, цветки ярко-желтые, некрупные.

Вот такой он, яркий и неприхотливый бузульник. Если вы давно задумываетесь, как без особых хлопот «освежить» внешний вид привычного участка, почему бы не поселить у себя этот замечательный многолетник?

Бузульник – многолетнее корневищное растение семейства сложноцветных. Это очень необычное и красивое растение, которое способно оживить самые угрюмые и тенистые участки вашего сада и берега водоема. Будучи очень неприхотливым, тенелюбивым, легким в уходе, бузульник, в сочетании с другими тенелюбивыми и теневыносливыми растениями, дает возможность создавать неповторимые композиции.

В ландшафтном дизайне бузульник использовался еще в прошлом веке, но потом был незаслуженно забыт, и только в последнее время интерес к нему возобновился. И не зря, ведь он необычайно красив: крупные, очень декоративные листья разной формы, яркие соцветия. Ботаники относят в этот род около 150 видов растений с различной формой цветов, соцветий и листьев. Их размеры варьируют от полуметра до высоты человеческого роста. Разнообразна также и окраска – от бледно-желтой до насыщенно-оранжевой. Листья большие, сложной формы, чаще зеленые, но бывают красные или фиолетовые, что придает кустам дополнительную декоративность в течение всего сезона. У некоторых сортов листва меняет окраску со временем: все лето кусты будут радовать глаз разнообразной, временами причудливой формы листвой различных оттенков зеленого цвета, а в конце сезона листья окрасятся в ярко-красные тона, оживляющие осенний ландшафт.

Популярные виды и сорта бузульников

Бузульник также именуют лигулярией – исходя из его родового названия (Ligularia). В продаже чаще всего можно увидеть бузульник зубчатый (L. dentata) и бузульник Пржевальского (L. przewalskii) и их сорта. Эти виды отличаются высотой, формой листьев и соцветий, сроками цветения. Если бузульник зубчатый достигает высоты около 1 м, имеет округлые листья до 0,5 м шириной с зубцами по краям и цветет в июле – августе, то бузульник Пржевальского выше – до 1,8 м, имеет сильно рассеченные листья и кистевидные соцветия, зацветает раньше зубчатого, в конце июня.

Самыми известными и распространенными сортами бузульника зубчатого являются Отелло и Дездемона. Сорта различаются окраской листьев и цветков. У Отелло листья и черешки имеют темно-красную окраску, внешняя сторона листа темно-зеленая с фиолетовым оттенком, а нижняя – пурпурная. Цветки темно-оранжевые. У Дездемоны листья сверху светло-зеленые с красноватым оттенком, а снизу сиреневато-коричневые. Цветки темно-желтые. Цвести этот сорт начинает немного позже, чем Отелло.

Менее распространенные, но все же встречающиеся у садоводов сорта бузульника зубчатого – Фантазии Озириса и Оранжевая королева. Это более низкорослые сорта, до 0,5 м, различаются они цветом соцветий – у Фантазий Озириса цветки золотисто-желтые, а у Оранжевой королевы – желто-оранжевые, насыщенные. Очень красивый, благодаря красной окраске листвы, сорт Brit Marie Crawford.

б. Зубчатый Оттело

б. Зубчатый Osiris Fantaisie

б. Зубчатый Дездемона

Среди сортов бузульника Пржевальского следует отметить Ракету и Кленолистный. Различаются они формой листвы: у Ракеты листья более сглаженные, у Кленолистного – резные.

б. Пржевальского Ракета

б. Пржевальского Кленолистный

Также, хотя и не часто, встречаются следующие сорта: бузульник Кемпфера (L. kaempferi), Вильсона (L. wilsoniana), узколистный (L. stenocephala), Хессей (L. hessei), Воробьева (L. vorobievii), Фишера (L. fischeri), пальчатолопастный (L. palmatiloba), крупнолистный (L. macrophylla), Вича (L. veitchiana), сибирский (L. sibirica), тангутский (L. tangutica). В последнее время возникло много гибридных форм бузульников.

Все растения рода Ligularia различаются размерами (от кустов высотой 30 см до двухметровых гигантов), цветом и формой листьев и соцветий, сроками цветения. Из этого разнообразия всегда можно выбрать себе растение в зависимости от потребностей дизайна сада.

Среди сортов следует отметить сорта гибридного происхождения Little Rocket и Little Lantern, отличающиеся аккуратной, компактной формой. Однако в продаже эти сорта встречаются нечасто.

Кроме выдающихся по размерам и форме листьев, необычно и привлекательно цветение бузульников. Яркие свечки высоких соцветий в совокупности с декоративной листвой позволяют отнести эти растения к незаменимым украшениям тенистого уголка сада. Цветение одного вида обычно длится около 20–25 дней. Первым зацветает бузульник Вильсона, а затем эстафету подхватывают другие виды. Если подобрать хорошую коллекцию лигулярий, то их цветение в саду можно наблюдать вплоть до середины августа.

Цветение одного вида обычно длится около 20–25 дней.

б. Вильсона

Little Rocket

б. Кемпфера

Большинство видов бузульника зимостойки и хорошо зимуют в условиях Украины. Из перечисленных видов лишь бузульник Кемпфера можно выращивать только на юге Украины. Он очень красив и стал бы достойным украшением вашего сада, но ухаживать за ним сложно. Это теплолюбивое растение, в северных районах зимой оно может вымерзнуть.

Выращивание и уход

Почва должна быть богата гумусом, а место посадки – затененное, так как растение плохо переносит прямые солнечные лучи. Если куст посажен в месте, куда попадает жаркое полуденное солнце, листья днем могут начать увядать и обвисать. Бояться этого не нужно – к вечеру тургор листьев восстановится, особенно если вы станете поливать растения чаще и увеличите в жаркую погоду норму полива.

Бузульник плохо переносит прямые солнечные лучи.

Если почва на участке бедная, надо ее удобрить или засыпать в посадочную яму плодородную. Высаживать кусты лучше редко, на расстоянии не менее 50–100 см друг от друга, в зависимости от размера куста и сорта. Рассаживать кусты необходимо раз в 5 лет.
Подкармливать бузульники нужно так же, как и другие многолетники, весной и осенью. Хороший эффект дают внекорневые подкормки удобрениями в хелатной форме для декоративно-лиственных растений.

Размножается бузульник как делением куста, так и семенами. Дочерние растения образуются на кусте сами, достаточно их просто отделить лопатой, не выкапывая куст, и посадить в отдельную яму.

Лучшее время для посева семян – осень, сразу же после сбора. Весной они дружно взойдут. Однако при размножении семенами следует учитывать, что, если у вас на участке растет несколько разных сортов, в процессе роста могло произойти переопыление, и дочерние растения будут отличаться по виду от материнских. Кроме того, зацветет бузульник только через 3–4 года. Однако за счет своих очень декоративных листьев кусты будут отлично смотреться и без цветения.

бузульник Пржевальского на фоне изгороди

б. Зубчатый украшает забор

б. Пржевальского в природном цветнике

Вредители и болезни

Вредителей и болезней у бузульников немного. Самый большой вред бузульникам приносят слизни. Методы борьбы с ними мы подробно описали в статье «Улитки и слизни: методы борьбы».

Болеют бузульники редко, в основном мучнистой росой. При выявлении поражения этим грибком нужно опрыскать куст препаратами Топаз, Тилт, Фитоспорин. Многие садоводы пользуются для борьбы с мучнистой росой медным купоросом (1 ч. л. на 10 л воды) или другими медьсодержащими препаратами.

Лучшие места для высадки бузульника – затененные участки сада или берег водоема. Удивительно гармонично сочетаются бузульники, высаженные возле водоема с болотными ирисами и другими околоводными растениями. Использовать их можно и в качестве солитеров, то есть одиночно посаженных кустов, и в группах. Очень интересно смотрится группа из нескольких сортов, поскольку они имеют разную высоту и различные по форме и цвету листья и соцветия. Например, перед высокими сортами бузульников, такими как Gregynog Gold, гибрид Б. зубчатого и Б. Вильсона, высота которого достигает более 150 см, можно высадить более низкорослые сорта, такие как Little Rocket и Little Lantern, высота которых составляет около 50 см.

Высокие формы растения можно использовать для декорирования заборов и различных строений, при строгой геометрической планировке – сформировать сплошную изгородь.

б. Пржевальского в тени дома

б. Пржевальскогов вдоль дорожки

Бузульник можно использовать при создании миксбордеров, сочетая их с другими тенелюбивыми многолетниками, например осенними многолетними астрами, водосборами, наперстянками, хостами, астильбами, папоротниками. Высокие формы растения можно использовать для декорирования заборов и различных строений, при строгой геометрической планировке – сформировать сплошную изгородь.

Незаменимы бузульника для садиков в деревенском и природном стиле, где их можно посадить группами по 3–5 растений.
Выбирайте сорта, экспериментируйте и радуйтесь полученным результатам!

Бузульник зубчатый дездемона

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *