Атлантический океан проливы

Содержание

Мост Большой Бельт

Большой Бельт


Восточный мост (вид с острова Зеландия)

55°20′31″ с. ш. 11°02′10″ в. д.HGЯOL

Официальное название

Storebæltsforbindelsen

Область применения

Автомобильный E 20, Железнодорожный

Пересекает

пролив Большой Бельт

Место расположения

Острова Фюн, Зеландия, Дания

Конструкция

Тип конструкции

Висячий мост

Основной пролёт

1624 м

Общая длина

6790 м

Ширина моста

31 м

Эксплуатация

Открытие

14 июня 1998

Медиафайлы на Викискладе

Вид с воздуха

Мост Большой Бельт (дат. Storebæltsforbindelsen) — висячий мост в Дании, третий в мире по длине пролёта. Пересекает одноимённый пролив и соединяет острова Фюн и Зеландия. Строился в период с 1988 по 1998 год. Окончательная стоимость переправы через пролив составила 21,4 млрд датских крон. После постройки моста время переправы между островами сократилось более чем на час, а также значительно увеличились пассажирские и грузовые перевозки между восточной и западной частью Дании. Ежедневно по мосту Большой Бельт проезжает 27 600 автомобилей (паромная переправа обеспечивала не более 8000).

Конструкция

Вся 18-километровая транспортная система состоит из висячего моста и железнодорожного тоннеля на востоке, промежуточного острова Спрогё, и автомобильно-железнодорожного моста на западе. Автомобильное движение четырёхполосное, железнодорожное — двухпутное, электрифицированное.

Восточный мост

Восточный виадук Восточного моста имеет длину 2800 м, западный — 1700 м. Главная часть представлена подвесным мостом с центральным пролётом в 1624 м и двумя боковыми пролетами по 585 м, высота пролета — 57 м. Пилоны выполнены из железобетона, а настил из стали. Пилоны поднимаются на 280 м над уровнем моря и состоят из двух пустотелых конусообразных колонн, соединенных двумя траверсами. Деформация жёсткой секции колонн едва заметна в верхней части и более отчётливо прорисовывается под дорожным настилом. Таким образом удалось сочетать должный эстетический облик с техническими требованиями по гашению напряжений, испытываемых конструкцией под воздействием силы ветра. Особое внимание было уделено внешнему виду креплений подвесных тросов: чтобы они не выглядели слишком хрупкими на фоне общей массы конструкции, соответствующие блоки были поделены на отдельные треугольные секции.

Западный мост

Западный мост представляет собой два прилегающих виадука длиной 6611 м и пролётом 18 м, по северной части идёт железнодорожное, по южной — автомобильное движение.

Тоннель

Железнодорожный тоннель имеет длину 8024 м и максимальной глубину 75 м, он идёт параллельно восточному мосту.

Значение моста

Мост имеет огромное значение для Европы. Благодаря мосту прямой путь из Копенгагена в Оденсе занимает лишь 1 час 15 минут, из Копенгагена в Орхус — 2 часа 30 минут, из Копенгагена в Ольборг — 3 часа 55 минут. Благодаря строительству моста были прекращены внутренние авиаперелеты между Копенгагеном и Оденсе, количество авиарейсов между Копенгагеном и городами Орхус, Ольборг и Эсбьерг было значительно сокращено. Основным общественным транспортом на этих направлениях стал поезд. Вместе с мостом через Эресунн мост Большой Бельт обеспечивает прямую связь между континентальной Европой и Скандинавией. Благодаря этому мосту резко увеличось количество поездок на поездах и автомобилях между Швецией и Германией, восточной Данией и Германией. Так, благодаря этому мосту путь из Гамбурга в Копенгаген на ночном поезде занимает 4 часа 45 минут, на автомобиле — около 4 часов. Дневные поезда из Гамбурга в Копенгаген по-прежнему используют паром через пролив Фемарн между германским островом Фемарн и датским островом Лолланд.

Мост является единственной платной дорогой в Дании. Стоимость проезда на легковом автомобиле через мост Большой Бельт в 2013 году составляла 235 датских крон (33 евро).

Влияние на экологию

В процессе строительства моста флора и фауна пострадали больше, чем заявлялось в предварительных оценках, однако после его завершения они быстро восстановились, и в результате никакого непоправимого ущерба не было нанесено.

В результате строительства моста предпочтение отдается поездам и автомобилям, а не самолетам и паромам. Это привело к экономии электроэнергии от 2,5 до 3 петаджоулей в год, что составляет 2 % потребления электроэнергии на транспорт в Дании. Плюс отмечается сокращение выбросов углекислого газа.

Примечания

Дания

Мосты в Дании — больше, чем мосты.

В этом разделе речь пойдет о трех главных мостах Дании — Эресуннском (дат. Øresundsbroen, швед. Öresundsbron), мосте Большой Бельт (дат. Storebæltsforbindelsen) и о Новом мосте через пролив Малый Бельт. Для Дании, да и для всей Европы, это не просто обычные мосты, соединяющие берега трех проливов между Балтийским и Северным морями. Во-первых, потому, что они дают короткий путь по суше между Германией и Скандинавией, образуют важнейшую европейскую автомагистраль. По сути, благодаря этим конструкциям Дания сама становится мостом между Западной Европой и Скандинавией. Конечно, без них, в принципе, можно было бы добраться по суше из Германии в Швецию, но только вокруг Балтийского моря, через Польшу, Прибалтику и Россию, что бессмысленно, поскольку передвижение на пароме получится заведомо быстрее и дешевле. Во-вторых, Эресуннский мост и мост Большой Бельт — на самом деле не просто мосты, а целые комплексы сложных сооружений, их правильнее было бы называть переправами (иногда их еще называют линиями или соединениями).

Как строились мосты?

Мост через самый узкий из трех проливов — Малый Бельт — был построен давно, еще в 1935 году. Оккупация Дании Германией началась именно с захвата этого объекта. Первый мост был узким, двухполосным, поэтому пришлось сделать еще один, так называемый, Новый мост. Он строился с 1965 по 1970 год и был открыт 21 октября 1970 года королём Дании Фредериком IX. Но один этот мост не мог обеспечить сухопутный транзит между Германией и Швецией. Конечно, между берегами расположенных на этом пути двух других проливов действовали паромы. Но паром — всегда потеря времени и всегда ограничение по трафику. В 1991 году правительства Дании и Швеции подписали соглашение о создании постоянной магистрали через пролив Эресунн. Нужно сказать, что мечта об этом сооружении родилась в XIX веке, первый проект тоннеля обсуждался еще в 1888 году. Тут можно провести аналогию с тоннелем под проливом Ла-Манш, масштабы этих проектов соизмеримы. В двадцатом веке дважды возвращались к эресуннскому проекту: первый раз помешала Вторая мировая война, а в 60-е годы не хватило средств. В 90-е придумали план финансирования, который оказался эффективным и не использовал напрямую деньги налогоплательщиков. Была создана компания, половина акций которой принадлежала государству Дания, а другая половина — государству Швеция. Компания взяла кредит, его дали под государственные гарантии. Строительство было завершено 14 августа 1999 года, когда наследный принц Дании Фредерик и кронпринцесса Швеции Виктория символически встретились на середине нового моста. А официальное открытие состоялось 1 июля 2000 года с участием королевы Маргрете II, и короля Карла XVI Густава в качестве почетных гостей. После открытия движения за проезд начали брать плату.

Сначала это отпугивало, тарифы установили немалые, возникла даже опасность финансового краха проекта. Но трафик постепенно рос, поскольку граждане начали понимать преимущества быстрой переправы через пролив. Датчане могли жить в более дешевом шведском Мальмё, а на работу ездить в родную Данию, шведы могли быстро смотать в Копенгаген за дешевым спиртным или, скажем, под настроение, навестить Христианию. Между прочим, таможенный контроль тут существует только в одну сторону — из Дании в Швецию. Тем, кто часто пользуется мостом, полагалась большая скидка за проезд. В итоге проект смог отдавать кредит в положенные сроки, планируется, что где-то к 2030 году долг будет полностью погашен, и проект станет приносить прибыль. Либо проезд сделают бесплатным, если так решат правительства двух стран.

Мост через Большой Бельт, соединяющий датские острова Фюн и Зеландия строился в период с 1988 по 1998 год. Проезд по нему тоже платный, в результате его открытия пассажиры авто стали экономить на переправе около часа времени, а трафик вырос более чем втрое.

Как устроены переправы через проливы?

Новая переправа через Малый Бельт — действительно подвесной мост длиной 1700 м. Что касается двух других переправ — тут все гораздо сложнее.

Соединение Эресунн состоит из трех участков. Если двигаться со стороны Швеции, то сначала вы переезжаете через длинный мост. Мост сложный, двухслойный. По верхнему уровню двигаются автомашины (по два ряда в каждую сторону), а по нижнему — поезда (двухколейка).

Большая часть моста покоится на опорах, но есть и красивый, высокий (57 м), похожий на огромную арфу вантовый пролет. Сделан, чтобы под ним могли проходить большие суда. По традиции тип моста определяется его самым большим пролетом, поэтому и весь мост называют вантовым (подвесным). Между прочим, железнодорожные мосты редко бывают вантовыми: трудно обеспечить необходимую для прохода тяжелых составов жесткость конструкции. За мостом, общая длина которого 7845м, транспорт попадает на намывной искусственный остров Пеберхольм (Перец-остров, шутливое дополнение к расположенному севернее натуральному Соль-острову, датчане не лишены чувства юмора), с которого начинается система подводных тоннелей на другой берег пролива. Такое техническое решение было принято, чтобы со стороны Копенгагена надводный мост не мешал проходу кораблей и заходящим на посадку самолетам. Общая длина всей переправы — около 16 км.

18-километровая переправа через Большой Бельт также устроена не просто. Если двигаться с востока, со стороны острова Зеландия, транспортная система начинается с вантового моста и железнодорожного тоннеля, затем переходит на промежуточный остров Спрогё. Он, в свою очередь, соединяется с островом Фюн автомобильно-железнодорожным мостом, состоящим из двух путепроводов, выполненных из предварительно напряженного железобетона, — один предназначен для автомобильного, а другой — для железнодорожного транспорта Автомобильное движение четырехполосное, железнодорожное — двухпутное.

Проблемы при строительстве мостов.

Технические проблемы при конструировании соединений были связаны с несколькими факторами. Очень сильные ветры, которые часто наблюдаются в этом регионе, интенсивное судоходство, близость аэропорта в Копенгагене, необходимость обеспечения железнодорожного сообщения, наряду с автомобильным. Все эти обстоятельства обусловили разнообразие технических решений: сочетание вантовых, опорных мостов и тоннелей при строительстве переправ. Во время строительства Эресуннской переправы произошло как минимум два крупных происшествия: строители наткнулись на 16 неразорвавшихся бомб времен Второй мировой войны на морском дне, и произошел перекос одного из сегментов подводного тоннеля. Тем не менее, работы были завершены в намеченные сроки, даже на несколько месяцев раньше.

Много технических проблем было решено при организации железнодорожного движения. Дело в том, что в Швеции и Дании разные стандарты электрификации и сигнализации на железных дорогах. В итоге, система электроснабжения поезда переключается от шведского стандарта 15 кВ на датский 25 кВ переменного тока непосредственно перед восточным окончанием моста, а сигнал в линии переключается на датский стандарт на искусственном острове Peberholm. Естественно, и в конструкцию локомотивов также пришлось внести соответствующие изменения. Кроме того, Швеция использует железные дороги с левосторонним движением, а Дания — с правосторонним. Переход делается на центральном вокзале Мальмё.

Несмотря на учет местных метеоусловий, все-таки бывают ситуации, когда мосты полностью закрывают для движения при сильном ветре. В 2005 году произошло ЧП, своеобразное испытание переправы на прочность: пилон моста Большой Бельт зацепил датский сухогруз «Карен Даниэлсен». Мосту был нанесен лишь незначительный ущерб, но автомобильное и железнодорожное движение было все-таки остановлено на шесть часов.

Стоимость переправ и стоимость проезда по ним.

По опубликованным в прессе данным на строительство Эресуннской переправы было затрачено 3.8 млрд. USD, а на строительство Большого Бельта — 5.6 млрд. USD. Стоимость проезда по переправам меняется ежегодно, увы, в сторону возрастания. Но растет не быстро, примерно на 1 EUR в год. В 2010 году проезд через Эресунн в одну сторону для обычной легковой автомашины стоил 39 EUR, а через Большой Бельт — 31 EUR. То есть съездить из Швеции на остров Фюн и обратно обойдется в 140 EUR за машину. Актуальные цены для переправы Эресунн и для Большого Бельта можно посмотреть на их официальных сайтах. Посоветуем водителям быть внимательными и осторожными при проезде по переправам: ведь многие, кроме руля, тут держат в руке и фотоаппарат, и смотрят не только на дорогу, но и в видоискатель. Водителей можно понять: виды действительно открываются очень красивые.

А будут ли новые большие датские мосты?

Да, объявлено о строительстве еще одного, самого длинного моста, соединяющего Германию и Данию. В соответствии с заключенным между двумя странами соглашением, строительство должно быть завершено к 2018 году. Это будет самый длинный в Европе мост — 20 километров. Он свяжет немецкий остров Фемерн с датским Лолландом, то есть, новая переправа соединит берега пролива Фемерн в Балтийской море.

Строительство переправы приведет к сокращению сухопутного пути из Германии в Швецию примерно на 500 км, автотранспорту уже не потребуется проезжать через полуостров Ютландию и остров Фюн. Переправа будет состоять из четырехполосной магистрали и двухколейной железной дороги. Строительство моста оценено в 4,3 млрд. евро, причем финансирование полностью взяла на себя Дания. Доходы от эксплуатации также будут полностью поступать в датскую казну. Проект предусматривает строительство дополнительных 119 км железных дорог по территории Дании и 89 км — по территории Германии.

Самые крупные острова атлантического океана

Атлантический океан по величине площади воды находится на втором месте после Тихого океана, охватывает 20% поверхности земли. Атлантический океан раньше давал свыше 2/5 мирового улова, позже, из-за бесконтрольного рыболовства, численность рыб сильно снизилась. После недавнего введения строгого лимита рыболовства, количество рыб в Атлантическом океане стало увеличиваться. По Атлантическому океану разбросано несколько островов, самые крупные из них находятся на северной части океана. Рассмотрим список островов Атлантического океана от самого маленького до большого по площади.

10 — Сицилия

Общая площадь: 25 460 квадратных километров.

Это один из крупнейших островов, по форме напоминающий треугольник, с населением свыше пяти миллионов человек. На этом острове, принадлежащем Италии, преобладает гористый рельеф, на восточной части острова находится действующий вулкан Этна, высотой свыше 3300 метров над уровнем моря. Высоту этого вулкана и до сих пор не могут определить, так как она постоянно меняется в результате извержений. Вследствие чего на острове землетрясения не редкость, последнее самое разрушительное произошло в 1908 году. На Сицилии климат мягкий — короткая теплая зима и длинное жаркое лето, с огромным количеством солнечных дней.

9 — Маражо

Общая площадь: 40 100 квадратных километров.

Маражо является крупным островом Бразилии, его населяет не больше 380 000 человек. Они живут в деревнях на небольшом восточном прибрежном участке острова. Несмотря на то, что остров частично находится в Атлантическом океане, его полностью омывают пресные воды рек Амазонки, Пары и Токантинс, не пуская соленую воду к берегам. Из животных на острове Маражо больше всего распространены буйволы, свободно разгуливающие везде. Каждый год осенью местные охотники устраивают охоту на буйволов, которые очень быстро размножаются. За счет их мяса, шкур семья охотника может прожить несколько месяцев. Если восток острова населен местными жителями, то запад покрыт непролазными джунглями. На острове можно быстро разбогатеть, всего лишь занявшись разведением скота.

8 — Огненная Земля

Общая площадь: 47 992 квадратных километров.

Остров находится между Тихим и Атлантическим океаном, разделен между двумя странами Чили и Аргентиной. Учитывая две страны, на нем проживает свыше 250 000 человек. Считается неприветливым и таинственным островом. Остров получил название Огненная земля от одного мореплавателя, который, подплывая к острову, издалека увидел огромное количество костров местных жителей и принял их за вулканы. Несмотря, что климат на острове Огненная Земля суровый, с каждым годом увеличивается количество туристов, желающих побыть вдали от цивилизации.

7 — Ирландия

Общая площадь: 70 273 квадратных километров.

На острове Ирландия, омываемой Атлантическим океаном, проживает не больше шести миллионов человек. Несмотря, что официальным языком Ирландии считается ирландский и английский, все жители говорят преимущественно на английском языке. Ирландия стала знаменитой на весь мир благодаря очень красивой местной природе, где царят вечнозеленые холмы из-за теплых зим и прохладного лета. Жары там практически не бывает. Большую площадь острова Ирландии занимают равнины, только на севере и западе преобладает гористый рельеф. Деревья на острове занимают не больше десяти процентов его площади. Животный мир на острове скудный, видов птиц насчитывается не больше 380. Ирландия считается самой безопасной и дружелюбной страной в Европе.

6 — Гаити

Общая площадь: 76 480 квадратных километров.

Остров Гаити обладает гористым рельефом, в недрах которых содержится много полезных ископаемых, как золото, медь, серебро, железо. Климат на острове Гаити тропический, зима очень теплая, дождливая, а лето жаркое. На острове проживает свыше 20 миллионов человек, так как его делят две страны Доминиканская республика и республика Гаити, которые экспортируют какао, кофе, сахар, табак, бананы. Остров нередко сотрясают землетрясения, самое мощное произошло в 2010 году, тогда погибло свыше 222 тысяч человек.

5 — Исландия

Общая площадь: 103 125 квадратных километров.

Остров Исландия находится почти у полярного круга, возник вследствие вулканических извержений. В его недрах находится несколько действующих вулканов, которые достаточно часто извергаются примерно раз в четыре года. Вулканы находятся в основном в трещинах земной коры. Последнее продолжительное извержение вулкана было в 2010 году. Помимо вулканов по острову разбросано большое количество горячих источников, гейзеров, ледников. Несмотря на большую площадь земли, на острове проживает не больше 321 тысяч человек из-за его сурового климата. На острове очень мало животных и совсем нет рептилий. Из диких млекопитающих там только песец, которому несладко приходится на этом негостеприимном острове.

4 — Куба

Общая площадь: 110 860 квадратных километров.

Самый известный остров с плодородной землей с населением свыше 11 миллионов человек. Куба в основном обладает равнинной местностью, самая высокая ее точка не превышает двух километров. Несмотря на плодородные земли и обилие полезных ископаемых, как никель, кобальт, медь, железная руда, фосфориты, каменная соль, Куба является одной из беднейших стран. Тридцать лет назад на западе Кубы обнаружили огромные залежи газа и нефти, только недавно начали их освоение. Климат на острове Куба тропический, средняя температура воздуха 25 градусов тепла, зима у них отличается дождливыми осадками, а лето засушливое. Кубу нередко посещают ураганы, нанося ощутимый урон хозяйству и населению.

3 — Ньюфаундленд

Общая площадь: 111 390 квадратных километров.

Он находится недалеко от Северной Америки, омывается заливом Святого Лаврентия и Атлантическим океаном. Климат на острове Ньюфаундленд туманный, холодный, солнце его освещает редко, не чаще 120 дней в году. Лето короткое и дождливое, температура воздуха редко повышается выше 17 градусов, зато зима теплая и очень снежная. Остров знаменит своими шикарными равнинными и горными рельефами, их плато нередко заканчиваются крутыми обрывами, по всему острову разбросано много озер и болот, только юго-запад густо покрыт хвойными лесами. Раньше у берегов острова обитало очень много рыб, но из-за бесконтрольного рыболовства и численность резко уменьшилась. Несмотря на прохладное лето, на острове проживает 479 тысяч человек.

2 — Великобритания

Общая площадь: 242 495 квадратных километров.

Остров Великобритания включает в себя четыре страны: Англию, Уэльс, Шотландию, Северную Ирландию, омывается четырьмя морями, разделена от Франции проливом Ла-Манш. Этот великолепный остров туманов населяет свыше 63 миллиона человек. Самую большую площадь острова занимает Англия, на втором месте по занимаемой площади — Шотландия, за ней Уэльс и Северная Ирландия. Большую часть года на острове идут моросящие дожди, в основном, на ее западной части. Зима в Великобритании, благодаря теплому Северо-

Атлантическому течению, мягкая, теплая, иногда снежная, температура воздуха редко падает ниже 15 градусов, летом иногда поднимается до 35 градусов. Местность острова в основном холмистая, только в Шотландии и Уэльсе преобладают средневысотные горы. В Великобритании на данный момент осталось не так много видов животных из-за интенсивной охоты, которая сейчас строго контролируется. В Англию из других стран в определенный сезон прилетают свыше 100 видов птиц.

1 — Гренландия

Общая площадь: 2 130 800 квадратных километров.

Гренландия является не только самым крупным островом в Атлантическом океане, но и на земле, омывается Атлантическим и Северным Ледовитым океанами. Остров Гренландия принадлежит стране Дания. Свыше 82 процентов площади Гренландии покрыто льдом, на оставшихся 18 процентах территории острова проживает около 57 тысяч человек. На прибрежных районах, не занятых льдом, климат мягкий, зимой температура воздуха опускается не ниже 10 градусов, но летом не повышается выше 9 градусов. Можно сказать, круглый год на прибрежных районах Гренландии прохладная погода, но дуют очень сильные ветры. Растительности на острове мало. Обитает 30 видов млекопитающих, 700 видов насекомых, немного видов птиц.

Крупнейшие острова и архипелаги Атлантического океана

Британские острова, куда входят: Великобритания, Ирландия, Гебридские острова, Оркнейские острова, Шетландские острова; Большие Антильские острова: Куба, Гаити, Ямайка, Пуэрто-Рико, Хувентуд; Малые Антильские острова: Тринидад, Гваделупа, Мартиника, Кюрасао, Барбадос, Гренада, Сент-Винсент, Тобаго; Фолклендские острова: Восточный Фолкленд, Западный Фолкленд, Багамские острова: Андрос, Большой Инагуа, Багама; Канарские острова: Тенерифе, Фуэртевентура, Гран-Канария; Балеарские острова :Мальорка; а также отдельные острова, такие как Ньюфаундленд, Исландия, Огненная Земля, Маражо, Сицилия, Сардиния, Кейп-Бретон, Кипр, Корсика, Крит, Антикости, Южная Георгия, Зеландия, Принца Эдуарда и Лонг-Айленд.

Геологическое строение и рельеф дна Атлантического океана

Значительные площади шельфа прилегают к берегам Северной Америки и Европы. В конце кайнозойного периода большая часть шельфа подвергалась материковому оледенению, что сформировало ледниковые формы рельефа. Другой элемент рельефа шельфа — затопленные речные долины, встречающиеся почти во всех шельфовых районах Атлантического океана. Широко распространены континентальные отложения. У берегов Африки и Южной Америки шельф занимает меньшие площади, но в южной части Южной Америки он значительно расширяется. Приливными течениями образованы песчаные гряды. Они очень характерны для шельфового Северного моря, в большом количестве встречаются в Ла-Манше, а также на шельфах Северной и Южной Америки. В экваториально-тропических водах, особенно в Карибском море, на Багамских банках, у берегов Южной Америки разнообразно и широко представлены коралловые рифы.

Материковые склоны в большинстве районов Атлантического океана выражены крутыми склонами, иногда имеющие ступенчатый профиль и глубоко расчленены подводными каньонами. В некоторых районах материковые склоны дополняются несколькими краевыми плато: Блейк, Сан-Паулу, Фолклендское, Подкупайн и Гобан.

Материковое подножие на большей части своего протяжения представляет собой аккумуляционную равнину, то есть равнину из осадочных пород, лежащую на глубине 3—4 км и сложенную мощной толщей донных осадков. Три реки Атлантического океана входят в десятку крупнейших в мире — Миссисипи, твёрдый сток которой составляет 500 миллионов тонн в год, Амазонка — 499 миллионов тонн в год и Оранжевая — 153 миллиона тонн в год. Суммарный объём осадочного материала, выносимого ежегодно в бассейн Атлантического океана только 22 его основными реками, составляет более 1,8 миллиарда тонн. Вдоль Северо-Американской континентальной окраины за счёт донного стока холодных арктических вод и вдоль материкового подножия в южном направлении образуются гигантские аккумуляционные формы рельефа, например, такие «осадочные хребты» как Ньюфаундлендский, Блейк-Багамский и другие.

Каттегат (пролив)

Пролив Каттегат лежит примерно посередине единственного естественного водного пути, соединяющего Балтийское море с Северным морем и Атлантическим океаном, дополняя систему Датских (Балтийских) проливов между полуостровами Скандинавский и Ютландия. На севере Каттегат переходит в развернутый на запад в Северное море пролив Скагеррак, на юге — в проливы Бельт Малый, Бельт Большой и Эресунн (Зунд). Водоток между морями определяет постоянные течения: поверхностное — на север, глубинное — на юг. Цепочка этих проливов и их «дублер» Кильский канал (также имеется судоходный пролив Лим-фьорд на севере Ютландии) имеют исключительно большое экономическое и стратегическое значение: они связывают страны Балтийского бассейна с океаном. Если перекрыть этот путь, Балтийское море окажется в изоляции.
Каттегат, как и все остальные Балтийские проливы, сравнительно мелкий, особенно на порогах в южной части. Лишь несколько фарватеров пригодны для прохождения по нему крупных судов и военных кораблей. Поэтому название Каттегат, восходящее к древнескандинавскому «путь кораблей», в ганзейском жаргоне превратилось в «кошачий лаз» (то есть узкий проход), ведь «гат» может означать и корабль, и кошку. Со времен викингов это хоть и трудный и не безопасный, но очень оживленный международный морской путь. Сейчас навигация стала намного проще благодаря углублению морских каналов (откачали песок, выловили камни) и хорошо развитой системе световой сигнализации (маяки).
От пролива Скагеррак Каттегат отделяет узкий и низкий мыс Скаген — северо-восточная оконечность Ютландии. Пролив Каттегат также имеет выход в Северное море через судоходный пролив Лим-фьорд. Западный датский берег Каттегата более низменный, чем отвесный и скалистый восточный шведский берег, являющийся краем обширного плато. Поросшие смешанным лесом берега Каттегата прорезаны заливами и бухтами, многие из которых представляют собой затопленные русла рек.
Интенсивная эксплуатация акватории и берегов пролива привели к тому, что в 1970-х гг. Каттегат был объявлен экологами первой «мертвой» морской зоной.
Долгое время этот важный морской путь полностью контролировала датская корона, которая к XIV в. подчинила практически все скандинавские земли. Копенгаген обеспечивал защиту от пиратов и все условия для стоянки, ремонта и торговли, а датские короли богатели, взимая за прохождение кораблей через Эресунн большие «зундские пошлины», особенно высокие с 1645 г. (до строительства Кильского канала в 1784 г. альтернативы практически не было). Швецию, которой с XIII в. принадлежал узкий «коридор» между норвежским Бохусленом и датским Халландом, ведущий к Каттегату, такое положение не устраивало. Между двумя странами постоянно вспыхивали военные конфликты, закончившиеся в XVII в. поражением Дании. В результате датско-шведских войн в 1658 г. к Швеции отошел Бохуслен с центром в Гётеборге (самый крупный город-порт в проливе), в 1660 г. — Сконе и Восточная Норвегия; утвердилась шведская гегемония на Балтийском море.
Главными отраслями экономики региона с давних пор были морской транспорт, портовая индустрия и рыболовство. Потом скандинавская промышленная революция привела к интенсивному развитию судостроения, машиностроения, нефтепереработки и других отраслей промышленности на обоих берегах пролива. Позже к ним добавился оживленный транзит нефти в не всегда исправных танкерах, и в результате случился экологический коллапс. Дания совместно с ЕЭС предпринимает целый ряд долгосрочных и дорогостоящих проектов с целью восстановления природного равновесия в регионе.

Гибралтарский пролив открывает Средиземному морю ворота в Атлантику и является связующим звеном между Африкой и Европой, Марокко и Испанией. На карте мира четко видно, что территория Гибралтара расположена на юге Пиренейского полуострова.

Основные сведения

Длина пролива составляет около 65 км. Ширина же отличается большими перепадами. Так, например, самый узкий участок, соединяющий материки равен 14 км, в то время как самый широкий 44. Показатели глубины варьируется от 340 до 1180 м. Песчаный перешеек и Гибралтарская скала находится под властью Великобритании, что позволяет, королевству держать контроль над проливом.

Территория занимает удобное стратегическое положение и служит военно-морской базой НАТО. Но с 1985 года назначение Гибралтара значительно изменилось. Британия сократила количество военных сил на полуострове. В результате основным источником дохода являются туризм, грузоперевозки по морским путям и оказание финансовых услуг.

Около 5 % нефтяных перевозок осуществляется именно по данной «морской трассе». Помимо этого, через Гибралтар переправляют египетский хлопок, турецкую, испанскую, греческую и итальянскую продукции.

Ежедневно по данному пути проходит около 200 крупных судов, в год это количество достигает 70000. Гибралтарский пролив занимает второе место по пропускной способности после пролива Па-Де-Кале, пролива между Европой и Великобританией. Такое направление политики привело полуостров к процветанию, который теперь является одним из самых богатых государств Европейского союза.

История Гибралтарского пролива

Возраст Гибралтарского пролива составляет более 5 млн. лет. Существует несколько гипотез возникновения пролива:

  • Согласно мнению учёных, Гибралтар образован в результате смещения тектонических плит. Территория является оставшейся частью древнего океана Тетис, который со временем уменьшился в размерах.
  • По еще одной из версий, Гибралтар возник в результате мощного землетрясения. Это привело к тому, что воды Атлантики проложили путь сквозь материк, образовав пролив и Средиземное море.

Что же касается первых поселенцев, по подсчетам ученых неандертальцы, заселившие полуостров, появились около 50000 лет назад. Письменные упоминания о Гибралтаре датируются 950 г. до н. э. В этот период на южном побережье Пиренейского полуострова находились поселения финикийцев, использовавшие пещеры и скалы Гибралтара в качестве святилищ.

Гибралтарский пролив на карте мира занимает удобное экономическое и стратегическое расположение. Это явилось причиной борьбы между народами с целью завладения территорией. Так, торговая монополия на Гибралтар сначала принадлежала карфагенянам, позже римлянам.

С 711 г. полуостров и пролив длительное время находились под властью мавров. На небольшой период в 1309 г. территорией завладело королевство Кастилия. Но позже в 1333 г. власть снова перешла арабам. В 1462 г. Испанскому королевству удается вновь отвоевать территорию и держать под контролем до 1703 г. А с 1713 года Великобритания стала новым владельцем колонии, кем и является по сей день.

Мифы о Гибралтарском проливе

Происхождение пролива:

  • Самой известной является легенда о Геркулесовых столбах, расположенных по обе стороны. Считается, что древнегреческий герой обозначил таким образом конечную точку своего маршрута. Поэтому мореплаватель, пересекший границу столбов, окажется на краю земли. Столбы являлись символом перехода в иной неизведанный мир.
  • По другой версии, полуостров являлся любимым местом отдыха Геракла, и однажды он пробил горы, поделив их на 2 скалы. Образовавшийся проход впоследствии превратился в пролив.
  • Римляне и греки полагали, что скалы были созданы Гераклом, во время совершения своего 10 подвига. Полубогу необходимо было доставить стадо похищенных коров, но путь преграждали горы.
  • Древнегреческий историк, Диодор Сицилийский, напротив полагал, что для защиты от чудищ, жаждущих вторгнуться в Средиземное море из океанских вод, Гераклу пришлось сузить пролив.
  • Греческий путешественник посетивший полуостров в VI веке до н.э., описывал алтарь, расположенный на полуострове, где моряки приносили жертву Геркулесу.
  • По данным древнегреческого философа Платона, скалы Гибралтара служили воротами в Атлантику. На их вершинах были возведены 2 статуи, расположенные на колоннах. Позднее эти колонны, столбы Геркулеса, обернутые свитком, были изображены испанцами, как геральдические символы. Считается, что этот знак стал прототипом обозначения доллара. По мнению римлян, статуи были разрушены вторгшимися в VIII веке арабами.
  • Финикийцы именовали скалы в честь бога-мореплавания «Столпами Мелькарта».

О происхождении наименования Гибралтара, также нет единой точки зрения:

  • По одной из версий, завладевшие территорией в 711 г. мавры, назвали скалу, находящуюся на острове именем свое полководца «Горой Тарика», которое трансформировалось в современное обозначение. Также арабы называли пролив «Баб-эль-Закат» — «Ворота милосердия». Существует версия, что «Гибралтар» образовано от испанских слов «хибер» — «будущая Испания» и «алтар» — «алтарь, жертвенник».

Есть мнение, что оно произошло от названия порта Тарифа. С 1333 до 1662 г. власть в Гибралтаре принадлежала маврам. В это время арабскими и берберскими пиратами был основан порт, который был назван портом Тарифа.

Суда, проходящие этот участок, были вынуждены платить дань. Считается, что именно этот факт повлиял на ввод слова в лексикон с его значением.

Появление выражение «неприступный как скала» по мнению историков также связано с Гибралтарским проливом. В 1462 г. власть над проливом вновь была возвращена Испании Изабеллой 1 Кастильской. Королева преподнесла подарок городу в виде герба, на котором символично был изображен золотой ключ.

Таким образом она передала ключи от крепости и завещала будущему поколению, удерживать территорию чего бы это ни стоило. Неприступный бастион не мог никто покорить до XVIII века. Предполагается, что под словом «скала» в выражении подразумевается Гибралтарская крепость.

Проекты мостов, тоннелей, плотин через пролив

Гибралтарский пролив на карте мира расположен между Европейскими и Африканскими странами. Несмотря на такое связующее звено между материками, чтобы очутиться на другом континенте, необходимо потратить немало времени.

С XX века инженеры выдвигают различные идеи постройки мостов, тоннелей, плотин между материками. В 1981 г. в Марокко в городе Танжере состоялась конференция специалистов из 20 стран. Около 500 участников обсуждали различные варианты сообщения.

Проект «Атлантропа»

Этот грандиозный проект был задуман Германом Зёргелем в 1920 г. Немецкий архитектор был вдохновлен книгой Герберта Уэллса, в которой фантаст упоминал, что Средиземное море в период существования неандертальцев пересохло. Зёргель решил воплотить этот факт в жизнь еще раз и таким образом соединить 2 континента: Африку и Евразию.

Первые наработки под названием Панропа, написанные в 1927 г., оказались недостаточно продуманными. Проект известный как «Атлантропа» создается в 1929 г. Задумка заключалась в перекрытии пролива с помощью гидроэлектрической дамбы, что прекращало сообщение Атлантики со Средиземным морем, преобразовав последнее в водоем, поделённый на 2 части.

Его уровень за счет больших испарений должен был снизиться на 100 м. Уменьшившееся на 20 % море, открывало доступ к 600000 кв. км осушенной территории. Вторая дамба предполагалась для перекрытия пролива Дарданеллы, расположенного между Европой и Азией. Зёргел хотел объединить Африку и Сицилию, которая в свою очередь примкнула бы к остальной части Италии.

Еще одной идеей Зёргеля было озеленение Сахары за счет создание искусственного Сахарского моря. Планировалось затопить реку Конго, преобразовав ее в Конголезское море.

Мощные гидроэлектростанции в устьях рек с напряжением до 110 ГВт должны были превышать суммарную мощность всех атомных станций США. На новой территории планировалось построить множество городов, ферм, железных дорог.

Зергель хотел создать Соединенные Штаты Европы и Африки по аналогии с США и решить государственные и политические проблемы: нехватка территории и ресурсов, перенаселение, безработица.

Гибралтарский пролив на карте мира остался в неизменном виде. Проект не осуществили ввиду больших финансовых нужд. Требовалось более 250000 рабочих, готовых трудиться день и ночь 10 лет. На осушение моря требовалось еще больше времени. По подсчетам, за 1 год можно было добиться испарения лишь 1 м уровня моря.

Зергель пытался найти поддержку у Гитлера. Но напрасно, фюрер имел свои планы по захвату территории. До последнего дня жизни инженер пытался продвигать свою масштабную идею преобразования.

Тоннель под проливом

Долгие годы Испанию и Марокко не покидает идея постройки тоннеля через Гибралтарский пролив. С 1966 г. над идеей работают различные строительные компании. В 1980 между странами было заключено специальное соглашение, но из-за осложнившихся отношений и ввиду большой стоимости планы строительства тоннеля были отложены. С 2003 г. начата новая программа изучения пролива.

В 2007 г. министром иностранных дел Испании было сделано заявление о реализации проекта до 2025 г. Воплощение идеи требует больших финансовых вложений. Стоимость строительства оценивается минимум в 10 млрд евро. По подсчётам строительных компаний, на изготовление одной буровой машины потребуется более 32 млн. евро.

Вид Гибралтарского пролива из космоса

Кроме огромных финансовых сложностей, при длительном и тщательном изучении особенностей пролива, возникли сложности в преодолении неблагоприятных географических условий. Был обнаружен слой пластичной глины, длиной в несколько км, что вызывает опасения по поводу безопасности постройки и эксплуатации тоннеля. Преодоление данной проблемы значительно увеличит время реализации идеи.

В 2018 г. разработкой проекта занялась новая испанская строительная компания «SECEGSA». Её глава Рафаэль Гарсия-Монхе Фернандес считает постройку тоннеля вполне реалистичным. По замыслу организации протяжённость тоннеля составит 38,67 км, при этом 27,75 км будут находиться под водой.

Мост – неосуществлённый проект

С XX века архитекторы и учёные работают над проектом постройки моста через Гибралтарский пролив. Мост задуман с целью связать 2 материка, между которыми на данный момент существует только авиа и водный путь.

Разработками проекта занимались американские и британские учёные. Если сооружение возведут, то по их подсчетам высота будет достигать 900 м, а длина 15 км. По мнению ученых, это альтернативное сооружение по сравнению с тоннелем обойдется гораздо дешевле и соответственно реальнее воплотить в жизнь.

Географические особенности пролива

  • Гибралтарский пролив – соединительное звено двух континентов. Широта пролива на карте мира составляет 36011 с. ш. и 5022 з. д. Берега Гибралтарского пролива представляют собой обрывистые скалистые массивы. В южной части расположена скала Тарика, образующая полуостров. На противоположной стороне находится скала Джабель-Муса. Гора относится к африканскому материку.
  • Ширина пролива варьируется от 14 до 45 км, что позволяет с некоторых точек обзора увидеть противоположный берег. Длина достигает 60 км.
  • Для судовладельцев пролив опасен своей коварной глубиной и непредсказуемыми течениями. Глубина варьируется от 340 м до 1 км. При этом разница уровня Атлантики и Средиземного моря достигает примерно 1,5 м.
  • Еще одной особенностью пролива является разная плотность воды. Тяжелая морская вода с трудом смешивается с легкой водой океана. Под давлением морской воды наблюдается сужение в районе Гибралтарского порога, что делает это место еще более сложным для прохождения. Здесь же происходит разделение океана и моря, что приводит к образованию внутренних волн.
  • Течения пролива направлены в противоположные стороны. Поверхностное течение идет из Атлантики, принося ежегодно до 55000 кв. км воды в море. Глубинное движется в противоположном направлении. Из-за большего испарения из Средиземного моря в океан поступает на 3000 кв. км воды меньше.
  • Рельеф дна пролива отличается неровной поверхностью. Состоит в основном из ракушек, коралл, скал. Во входах в пролив встречается песок.

Климат Гибралтарского пролива

Для данной местности характерен средиземноморский климат. Жаркое засушливое лето со средним максимумом +25 С, минимумом +19 С. Осенью погода остается достаточно теплой, особенно в сентябре и октябре. Зима мягкая и дождливая. Максимум достигает +13 °С, минимум +10 С. Весной температура повышается в среднем до + 17,1 С.

Сезон Средняя температура, С
лето 22,5
осень 19,3
зима 12,3
весна 17,1

Наибольшее количество осадков выпадает зимой, в среднем до 150 мм, за год до 800 мм. Снега в данной местности никогда не бывает. Несмотря на такое количество осадков, влага быстро впитывается в известняковую почву.

В проливе преобладают западные и восточные ветра. Теплую и ясную погоду приносят воздушные массы, формирующиеся над берегами Северной Африки. Атлантические циклоны, ветра из Генуэзского залива и образованные над пустынями Сахары приносят осадки.

В основном в летний период над Средиземным морем образуется восточный ветер, который повышает влажность до 90%. Воздушные массы застывают в проливе в виде плотного облака. При этом не ощущается ни единого дуновения ветра. Такой ветер называют «левант».

В весенний и осенний период в разных частях пролива возникают ветра, имеющие противоположное направление. Вследствие чего образуются волны, грозы, ливни, иногда смерч.

Природные особенности

Богатое природное разнообразие ежегодно привлекает множество туристов.

На вершине скалы Тарика обитают одни из самых знаменитых резидентов полуострова – берберийские обезьяны.

Это единственные представители из оставшихся в Европе диких приматов, проживающие на данной территории уже много столетий подряд. За популяцией присматриваю британские военные. Существует легенда, что как только обезьяны покинут скалу, Британия лишится Гибралтара.

Гибралтар изобилует большим разнообразием растений: пальмы, джакаранды, лаванда, жасмин, клематисы, жимолость, герани, бугенвиллия. Встречаются и такие редкие виды растений как иберис ибралтарский и кермек обыкновенный (лимониум). В проливе можно встретить стаи дельфинов, летающую рыбу и других экзотичных морских обитателей.

Каждую весну и осень Гибралтар становится пунктом остановки сотен тысяч перелетных птиц, мигрирующих между северной Европой и Африкой. К постоянным жителям острова таким, как сапсан, синий каменный дрозд и берберийская каменная куропатка присоединяются совы, орлы, полевой лунь, удоды, канюк обыкновенный, черный коршун.

Предпринимается много усилий, чтобы сохранить природу Гибралтара в естественном виде. 40 % территории является заповедной, в частности вершина скалы, где обитают обезьяны и уникальный ботанический сад Аламеда, имеющий в своей коллекции примерно 2000 видов редких растений.

Достопримечательности

Несмотря на небольшую площадь полуострова, 6,5 кв. км, помимо Геркулесовых столбов, здесь имеется много мест достойных внимания:

  • Площадь Казематов известна тем, что с давних времен именно на этом месте вручали новому правлению ключи от города. Ключи закрывали ворота неприступной крепости. Церемония происходит и до сих пор, но имеет уже лишь символическое значение. На самой вершине Гибралтарской скалы расположен заповедный лес, населенный редким видом берберийских обезьян.
  • Из-за высокого содержания известняка в скале под действием ветров и воды со временем образовалось более 100 пещер. Пещера Св. Михаила расположена на западной стороне. Она является самой большой по размеру и самой посещаемой. Сталактиты пещеры насчитывают десятки тысяч лет. Кроме того, именно здесь в XX веке были найдены следы первобытного человека. В пещере Горама, расположенной в восточной части, были обнаружены останки неандертальцев, обитавших 30000 лет назад.
  • Уникальный вид на Гибралтарский пролив и испанскую территорию открывает система искусственных подземных тоннелей. Пытаясь вернуть территорию в XVIII веке во время 14 Великой осады Гибралтара, испанцы выкопали первый тоннель. Количество и протяженность тоннелей увеличились во времена Второй мировой войны. Скала стала важной стратегической точкой. Протяжённость тоннелей на сегодняшний день составляет 50 км.
  • Мавританский замок представляет не меньшую историческую ценность. Постройка была начата в VIII веке на северной части скалы, вследствие завоевания полуострова маврами. Крепости дали имя в честь предводителя арабов «Джабаль-ат-Тарик». Она не раз подвергалась нападению. Лишь однажды испанцам удалось захватить крепость, но вскоре она вновь была отбита.

Интересные факты о проливе

  • Гражданские и военные суда и авиация имеют открытый доступ к данной территории.
  • Несмотря на встречные течения воды Средиземного моря и Атлантики не перемешиваются. Этот факт был известен еще в древности и со временем доказан учеными.
  • Считается, что отправка почты посредством бутылки была изобретена именно в данном проливе в III веко до н. э. греческим философом Теофастом. Обнаружив свое послание на Сицилии, он пришел к выводу, что Атлантика приносит своим течением воды в Средиземное море.
  • Гибралтар имеет огромное экономическое, политическое и стратегическое значение. Именно это и являлось причиной множественных попыток разных стран завладеть территорией. На данный момент полуостров является британской территорией.
  • Скалы по обеим сторонам пролива носят название Геркулесовых столбов. В древности они считались воротами на краю света. Считается, что именно столбы были взяты за основу знака доллара. S-образная линия символизирует обвивающего их страшного змея Пифона, сотворенного Герой.
  • Со времен финикийцев скала полуострова использовалась в качестве алтаря для жертвоприношений.

Гибралтарский пролив из-за своего удобного расположения на карте мира до сих пор является предметом спора Испании и Британии. Данная территория уникальна своими климатическими условиями и привлекает умы инженеров, ученых и архитекторов для водворения в жизнь масштабных проектов.

Оформление статьи: Светлана Овсяникова

Видео съемка Гибралтарского пролива с самолета

Вид Гибралтарского пролива с самолета:

Атлантический океан является вторым водоемом мира по своей площади (91,66 млн кв. км), однако по своему экономическому значению он занимает первое место среди всех океанов Земли. Ведь именно через него осуществляется торговля между Старым и Новым Светом. Глубочайшей точкой Атлантики считается желоб Пуэрто-Рико, находящийся на глубине 8742 м. К акватории океана относится множество заливов, морей и проливов, среди которых можно отметить несколько наиболее крупных.

Карта «Проливы Атлантического океана»

Пролив Дрейка

Соединяет Тихий океан с Атлантикой, а также отделяет Антарктиду от южноамериканского континента. Возник 40 млн лет назад. Среди всех проливов Земли занимает первое место как по своей ширине, составляющей 820 км, так и по глубине, которая может достигать 5500 м. Здесь постоянно происходят штормы, при которых скорость ветра доходит до 35 м/с, а волны поднимаются на высоту 15 м, поэтому большинство кораблей избегают этого пролива.

Пролив Дейвиса

Разделяет острова Гренландия и Баффинова Земля, а также связывает Море Баффина с морем Лабрадор. Ширина изменяется в пределах от 338 до 950 км, а самая глубокая точка находится на расстоянии 3660 м от поверхности воды.

Скагеррак

Первый из пяти датских проливов, по которым надо проплыть, чтобы попасть из Северного моря в Балтийское. Протяженность водоема достигает 240 км, а расстояние между берегами составляет 80-90 км. Максимальная глубина доходит до 700 м.

Каттегат

За Скагерраком следует пролив Каттегат, отделяющий Ютландский полуостров от Скандинавии. Его ширина колеблется от 60 до 120 км, а длина оценивается в 200 км. Наибольшая глубина не превышает и 50 м.

Большой Бельт

Из Каттегата в Балтийское море можно попасть по одному из трех проливов, крупнейший из которых – Большой Бельт. Он разделяет острова Лоланн и Лангеланн. Длина водоема равна 60 км, ширина меняется в диапазоне 3,7-30 км. Глубина на фарватере составляет 20 м.

Малый Бельт

Связывает Каттегат с Балтикой и омывает берега островов Фюн, Эрё, Альс. Протяженность пролива оценивается в 50 км. Ширина в самом узком месте сокращается всего до 800 м, но может возрастать и до 28 км. Наибольшая глубина водоема – 75 м.

Эресунн

Отделяет Скандинавский полуостров от острова Зеландия. Также известен под названием Зунд. Минимальная ширина составляет 10,5 км, а длина превышает 30 км. Максимальное расстояние от поверхности воды до дна – 51 м.

Керченский пролив

Позволяет проплыть из Азовского моря в Черное. Разделяет Крымский и Таманский полуостров. Ширина в разных местах меняется от 4,5 до 15 км. Протянулся пролив на 45 км, а его глубина не превышает 18 м.

Босфор

Отделяет европейскую часть Турции от азиатской, а также соединяет бассейны Черного и Мраморного моря. Отличается небольшой шириной, которая колеблется от 0,7 до 3,7 км. Протяженность водоема чуть менее 30 км. Самая глубокая точка дна находится на 120 м ниже уровня моря.

Дарданеллы

Второй «черноморский» пролив, позволяющий проплыть из Мраморного моря в Средиземное. Отделяет два полуострова – Малая Азия и Галлиполи. Также известен под названием Геллеспонт. Длина прохода оценивается в 65 км, а ширина изменяется в диапазоне 1,3-6 км. Максимальная глубина доходит до 103 м.

Датский пролив

Отделяет Исландию от Гренландии, а также соединяет Северный Ледовитый океан (Гренландское море) с водами Атлантики. Его протяженность превышает 480 км, а минимальное расстояние между восточным и западным берегом оценивается в 290 км. Глубочайшая точка находится на глубине 191 м.

Ла-Манш

Отделяет остров Великобритания от континентальной Европы. Также используется название «Английский пролив». Его длина составляет 578 км, а ширина сокращается с 250 км на западе до 32 км на востоке. Самая глубокая точка находится на 174 м ниже уровня моря.

>Флоридский пролив

Разделяет Кубу и полуостров Флорида. Расстояние между его берегами равно 150 км, а протяженность водоема оценивается в 650 км. В среднем глубина пролива равна 150 м.

Юкатанский пролив

Отделяет полуостров Юкатан от Кубы, а также связывает акватории Карибского моря и Мексиканского залива. В самом узком месте его ширина составляет 217 км. Глубина может доходить до отметки 2779 м.

Гибралтарский пролив

Связывает Средиземное море с Атлантикой. Ширина пролива колеблется от 14 до 45 км, протяженность превышает 59 км. Максимальная глубина достигает 1184 м. Является естественной границей между Европой и Африкой.

Атлантический океан проливы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *