А блок зайчик

Содержание

Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки…

Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На жёлтые листочки.

Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капустку сняли,
Нечего украсть.

Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть…

Думает о лете,
Прижимает уши,
На небо косится –
Неба не видать…

Только б потеплее,
Только бы посуше…
Очень неприятно
По воде ступать!

Анализ стихотворения «Зайчик» Блока

Александр Александрович Блок — выдающийся представитель символизма Серебряного века русской поэзии. Однако есть в его творчестве тема, которая позволяет оценить его еще и как детского поэта. Примером такой лирики служит стихотворение «Зайчик».

Стихотворение написано в 1906 году. Это время расцвета литературного таланта А. Блока, ему 26 лет, он автор сборника «Стихи о прекрасной даме». Поэт решает испытать себя в детской теме, предлагает цикл о временах года «Круглый год» в журнал для детей «Тропинка». Осень в нем иллюстрирует именно «Зайчик».

По жанру — лирическое образное стихотворение о природе для детей, состоит из 6 строф со свободной рифмовкой. По композиции делится на 2 части, перемежающиеся между собой: воспоминания зайчика о лете и окружающая его осень. В центре произведения — молодой неопытный заяц, который наделен человеческими переживаниями. Лексика младенческая, временами похожая на лепет, много уменьшительно-ласкательных суффиксов (зайчик, глазки, лапки, капустку, ложбинке, былинки). Растерянность главного героя подчеркивается свободной, сложной рифмовкой строк и многоточием. Апофеоз его чувств — восклицание в конце.

Поэт преследует несколько целей: дать ребенку довольно подробную картину осени, сравнить сезоны между собой, выяснить, чем затруднительна осень для животных, вызвать сочувствие к беспомощному зверьку. Вода — самое пугающее обстоятельство: сырой, расплакались, дождливая, мокрых. Взгляд на небо тоже не внушает оптимизма: неба не видать (из-за низких темных туч). Впрочем, силен и страх за свою жизнь: всю капустку сняли, страшно в лапы волку. Интересно, что поэт не вуалирует довольно жесткое понятие «украсть», пусть и всего лишь кочанчик капустки.

Эпитетов поэтических нет, кроме, пожалуй, «бедный». Цветопись: белые, желтые, серому. Олицетворение: думает о лете. Повторы в начале строки: только. В «Зайчике» чувствуется стилизация под устное народное творчество, потешки, прибаутки, что, впрочем, не отменяет даже некоторого философского подтекста в нем. Лето и осень противопоставлены друг другу. Основные эмоции маленького героя: страшно, неприятно. Он совершенно один, даже волк — всего лишь его фантазия.

Стихотворение «Зайчик» создано по впечатлениям счастливого детства А. Блока. Оно входит в цикл «Круглый год», специально написанный поэтом для детского журнала «Тропинка» в 1906 году.

Рис. К. ДоронаВОРОНА(А. Блок)

  • > О сайте
  • > Сказки и рассказы
    • > Как мы ездили в зоосад
    • > Гуси-лебеди
    • > Кот-серый лоб, козёл да баран
    • > Маша и медведь
    • > Лиса и медведь
    • > Кот и лиса
    • > Лисичка-сестричка и волк
    • > Лиса и дрозд
    • > Заюшкина избушка
    • > Петух и бобок
    • > Волк и козлята
    • > Золотое яичко
    • > Чайка
    • > Баба-яга
    • > Снегурочка
    • > Сказка о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове
    • > Как поп работницу нанимал
    • > Не плюй в колодец, пригодится воды напиться
    • > Утренние лучи
    • > Девочка-печурочка
    • > Снег
    • > Ночные страхи
    • > Засуха
    • > Колокол
    • > Бык Магнит
    • > Агрономова дорога
    • > Горячий гвоздь
    • > Ягоды
    • > Секрет бабушка Бабуры
    • > Птичий пир
    • > Добрыня и Настасья
    • > Добрыня Никитич
    • > Сухман-богатырь
    • > Святогор
    • > Илья Муромец
    • > Волх Всеславьевич
    • > Сказка про трех пиратов
    • > На городском пруду
    • > Складной ножичек
    • > Капля
    • > Кленовый осенник
    • > Муравей и космонавт
    • > Почтовая бутылка
    • > Глоток воды
    • > Белая шхуна
    • > Якорь
    • > Пингвины
    • > Шесть Иванов — шесть капитанов
    • > Тупейный художник
      • > Лесков и его рассказ «Тупейный художник»
    • > Четыре желания
    • > Лягушка-путешественница
    • > Крылатые соседи
    • > Репка
    • > Дюймовочка
    • > Дружок
    • > Хитрая наука
    • > Дурак и берёза
    • > Шабарша
    • > Вещий сон
    • > Петух и жерновки
    • > Царевна-лягушка
    • > Цветик-семицветик
    • > Как рубашка в поле выросла
    • > Лобо
    • > Медвежонок Джонни
    • > Уличный певец
    • > Арно
    • > Кладовая солнца
    • > Морозко
    • > Малыш и Карлсон
    • > Похождения жука-носорога
    • > Кто о чём поёт
    • > Белолобый
    • > Семь гвоздиков
    • > Снежная королева
    • > Хорёк и лиса
    • > Рассказы моей полянки
    • > Орел
    • > Алеша Попович
    • > Весна-красна
    • > Три поросёнка
    • > Крупеничка
    • > Чей нос лучше
    • > Слепая лошадь
    • > Владимир Ильич Ленин
    • > Кот в сапогах
    • > Двенадцать месяцев
    • > Лиса и журавль
    • > Самые новые приключения Лисенка. Большой приз
    • > Самые новые приключения Лисенка. Привидение.
    • > Ночная радуга
    • > Золушка
    • > Девочка и лиса
    • > Поездка в Кашино
    • > Кот-ворюга
    • > По щучьему веленью
    • > Петушок и бобовое зернышко
    • > Лисичка со скалочкой
    • > Зимовье зверей
    • > В нашем лесу
    • > Серебрянное копытце
    • > Серая шейка
    • > Бабушка Вьюга
    • > Чинк
    • > Стальное колечко
    • > Рикки-Тикки-Тави
    • > Песнь о вещем Олеге
    • > Ваня и Буян
    • > Телеграмма
    • > Филипок
    • > Петька на даче
    • > О чем рассказал телескоп
    • > Рекс
    • > Первые дни Октября
    • > Старый Мороз и молодой Морозец
    • > У кого на языке молоко?
    • > Большой день Павки Полумесяцева
    • > Крабий тупик
    • > Как самовар запрягли
    • > Про слона
    • > Хитрая точка
    • > Ромашки на кармашках
    • > Го-о-л!
    • > Лисьи увертки
    • > Мишуткины открытия
    • > Варежка
    • > Далеко на севере
    • > Секрет на букву В
    • > Обыкновенные варежки
    • > Шум и шумок
    • > Лицом к солнцу
    • > В Смольном
    • > Сластёнка
    • > Бишка
    • > Кучук
    • > Липунюшка
    • > Бачо, Рати и Ваче
    • > Карлсон вернулся
    • > Королевские зайцы
    • > Скоро в школу
    • > Волшебное слово
    • > 2
    • > 3
    • > 4
    • > 5
    • > Осеева
    • > 7
    • > 8
    • > 9
    • > 10
    • > Большое сердце
    • > 12
    • > Хаврошечка
    • > как гуси рим спасли
    • > грушевое яблочко
    • > Ласточка Ушинский
    • > 17
    • > 18
    • > 19
    • > Галина мама
    • > Малышам Толстой
    • > 22
    • > Носов
    • > Носов1
    • > Журка
    • > Журка1
    • > 27
    • > 28
    • > 29
    • > Аленушка
    • > Приметы осени
  • > Стихи
    • > Айболит
    • > Маршак. Английские песенки
    • > Ночь
    • > А.В. Кольцов
    • > Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях
    • > Путаница
    • > Спящая царевна
    • > Мальчик с пальчик
    • > Солнце и Борей
    • > Котик и козлик
    • > Чудесные таблетки
    • > Дедушка Мазай и зайцы
    • > Лесной царь
    • > Суд божий над епископом
    • > Кубок
    • > Из народной поэзии Кабардино-Балкарии
    • > Из народной поэзии Дагестана
    • > Из грузинской народной поэзии
    • > Из азербайджанской народной поэзии
    • > Из армянской народной поэзии
    • > Роняет лес багряный
    • > Первый день календаря
    • > Сказка о золотом петушке
    • > Конек-горбунок
      • > О сказке Конек-горбунок (В. Аникин)
    • > Сказка о попе и его работнике Балде
    • > Пожар
    • > Ночное такси
    • > Кем быть
    • > Тараканище
    • > Песенки
    • > Конь-огонь
    • > Птица Ульмас
    • > Миразиз Агзам
    • > Зеленая страна
    • > Ворона и лисица
    • > Песнь о вещем Олеге
    • > Три кошки
    • > Кто сильней?
    • > Дождик, деревце и мальчик
    • > Смешные человечки
    • > Рукавички
    • > Разноцветный поясок
    • > Разноцветная книга
    • > Энык-Бенык рисует
    • > Мы приехали на БАМ
    • > Мой дедушка
    • > Живые льдинки
    • > Веселые горошинки
    • > Твой праздник
    • > Весенний сев
    • > И громко и на ушко
    • > Лесные тропинки
    • > Про мимозу
    • > Три березки
    • > животные
    • > Младший брат
    • > Едем на дачу
    • > Кошкина азбука
    • > весна
    • > лето
    • > осень
    • > зима
    • > о неизвестном герое
    • > лодочки
    • > Сказка о рыбаке и рыбке
    • > веселый турист
    • > что такое хорошо
    • > Вишневые сережки
    • > платон воронько
    • > павло тычина
    • > виеру
    • > в родном краю
    • > маршак англ
    • > аким
    • > блок_зайчик
    • > о высоцкая
    • > в кукушкиной
    • > поэма о костре
    • > Приметы осени
    • > Где Петя где Сережа
    • > Давайте познакомимся
    • > Энык-Бенык
    • > Плудон
  • > Былины
    • > Вольга и Микула
    • > Святогор и Микула
    • > Илья Муромец
    • > Поездка Ильи Муромца во чисто поле
    • > Три поездки Ильи Муромца
    • > Илья и Соловей
    • > Илья Муромец и Идолище
    • > Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром
    • > Илья Муромец и Калин-царь
    • > Наезд на богатырскую заставу и бой Подсокольника с Ильей Муромцем
    • > Добрыня и Змей
    • > Дунай
    • > Алеша Попович
    • > Сухмантий
    • > Василий Игнатьевич и Батыга
    • > Данила Игнатьевич и Михайла Данильевич
    • > Наезд литовцев
    • > Про Ставра
    • > Данило Ловчанин с женою
    • > Дюк
    • > Садко
    • > Василий Буслаев
    • > Василий Буслаев молиться ездил
    • > Вавило и скоморохи
    • > Список устаревших и областных слов
  • > Русские пословицы и поговорки
  • > Загадки
  • > Считалки
  • > Книги по дошкольному воспитанию
    • > Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада.
      • > Особенности развития речи детей третьего года жизни
      • > Обучение на занятиях
      • > Методика развития речи
      • > Воспитание звуковой культуры речи
      • > Рассказывание и чтение детям
      • > О работе с родителями
      • > Занятия 1-13
      • > Занятия 14-26
      • > Занятия 27-39
      • > Занятия 40-53
      • > Занятия 54-67
      • > Занятия 68-83
      • > Занятия 84-98
      • > Занятия 99-106
      • > Работа с детьми в летний период
      • > Приложение
    • > Изобразительное творчество дошкольников в детском саду
      • > Значение изобразительной деятельности для всестороннего воспитания детей дошкольно­го возраста
      • > Вопросы теории и практики обучения изоб­разительной деятельности в детском саду
      • > Современная зарубежная педагогика об изобразительной деятельности детей
      • > Обучение детей графическим навыкам и умениям
      • > Обучение дошкольников формообразующим движениям в рисовании
      • > Формирование регуляции рисовальных дви­жений руки у детей дошкольного возраста
      • > Система занятий по изобразительной дея­тельности в детском саду
      • > О методах и приемах проведения занятий по рисованию, лепке, аппликации
      • > Взаимосвязь обучения и творчества
      • > Заключение
    • > Занятия гимнастикой и подвижными играми в детском саду
      • > К работникам детских садов
      • > Наш опыт организации занятий гимнастикой и подвижными играми
      • > Построение, содержание и методика проведения занятий в средней и старшей группах детского сада
      • > Примерные занятия гимнастикой и подвижными играми в средней группе
      • > Примерные занятия гимнастикой и подвижными играми в старшей группе
    • > Умственное воспитание детей дошкольного возраста
      • > Глава 1. Общие вопросы умственного воспитания детей дошколь­ного возраста.
      • > Глава 2. Ознакомление с живой природой
      • > Ознакомление дошкольников с животными уголка природы детского сада
      • > Ознакомление с сезонными явлениями природы
      • > Глава 3. Ознакомление с неживой природой.
      • > Глава 4. Конструирование из строительного материала.
      • > Глава 5. Ознакомление детей с некоторыми явлениями окружающей действительности и трудом взрослых.
      • > Глава 6. Умственное развитие детей на занятиях по воспитанию зву­ковой культуры речи.
      • > Глава 7. Развитие словаря детей.
      • > Глава 8. Взаимосвязь речетворчества и умственного развития.
      • > Глава 9. Развитие связной речи.
      • > Глава 10. Ознакомление старших дошкольников со словесным соста­вом предложения.
      • > Глава 11. Формирование представлений детей о звуковой форме сло­ва.
      • > Глава 12. Психолого-педагогические основы развития речи.
    • > Руководство для воспитателя детского сада
      • > Задачи и содержание работы детского сада
      • > Задачи воспитания и особенности возраста детей
      • > Игра
      • > Родной язык и ознакомление с окружающим
      • > Счёт
      • > Рисование, лепка, аппликация
      • > Музыкальное воспитание
      • > Задачи воспитания и особенности возраста детей
      • > Игра
      • > Родной язык и ознакомление с окружающим
      • > Счёт
      • > Рисование, лепка, аппликация, конструирование
      • > Музыкальное воспитание
      • > Задачи воспитания и особенности возраста детей
      • > Игра
      • > Родной язык и ознакомление с окружающим
      • > Счёт
      • > Рисование, лепка, аппликация, конструирование
      • > Музыкальное воспитание
      • > Работа детского сада с родителями
    • > Мать и дитя
      • > ЗАБОТА О МАТЕРИ И РЕБЕНКЕ В СССР
      • > НОРМАЛЬНАЯ БЕРЕМЕННОСТЬ, РОДЫ И ПОСЛЕРОДОВОЙ ПЕРИОД
      • > БОЛЕЗНИ БЕРЕМЕННЫХ
      • > ОРГАНИЗМ РЕБЕНКА
      • > ПИТАНИЕ РЕБЕНКА
      • > УХОД ЗА РЕБЕНКОМ И ЕГО ВОСПИТАНИЕ
      • > БОЛЬНОЙ РЕБЕНОК
    • > Программа воспитания в детском саду
      • > Первая группа раннего возраста
      • > Вторая группа раннего возраста
      • > Первая младшая группа
      • > Вторая младшая группа
      • > Средняя группа
      • > Старшая группа
      • > Подготовительная к школе группа
    • > Игры для дошкольников
      • > игра как средство особенности выбор игры
      • > дозировка окончание повторность
      • > 3-4 лет игры большой подвижности
      • > Игры средней подвижности
      • > Игры для детей 5-6 лет
      • > Игры средней и малой подвижности
      • > 6-7 лет игры большой подвижности
      • > Игры средней и малой подвижности
    • > Русские народные подвижные игры
      • > Раздел I. Игры с бегом
      • > Раздел II. Игры с мячом
      • > Раздел III. Игры с прыжками
      • > Раздел IV. Игры малой подвижности
      • > Приложение
  • > Советские Новогодние открытки
  • > Контакты

Анализ стихотворения Александра Блока «Зайчик»

Александр Блок – выдающийся поэт, творивший на рубеже эпох. Трудно представить, что среди глубокого лиризма и тонкой философии его стихов, встречаются добрые, наивные произведения для детей. Первым из них стала «Колыбельная песня». Были также миниатюры для взрослых, стилизованные и адаптированные для детей.

Позднее появляется целый цикл – «Круглый год». Цикл разбит на четыре части по сезонам года. Направлен он на знакомство малышей с явлениями природы. Но пейзажу Блок уделяет мало внимания. Он не описывает погоду, а передает свое чувство природы. Особенности времени года переданы через ощущения, переживания животных. Одним из таких произведений является «Зайчик».

Стихотворение появилось в 1906 году, войдя в осенний раздел сборника. Это не только пейзажная зарисовка, но и размышления, эмоции лирического героя. Которым стал маленький пушистый зверек. Образ зайчика антропоморфен. Читатель осень видит его глазами. Картина довольно печальна.

Стихотворение наполнено грустью. Мы видим маленького зайчика, которому грустно, холодно, одиноко, голодно. Текст построен на антитезе. Рассказчик вспоминает, что еще недавно взгляд зайчонка «тешили белые цветочки». А теперь все тускло, серо, уныло. Кругом слякоть, лапкам мокро, неприятно, холодно.

Наступила хмурая и дождливая осень. Зверек вспоминает о лете с тоской. Небо было ясное, стояли теплые, солнечные деньки. Пищи было достаточно в лесу. А теперь даже с огородов «нечего украсть», ведь сняли уже весь урожай, в том числе и капусту, любимую зайцами. Пушистый малыш голодает.

Межсезонье – самый сложный период для лесных жителей, не впадающих в спячку. Еды не достать. Шубка еще не поменяла цвет. Травы уже нет, а снег еще не выпал. В такой период можно легко стать добычей хищника. Чего и опасается наш герой: «Страшно в лапы волку серому попасть…» Опасения зайца приносят оттенок тревоги в середину стихотворения.

Жалость к герою усиливают, намеренно использованные автором, уменьшительно-ласкательные слова: зайчик, лапки, цветочки, былинки, листочки, капустка и другие. Антитеза пронизывает все стихотворение. Идет постоянное сравнение жизни зайца летом и осенью.

Любой лирический герой, особенно в поэзии, всегда является олицетворением определенных черт личности автора. «Зайчик» Блока – не исключение. В образе обездоленного непогодой маленького зверька, можно узнать самого А. Блока. В душе он был всегда одинок, не понятый миром и близким окружением. Несчастен в любви. Он так и не стал отцом, поэтому его стихи «детского» цикла возвращают нас к моменту, когда Александр сам был ребенком. К его чувствам и переживаниям.

Повествователь подчеркивает свое родство с героем. Любопытен также тот факт, что супруга поэта в кругу близких людей звалась ласково «заяц», что может принести новую интерпретацию тексту.

Заканчивается стихотворение жалостливыми мыслями зайчика, только было бы посуше и потеплее. Ему холодно, мокро, ступать по воде. Строки оставляют смешанные эмоции. Вызывают улыбку и легкую грусть.

Понравилась статья? Поделись с друзьями:

Опубликовано в журнале НЛО, номер 4, 2016

Документ без названия

Дина Магомедова (РГГУ; профессор, заведующая кафедрой истории русской классической литературы Института филологии и истории; Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН; ведущий научный сотрудник Отдела русской литературы конца XIX — начала XX века; доктор филологических наук) dinamagom@yandex.ru.

УДК: 821.161.1+801.73

Аннотация:
Статья посвящена интерпретации блоковского стихотворения для детского чтения «Зайчик», в котором применена двойная адресация: други­м адресатом, который только и мог полностью понять второй план значений этого текста, была жена А.А. Блока — Л.Д. Блок. Это позволяет говорить о двойственной жанровой природе стихотворения (детский «рассказ в стихах» и травестийная элегия). Стихотворение «Зайчик» тем самым становится частью жизнетворческого сюжета А.А. и Л.Д. Блок.

Ключевые слова: детская литература, травестия, Александр Блок, Любовь Блок

UDC: 821.161.1+801.73

Key words: children’s literature, burlesque, Alexander Blok, Lyubov Blok

«Заячья» тема в поэтическом наследии Блока воплощена и в детском твор­честве, и в стихотворениях, написанных зрелым поэтом для детей. Среди сохранившихся стихотворений, написанных Блоком-ребенком, три озаглавлены «Зая». Два из них — короткие плясовые:

Милый Зая,
Крошка Зая,
Попляши и поскачи,
Я — те дам на калачи

Зая милый,
Зая серый,
Я тебя люблю,
Для тебя-то в огороде
Я морковку
И коплю.

Зая скачет,
Зая пляшет,
По зеленому лугу,
Изгибаяся в дугу.

Третье стихотворение — хорошо знакомое ребенку рубежа веков сочетание «страшилки» и назидательной поэзии (достаточно вспомнить знаменитого и весьма любимого Блоком «Степку-Растрепку»):

Жил был зайчик, —
Молодой,
И питался он
травой.
Раз пошел он погулять.
Да капустки поискать,
Да морковки пощипать,
Да водицы похлебать.

Вдруг увидел
он волчину,
Настоящя мужичину!..
Съел волчина тут зайчишку,
Не балуйтесь, ребятишки!..

Фоном к написанию этих стихотворений были как природные, так и бытовые, домашние игровые впечатления. По свидетельству М.А. Бекетовой, в шахматовском лесу маленький Блок неоднократно видел зайцев, ежей, белок. Через много лет читаем в письме Л.Д. Блок от 25—26 мая 1907 года: «Сегодня ходила на реку. По дороге в кустах видела двух больших зайцев; сидели рядом, страш­но меня испугались и удрали вместе».

В четыре года Блок побывал в Италии. По воспоминаниям Бекетовой,

новых игрушек в Триесте не покупали, но зато во Флоренции был куплен белый пушистый заяц с морковкой ко рту. С ним Саша не расставался и долго играл им в России. Перед отъездом из Флоренции он немного беспокоился, что кондуктор отнимет у него в вагоне зайца, и поэтому говорил так: «Я скажу, что questo e mio bambino» (что это мой ребенок) .

Судя по этим воспоминаниям и по стихам Блока-ребенка, семантический ореол образа зайца — это прежде всего детство, нежность, отчасти — страх пере­д жизнью, может быть, мужским началом («волчину, настоящя мужи­чину»). Кажется важным, что для Блока-ребенка заяц — существо слабое и опекаемое, как для девочек — кукла.

Следующее обращение к теме «зайца» происходит через двадцать лет. В 1906 году Блок пишет несколько стихотворений для детского чтения и публикует их в журнале «Тропинка», издаваемом Н.М. Манасеиной и П.С. Соловьевой (Allegro), среди них — стихотворение «Зайчик», которое затем неизменно будет входить во все прижизненные издания детских стихов Блока (сборники «Круглый год», «Стихи для детей»). «Зайчик» — своего рода детская элегия, эксплу­атирующая мотивы смены времен года, вполне устойчивые и в детских «стихах о природе», в первой публикации оно даже и называлось «Осень». Правда, главная эмоция — не «уныние», как во «взрослой» элегии, а, как и в стихах Блока-ребенка, вновь «жалость» и страх («бедный зайчик», «очень неприятно», «страшно в лапы волку серому попасть»):

Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
прежде глазки тешили
Белые цветочки…
Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На желтые листочки.

Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капусту сняли,
Нечего украсть.
Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть…

Думает о лете,
Прижимает уши,
На небо косится —
Неба не видать…
Только б потеплее,
Только бы посуше…
Очень неприятно
По воде ступать!

Стихотворение это неоднократно переиздавалось, оно хорошо известно и специалистам, и массовому читателю, но при этом никогда не привлекало к себе при­стального внимания. Изучение его творческой истории позволило установить лишь, что первая строфа была написана еще в 1903 году, а бóльшая часть текста была дописана только в год его первой публикации. Однако прочтение его на фоне переписки Блока с женой выявляет неожиданные смысловые подтексты и заставляет поставить вопрос о том, кому это стихотворение адресовано.

Наблюдения над стилистикой переписки Блока с женой обнаруживает резкий перелом после 1903 года (год свадьбы). Высокий романтический стиль ранних писем к 1906 году сменяется раскованным, фамильярным, домашним. Прежде всего это сказывается на номинации участников переписки, которая отражается и в обращениях, и в самоназываниях (Любовь Дмитриевна — Люба — милая — Буся — Бу — Заяц, Зайц, Зайчик — Зайчичек; Александр Александрович — Саша — милый мой — хозяин). Соотносимые именования «Заяц — хозяин» обнаруживаются в период написания стихотворения «Зайчик» (хотя, очевидно, возникли значительно раньше, просто совместное существование не предполагало переписки) и позволяют предположить, что у стихотворения двойная адресация — 1) массовый детский читатель и 2) жена поэта. Сохраняется весь семантический ореол «заячьей» темы, возникший еще в стихах Блока-ребенка, только теперь на первый план выходит мотив детскости. Достаточно прочесть записи Блока о «Любе» в дневниках и записных книжках, чтобы стало ясно, что он видит в ней то, чего не видели остальные: она ребенок, «маленькая» (самая частотная номинация, при том что во всех воспоминаниях ее описывают как высокую, статную и недобрую молодую женщину ). Номинация «заяц» характерна только для коммуникативных жанров — писем, записок, устного общения. В фонде Блока в РГАЛИ сохранились шуточные рисунки и шаржи: 1) рисунок, завершающий записку Блока к жене, с зайцем перед капустной грядкой и вырванной морковкой (в отдалении дремлет хозяин огорода); 2) шуточная иллюстрация к стихотворению о Канте «Сижу за ширмой. У меня такие тоненькие ножки…». По другую от «Канта» сторону ширмы — детская фигура (скорее — фигура девочки в коротком платье), но с заячьими ушами и с подписью строки из стихотворения: «Меня давно развлечься просят»; 3) рисунок «Как мы ездим в гости» (в коляску впряжен заяц, подгоняемый кнутиком седока в шляпе); 4) «Заячий аттестат» на трех языках (русском, французском и немецком); 5) записка:

Зайчичек малый,
Скушай просвирку,
Никуда не бегай,
Сиди в платочке,
Потряхивай лапочками,
Сожмись в комочек,
Занимайся тряпочками,
Кушай листочки,
Читай книжки и бумажки,
Дожидайся Сашки.

Шутливый «домашний» язык, частью которого были именования «заяц» и «хозяин», оказывается в переписке и в реальной семейной жизни Блоков неизменным средством, позволяющим уходить от драматического напряжения во взаимоотношениях. Так, в 1907 году, в период первого после свадьбы серьезного увлечения Блока актрисой Н.Н. Волоховой, начавшегося еще в 1906-м, сказавшегося и в личных взаимоотношениях, и в трансформации структуры всего автобиографического сюжета в творчестве, вплоть до появления второй героини в лирике и драматургии, Л.Д. Блок — также впервые — уезжает одна в Шахматово. Переписка свидетельствует, что домашний язык сохранен, а значит, сохраняется и возможность продолжения общей жизни. Л.Д. — по-прежнему «заяц Бу», «зайчичек» и «заяц», Блок — по-прежнему «хозяин»: «И немножко мне как-то не по себе и тревожно, что ты одна и не со мной. — Ничего, что ты, маленькая Люба, лентяй и глупый — у тебя щечки потолстеют и порозовеют. Ты самый, самый настоящий маленький заяц Бу». «Пока болят лапки, заяц сидит дома и занимается шитьем. Очень их лечит, чтобы с хозяином бегать. Ждет хозяина, уши навостряет», — ср.: «Лапки наступают / На желтые листочки. <…> Очень неприятно / По воде ступать».

«Детское», связанное у Блока с образом зайца, переплетается с его неизменным представлением о Л.Д. как о взрослом ребенке. В его дневнике и записных книжках она — неизменно «маленькая», «маленькая Люба», «маленькая Бу», на рисунках — в детском платье с панталончиками и с бантом, часто напоминающим заячьи уши.

«Заячья» номинация исчезает из переписки дважды. В 1908 году, когда Л.Д. пишет Блоку из гастрольной поездки, что намерена окончательно порвать с ним (как выясняется через некоторое время, обнаружив свою беременность от актера К. Давидовского). Второй раз — в 1912-м, когда у Л.Д. возникает новый роман с К.К. Кузьминым-Караваевым (будущий главный режиссер БДТ К. Тверской). В момент семейного кризиса в 1912 году Блок требует от жены «оставить домашний язык» в обращении с ним. И лишь значительно позднее, в 1914-м, во время работы Л.Д. в прифронтовом госпитале, возвращаются именования «заяц» и «хозяин», а вместе с ними — шутливый язык, свидетельствующий о восстановлении доверия и близости. Через два месяца после ее отъезда стилистика писем заметно меняется, начинает преобладать домашний шутливый язык: Блок снова именует себя «хозяином», Л.Д. — «зайцем»:

Ходил сегодня хозяин, делал приобретения для своего зайца: 1 пакет гостинцу; 1 пакет курительный (10 четверок табаку — получше махорки, 10 трубок из корня, 2000 па­пирос Тары-Бары); 1 пакет — журналы с картинками и модные — но­вые, хорошие. Еще пакет будет — муфта (купит О.А. Мазурова — от хозяина, плохая), конфеты от мамы и требуемые книжки <…>. — Наливкой не торгуют, говорят — крепкий напиток. Да таким, как ты, вовсе и не надо наливки; еще слишком малень­кий.

Л.Д. охотно подхватывает эти интонации: «Поздравляю Вас с Праздником! Различные народы присоединяются, как то — заяц при исполнении обязаннос­тей — исправно барабанит, слоненок, осел и прочие»; «Гостинцу не посылай, хозяин, заяц растолстел и хочет воздерживаться от сладкого. Вообще ему боль­ше не надо подарков, у него всего “вдосталь”, а вот приедет, тогда будет канючить у тебя денежек, ты их лучше припаси», — так все чаще пишутся письма.

Этой бережности, нежности и интимной домашности не мешает даже то, что Л.Д. продолжает при любой возможности видеться с Кузьминым-Караваевым, который разыскивает ее в госпитале и время от времени пишет ей письма и навещает ее, о чем она неизменно сообщает мужу. Блок, между прочим, информирует Л.Д., что отыскивает имя соперника в списках раненых, публикуемых в газетах. Иногда и он упоминает о своих встречах с Л.А. Дельмас. В ночь на Новый год, 31 декабря, он пишет: «Думаю о тебе, моя милая, и еще два имени — одно — мама, а другое — ты знаешь». Л.Д. тревожит мрачное настроение, которое время от времени ощутимо в письмах Блока: «Думай о своем Зайце, который тебя любит», — твердит она от письма к письму. В мемуарах она свидетельствует:

И у нас сразу же, с первого года нашей общей жизни, началась какая-то игра, мы для наших чувств нашли «маски», окружили себя выдуманными, но совсем живыми для нас существами, наш язык стал совсем условный. Так что «конкретно» сказать совсем невозможно, это совершенно воспринимаемое для третьего человека; как отдаленное отражение этого мира в стихах — и все твари лесные, и все детское, и крабы, и осел в «Соловьином саду». И потому, что бы ни случилось с нами, как бы ни теряла жизнь, — у нас всегда был выход в этот мир, где мы были незыблемо неразлучны, верны и чисты. В нем нам всегда было легко и надежно, если мы даже и плакали порой о земных наших бедах.

Отказ от этого языка означал серьезную угрозу полного разрыва. В последний раз утрата этого языка совпала со смертью Блока.

Возвращаясь к незамысловатому стихотворению «Зайчик», можно утверждать, что переписка Блока с женой является ключом к его интерпретации. Двойная адресация позволяет говорить и о двойственной жанровой природе текста (детский «рассказ в стихах» и травестийная элегия), причем второй план значений понятен только автору и единственному адресату, участникам жизнетворческого сюжета, частью которого становится стихотворение.

Библиография / References

— Бекетова М.А. Александр Блок и его мать // Бекетова М.А. Воспо­ми­нания об Александре Блоке / Сост. В.П. Енишерлова, С.С. Лесневского; вступ. ст. С.С. Лесневского; послесл. А.В. Лаврова; примеч. Н.А. Богомолова. М.: Правда, 1990. С. 205—344.
(Beketova M.A. Aleksandr Blok i ego mat’ // Beketova M.A. Vospominaniya ob Aleksandre Bloke / Ed. by V.P. Enisherlov, S.S. Lesnevskiy. Moscow, 1990. P. 205—344.)

— Дикман М.И. Детский журнал Блока «Вестник» // Литературное наследство. Т. 92: Александр Блок: Новые ма­те­риалы и исследования / Ред. И.С. Зильберштейн, Л.М. Розенблюм. Кн. 1. М.: Наука, 1980. С. 203—221.
(Dikman M.I. Detskiy zhurnal Bloka «Vestnik» // Literaturnoe nasledstvo. Vol. 92: Aleksandr Blok: Novye materialy i issledovaniya / Ed. by I.S. Zil’­bershteyn, L.M. Rozenblyum. Part 1. Moscow, 1980. P. 203—221.)

— Каскина Ю.У. Детство Александра Блока и его стихи для детей // Начальная школа: Плюс—минус. 2001. № 9. С. 70—74.
(Kaskina Yu.U. Detstvo Aleksandra Bloka i ego stikhi dlya detey // Nachal’naya shkola: Plyus—minus. 2001. № 9. P. 70—74.)

— Корсаков Р. (Иванов-Разумник Р.И.) Стихи А. Блока для детей // Детская литература. 1940. № 11/12. С. 78—82.
(Korsakov R. (Ivanov-Razumnik R.I.) Stikhi A. Bloka dlya detey // Detskaya literatura. 1940. № 11/12. P. 78—82.)

— Максимов Д.Е. Любовь Дмитриевна / Публ., примеч. К.М. Азадовского, А.В. Лаврова // НЛО. 1999. № 35. С. 250—280.
(Maksimov D.E. Lyubov’ Dmitrievna / Ed. by K.M. Azadovskiy, A.V. Lavrov // NLO. 1999. № 35. P. 250—280.)

— Минц З.Г. Рукописные журна­лы Блока-ребенка // Блоковский сборник. II: Труды Второй научной конференции, посвященной изучению жизни и творчества А.А. Блока / Отв. ред. З.Г. Минц. Тарту: ТГУ, 1972. С. 292—308.
(Mints Z.G. Rukopisnye zhurnaly Bloka-rebenka // Blokovskiy sbornik. II: Trudy Vtoroy nau­chnoy konferentsii, posvyashchennoy izucheniyu zhizni i tvorchestva A.A. Bloka / Ed. by Z.G. Mints. Tartu, 1972. P. 292—308.)

— Павлович Н. Блок и детская литература // Детская литература. 1940. № 11/12. С. 74—78.
(Pavlovich N. Blok i detskaya literatura // Detskaya literatura. 1940. № 11/12. P. 74—78.)

Зайцы — стихи для детей

Екатерина Жданова — Зайка

Белый-белый,
Хрусткий-хрусткий
Дайте мне листок капустки.
Ведь, от волка натощак
Мне не убежать никак.
Закусив салат морковкой,
Поквитаюсь я с плутовкой:
От лисы ускача,
Дам по лесу стрекача.
Хорошо на природе
Лопать спаржу в огороде.
От охотника с ружьем
Будем сыты — удерём.
Белый-белый
Хрусткий-хрусткий
Я грызу листок капустки,
Ведь голодными, друзья,
Зайкам быть никак нельзя!

Ираида Мордовина — Зайка

Зайка серый прыг да скок.
От капусты съел листок.
Он упал с телеги,
Конь её вёз пегий.
Листик сочный, сладкий сок.
Слышен зайки голосок:
– Дай ещё, лошадка,
Мне капустки сладкой.
Конь на зайку посмотрел,
Дать капустки захотел.
Стукнул в край телеги
Задней ножкой пегой.
На траву кочан упал,
Зайке по носу попал.
Он чихнул с испуга
И помчался с луга.
Отбежал за мостик,
Только виден хвостик.
Зайку ждёт капуста,
Но на дороге пусто…

Кирилл Авдеенко — Зайка-зайка, прыг-прыг-прыг…

Зайка-зайка,
Прыг-прыг-прыг,
В дом запрыгнул ловко!
Зайка-зайка,
Шмыг-шмыг-шмыг,
Где же тут морковка?

Гуси-гуси:
— Га-га-га,
К нам залез воришка!
Нужно, нужно,
Га-га-га,
Звать бульдога Гришку!

Зайка-зайка
Тут как тут:
— Гуси, ой не бойтесь!
Не воришка я!
Нет-нет!
Ну-ка, успокойтесь!

Я скажу вам:
У меня
Год росла морковка;
Вдруг ворона —
Хвать её!
В клюв забрала ловко.

С ней взлетела,
Кар-кар-кар,
Каркала, бранилась;
И морковка
В домик к вам
Ах — и обронилась!

Я в мешок
Её возьму —
Только б, вот, залезла;
Ах, морковушка,
Ням-ням,
Вкусно и полезно!

Гуси крикнули:
— Га-га,
Здравствуй, серый зайка!
Ешь морковку,
Га-га-га,
В кухню полезай-ка!

Если хочешь —
Там найдёшь
Молочко коровье;
Будь как дома,
Га-га-га,
Кушай на здоровье!

Да побольше ешь,
Га-га,
В кухне, ой, не пусто!
Ну а в погребе у нас,
Знаешь что? Капуста!

ЧАСТЬ 2

Только зайки
Не слыхать —
Ну-ка, что случилось?
Ах, морковушка,
Она
В сумку поместилась!

С нею зайка
В лес родной
Скачет вдаль, несётся!
Испугался он!
Гляди!
Ух, как весь трясётся!

Шустро-шустро зайка
Враз
Прыгнул за ограду;
В гости, зайка,
В дом беги!
Будут гуси рады.

Да уж зайка
Далеко!
Скачет ловко-ловко!
За спиною
Вместе с ним
Длинная морковка;

Хорошо ведь,
Что она
Вся в мешок залезла;
Ах, морковушка,
Ням-ням,
Вкусно как, полезно!

И на поле
Каждый день
Слышен шум у бровки;
Это зайка,
Хрум-хрум-хрум,
Ест свои морковки!

Тут и сказочке конец,
Долго засиделись!
Всем пора морковки есть,
Вкусно ведь, ну прелесть!

Будем-будем мы тогда,
Все сильны и ловки;
Ах, морковушка, ням-ням,
Нет вкусней морковки!

Александр Блок — Зайчик

Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки…
Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На жёлтые листочки.
Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капусту сняли,
Нечего украсть.
Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть…
Думает о лете,
Прижимает уши,
На небо косится —
Неба не видать…
Только б потеплее,
только бы посуше…
Очень неприятно
По воде ступать.

Галина Лебедева — Зайчик

Я зайчик, я хороший,
Я добрый и смешной.
Капустка и горошек
Любимый завтрак мой.
Со мной легко поладить,
Достаточно погладить!

Александр Шибаев — Зайчонок и Еж

— Зайчонок,
садись на меня,
прокачy!
— Hет, нет,
не хочy, дядя ёж,
не хочy!

Николай Ламм

Заяц гордо
Шел по лесy,
Вел зайчихy,
Как принцессy.
До верхyшек
Серых yшек
Заяц был в нее влюблен,
Но собраться
И признаться
Все не мог решиться он.
Правда, заяц понимал,
Что в пyти молчать неловко.
Просто он слова искал.
А когда нашел — сказал:
— Ты такая…
Ты такая…
Ты такая…
Как морковка!

Вячеслав Лейкин — Заячья мечта

Как наступит зима, снегом выбелит лес,
Тут и зайчик становится белым.
Он на юг не упрыгал, а в нору залез,
Так какой же, скажите, ему интерес
Рисковать своим маленьким телом?
От лисицы схоронится в белом снегу
И сидит как сугробик. А сам ни гугу.
И тихонько мечтает про лето:
Как он будет скакать на зеленом лугу
В легкой шубке зеленого цвета.

Ирина Пивоварова — Заяц

Заяц лёг на бугорок,
Подремать решил часок.
А пока он сладко спал,
Первый снег на землю пал.
Вот проснулся заяц серый,
Удивился:
— В чём же дело?
Был я сер, а стал я бел,
Кто меня переодел?

Валентин Берестов — Заяц — барабанщик

За уши зайца
Hесут к барабану.
Заяц ворчит:
«Барабанить не стану!
Hет настроения,
Hет обстановки,
Hет подготовки,
Hе вижу морковки!»

Александр Чурилов — Заячья школа

Учила Зайчиха пушистых зайчат,
Своих семерых непослушных ребят:

— Чтоб вам не попасться зубастому Волку,
Сидеть вы должны целый день втихомолку!
Сидеть втихомолку, не бегать под ёлку
И не оставлять свою норку без толку.

— Чтоб вам не попасться зубастой Лисице,
Должны от Лисы вы скорее закрыться.
Скорее закрыться, друг к другу сплотиться
И где-то в углу далеко притаиться.

— А если придёт косолапый Медведь
И станет он громко рычать и реветь,
Запрячьтесь под лавку, под стол, под кровать,
Не смейте лохматому дверь открывать!

Учила Зайчиха пушистых зайчат,
Своих семерых непослушных ребят.
Учила зайчишек уметь и стараться,
Всего, что ни есть в этом мире, бояться.

Как знать, от того ли все Зайцы-зайчишки,
В конечном итоге большие трусишки.

Валентин Берестов — Песня зайца

В лесу недолго до беды.
Но заяц — не простак.
Умей запутывать следы!
Вот так! Вот так! Вот так!

Туда, сюда петляет след,
Вперед, назад и вбок.
Где заяц был, там зайца нет.
Прыг-скок! Прыг-скок! Прыг-скок!

У зайца робкая душа
И осторожный ум,
Но как морковка хороша!
Хрум-хрум! Хрум-хрум! Хрум-хрум!

Простор и воля впереди,
А сзади — лютый враг!
И сердце заячье в груди —
Тик-так! Тик-так! Тик-так1

Но в цирке, где кругом народ,
Он забывает страх
И в барабан отважно бьет:
Бабах! Бабах! Бабах!

Николай Рубцов — Про зайца

Заяц в лес бежал по лугу,
Я из лесу шел домой —
Бедный заяц с перепугу
Так и сел передо мной!
Так и обмер, бестолковый,
Hо, конечно, в тот же миг
Поскакал в лесок сосновый,
Слыша мой веселый крик.
И еще, наверно, долго,
Притаившись в тишине,
Думал где-нибудь под елкой
О себе и обо мне.
Думал, горестно вздыхая,
Что друзей-то у него
После дедушки Мазая
Hе осталось никого…

Георгий Ладонщиков — У пенька

Зайчиха, сидя у пенька,
Учила шустрого сынка:
— Будь смел,
Не хвастай и не ври!
Чужой капусты не бери!
Не жми при встрече
Волчьих лап!
Не обижай того, кто слаб!
Не смейся над чужой бедой!
С голодным поделись едой!
Обидных кличек не давай!
Осла глупцом не называй!
Ещё запомни сын:
Неловко
Дарить мышонку мышеловку,
Лисе — капкан,
Ершу — крючок,
А поросёнку — пятачок!

Валерия Леванкова — История про зайца с волком

Как-то в летний знойный день
Волк искал по лесу тень.
То под дерево заглянет,
То под куст засунет нос-
Все уж занято зверями.
Где укрыться – вот вопрос?

Вдруг у ручейка увидел
Лопуха огромный куст.
«Вот где спрячусь от жары я,
заодно воды напьюсь.»

Забежал в тень, отдышался,
Шерстку волчью искупал,
Из травы подстилку сделал,
Растянулся, задремал.

Разбудил какой-то шорох ,
друг наш часа не проспал.
Глядь , комок несется серый,
Волку в пасть чуть не попал.

Ба, да это заяц Зося,
Помню, раннею весной
Повстречал его у грота,
Где зайчишка строил дом.

«Как дела? Достроил дом ли?»-
Волк у зайчика спросил.
«Дом поставил, только красить
Стены, крышу нету сил.»

«Попросил бобра Ефима
Подсобить, да у него
Нынче строится плотина,
Дел полно у самого.»

«Слушай, Пин (так звали волка),
если можешь – помоги,
В благодарность подарю я
из овчины сапоги.

Будет в них зимою стужа
волку Пину нипочем.»
«Хорошо, пойдем, зайчишка ,
и покрасим тебе дом.»

Вот пришли друзья к домишке,
банки с краской принесли.
Валик в руки, кисть под мышкой,
волк и заяц – маляры.

День, второй проходит, вечер
наступил, каков итог?
Словно терем дом искрится ,
на двери большой замок.

«Ну, спасибо, Пин, за помощь.»-
Заяц волку говорит.-
«Если хочешь ,оставайся,
Места хватит на двоих.»

«Будешь добрым мне соседом,
Другом верным, ну и я
Помогу всегда советом,
Делом, как и все друзья.»

Волк конечно согласился,
Неохота ведь ему
По полям ,лесам, болотам
Рыскать вечно одному.

Дом построен, но ,друзья,
На полу ведь спать нельзя?
Как без стула и стола можно,
Сидя у окошка, думать,
Глядя на дорожку?

Чтоб цветные видеть сны
Нужна мебель из сосны .
Две кровати , тумбы, шкаф,
И игрушечный жираф.

«У проблемы есть решенье.
Завтра в гости на варенье
Надо нам к бобру сходить,»-
Заяц волку говорит.

«Говорили мне ежи-
У бобра есть чертежи.
Ведь согласно чертежам
Мебель делает он сам.»

Рано утром в воскресенье,
Взяв черничное варенье,
Заяц с волком вдоль реки
К другу в гости побрели.

У бобра кипит работа,
Но друзьям помочь охота,
Чертежи достал он с полки
И вручил их зайцу с волком.

Взял бобер со склада доски,
Погрузил их все в повозку,
Инструменты не забыл
Клей с гвоздями прихватил.

Вот и принялись за дело
Волк, бобер и заяц смело.
За неделю не спеша
Вышла мебель хороша.

В благодарность за заботу
И искусную работу
Волк и заяц для бобра
Приготовили добра:

И коренья, и соленья,
И любимое варенье –
Бобр от радости такой
Поспешил к себе домой.

Заяц с волком до обеда
Расставляли в доме мебель.
Так устали, что уснули-
Заяц в кресле, волк на стуле.

Поутру они проснулись,
Потянулись, оглянулись,
А вокруг и пыль, и грязь,
Чашка с чаем пролилась.

Тряпки в руки, воду в таз,
Убирают в доме грязь.
Моют стены, окна, пол,
Протирают полки, стол.

Не забыли и про двор,
Подмели с дорожек сор.
Ветки, листья все сгребли
И в лесочек отнесли.

Завершив свою уборку,
Заяц спрашивает волка:
Пин, быть может в воскресенье
Мы устроим новоселье?

Приготовим торт, печенье,
И кисель как угощенье.
У совы возьмем рецепт
Приготовить как паштет.

Вот отправились два друга
К дубу где жила подруга.
Здесь на ветках средь листвы
Находился дом совы.

Дверь друзьям сова открыла,
Отобедать пригласила.
Накормив гостей досыта,
Уточнила цель визита.

Друг наш, совушка Любаша,
На тебя надежда наша,
Помоги на новоселье
Приготовить угощенье.

Заперев дверь на задвижку,
Понеслась сова вприпрыжку,
Не забыв схватить подмышку
И поваренную книжку.

По прибытии на место
Замесила сова тесто,
Из чулана для начинки
Волк принес творог и сливки.

Заяц сбегал в погребок-
Фруктов, ягод приволок.
Не забыли про компот-
Будет сыт лесной народ.

Вот уж завтра воскресенье,
Уж готово угощенье,
Галок волк решил позвать
Приглашенья разослать.

Над полями и лесами
Наши галки пролетали,
Каждой птичке и зверушке
Приглашенье оставляли.

Наступило воскресенье-
С ним и праздник новоселье.
У накрытых столов
Волк и заяц ждут народ.

Целый день гулянье длилось,
Вдоволь звери веселились,
Под конец все песни спев,
Удалились на ночлег.

Заяц с волком дружно жили
Потому и не тужили.
Все делили пополам-
И того ж желают вам.

Стихотворение «Зайчик». А. Блок. Заучивание наизусть и рисование

Мнемотаблица для изучения стихов наизусть «Его величество — электричество» (старшая и подготовительная группы) Сейчас в группе изучаем тему «Его величество — электричество». Продолжаю использовать мнемотаблицы для изучения стихов наизусть. Как часть.

«Совместный с дворником труд по уборке участка осенью» с детьми старшей группы (Блок совместной деятельности) ФГОС» Стажировочная площадка ДОУ. Труд провела 6 октября 2015 года. Присутствовали 35 воспитателей из детских садов города. Программное содержание.

«Травка-муравка» (заучивание потешки)» Технологическая карта организованной учебной деятельности № 13 Провела: Проскурякова В. Г. Дата проведения: 16.02.2015г. Возрастная группа:.

Материал для аттестации. Пункт №2 «Блок здоровья» (анализ работы) Блок здоровья МДОУ «Детский сад №22» За 2014 – 2015 учебный год Основными задачами нашей работы являются: — охрана и укрепление здоровья.

Рисование ладошкой, пальчиковое рисование в младшей группе. Альбом-образец. В этом году у меня подготовительная группа. После прохождения КПК по младшему возрасту, я посоветовалась с ребятами, и мы решили сделать.

Рисование нетрадиционными методами рисования. Ладошковое рисование «Бабочка» Ребятам очень нравится рисовать ладошками!У нас очень много работ выполненных в этой технике!Ведь самое главное видеть в глазах ребенка.

Стихи «Ниточка», «Угощает осень солнышком» Жизнь- она, как ниточка,тонкая струна. Разная у каждого нити той длина. При рождении каждому Бог клубочек дал. И в него он важную.

Заучивание стихотворений по опорным картинкам Не секрет, что в наш век высоких технологий дети стали говорить хуже. У меня в группе много детей с нарушениями звукопроизношения, испытывают.

Заучивание стихотворения Л. Разумовой «Мой папа» Цель: формирование интереса и потребности в чтении Задачи: воспитывать умение слушать новое стихотворение, договаривать слова и фразы,.

Заучивание стихотворения о весне с помощью мнемотаблицы Я в своей работе часто использую схемы и мнемотаблицы на занятиях и в совместной деятельности. Мнемотаблица находится в свободном доступе.

Александр Блок – выдающийся поэт, творивший на рубеже эпох. Трудно представить, что среди глубокого лиризма и тонкой философии его стихов, встречаются добрые, наивные произведения для детей. Первым из них стала «Колыбельная песня». Были также миниатюры для взрослых, стилизованные и адаптированные для детей.

Позднее появляется целый цикл – «Круглый год». Цикл разбит на четыре части по сезонам года. Направлен он на знакомство малышей с явлениями природы. Но пейзажу Блок уделяет мало внимания. Он не описывает погоду, а передает свое чувство природы. Особенности времени года переданы через ощущения, переживания животных. Одним из таких произведений является «Зайчик».

Стихотворение появилось в 1906 году, войдя в осенний раздел сборника. Это не только пейзажная зарисовка, но и размышления, эмоции лирического героя. Которым стал маленький пушистый зверек. Образ зайчика антропоморфен. Читатель осень видит его глазами. Картина довольно печальна.

Стихотворение наполнено грустью. Мы видим маленького зайчика, которому грустно, холодно, одиноко, голодно. Текст построен на антитезе. Рассказчик вспоминает, что еще недавно взгляд зайчонка «тешили белые цветочки». А теперь все тускло, серо, уныло. Кругом слякоть, лапкам мокро, неприятно, холодно.

Наступила хмурая и дождливая осень. Зверек вспоминает о лете с тоской. Небо было ясное, стояли теплые, солнечные деньки. Пищи было достаточно в лесу. А теперь даже с огородов «нечего украсть», ведь сняли уже весь урожай, в том числе и капусту, любимую зайцами. Пушистый малыш голодает.

Межсезонье – самый сложный период для лесных жителей, не впадающих в спячку. Еды не достать. Шубка еще не поменяла цвет. Травы уже нет, а снег еще не выпал. В такой период можно легко стать добычей хищника. Чего и опасается наш герой: «Страшно в лапы волку серому попасть…» Опасения зайца приносят оттенок тревоги в середину стихотворения.

Жалость к герою усиливают, намеренно использованные автором, уменьшительно-ласкательные слова: зайчик, лапки, цветочки, былинки, листочки, капустка и другие. Антитеза пронизывает все стихотворение. Идет постоянное сравнение жизни зайца летом и осенью.

Любой лирический герой, особенно в поэзии, всегда является олицетворением определенных черт личности автора. «Зайчик» Блока – не исключение. В образе обездоленного непогодой маленького зверька, можно узнать самого А. Блока. В душе он был всегда одинок, не понятый миром и близким окружением. Несчастен в любви. Он так и не стал отцом, поэтому его стихи «детского» цикла возвращают нас к моменту, когда Александр сам был ребенком. К его чувствам и переживаниям.

Повествователь подчеркивает свое родство с героем. Любопытен также тот факт, что супруга поэта в кругу близких людей звалась ласково «заяц», что может принести новую интерпретацию тексту.

Заканчивается стихотворение жалостливыми мыслями зайчика, только было бы посуше и потеплее. Ему холодно, мокро, ступать по воде. Строки оставляют смешанные эмоции. Вызывают улыбку и легкую грусть.

Развитие речи во второй младшей группе. Чтение стихотворения А. Блока «Зайчик»

Анна Медведева
Развитие речи во второй младшей группе. Чтение стихотворения А. Блока «Зайчик»

Чтение стихотворения А. Блока «Зайчик».

ЦЕЛЬ: При восприятии стихотворения А. Блока «Зайчик» вызвать сочувствие к зайчишке, которому холодно, голодно и страшно в неуютную осеннюю пору.

ЗАДАЧИ:

Образовательные: расширить знания детей об осени, ее основных приметах и признаках, познакомиться со стихотворением. Учить отвечать на вопросы воспитателя.

Развивающие: развивать внимание, память, сообразительность, активность.

Воспитательные: учить внимательно слушать литературные произведения. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Словарная работа: уныло, голые кусты, кроет, воет, моросит.

Материалы и оборудование: текст стихотворения,иллюстрации осени, листья на ниточках для дыхательной гимнастики, картинка медведя для артикуляционной гимнастики, листок на палочке для гимнастики для глаз, аудиозапись «я с листочками хожу» -Юлии Селивёрствой, раздаточный материал в виде солнышек.

Методы и приёмы работы с детьми: беседа, художественное слово, сюрпризный момент, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, словарная работа, физкультминутка, гимнастик а для глаз, чистоговорка, этюд-инсценировка.

Предварительная работа: На прогулке воспитатель рассматривает с детьми цветы на клумбах (цветы высохли, кусты с облетевшей листвой (голые кусты, чтение и разучивание стихотворений, физкультминуток об осени, наблюдения за природными явлениями на прогулках, проведение дидактических игр, аппликация «Девочка осень», нетрадиционные техники рисования листопада, листьев, рассматривание иллюстраций.

Содержание организованной деятельности детей:

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, я очень рада видеть вас. Давайте улыбнемся друг-другу. Я желаю вам хорошего настроения на занятии и новых знаний.

2. Сюрпризный момент (в игровой зоне): Ребята, посмотрите, кто это пришел к нам в гости? (Воспитатель показывает игрушку Зайчик)

Дети: Зайчик.

Зайчик: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуй!

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на Зайчика и скажите, какой он?

Дети: Серенький, ушки длинные, у него есть маленький круглый хвостик.

Воспитатель: А где живет зайчик?

Дети: В лесу.

Зайчик: Ребята, а вы любите осень? За что? (Дети отвечают: «Осенью красиво. Много листьев. Ими можно пошуршать, поиграть»).

3. Работа над силой голоса. Развитие артикуляционных органов с элементами релаксации:

Представьте, что мы с вами гуляем в осеннем лесу:

Осенью часто дует ветер. Покажите, как дует легкий осенний ветерок: У-у-у (тихо).

Листочки (пальчики) едва шевелятся.

А как дует, сильный ветер: У-у-у (Громко).

Листочки (пальчики) сильно шевелятся

Заблудились мы в лесу, закричали мы: «Ау!» (Сначала громко, потом тихо.)

Теперь представим что мы с вами осенние листья, давайте покружимся как листочки «Ш-ш-ш».

4. Артикуляционная гимнастика.

— Ребята, во время нашей прогулке мы могли встретить в лесу:

1. Посмотрите, кто это? (Медведь) Он зевает, ему осенью хочется спать. Он всю зиму будет спать. Как зевает медведь? (показ)

2. А это кто? (белочка) Она непоседа, очень любит прыгать с ветки на ветку? Как давайте покажем, язычком как белочка прыгает («Часики»).

3. А это хомячок – толстячок. Покажите, какие толстые щечки у хомячка («Шарик»).

4. В лесу осенью много ягод. Давайте представим, что у нас полные ладошки ягод. Как мы будем, есть ягодки (Жевательные движения).

5. Съели ягоды и все наши губы испачкались. Покажите, какие были вкусные ягоды («Вкусное варенье»).

5. Дыхательная гимнастика «Сдуем листочки»: — Давайте поиграем с опавшими листочками. — Положите на ладошку листочек и попробуйте его сдуть (» 2-3 раза)

6. Дидактическая игра «Разноцветные листочки» — Ребята, давайте чуть-чуть поиграем. У зайчика есть корзиночки. Помогите ему разложить листочки в корзинки по цветам. (Дети под музыку берут листочки и раскладывают их по корзинам).

Молодцы, ребята!

7. Первичное чтение стихотворения Александра Блока «Зайчик»

Осень – грустное время года, и многие животные скучают по лету. Ведь осенью моросит дождь, на улице сыро, грязно, холодно, – плохо и людям, и животным. Особенно плохо малюсенькому зайчику. Давайте послушаем стихотворение.

ЗАЙЧИК

Маленькому зайчику

На сырой ложбинке

Прежде глазки тешили

Белые цветочки…

Осенью расплакались

Тонкие былинки,

Лапки наступают

На жёлтые листочки.

Хмурая, дождливая

Наступила осень,

Всю капусту сняли,

Нечего украсть.

Бедный зайчик прыгает

Возле мокрых сосен,

Страшно в лапы волку

Серому попасть…

Думает о лете,

Прижимает уши,

На небо косится –

Неба не видать…

Только б потеплее,

Только бы посуше…

Очень неприятно

По воде ступать!

А. Блок

— Почему же наш зайчик такой грустный?

— Какое время года наступило?

— Как автор описывает осень в стихотворении?

— Нравится ли осень зайчику и почему?

— Жалко вам маленького зайчишку? Почему?

Физкультминутка

Зайка серенький сидит и ушами шевелит,

Зайке холодно сидеть нужно лапочки погреть.

Зайке холодно стоять, нужно зайке поскакать.

Воспитатель: — Ребята, давайте теперь попробуем прочитать это стихотворение вместе, я буду читать начало, а вы будите договаривать слова.

-Молодцы ребята, мне очень понравилось, как мы вместе читали стихотворение.

-А теперь я хочу послушать, как вы прочитаете стихотворение в третий раз. Те, у кого окажется зайка в руках будут читать стихотворение, а я буду вам помогать — (___ восемь строк,___ – первые четыре строчки. Слушаем 2–3 детей).

8. Ребята, еще сегодня я хочу вас познакомить с песней «Осенью» (укр. нар. мелодия, обр. Н. Метлова, сл. И. Плакиды)

Текст песни:

1. Дует, дует ветер,

Дует, завывает.

Желтые листочки

С дерева срывает.

2. И летят листочки,

Кружат по дорожке.

Падают листочки

Прямо нам под ножки.

— А сейчас, ребята, я вам предлагаю исполнить эту песню и движения вместе со мной.

9. Рефлексия.

-Что вам больше всего сегодня понравилось на занятии?

— А где мы были? — Кто приходил к нам в гости?

— Какие стихи мы прочитали? — О чём эти стихи?

— Какую песню мы исполнили?

Воспитатель: Наше занятие подошло к концу, спасибо вам за ваши! Вы все сегодня замечательно работали. Молодцы!

НА ЛУГУ
(А. Блок)

Леса вдали виднее,
Синее небеса,
Заметней и чернее
На пашне полоса,
И детские звончее
Над лугом голоса.

Весна идёт сторонкой,
Да где ж сама она?
Чу, слышен голос звонкий,
Не это ли весна?
Нет, это звонко, тонко
В ручье журчит волна…

>ГРОЗА ПРОШЛА…

Гроза прошла, и ветка белых роз
В окно мне дышит ароматом…
Ещё трава полна прозрачных слёз,
И гром вдали гремит раскатом.

УЧИТЕЛЬ
(А. Блок)

Кончил учитель урок,
Мирно сидит на крылечке.
Звонко кричит пастушок.
Скачут барашки, овечки.

Солнце за горку ушло,
Светит косыми лучами.
В воздухе сыро, тепло,
Белый туман за прудами.

Старый учитель сидит, —
Верно, устал от работы:
Завтра ему предстоит
Много трудов и заботы.

Завтра он будет с утра
Школить упрямых ребяток,
Чтобы не грызли пера
И не марали тетрадок.

Стадо идёт и пылит,
Дети за ним — врассыпную.
Старый учитель сидит,
Голову клонит седую.

СНЕГ ДА СНЕГ
(А. Блок)

Снег да снег. Всю избу занесло.
Снег белеет кругом по колено.
Так морозно, светло и бело!
Только чёрные, чёрные стены…

И дыханье выходит из губ
Застывающим в воздухе паром.
Вон дымок выползает из труб;
Вон в окошке сидят с самоваром;

Старый дедушка сел у стола,
Наклонился и дует на блюдце;
Вон и бабушка с печки сползла,
И кругом ребятишки смеются.

Притаились ребята, глядят,
Как играет с котятами кошка…
Вдруг ребята пискливых котят
Побросали обратно в лукошко…

Прочь от дома на снежный простор
На салазках они покатили.
Оглашается криками двор —
Великана из снега слепили!

Палку в нос, провертели глаза
И надели лохматую шапку.
И стоит он, ребячья гроза,—
Вот возьмёт, вот ухватит в охапку!

И хохочут ребята, кричат,
Великан у них вышел на славу!
А старуха глядит на внучат,
Не перечит ребячьему нраву.

КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ
(А. Блок)

В небе звёздочки горят,
В речке струйки говорят,

К нам в окно луна глядит,
Малым детям спать велит:

«Спите, спите, поздний час,
Завтра брат разбудит вас.

Братний в золоте кафтан,
В серебре мой сарафан…

А под вечер брат уснёт
И меня гулять пошлёт.

Сладкий сон вам пошлю,
Тихой сказкой усыплю,

Сказку сонную скажу,
Как детей сторожу…

Спите, спите, спать пора.
Детям спится до утра…»

А.Блок «Зайчик»

Цель: обучение восприятию литературного текста на слух.

Задачи:

    Формировать представление о жанре литературного произведения –стихотворении.

    Формировать навыки выделения фамилии автора, заглавия произведения; умения определять жанр и тему произведения, составлять обложку к книге.

    Развивать память, мышление, воображение

    Воспитывать чувство сопереживания и доброе отношение к природе и всему живому.

ХОД УРОКА

Организационный момент:

Подготовка к восприятию стихотворения:

Прыг-скок, трусишка!
Хвост-коротышка,
Ушки вдоль спинки,
Глаза с косинкой,
Одежда в два цвета:
На зиму и лето.
Кто это? (заяц) – СЛАЙД 2.

    Вот видите, какой хороший, красивый, мягкий зайка! И этого зайку хозяйка бросила на скамейке под дождем. Давайте вспомним стихотворение про этого зайку. Вы его все знаете (СЛАЙД 3).

Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок .

    Бедный зайка!

Знакомство со стихотворением:

    А сейчас я вам прочитаю еще одно стихотворение про зайчика, только не про игрушечного, а про настоящего, живого. Написал стихотворение Александр Блок. Оно так и называется – «Зайчик» (СЛАЙД 4).

Работа над содержанием прочитанного текста:

    Что вы представляли себе, когда слушали стихотворение?

    Что изменилось в природе с приходом осени?

    Какой стала жизнь зайчика?

    О чем он мог думать, о чем переживать?

    Какие чувства у вас вызывает это произведение: вам весело, грустно, жалко зайчика? (грусть, печаль, жаль зайчика )

    Какое настроение было у вас, когда вы услышали начало стихотворения?

    Какое настроение стало потом?

– Давайте объясним значения некоторых слов, которые встретились вам в тексте (СЛАЙД 5):

    Ложбинка – узкий неглубокий овраг (углубление).

    Тешили – забавляли, развлекали, доставляли удовольствие.

    Косится – смотрит искоса, сбоку.

    Кто запомнил фамилию поэта?

    Молодец, ты очень внимательный! Автор этого стихотворения – русский поэт Александр Александрович Блок. Александр Александрович Блок родился в городе Петербурге 125 лет назад. В его семье все увлекались литературой, переводили и сочиняли стихи.
    В 5 лет он написал свое первое стихотворение и «опубликовал» его в журнальчике, который сделал в подарок маме.
    Один из журналов Саша назвал «Корабль», потому что очень любил корабли и даже мечтал стать моряком. Кроме того, он часто рисовал корабли красками, обвешивал ими стены своей комнаты и дарил знакомым.
    В детстве Саша читал много сказок. Он любил сказки за то же, за что любит их каждый из нас: в них добро одерживает верх над злом, ум – над глупостью, скромность и труд – над корыстью и бездельем. А если, например, сказку читать перед сном, то, засыпая, можно представить, что и сам ты вместе с всадником мчишься освобождать плененную царевну и убиваешь огнедышащего дракона.
    Александр Блок очень любил животных. В деревне у него была собака Диана, с которой он бродил по лесам.
    Однажды был такой случай: поэт написал вполне серьезное стихотворение и посвятил его Григорию Е. Рядом в книге стихи посвящались известным писателям и художникам. Но это посвящение было каким-то странным – никто не знал этого Григория. Потом выяснилось, что стихотворение посвящено обыкновенному ежу по имени Григорий, который жил у Блока.

    Давайте попробуем ещё раз прочитать это произведение (чтение детьми ).

Моделирование обложки:

    Возьмите листок. Сейчас мы с вами будем моделировать обложку для данной книжки.

    (СЛАЙД 7) Определите, пожалуйста, жанр этого произведения. Докажите. (стихотворение, т.к. есть рифма и ритм )

    Верно – это стихотворение.

    (СЛАЙД 8) На обложке, какую фигуру нужно изобразить в центре листа, чтобы всем было понятно, что это стихотворение? (треугольник ) (ЩЕЛЧОК )

    (СЛАЙД 9) Определим тему стихотворения. О ком это стихотворение? (о животных )

    Значит, раскрасим треугольник….(в коричневый цвет ) (СЛАЙД 10 )

    (ЩЕЛЧОК) Верхний прямоугольник для чего нужен? (В нем запишем фамилию автора стихотворения )

    Кто может – печатает слово, остальные – рисуют рамку красного цвета.

    (ЩЕЛЧОК) Что обозначает нижний прямоугольник? (название пр-ния )

    Как называется это произведение? (Зайчик )

    Подумайте, как можно было его назвать по-другому? (Осень. Заяц. В лесу.)

    Блок назвал его «Зайчик». Почему это название ему больше подходит? (стих-ние про зайчика, он – гл.герой стих-ния. Нам жалко его, поэтому автор называет его ласково .)

    Напечатаем внизу листика название «ЗАЙЧИК» или нарисуем рамку синего цвета.

    Покажите свои модели. Сверьте их с образцами (СЛАЙД).

    Хорошо. Все сделали правильно.

Работа с готовой моделью. Чтение по обложке:

    Прочитаем заголовок.

    Что прочитали? (заголовок)

    С каким произведением мы сегодня знакомимся? (А.Блока «Зайчик»)

Сравнение обложки книги с моделью обложки:

    (СЛАЙД 11) Внимательно рассмотрите обложку этой книги. Что общего между нашей моделью и обложкой книги? (указаны фамилия автора и заголовок )

    Что различного? (заголовок – вверху, а не внизу. Иллюстрация вместо заместителя жанра и темы )

Физминутка: Вы хорошо поработали, а сейчас отдохнем:

Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – серые клубочки
(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки).
Прыг – скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенек
(Прыжки вперед – назад)
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.

Зарисовка картины:

    Давайте попробуем нарисовать картину к этому стихотворению сначала словесно. (рисую на белой доске)

    С чего же мы начнём. Какое время года? (осень )

    Где всё происходит? (лес )

    Какие деревья? (сосны )

Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен.

    Если мокрые сосны, то, что идёт? (дождь )

    А какое небо над соснами?

Хмурая, дождливая
Наступает осень.

    Как будет выглядеть зайчик?

Прижимает уши,
На небо косится.

    О чём он думает?

Страшно в лапы волку
Серому попасть.
Думает о лете.

    А теперь закройте глаза. И представьте себе: Мокрые сосны, тёмные тучи, дождь моросит, поникшие былинки, листочки на земле, под большой сосной зайчик, который думает о лете, прячется от волка.

    Откройте глазки и попробуйте нарисовать то, что вы представили.

Итог урока: Выставка детских работ к стихотворению А.Блока “Зайчик”.

    С каким произведением познакомились?

    Какие новые слова узнали? (ложбинка, тешились, косились)

    Посмотрите на доску в своих работах Вы показали, как вы поняли произведение А.А.Блока “Зайчик”.

    Вам понравился сегодняшний необычный урок? Вы хорошо работали. Спасибо.

А блок зайчик

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *